Доклад про музыкальную культуру пензенского края

Обновлено: 16.05.2024

Презентация на тему: " Музыкальные таланты Пензенской земли Русланова Лидия Андреевна Знаменитая певица, выдающаяся исполнительница народных песен, родилась 14 (27) октября." — Транскрипт:

2 Музыкальные таланты Пензенской земли

8 Касторский Алексей Васильевич ( ) педагог, теоретик, композитор, руководитель хоров. С 1888г. в Пензе преподавал в музыкальном училище и других учебных заведениях. В 1908г. создал в Пензе показательный художественный хор. Его учениками считали себя известные певцы А. А. Яхонтов, А. И. Мозжухин, В. И. Касторский, композитор Г. Г. Крейдтнер, хормейстер Ф. П. Вазерский. Касторский посвятил всю свою жизнь распространению музыкальной грамоты среди простых людей. В 1918г. в Пензе была создана Народной консерватория. Одним из инициаторов её организации стал А.В.Касторский. Открыл бесплатные классы духовых и струнных инструментов для детей рабочих, а также создал отделение народных инструментов. Вел большую концертную работу. В 1919 выпустил в Пензе книгу "Курс изучения музыкального счета", "Начальное пение", "Учебный сборник" и др. Херувимская песнь

9 Вазерский Федор Петрович ( ), музыкант, педагог. Родился в Пензе. Учился в Пензенской духовной семинарии, в гг. в музыкальном училище. В 1913г. окончил Московскую консерваторию. В 1918г. заведовал подотделом искусств Пензенского губвоенкомата, один из организаторов Народной консерватории в Пензе. Инициатор создания и организатор оперной труппы при политотделе губвоенкомата, выступавшей в г. В репертуар входили оперы русской и зарубежной классики. В гг. руководитель театра "Тема" (театральные мастерские) в Пензе. В 1935г. вернулся в Пензу, преподавал в музыкальном училище. После 1948г., являясь директором и преподавателем Пензенского музыкального училища, Ф.П.Вазерский организует симфонические концерты. В 1941г. по инициативе Вазерского был основан хозрасчетный оперный коллектив, ставший Театром оперы и балета, работавший по 1948г. В 1958г. Вазерский стал художественным руководителем и директором оперной студии при ДК им. Ф. Э. Дзержинского. Учился в Пензенской духовной семинарии, в гг. в музыкальном училище. В 1913г. окончил Московскую консерваторию. В 1918г. заведовал подотделом искусств Пензенского губвоенкомата, один из организаторов Народной консерватории в Пензе. Инициатор создания и организатор оперной труппы при политотделе губвоенкомата, выступавшей в г. В репертуар входили оперы русской и зарубежной классики. В гг. руководитель театра "Тема" (театральные мастерские) в Пензе. В 1935г. вернулся в Пензу, преподавал в музыкальном училище. После 1948г., являясь директором и преподавателем Пензенского музыкального училища, Ф.П.Вазерский организует симфонические концерты. В 1941г. по инициативе Вазерского был основан хозрасчетный оперный коллектив, ставший Театром оперы и балета, работавший по 1948г. В 1958г. Вазерский стал художественным руководителем и директором оперной студии при ДК им. Ф. Э. Дзержинского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО учителей эстетического цикла на тему:

учитель музыки МБОУ СОШ № 10 г.Пензы

Киндаева Елена Николаевна

Музыкальная культура населения Пензенской области отличается разнообразием, так как на сравнительно небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времен русские, мордва, татары и чуваши.

По данным переписи 2002 года в области зафиксировано 236 народов и этнических групп. Среди общего числа населения Пензенской области (1452941 чел.) абсолютно преобладают русские (1254680 чел.) (86%). Среди остальных выделяется небольшая группа народов превышающая 10000 чел. – это татары (86812 чел.) (6%), мордва (70739 чел.) (5%) и украинцы (12421 чел.) (1%), а также группа этносов с численностью больше 1000 чел. – это чуваши (6738 чел.), армяне (3670 чел.), белорусы (2579 чел.), цыгане (2535 чел.), азербайджанцы (1679 чел.), немцы (1279 чел.)

К XIX столетию чуть ли не каждое селение Пензенской области отличалось от соседних жизненным укладом, особенностями языка, материальной и духовной культурой, и прежде всего фольклорными традициями.

Родной край – это уголок, в котором мы живем. Нас окружают дома, лес, речка, степь. Из поколения в поколение передавались песенные традиции Пензенского края.
Когда появилась нотная грамота получило развитие композиторская музыка родного уголка.
В современном городе и области существуют народное, духовное и композиторское направление в музыке.
Народная музыкальная культура или фольклор – эта та музыка, которую сочинил народ или исполняемая народом в нашем краю. Таких песен очень много .

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи – своем будущем .

В нашем городе и области существует множество творческих коллективов, в репертуар которых входит народная музыка Пензенского края.

hello_html_m787c9971.jpg

В репертуаре коллектива музыкально-танцевальные композиции, русские народные песни, в т. ч. записанные на территории Пензенской области.

В 1957 на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов хор получил бронзовую медаль. Участник культурных программ летних Олимпийских игр в М. (1980), Игр доброй воли в Сиэтле (США, 1990).

hello_html_m69bf717.jpg

В 1978 г. в Пензе появился новый фольклорный ансамбль “Реченька”, организатором которого был знаток лирических, семейно-бытовых хоровых песен А.Г. Тархов, Заслуженный работник культуры России.

В данный момент этим коллективом руководит его дочь – Алла Тархова.

Традиционный инструментальный состав оркестра дополнен флейтой, трубой, электромузыкальными инструментами, некоторыми духовыми народными, эстрадной ударной установкой. Это позволило расширить репертуар.


В пособии содержатся материалы по истории и культуре Пензенского края, в том числе, туристические маршруты и словарь персоналий. Пособие может быть интересно широкому кругу лиц, интересующихся вопросами отечественной истории и культурологии. Изучение истории и культуры малой Родины является неотъемлемой частью воспитательной работы в вузе и способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура Пензенского края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Культура Пензенского края (краткий очерк) 1

1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция.

1.3 Основные тенденции развития культуры в Пензенском крае.

Буртасы, говор, засека, казачество, колонизация, крепость, культурное гнездо, мокша, Пензенский край, провинция и центр, срединность, усадьба, эрзя, этнос.

Современная археология указывает на то, что формирование мордвы происходило по междуречьям Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря. Эрзя и мокша как основные, но не единственные группы мордвы, говорят на разных, хотя и родственных языках. Между ними существует и некоторые различия антропологического характера. С древнейших времен эрзя селились в бассейне реки Суры, а мокша — в бассейне Мокши.

В конце XX в. этногенез татар на основе достижений таких наук, как история, этнография, этнология и археология стал рассматриваться под несколькими ракурсами. Во-первых, это процесс проникновения тюрок в Среднее Поволжье в 1-й половине I тысячелетия н.э. под тюрками понимается группа народов, говорящих на особых тюркских наречиях. Достаточно сказать, что область их расселения протянулась от Средиземного моря до бассейна Лены и что это одна из ветвей урало-алтайских народов. К тюркам относились булгары, переселившиеся в VII — VIII вв. из степей Северного Кавказа и Приазовья на территорию левобережья Волги. Но здесь уже и ранее жили как тюркские и финноугорские племена, с которыми и стали соседствовать. В X в. новопоселенцы создают государство, вошедшее в историю под названием Волжской Булгарии. Ее ждала печальная судьба: под ударами монголо-татар Волжская Булгария в XIII в. закончила свое существование. Ее знаменитые города — Бумар, Биляр, Сувар и др. — были разрушены завоевателями, а население частично уничтожено и многие уведены в плен. Те, кто уцелели, ушли в леса севернее Камы или в районы на правом берегу Волги. Правобережные булгары положили начало чувашам. «Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финно-язычным населением — луговыми марийцами и удмуртами.

Мы привели лишь небольшой материал, характеризующий процесс раннего заселения и освоения территорий, условно названных Пензенским краем, но уже из этой малой части от огромного числа научных данных перед нами предстает сложная, очень интересная картина взаимодействия племен и народов древней истории и культуры на территории края.

Собственно Пенза как крепость возникла на берегу одноименной реки (Пензы), которая неоднократно меняла русло, как и более полноводная Сура, которой теперь и суждено протекать по основной линии протяжения города. История Пензы и края получила широкое освещение не только в специальных трудах, но и в учебниках, учебной литературе для школ и вузов. Это облегчает задачу авторов данного курса культурологии в изложении основных событий пензенской истории.

В истории нашего края нашли свое местное и богатое отражение такие исторические события, как восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война, и самая страшная последняя война — Великая Отечественная. Ну и конечно все, что качалось всей страны от центра до окраин. Судьба Пензенского края неотделима от судьбы всей России. Но есть важная особенность, которая делает нашу культуру несколько отличной от той, что получила развитие в центре, а таковых в России два — Москва и Санкт–Петербург.

1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция

В изложении данного материала авторы опираются на монографию профессора М.Н. Инюшкина, которая упоминалась выше. В ней отражена многолетняя работа автора по исследованию огромного материала как наличной действительности, так и представленного в виде трудов предшественников. Поскольку работа носит глубокий аналитический и обобщающий характер, мы отсылаем заинтересованного читателя непосредственно к этому труду. В нашем же учебном пособии мы касаемся отнюдь не всех его сторон, а большей частью, материал дается конспективно в целях популяризации сложных культурологических теоретических построений автора.

Одни выдающиеся русские мыслители (В.О. Ключевский, В.Г. Короленко и др.) верили в провинцию, ее чистоту, творческие силы, другие — нет. Но так или иначе без провинции нет центра и напротив. Поэтому очень важно отметить идею взаимосвязи центральной (столичной, городской) и провинциальной (нестоличной, сельской) культурой. В целом же, можно сказать, что культура измеряется не столько количественно, сколько качественно. Например, когда о ком-то говорят как о малокультурном или человеке низкой культуры, то это чаще всего является синонимом бескультурия. Да и кому из нас не приходилось встречать в просвещенных столицах отъявленных хамов, а в глухой провинции — людей с прекрасным чувством такта. Конечно, здесь речь идет о частных случаях и свойствах носителей — субъектов культуры, больше о культурности, а не о культуре в целом.

Поскольку, как уже не раз отмечалось выше, существует едва обозримое число определений культуры. Было бы напрасной попыткой выделить одно универсальное определение провинциальной культуры. Однако современный исследователь культуры нашего края в упоминавшейся монографии выделяет, на наш взгляд, объективные признаки, опираясь на которые, можно точно указать на предмет исследования. Перечислим эти признаки:

Типология народных песен литературного происхождения в контексте музыкального фольклора Пензенской области

Кондратьева Татьяна Геннадьевна. Типология народных песен литературного происхождения в контексте музыкального фольклора Пензенской области: диссертация . кандидата : 17.00.02 / Кондратьева Татьяна Геннадьевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Саратовская государственная консерватория (академия); имени Л.В. Собинова], 2017.- 303 с.

Содержание к диссертации

Глава I. Исторические аспекты возникновения народных песен литературного происхождения в традиционном музыкальном искусстве Пензенского края 12

1.1. История собирания и изучения музыкального фольклора Пензенской области и народных песен литературного происхождения 12

1.2. Специфика возникновения народных песен литературного происхождения 22

1.3. Пути проникновения литературных источников в традиционный фольклор 28

Глава II. Типологические особенности литературных песен в ракурсе анализа вербального текста 51

2.1. Поэтическая классификация песен 52

2.2. Влияние песен литературного типа на обрядовый и детский фольклор Пензенской области 85

Глава III. Музыкальная типология литературных песен 95

3.1. Типология напевов в соотношении с тематикой сюжета 96

3.2. Музыкальная стилистика литературных песен в процессе фольклоризации 152

Специфика возникновения народных песен литературного происхождения

Несмотря на то, что собирательская деятельность на территории края ведётся свыше 150 лет, исследовательские публикации и издания сборников различного рода, редки и немногочисленны. Вплоть до последних десятилетий XX в. нотографические сборники исчислялись единицами - известен только сборник П.П. Лондонова и Е.А. Прохорова [139], в основе которого около ста песен с напевами Лунинского и Бессоновского районов. В 1970-80-е года большую исследовательскую работу по изучению музыкального фольклора Пензенской области вели Т.М. Ананичева [2; 3; 4], Н.Н. Гилярова. На протяжении многих лет Н.Н. Гилярова являлась организатором фольклорных экспедиций в различные районы и стала автором ряда исследований и сборников, посвященных фольклору Пензенской области [33; 34; 35; 36; 37].

Несмотря на усилия фольклористов, исследовавших традиционное искусство, в значительном количестве населённых пунктов, характерные музыкально-поэтические особенности традиционной музыки Пензенского края пока не получили должного системного изучения.

Пути проникновения литературных источников в традиционный фольклор

В своём анализе мы опираемся на исследования Т.Н. Ливановой, A.M. Новиковой, Т.В. Поповой, В.Е. Гусева, В.М. Щурова, где наиболее подробно рассмотрен процесс взаимодействия книжной поэзии и народного поэтического творчества. А также на работы Э.В. Померанцевой, А.В. Кулагиной, Я.И. Гудошникова, Т.Н. Якунцевой, Н.П. Зубовой, Н.П. Копанёвой, М.Л. Лурье, исследовавшие поздние лирические песни городской традиции. Классификации подверглись литературные произведения известных и анонимных авторов, получивших распространение в песенной традиции Пензенской области (от начала взаимодействия книжной и народной).

Влияние песен литературного типа на обрядовый и детский фольклор Пензенской области

Музыкальная стилистика литературных песен в процессе фольклоризации

В виду довольно позднего формирования данного пласта песен, такие свойства как полинапевность и полистадиальность, как результат сложного, многоуровневого процесса фольклоризации (растянутом на довольно продолжительном отрезке времени) ярко не проявляются. Наблюдается лишь незначительная ритмо-интонационная вариантность внутри песенного блока, трансформация в иную форму - редкое исключение, связанное со своеобразием местной, локальной традиции.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Наталья Пугачева Культура Пензенского края

Культура Пензенского края: краткое содержание, описание и аннотация

В пособии содержатся материалы по истории и культуре Пензенского края, в том числе, туристические маршруты и словарь персоналий. Пособие может быть интересно широкому кругу лиц, интересующихся вопросами отечественной истории и культурологии. Изучение истории и культуры малой Родины является неотъемлемой частью воспитательной работы в вузе и способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности.

Наталья Пугачева: другие книги автора

Кто написал Культура Пензенского края? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Наталья Пугачева: Культура Пензенского края

Культура Пензенского края

Наталья Пугачева: Философия

Философия

Коллектив Авторов: Теория культуры

Теория культуры

Владимир Паперный: Культура три. Как остановить маятник?

Культура три. Как остановить маятник?

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Панченко: О русской истории и культуре

О русской истории и культуре

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Татьяна Дорофеева: Культурология

Культурология

Культура Пензенского края — читать онлайн ознакомительный отрывок

Н.П. Пугачева, И.Н. Мавлюдов

Культура Пензенского края. Справочное пособие

1. Культура Пензенского края (краткий очерк)1

1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция.

1.3 Основные тенденции развития культуры в Пензенском крае.

Основные термины и понятия

Буртасы, говор, засека, казачество, колонизация, крепость, культурное гнездо, мокша, Пензенский край, провинция и центр, срединность, усадьба, эрзя, этнос.

Современная археология указывает на то, что формирование мордвы происходило по междуречьям Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря. Эрзя и мокша как основные, но не единственные группы мордвы, говорят на разных, хотя и родственных языках. Между ними существует и некоторые различия антропологического характера. С древнейших времен эрзя селились в бассейне реки Суры, а мокша – в бассейне Мокши.

В конце XX в. этногенез татар на основе достижений таких наук, как история, этнография, этнология и археология стал рассматриваться под несколькими ракурсами. Во-первых, это процесс проникновения тюрок в Среднее Поволжье в 1-й половине I тысячелетия н.э. под тюрками понимается группа народов, говорящих на особых тюркских наречиях. Достаточно сказать, что область их расселения протянулась от Средиземного моря до бассейна Лены и что это одна из ветвей урало-алтайских народов. К тюркам относились булгары, переселившиеся в VII – VIII вв. из степей Северного Кавказа и Приазовья на территорию левобережья Волги. Но здесь уже и ранее жили как тюркские и финноугорские племена, с которыми и стали соседствовать. В X в. новопоселенцы создают государство, вошедшее в историю под названием Волжской Булгарии. Ее ждала печальная судьба: под ударами монголо-татар Волжская Булгария в XIII в. закончила свое существование. Ее знаменитые города – Бумар, Биляр, Сувар и др. – были разрушены завоевателями, а население частично уничтожено и многие уведены в плен. Те, кто уцелели, ушли в леса севернее Камы или в районы на правом берегу Волги. Правобережные булгары положили начало чувашам. «Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финно-язычным населением – луговыми марийцами и удмуртами.

Читайте также: