Доклад про учителя истории

Обновлено: 30.06.2024

Учитель – это одна из важнейших должностей в сфере образования. Он осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует социализации, формированию общей культуры личности.

История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем.

Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.

История профессии

Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н. э. Там описывается дворцовая школа для детей сановников.

Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и многие другие.

Общая характеристика профессии

История – драгоценное достояние человечества, величайшая и ни чем не заменимая лаборатория познания общественного развития. Чтобы уверенно прокладывать людям путь в будущее, необходимо хорошо знать основные этапы и закономерности развития общества. Учитель истории – это профессионал, который имеет прочные знания в предметной области, умеет в интересной и доступной форме излагать учебный материал. Задача учителя истории – ввести учащихся в мир истории и культуры. Он способствует формированию у учащихся научных взглядов на процессы общественного развития, историю общества и культуры, понимания общих закономерностей историко-культурного процесса и своеобразия исторического пути того или иного народа, воспитывает интерес к изучению прошлого и настоящего.

Преподавание истории – процесс сложный и многогранный. Профессия учителя истории всегда имела особый статус, так как он способен понять и проанализировать все катаклизмы меняющегося мира, объяснить связь одного исторического события с другим и выявить их влияние друг на друга. Если учитель истории подойдет к своим задачам ответственно, то их выполнение будет не сложным и интересным.

Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Смысл истории как учебного предмета состоит в том, что ребенок должен научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием.

Требования профессии к человеку

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания.

Работа учителя предъявляет к человеку большие требования. Успех педагогической деятельности во многом зависит от определенных волевых качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания. Также большое значение имеют коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильные взаимоотношения с детьми. И так как педагог работает с классом, ему необходимо быть внимательным к каждому ученику. Таким образом, самоконтроль, наблюдательность, распределение и переключение внимания являются профессионально важными качествами учителя.

Важно, что в профессии учителя большое значение имеет речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно и просто, чтобы ребята максимально точно смогли понять, к примеру, тему урока или смысл заданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитательная и общественная роль учителя истории

Не только учителя истории уделяют внимание на уроках воспитанию учащихся и их подготовкой к жизни вобществе, социальной адаптации, но именно на уроках истории это можно можно раскрывать на конкретных примерах, опираясь на конкретных людей. Ведь история –это не вымышленные персонажи, как это чаще всего бывает в литературе и не просто статистические данные , как в географии. История –это встреча с настоящими диктаторами, понятие цензуры, геноцид, дружба народов и ущемление прав, и то, как люди и страны могут преодолевать трудности и становиться знаковыми в истории мира.

Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.Стране нужны выпускники, владеющие компетенциями, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Учитель истории должен прививать общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения.Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства- благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Одна из главных задач исторического образования сегодня- это не только объективное изложение происходивших событий и фактов но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Учитель истории должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития.Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Особенностью педагогического труда является то, что учитель призван помочь ребенку состояться как личности , и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы кореным образом зменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития , остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ нашей республики, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, мировое сообщество. Воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе казахстанского образования. Педагогика считает необходимым развитие у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

На уроках истории мы должны определить готовность и способность учащихся к социальной адаптации, заострить внимание ребенка на понимание смысла своей жизни и дать примеры ответственного поведения.Каждый из нас житель этой планеты и от каждого из нас зависит в той или иной степени будущее человечества.

На уроках истории учитель должен давать учащимся выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.Именно способность к самостоятел ьным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятие ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата поможет нам вырастить настоящих граждан своей страны.

На уроках истории Казахстана учащиеся должны осознавать себя гражданами Казахстана, быть готовыми солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам. Через конкретные примеры развивать чувство гордость за взлет нашей страны в мировом сообществе.

Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

Желательно, чтобы сам учитель истории был нравственным примером для учащихся, т. е . был отличным семьянином, целенаправленно шел на выборы, имел активную гражданскую позицию, мог дать собственную оценку происходящим событиям в стране и мире . Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят в процессе его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

В заключении отмечу следующее:

Воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Учитель истории: преимущества и недостатки профессии

Есть профессии, потребность в которых идет на спад со временем, а есть и такие, чья актуальность не угасает. Педагоги, учителя, преподаватели – это специалисты, которые востребованы всегда. Это квалификация развивается и модифицируется под современные тенденции, расширяется и становится все популярнее.

В данной статье рассмотрим профессию учителя истории. Охарактеризуем основные обязанности и особенности работы. Затронем положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Особенности

Учитель истории должен ориентироваться в большом объеме знаний, которые со временем обновляются, так как история не стоит на месте. Поток информации очень обширен – от быта северных народов до истории военных походов Российской Империи.

История как предмет довольно увлекательна. Подача материала может быть разнообразной – в виде лекций, фильмов, дебатов, а также археологических походов.

Учитель истории прежде всего должен знать множество исторических дат и событий, ориентироваться во временных отрезках правления династий, разбираться в территориальных изменениях каждой страны (объединение, деление).


Для повышения квалификации педагог должен посещать дополнительные семинары, курсы, читать историческую литературу.

Такой педагог должен обладать определенными качествами. Это:

  • умение находить новые знания, переформировывать полученную информацию в более понятный контекст;
  • возможность находить индивидуальный подход к каждому ученику, невзирая на способности ребенка;
  • умение формировать учебный план;
  • доступная подача материала и интересное построение урока.
  • твердость характера, стрессоустойчивость.


Знания и навыки

Как и в любой другой специальности, учитель истории должен обладать определенными навыками и иметь необходимые знания в данной сфере деятельности. Необходимо правильно ставить перед собой цели и добиваться их.

Рассмотрим основные задачи, которые должен выполнять учитель. Прежде всего это формирование учебной программы согласно общеобразовательным стандартам.

Учитель должен опираться на уже полученные знания учеников. Это необходимо для того, чтобы правильно и функционально использовать время на уроках. Многие педагоги знают, что данного времени зачастую хватает, так как объем информации слишком большой. Во многом всю информацию приходится сокращать.

Навык правильной подачи информации необходим учителю, потому что – предмет весьма тяжелый для восприятия, многие дети считают его скучным. И это логично, если заставлять детей писать конспекты и просто учить даты. Хороший преподаватель, благодаря современным технологиям, будет преподносить информацию в стиле интерактива.

Преподаватель истории как никто другой должен поощрять рвение учеников к предмету. Как известно, потерять это рвение очень легко. Смена подачи материала, тяжелые тексты и слишком большой объем дат отталкивают детей от изучения предмета.

В таком случае учитель должен показать, что оценка будет зависеть не только от правильно указанных дат, но и от понимания пройденного материала в целом. Это психологически облегчит состояние ребенка.

Умение правильно перерабатывать получаемые знания очень важно для педагога. Мало просто найти хорошую информацию, схему или таблицу к уроку. Нужно максимально переработать данную информацию в более понятный язык и объяснить все для учеников своими словами. Это показывает не только ваши знания как учителя, но и то, насколько преподаваемый предмет вам интересен. Эти факторы влияют на вовлеченность учеников в процесс обучения.

Еще одним важным навыком можно считать правильное формирование внеурочного времени. Сюда же можно отнести и дополнительные занятия. Преподаватель продолжает работать даже после уроков, дома. Подготовка к следующему дню и проверка тетрадей также затрагивает определенные навыки. Ведь построение работы над ошибками важно ничуть не меньше, чем подача самого материала.


Отдельно стоит рассмотреть профессию учителя истории искусств. История искусств – это отдельное направление, которое изучает будущий преподаватель. В этот предмет входит целый комплекс общественных наук, а центральным звеном является художественная культура.

Основным фундаментом данной специальности является общая история. Затем формируется базис из классической и постмодернистской истории. Делаются большие акценты на стилях в искусстве (романтизм, классицизм, сентиментализм, реализм и другие). Изучаются всевозможные временные отрезки, которые связаны с искусством (к примеру, искусство Древней Греции; быт восточных народов).

Преподавателей истории искусств учат различать произведения деятелей искусства, разбираться во множестве художественных направлений и школ, ориентироваться в историко-художественных течениях. Студенты, выбравшие данное направление обучения, будут участвовать в экспедициях, организовывать выставки, работать с различными коллекциями художественных произведений. А также они смогут проводить исследовательскую работу в музеях, архивах, заниматься подготовкой к публикации научных материалов (библиографий, путеводителей, сборников, обзоров), заниматься оценочной деятельностью предметов искусства.

Получив образование по этому направлению, можно работать не только преподавателем в образовательных учреждениях. Можно стать антикваром, архивариусом, библиотекарем, сотрудником музея.


Обучение

Чтобы выучиться на учителя истории, не нужно долго искать вуз. Почти в каждом большом городе есть университеты и колледжи, которые предлагают получить образование педагога.

Направление учитель истории слишком узкое, поэтому в некоторых вузах дается расширенная специализация. К примеру, история и право. Получаемая профессия позволит вам работать не только учителем в школе, но и преподавать право в колледжах или вузах. Следующие направления – это история России и зарубежных стран, история и общественные науки, история краеведения, история искусств, археология, отечественная история.

Перечисленные специализации могут быть как основными, так и полученными в ходе повышения квалификации и дополнительных семинаров, или как второе высшее образование.

Можно получить первое высшее как учитель русского языка, а затем, не тратя лишнее время, можно подать документы на второе высшее как учитель истории.

Основное требование к этой профессии заключается в том, что у вас обязательно должно быть педагогическое образование. Для работодателя важна очная форма обучения. Но диплом можно получить, обучаясь на заочной форме.

Для поступления в вуз необходимо сдать экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, история России. В некоторых случаях может потребоваться и обществознание.


Где может работать?

Многих студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Это вечная проблема, потому что работодателям всегда нужен опыт работы. Но с этой специальностью такого не произойдет, ведь педагог востребован всегда. Каждой школе необходимы учителя. Поэтому остается выбор за малым: в какой школе вы хотите работать – в общеобразовательной государственной или частной.

У каждой из этих школ есть свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо выбрать то, что вам подойдет лучше.

В общеобразовательной школе, скорее всего, будет несколько классов. В классе примерно до 35 человек. Объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск, карьерный рост.

В частных школах классы небольшие. Каждому ребенку необходимо уделять много внимания. Одним из минусов можно посчитать специфику частной школы. К примеру, там может возникнуть необходимость вести уроки на английском языке. Поэтому помимо знаний в области истории, будут необходимы обширные знания в английском языке или любом другом, на котором специализируется школа.


Помимо этого, можно пойти преподавать в колледж. Здесь процесс обучения проходит так же, как и в школе. Положительной стороной можно считать то, что всю получаемую информацию студенты уже изучали.

Можно пойти работать репетитором или в учреждения, специализирующиеся на дополнительном образовании и повышении квалификации.

Напоследок стоит остановиться на плюсах и минусах профессии. К положительным сторонам специальности можно отнести:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель истории - это экскурсовод, ведущий своих питомцев в мир науки, а история – это путеводитель по сложным дорогам жизни. Учитель показывает им все многообразие окружающего мира. Изучение истории дает необходимую основу для других предметов: литературы, географии, обществознания, экономики. История - воздух гуманитарных знаний, при этом она не мешает увлекаться химией, физикой, биологией. Изучение истории помогает не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития. Моя задача как учителя научить ученика быть не созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом. Чтобы мой ученик знал ответ на вопрос: кто он сам – песчинка, гонимая ветром в пыльном вихре, или участник дел страны, мира?

Приоритетным направлением считаю использование активных форм работы учащихся с разноплановыми источниками на основе дискуссионной работы, исследовательского поиска, которые позволяют воспитанникам самим находить ответы на волнующие их вопросы в огромном мире информации, строить умозаключения, делать выводы, анализировать, доказывать, сравнивать. В процессе этой работы формируется характер учащихся, развивается их мышление. Моя роль как воспитателя сводится к тому, чтобы направлять в нужное русло пытливый ум своих учеников.

Моя педагогическая идея заключается в разработке и апробиробации комплекса педагогических условий для формирования в подростках патриотов Родины, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу в рамках уроков история и внеклассных занятий.

Именно уроки истории позволяют всем нам научиться правильно жить, не повторяя ошибок прошлого. Мне всегда не нравится, когда с историей обращаются пренебрежительно. Как-то по-лакейски получается. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики любили историю страны со всеми её невзгодами, неудачами и победами. На уроках и внеклассных занятиях я им говорю, что судить историю мы не будем. Мы не вправе это делать, но знать и учиться на ошибках должны.

Учителя истории Ленинской средней школы

Аккайынского района

Северо-Казахстанской области

Аманжолова Камилбека Сатыбалдиновича

Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой:

каждый его взгляд, его жест, его действие…

От него – всё доброе в человеке.

Он не может быть двуликим:

хорошим наставником и плохим человеком….

Самая гуманная, самая ответственная и самая необходимая профессия – учитель. Это звание тысячелетиями вызывало особый авторитет и необычайное уважение. Деятельность учителя является стартовой площадкой для взрослой жизни каждого современного человека. От того, как работает учитель, во многом зависят судьбы человека, общества, государства, человечества. Я считаю, что отдавать школе педагогический талант, знания, широту души – это нравственный подвиг. С чего начинаются педагогический путь? С любви к профессии, к детям. Явление драгоценное и необъяснимое. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. Чтобы получать удовлетворение от работы и добиваться высоких результатов учебного труда детей, нужно постоянно повышать своё педагогическое мастерство. Свою трудовую педагогическую деятельность я начал в 1995 году. Я очень рад тому, что уже двадцать лет работаю в нашей Ленинской школе и преподаю историю и обществознание.

Как сделать общение источником радостного и вдохновенного труда учащихся, школой по формированию идей гражданственности, патриотизма, гуманизма?

Поиск ответа на эти вопросы заставил меня обратиться к изучению теории по формированию патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Идея патриотизма во все времена занимает особое место в духовной жизни обществ. В силу этого понимание современного казахстанского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является отправной точкой для его становление и формирование. В настоящее время все больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. Любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Не случайно сегодня в искусстве, в театре, кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням.

XXI век – это эпоха новых информационных технологий, эпоха Интернета, компьютеров, однако самым главным в воспитательной деятельности остается учитель.

Учитель истории - это экскурсовод, ведущий своих питомцев в мир науки, а история – это путеводитель по сложным дорогам жизни. Учитель показывает им все многообразие окружающего мира. Изучение истории дает необходимую основу для других предметов: литературы, географии, обществознания, экономики. История - воздух гуманитарных знаний, при этом она не мешает увлекаться химией, физикой, биологией. Изучение истории помогает не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития. Моя задача как учителя научить ученика быть не созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом. Чтобы мой ученик знал ответ на вопрос: кто он сам – песчинка, гонимая ветром в пыльном вихре, или участник дел страны, мира?

Приоритетным направлением считаю использование активных форм работы учащихся с разноплановыми источниками на основе дискуссионной работы, исследовательского поиска, которые позволяют воспитанникам самим находить ответы на волнующие их вопросы в огромном мире информации, строить умозаключения, делать выводы, анализировать, доказывать, сравнивать. В процессе этой работы формируется характер учащихся, развивается их мышление. Моя роль как воспитателя сводится к тому, чтобы направлять в нужное русло пытливый ум своих учеников.

Моя педагогическая идея заключается в разработке и апробиробации комплекса педагогических условий для формирования в подростках патриотов Родины, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу в рамках уроков история и внеклассных занятий.

Именно уроки истории позволяют всем нам научиться правильно жить, не повторяя ошибок прошлого. Мне всегда не нравится, когда с историей обращаются пренебрежительно. Как-то по-лакейски получается. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики любили историю страны со всеми её невзгодами, неудачами и победами. На уроках и внеклассных занятиях я им говорю, что судить историю мы не будем. Мы не вправе это делать, но знать и учиться на ошибках должны.

Учитель действительно не может быть двуликим, он должен одновременно быть хорошим наставником и хорошим человеком. Он не может одному врать, а другому говорить правду. Он должен обоим говорить правду. Когда ученики спрашивают мое мнение по тому или иному вопросу, я всегда отвечаю им, что да такой факт в истории имеет место, но мы не будем судить историю, но знать и учиться на ошибках прошлого мы должны. Изучая прошлое, мы постигаем будущее, так как без прошлого нет будущего.

Читайте также: