Доклад профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Выявление и коррекция отклонений процесса развития, является важным условием модернизации системы специального образования, поскольку позволяет максимально рано включить детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. (Н.Н. Малофеев, 1997, 1999, 2003). Раннее коррекционное воздействие базируется на концепции непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих в развитии, протекающем в реальном взаимодействии со средой в условиях единства материальной и психической сторон генеза каждого явления (Л.С. Выготский).

В преддошкольном возрасте овладение речью как средством общения представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).

Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в разных областях специальной педагогики: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелевой – при органических поражениях центральной нервной системы; Ю.А. Разенковой – при последствиях социальной депривации.

Дети преддошкольного возраста, состояние речи которых трактуется неврологами и логопедами учреждений здравоохранения как задержка речевого развития, представляют собой неоднородную группу по уровню языкового и когнитивного развития. У части детей задержка речевого развития успешно компенсируется без постороннего вмешательства и может рассматриваться как временное, обратимое состояние. У другой группы детей сходные отклонения речевого онтогенеза проявляются мозаично в языковых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте могут провоцировать расстройства речи различной степени выраженности (А.Н. Корнев, Б.Ж. Монделаерс, Е. Bates). Проблемы определения прогностически значимых признаков отклонений в формировании речи детей раннего возраста и отграничения их от задержки темпа речевого развития с целью своевременного коррекционного воздействия до сих пор остаются недостаточно изученными в теории и практике логопедии.

Известно, что развитие компонентов речевой деятельности обуславливается подвижным взаимодействием биологических и социальных предпосылок, которое определяет динамику смены периодов речевого онтогенеза, способствует усвоению новых средств общения (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.И. Лисина). Коррекция отдельных компонентов овладения речью без учета динамики их взаимодействия не способствует дальнейшему развитию речи как целостной системы. Следовательно, возникает необходимость синхронизации нарушенных или недостаточно сформированных компонентов речевого онтогенеза.

Таким образом, для логопедии остается актуальным описание прогностически значимых признаков речевых дизонтогений, исследование динамического взаимодействия компонентов речи детей раннего возраста на разных этапах овладения речью и разработка своевременного комплексного логопедического воздействия.

Цель исследования: разработать содержание и методы комплексного коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте на основе выявления прогностически значимых признаков отклонений речевого развития.

Объект исследования: процесс становления речевой системы детей раннего возраста с задержанным развитием речи.

Предмет исследования: комплексное коррекционно-предупредительное воздействие при отклонениях речевого развития на третьем году жизни.

Гипотеза исследования: в раннем возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов определяет каждый этап речевого развития и переход на последующий; отклонения речевого развития являются следствием дисинхронии компонентов речевой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте; направленное коррекционно-предупредительное воздействие на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты позволит минимизировать отклонения речевого развития в преддошкольном и предупредить нарушения речи в дошкольном возрасте; эффективность коррекционного процесса зависит от своевременности дифференциации отклонений в овладении речью и задержки речевого развития, от комплексности воздействия на составляющие речевого развития и направляемого участия семьи.

Задачи исследования:

  • на основе анализа имеющихся теоретических данных по проблеме исследования разработать динамическую модель психоречевого развития ребенка раннего возраста;
  • разработать методы ранней диагностики речевой системы детей третьего года жизни, систематизировать прогностически значимые признаки, определяющие типологию отклонений;
  • разработать и обосновать методику комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.

В работе использованы следующие методы:

  • анализ литературы по теме исследования с целью создания модели, демонстрирующей системность речевого развития ребенка раннего возраста;
  • эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, анкетирование, наблюдение с применением видеосъемки, сбор катамнестических данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
  • количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов формирующего обучения.

Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец); концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г.В. Чиркина); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Научная новизна исследования. Охарактеризованы основные компоненты, гармоничное взаимодействие которых определяет речевое развитие ребенка раннего возраста: психофизиологические, языковые и когнитивные. Обоснована целесообразность и возможность комплексного выявления отклонений речевого развития у детей раннего возраста. Описана совокупность прогностически значимых признаков таких отклонений и проанализированы типы отклонений речевого развития в раннем возрасте. Обоснованы направления дифференциальной диагностики отклонений и задержки речевого развития. Разработана методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития на третьем году жизни.

Теоретическая значимость исследования. Разработана динамическая модель взаимодействия психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов формирующейся речевой деятельности, позволяющая выделить признаки дизонтогенеза. Уточнены и охарактеризованы варианты речевых дизонтогений, которые позволяют прогнозировать расстройства речи различной этиологии. Полученные в ходе исследования результаты расширяют возможности ранней дифференциальной диагностики отклонений в овладении речью, обусловленных дисбалансом психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов речевого развития, в отличие от задержки его темпа и определяют содержание коррекционных мероприятий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что адаптированы и разработаны методы логопедической диагностики, позволяющие определять отклонения речевого развития у детей раннего возраста. Катамнестическими данными подтверждена результативность дифференциации отклонений речевого развития по темпу, степени выраженности и структуре недоразвития. Создана и апробирована методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия, рекомендованная к реализации в условиях специализированных ясельных групп, дошкольных логопедических пунктов, групп кратковременного пребывания, учреждений здравоохранения. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в вузах в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, а также при консультировании семей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования; его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, а также сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; применением методов статистического анализа: ранжирования, Т – критерий Вилкоксона и линейной корреляции Пирсона.

Основные выводы:

Процесс речевого развития определяется поэтапным взаимодействием психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов, что нашло свое отражение в разработанной нами модели психоречевого развития ребенка раннего возраста.

Выявлена совокупность прогностически значимых признаков отклонений речевого развития в раннем возрасте, что позволило среди детей группы риска выделить и охарактеризовать разные типы нарушений речевого развития, отдифференцировать их от темповых вариантов задержки.

Разработана, научно обоснована и апробирована методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при разных отклонениях речевого развития детей раннего возраста, имманентными составляющими которой являются следующие блоки: клинико-логопедический (коррекция моторных предпосылок артикуляции и слухового речевого гнозиса), музыкально-логопедический (коррекция интонационно-ритмических процессов), социально-педагогический (развитие когнитивной, эмоциональной сфер).

Доказана эффективность разработанного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речи в раннем возрасте, позволяющего в сензитивном периоде психического развития в зависимости от структуры дизонтогенеза устранить недостаточность функционирования психофизиологических и когнитивных компонентов речеязыковой системы и тем самым минимизировать вероятность нарушений речи вторичного порядка.

Дальнейшую перспективу исследования речевых процессов детей группы риска мы видим в мониторинге состояния специфических возрастных возможностей психоречевого развития детей в период дошкольного детства.

Ключевые слова. Профилактика речевых нарушений, ранний возраст, речевая деятельность, формирование речи, развитие речи.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее важным и ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

Нарушения речи могут быть вызваны разными причинами. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения. Как биологические, так и социально-психологические факторы риска, воздействующие на детей первых трех лет жизни, могут повлиять на развитие речи и привести к нарушениям или задержке речевого развития [8].

Эффективная и своевременная профилактика речевых нарушений способствует их предотвращению в раннем возрасте. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному комплексному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, которое позволяет своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого нарушения. Особое значение имеет определение основных направлений и организации содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста.

В связи с тем, что профилактика речевых нарушений предполагает комплексный подход, выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности [4].

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов.

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

5. Работа с родителями: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [11].

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких

движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук [4].

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов. Это подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определения индивидуального уровня развития слухового и зрительного внимания малыша.

Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему

Итоговые занятия (в основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи используют таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка и опросник для родителей.

Таким образом, основными направлениями профилактики речевых нарушений являются следующие: формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие экспрессивной, импрессивной речи и работа с родителями.

Для профилактики нарушений речи детей раннего возраста необходимо: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений, действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

В профилактической работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. [3].

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991.

2. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 1992.

3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1982.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., АПН РСФСР,1961.

6. Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. М., 2004.

7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

8. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. 1994. № 2

9. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997.

10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений ; под ред. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.

11. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. №8.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

В последнее время нарушение речи стало достаточно распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Основными причинами обычно являются:

замедленное психофизическое развитие;

отягощенная наследственность, травмы;

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

Интересно отметить, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком уже 2 – 2,5 лет, а не 4 – 5, как это было совсем недавно. В связи с этим особо значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по профилактике нарушений речевого развития уже с раннего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

В период от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря и достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произнося их совсем непонятно. Это обусловлено тем, что быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова. Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привлекает ее интонация, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они в этом возрасте не замечают.

В этот период показателем благополучия является потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить слова и звуки по подражанию.

Период от 2 до 3лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, только потому, что им нравится, как оно звучит. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, п, б, м, н, в, ф, т, д, к,г, и их мягких пар). К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, соноров, наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.

Для профилактики различных речевых нарушений, в том числе общего недоразвития речи, очень важно развивать общие речевые навыки у детей младшего дошкольного возраста. Работу необходимо планировать по следующим направлениям:

- РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Для развития речи ребенка большое значение имеют так называемые звукоподражания (ав-ав, кап-кап, ку-ку …).

Звукоподражение есть условное повтороение звуков природы (к примеру, криков птиц и животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, которые производятся предметами; создание слов, звуковые формулы которых в какой-то мере сходны с такими звуками (к примеру, в русском языке это "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так").

Наблюдения показывают, что звукоподражания - одни из первых слов в речи малышей. Специалисты объясняют это явление тем, что, обладая очевидной связью между формой и содержанием, мотивированные знаки легче осваиваются, также эти слова эмоционально окрашены. Малыша в возрасте 1 - 3 лет важно регулярно побуждать к общению, предлагая самые простые речевые образцы для воспроизведения: междометия (ах, ой, на!), звукоподражания (би-би, мяу, кап-кап, бах!).

- РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

К сожалению, существует много причин, когда речь ребенка не развивается должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени, поэтому такие игры можно организовывать несколько раз в течение дня. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Всё это делает пальчиковую гимнастику доступной даже маленьким детям.

- РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Артикуляционная гимнастика предшествует постановке звуков. С помощью ее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями, в детском саду с подгруппой детей.

- РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?

Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок.

- РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

Рекомендации по выполнению упражнений для развития мелкой моторики руки с детьми раннего дошкольного возраста

начинайте и заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук;

проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом ребенка и учетом уровня его физического развития;

сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно;

переходите к освоению более сложных навыков только после того, как ребенком будут хорошо усвоены простые двигательные движения;

чередуйте новые и уже хорошо знакомые игры и упражнения;

следите за правильностью выполнения упражнений, при необходимости оказывая помощь: зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.;

при выполнении упражнений проговаривайте текст, постепенно привлекая ребенка к проговариванию отдельных слов, фраз, предложений;

поощряйте творческую активность ребенка, проводите занятия эмоционально, не забывайте хвалить ребенка за успехи;

внимательно следите за настроением и физическим состоянием ребенка, при первых признаках усталости, недовольства занятие необходимо прекратить и переключить его внимание на другой вид деятельности.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 1года до 3 лет

Возьмите ладошку ребенка и тщательно помассируйте каждый пальчик, на- чав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику;

Помассируйте подушечки пальцев, производя легкие нажатия на них;

Помассируйте ладони круговыми движениями указательного пальца;

Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центе ладони.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис, 2004).

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т.Н. Гирилюк, 2007).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек).

Структура индивидуального логопедического занятия по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста может быть следующей: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук. 3) Упражнения на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики. 4) Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса. 5) Подведение итогов занятия.

Структура группового логопедического занятия: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Самомассаж биологически активных точек. 3) Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия. 4) Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи. 5) Подведение итогов занятия.

Всю работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром следует проводить поэтапно по определенным темам:
1) Моя семья. Человек (имена, части тела, глаголы – готовит, стирает, чинит, играет, читает, вяжет, прилагательные – большой, маленький, старый, молодой и др.).
2) Предметы обихода и их назначение. Развивать у ребенка представления о предметах обихода и их назначении, формировать начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Обувь. Продукты питания. Транспорт и т.п.
3) Знакомство со свойствами предметов. Цвет (подбор предметов и картинок заданного цвета, основные цвета – красный, синий, белый, черный, желтый, зеленый, гpyппировка предметов по цвету).
4) Форма и величина предметов (подбор по образцу предметов, основные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др., сопоставление предметов с геометрическими фигурами, гpyппировка предметов по форме, величине).
5) Овощи и фрукты (названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, глаголы – сажаем, поливаем, растет, зреет, собираем, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину).
6) Домашние животные (собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
7) Дикие животные. Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения – части тела, детеныши, способы передвижения.
8) Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).
9) Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные, части тела, детеныши, глаголы – крякает, кудахчет, гогочет и др., прилагательные – рябая, пестрая, грозный и др.).
10) Насекомые (жук, муха, комар, пчела). Части тела, способы передвижения. Польза или вред насекомых для людей и растений.
11) Рыбы (названия, общие представления).
12) Времена года, их отличительные признаки.
13) Части суток (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин).
14) Растения (цветы, деревья, кустарники, части дерева, сад, лес, букет).
15) Люди и их профессии (повар, врач, воспитатель, шофер, пилот).
16) Дом. Мебель (крыша, стены, крыльцо, труба, спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф и др. Назначение).

Известно, что в настоящее время одной из самых распространённых форм речевой недостаточности среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является ОНР. Среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространённости дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста. При обследовании письма и чтения у 186 учащихся 1 классов дислексия была обнаружена у 11%, а дисграфия – у 10% (А.Н.Корнев, 1997). По данным Л.А.Евдокимовой, обследование более 1000 учащихся 1-3-х классов выявило дислексию у 4,8% детей.

Отметим, что доля рождения здоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась с 43% до 37%. Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Волосовец Т.В.), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи.

К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным, приводимым профессором Б.Р.Яременко, около 90 % рождающихся в Петербурге детей попадают в группу риска.

Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других.

Профилактика. Виды

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика . Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение). Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.

Важно психолого - педагогическое просвещение родителей.

В целях профилактики необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение, движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.

Биологические факторы риска - патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность. Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

Социально - психологические факторы . К социально - психологиеским факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом). Нервно - психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания).

Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка.

Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.

Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающим речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.

Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики - профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

Профилактика нарушений письменной речи у детей 5-7 лет

При переходе детей в старшую группу мы можем обнаружить следующие речевые нарушения: ОНР, ФФНР, НПОЗ, некоторые из которых могут привести к нарушениям письменной речи в младшем школьном возрасте.

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах возникла проблема буквально катастрофической неуспеваемости многих учащихся по русскому языку. Это явление совсем не случайное. Его причины уходят в дошкольный или более ранний возраст ребенка.

Первые проявления дисграфии могут наблюдаться задолго до начала школьного обучения и вполне могут быть выявлены специалистами. Если уже в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма несовершенна, то это обязательно проявится на письме в виде специфических ошибок.

Таким образом, если существуют нарушения в дошкольном возрасте, способствующие возникновению дисграфии, то эти отклонения должны быть вовремя выявлены и устранены. Это дает нам полное право говорить о существовании предпосылок дисграфии, которые заранее предупреждают специалистов о ее будущем непременном появлении. Необходимо уже в ДОУ бороться с возникновением предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то не придется говорить о преодолении самой дисграфии уже у школьника, так как для ее возникновения не будет благоприятной почвы.

Необходимо выделить основные направления работы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет:

Читайте также: