Доклад про мост в твери

Обновлено: 28.06.2024

Впервые в Твери я оказалась лет 15 назад, у меня здесь жила подруга и периодически я ездила к ней в гости. Особо город не изучала, гуляла недалеко от центральный улочек, особенно любима была набережная, с памятником Афансию Никитину.

После путешествий по разным странам уже на Тверь , спустя многие годы, смотрю по-другому.

Для меня Тверь- прекрасный город, чем-то напоминающий немного европейский город, немного Санкт-Петербург- все из-за домов на набережной, которые стоят сплошняком, без разрывов. Такие дома можно наблюдать в Стокгольме или где-нибудь в немецком городке.

Тверь с высоты

А в последний раз поняла, что из-за нескольких мостов Тверь даже чем-то похожа на Будапешт.

В Будапеште и Твери есть почти одинаковые мосты.

До Петра 1 в Твери не было мостов вообще- народ на другой берег реки добирался на переправах и платил за это деньги. При Петре построили первый понтовый мост, но он работал лишь летом, нужно было как-то решать проблему переправы и решили построить мост.

Понтонный мост не справлялся с нагрузками по переправе через реку.

Староволжский мост, был построен в 1897-1900 годах чешским инженером Машеком по проекту петербужского инженера Точиского.

Есть версия, что Точиский черпал вдохновение в Венгрии, поэтому у него практически получился идентичный мост, как в Будапеште- те же высокие шпили, ажурность и легкость конструкции. Может и мода была такая строить воздушные замки здания и мосты, чтобы они выглядели легко , благо материалы позволяли в 19 веке уже строить современные постройки.

Староволжсий мост был открыт 8 сентября 1900 года. Длина Староволжского моста 215,5 м, ширина — 10,7. Мост установлен на 4 опорах.

А это мост Свободы в Будапеште, соединяет Буду и Пешт в районе холма Геллерт (на фото видна одноименная гостиница с купальней).

Мост в Венгрии троили два года , было торжественное открытие открыт 4 октября 1896 года в рамках мероприятий празднования 1000-летия обретения Венгрией государственности.

Длина моста 334 м, ширина 20 м, на шпилях присутствует на золотых шарах символ города-сокол.Мост установлен на 5 опорах.

Отличие Тверского моста от Будапештского в том, что он попроще своего "собрата" из Будапешта, не нем нет красивых украшений-мост в Будапеште украшен золотыми фигурками птиц и гербами.

Мост в Будапеште

Получается, что в Венгрии мост открыли в 1986 году, а на следующий год начали строить похожий мост в Твери. Мосты издали очень похожи, но венгерский все таки покрасивее-его хочется разглядывать даже вблизи: красивые колоны-шпили, столбы с лепниной, ажурные детали. Также венгерский мост длиннее и шире, по нему до сих пор бегают трамваи.

Мостовая на Староволжском мосту была сделана из деревянного настила, который меняли дважды в год (асфальт появился на мосту лишь в 1904 году, да и то на дроге к мосту). Освещали мост 48 керосиновых фонарей. Обслуживали мост три сторожа и слесарь.

В 1931 году по Староволжскому мосту проходила трамвайная линия, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты. Трамваи перенесли на новый мост, который построили уже в советское время.

Мост пережил войну, был разрушен в 1941 году и восстановлен в 1947 году.

В 1982-1985 году Староволжский мост в Твери был капитально реконструирован. Деревянное покрытие заменили на асфальтобетонное, проезжую часть расширили до 9 м. Кроме того, установили новые несущие конструкции пролетных строений.

Мост капитально ремонтировали в 2016 году, буквально несколько лет назад. Мост стал прочнее, но потерял изящность и воздушность.

Фонари перенесли к памятнику Пушкина в 1972 году, а трамвайную линию запустили на новом мосту, который построили в 1956 году.

Староволжский мост- главный символ Твери, его визитная карточка.

Не смотря на все переделки, Староволжский мост все равно самый красивый на территории России, которому удалось сохранить почти красоту прошлого века.

Пост построен по высоте так, что под ним спокойно проходят корабли.

Староволжский мост стал первым мостом в городе, в 1956 году построили второй мост, Нововолжский.

У этого моста тоже интересная история:

В строении Нововолжского моста использовались арки от моста в Петербурге. Благовещенский, Николаевский мост или мост Лейтенанта Шмидта был построен в конце 19 века.

В советское время, в 1939 году мост перестраивали и старые чугунные арки моста были перевезены в Калинин (ныне Тверь) по реке, чтобы сэкономить при строительстве моста.

Опоры и береговые железобетонные пролеты, конечно, сделали новые, они советские.

Нововолжский мост не такой красивый, обычный советский надежный мост, без изысков, но надежный.

Этот мост взял основную нагрузку по переправе через реку: по нему ездят автобусы и даже грузовики.

Правда, как и во многих городах, уже давно на мосту не меняли асфальт на пешеходных дорожках, но издали мост еще вполне симпатично.

В настоящее время в Твери более 30 мостов, но они не так уж известны и многие из них не имеют даже названия.

Староволжский мост, Тверь, Волга

Вид на Староволжский мост и Волгу со стороны Городского сада

История Староволжского моста в Твери

Понтонный мост через Волгу в Твери, старое фото

Понтонный мост через Волгу в Твери

В 1895 году в Санкт-Петербурге инженер-технолог В. Ф. Точиский подготовил проект нового моста, который был реализован в 1897-1900 годах чешским инженером Л.И.Машеком. 8 сентября 1900 года состоялось торжественное открытие Нового моста, как его тогда называли. Он стал первым в Твери постоянным мостом через Волгу. Проезд помосту был бесплатным, затраты на содержание взяли на себя городские власти. После постройки в 1956 году второго моста — Нововолжского, первый стал называться Староволжским, или просто Старым.

Староволжский мост в Твери

Новый мост в Твери (ныне — Староволжский)

Своими очертаниями Староволжский мост в Твери напоминает мост Свободы (бывший Франца-Иосифа) через Дунай в Будапеште, 1894-1896 годов постройки. Длина Староволжского моста моста составляет 215,5 метров, ширина проезжей части первоначально составляла 5,7 метров, тротуаров — 2,5 метров с каждой стороны. Обслуживали мост трое сторожей и слесарь.

Староволжский мост в Твери, старое фото

Таким был Староволжский мост в начале XX века

Перед въездом на мост стояли изящные литые фонари, по два с каждой стороны. В 1972 году они были перенесены к памятнику Пушкину на Театральную площадь в Твери. Мост освещался 48 керосиновыми лампами. Деревянный настил меняли дважды в год. В 1904 году подъезды к мосту заасфальтировали.

Староволжский мост в Твери

Староволжский мост. Вид в сторону Заволжского парка

В 1931 году по Староволжскому мосту прошла трамвайная линия, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты.

Старый Волжский мост, Тверь

Старый Волжский мост со стороны Заволжского парка

Система Гербера

Староволжский мост в Твери

Староволжский мост со стороны Заволжского парка

Однако у Староволжского моста фермы, клепаные из листовой стали, были установлены не на 5 опорах, а только на 4-х. Часть нагрузки была перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Благодаря такому решению удалось увеличить длину консольной фермы в средней части моста и придать ей форму выгнутой дуги. В результате мост получился изящным и воздушным.

Памятник А.С.Пушкину, Староволжский мост

На фоне Староволжского моста красиво смотрится памятник А.С.Пушкину, установленный в Городском саду Твери

Говорят, что Староволжский мост вдохновил архитектора А.В.Власова (1900-1962) при сооружении Крымского моста в Москве (открыт 1 мая 1938 года).

Война и реконструкция

В 1941 году мост был взорван. Сразу же после освобождения Калинина от немцев началось его восстановление. К 1947 году мост через Волгу был восстановлен полностью.

Разрушенный Староволжский мост Взорванный в Великую Отечественную войну Староволжский мост

В 1982-1985 году Староволжский мост в Твери был капитально реконструирован. Деревянное покрытие заменили на асфальтобетонное, проезжую часть расширили до 9 м. Кроме того, установили новые несущие конструкции пролетных строений, обновили фермы, сделали береговые подземные переходы.

Староволжский мост в Твери

Конструкции Староволжского моста

В целом, внешние очертания моста при этом сохранились, но некоторые уникальные инженерные решения были утрачены. Многие тверичи считают, что в результате такой реконструкции мост потерял часть своего очарования.

Староволжский мост в Твери

Конструкции Староволжского моста

В 2016 году Староволжский мост в Твери снова закрылся на ремонт, который закончился в конце мая этого же года.

Староволжский мост в Твери

Опора Староволжского моста

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

На мосту Свободы в Будапеште на самых высоких точках сидят мифические птицы Турул, символы династии Арпадов, а на Тверском мосту что за символы? На фотографии не совсем хорошо видно, похоже на цветочки.

Тут шары на пиках, а над ними — что-то типа фонаря, расширяющегося кверху.

Мост вообще сказочный! И красивый, и с богатой историей!

У нас тоже в городе есть старинный красивый мост. Он не так изящен, но тоже с богатой историей. Только у меня руки до родного города вечно не доходят…

Да, до своего города часто времени не хватает… Хотя столько всего интересного там.
Я сейчас засела за Тверь. Очень красивый город и, к сожалению, обойденный вниманием путешественников. Хотя там очень немало интересных мест с богатой историей.

Меня столько земляков читает, что мне кажется, буду рассказывать жутко банальные вещи, которые все и без меня знают. Поэтому пишу про Ростов и Ростовскую область только когда нахожу что-то интересное, необычное или очень красивое.

Да, Тверь — красивый город, интересный очень. Удачи в его познании. Мне всегда кажется, что когда пишешь про город, уже побывав там, ещё больше узнаёшь — где-то что-то вычитаешь интересное, да плюс всё систематизируется в голове — и город становится как-то ближе, роднее…

В этом отношении мне легче — Тверь недалеко, можно на денек туда скататься. Еще там на примете несколько музеев.

Многие тверичане "что-то там такое" про Новый мост слышали, но "точно и подробно, не помнят". Историю Нового моста представляют себе разве что специалисты. Я постарался собрать в этой статье всё то, что нужно знать про Новый мост в г. Твери.


Когда Петр I основал город на р. Неве стало вполне очевидно, что появление мостов которые свяжут разрозненные острова в единый город, это только лишь вопрос времени. Известно, что первый проект моста, который смог бы соединить Васильевский остров и Адмиралтейскую часть города появился еще в 1716 году. Но проект был слишком смел для своего времени.

В правление Екатерины II свой вклад в проектирование первого постоянного моста через р. Неву внес известный механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. Во второй половине XVIII века он предложил три варианта проекта моста. Первый проект не сохранился до нашего времени, а во втором хорошо видно, что Кулибин предложил использовать решетчатую структуру арочных ферм моста. Для усиления и в тоже время облегчения деревянной конструкции. Возможно современный решетчатый вид арок Нового моста это дань не только физике и сопромату, но и проекту Кулибина.


К концу XVIII века проектов постоянного моста через Неву было уже множество. Шведские, итальянские, французские, немецкие, английские, русские инженеры-мостостроители предлагают самые различные варианты решения задачи.

Больше 50 лет все проекты оставались лишь на бумаге. Только в 1841 году были сформулированы четкие тех.условия для проектантов:


15 октября 1842 года императором Николаем I был утвержден проект постоянного Невского чугунно-арочного моста на гранитных опорах, разработанный инженером Кербедзом. Станислав Валерианович Кербедз родился в 1810 году в дворянской семье, в той части Российской империи, которая теперь называется Литва.


Существует байка, что за каждую построенную опору моста Кербедзу повышали звание. И что мол поэтому Кербедз придумал делать 7 пролетов моста. Разумеется это чушь. В начале строительства, 6 декабря 1843 года Кербедз был произведён из майора в подполковники; по окончании, в 1850 году — в полковники, а затем в генерал-майоры с пожалованием ордена Св. Владимира 3-й степени. Более того барон Андрей Иванович Дельвиг в своих воспоминаниях отмечал: "Император Николай Павлович часто посещал постройку и разными путями дошел до убеждения, что Кербедз не имеет никаких незаконных выгод при постройке, что тогда было довольно редким исключением."


6 ноября 1842 года появляется приказ № 128 в котором говорится "Государю Императору Богоугодно было утвердить, сего числа, положение о сооружение в С.-Петербурге постояннаго чрез р.Неву моста. Инженер-Майора Кербедза утверждаю Директором работ сооружения моста и прочих частей. " 31 декабря 1842 года приступили к разметке моста на льду и забивке первых свай.


Доставшиеся (в последствии) г. Твери чугунные арки моста были заказаны Кербедзом в Англии. Их произвели на фирме "Бюри, Кертис и Кеннеди". Сборку пролётных конструкций, поставляемых из Англии, осуществляли уже в России - американские предприниматели "Уайненнс, Хариссон и Иствик" на взятом в концессию Александровском заводе в С.-Петербурге.

Разводную часть моста, фонари, перила и решетки моста делали в Петербурге на заводе Бердов. Кстати: фонари, перила и решетки моста спроектировал архитектор Александр Павлович Брюллов - старший брат художника Карла Брюллова.



Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Все принимавшие участие в постройке моста были награждены Николаем I производством в чины и орденами. На момент открытия Благовещенский мост являлся самым длинным и самым красивым постоянным чугунным мостом в мире.

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.



Легенда, которая, как говорят, имеет реальную основу: как-то император Николай I, проезжая по мосту, увидел медленно двигающиеся навстречу дроги, на которых стоял грубо сколоченный, неокрашенный гроб. Сзади шли два инвалида в солдатских шинелях. Государь приказал остановить карету и послал адъютанта узнать — кого хоронят? Адъютант доложил, что хоронят отставного солдата, более четверти века служившего Богу, Царю и Отечеству. Тогда Государь вышел из кареты и пошел за гробом солдата. За ним потянулась свита. Бедный солдатик при жизни в самых смелых мечтах не мог представить, что его будут провожать в последний путь сам государь и самые блестящие офицеры российской столицы.


В 1854 году на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца-покровителя мореплавателей. Поводом к созданию часовни послужила привезенная из Италии икона — мозаичный образ св. Николая Чудотворца, созданный учениками Академии художеств, осваивавшими там искусство мозаики.

12 июня 1852 года Николай I утвердил проект часовни на быке у разводного пролёта, выполненный архитектором А. И. Штакеншнейдером.
9 мая 1853 года часовня была заложена. На отведенном для неё месте был положен закладной камень и поставлены две железные кружки для сбора добровольных приношений. В фундамент часовни положили вызолоченную закладную доску. Через год, 9 мая 1854 года, часовня была освящена и открыта в парадной обстановке.


Смерть императора Николая I в 1855 году вызвала к жизни такой вот указ:
"Постоянный, чрез реку Неву в Санкт-Петербурге Благовещенский мост, сооружение коего
около целого столетия было предметом проектов неудобоисполнимых и
который волею в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича в
1843 году начат, и личным попечением Его Императорского Величества в
1850 году совершенно окончен, именовать "Николаевским мостом", в
память благодеяния Августейшего монарха жителям столицы".
Фактически это было первое в столице Российской империи переименование
в честь, но без особых на то оснований. Так Николаевский мост стал тезкой Николаевской железной дороге.


3-го сентября, в 8 ч. веч., по Николаевскому мосту городовой сопровождал арестованного, препровождаемого в Васильевскую часть из Казанской. Не доходя до последнего пролета моста, арестованный вдруг оттолкнул городового, вырвал у него рассыльную книгу и моментально на виду у всей публики перескочил через перила, прыгнул в воду и поплыл по течению реки.

[. ] Городовой бросился к яличникам. Вскоре на Неве замелькали в разных направлениях огоньки яликов, но смелого пловца и след простыл.

В ночь на 21 июля 1906 г. Нева на значительном протяжении была освещена прожектором, установленным на крейсере 2-го ранга "Аврора" стоящем около балтийского завода. Действие прожектора вызвано распоряжением наблюдать за императорскими яхтами "Штандарт" и "Полярная Звезда", стоящими у Николаевского моста.

15 апреля собравшиеся на Николаевском мосту около 10 ч. утра в большом количестве публика наблюдала весьма редкое явление. На льдине ладожского ледохода плыло два небольших тюленя, со следами жилья на льдине в виде разбросанных досок и сена. Эта большая льдина наткнулась на разводную часть моста и раскололась на мелкие куски, причем тюлени бросились в воду и больше уже не выплывали на поверхность

15 октября 1909 г, в 10 ч. вечера, на Николаевском мосту проезжавший на извозчике кр-н Семенов, 21 г., соскочил с пролетки, снял с себя верхнее платье и бросился в Неву. Семенова удалось спасти подъехавшим к нему на лодке сторожам с пристани морского ведомства. Семенов оказался пьяным и конечно, объяснить причину своего поступка не мог.

На Николаевском мосту вечером, 14 сентября, проезжал на легковом извощике мещ. М.Прокофьев, 27 л. На середине моста он вдруг остановил извощика, быстро кинулся к ограде, перескочил через нее и ринулся в Неву. Прохожие сорвали спасательный круг и бросили утопавшему, но он оттолкнул круг и начал погружаться в воду. В это время проходил паровой катер, принадлежащий военному ведомству. Команда катера баграми захватила Прокофьева и, несмотря на отчаянное сопротивление, его втащили в катер. На берегу М.Прокофьева сдали полиции, отправившей самоубийцу в больницу Марии Магдалины.




118 лет назад в Твери построили первый мост через Волгу


Затем в 1843-44 годах при городском голове Н.А. Аваеве, как писал тверской краевед Борис Ротермель, были планы построить мост на Знаменской площади (где сейчас городской сад), но, увы. Они тоже не были реализованы.

В 1888 году лед тронулся, и была составлена смета сначала на 392 тысячи рублей, плюс городская Дума Твери выделяла 25 тысяч и еще 2 тысячи по подписке собрали жители.

Кстати, тот самый понтонный (плашкоутный) мост через Волгу, который до этого прослужил 200 лет, стоил городу 15 тысяч рублей в год.

Но в 1895 году инженер-технолог Точиский предложил свой проект по системе Гербера (такие мосты строили в Германской и Австрийской империях), поэтому очертаниями Старый волжский мост в Твери напоминает мост Свободы (бывший Франца-Иосифа) через Дунай в Будапеште, 1894 - 1896 годов постройки.

И смета поднялась до 481 272 рублей.


Долгожданный мост был сооружен за три года чешским инженером Машеком. Перед открытием он прошел испытание нагрузкой в 622 тонны сплошного слоя песка на проезжей части моста и 617 кг/м3 на тротуаре.


После этого был принят. Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 9 часов утра на левом берегу Волги. После крестного хода по такому случаю в час дня плашкоутный мост был разведен навсегда.

Читайте также: