Победители и побежденные в гражданской войне доклад

Обновлено: 05.07.2024

95 лет назад, в 1917 году в России произошли события, коренным образом преобразившие, уклад и традиции жизни народов нашей громадной многонациональной страны, изменившие всю ее многовековую историю - Февральская и Октябрьская революции. В результате этих двух грандиозных событий Россия превратилась из великой державы, с которой считалась не только Европа, но и весь мир, в некое пространство с десятками самопровозглашенных государств, раздираемых враждой и амбициями различных правителей и вождей, территорию, где годами шла Гражданская война, а люди сотнями тысяч гибли в кровопролитных сражениях, умирали от ран, голода и болезней.

- захватить и удержать власть любой ценой, включая силу оружия;

- разрушить старый государственный строй: законодательную и исполнительную власть, органы местного управления, вооруженныые силы, полицию, суд, прокуратуру, адвокатуру;

- ликвидировать частную собственность на землю, орудия и средства производства;

К чему привела политика большевиков? Представители правящих кругов - дворяне, буржуа, чиновники, офицеры, купцы были изгнаны из всех органов государственной и местной власти, все они лишились прежних своих прав и привилегий. Их бесправие и дискриминация были закреплены декретами Советской власти. Отношение к ним и их семьям было большей частью издевательским, их третировали как нахлебников и тунеядцев. Проявлялось недоверие даже к тем из них, кто сотрудничал с Советской властью. По этой причине многие представители старой власти всеми силами стремились, естественно, к реставрации своего прежнего положения.

Жестокая, антидемократическая политика Советской власти, и привела к началу Гражданской войны.

Еще одна причина. Вожди Белого движения отвергали какие-либо уступки сторонникам национальной независимости. В то же время большевики обещали неограниченное национальное самоопределение – это дало выигрыщ Ленину. (Изветно только, что обещание это ни тогда, ни позже большевики не выполнили. Такова была цена и другим их обещаниям)..

Немалую роль сыграла и территориальная разобщенность вооруженных сил Белых, в то время как Красные, расположенные в центре Европейской части страны, имели преимущество в пополнении численности армии, маневрировании войсками и снабжении их вооружением, боеприпасами, провиантом. Имело значение и численное - в 1,5 – 2,5 раза.- преимущество Красной армии над Белыми.

Да и помощь Белым со стороны стран Антанты становилась все более ограниченной, пока не прекратилась вовсе.

Последствия Гражданской войны. Народы России понесли колоссальные людские потери. Всего было убито и умерло от ран в Красной армии – 950 тыс. чел., в Белых и национальных армиях – 650 тыс.чел., в партизанских отрядах – 900 тыс. чел. Погибло от красного террора 1,2 млн.чел., от белого террора – 300 тыс.чел., от партизанского террора – 500 тыс.чел. Умерли от голода и болезней – 6 млн.чел. Всего погибло 10, 5 млн. чел.

Ответом СНК было молчание и усиление репрессий против священнослужителей и народа.

Одним из самых значительных последствий Гражданской войны было бегство и насильственная эвакуация представителей бывших правящих классов и интеллигенции. Кроме солдат и офицеров Белых армий Россию покинули - добровольно или по принуждению - десятки тысяч людей. Из самых известных покинуло страну в 1917 -1931 гг., особенно в 1920-1921 гг., несколько сот человек, в том числе люди с мировым именем: изобретатель в области электроники Владимир Зворыкин, авиаконструкторы Игорь Сикорский и Михаил Григорашвили, авиационный инженер и летчик-испытатель Борис Сергиевский, экономист Василий Леонтьев, химик Алексей Чичибабин, историки Георгий Вернадский, Павел Милюков, писатели Леонид Андреев, Саша Черный, Александр Куприн, Дмитрий Мережковский, Владимир Набоков, Аркадий Аверченко, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Надежда Тэффи, Марина Цветаева, Иван Шмелев, Евгений Замятин, писатель и историк Федор Степун; известные врачи: паталогоанатом Александр Павловский, иммунолог Петр Грабар, хирург Александр Алексинский, эмбриолог Константин Давыдов, терапевт Кази-мир Буйневич, физиолог Борис Бабкин, невропатолог Григорий Трошин; прославленный шахматист с мировым именем Александр Алехин; живописец и график Григорий Кандинский, живописцы Леонид Пастернак и Марк Шагал; скульпторы Сергей Коненков, Степан Нефедов (Эрьзя) и Осип Цадкин; киноактеры Иван Мозжухин и Михаил Чехов; легендарный певец Федор Шаляпин; популярные эстрадные певцы Петр Лещенко, Александр Вертинский и известная исполнительница русских народных песен Надежда Плевицкая; композиторы Сергей Рахманинов и Александр Гречанинов; режиссер Федор Комиссаржевский; известные музыканты: скрипач Яша Хейфец, пианисты Владимир Горовиц и Александр Зилоти, виолончелист Григорий Пятигорский; балетмейстеры и педагоги Михаил Фокин, Серж Лифарь, Георгий Баланчин, балерина Матильда Кшесинская и многие, многие другие.

Всего эмигрировало 2 млн.человек. А всего Россия потеряла 12,5 миллионов своих сынов и дочерей!

Что можно сказать в конце?

1. Февральская революция в России была вынужденной и необходимой акцией, т.к. самодержавный строй изжил себя, тормозя не только развтие боевых действий русской армии в войне, но и дальнейшее развитие России по пути демократии и прогресса.

3. Октябрьский переворот был незаконен и не необходим. Избранное народом России Учредительное Собрание могло бы решить многие государственные вопросы на демократической основе. Но оно было разогнано большевиками, увидевшими себя в меньшинстве среди избранных. Большевики узурпировали власть. А разгон Учредительного Собрания и Брестский мирный договор стимулировали начало кровопролитной, масштабной, братоубийственной Гражданской войны.

5. Поверив Белым, поверив Красным, поднявшись на Гражданскую войну, люди получили, в конце-концов, одни - жизнь на чужбине, часто в нищете и бесправии, а другие - строительство социализма, т.е. разрушение Храмов и надругательство над Верой, бесконечные пятилетки в четыре года, колхозное рабство, голод 30-х годов, всесилие ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ и сфабрикованные судебные процессы, массовые репрессии и ГУЛАГ, выборы без выбора, постоянную нужду в пище, жилье, работе и всюду ложь, ложь, ложь…

Отголоски этих явлений мы ощущаем, к сожалению, и ныне, спустя почти век! Да, легче придумать и создать что-то материальное - новый прибор, машину, атомную бомбу, телевизор, компьютер, чем изменить сознание человека, подвергшееся в течение ХХ столетия столь разрушительному воздействию двух Мировых войн и революций.

Тот, кто призывает к войне – преступник!

Тот, кто призывает к революции и гражданской войне – преступник во сто крат больший! Сохрани нас Господи от этих преступников!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель:
Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный урок истории с применением краеведческого материала.

Задачи : образовательные:
формирование знаний учащихся о гражданской войне 1918 – 1922 гг.; формирование умении анализировать и обобщать материал на основе знании об истории гражданской войны;
формирование умений применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
формирование умений конструирования альтернативных вопросов;
Формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения, корректировать деятельность;

развивающие:
способствование развитию умений работать с картой, с учебной литературой, документами как источниками знаний;
развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения периода гражданской войны;
развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории, умения вести дискуссию, соблюдая все правила;
развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

воспитательные:
воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к ее историческому прошлому;
воспитание объективности в самооценке, духа состязательности на основе уважения к чужому мнению;
вызвать интерес к изучению истории своего края;
способствование проявлению у детей чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;

Вступительное слово учителя.
(Актуализация познавательной деятельности учащихся)
Февраль – мужской, солдатский месяц
2 февраля - завершение Сталинградской битвы,
коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны;
8 февраля - день героя- антифашиста;
15 февраля - день вывода Советских войск из
Афганистана;
23 февраля - день Защитника Отечества;
27 февраля - начало Февральской революции 1917года
(по мнению некоторых историков-
начало Гражданской войны)

Белые:
Гражданская война - это братоубийственная война.

Причины и начало войны (эскалация жестокости):

История семьи – история страны (предисловие)

Гл.1 Есть такая профессия – Родину защищать…
Гл.2 Трагическое сочетание дат 1914, 1941…
в судьбе одного солдата
Гл.3 Взорванный1941год…
Гл.4 Горше плена нет судьбы…
Гл.5 День, когда окончилась война…
Гл.6 Приказы не обсуждаются,
они выполняются
Гл.7 Пришел домой… в солдатском
цинковом гробу

Знание истоков – река в будущее (эпилог)

Итоги Гражданской войны:

Закрепление.
Была ли победа большевиков
по – настоящему победой?
Закончилась ли эта война?
Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях:
Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа)
Это полное физическое уничтожение своего противника

Вывод:
Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек.
Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей
трагедией.
Все рядом лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?
Белый был—красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был—белым стал
Смерть побелила.
/М. Цветаева/

Цена Гражданской войны:

Общие людские потери – от 10 до 20млн.человек, из них в боевых действиях погибло с обеих сторон свыше 1 млн. человек;
Жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн. человек;
Умерло от ран, холода, голода и болезней до 5-7 млн. чел;
Эмигрировало - до 2 млн. чел.
Падение промышленного производства до 20%,
а сельскохозяйственного до 50% от уровня 1913 года.

5 лет назад в Чеченской войне сложил молодую голову и выпускник нашей школы Алексей Тихонов…
(Сочинение брата Алексея)

Написать эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение.
1.Трагедия гражданской войны учит нас…
2.Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осмысление Гражданской войны в России с общечеловеческой точки зрения в результате исследования исторических и литературных источников.

Воспитание гражданственности, политической, нравственной и духовной культуры.

Продолжить формирование умений анализировать художественный текст, работать с терминами, выделятьв тексте значимые эпизоды, нравственно-идеологические проблемы в рассказах.

Уметь сопоставлять исторические документы с литературными произведениями.

Опираясь на источники, дать оценку красному и белому террору.

Развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися на уроке, нравственную и гражданскую мотивацию деятельности учащихся.

Развивать способность ориентироваться в потоке социально-политической информации, самостоятельно получать её из различных источников, систематизировать и обобщать.

Тип урока: интегрированный: история – литература

Форма урока: семинарское занятие с элементами дискуссии

Оборудование:

запись песни А. Малинина «Кладбище Сен-Женевьев,;

подборка книг по теме урока,

документы времён Гражданской войны,

презентация, мультимедийное оборудование (доска, компьютер),

Предварительное задание:

Повторить § 36 – 39 учебника истории о гражданской войне, о красном и белом движении в годы гражданской войны.

1. Победители и побежденные в Гражданской войне.

2. Цена победы в Гражданской войне.

3. Чему учат уроки Гражданской войны?

1этап урока. Организационный момент.

(фрагмент худ. фильма “Неуловимые мстители”)

В 1917 году, как мы знаем, в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

2этап урока. Целеполагание

Учитель истории: Прежде, чем перейти к обсуждению литературного материала, мы должны обратиться к историческим документам о Гражданской войне, на основе повторения постараемся выработать собственную точку зрения, поставить вопросы,на которые, возможно, не существует однозначного ответа.

Повторение и закрепление пройденного материала

– Дайте определение Гражданской войны?
– Назовите причины гражданской войны?
– Историки до сих пор спорят о времени начала гражданской войны в России. Когда, по- вашему, российское общество вступило в состояние непримиримой вооружённой борьбы за государственную власть?

- Когда война приобрела общенациональный масштаб?
- Когда закончилась Гражданская война?
- Перечислите особенности военных действий в гражданской войне.

3 этап урока. Групповая работа с историческими источниками:

Учитель: на основе документов ответим на вопросы и подведем итоги гражданской войны. (Работа с текстами документов).(Документы – в приложении).

Учитель уточняет, корректирует и дополняет формулировки учащихся, используя высказывания участников движения.

Учитель литературы

Итак, в Гражданской войне победили красные, мы выяснили, что привело их к победе. Но борьба за будущее России, которое каждая сторона понимала по-своему, обернулась страшными жертвами братоубийства. Потери Росси в этой войне поистине огромны.

Читая рассказы заранее (внеклассное чтение), наверняка можно сделать определенные выводы, т.е. провести мини-исследование рассказов.

Вопросы для обсуждения после чтения отрывков из отдельных рассказов:

Какие мысли и чувства возникли у вас? Какие выводы можно сделать?

Учитель говорит о таком страшном последствии Гражданской войны, как обесценивание человеческой жизни.

Учитель истории:

– Была ли возможность избежать этой братоубийственной войны?
– В чем, по вашему мнению, состоят причины красного и белого террора?
– С какими лидерами можно связать Белое движение, политику Красных,

– Какое влияние оказала Гражданская война на экономическую, политическую, демографическую, социальную политику в стране?

Таким образом, история Гражданской войны, отгремевшей более 90 лет назад в кровавых боях, в наши дни, превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.
У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.

Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

5 этап урока Рефлексия

В чём же заключается особый трагизм Гражданской войны?

Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?(ответы учащихся)

Учитель литературы: Исходя из определения Гражданской войны как войны за власть, вопрос о победителе решается просто: побеждает тот, кто захватывает и удерживает гос. власть.

Можно сделать вывод о том, что если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше всего остального, как политического, так и национального, организации жизни, как надежного способа “осчастливить” народ.

6 этап урока.Домашнее задание

Приложение 1.

Белые в Гражданской войне

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

1. Единая, великая, неделимая Россия. Защитаверы. Установление порядка.

2. Борьба с большевизмом до конца.

3. Военная диктатура. Всякое противодействие справа и слева — карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания.

4, Внешняя политика — только национально русская. За помощь — ни пяди русской земли.

6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала СН. Розанова, 27 марта 1919 г.:

1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет. — расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество. отбирать в пользу казны.

5 За добровольное снабжение разбойников не только оружием. но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19—25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни. Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество — на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие — настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской, разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин — и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное — полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента. Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу.. А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен. отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительнымзлом, с которым надо бороться всеми силами. красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Вопросы и задания 1 группе:

1) Прочитайте источники и сравните их.

2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

З) Какой источник следует привлечь для более полного представления о программе белых? Воспользуйтесь для этого учебником или дополнительной литературой.

Вопросы и задания2 группе:

1) Прочитайте источники. Найдите противоречия в них. Как вы объясняете эти противоречия?

2) Отберите факты, на основании которых можно судить о белом движении.

Красные в Гражданской войне

Из Программы РКП (б). ПринятаVIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. . Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции, Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами.

В ОБЛАСТИ ОБШЕП0ЛИТИЧЕСКОИ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с . предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять. что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому.

Из статьи В.И. Ленина

5. Не парламентарная республика, - возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, —а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С. Р. Д.

8. Не «Введение социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С. Р. Д. за общественным производством и распределением продуктов.

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. документы. Материалы. Комментарии.)

Вопросы и задания 3 группе:

1) Прочитайте источники и сравните их.

2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?

З) Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных?

Вопросы и задания 4 группе:

1) Прочитайте источники. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?

2) На основании источников расскажите о борьбе красных.


Применение проблемного обучения в старших классах, урок-дискуссия.Главный вопрос: это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия? Что такое Гражданская война для нашего поколения. Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой? - Какие причины вызвали гражданскую войну? - Можно ли было ее избежать? - Почему белое движение потерпело поражение? - Почему победу одержали большевики? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке

Содержимое разработки

 Мастер- класс Урок-дискуссия Гражданская война: побежденные и победители. Применение проблемного обучения в старших классах /нестандартный урок/ История Отечества. Учитель МКОУ АСОШ№1 Шерифалиева М.П.

Мастер- класс Урок-дискуссия Гражданская война: побежденные и победители.

проблемного обучения в старших классах

Учитель МКОУ АСОШ№1 Шерифалиева М.П.

Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный урок ,показать трагедию народов,втянутых в братоубийственную войну,выяснить причины победы и поражения сторон.

Задачи : образовательные:

формирование знаний учащихся о гражданской войне 1918 – 1922 гг.; формирование умении анализировать и обобщать материал на основе знании об истории гражданской войны;

формирование умений применять исторические знания Формирование навыков самостоятельной работы, умения развивающие:

способствование развитию умений работать с учебной литературой, документами как источниками знаний;

развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения периода гражданской войны;

развитие коммуникативных навыков , умения вести дискуссию, соблюдая все правила;

развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к ее историческому прошлому;

способствование проявлению у детей чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла .

План урока 1. организационный 2.вступительное слово учителя 3.усвоение новых знаний, дискуссия между группами 4. особенности гражданской войны 5.взглды на начало, причины и ход гражданской войны 6.обобщение 7.закрепление 8.домашнее задание

1. организационный

2.вступительное слово учителя

3.усвоение новых знаний, дискуссия между группами 4. особенности гражданской войны

5.взглды на начало, причины и ход гражданской войны

7.закрепление

8.домашнее задание

Главный вопрос: это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия? Что такое Гражданская война для нашего поколения. Можно ли гражданскую войну назвать войной справедливой? - Какие причины вызвали гражданскую войну? - Можно ли было ее избежать? - Почему белое движение потерпело поражение? - Почему победу одержали большевики? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке

Главный вопрос: это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

Что такое Гражданская война для нашего поколения.

  • Можно ли гражданскую войну назвать войной
  • справедливой?

- Какие причины вызвали гражданскую войну?

- Можно ли было ее избежать?

- Почему белое движение потерпело поражение?

- Почему победу одержали большевики?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить

Вступительное слово учителя. (Актуализация познавательной деятельности учащихся)

Февраль – мужской, солдатский месяц

2 февраля - завершение Сталинградской битвы,

коренного перелома в ходе

Великой Отечественной войны;

8 февраля - день героя- антифашиста;

15 февраля - день вывода Советских войск из

23 февраля - день Защитника Отечества;

27 февраля - начало Февральской революции 1917года

(по мнению некоторых историков-

начало Гражданской войны)

« Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

« Кто не за нас – тот против нас.

( Максимилиан Волошин)

Усвоение новых знаний – дискуссия между группами

Проблема - « Гражданская война:

Кто же победил в этой войне?

Есть ли побежденные?

Была ли победа большевиков по – настоящему победой?

Побежденные:

СПОР О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ – СПОР О СУДЬБЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА.

Гражданская война – это война эксплуатируемых

Гражданская война - это братоубийственная война.

Бывший депутат 4 Государственной Думы В.В.Шульгин, пройдя сложный путь эмиграции, лишений и тюрем, писал:

Причины и начало войны (эскалация жестокости):

Февральская революция и безвластие 1917 года, Октябрьский переворот;

Январь 1918 года – разгон Учредительного собрания;

Март 1918 года - Брестский мир;

Июль 1918 – мятеж левых эсеров и установление единоличной большевистской диктатуры;

Ночь на 17 июля 1918 – убийство царской семьи;

Периодизация Гражданской войны

I этап октябрь 1917 - ноябрь 1918 Формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, образование основных фронтов борьбы между ними. Гражданская война разворачивалась одновременно с продолжающейся 1-й мировой войной, что влекло за собой активное участие войск Четверного союза и Антанты. Боевые действия характеризовались постепенным переходом от локальных стычек к широкомасштабным действиям

III этап март 1920 -октябрь 1922 Основная борьба происходила на окраинах страны и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков

____ Задание для 1-й группы Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне? Ответ 1-й группы Многие генералы не скрывали своих монархических убеждений. - Белые не выдвинули единой политической программы, отсутствие идеологии и моральное разложение армии . __ ___ Задание для 2-й группы Попробуйте определить в чем были причины успеха красных? Ответ 2-й группы 1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию. 2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. 3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию. 4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть

____ Задание для 1-й группы

Какие факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне?

Ответ 1-й группы

Многие генералы не скрывали своих монархических убеждений.

- Белые не выдвинули единой политической программы, отсутствие идеологии и моральное разложение армии

__ ___ Задание для 2-й группы

Попробуйте определить в чем были причины успеха красных?

Ответ 2-й группы 1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.

2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.

4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть

«… Гражданская война есть

ни с чем несравнимая народная трагедия,

Итоги Гражданской войны: т.о.

Причины поражения белых:

Белое движение было разобщено, у него не было единого авторитетного лидера.

Причины победы красных:

Большевики смогли простыми и понятными лозунгами увлечь массы людей идеей новой жизни, отказом от старого мира.

Наличие жесткой дисциплины и централизованного государственного руководства экономикой, помноженной на классовый террор по отношению к несогласным

Последовательная и осмысленная экономическая и социальная политика большевиков

Закрепление. Была ли победа большевиков по – настоящему победой? Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях : Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа) уч-ся высказывают свое мнение ,подводят итоги Вывод: Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек. Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией.

Закрепление. Была ли победа большевиков по – настоящему победой?

Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях :

Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа)

уч-ся высказывают свое мнение ,подводят итоги

Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек.

Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей

Цена Гражданской войны:

Общие людские потери – от 10 до 20млн.человек, из них в боевых действиях погибло с обеих сторон свыше 1 млн. человек;

Жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн. человек;

Умерло от ран, холода, голода и болезней до 5-7 млн. чел;

Эмигрировало - до 2 млн. чел.

Падение промышленного производства до 20%,

Ты знаешь какова цена победы?! А сколько жизней унесла война?! За нас сражались прадеды и деды. А что в награду? Боль и ордена. Цена победы - души на распятьях, И лица жен, умытые в слезах. Ушедшие навек отцы и братья. Лишь имена остались на крестах.

Главный урок гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы. А порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников:

«… гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…

« братья столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по-своему…

(Борис Васильев)

Написать эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение.

1.Трагедия гражданской войны учит нас…


-75%

Читайте также: