Доклад про ученого византии

Обновлено: 05.07.2024

Науки и техники византийский сыграли большую роль в сохранении знаний , полученных во время классической древности и их передачи в арабском мире и в Западной Европе в конце Средневековья и раннего Возрождения итальянский . За исключением нескольких изобретений, особенно в военной области, византийцы не слишком много вводили нововведений, ни на научном уровне, будучи менее заинтересованными в теоретических аспектах таких наук, как математика или астрономия, чем в их практических приложениях, ни на техническом уровне, где они увековечили методы, использовавшиеся в Римской империи .

Понятия науки и техники тогда были далеки от того, чем они являются сегодня. Священные тексты и философия были такой же его частью, как математика и астрономия (высокие науки) или астрология и алхимия (низкие науки). Таким образом, в истории Универсальные Хроники , очень популярные в Средние века, были, по сути, предназначены для демонстрации роли, которую играла Империя в божественном плане, в то время как Истории были не столько объективным отчетом о прошлых событиях, сколько извинениями князя и его семья. Разделение между науками было далеко не окончательным, и интеллектуал мог преподавать и медицину, и философию; поэтому упоминание того или иного ученого в той или иной категории часто отражает только основную сферу деятельности, в которой этот человек отличился.

Резюме

Наука


Мишель Пселл, интеллектуал и политик, был одним из величайших полиграфологов своего времени, чьи знания касались всего: философии, риторики, геометрии, теологии, медицины, истории . Вот его Математический компендиум в издании 1647 года.

Византийское научное производство не демонстрирует какого-либо заметного прогресса по сравнению с классической античностью, в которой оно берет свое начало. Тем не менее, у него будет то преимущество, что он сохранит его и передаст в мусульманский мир и Европу итальянского Возрождения . Он основан на философии и метафизике, к которым будут добавлены история и география, математика и астрономия. Несмотря на определенную оппозицию языческой традиции, многие классические ученые, такие как Мишель Пселлос или Жан Мавропус, занимали высокие посты в церкви. В трудах древности не перестают быть изучены в Византии на могуществу классических исследований в Афинах Академии для IV - го века и V - го века, в жизненности философской академии Александрии и ростом университета Константинопольского где преподавались только светские предметы, богословие преподавалось в Патриаршей академии. Монашеские школы сосредоточились на Библии, богословии и литургии. С тех пор переписчики в монастырях сосредоточили свои усилия на воспроизведении рукописей религиозного характера, в то время как произведения языческой древности были расшифрованы, обобщены и аннотированы гражданскими лицами или членами духовенства, такими как Фотий , Арета Кесарийский , Салоники Евстат и Василий Бессарон . Различие между различными науками или даже их отношение друг к другу было гораздо менее четким, чем сегодня, и многие ученые работали на полиграфе и писали на разные темы. Таким образом , Мишель Italikos в первой половине XII - го века преподавал наряду с священными текстами математикой (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), механикой, оптикой, медициной и философией.

История


История в Византии принимает две формы: либо описание событий царствования или периода, обычно написанное во славу князя или семьи, либо универсальная хроника, цель которой - убедить читателя в том, что византийский мир и православная вера под руководством императора воспроизводят на земле порядок, желанный Богом на небесах. В то время как первые написаны в изящном и изысканном стиле, вторые написаны на языке, который не так уж далек от повседневного.

Перечислить здесь всех византийских историков невозможно. Упоминание только через век Феофилакт Симокатт , которые можно рассматривать в качестве последнего историка древнего мира и которые жили в начале VII - го века. Он написал работу под названием историографических Истории , поступив в связи историков VI - го века ( Прокопий , Агафия Мирина, Менандр Протектор ) хроника царствования императора Восточной Maurice I ст (582-602) , который является основным источником информации о что персы и славяне . Феофан Исповедник (758/759 - 817/818), аристократ, монах, богослов и летописец, наиболее известен как автор важной хронографии, продолжающей хронографию Георгия Синцелла (умер после 810 г.) от Диоклетиана до падения Михеля I. st Rhangabé .

В XI - м веке, Джордж Cédrenne сказал Cécaumène, написал Универсальная хроника расширяясь, как обычно в это время, с момента создания мира до появления Исаака Комнина (1057); это один из немногих источников о городах Хазарии после разграбления Итиля (или Атиля) в 969 году.

Первый ребенок императора Алексия I - го , Анна Комнина (1083-1153) писал в 1148 году в Alexiade , извиняющимся работы , посвященной его отцу, но также содержит обширную информацию о норманнов , что скифы (печенегов) и турки в дополнение к показывая нам историю Первого крестового похода с византийской точки зрения.

Помимо передачи нам исторических знаний античности, многие из этих авторов, взяв за основу работы древних авторов, некоторые из которых известны нам только через них, добавляют данные о более позднем мире до своего времени.

География


Математика и астрономия


Астролябия будет предметом многочисленных работ по астрономии на Западе и на Востоке. Вот средневековый исламский образец, датируемый примерно 1480 годом (Музей истории науки, Оксфорд).

Новая эра открылась в IX - м века с Лео Математика , ученым, философом и религиозным византийского, который начал выполнять математические науки и астрономию и естественные науки, и кому мы обязаны была основные труды древних математиков таких как скопировали Евклид, Диофант, Аполлоний, Птолемей, Архимед и другие.

Однако с этого периода работы древнегреческих авторов покинули Константинополь вместе с эмигрантами, поселившимися на Западе, где, наряду с уже переведенными на арабский, латынь или иврит, они внесут свой вклад в возрождение математики.

Физический


В этом вопросе византийцы продолжат работу древних греков, копируя, обучая или развивая их, чтобы примирить греческую мысль и христианские представления о вселенной; Однако велика их заслуга будет передавать эти знания сирийцы, арабы и, в XIII - го века Норман Сицилии. Как и в географии, их интерес будет меньше в теории, чем в применении физики к техническим проблемам.

Жан Филиппон (также известный как Иоанн Граммэрианец - ок. 490 - после 568 г.) Философ и теолог-монофизит подверг сомнению теорию Аристотеля о том, что снаряды продолжают двигаться под действием движущей силы, передаваемой метателем (а не движением воздуха) и заменим его теорией импульса . Его критика станет источником вдохновения для Галилео Галилея, который будет много раз цитировать его в своих работах.

Физика Аристотеля не будет изучаться в Константинополе до XIV - го века и будут проходить обширные комментарии по Simplicius (около 480 - 509), Михаил Пселл (1017/1018 - 1078), Майкл Эфесский ( XI - го века) и Теодор Метохит ( 1270–1332). Среди прочего мы обязаны Мишелю Пселлосу многими работами по материи, цвету, движению, эху, дождю, грому и молнии, а также его современнику Симеону Сету , которому мы обязаны Трактатом по физике в пяти книгах (на Земле, четырех элементы, небеса, материя и душа, а также конечная причина) аристотелевского вдохновения.

Медицина

Что касается архитектуры, медицина - одна из наук, в которой византийцы превзошли своих греко-римских предшественников и повлияли как на арабо-мусульманскую медицину, так и на медицину, которая развивалась в Европе в эпоху Возрождения. Работа Гиппократ и из Галена легла в основе медицинских знаний , обогащенных учеными как Oribasius (ст 325 -.. V 395), византийский составитель медицинских знаний , которые не стеснялись правильные неисправными древними методы, Аэции Амиды ( VI - й век), Александр Траллесом ( VI - го века) и Пол Эгины ( VII - й век), Плеяды Series (греч epitomes iatrikes Biblia гепта , Latin: де - Ре Medica Libri Septem ), это семь книг сборник текстов древние врачи, провозглашающие антологический подход к традиции.

Особое внимание, уделяемое гигиене и организации здравоохранения, было источником постоянной заботы для имперской администрации и для церкви, которая за нее отвечала, и представляет собой новшество по сравнению со старейшинами. Он вдохновил на создание больниц, обучение врачей, приготовление и хранение лекарств.

Технология

Архитектура


Помимо зданий, предназначенных для богослужений, византийская архитектура развивалась вместе со многими гражданскими зданиями: Большой Константинопольский дворец , ныне разрушенный, был крупнейшим архитектурным ансамблем Константинополя. Постоянно расширяются Константин I ул к X - го века, это была целые несколько пестрых административные здания, дворы, павильоны и церковь, напоминает Кремль в Москве. Стены Константинополя со стеной Феодосия позволили своими двадцатью километрами в длину и своими внушительными башнями более тысячи лет противостоять всем врагам.

Военная техника


Византийский корабль , используя греческий огнь против этого Томаса славянина в 821 (Скилицах Иллюстрации Мадрида, XII - го века).

Струя жидкости нагревалась и выбрасывалась сифоном из бронзовой трубки. Он мог гореть в воде, и его можно было потушить только песком, лишив огонь его кислорода, или с помощью уксуса или старой мочи, вероятно, из-за определенной химической реакции.

Его использование, особенно против военных флотов, имело катастрофические последствия для врага и обеспечило выживание империи во время двух арабских осад Константинополя (в 674-678 и 717-718 годах).

Вскоре византийцы обнаружили, что этот греческий огонь также можно было спровоцировать с помощью зажигательных гранат, которые появились вскоре после правления Льва III (717-741) в виде каменных или керамических сосудов. Эти довольно большие контейнеры были запущены по противнику с помощью катапульты или требушета, либо уже горели, либо воспламенялись пылающей стрелой после выстрела.


Точно так же переносной требушет (греч. Cheiromangana ) состоял из рогатки, установленной на подставке, которая использовала рычаг для метания снарядов. Его использовал император Никифор II Фокас около 965 года для разгона вражеских формирований на открытой местности. Он также упоминается в тактике генерала Никифора Урана (около 1000 г.) и классифицируется как форма оружия в De obsidione толеранда (анонимный автор).

Отношения с арабским миром


Культурные и научные обмены между византийским миром и арабским миром были многочисленными и частыми. Даже в пределах халифата Аббасидов существовали монастыри и христианские общины , где греческая литература распространилась по всему VIII - го века. Халифы пытались привлечь некоторых византийских ученых , как Лев Математик ( IX - го века) в Багдаде; Фотий ( IX - го века), а затем профессор в Константинополе и будущий патриарх Константинопольский, мог , вероятно , работа в Багдаде в посольствах , которые приняли в 838, 845 и 855. Византии и позволил средневековый мусульманский мир , чтобы приобрести древние и более современные Греческие тексты по астрономии, математике и философии, которые затем были переведены на арабский язык. Тем не менее, ученые византийские как Грегори Чониадс (начало XIII - го век-начало XIV - го века , который посетил блестящий МАРАГ интеллектуального центр, Персию, со своей обсерваторией , основанной в 1259 год по Хулагу - хану , в переводе на греческие астрономические таблицы персов, в частности Ilkhanian Столы из Насир ад-Дин ат-Туси , в Sinjaric Столы из аль-Хазини , астроном из Мерва византийского происхождения (флор. 1115-1130), а также таблицы и комментарии его хозяина Шамс аль-Bukhariv Другие византийские ученые использовали транслитерации с арабского языка для описания определенных научных концепций, а не традиционных древнегреческих терминов, таких как арабский термин талеи вместо древнегреческого гороскопа .

Отношения с западом


В средние века греческий язык был практически неизвестен на Западе. Сохранилось лишь несколько текстов Аристотеля (часть " Органона" благодаря Боэцию ) и ранних отцов церкви. Эволюция произошла с развитием торговли между Востоком и Западом после первых крестовых походов. В городах северной Италии, а затем в Риме (куда папство переселилось в 1420 году после длительного пребывания в Авиньоне ), а также в Венеции (включая ее университетский город Падуя ), экономическая и политическая буржуазия того времени начала расти. проявлять все больший интерес к наследию древних греков и римлян и их политической мысли. На юге Италии продолжали существовать в XIII - м веке является важным греческой общины сосредоточены в регионе Мессина в Калабрии и Апулии . Она сохранила свою культурную идентичность благодаря многочисленным контактам с Константинополем, а также своей религиозной идентичности, как благодаря своей привязанности к литургии, отличной от римской литургии, так и благодаря Константинопольскому патриарху, которого она считала истинным главой церкви.

Если Петрарка и Боккаччо выразили желание изучать греческий язык, чтобы читать древние тексты, эта мечта могла осуществиться только с прибытием византийского дипломата Мануэля Хризолораса (ок. 1355–1415). После первой поездки в Италию в 1394 году с просьбой о помощи Запада против турок, Хризолорас прибыл в Венецию в 1396 году и в следующем году поселился во Флоренции . В течение трех лет, проведенных там, он давал уроки греческого языка нескольким гуманистам, включая Никколо Никколи и Леонардо Бруни .


Спустя двадцать лет после смерти Хризолораса Флорентийский собор был созван, чтобы достичь воссоединения христианских церквей Востока и Запада, чтобы провести важнейшую встречу между итальянскими и византийскими интеллектуалами в этот поворотный период между Средневековьем и Возрождение. В ноябре 1437 года император и делегация из 700 человек, в том числе патриарх Иосиф II, двадцать митрополитов, несколько епископов, а также миряне, сведущие в богословии, отправились в Венецию. Среди них был Жорж Гемист (ок. 1355/1360 - 26 июня 1452 г.), известный как Плетон по аналогии со своим кумиром Платоном. Его мало интересовали богословские дискуссии, он проводил большую часть своего времени, читая лекции о философских различиях между Платоном и Аристотелем, которые очаровывали флорентийцев. Его трактат, в котором он защищал Платона и критиковал Аристотеля, вызвал споры, которые продолжались в Риме еще долгое время после Собора и возвращения Плетона в Мистру, где он закончил свои дни. Вероятно, именно его деятельность натолкнула Козимо Медичи на идею основания Платонической академии.

Одним из его коллег в византийской делегации был Василий (Жан) Бессарион (1403-1472), который участвовал в совете с про-юнионистами и обратился в католицизм в конце собора. Отвергнутый своими соотечественниками по возвращении в Константинополь, он вернулся в Рим, где был назначен кардиналом и привез из Константинополя ряд древних рукописей, чтобы защитить их от неминуемого турецкого вторжения. Именно эти рукописи будут использовать Жорж де Требизонда , Теодор Газа и, возможно, Лоренцо Валла , среди прочего , для перевода и популяризации нескольких авторов и отцов греческой церкви. Его библиотека, состоящая из 746 рукописей, будет передана после его смерти Венецианской республике, где вместе с другими они составят коллекцию Biblioteca Marciana.

Захват Константинополя турками в 1453 году привел к изгнанию не только многих византийских интеллектуалов, университетских профессоров, но и значительного числа людей, работающих в их окружении, таких как переписчики или анонимные переводчики, которые часто играли определенную роль. неясное, но, тем не менее, важное при распространении греческих текстов. Более того, эти эмигрантские художники и мастера не только привезли с собой много рукописей, ранее неизвестных на Западе, но и исправят часто искаженные тексты, которые уже прибыли туда, в частности, с помощью различных арабских версий и, обращаясь к комментаторам Аристотеля и Платона, византийцев и александрийцев, лучше поймут изначальный дух. Наконец, их сотрудничество с набирающими популярность прессами дало новый импульс их преподаванию в различных итальянских университетах.

Византийские богословы внесли весомый вклад в разработку православ­ного вероучения. При этом они опира­лись на античную философию, исполь­зуя, в отличие от европейских схолас­тов, работы не только Аристотеля, но и других античных ученых. Напрасно ломали головы над решением пробле­мы: как лучше познавать Бога — разу­мом или верой? По-разному отвечали также на вопрос: Бог или судьба управля­ют Вселенной и человеческой жизнью.

Византийские наука и техника значи­тельно опережали западноевропейские.

Византийский ученый Лев Математик положил начало алгебре, заменив цифровые символы буквенными. Он изобрел световой теле­граф, много хитроумных механизмов, которыми поражались иностран­цы. Это были подвижные статуи, механические певчие птицы и т. п.

X в. Из рассказа итальянского посла о приеме иностранных дипломатов во дворце императора Константина VII Багрянородного

Перед троном императора стояло медное, однако позолоченное дерево, ветви которого пестрели всякими птицами, сделанными из бронзы и также позолоченными. Птицы пели, каждая свою особую мелодию. Трон императора был устроен так искусно, что сначала казался низеньким, почти на уровне земли, потом несколько выше и, наконец, будто зависал в воздухе. Испо­линский трон окружали, словно дежурные, медные или деревянные. позолоченные львы, которые безумно били своими хвостами о землю, откры­вали пасть, двигали языком и громко рычали. После того, как я. в третий раз склонился перед императором, приветствуя его почтительно, я поднял голову и увидел императора уже совсем в другой одежде, почти под потол­ком зала, тогда как только что я видел его на троне на небольшом расстоя­нии от земли. Я не мог сообразить, как это случилось. Должно быть, его подняло вверх какое-то механическое устройство.

Михаил Пселл — богослов, филолог, правовед, физик, астроном, био­лог. Умело приспосабливался к политической обстановке — пережил девять императоров, даже стал первым министром.

Астрономические наблюдения — наблюдения, связанные с астро­номией, то есть наукой о небесных телах.

Астрология — учение, согласно которому по расположению небес­ных тел можно предсказать будущее, судьбу человека.

Ссылки к разделам статьи

Храм св. Софии в Константинополе


Византийская империя – великая средневековая держава, вобравшая в себя великолепное наследие античности: Греции и Рима. В эпоху раннего Средневековья Византия значительно превосходила другие европейские страны во многих отраслях человеческой деятельности. Она дала миру высокие образцы литературы и искусства, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогли обогнать ей многие развитые государства Востока и Запада. Причиной такого неоспоримого могущества византийской цивилизации является образование.

Образование играло важную роль, выражаясь словами одного из императорских указов, считалось, что "образованность – величайшая из добродетелей". Примечателен высокий социальный статус образования в средневековой Византии, неслучайно по уровню образованности своих жителей Византия на многие века опережала европейские средневековые государства. Наличие образования считалось главным условием для государственных служащих и духовенства, в настоящее время наличие образования, так же влияет на карьерный рост человека.

Задача данной статьи – раскрыть особенности образования в Византии, выявить, чем система образования Византийской империи была уникальна и эффективна, в чем заключалась ценность образования, полученного в Византии.

Хронологические рамки эпохи Cредневековья, по мнению многих историков, заключаются именно в датах возникновения и падения Византии. Византийская империя просуществовала с 395 года, в период распада Римской империи, и до 1453 года – до захвата Константинополя турками.

С VII и вплоть до XV века Византия испытывала давление со стороны славян, арабов, болгар, венгров, печенегов, турок, а 1204 году Константинополь даже захватили участники Четвертого Крестового похода. Однако она всё равно оставалась воплощением могущества, роскоши, высочайшей культуры и продолжала играть значительную роль в судьбе средневековой Европы.

"Греческий огонь" - мощное оружие византийского флота, наводившее ужас на врагов империи.


На карте жёлтым цветом показана территория Византийской империи в во время её наибольшего расширения (1025 г.). В это время в состав Византии входил юг Италии, бо́льшая часть черноморского побережья, весь полуостров Малая Азия (кликните, чтобы увеличить изображение).



Одной из характерных черт Византии было Сохранение централизованной империи и сильной императорской власти. Культ императорской власти оказывал влияние на развитии искусства и культуры в целом.

Римский император Юстиниан

При императоре Юстиниане (годы правл. – 527-565) Византия достигла вершины своего могущества. Оказавшийся на троне выходец из крестьянской семьи проявил качества незаурядного политика и дипломата. Юстиниан сумел привлечь на службу талантливейших людей современности - полководцев, юристов, архитекторов, историков, которые составили славу его царствованию. Во время его правления были созданы замечательные памятники архитектуры и искусства, в том числе знаменитый собор Святой Софии. Самое значительное достижение Юстиниана – создание свода римского права – Кодекса Юстиниана, на многое столетие ставшего основным источником римского права в Европе.

Стоит отметить, место и роль церковной власти в государственных делах. В отличие от Западной Европы, где церковь диктовала пути развития государства и определяла образовательную политику, византийская церковь находилась в полной зависимости от государства, власть императора не была ограничена властью духовных лидеров, система образования носила более светский характер, но при этом церковь являлась неотъемлемым элементом жизни византийского общества. Возможно, именно это и обеспечило высокий уровень образования в Византии, так как на примере развития Европы и государств Востока можно видеть неэффективность исключительно богословского образования и чересчур большого вмешательства церкви в государственные дела.

Более свободная от религиозных догматов система образования дала миру учения таких видных представителей культуры как патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла. Религиозные и светские знания взаимодополняли друг друга, наряду со светскими мыслителями известны были такие христианскими теологи Востока, того времени, высказавшие множество педагогических соображений, среди которых были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. Конечно, были и те, кто отрицательно относился к светским знаниям, к такому типу образования, так в XIV – XV вв. в Византии появилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли, получившее название исихазма.

На бывшей территории Древнего Рима появились разные государства, в том числе Византия, которая смогла просуществовать 10 столетий, став одной из самых значимых стран того времени. Располагалась она в Турции, Греции и на Балканах. Столицей государства был Константинополь (современный Стамбул). Особого внимания заслуживает культура Византии, поскольку она оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию.

  • Основные периоды
  • Формирование основы культуры
  • Развитие музыки
  • Древняя архитектура
  • Особенности живописи
  • Влияние Византии на Древнюю Русь

Достижения культуры Византии

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

Борьба христианского богословия с античным наследием

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византийская мозаика

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Развитие музыки в Византии

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Живопись в Византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

Читайте также: