Доклад проектная деятельность на уроках географии

Обновлено: 02.07.2024

В обучении географии метод проектов занимает особо важное место. Что ни тема, то потенциальный проект.

Основная цель применения метода проектов на уроках географии - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем и нахождение путей решения этих проблем.

Темы проектных работ в основном выбирает учитель, например у нас в центре они уже включены в календарно-тематическое планирование. Бывает и такое, что ученик сам проявляет желание в выборе интересующей его темы и самостоятельно над ней работает.

При выборе темы проекта необходимо использовать следующие критерии:

  • значимость данной информации для учащихся;
  • социальная значимость проекта;
  • связь с изучаемыми темами курса географии;
  • возможность постановки проблемы;
  • возможность реализации межпредметных связей;
  • возможность использования личного опыта учащихся.

После того, как с темой проекта определились, затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.

Задача учителя, консультировать, направлять и координировать действия учащегося.

Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия, макета и т.д. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.

Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда.

Все проекты можно классифицировать по группам:

1. По времени выполнения.

1. Краткосрочные (урок, несколько уроков)
2. Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
3. Долгосрочные

2. По предметной области

1. По одному предмету
2. Межпредметные

3. По преобладающей деятельности учеников

Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:

  1. Макет географического объекта.
  2. Карта-Путеводитель
  3. Экскурсия
  4. Презентация
  5. Наглядное пособие
  6. Статья, газета, журнал
  7. Видеофильм и т.д.

Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.

Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Внедрение проектной деятельности на уроках географии по классам:

5 класс

Несмотря на то, что для пятиклассников география - предмет новый, они могут тоже попробовать стать маленькими первооткрывателями. Перед ними открывается огромный окружающий мир неизведанного, прекрасного и загадочного даже в простых вещах и природных явлениях. Учащиеся могут попробовать создать свои проекты, провести вместе с учителем или самостоятельно свои маленькие исследования, понаблюдать и больше узнать о выбранном объекте или явлении. В 5 классе преобладает информационный проект (доклад, презентация)

6 класс

7 класс

В 7 классе начинается изучение материков и океанов, пожалуй один из интереснейших курсов. Темы проектов могут касаться изучения отдельных материков, их рельефа, климата, населения и их хозяйственной деятельности.

8 класс

9 класс

Изучается экономическая география России, отрасли промышленности, их основные характеристики. Состав, структура, факторы размещения отраслей промышленности.

10 класс

Предложенные темы проектов по географии для 10 класса рассчитаны на проведение старшеклассниками более основательного исследования в области географии с учетом теоретического материала по теме и практической частью проекта. Все темы могут быть доработаны и интерпретированы автором в силу собственных интересов и предпочтений. Наиболее интересные темы исследовательских проектов по географии в 10 классе посвящены проблемам истощения природных ресурсов и глобального потепления климата, развитию экологического туризма и перспективам его развития в России.

Ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, в технологию которого заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности памяти, темперамента, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей каждого обучающегося. В курсе географии ментальные карты позволяют изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта, приучают учащихся к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации; развивают художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью. Составление карт разума развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему.

Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономического района, страны) с помощью ассоциативных рядов, символов, знаков и прочее. Эти изображения далеки от реальных карт, но их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений ученика об окружающем мире, понимание им структурно-функциональных особенностей организации геопространства и отношение к изображаемому объекту. Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии.

С каждым последующим упражнением тренируется зрительная память, наблюдается большая точность определения географического положения объекта, большее количество ассоциаций. Через ассоциации подключаются эмоции, создаѐтся яркий, емкий, полнозвучный образ территории.

Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует еѐ, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

Мастер-класс по изготовлению “Ментальной карты”

3 группы. Страны

В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает и совершенствует навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и обогащают свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Австралия

Австралия – страна в Южном полушарии на одноименном континенте. Берега омываются двумя океанами – Тихим и Индийским. В состав государства входят также несколько островов. Страна также называется Австралийским Союзом (Commonwealth of Australia), входящим в состав Соединенного Королевства. Жители страны говорят на австралийском английском. Королева государства – Елизавета II, но в основном за власть отвечает Джон Говард, премьер министра страны. Союз состоит из нескольких штатов, 2 материков и нескольких островов различной площади. Большая часть территории – пустыни, полупустыни, луга и тропические джунгли с редкими видами растений, животных и земноводных.

Почти каждая австралийская семья имеет один или два автомобиля, либо иной вид транспорта. В связи с развитым сельским хозяйством, Австралия почти не импортирует продукты питания, а соответственно, цены на них намного ниже. Средняя заработная плата на континенте составляет около 2400 долларов США.

Сингапур

Сингапур — маленький, высоко урбанизированный остров-город-государство в Юго-Восточной Азии, расположен в южной оконечности Малайского полуострова, между Малайзией и Индонезией. Общая площадь острова - 712.4 км² , береговая линия длиной 193 км. От Индонезии его отделяет Сингапурский пролив, а от Малайзии - Джохорский. Сингапур — вторая в мире страна по плотности населения.

Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких в мире (в 2008 году — 38972,1 долл. США). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место (в 2008 году 5-е место из 134 стран, в 2007 году 7-е место из 131 страны, в 2006 году — 5-е место).

Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Шикарные отели, чистые улицы, вежливые жители и самая низкая преступность в мире сделали его азиатским окном для европейцев. А самое забавное то, что сегодня он является и окном в Европу для азиатов, и весьма популярен для туристов из Китая, Японии, Кореи. Они знакомятся с западным укладом жизни именно в Сингапуре, особенно удобно это для китайцев, основного населения страны. Китайский язык - второй официальный после английского.

Болгария

Государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Омывается Черным морем. Граничит с Грецией, Турцией, Сербией, Македонией и Румынией. Большая часть страны - горные хребты Стара-Планина, Средна-Гора, Рила с горой Мусала (высшая точка Балканского полуострова, 2925 м), Пирин, Родопы. Государственный язык: болгарскийВ основном хорошо говорят на русском языке. В ходу - английский, немецкий и французский.Более 85% жителей страны - христиане православного обряда, 12% населения — мусульмане-сунниты. Иудеи составляют 0,8%, католики — 0,5%, протестанты — 0,5%.ВалютаМеждународное название: BGN.

Столица Болгарии София – один из старейших европейских городов. Еще с древних времен он известен своими минеральными и термальными источниками. Одной из самых впечатляющих достопримечательностей не только столицы, но и всей страны является собор Святого Александра Невского, расположенный на одноименной площади Софии. Прекрасное архитектурное сооружение из гранита и белого камня было возведено в честь освобождения Болгарии. Среди интереснейших мест города стоит выделить собор Святой Софии, церковь Святого Николая, ротонда Святого Георгия, собор Света Недели (Святого Воскресения), мечеть Баня Баши, Буюк-мечеть (Археологический музей), Драгалевский монастырь, Национальный исторический музей и Национальную художественную галерею Болгарии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует современной концепции образования.

Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы деятельности.

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки. Это этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели, а основную работу учащийся выполняет самостоятельно.

География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Проекты, которые предлагаются на уроках географии могут быть следующего содержания: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.

В курсе география целесообразно включать проекты, которые касаются вопросов по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером. Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.

При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов: например, Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. Обычно в старших классах ученики уже определяются с выбором профессии. Индивидуальные проекты помогают максимально подготовиться к вступительным экзаменам в выбранное учебное заведение. Тем же ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, работа над проектами позволяет сориентироваться в океане профессий.

В наше время наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Можно с уверенностью отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Одним из способов повышения интереса к географии является создание мультимедийных презентаций. Создание презентации представляет собой творческий процесс с элементами проектной деятельности. Учащиеся с большим удовольствием создают такие проекты. Можно сказать, что у ребят возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, что формирует познавательно-информационные и коммуникативные компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое “я”, создает для него ситуацию успеха.

Ученические презентации не могут быть одинаковыми, у каждого она имеет своё лицо. Между учениками возникает соревновательный момент – чья презентация получится ярче, содержательнее, интереснее.

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

Метод проектов также позволяет разнообразить уроки-семинары, заинтересовывать учащихся предметом. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления. В ходе такой работы формируются также навыки мыслительной деятельности, совершенствуется память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Предмет география позволяет применять большое число разнообразных методов, форм и средств учебной работы. Использование метода проектов позволяет учебный успех школьника рассматривать и как пополнение собственных знаний, и как устойчивый рост его возможностей. В ходе совместной деятельности в парах или группах реально демонстрируются широкие возможности сотрудничества между ребятами. Во время работы над проектом учащиеся ставят собственные цели, решают поставленные задачи, определяют наилучшие способы их достижения, пробуют компетентность друг друга. Использование данной методики позволяет вовлечь в работу пассивных ребят, которые не всегда умеют проявить себя.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении учащимися учебного и дополнительного географического материала с целью создания конкретного продукта. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Проектная методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, основная часть исследовательской работы осуществляется во внеурочное время (поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации). Найдя нужную информацию, учащиеся ее обрабатывают, анализируют, используют в подготовке какого-либо проекта.

Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.)

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

В 6 классе – это паспорт планеты или строение Земного шара. Начиная с 6 класса, ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах - это проекты исследовательского характера.

Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и компетенций обучающихся.

Работа над проектом начинается с выбора темы. На этом этапе педагогу необходимо знать психологические особенности ученика и степень его готовности к выполнению работы. В подборе темы важно также учитывать принцип доступности.

Далее обсудить предложения о форме продукта проектной работы, по необходимости определить обязанности учащихся в группе. Изучить правила поиска информации из доступных источников на первом занятии.

На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую информацию. Анализируют ее и оформляют работу. Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование не только учебно - познавательной, но и информационной компетенции школьников.

На заключительном этапе проводится анализ и оценка деятельности. Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых знаний обучающихся по предмету.

На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых.

Формы презентации могут быть различными: создание газет, альбомов, буклетов, отчетов в форме мультимедиа, написание газетной статьи, съемка фильмов, ролевые игры. Чем больше выбор форм отчетов, тем больше возможностей у учащихся реализовать свои творческие способность и личностные качества.

Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем. В такой деятельности важно авторское самовыражение.

Необходимо организовать внешнюю оценку проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Индивидуальная рефлексия учащихся проводится после заключительного этапа. Учитель и ученик (группа учащихся) анализируют работу, отмечая трудности и успехи. Обязательно обсуждаются вопросы: что узнали нового, а что повторили из курса учебной программы; какие новые навыки приобрели. Желательно использовать вопросы заранее подготовленной анкеты, чтобы проследить за динамикой развития запланированных умений. При запуске нового проекта обязательно учитывать предыдущие ошибки.

Хорошо использовать проекты на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение работать с информацией.

6. Умение ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. Поэтому в методе проектного обучения я придаю большое значение способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления.

Требования к проекту:

Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

Использование оригинальных идей, исследовательский подход к собранным материалам, использование большого количества первоисточников;

Элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

Использование в проекте соответствующей научной терминологии;

Используемые источники:

Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.П. Дубенского - Омск: ОмГУ,2005.

Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

Лобанова Т. Ю., Лобанов А. А. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников // Информатика в школе. – 2015. - №4.

Лукоянова Т.В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике //Современные проблемы науки и образования. – 2009. - №6.

Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе. – 2005. - № 2.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004 г

Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - http://www.eidos.ru/journal /2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]

Щенев В.А. Урок географии в системе личностно ориентированного обучения // География в школе. - 2005. - №5. стр. 37 - 46

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введенская средняя школа.

Доклад на тему:

Учитель: Кичигин А. В.

Введенка. 2015-2016 учебный год.

Условия возникновения и становления опыта

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится

Проекты в школьном образовании применялись уже в 20-е годы прошлого века, но были признаны вредными, снизившими уровень образования и в 1931 году постановлением ЦК ВКПБ были запрещены.

Педагогическая общественность должна понимать, что проектная деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного образования.

Проектированием, естественно, могут и должны заниматься не только школьники, проектные работы ведутся учителями или педагогическими коллективами, т.е. проект как результат деятельности ученика или группы учеников, достигнутый при большем или меньшем содействии учителя и направленный на формирование и закрепление у учащихся новых компетенций, ключевых в современном быстро развивающемся мире.

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

- необходимость развития познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время;

- желание учащихся узнать новое;

- коллектив единомышленников - учитель и ученик, работающие творчески, помогающие друг другу на пути создания и защиты проекта.

Актуальность опыта

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Учитель сегодня не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т. п.

Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Теоретическое обоснование опыта

В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всей своей деятельности. Нарастает всеобщая коммуникация человечества. Усиливаются гуманистический и культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения.

Географические знания специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. На бытовом уровне человек, обладающий географической культурой, может оценить перспективы превращения карьера, где добывают минеральное сырье, в водоем, болото – в пастбище или в пашню и т.д. В масштабах своего региона знание географии поможет составить прогноз развития малого города, предприятия той или иной отрасли хозяйства, оценить изменение уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.

Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Метод проектов используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Евгения Семеновна Полат - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения, автор исследований по обучению иностранным языкам,методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет технологий и ресурсов в системе образования - выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Все проекты можно классифицировать по группам:

1. По времени выполнения.

1.1. Краткосрочные (урок, несколько уроков)

1.2. Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)

2. По предметной области

2.1. По одному предмету

3. По преобладающей деятельности учеников

Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:

1.Макет географического объекта.

6.Видеофильм и т.д.

Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.

Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

В процессе обучения – на уроках географии и во внеурочное время - учащиеся выполняют различные виды проектов (Приложение 1).

Ведущая педагогическая идея опыта

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Технология опыта

Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения.

Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, автор обращает внимание на всестороннее развитие личности ученика и основной целью опыта является развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, навыков сотрудничества с людьми, умения собирать информацию из разных источников, осмысление её и использование для выполнения проекта

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность различных методов: исследовательских, поисковых, творческих.

Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии учителем используется проектный метод обучения. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Так как наша школа с 2013-2014 учебного года реализует введение ФГОС в 5 классе, то ученики знакомятся с проектами уже 5 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы (Приложение 2).

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа (Приложение 3).

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Можно выделить основные этапы реализации проекта:

Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)

Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)

Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую подтему

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Критериями оценки проекта являются

Значимость и актуальность

Глубина проникновения в проблему

Требования к проекту:

проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;

приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;

отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

использование в проекте соответствующей научной терминологии;

в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:

название темы проекта;

актуальность проекта, проблема;

основополагающий и проблемные вопросы;

цели и задачи проекта;

гипотеза решения проблемы;

форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

использованная литература и информационные ресурсы;

сведения об авторе/авторах проекта;

проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников). Для учащихся 6-8 классов проводится детальный разбор проектов при защите.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Можно сказать, что проект является продуктом мета предметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на следующем этапе.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.

Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии. Основные требования к использованию метода проектов. Основные этапы работы над проектом. Определение результативности проектной деятельности. Развитие проектного мышления учащихся.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.10.2017
Размер файла 28,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николаевская основная общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

Технология проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время

Автор: Иваненко Любовь Николаевна,

МОУ Николаевской ООШ

Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся - проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Хочу поделиться с вами своим опытом. Географию по федеральным государственным образовательным стандартам начинают изучать в 5 классе. И уже с 5 класса начинаю вводить элементы проектной деятельности и простые мини-проекты.

В 7 классе, изучая водные объекты мира, все время сравниваем их с Чёрной Калитвой. Создаем виртуальные экскурсии, отчеты экспедиций, рекламы. Детям очень нравятся имитационные уроки, когда воплощаются в какую-то роль, примеряют на себе разные профессии: этнографа, репортера, журналиста.

Именно такие уроки и внеурочная деятельность по географии и краеведению важны сейчас в школе. Потому что на них даже слабые ученики с удовольствием выступают и активно отстаивают свою точку зрения.

Этим мероприятиям предшествует огромная подготовительная работа, к которой дети подходят творчески и с удовольствием.

По данным анкетирования, 90% детей отметили, что над проектами им работать гораздо интереснее, чем пересказывать параграф или отвечать на вопросы, такая работа позволяет им лучше узнавать свой край, осваивать глубже темы по географии.

Считаю, что проектная деятельность - необходимый компонент системы современного образования, так как у учащихся формируются практические навыки, связывающие обучение с жизнью, развивается мышление и креативность, т.е. формируются универсальные учебные действия.

Проектная технология дает возможность:

1.Реализовать деятельностный поход в обучении географии. 2.Решить проблему сокращения часов на изучение географии. 3.Формирования у школьников информационной компетентности. 4.Овладения школьниками методами географического прогнозирования 5.Участия школьников в общественных экспертизах.

Она возникла во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик. В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.

Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

1.Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

2. Выдвижение гипотез их решения;

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В своей педагогической деятельности использую следующую типологию проектов.

познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, историко- географические, физико -географические.

По уровню интеграции:

1. Монопредметные (выполняются на материале географии).

2. Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике).

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

По включённости проектов в тематический план: текущие, итоговые.

По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Работа над проектом включает следующие этапы:

Первый этап проектного цикла - ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта.

Второй этап - конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 2-3 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта.

Третий этап - оценочно - рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся.

Четвертый этап - презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация - результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы.

Параметры внешней оценки проекта:

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов проведенного проекта;

Примерная тематика проектов по географии

III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.

III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.

IV этап. Презентация проектов.

Определяем результативность проектной деятельности.

Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объём знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Качество знаний повысилось до 65 %. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах. Не всех удается вовлечь в проектную деятельность.

Выполняем правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

-Выбор темы проекта /исследования. Следует помнить, что проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями. В таблице я отразила основные положения.

Читайте также: