Доклад проектная деятельность на уроках предметов гуманитарного цикла

Обновлено: 30.06.2024

В статье рассматривается вопрос о коллективных творческих проектах как средстве формирования ключевых компетенций, личностных и предметных результатов обучающихся.

Автор указывает на огромный потенциал проектной деятельности в формировании в ходе данной работы следующих компетенций: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера, действовать самостоятельно, творчески.

Также указывается на повышение мотивации к изучению предмета в ходе применения метода проектов.

В данном направлении образовательной деятельности необходимо использовать различные методы и технологии творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, автор считает возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.

При выполнении коллективного проекта, нужно разбить его на составные части и определить деятельность обучающихся, сформировать рабочие группы в рамках историко-патриотического клуба. Индивидуальные склонности ребёнка позволяют определиться с выбором того направления, которое для него является более интересным – это может быть историографический анализ, архивная работа, оформительская, творческое направление и представление проекта в виде стихотворений, эссе на предложенную тему, социологическая работа, опрос местного населения.

Делается вывод о том, что создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны

Современная образовательная среда предполагает качественные изменения не столько содержания образования, сколько технологий обучения. Особую значимость для гуманитарного образования приобретают личностные, метапредметные, предметные результаты. В проектном методе, как средстве формирования ключевых компетенций обучающихся, заложен огромный потенциал.

В процессе проектной деятельности формируются универсальные учебные действия, ключевые компетенции, метапредметные результаты – способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера [1,6].

Проектная деятельность также позволяет сформировать самостоятельность и инициативность у обучающихся. Возможность выполнить интересный проект и представить его перед аудиторией на высоком уровне владения теоретическим материалом нацеливает обучающихся на развитие мотивации к изучению предмета в целом. Кроме того, метод проектов реализует принцип связи обучения с жизнью, то есть практико-ориентирован [2, 60].

В образовательном процессе предметов гуманитарного цикла ведущими являются методы творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Коллективные творческие проекты, на мой взгляд, играют большую роль в развитии личностных качеств, индивидуальных особенностей.

Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, считаю возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.

Проект был закончен и успешно представлен на научно – практической конференции. Однако, с удивлением обнаружила, что точку ставить рано. Останавливаться на достигнутом никто не хотел: дети продолжали искать, исследовать, обмениваться информацией. Именно поэтому возникла мысль о том, что группы должны продолжить свою работу в постоянном режиме на базе школьного музея. Работа ведётся постоянно, пополняется новыми экспонатами, исследовательскими и творческими работами школьный музей, включаются в деятельность другие обучающиеся с новыми идеями и предложениями.

Данный факт указал на необходимость наличия системы работы по данному направлению. Интерес вызвала именно работа в рамках клуба, проектная деятельность осуществляется сообща и это главное условие успеха, каждый, своей работой, помогает другому, и взаимозависимость носит определяющий характер.

Необходимость системы в работе по проектной методике указала на первостепенную задачу – создание программы историко – патриотического клуба, в которой, с учетом пожеланий обучающихся, определяются перспективные направления исследовательской и поисковой деятельности, условия их реализации, методы работы на каждом этапе исследования, темы, источниковедческую и историографическую базы и структуры, с которыми будет осуществляться сотрудничество.

Таким образом, создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны.

1. Примерные программ по учебным программам. История. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2013.

2. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И. Сечина.- Волгоград: Учитель, 2013.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода проектной и исследовательской деятельности в преподавании русского языка и литературы помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Использование метода проекта в гуманитарном образовании школьников

В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Использование метода проектной и исследовательской деятельности в преподавании русского языка и литературы помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе являются:

· самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;

· умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;

· владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат).

Организация проектов, исследований требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. От учителя требуется: умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся, переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана, владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект), владение компьютерной грамотностью, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения), владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере, умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться, актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей наших учеников. Нужно постараться в каждом предложении учеников увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, презентаций, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более.

Итак, метод проектной и исследовательской деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве:

решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;

работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия;

существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Метод проектного обучения и исследовательской деятельности является приоритетным направлением в нашей работе на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.

Мы отталкиваемся от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, что они добыты самостоятельным трудом. В первую очередь мы попытались организовать самостоятельную работу школьников. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. Понятно, что участие в такой деятельности потребует отношения к школьнику как к субъекту образовательного процесса. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство. В ходе работы высветилась ещё одна проблема: не все учащиеся могут чётко сформулировать проблему, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и т. д. Как же учить этому детей? В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Уже на начальном этапе мы предлагаем каждому учащемуся следующую памятку:

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Основные этапы исследования:

 выявление и постановка проблемы исследования;

 планирование и разработка исследовательских действий;

 сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;

 анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;

 внесение корректив в работу и оформление отчета.

В процессе работы над проектом учащиеся получили опыт интенсивного личностного развития в условиях взаимного обучения (работа в группах), опыт анализа, прогнозирования собственной деятельности, организационной работы и деловой коммуникации, опыт осмысления событий своей жизни через призму нравственных духовных ценностей, опыт социализации, гражданской ответственности и активности.

. По результатам работы с применением метода проектной и исследовательской деятельности можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, повышается интерес учащихся к предмету. Оформление результатов проектной и исследовательской деятельности даёт учащимся возможность познать себя, свой внутренний мир с разнообразною палитрою эмоций, ощущений и чувств. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках, занимают призовые места.

Рекомендуемая литература

4. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

7. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.

9. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения"//"Директор школы", №3 - 1998 (66).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Подготовила: Стадникова В.Н.


Повышение качества образования и формирование у обучающихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных, в том числе детей с нарушением зрения.

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе, особенно слепые и слабовидящие. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников с нарушением зрения.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

По мнению В. И. Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.

Можно выделить два направления организации исследовательской деятельности учащихся: предметная исследовательская деятельность учащихся; проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся.

предметная исследовательской деятельности учащихся включает алгоритм организации цикла учебного исследования – т. е. что, как и в какой последовательности делает ребенок. В процессе исследовательской деятельности (вне зависимости от области исследования) реализуются следующие этапы, характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности и определяет ее структурную модель.

проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся - определяет существенные элементы исследовательской деятельности, воспроизводство которых позволяет фиксировать ее наличие в реальной практике, эти элементы должны учитываться при проектировании исследовательской деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Выделим ключевые звенья (смысловые компоненты) проектирования и организации исследовательской деятельности.

1) Теоретические основания – научные концепции, на которых строятся представления об исследовательской деятельности и возможностях ее применения в образовательном процессе; описание успешных практик реализации проектно-исследовательской деятельности в различных социально-исторических условиях.

2) Основные понятия – те категории и термины, в которых может быть описана исследовательская деятельность учащихся и которые затем становятся рабочим языком при практической работе. Такой рабочий язык позволяет учителям перейти от языка эффективности усвоения учебной информации по каждому из предметов к языку развития учащихся средствами исследовательской деятельности на материале учебных предметов.

3) Содержание. При реализации исследовательской деятельности содержание передается от старшего поколения к младшему (от учителя к ученику) и при этом является ценным и значимым для обеих сторон.

4) Средства и формы реализации исследовательской деятельности определяет, в каких формах образовательной деятельности (урок, кружок, поездка и др.) может быть реализована исследовательская деятельность.

5) Образовательный результат и критерии оценки его качества.

В ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Существуют педагогические методы и приемы, направленные на формирование у школьников основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения на уроках гуманитарного цикла.

1. Развитие умения видеть проблемы.

Для того, чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогают в этом несложные упражнения:

Потом дается задание: продолжить рассказ от имени гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; лётчика, отправляющегося в полёт; мэра города; вороны, сидящей на дереве.

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определённой профессии. Опиши один день из воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, предложив написать сочинение, но более эффективна устная форма работы.

А) …нам так и не удалось выехать на дачу.

Б) …прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так.

2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Приведем примеры заданий:

Выдвижение гипотез: Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику?

А) Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д.

Б) Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам.

В) Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту.

Г) А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле.

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

А) Трава во дворе пожелтела.

Б) Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

В) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

3. Развитие умений задавать вопросы. Для этого можно использовать следующие упражнения:

-Почему совы охотятся ночью?

-Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

-Почему весной разливаются реки?

4. Развитию умений и навыков экспериментирования поможет задание:

Дети выбирают для исследования десять различных предметов. Затем выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Иногда дети ошибаются при определении плавучести блюдца, яблока, пластилина. После того, как первый опыт будет закончен, эксперимент продолжается: изучаются плавающие предметы.

Остановимся на ключевых моментах организации исследовательской деятельности школьников.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Надеюсь моя работа поможет вам в этом.

ШМО учителей гуманитарного цикла

«Формирование навыков

Доклад подготовила:

учитель английского языка

Декабрь, 2015г.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогическая общественность осознаёт проектную и исследовательскую деятельность обучающихся неотъемлемой частью образования, отдельной системой в образовании, одним из направлений модернизации современного образования.

“Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться”. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой – это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Ребенок – исследователь по своей природе. Предложенный перечень качеств, характерный для исследователя – творца, не полон, и, наверное, можно выделить какие – то ещё. Но, бесспорно, эти качества отличают исследователя от посредственного человека.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

повышение мотивации учащихся в учебе;

получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

предоставление каждому возможностей самореализации;

развитие творческих способностей;

развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Но нужно отметить и недостатки этой технологии:

Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.

Одним из наиболее непростых, проблематичных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:

Из поля зрения выпадает слабый ученик;

Трудно оценить степень участия каждого участника проекта;

Затруднен контроль всех этапов работы;

Сложно связать все части проекта воедино;

Для учителя метод проектов интересен прежде всего разнообразием тематики. Используя проектную деятельность на уроках филологических дисциплин мы получаем возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентации проектов.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Виды проектов:

- информационный, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории,

Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством для формирования УУД.

В своей практике я чаще использую творческие и исследовательские

Они различаются следующим образом

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )

Требуют хорошо продуманной структуры, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов

-Определение тематического поля и темы проекта, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

-выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

Читайте также: