Доклад провести эксперимент слепой и открытый вкусовой тест

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно-исследовательская работа

Предмет:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Тема работы:

«АНАТОМИЯ ВКУСА,

Сапунова Оксана Юрьевна

Учитель начальных классов,

1.1.Роль запаха в жизни человека………………………………………………………………2

1.3. Как запах влияет на восприятие вкуса……………………………………………………..4

Опыт № 1. Исследование вкусовых ощущений при употреблении сока…………………….4

Опыт № 2. Исследование вкусовых ощущений при приеме в пищу овощей и фруктов…..5

Все люди на Земле любят вкусно поесть. Но как же трудно объяснить, что при этом происходит. Ученые годами искали ответы на многие интересующие их вопросы в формировании вкуса. Как правило, вкусную и полезную еду мы считаем ту, которая вкусно пахнет и аппетитно выглядит. Процесс восприятия пищи очень сложный и формируется с помощью нервной системы, информация в которую попадает через специальные органы – анализаторы. У меня возник вопрос, – какие факторы влияют на восприятие вкуса. Это и стало актуальностью моей работы.

Цель моей работы – изучить, какие органы чувств использует человек во время еды.

Для решения этой цели я обозначил ряд задач:

Изучить литературу по теме исследования;

Исследовать восприятие некоторых видов пищи с использованием зрительного и обонятельного анализаторов и без них

Проанализировать полученные результаты.

Объектом исследования является обоняние и зрение человека.

Предметом исследования является роль обоняния и зрения в восприятии вкуса пищи.

Гипотеза исследования – различать вкусы и получать удовольствие от еды человеку помогают зрительный и обонятельный анализаторы, без их участия вкус некоторых продуктов не ощущается.

Методы исследования : анализ литературы и страниц интернета, опыт, анализ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было проведено изучение и систематизация литературных данных по рассматриваемой теме.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, чтобы расширить представление о связи зрения и обоняния и их значения в восприятии вкуса пищи.

Таким образом, изучение роли зрительного и обонятельного анализаторов в восприятии вкуса пищи является актуальной научной темой, имеющей как теоретическую и практическую значимость.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Роль запаха в жизни человека

Способность распознавания распыленных в воздухе ароматов называется обонянием. Обоняние связывает человека с внешним миром. Знания о воздействии различных запахов на человека уходят далеко в глубину веков. Известно, что пещерные люди в целях защиты пропитывали свои одежды дымом костра, так как запах гари всегда порождает ощущение паники, тревоги (горящий лес!) и этим отпугивает диких животных.[1]

В современном мире обоняние имеет не такое большое значение, как зрение или слух. Через обоняние человек получает всего 2% информации, тогда как через зрение – 90%, через слух – 5%. Но эти два процента играют очень важную роль в формировании целостной картины мира. Особую роль обоняние играет в самые первые минуты жизни человека.

Обоняние новорожденного младенца развито сильно, не слыша и не видя своей матери, малыш по запаху может ее отличить от любого другого человека.

Обоняние влияет на наше настроение, эмоции и поведение. На настроение запахи влияют как мощный стимулятор, от них зависит так же много, как и от общего физического состояния человека. Яркий пример влияния запаха на настроение — это действие лаванды, камфоры, герани: их ароматы бодрят, внушают оптимизм, снижают депрессию.

Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут привлекать и отталкивать людей. В обычной жизни люди узнают других людей на основании зрительных и, в меньшей степени, акустических сигналов. Мало кому придет в голову идентифицировать друга по его запаху. Тем не менее, человек обладает способностью распознавать по запаху отдельных индивидуумов. Э та проблема исследована еще недостаточно хорошо и число посвященных ей публикаций непрерывно растет.[2]

1.2.Анатомия вкуса.

Вкус является одним из пяти чувств восприятия, которые очень важны для жизнедеятельности человека. Основная роль вкуса – выбирать и оценивать пищу и напитки. В этом ему во многом помогают и другие чувства, особенно обоняние.

Механизм вкуса приводится в действие химическими веществами, содержащимися в пище и напитках. Химические частицы, собираясь во рту, превращаются в нервные импульсы, передающиеся по нервам в головной мозг, где они расшифровываются . (Приложение 1 ) Поверхность языка человека покрыта вкусовыми сосочками, которых у взрослого человека от 5 до 10 тысяч. С возрастом их количество уменьшается, что может вызывать определенные проблемы с различением вкусов. Сосочки, в свою очередь, содержат вкусовые почки, которые имеют определенный набор рецепторов, благодаря которым мы и ощущаем всю гамму вкусового разнообразия.

Они реагируют только на 4 основных вкуса - сладкий, горький, соленый и кислый. Однако сегодня часто выделяют еще и пятый – умами. Родиной новичка является Япония, и в переводе с местного языка это значит "аппетитный вкус". На деле же умами представляет собой вкус белковых веществ. Ощущение умами создают глутамат натрия и другие аминокислоты. Умами является важным компонентом вкуса сыров рокфор и пармезан, соевого соуса, а также других неферментированных продуктов – грецкого ореха, помидора, брокколи, грибов, термически обработанного мяса.

За сладкий вкус отвечает кончик языка, боковые края передней части языка – за соленый вкус, боковые края задней части языка - за кислый вкус, корень языка - за горький вкус, умами – центральная часть языка ( Приложение 2 ).

Как запах влияет на восприятие вкуса

Как запах влияет на восприятие вкуса

Во время жевания и глотания вы ощущаете запахи даже той пищи, которая уже у вас во рту. Все они поступают в носовую полость, где расположены обонятельные клетки. Эти клетки работают так же, как и вкусовые рецепторы — но отвечают за восприятие запаха, а не вкуса. У них тоже есть крошечные волоски, которые при контакте с запахом посылают мозгу сигнал через обонятельный нерв.

Взаимодействие обонятельных клеток с запахами

В отличие от вкусовых, обонятельные клетки могут различать тысячи разных ароматов — от мясного до фруктового. Получается, что практически каждый компонент нашего вкусового впечатления, кроме пяти известных вкусов, — это на самом деле запах. Поэтому он так важен в восприятии вкуса. Это также объясняет, почему при заложенном носе пища кажется безвкусной.

Нам кажется, что во время приема пищи активна только наша пищеварительная система, но это не так. Наш мозг проделывает огромную работу. А работает он в тандеме с вкусовыми и обонятельными рецепторами — именно они помогают нам распознавать вкусы. Благодаря сложной анатомии мы помним любимые лакомства из детства и можем наслаждаться блюдами в кафе.[4]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опыт № 1. Исследование вкусовых ощущений при употреблении сока

Для того, чтобы определить важны ли зрительный анализатор и обонятельный для определения вкуса сока нами проведен следующий опыт:

Вкус без запаха: отличите ли вы картофель от яблока?

Будучи еще совсем маленьким, ваш ребенок уже проявлял свои вкусовые предпочтения. Какие-то продукты ему нравились, а какие-то нет. Спросите у ребенка, какие его самые любимые блюда? И что для него самое вкусное на свете? Возможно, вы даже будете удивлены. А бывало ли так, что во время простуды, ваш ребенок жаловался, что еда вдруг стала противной и безвкусной? С появлением насморка даже любимые продукты теряли для него свою притягательность. Но почему так происходит? И что дает нам возможность испытывать всю гамму и богатство вкуса? Проведите с ребенком этот простой эксперимент, и он узнает, что есть что-то еще, что имеет большое значение для вкусовых ощущений.

Что вам для этого понадобится:

  • Небольшие кусочки очищенного и порезанного картофеля.
  • Небольшие кусочки очищенного яблока (аналогичной формы, как и кусочки картофеля).
  • Две тарелки.

Порядок действий:

1. Возьмите две тарелки и положите на одной из них порезанные кусочки картофеля, а на другой кусочки яблока. Важно, чтобы они были порезаны одинаковым способом и по виду мало чем отличались друг от друга.

2. Попросите ребенка закрыть глаза либо же для надежности завяжите ему их шарфиком.

3. Несколько раз поменяйте расположение тарелок так, чтобы ребенок уже не смог определить, где располагается тарелка с картофелем, а где с яблоками.

4. Предложите ребенку зажать нос пальцами и съесть по очереди кусочек из одной тарелки и кусочек со второй. Ну что? Ребенок смог определить, что именно он съел?

5. Затем пусть ребенок откроет глаза и посмотрит на порезанные продукты. Теперь он знает, где располагается картофель, а где яблоко. Пусть снова попробует кусочек каждого из них. Каков вкус сейчас? Легче ли стало определиться и распознать его?

Что происходит?

В целом, для того чтобы в полной мере насладиться вкусом фрукта, овоща, ягоды или приготовленного блюда, помимо обоняния и зрения, нужно задействовать также и осязательные и термические ощущения. Так мы, к примеру, можем почувствовать вяжущий, терпкий или клейкий вкус. А благодаря термическим ощущениям насладиться вкусом свежести и прохлады (пожевав листик мяты) или же жгучим вкусом (например, съев перец или горчицу).

Исследование вкусовой функции. Методы исследования вкуса

Вкусовая функция выполняется в значительной мере языком. Однако вкусовые почки, которые являются рецепторами вкусовых ощущений, обнаруживаются также па задпей стенке глотки, на поверхности надгортанника и ряде других участков слизистой глотки и соседних с ней органов. Н. В. Склифосовский описал два случая полного удаления языка в связи с раковым поражением последнего; после операции больные продолжали воспринимать вкусовые ощущения вводимых через рот растворов.

Вкусовые рецепторы расположены в области языка и глотки неравномерно и несимметрично (Г. А. Шрейбер). На левой половине их обычно несколько больше, чем справа; расположены они в области языка, преимущественно на кончике, па боковых поверхностях и в задпей его половине.

Отдельные зоны вкусовой чувствительности воспринимают преимущественно одпо из основных вкусовых раздражений, т. е. наиболее легко раздражаются соответствующими вкусовыми веществами. Кончик языка воспринимает преимущественно ощущение сладкого, корепь языка преимущественно ощущение горького. Задние отделы краев языка раздражаются легче всего кислым, а передние отделы—соленым.

Однако специфические вкусовые рецепторы распространяются (хотя и в меньшем количестве) также за пределы указанных зон. Поэтому практически можно вызвать любое вкусовое ощущение в каждой из названных зон, только в зоне неспецифической для данного раздражителя требуется большая концентрация последнего.

Для исследования вкусовой функции применяют раздражители, каждый из которых вызывает одно основное вкусовое ощущение: сладкого (раствор сахара), горького (раствор солянокислого хинина), кислого (раствор кислоты—уксусной, лимонной, соляной) и соленого (раствор поваренной соли). Следующие минимальные концентрации растворов считаются пороговыми (А. И. Бронштейн). На 100 мл воды: поваренной соли 0,05 г, сахара 0,4 г, хинина 0,000008 г, кислоты соляной 0,003 г. Температура раствора должна быть близкой к температуре тела.

исследование вкусовой функции

Для исследования вкусовой чувствительности полости рта и глотки в целом применяют полоскание соответствующим раствором в количестве 10 мл в течение 3—5 секунд. Исследование новым вкусовым веществом производится после прополаскивания рта и глотки водой и с интервалами в 2 —3 мппуты.

Более детальные и точные данные получаются при исследовании отдельных участков вкусовой поверхности. При этом применяют растворы более концентрированные: хинин-2%, сахар-40%, поваренная соль— 20%, соляная кислота 0,2%.

Означенные растворы наносят на исследуемую поверхность тонкой кисточкой, намотанной на тонкий зонд ватой, стеклянной палочкой. Наиболее целесообразно пользоваться пипеткой: тогда можно дозировать количество наносимого раствора (по числу капель) и избежать тактильного раздражения инструментом. Исследование производят при закрытом носе и задержанном дыхании, дабы исключить обонятельное ощущение, которое может быть вызнано исследуемым веществом. Исследуются отдельно каждая вкусовая зона на правой и левой половинах языка.

Для исследования глотки пользование водным раствором вкусовых веществ не удобно, так как жидкость плохо удерживается на ее стенках. Во избежание этого к водному раствору прибавляют желатину в количестве 2% и капли раствора с желатиной наносятся бюреткой, снабженной резиновым баллончиком. Для исследования вкусовой функции слизистой носоглотки применяют стеклянные трубочки, несколько изогнутые наподобие ушного катетера, которые вводятся в апифаринкс через нос. Такие же трубочки применяют для исследования в области задней трети языка. Перед применением нового вкусового вещества удаляют остатки ранее применявшегося вещества путем полоскания или смывания.

При наложенном методе результаты исследования, т. е. данные о состоянии вкусовой функции, оценивают по субъективным ощущениям исследуемого. Возможно получить и объективные данные исследования вкусовой функции. Опытами на животных и людях показано (И. В. Тимофеев), что безусловный рефлекс слюноотделения протекает по-разному при каждом из осповных вкусовых раздражителей (при одном раздражителе количество слюны постепенно нарастает, при другом уменьшается, при третьем изменяется волнообразно и т. п.).

С. Петаманов, Н. Ф. Суворов своими опытами показали, что вкусовое раздражение сопровождается рядом рефлексов на сосудистую систему и виде изменения кровяного давления, температуры кожи, частоты пульса, объема отдельных органов. При этом каждый из основных вкусовых раздражителей вызывает характерные для него рефлексы на сосудистую систему. Использование указанных рефлексов позволяет получить объективные данные о состоянии вкусовой функции у исследуемого.

- упражнять детей в экспериментировании, умении делать выводы.

- умение работать в парах и подгруппах

- развивать познавательный интерес,

- развивать логическое мышление,

- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные

- Воспитывать умение работать в парах, подгруппах

- Воспитывать толерантное отношение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих

Пробирки со сладкой (раствор сахарозы, кислой (лимонный сок, соленой (раствор поваренной соли) и горькой (сок грейпфрута) жидкостью, ватные палочки, сахар, набор для экспериментирования, дневники исследователей

Исследовательский дневник

Ход исследовательской деятельности

Слайд № 1 Воспитатель: прежде чем мы продолжим наши исследования, давайте вспомним правила работы в лаборатории. (ответы детей)

Воспитатель: отлично. Можно приступать.

Воспитатель: обратите внимание на стол. Перед вами 4 пробирки, но баночки не пустые. В них что-то находится. Можете ли вы, используя только глаза, определить, что находится в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель: а если использовать нос?

Дети определяют наличие запаха. Высказывают предположения (в баночке №1 - … и т. д.)

Воспитатель: вы очень хорошо справились с этим заданием. Но скажите, удалось ли вам окончательно определить, что находиться в пробирках? (ответы детей)

Воспитатель: как видите, при помощи только зрения и обоняния нам не удалось полностью выполнить эту задачей. Что же ещё можно сделать? (дети высказывают предположения)

Воспитатель: совершенно верно. Нам на помощь приходит ещё один орган чувств – орган вкуса, который представлен языком. (слайд № 2) Давайте познакомимся с его строением. Внимание на экран. Слайд № 3. Язык – это мышца. Причём одна из самых сильных мышц в нашем организме. Язык имеет корень (часть, которой он крепится). Кстати, язык – это единственная мышца в нашем организме, которая прикрепляется только одним концом, а второй конец свободный. Далее идёт тело языка и кончик. У языка очень интересная поверхность. Предлагаю вам взять в руки зеркала и рассмотреть свой язык. Поверхность языка покрыта вкусовыми сосочками. Слайд № 4. Именно они помогают языку определять вкус.

А теперь я предлагаю вам попробовать на вкус и определить, что находится в баночках.

Воспитатель: предлагаю Ане выйти и отметить на доске результаты первого эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: сладкий, горький, солёный, кислый - это 4 основных вкуса. А знаете ли вы, что каждый вкусовой сосочек может определить только один вкус. Сосочки, которые определяют одинаковые вкусы, располагаются рядом друг с другом и занимают на языке определённое место. А это значит, что разные части языка могут воспринимать только определённый вкус. И вот ваша с задача: определить, где на языке расположены зоны, отвечающие за восприятие сладкого, солёного и кислого вкусов. Мы с вами сейчас проведём эксперимент, результаты которого занесём в наш исследовательский дневник. Но для этого вам необходимо разделиться на пары. Сначала один будет испытатель, а второй – испытуемый, а потом поменяетесь.

Воспитатель: испытатели, возьмите ватную палочку, обмакните её в баночку № 1 (кислый) и приложите её к кончику языка испытуемого (слайд № 5) … а теперь к боковой части (ближе к корню). Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Палочку выбросили.

Воспитатель: а теперь поменялись ролями. Испытатели обмакивают палочку в баночку № 2 (сладкий) и прикладывают её к центру языка испытуемого (слайд № 6) … а теперь к кончику. Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Выбрасываем палочку.

Воспитатель: снова поменялись. Обмакните палочку в баночку № 3 (солёный) и приложите её к центру языка испытуемого (слайд № 7) … а теперь к боковой части, ближе к кончику. Где вы почувствовали вкус?

Воспитатель: зафиксируем результаты в дневнике. Слайд № 8. Предлагаю Вере выти к доске и отметить результаты второго эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а теперь в нашей лаборатории небольшой технический перерыв.

Мы ногами топ – топ, Повернись вокруг себя.

Мы руками хлоп – хлоп! Раз – присели, два – привстали.

Мы глазами миг – миг, Руки к верху все подняли.

Мы плечами чик – чик. Раз – два, раз – два,

Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам провести ещё один эксперимент

Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык. Язык не прячем во рту. Теперь я каждому положу на язык несколько кристалликов. Чувствуете вкус? (дети отвечают кивком головы)

Воспитатель: спрятали язычки. А теперь почувствовали? (Вкус усилился или стал слабее) (ответы детей)

Воспитатель: а почему это произошло? (дети высказывают предположения) Предлагаю Лере выйти к доске и отметить результаты. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)

Воспитатель: а что же такое слюна? слайд № 9. В основном слюна состоит из воды. Но также в ней, хоть и в небольшом количестве присутствуют вещества, которые помогают переваривать пищу, а также вещества, которые убивают микробов, попадающих в наш рот. Откуда же берётся слюна? Дело в том, что у языка есть помощники – это слюнные железы. Именно они вырабатывают слюну. Давайте посмотрим, где они расположены.

Слайд № 10. У нас, помимо большого количества маленьких, 6 крупных слюнных желё з: 2 подъязычные, 2 подчелюстные и 2 околоушные. Слюна, которая в них образуется, попадают к нам в рот. И напоследок предлагаю вам приготовить напитки. Вам предстоит разделиться на 2 подгруппы. Каждой подгруппе я даю схему, в соответствии с которой вы будете готовить. Потом представитель другой подгруппы попробует и попытается определить, что за напиток вы приготовили и какой вкус он имеет. (Дети работают со схемами. (музыка) Ребёнок из другой подгруппы определяет вкус.)

Воспитатель: а какое - простым? Ответы детей

Читайте также: