Христианская этика и светское право доклад

Обновлено: 30.06.2024

Основные элементы, источники и особенности христианской этики. Отличия христианской этики от других этических систем. Противостояние мнений о христианстве. Ненасилие в христианской этике. Иисус Христос: религия и мораль. Свобода человека в христианстве.

Рубрика Религия и мифология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 05.10.2011
Размер файла 25,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине: Религиозная этика

На тему: Христианство

студента 1 курса 1 группы

Хвана Александра Валерьевича

Прежде чем переходить к рассмотрению основных элементов христианской этики, определим само понятие. Многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, дающая обоснования нравственным поступкам людей, изучающая эти поступки; она также является сводом норм поведения.

Аристотель говорил, что ее предметом являются не знания, а поступки. Поэтому можно сделать вывод, что в строгом смысле этика не является наукой. Этику было бы точнее определить не как науку о морали, а как моральный опыт .

Источники христианской этики. Особенности христианской этики

Источник христианской этики -- тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

Библия не предлагает этику, которую можно было бы сразу принять как руководство к действию. Авторы библейских книг жили каждый в свое время, для которого существовала своя определенная (бывало, что и отличная одна от другой) мораль.

Отличия христианской этики от других этических систем

Христианская этика -- не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам

Все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение);

Все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в её культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя)

Христианская этика парадоксальна постольку, поскольку парадоксальна вера в распятого и воскресшего Бога.

Христианская этика подчёркивает необходимость для человека благодати, милости и прощения грехов, источником которых является Бог.

У христианской этики есть богословский аспект -- она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой (см. видение пророка Исайи).

Из года в год продолжаются философские войны между нигилистами-атеистами и христианами. Наиболее интересно, на мой взгляд, столкновение позиций Достоевского и Ницше в вопросе религии.

христианство этика ненасилие религия мораль

Ненасилие в христианской этике

В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия, более того, освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики. В Библии можно уследить идею прогрессивного понимания путей и средств преодоления насилия и его истоков, понимания, которое достигает кульминации в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.

Уже в текстах ветхого Завета насилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах преодолевается только частично.

Ненасильственное сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком справедливости. В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей деятельностью: это - самоотверженная любовь.

Иисус Христос: религия и мораль

Небесное бессмертие, в перспективе которого учительствует Иисус, - царство вечного добра. Вечная жизнь праведности противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть отделяются друг от друга непреодолимой пропастью. И он говорит об этом не как о вероятности, надежде, возможной награде, он говорит об этом как о хорошо известной истине. Говорит не как стремящийся туда. А как пришедший оттуда.

Не сама по себе идея небесного царства составляет смысл учения Христа. Она была и до него, но он более конкретен: он говорит, что небесное царство близко. И миссию свою христос видит в том, чтобы сообщить об этом людям.

Иисус считает, что мир не содержит в себе своей ценности. В перспективе небесного царства он ничтожен, каким бы значительным и соблазнительным ни казался. Словом, земная жизнь в себе несовершенная, и ничто в ней, будь то богатство, удача, слава, не стоит того, чтобы быть сокровенной целью человеческих стремлений. Сердце не может принадлежать миру.

Бог Иисуса - милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Яхве. Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие, но милосердие особое, производное от справедливости. Оно выражается в том, что бог награждает и поощряет более охотно, чем наказывает. Его милосердие существует внутри справедливости, как разновидность, особый случай последней.

Свобода человека в христианстве

Воплощением человеческой свободы в христианстве с полной уверенностью можно назвать Иисуса Христа. В то же время он стремится вестисебя как сын, выполняющий волю отца. Его отца и отца всего сущего. Все из него, из бога. Как бы ни старался человек, он не может прибавить себе росту хотя бы на локоть. Любовь и милосердие также восходят к богу.

Духовно-нравственный мир Иисус отличает от естественного мира, как высшее от низшего. Первое есть небесное царство, второе - земное. Перейти из одного мира в другой невозможно. Эти царства сходятся только в одной точке - точке бога.

Именно через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.

Подобные документы

Тема ненасилия в христианской этике. Жизнь и миссия Моисея. Законодательство Моисея. Справедливость и милосердие. Иисус Христос: мораль и религия. Любите врагов ваших. Царство мое не от мира сего. Как я возлюбил вас. Свобода человека в христианстве.

реферат [16,0 K], добавлен 17.03.2007

Иисус Христос как идеальный человек и герой христианской культуры. Роль христианской религии в формировании европейской культуры. Христианство в традициях европейской культуры. Христианство и искусство. Христианство и наука: достижимо ли единство?

курсовая работа [35,2 K], добавлен 17.01.2009

Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

курсовая работа [68,1 K], добавлен 08.04.2009

Особенности происхождения христианства. Иисус Христос и его учение. Библия как священное писание христиан и литературное произведение. Православная церковь в Российской Федерации. Разделение христианской церкви на католицизм, православие и протестантизм.

реферат [55,5 K], добавлен 13.12.2009

Изучение истории возникновения христианства. Стадии развития христианской религии. Влияние других народов на формирование культа в христианстве. Заимствования обрядов или их элементов. Причины зарождения христианства на Руси. Последствия смены религии.

реферат [48,3 K], добавлен 25.12.2014

Вопрос о происхождении христианства и историчности Христа. Попытки создания интернациональной религии. Иудейское христианство, неиудейские элементы в нем. Борьба между иудейскими и неиудейскими группами. Противоречивость христианской догматики и этики.

курсовая работа [88,5 K], добавлен 26.02.2010

Изучение предпосылок возникновения христианства. Особенности ранних христианских общин и развития христианской мифологии. Появление христианской церкви и культа. Превращение христианства в государственную религию. Анализ разновидностей христианства.

Этикой называют раздел философии, который изучает мораль и нравственность, их место и роль в системе других форм общественного сознания, таких, например, как право, политика, религия и т.д.

Под моралью (нравственностью) понимают форму общественного сознания, предполагающую высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение человека во всех сферах общественной жизни на основе представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.п. С позиций религии мораль дарована человеку свыше; ее основные понятия и нормы даны человеку Богом, изложены в священных книгах для регулирования правильного поведения людей. Например, в Ветхом Завете сформулированы десять заповедей; в Новом Завете – Нагорная проповедь Иисуса Христа – обращение к народу с нравственными поучениями. В исламе пророк Мухаммед получил нравственные наставления от Аллаха через ангела Джебраила и передал их верующим.

Например, десять ветхозаветных заповедей, переданных Моисею на горе Синай, состоят из двух частей. Первые четыре заповеди регулируют отношения человека с Богом: (1) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим; (2) не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; (3) не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно; (4) помни день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (Втор. 5. 6-14). Только после этого излагаются остальные шесть заповедей, регулирующих отношения между людьми. Важно отметить, что они также излагаются в определенном иерархическом порядке: вначале изложены моральные императивы, а затем важнейшие постулаты права. Внутри указанных двух групп императивов также есть жесткая и строгая иерархия. Рассмотрим моральные заповеди. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не прелюбодействуй. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего (Втор. 5. 16,18,21). Причем, во всех религиозных системах моральные отношения между людьми и Богом являются основополагающими.

Таким образом, религиозная мораль создает, сохраняет и систематизирует основные нравственные, культурные, национально-бытовые и другие традиции. Освящая целый ряд норм, ценностей и постулатов, религия придает им статус святости и абсолютности в виде единого систематизированного и годного на все времена свода правил.

Современное право, которое в настоящее время в подавляющем большинстве государств приобрело светский характер, характеризуется тем, что оно потеряло связь не только с религией, но и с моралью. В этой катастрофической секуляризации (отделении) право не только теряет свою целостность как социального регулятора, но и качества адекватного регулятора общественных отношений.

Дело не столько в глобализме как таковом, не в диспропорции правовых моделей, а в том, что современная модель международного права жестко ориентирована на западные ценности, основу которых составляют секуляризм права от моральных и религиозных ценностей.

К чему может привести такая модель регулирования прав и свобод человека демонстрирует учредительные документы Европейского Союза, создающие право, имеющее наднациональный характер. В частности, в Конституции Европейского Союза уже отсутствует право на свободу вероисповедания. Известны проблемы, возникшие с многократными безуспешными попытками ратификации этого документа под разными наименованиями. Они свидетельствуют о том, что в западных государствах имеется серьезное сопротивление такой перспективе регулирования правового статуса человека.

Одной из отличительных особенностей российской правовой традиции регулирования общественных отношений является то, что она опиралась на правовую доктрину, которая исходила, а в настоящее время сохраняет сторонников необходимости взаимодействия основных постулатов религии, морали и права (И. Дамаскин, Б.Н. Чичерин, С.Л. Франк, В. Цыпин, Р.А. Папаян, Ф.Т. Селюков, А.Ф. Черданцев10).

Как отмечал Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский, оптимальной отечественная модель правового регулирования была тогда, когда право опиралось на нормы религии и нормы морали (конец Х в. (крещение Руси) – начало XVII в.)13, когда часть норм Кормчей книги (источника церковного права) регулировала некоторые наиболее важные светские отношения (бракоразводные и наследственные, некоторые государственные преступления), а светские судебники содержали нормы, регулировавшие некоторые религиозные отношения. И те, и другие опирались на нормы морали.

В современном же светском (секуляризированном) праве запрет имеет целью то или иное наказание субъекта, нарушившего такой запрет.

Среди современных отечественных ученых большинство является сторонниками регулирования прав человека по западной (светской) модели. Они считают, что право есть результат правотворческого волеизъявления государства, и что право опирается на принудительную силу государства. В последнее время указанная концепция, доводящая сущность права до абсурда подверглась справедливой критике17. Действительно, если право понимать так примитивно, то получается, что великое множество конституционных, гражданско-правовых, трудовых, семейных правовых норм реализуется под страхом государственного принуждения.

Таким образом, можно сказать, что истоки нашей отечественной правовой модели лежат в тесном взаимодействии права с моралью и опорой на традиционную для подавляющего большинства населения религиозную веру. Отсюда вытекает ответ на второй вопрос: необходимо сохранять и развивать эти основы, всемерно развивать духовность современного российского общества.

Для развития и результативности такого диалога необходимо внести изменения в регламенты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и другие нормативные акты, регламентирующие правотворческую процедуру, направленные на демократизацию законотворческого процесса. Изменения должны предусматривать обязательную общественную экспертизу и согласование с органами власти субъектов федерации, местного самоуправления, общественными организациями по определенному виду нормативных актов (в зависимости от сферы правового регулирования и регулируемых вопросов). Необходимо также изменить правовой статус Общественной палаты, наделив ее реальными возможностями влиять на законотворческий процесс.

1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Междунар. отнош-я, 1996. С. 33.

2 Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов под общей ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. С. 216.

3 Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.4. М., 1994. С. 78.

4 Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. Спб.: Царское дело, 2001. С. 344-345.

6 Традиционное право, выступающее во взаимодействии с религией и моралью, считающими подобные деяния греховными, также запрещает их под страхом уголовного наказания.

7 Буткевич О.В. Международное право средних веков. - Киев, 2008. С. 10.

8 См.: Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. I. М., 1996. Раздел I.

9 Совету Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюции XI Всемирного русского народного собора от 6 марта 2007 г. // Новая книга России. 2007. № 4.

10 См.: Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 2001. С. 39; Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С. 80; Франк С.Л. Смысл жизни. Берлин, 1936. С. 114-128; Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: Норма, 2002; Селюков Ф.Т. Происхождение действующего права. М., 1997. С. 34, 132-133; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2002. С. 325

11 Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. С. 6.

12 Папаян Р.А. Указ. раб. С. 54.

13 Подробнее см.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Кн. III. М, 1995. С. 183-238.

16 Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000. С. 37-38, 81-83; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов под общей ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2002. С. 212-216.

17 См., например: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005. С. 65; Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е издан. М., 2000. С. 334-335.

18 Селюков Ф.Т. Указ. раб. С. 30, 133.

19 Селюков Ф.Т. Указ. раб. С. 133.

21 Цит. по: Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. С. 344.

22 Соборное слово участников XI Всемирного русского народного собора от 7 марта 2007 г. // Новая книга России. 2007. № 4. С. 2.

Однако христианская этика не равнозначна моральному богословию. Она является чисто философским исследованием и не использует никаких аргументов недоступных нашему разуму, тогда как моральное богословие предполагает веру, и его аргументация включает в себя явленные нам истины, превосходящие наше понимание. Христианская этика представляет собой строго философский анализ. Исходя из данностей, доступных нашему сознанию из опыта, этика ясно осознает различие между разумом и верой, между Откровением и естественным знанием. Но она связана с Откровением постольку, поскольку занимается той нравственностью, которая существует только благодаря христианскому Откровению.

Христианское учение о человеке, как мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики.

Основным источником Нравственного богословия являются - Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Главные положения христианской нравственности изложены в 5-7 главах Евангелия от Матфея и в Посланиях святого апостола Павла. Глубокий этический характер придали христианскому учению Нагорная проповедь и другие речи Христа, а также важнейшие места из апостольских Посланий. Особое значение имеют евангельское повествование о Страшном Суде, на котором оправдание человека перед Богом будет зависеть от дел любви к ближним, и те места из Посланий святого апостола Павла, где указывается на несовместимость греха с нравственным достоинством человека и его христианским образом жизни. Самым обширным источником является Предание Церкви. Сюда входят: догматическое учение Церкви, нравственно-экзегетические творения святых отцов и учителей Церкви, агиография и агиология, литургические тексты, канонические определения и большая нравственно-аскетическая этика. Важность нравственно-экзегетических творений святых отцов и учителей Церкви определяется их непосредственным отношением к текстам Священного Писания, то есть к первоисточнику. Изъяснение нравственного смысла священного текста получает в творениях отцов Церкви силу, глубину и церковный авторитет.

Ценность памятников агиографической письменности определяется содержащимися в них нравственными примерами из жизни святых, воплотивших в своем следовании Христу евангельский нравственный идеал.

1. Естественный Нравственный Закон

2. Христианская этика и естественная этика

3. Этика Нового Завета

Если обратиться к области этики, можно с сожалением отметить, что все, что есть в человеческой жизни чистого, доброго, благородного, часто оказывается поверженным и побежденным нечестием, неблагодарностью и злобой. Честность, добро и правда являются безоружными и бессильными против зависти, клеветы, вероломства и насилия. Однако столь очевидное попрание добра в метафизическом смысле вовсе не означает его поражения, но, напротив, означает его нравственную победу над злом. Человек часто оказывается обречен в той степени, в какой он благороден; но в той степени, в какой он обречен, он торжествует нравственную победу над теми, кто стал причиной его обреченности в этом мире.

4. История Нравственного богословия

христианская этика нравственное богословие

Как богословская дисциплина Нравственное богословие сформировалось в новое время. Тем не менее, можно говорить об истории христианской этики, которая возникла вместе с христианским нравственным благовестием, и прошла большой путь исторического развития.

История христианской этики делится на три периода:

1.патристический (I-VIII вв.),

2.поздневизантийский (IХ-ХVI вв.) и

3.современный (ХVII-ХХ вв.). Начало христианской этики относится к той эпохе, когда уходящее язычество в борьбе с христианством выставило, со своей стороны, унаследованные в течение веков нравственные истины, что бы противопоставить их простоте христианской веры. Критика, в адрес христиан со стороны язычников, отражала некоторые важные вопросы нравственного характера. Нравственное учение христианства, как живое отображение в жизни христиан святейшего идеала, явленного в лице Богочеловека - Иисуса Христа, открывало и утверждало высоту и превосходство христианского нравственного миросозерцания.

Первая попытка изложить христианское нравственное учение была предпринята в конце IV века святым Амвросием Медиоланским, который в трех книгах “Об обязанностях” впервые системно изложил христианское нравственное учение, противопоставив свой труд сочинению Цицерона, также носившему название “Об обязанностях”.

Патристический период оставил после себя множество памятников среди которых наибольший интерес представляют: “Учение Двенадцати Апостолов” (“Дидахи”); сочинения мужей апостольских — святого Климента Римского, святого Игнатия Богоносца, святого Поликарпа Смирнского, Ерма; сочинения христианских апологетов — святого Иустина Философа и автора Послания к Диогнету; сочинения святого Мефодия Патарского и Климента Александрийского; сочинения великих каппадокийцев—святых Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского; сочинения святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, блаженного Иеронима и сочинения святых отцов — авторов Добротолюбия.

Этот период характеризуется углубленным рассмотрением вопросов этики в трудах христианских апологетов, ранних отцов Церкви и великих богословов “золотого века” христианской письменности.

Во второй период истории христианской этики преобладают аналогии, собираются и переписываются творения ранних отцов. Разработка нравственных вопросов принадлежит таким отцам, как Феодор Студит, Григорий Синаит, Никита Стифат и др. Самой важной и характерной чертой этого периода является продолжение в богословии мистической традиции, начатой еще в патриотический период святыми Дионисием Ареопагитом, Макарием Великим и Максимом Исповедником. Из писаний поздневизантийских мистиков ценность для Нравственного богословия представляют творения святого Симеона Нового Богослова, святителя Григория Паламы и их последователей. Этика богословов-мистиков может быть охарактеризована как аскетическая этика, которая процветала, главным образом, в монашеской жизни.

В условиях постепенного преодоления Россией последствий духовной и нравственной опустошенности становится особенно очевидным, что концепция, не утверждающая за человеком никаких вечных констант, лишает его бытие абсолютного нравственного смысла. Без присутствия в жизни высшего и священного начала человеческое существование становится унижением и пошлостью. Преодоление обреченности и бессмысленности личного существования достигается человеком в приобщении к благодатной жизни Церкви, воплощающей в своем бытии универсальное значение царственной победы Христа, воссоздавшего человека для вечной жизни в Боге в ее идеальной полноте. Об этой миссии Церкви призвано заявить и засвидетельствовать богословие нашего времени. Отсюда следует, что подлежащие изучению основные категории этики необходимо рассматривать в качестве абсолютных координат человеческого существования, открывающих личность в ее собственной неисчерпаемой глубине, в многоплановой перспективе ее возможностей и проявлений.

Сейчас в греческом богословии заслуживают внимания три основных направления в подходе к этике: Афинская, Константинопольская и Фес-салоникийская школы, каждая из которых характеризуется своим особым методом. Представители Афинской школы подчеркивают, что нет жизненного различия между христианской и философской этикой, так как этика базируется на природе человеческого разума. Афинская школа стремится придать этике научный и академический характер и очень слабо опирается на наследие святых отцов, предпочитая философские источники. Представители Константинопольской школы рассматривают христианскую этику как учение о соответствии жизни искупленного человека евангельскому нравственному идеалу и уделяют большое внимание личному отношению человека к Христу. Константинопольская школа опирается, главным образом, на библейские и патриотические источники, особенно на восточных и западных отцов Церкви первых четырех веков. Фессалоникийская школа черпает материал из поздних византийских источников. Ее представители подчеркивают экзистенциальный и персональный характер этики. Они обсуждают вопросы человеческого существования и учат о достижении личностью спасения в жизни Церкви.

Задача нашего современного отечественного богословия в области этики, это выработка универсальной, строго очерченной и онтологизированной этической концепции и создание на этой фундаментальной основе целостной нравственной системы.

В заключение хотелось бы привести слова Архимандрита Платона (Игумнова) как нельзя лучше отражающие существо православной христианской этики.

Список литературы

1. Архимандрит Платон (Игумнов) Православное Нравственное Богословие

2. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1908.

3. Этика в меняющемся мире. М., 1992.

4. Янышев И., протопресвитер. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906.

Ч еловек не рождается полноценной творческой личностью. Несмотря на то, что в человеке заложен естественно нравственный закон различать добро и зло, перед человеком стоит свобода выбора. Все остальные качества, которые формируются в характере человека, это качества, воспитываемые родителями, воспитателями или обществом. Очень важно в младенческом возрасте оградить ребенка от злых примеров. Ребенок еще с несформировавшейся психикой и характером, видя зло или грех, будет естественным образом пробовать повторить увиденное т.к. он еще не знает последствий, переживаний и угрызений совести. Мы можем привести в пример библейскую историю, когда Бог, приходя в Эдемский сад к Адаму, учил его всем навыкам нравственной жизни, ограничивая его всего лишь от своеволия. Казалось, Бог создает человека свободным по образу и по подобию Своему, но тут же призывает ограничить его свободу по собственной воле, не делать того, чего Господь ему не рекомендует.

А дам не мог знать греховного чувства до момента нарушения воли Божией. Угрызения совести и греховный стыд он испытал только после проявления своеволия. Тем самым, мы можем говорить о том, что термин свободы, который сейчас употребляется в современном обществе, есть понятие вседозволенности, без ограничений греха. Он несет последствия накопления в душе человека страсти, создаёт в душе человека порок, и это можно охарактеризовать как болезнь психологическую и физическую, где на уровне не только психологии, но и физиологии человек испытывает страдания, не может воспользоваться своей свободной волей и не может самостоятельно искоренить в себе эту болезнь порочного состояния, греховного навыка, по причине поражения человеческой воли страстью, управляющей человеком.

И для того, чтобы человек воспользовался дарованной ему Богом свободной волей, он должен принести Богу покаяние, воспользоваться установленным Богом таинством, очистив свою совесть от греха.

В светском обществе все чаще и чаще христианские нравственные термины, относящиеся к области греха, заменяются современной терминологией, исключая сам смысл действия греха как такового. Человеку не нужно покаяние, оправдание и чувство стыда, т.к. современная светская этика исключает в жизни человека грех как таковой. Поэтому человек, живя в светском обществе, не зная и не употребляя христианских нравственных терминов, через греховные действия впадает в психическую и духовную болезнь, лекарство от которой отсутствует в светской жизни.

В ыбор страны или народа - действовать по принципам светской этики- наносит урон каждому новому поколению, не создаёт правильного примера нравственной жизни, цель которой – подражание Господу нашему Иисусу Христу.

В современной светской этике тоже присутствует термин и понятие любви, но проявление и укрепление в душе человека любой страсти формирует низменные чувства, где любовь имеет форму плотского удовлетворения. Направлена она не от человека, а к человеку. Тем самым можно сказать, что человек, находящийся в страстных влечениях, достигнув греховного порока, как правило, находится в эгоцентрическом состоянии, т.е. заботу и внимание, в первую очередь, требует к себе самому, а не отдает ее ближним.

О тступление общества и народа от христианского понимания совести влечет за собой последствия в виде неуправляемого никем и ничем общества, где как лидер, так и сам отдельно взятый член общества не может управлять собой и своими психическими и физическими пристрастиями, увлекает себя самого и подрастающее поколение к постоянной зависимости от греха. Человек, семья, общество и народ могут обрести свободу только в рамках самоустранения от греха, употребляя ее в деле самоограничения.

О граничив грех- запретный плод Адама- человек обретает не внешнюю, а внутреннюю чистоту, свободу мыслей, где он может творить и действовать не по наитию страстного влечения, а по принципу проявления свободы выбора.

В ажная и главная задача состоит в том, что каждый человек, как в личном, так и в семейно-общественном плане, должен быть примером для подражания молодому поколению, у которого еще не сформировались психика и характер, постоянно мятущийся в поиске чего-то нового. Дурные примеры для подражания являются соблазном. Потому, сколько бы родители не повторяли с младенчества детям принципы нравственной жизни, собственный пример станет более веским аргументом в утверждении их на жизненном пути.

Наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь
игумен Михаил (Семёнов)


Д окумент содержит базовые положения учения РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.

Содержание

Преамбула
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

Приложение
1. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви об "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (15 августа 2000 года)
2. Определение об "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (15 августа 2000 года)

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Читайте также: