Доклад про учителей и учащихся твоей школы

Обновлено: 02.07.2024

Современный учитель глазами обучающихся.

«Что самое главное было в моей жизни?

В. А. Сухомлинский

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.

Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:

• Качества, которые определяют специфику профессии учителя;

• Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.

Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразному кодексу педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий этим качеством, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянием здоровья.

Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

Творческий рост учителя - через ошибки, заблуждения, преодоления себя - это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, в лабораториях, а с людьми.

На наш взгляд, для учителя наиболее важными являются следующие качества:

• Внимание к ученикам, умение находить с ними общий язык;

• Служить примером справедливости;

• Грамотное сочетание доброты и строгости;

• Умение интересно вести урок и хорошо объяснять тему, учитывая способности учеников.

Учитель - творец. Каждый урок обладает присущей только ему неповторимостью, каждый класс индивидуален и обладает своей характерной только для него, спецификой. Поэтому находить подход к ученикам ему приходится каждый раз заново, выстраивать урок, учитывая происходящее.

То есть личность учителя должна быть многогранной, подвижной и живой. Не говоря уже о том, что работа должна быть любимой.

1) Какой учитель хороший и почему?

2) Какой учитель плохой и почему?

3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21% учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.

Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи

2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3. Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4. Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5. Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7. Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

9. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10. Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством).

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

1. Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2. Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу

3. Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

4. Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5. Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6. Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

7. Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

8. Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

9. Не творчески работает.

10. Педантичен, формалист.

2. Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

3. Каким должен быть возраст учителя?

от 20 до 35 - 37%

от 40 до 60 - 34%

3. Каким должен быть пол учителя?

Не имеет значения – 10%

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию?

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность?

-профессиональные, интеллектуальные – 48%

- профессиональные, коммуникативные – 12%

2. Каких качеств не хватает современному учителю?

- юмора, терпения – 45%

- взаимопонимания с учениками, юмора – 15%

- взаимопонимания с учениками, профессионального знания предмета – 17%

3. Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?

- изменилось в лучшую сторону –42%

- изменилось в худшую сторону -18%

- не изменилось -39%

4. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

- на настроение – 46%

- на то, во что он одет-32%

-на прическу и макияж – 22%

5. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

- один раз было -40%

-такого никогда не было-38%

-постоянно происходит – 22%

6. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

-я об этом не задумывался-36%

7. Какими качествами учитель не должен обладать?

- грубость, равнодушие к ученикам – 20%

- ни одним из этих качеств – 39%

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников : это женщина от 20 до 35 лет, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, которая совершенствуется как личность.

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет;

- любит и понимает своих учеников;

- терпелив и владеет собой;

- всегда в хорошем настроении;

- одинаково относится ко всем ученикам;

-современному учителю всегда приятно приходить на уроки, и он не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: 40% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из-за учителя. Но главное, что в жизни многих учеников (56%) есть учитель, благодаря которому они стали лучше.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться.

Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

4. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 1998.

5. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980.- №5.

7. Сафин В. Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии. -1982.-№ 1.-С. 69-750.

9. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. М. : 2003, с. 74

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. ,1974. С. 22.

Современный детский мир Современный детский мир Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные.

Современный родитель, какой он? Современный родитель какой он? Современные молодые мамы приближаются к тому, чтобы давать ребенку право быть свободным. Есть категория.

Учитель сочинения

Эти люди отдают часть себя каждому своему ученику. Преподаватель – это ответственная, но и в то же время очень почетная профессия. Главной наградой для них будет именно слова благодарности от их учеников, уважение детей.

Короткие сочинения про учителя

Вариант 1

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя — носители знаний, которые передают следующим поколениям.

Мой первый учитель — мой ключ к знаниям. Светлана Олеговна дала мне первый важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим первым учителем!

Вариант 2

В начальных классах у нас было четыре учительницы. В старших классах у нас их уже более десяти. И к каждой надо найти подход, понять. У каждого человека есть характер, душа, сердце, семья. Ведь учителя — это тоже люди, и мы должны их понимать.

Вариант 3

Учитель — одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни. Быть учителем трудно: надо уметь находить общий язык с каждым учеником.

Один из моих любимых учителей – Светлана Петровна Мацаева. Она очень интересно проводит уроки. Я стараюсь заниматься без замечаний, чтобы не огорчать учителя.

Светла Петровна всегда интересуется моими успехами по другим предметам. С ней всегда можно поговорить и о внешкольной жизни. Моя учительница английского языка очень добрая, умная и справедливая. Хорошо, что есть такие учителя.

Вариант 4

Учитель — одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики в будущем добились успеха, применяли знания, полученные учителем на практике.

Не каждый сможет преподнести свои знания так, чтобы слушающий его человек улавливал мысль рассказывающего, делал для себя какие-то выводы. Благодарность учеников является главной радостью для учителя. У меня нет любимого учителя. Все учителя — любимые. Я считаю, что нельзя выделить кого-то конкретного, который бы нравился больше других.

Учитель обучает детей и воспитывает в них личность, которая необходима обществу. Мы очень благодарны своим учителям. Я думаю, что не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует огромного терпения, труда, интереса к своему предмету.

Вариант 5

В нашей школе работают прекрасные учителя, но я хочу рассказать про Анну Григорьевну, потому что она — мой первый учитель. Анна Григорьевна хорошая, добрая и справедливая. Она всегда объясняла тему урока так, что всем ребятам в классе было понятно и весело.

Анна Григорьевна всегда одевалась как положено учителю, ведь настоящий учитель должен подавать пример своим ученикам во всем: в одежде, в манерах, в речи. Она всегда помогала нам решать трудные задачи, писать незнакомые слова. Она всегда ко всем относилась с любовью.

Если бы было больше таких учителей, как Анна Григорьевна, мир стал бы чуть-чуть интереснее, добрее и радостнее.

Мне нравится 25

Мой любимый учитель – сочинение

Вариант 1

Современный учитель – это человек, имеющий нравственный стержень, человек, не боящийся ошибаться, умеющий признавать и исправлять свои ошибки. Его главное качество – открытость.

Школа – это не место, где предоставляют образовательные услуги. Школа – это храм знаний, где влияют на умы и души. Учитель помогает войти в этот храм и дает возможность прикоснуться к фундаментальным камням науки и ощутить восторг от маленького собственного открытия.

Вариант 2

Мой любимый учитель — это классный руководитель. Зовут ее Марина Васильевна. Она — прекрасный учитель! Познакомились мы в седьмом классе, по началу мы немножко побаивались учительницу, потому что Марина Васильевна казалась всем ребятам очень строгой, ведь она заместитель директора.

Но через некоторое время поняли, что она очень мягкая и приятная женщина, настолько добрая, что для многих была второй мамой, ведь Елена Валерьевна относится к нам, как к своим родным детям.

Она знает о нас даже больше, чем наши родные родители. Мы часто с ней разговариваем на различные темы, как с другом, а не как с учителем. Она не ведет у нас никакой урок по предмету, только классные часы, но их никто и никогда не прогуливает.

Скорее всего она мечтала о работе учителя с детства, потому что, чтобы быть таким замечательным учителем, нужен талант, которому нельзя обучиться в институте или на каких-то особых курсах. Благодаря нашей учительнице будни проходят не так скучно, как было раньше.

Я уверена, что каждый учитель желает, чтобы его ученик добился успеха в будущем. Очень радует то, что многим учителям нравится их работа и они с удовольствием дают ребятам новые знания. Я думаю, мы будем с трепетом вспоминать учебные дни и учителей, которых мы сильно любим

Вариант 3

У каждого человека в жизни были первый зуб, первое слово, первая книжка… Вместе с мамой я сделала первые шаги … Она привела меня за руку в первый класс, где учитель повёл меня дальше по дорогам знаний. Именно о нём я и хочу рассказать.

Первый учитель! Он научил меня читать, писать и считать, дружить, любить Родину, природу, уважать старших… Я помню, как он радовался моим успехам, волновался и переживал за меня, а иногда и сердился.

Мне казалось, что со мной он особенно строг, придирчив и требователен. А я не понимала почему. Помню первый урок, первую парту, за которой я познакомилась со своим первым другом, первые учебники, первую награду и первую двойку… Так много всего первого связано с первым учителем!

В то время, когда мы ложились спать, он все еще проверял наши тетрадки, придумывал, сочинял, и иногда ложился спать под утро. Он хотел, чтобы мы с удовольствием шли в школу и не скучали на занятиях. Отдавая себя другим детям, к сожалению, мало времени оставлял на семью.

Учитель стремится к тому, чтобы ученики понимали его, ведь труд любого педагога направлен на то, чтобы у ребят было счастливое будущее. Я благодарна своему первому учителю за мой первый класс, за всё, чему он меня научил. Спасибо Вам, Светлана Михайловна! Спасибо тебе, мама!

Вариант 4

Мой любимый учитель – по физкультуре. Он самый бодрый и веселый. У него всегда интересно на уроках. Есть те упражнения, что мы делаем всегда. Однако важно, что у него даже упражнения на пресс (и самые простые), всегда интересные. И всегда есть что-то новое и интересное. Очень люблю, когда он устраивает баскетбол!

Учитель наш может и прикрикнуть, может и пошутить зло. Но мы всегда видим, что это он ради нас — он за нас переживает. И даже когда кричит на кого-то, то тут же улыбнется. Еще он интересуется людьми и всем вокруг.

Ему интересно узнать, что за ученик к нему пришел, чем он живет. И не “эй ты”, а всегда узнает имя и запоминает его. Он пытается что-то выучить по-английски, спрашивает и у нас. И с ним всегда можно поделиться проблемой.

Он всегда выслушает, поймет. Но он не такой просто добренький. Если вдруг очень нужно отпроситься, то он отпустит. Но после обязательно отработка. Вообще, он требовательный и строгий, но это правильно.

Когда мы сдаем нормативы, то видно, что он переживает за нас. Однажды я никак не мог прыгнуть через козла, оставался самым последним. И мне казалось уже, что я никогда не прыгну! День, наверное, был не мой. И я поймал взгляд учителя — полный волнения и надежды.

Как если бы я забыл строчку стихотворения, которое хорошо выучил, а мне б одноклассник пытался подсказать. Вот такое выражение. Мне стало так забавно, что я как-то расслабился сразу и прыгнул нормально.

Учитель наш никогда не берет больничный. Даже если он повредил мышцу, то все равно старается работать. И нас учит не расслабляться!

Но один раз он все-таки свалился с температурой — с гриппом. Уроков не было по физ-ре, но мы пошли его навестить. Повязки марлевые взяли, конечно. Он ругался на нас, но видно, что ему приятен был наш приход.

И семьи у него нет, одни кошки. Он их подбирает на улице и лечит. Теперь и люди подкидывать стали…

Вот Николай Павлович — мой любимый учитель. Он восхищает меня и как человек, и как педагог!

Мне нравится 10

Работа учителя не заканчивается, когда он покидает здание школы после уроков, он должен все время совершенствоваться и расти, только так он сможет воспитать в себе высокие моральные качества и научить тому же детей.

Конечно, первым нашим учителем становится мама, она учит нас всему, что знает сама. Вскоре нам становится этого недостаточно и на помощь к маме приходят воспитатели в детском саду, а позже — школьные учителя.

Даже другие дети в какой-то степени часто становятся нашими учителями. Мы смотрим, как они себя ведут, как говорят, перенимаем их повадки. Поэтому в жизни очень важно правильно выбирать себе друзей.

Хороший учитель, сумевший найти подход к ученику, вложить что-то в его душу, может остаться в его памяти на всю жизнь.

Важность профессии учителя сложно переоценить, ведь если он сам не имеет жизненных ориентиров, то может нанести серьезный вред формированию личности учеников. Выбирая для себя эту профессию, каждый должен помнить об этом и трижды подумать, готов ли он взять на себя эту ответственность и сможет ли ее с честью пронести через всю жизнь.

Лично мне с учителем повезло – это наш классный руководитель. Он мудрый и справедливый человек и кроме знаний, которые он в нас вкладывает, мы все получаем от него поддержку и понимание.

Сочинение про преподавателя

Преподаватель – это великая профессия, которая заслуживает большого уважения. Ведь учитель, на протяжении многих лет, идет с нами нога в ногу и вкладывает свои знания.

Можно сказать, что профессия преподаватель одна из самых тяжелых, так как на хрупкие плечи преподавателей специальных дисциплин ложиться огромная ответственность на нашу профессиональную подготовку.

Мало того, учителя участвуют непосредственно в воспитании каждого ученика, вкладывая в него свою душу, свои силы, свою любовь. И всегда гордились нами, когда мы достигали определенных высот, добивались своих целей, даже банальная пятерка за тему вызывала радость у каждого учителя, а уж что говорить про отлично защищённый дипломный проект…

Я с гордостью могу сказать, что в моем родном и любимом Политехническом колледже очень много таких учителей. Но об одном учителе я хочу рассказать подробнее. Мой любимый преподаватель – преподаватель специальных дисциплин, а точнее информационных технологий Ткаченко Николай Павлович.

К слову сказать, он не только мой любимый преподаватель, но и по совместительству наставник моей жизни в целом.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя.

Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире. Но, если не будет учителей, то цивилизации придёт конец.

Быть учителем очень трудно. Необходимо обладать очень многими качествами: добротой, терпением, умом и любовью к детям. Хороший учитель будет любить не только свой предмет, но и учеников. Даже, если ребёнок не может решить задачу или написать сочинение, учитель всё равно найдёт в ученике что-то хорошее и неповторимое, и будет любить его.

Ребята в школе проводят большую часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребёнком весь день, и не только учит его, но и воспитывает. Поэтому учитель не может вести себя так, как ему хочется. Он должен быть примером для подражания своим ученикам, и примером хорошим.

Учителю приходится придерживаться определённого стиля в одежде, и не только на работе, но и в общественных местах. Учитель должен всегда думать, что он говорит и какими словами. Дети находятся всегда рядом, и он не может плохо влиять на ребёнка.

Учитель должен быть честным, а иначе с подростками нельзя: они сразу чувствую фальш и не будут уважать человека, который им лжёт.

Ещё учитель должен обладать чувством юмора. Это не значит, что он должен травить байки с учениками, но необходимо во время сложного урока разрядить обстановку и дать время передохнуть ученикам.

Учитель должен быть взрослым человеком. Он не может быть ровней своим ученикам, даже если он только что окончил учебное заведение и всего лишь на пару лет старше своих учеников. Быть взрослым – значит нести ответственность. В присутствии учителя в классе он должен быть лидером, который ведёт за собой учеников.

Учитель не имеет право выгореть, то есть остыть к своей профессии. Он обязан интересоваться новинками в преподаваемом им предмете. Он должен постоянно развиваться и проявлять интерес к современному миру, чтобы лучше понимать учеников и быть способным предостеречь их от ошибок. Если дети видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению.

Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить.

Учитель – это очень сложная профессия. Постоянное нервное напряжение и огромная ответственность. Надо уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в их глазах. Все мы должны ценить труд этих замечательных людей, принадлежащих к профессии учитель!

Лукина Надежда Афанасьевна

ВложениеРазмер
doklad_semenova_v.f.doc 187 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Майская средняя общеобразовательная школа

им. Е.Л. Чистякова

Работа ученицы 4 класса

Руководитель: Лукина Н.А.

с. Покровка, 2012 г.

  1. Детство и юность ………………………………………….……. ……5
  2. Выбор профессии учителя ………………………………………..…. 7
  3. Общественная жизненная позиция ..…………………………. ……..9
  4. Председатель исполкома ………………………………………..……10
  5. Воспоминания выпускников …………………………………………11
  6. Заключение ……………………………………………………..……..14
  7. Использованная литература…………………………………..………15

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

Во все времена люди, преклонялись перед великой силой знания, мудрости образования и воспитания, превозносили и будут превозносить нелёгкий труд учителя. И в то же время с людей, посвятивших себя самой святой обязанности – обучению и воспитанию детей – жизнь всегда спрашивает строго. Ведь учителю доверяется маленький человек, и от того, каким гражданином, человеком, профессионалом, родителем он станет, зависит будущее нашего государства.

Цель работы: Раскрыть судьбу сельского учителя Майской школы, нашего земляка, Семеновой Валентины Федоровны.

  1. Изучить биографию учителя.
  2. Сбор материала о трудовой деятельности учителя по воспоминаниям выпускников.

Детство и юность

Семенова Валентина Федоровна родилась 06 мая 1938 г. в с. Новый Буян Куйбышевской области. Отец – Тивилёв Федор Николаевич, мать – Тивилёва Прасковья Николаевна. В семье было трое детей.

Отец Федор Николаевич был крупным партийным работником. В послевоенное время партийных работников направляли работать в разные регионы страны. И так в 1945 году Валентина Федоровна поступила в 1 класс в городе Чериков в Белоруссии. В 1 классе изучала белорусский язык.

Из-за тяжелой болезни мать Прасковья Николаевна рано умерла. Дети остались без матери, и их воспитывал и поднял на ноги сам Федор Николаевич.

В 1955 году Валентина Федоровна окончила среднюю школу в городе Похвистнево Куйбышевской области.

После окончания школы поступила в Куйбышевский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Свои студенческие годы Валентина Федоровна вспоминает с любовью. В студенческие годы она жила в общежитие, которое стояло на берегу реки Волга. В комнатах жили по 10 девушек. Жили очень весело и дружно. После окончания 2 курса студентов во время летних каникул отправили работать на целину. После успешного окончания института им были предложены места работы в Куйбышевской области, на Северном Кавказе, Сахалине и в Якутии. И восемь девушек по желанию выбрали Якутию. Они хотели узнать, как живут люди на севере, какой климат в Якутии. По дороге в Якутию они ехали очень долго: на поезде, на машине, на пароходе. Так и приехали в город Якутске. В Министерстве образования ей предложили 3 улуса: Сунтарский, Олекминский и Амгинский. Валентина Федоровна одна выбрала Амгинский улус, а остальные девушки по распределению попали в другие улусы. Валентина Федоровна вспоминает, что с тех пор со своими однокурсницами в полном составе в количестве восьми человек никогда не встретились. В Амгинском улусе сначала ее назначили учителем в село Эмиссы, но по желанию директора Майской семилетней школы Расторгуева Михаила Алексеевича Валентину Федоровну отправили в селе Покровка. Так и началась ее трудовая педагогическая деятельность.

Выбор профессии учителя

В 1960 г. после окончания Куйбышевского педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы, истории была назначена в Майскую восьмилетнюю школу Амгинского района Якутской АССР.

Молодая учительница русского языка и литературы Семенова В.Ф. своим отношением к детям, жителям села, коллегам снискала любовь и уважение. Ее отношение к работе, к общественной деятельности является примером для подражания.

С 1971 по 1979 годы проработала заместителем директора по учебной работе, где показала себя как добросовестный руководитель, человек высокой морали, живой пример преданности своему делу, своим идеалам.

Но мысли о школе не покидали Валентину Федоровну все 13 лет, и в 1992 году она вернулась к своей любимой работе - учителем русского языка и литературы, с большим жизненным опытом, энергичная, полная творческих замыслов. Влюблённая в свой предмет, словесник по призванию, Валентина Фёдоровна раскрыла перед учащимися сложный мир человеческих чувств и мыслей, приобщила их к великим ценностям, созданным классической литературой.

Система ведения уроков, стиль ее работы своеобразны. К каждой теме, к каждому уроку она подходила творчески, находила приемы и методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Уроки отличались умелым планированием, чётко сформулированным, тщательно подобранным учебно-текстовым материалом. Валентина Федоровна ежегодно проводила открытые уроки, методически насыщенные, интересные по содержанию. Она настойчиво и терпеливо работала с учениками, прививала им любовь к великому русскому языку, чтобы ученики почувствовали красоту языка, бережно относились к слову, заботились о его чистоте.

Общественная жизненная позиция

Эрудиция, воспитанность, самодисциплина учительницы всегда поднимали ее в глазах учащихся, родителей, коллег. Широкая благородная душа, большое отзывчивое сердце, колоссальное трудолюбие, Учитель учителей, человек огромного чувства долга – так можно охарактеризовать В. Ф. Семёнову.

Активная общественница, настоящая сельская учительница, доброй души человек, мудрая женщина, где бы ни работала, она постоянно интересуется жизнью школы и села. В настоящее время Валентина Фёдоровна, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает принимать активное участие в культурной жизни села. Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.

В 1979 году Семенова В.Ф. была избрана председателем исполкома Майского сельского совета в селе Покровка. Она работала в это должности 13 лет. Трудная работа руководителя села подчинялась ответственности, энтузиазму, требовательности Валентины Федоровны. Совместно с активом села она организовала работу по месту жительства. Между зонами села проводились соревнования, смотры, вечера отдыха. Все мероприятия благоприятно содействовали дружбе между многонациональными коллективами организаций села . По итогам 1987 года Майский сельский совет занял третье место среди сельсоветов района и награжден Амгинским райсоветом народных депутатов Почетной грамотой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профес-

сионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обра-

мых качеств личности. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительс-

кая должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким бу- дет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направления-ми приложения педагогических усилий являются обучение, образование, вос- питание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического де-ла, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической дея- тельности и выясним: что главная функция учителя — управление процессами-

обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятель-

цессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, всё ча-

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, — целеполагание . Цель, как известно, ключевой фактор педагогической дея- тельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленчес-

кого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласова- ния в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участни- ков педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможнос-

тей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием (от греч. diagnosis — распознавание = dia — прозрачный + gnosis —знание). Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать чело-

века во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях, подчёр- кивал К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть

прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют методы научного исследования, рассмотрен- ные выше.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование —педаго- гические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каж-

дого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информа- ционную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная(организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с

ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь, — нормальное решение организационной задачи в современных усло- виях. Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учитель — главный источник информации для обучаемых. Он знаёт все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологи-ей владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для созда- ния действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. Учителя все отчетливее пони- мают — не понукание и принуждение ведут к успеху. В работе с непростыми современными школьниками нужно искать и использовать более изощренные стимулы. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпук-

ло проявляются достижения учащихся, но и становятся более понятными при- чины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скоррек- тировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учи- тель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой явля- ется анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже наме- ченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д. Много-

образие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей — от актера, режиссера и менеджера до аналитика, ис- следователя и селекционера.Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Требования к учителю

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходи- мость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитан- ников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требо- вания к учителю — это императивная система профессиональных качеств,оп- ределяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей . При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос — существуют ли специальные педагоги- ческие способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности — качество личности, интегрирова- ние выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисо-

вать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сде- ланному и т. д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убеди-

тельно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать разви- тие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-

познавательную активность и т. п.

3.Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир вос-

питуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять осо-

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанав- ливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влия- нии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны зани- маться люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но педагоги- ческая профессия стала массовой. Где взять 2,5 млн одаренных педагогов? При- ходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к вы

воду, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсиро- вано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны при- нять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько

поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда великий труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответст- венность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организован-

ность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего

труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

ях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприят- ных отношений в учебно- воспитательном процессе. В ряду этих качеств чело-

вечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потреб- ность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, само- критичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиоз-

ность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растуще- му человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мне-

ния, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его

учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся ви- дят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает орга- низатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести уча- щихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным орга-

низмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобрета- тельным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятель- ному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуж- дающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Профессионально необходимыми качествами учителя является выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоя- тельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспо-

мощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще

А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправ-

ляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позво- ляющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя прихо- дить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состоя-ние педагога —профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих

питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По

роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об

объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторите- та педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзя- тость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог стано- вится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, не-

воспитанности, сломанной судьбы — рукой подать.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его ус- пешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требо- вательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возмож-

ности развивающейся личности.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт- это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентри- рованное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной

педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понима- ние воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказы- вая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессио- нальных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе про- фессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, уме- ний, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме-

том преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подго- товка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мас- терство, владение технологиями педагогического труда, организаторские уме- ния и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение техноло- гиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе

оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен

процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю фор- мировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития,

Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества —добросовестность и самоот-

верженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентиро-

ваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог дол- жен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но

учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и лю- бовью, своим отношением к миру.

Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воз- действовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрас- ного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден рабо- тать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных отве- тов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со сторо- ны всего общества.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высо- кая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой свя- зи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловлен- ных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная ак- тивность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им своё серд- це; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готов- ность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потреб- ность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, про- фессиональная работоспособность, профессионально-педагогическая направ-

ленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доми- нированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально-педа-

гогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, пси- холого- педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагоги-

ческая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура; профессионально-важные качества личности: орга- низованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностичес- кие способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзыв- чивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, само- стоятельность, креативность в области педагогической и производственно-тех-

нологической деятельности; психодинамические свойства: возбудимость, урав- новешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реак- ции, успешность формирования навыков, экстравертированность,пластичность.

Читайте также: