Народное искусство древней руси доклад

Обновлено: 02.07.2024


Аннотация: В статье показано, что в древнерусском искусстве было не столько назидательного смысла, сколько возвышенной, духовной радости. В нём наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Эта упоительная красота входила в тогдашнюю каждодневную жизнь, и радовала русского человека под величественными сводами белокаменных соборов и в живописных иконах деревянной церквушки. Народное начало в искусстве проникало живописными картинами в великокняжеские палаты и украшало скромными иконами простую, убогую крестьянскую избу. Искусство, которое расцвело тогда в нашем отечестве, было поистине всенародным, как искусство эпохи Возрождения в Италии.

Ключевые слова: Народное искусство, древняя Русь, языческое творчество, народная живопись, иконная старина, русский фольклор, Новгородская икона, старообрядцы, грамотность на Руси, великий родной язык, народные календарные обряды, театр кукол, скоморохи, калики перехожие, музыка народного календаря, языческий театр, народная драма, двоеверий на Руси, Киевская Русь, Белая Русь, Малая Русь.

Abstract: The article shows that in the ancient art was not so much didactic sense as sublime, spiritual joy. In it, our ancestors sought solace from their troubles and tribulations. This ravishing beauty was part of the then everyday life, and pleased the Russian people under the majestic arches of white stone cathedrals and picturesque wooden churches icons. Folk beginning in art penetrated beautiful paintings in the grand chamber and adorned modest icons simple, miserable peasant's house. Art that flourished then in our country, it was a truly national, as the art of the Renaissance in Italy.

Keywords: Folk art, ancient Russia, creative pagan, folk paintings, icons old, Russian folklore, Novgorod icon, Old Believers, literacy in Russia, the great native language, folk calendar ceremonies, puppet theater, clowns, beggars perekhozhie, music folk calendar, pagan theater, folk drama, dual faith in Russia, Kievan Rus, White Russia, Little Russia.

Sigachev Aleksandr Aleksandrovich - member of the Writers' Union of Russia (IHO SP Code), poet, playwright, teacher, student of the IHO PRL them. MY Lermontov, with the award of the medal "MU Lermontov ". Founder of Festival-Contest (IFC "Young Russia"). Creator branch museum SA Esenina: "People's muse from Koltsov to Lystsov."

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

ЖИВОПИСЬ

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Отсутствие сложных трудовых операций приводило к тому, что все члены коллектива имели одни и те же обязанности и владели одними и теми же трудовыми навыками. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты коллективного производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность (от греч. syn- kretismos — соединение), нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, была обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX—X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Возникают крупные ремесленно-торговые поселки гончаров. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В Древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество костерезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Огромную роль в жизни древнерусского человека играло домашнее производство. Ткани и изделия из них долго будут изготовляться в условиях натурального хозяйства.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были женские монастыри.

В условиях натурального хозяйства домашним производством являлась и обработка дерева. Своими собственными руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, для детей делал игрушки. В древнерусском городе возникали обособленные плотницкое и столярное ремесла, из которых художественная обработка дерева еше не выделилась в особый вид деятельности.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

Искусство этого периода тесно связано с традицией, и в этом отношении оно почти все носит коллективный характер. Профессия художника еще не отделилась от профессии ремесленника, но каждый ремесленник в своем труде обязательно решал наряду с техническими и художественные задачи. Индивидуальное творчество, которое противопоставляло бы себя сложившимся традиционным нормам, приемам, характерное для более поздних эпох, еще не приобрело свою самостоятельность.

Смотрите также:

Древняя Русь - Россия. Русская история, искусство, культура.
Лекарственные растения в народной медицине. Ломоносов - Древняя Российская история: От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава первого.

Книга "Язычество древней Руси" продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства.

Эт0 обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.
В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой.

. фибулы, височные кольца — колты, бусы, гребешки с фигурками животных — отмечены развитым вкусом народных мастеров.
В сочетании с архитектурой храма они образуют неповторимое целое, одно из самых высоких достижений синтеза искусств в Древней Руси.

От Ренессанса эту архитектуру отличает интуитивная народная эстетика, своеобразная прагматичность. В конце XVII в. русская архитектурная эстетика
Искусство Древней Руси. Богоматерь-оранта. Мозаика центральной абсиды храма святой Софии в Киеве.

Искусство Византии, Армении, Грузии, южных славян, Древней Руси, Украины и Белоруссии. Русское искусство 17 века.
По в той или иной мере искусство входило и в жизнь простого люда. Больше того, именно народное творчество оплодотворяло прикладное искусство.

в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 129. 3 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. -- Декоративное искусство, 1975, № 1 и 3. Подвески к головному убору. В этнографии и в материалах XVI.


Аннотация: В статье показано, что в древнерусском искусстве было не столько назидательного смысла, сколько возвышенной, духовной радости. В нём наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Эта упоительная красота входила в тогдашнюю каждодневную жизнь, и радовала русского человека под величественными сводами белокаменных соборов и в живописных иконах деревянной церквушки. Народное начало в искусстве проникало живописными картинами в великокняжеские палаты и украшало скромными иконами простую, убогую крестьянскую избу. Искусство, которое расцвело тогда в нашем отечестве, было поистине всенародным, как искусство эпохи Возрождения в Италии.

Ключевые слова: Народное искусство, древняя Русь, языческое творчество, народная живопись, иконная старина, русский фольклор, Новгородская икона, старообрядцы, грамотность на Руси, великий родной язык, народные календарные обряды, театр кукол, скоморохи, калики перехожие, музыка народного календаря, языческий театр, народная драма, двоеверий на Руси, Киевская Русь, Белая Русь, Малая Русь.

Abstract: The article shows that in the ancient art was not so much didactic sense as sublime, spiritual joy. In it, our ancestors sought solace from their troubles and tribulations. This ravishing beauty was part of the then everyday life, and pleased the Russian people under the majestic arches of white stone cathedrals and picturesque wooden churches icons. Folk beginning in art penetrated beautiful paintings in the grand chamber and adorned modest icons simple, miserable peasant's house. Art that flourished then in our country, it was a truly national, as the art of the Renaissance in Italy.

Keywords: Folk art, ancient Russia, creative pagan, folk paintings, icons old, Russian folklore, Novgorod icon, Old Believers, literacy in Russia, the great native language, folk calendar ceremonies, puppet theater, clowns, beggars perekhozhie, music folk calendar, pagan theater, folk drama, dual faith in Russia, Kievan Rus, White Russia, Little Russia.

Sigachev Aleksandr Aleksandrovich - member of the Writers' Union of Russia (IHO SP Code), poet, playwright, teacher, student of the IHO PRL them. MY Lermontov, with the award of the medal "MU Lermontov ". Founder of Festival-Contest (IFC "Young Russia"). Creator branch museum SA Esenina: "People's muse from Koltsov to Lystsov."

Читайте также: