Доклад про фильм легенда 17

Обновлено: 06.07.2024

Коллеги Сергей Подгорнов, Степан Чаушьян и Николай Яременко опубликовали фундаментальный труд, посвященный самым выдающимся спортивным фильмам в истории кино. В топ-20 не вошел ни один советский (российский) фильм. Почему?

Смысл этой прелюдии в том, что вышеперечисленны е фильмы и в мой топ-лист вряд ли бы попали. Но в последние годы кое-что изменилось в лучшую сторону. Шедевров не появилось, но вполне себе смотрибельные картины стали выпускать.

МИФЫ И СЛАБЫЕ МЕСТА

Но в картине действительно есть слабые места, не говоря уж о том, что некоторые факты там искажены, либо их не было вообще.

*В фильме показана прямая телетрансляция первой игры Суперсерии-72 из Монреаля. Ее не было. На момент начал матча в Монреале, в Москве было 4 часа утра. Матч показали только в 12 часов дня 3 сентября, и в тот же день вечером повторили еще раз.

*Реальное знакомство с будущей супругой Ириной Смирновой Валерия Харламова состоялось лишь в 1975 году — на 3 года позже, чем показано в фильме.

*Валерий Харламов не попадал в аварию перед Суперсерией-72. Это произошло в 1976 году.

*Защитник Александр Гусев (Гуськов в фильме) не принимал участие в Олимпийских играх 1972 в Саппоро.

СЛАБЫЕ МЕСТА

Звероподобные, роботообразные канадцы. Таких соперников (противников) могли показать в конце сороковых, но в 2013-м это выглядит пародией и вызывает лишь усмешку. А ведь фильм задуман, как серьезное произведение.

Однако фильм все равно стал явлением и фильмом десятилетия о спорте. Вышел он вовремя – когда волна патриотизма в стране начала подниматься. Все чаще мы стали обращать взгляд к славной отечественной истории. В том числе и к истории спортивной.

Представили картину ее создатели — продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский и Александр Харламов, а также режиссер Николай Лебедев и актер Данила Козловский.

После показа Татьяна Тарасова поклонилась в пояс съемочной группе в благодарность за создание образа ее отца, великого тренера Анатолия Тарасова, его сыграл Олег Меньшиков.

Года полтора назад я позвонил за комментарием к какому-то событию Владимиру Петрову и заодно спросил его мнение о картине. Он рассказал про ту премьеру в Сочи, рассказал, что сидел рядом с Президентом в первом ряду.

– Очень полезная картина, мне понравилась, – сказал центрфорвард великого звена, сам легенда №16, увы, ушедший недавно из жизни Владимир Петров.

Тоже самое, отметил в телефонном разговоре и Борис Михайлов.

Но самое интересное и ценное мнение – все-таки не совсем наш человек – о картине советско-литовск ой баскетбольной легенды Римаса Куртинайтиса.

– Мне фильм понравился, все правильно показано, так и ковался советский победный спортивный характер, – сказал олимпийский чемпион Сеула-88 автору этих строк. – Нас тоже так воспитывали: на первом месте – честь флага, а личные болячки, проблемы - на втором и третьем.

– С ногой были проблемы, но я по привычке не обращал на это внимание, впереди был важный матч, я рвался в бой, но тренер сказал, что недолечившемуся играть нельзя. Это неправильно.

– Да, что вы, капиталисты, знаете о советских спортсменах? – возмутился я. – Доктор сделает укол и я сыграю.

– У меня даже мысли не было, что из-за какой-то болячки можно пропустить важный матч, – продолжил рассказывать Куртинайтис. – Но мне объяснили, что это, во-первых, непрофессиональн о выходить с травмой на площадку, а во-вторых, опасно для моего здоровья и дальнейшей карьеры.

ТОЛЬКО ФАКТЫ


Хоккеистов, которые снимались в фильме и привыкли к современным конькам, пришлось переучивать, чтобы они уверенно катались и могли играть на коньках старого образца.

Во время работы над некоторыми сценами использовалось от четырёх до десяти камер одновременно. Оператор-постановщик Ирек Хартович и режиссёр Николай Лебедев решили, что разные периоды жизни Харламова необходимо визуально разделить. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета – на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который должен был резко отличаться от других сцен, снимали на цифровые камеры.

По словам режиссёра Николая Лебедева, читая сценарий, он настолько погрузился в историю, что не анализировал его драматургическую структуру и не считал страниц. Даже не дочитав до конца, Лебедев решил, что обязательно будет это снимать. Режиссёр отмечает, что сам никогда не был спортивным человеком и заядлым болельщиком, но, как ни парадоксально, именно это обстоятельство очень помогло ему в работе над картиной, поскольку он думал о том, чтобы фильм был интересен не только любителям спорта, но всем зрителям.


Данила Козловский называет Харламова ролью мечты

Хоккейную форму шили специально для фильма. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах.

Тренера сборной СССР - знаменитого Анатолия Тарасова - сыграл Олег Меньшиков. По словам Данилы Козловского, встреча с Олегом Меньшиковым - одно из самых ярких событий в его жизни:



Ещё одну легенду спорта - тренера Анатолия Тарасова - играет Олег Меньшиков

Имя Валерия Харламова до сих пор помнят не только поклонники хоккея, но и почти все мальчишки, которые грезят об успехах на льду. 14 января легендарному хоккеисту исполнился бы 71 год. Но жизнь предпочла оставить его в памяти молодым, уверенным и на пике славы. Валерий Харламов погиб в автомобильной аварии в 1981 году, ему было всего лишь 33 года.


Прочили инвалидность

Валерий Харламов мог и не стать выдающимся спортсменом, если бы не упорство его отца – обычного заводского слесаря. Борис Сергеевич женился на испанке Кармен Ориве-Абад, которую домочадцы называли Бегонией. Еще девочкой она попала в Советский Союз из-за гражданской войны на родине. Женщина трудилась токарем на том же заводе, что и Борис, но познакомились они не на работе, а в танцевальном клубе.

Валерий родился до того, как мать и отец расписались, так как у последней не было гражданства. Свое имя он получил в честь летчика Валерия Чкалова. Раннее детство мальчик провел с родителями в обычной заводской общаге. Эти события практически не затрагиваются в фильме,но это и понятно - в одну картину трудно вместить всю недолгую, но яркую жизнь спортсмена.

Отец увлекался хоккеем, играл за заводскую команду и всегда брал с собой сына. С 7 лет Валерий уверенно стоял на коньках.

Позже Бегония, которая выросла в СССР и не смогла вновь влиться в испанские реалии, вернулась из солнечного Бильбао к мужу в Москву.В 13 лет мальчик серьезно заболел: не вылеченная вовремя ангина дала осложнения, у него признали порок сердца и поставили диагноз - ревмокардит. Врачи грозили инвалидностью и запретили любые физические нагрузки.

Единственный, кто не смог с этим смириться - отец, Борис Сергеевич. Тайком от Бегонии он отвел сына в хоккейную секцию. Валере тогда было 14, но набирали 13-летних мальчиков. Так как юный Харламов был небольшого роста и щупл, его отец легко ввел тренеров в заблуждение (проще сказать, обманул) и Валера начал тренироваться. Хитрость вскоре раскрылась, но было поздно: будущая звезда стал показывать такие результаты, что отчислять парнишку не стали. Через некоторое время врачи Морозовской больницы, куда родители водили сына регулярно, сняли все диагнозы и констатировали, что мальчик абсолютно здоров.

Анатолий Тарасов и Валерий Харламов


Гусев и Харламов не были лучшими друзьями

Александр Гусев в фильме представлен как лучший друг Харламова. Но на деле они общались практически только на площадке. Скорее, они были коллегами и приятелями, чем друзьями. Более того, ставшее впоследствии легендарным трио – Валерий Харламов, Борис Михайлов и Владимир Петров, тоже были тесными компаньонами только на льду. Вне поля хоккеисты общались не часто. Среди игроков самыми близкими для Харламова были Александр Мальцев и Валерий Васильев. Кроме того, до самой смерти он дружил с Михаилом Кузнецовым, вместе с которым вырос.

История любви

Пил ли Харламов на самом деле?

Анатолий Владимирович не допускал неформального и фривольного общения с подопечными. В то же время одноклубник Харламова, Валерий Васильев, вспомнил другой эпизод. Они выпили накануне игры с чехами. Тогдашний тренер Виктор Тихонов даже хотел их отстранить от игры. Но, когда в итоге наша команда победила, тренер даже в шутку предложил давать Харламову и Василеву выпивать перед матчем.

Трагедия на трассе

Вторая авария, которая стала трагической, произошла в августе 1981 года. Но за рулем тогда была Ирина. Неопытная женщина не справилась с управлением на мокрой после дождя дороге и врезалась в грузовик. Погибли она, Харламов и родственник Ирины Сергей. Мать хоккеиста пережила сына всего лишь на пять лет. Отца спортсмена Бориса Сергеевича не стало в 2010 году. Осиротевших Сашу и Бегониту воспитывала мама Ирины – Нина Смирнова. Александр, как и отец, играл в хоккей, позже стал спортивным менеджером. Бегонита занималась художественной гимнастикой. Оба являются мастерами спорта, у обоих крепкие семьи и дети.


СССР, 1967 год, юношеская школа ЦСКА. Молодые хоккеисты Валерий Харламов (Данила Козловский) и Александр Гусев (Александр Лобанов) привлекли внимание могущественного тренера ЦСКА и по совместительству тренера сборной - Анатолия Тарасова. Однако Анатолий Тарасов не спешит брать подающий большие надежды молодняк во взрослый состав ЦСКА. Он отправляет их в заштатный чебаркульский клуб "Звезда", где Харламов с Гусевым должны показать себя.

Поначалу дела у новичков в команде "Звезда" идут ни шатко ни валко: местные тафгаи объясняют пацанчикам, что сильно напрягаться - совершенно не резон, поэтому надо забросить одну шайбешку, а потом кататься по площадке в свое удовольствие, стараясь не получить лишний стресс.


С местными авторитетами не поспоришь, поэтому новички поначалу так и делают - пинают ногами вовсе не шайбы, сливая одну игру за другой.

Но внезапно Харламов понимает, что если они не выделятся в команде "Звезда", то никакого ЦСКА им не видать как своих ушей. Гусев с ним согласен, поэтому пацаны начинают играть изо всей силы, постепенно выводя задрипанную "Звезду" в следующую лигу.


После этого и Тарасов подоспел: забирает молодежь во взрослый состав ЦСКА. Но продолжает воспитывать их характер: подолгу держит на скамейке запасных, чтобы они до ломоты в зубах, до дрожи хотели сыграть за ЦСКА.


А потом, когда Харламов начинает показывать отличную игру в основном составе Центрального клуба и сборной, вдруг выясняется, что сборная СССР получает возможность провести игры Суперсерии со знаменитыми канадскими профессионалами. Сразиться с ними - мечта всей жизни Харламова.


Поначалу, когда я услышал, что рекламируемый со всех сторон фильм "Легенда №17" снял тот самый Николай Лебедев, сотворивший также рекламируемый со страшной силой, но при этом достаточно слабенький фильмец "Волкодав", который "первое русское фэнтези" и, надеюсь, последнее, я подумал, что шансов тут мало. Правда, потом я вспомнил, что Николай Лебедев также поставил мини-сериал "Апостол", который, при всей своей голливудщине и явно слитом финале, был очень даже неплох: я его посмотрел не без удовольствия, тем более что там отлично сыграл Евгений Миронов.

Ну и тогда я подумал, что дадим Лебедеву шанс - надо будет посмотреть это дело.


Посмотрел. Что интересно, начало фильма демонстрировало совершенно махровую и заштампованную голливудщину - все эти экзотические Испании, собачки на пути стада разъяренных быков, маленький мальчик Валера Харламов, спасающий собачку ("Вот что им стоило поставить туда котенка мимими. ", - горестно спросил кот Бублик), гордый дядя-испанец, устроивший корриду с помощью пионерского испанского платка, - все это попахивало явным дурновкусием.


Дальше, в общем-то, дурновкусие только усилилось. Какая-то наимутнейшая история с "поездкой в Японию", какая-то полная лажа с чебаркульскими хоккеистами-звездоболами, которые, дескать, требуют на площадке не напрягаться, ибо лениво, какая-то насквозь прокиношная девица, которую юный Харламов встречает то на пути в Чебаркуль, то в последнем трамвае, то в московской столовке.


Впрочем, дальше Лебедев вроде как опомнился и начал выстраивать вполне внятный фильм по всем канонам голливудской же спортивной драмы, щедрой рукой добавив туда чисто советского колорита. Да, многие вещи для людей, которые застали описываемые времена, вызывали определенное удивление, но тем не менее сюжет уже особо нигде не пробуксовывал, а шел на полных парах к главной корриде Советского Союза - матчу Суперсерии сборной СССР с канадскими профессионалами.


И во всем этом Лебедев как постановщик показал, что он не зря беззаветно следовал определенным стандартам: фильм получился действительно хороший.

Во главу угла повествования тут поставлен легендарный советский хоккеист Валерий Харламов, который был хорошо известен не только в СССР, но и во всем мире.


Его юность, становление характера, раскрытие таланта под руководством тренера-диктатора Анатолия Тарасова, создание легендарной тройки Михайлов - Петров - Харламов, жуткая травма, после которой все боялись, что Харламов не сможет играть в хоккей, восстановление и возвращение на площадку, знаменитый матч с канадцами, когда советские хоккеисты победили кажущихся совершенно непобедимыми канадцев, - в фильме это все показано, врать не буду, с большим мастерством, которое доказывает, что Лебедев явно вырос как постановщик. Он научился делать кино по голливудским, подчеркиваю, канонам, но с российским (в данном случае - советским) колоритом.


Успешному результату также способствуют очень хороший кастинг и, соответственно, игра актеров. Данила Козловский не только внешне похож на Валерия Харламова, но и сыграл просто замечательно. Главный герой получился очень симпатичный и на удивление естественный, что у Лебедева как постановщика совершенно не получилось сделать в "Волкодаве".


Меньшиков, который во взрослом варианте лично мне нравится на порядок меньше искрящегося, хотя и сомнительного Костика из "Покровских ворот", здесь сыграл просто отлично. Тарасов, как известно, действительно был тренер-тиран и исповедывал сугубо авторитарный метод управления командой, однако он и результатов добивался соответствующих, за что его и терпели.


И Меньшиков эту авторитарность и тренерский талант продемонстрировал очень здорово - роль получилась отличной.

Владимир Меньшов классно сыграл подлого партейного функционера. Понятно, что образ собирательный и достаточно утрированный, но партейный подлец получился - ну просто как живой.


Кстати, канадских "бычков" играли немцы, американцы и канадцы. Самого главного бычка, который напоминает Харламову далекое испанское детство, играет Гетц Отто - Клаус Адлер из очень забавного фильма "Железные небеса". А хоккейные сцены для фильма ставил канадский постановщик Джоди Стечик.

Некоторые зрители ставят Лебедеву в упрек то, что для фильма многие факты из реальной жизни легенды советского хоккея или перевраны, или вообще никогда не имели место.


И действительно, определенные события из жизни Харламова на самом деле происходили совершенно не так, как это показано в "Легенде №17". Например, в "Звезду" Тарасов отправил Харламова уже после того, как он пришел во взрослый состав ЦСКА и даже участвовал в одном из матчей. В свою первую аварию, после которой он долго восстанавливался, Валерий попал вместе со своей женой (она тогда, к счастью, не пострадала), а произошло это в 1976 году - через четыре года после первой Суперсерии СССР - Канада.

Ну и с Гусевым он так не дружил, как показано в фильме: Харламов дружил с Мальцевым и Васильевым.


Однако Лебедев все-таки снимал так называемый "байопик" - художественный фильм об известном человеке, а не документальное исследование, ну и в "байопике" некоторая вольность в обращении с фактами, на мой взгляд, вполне уместна, тем более что Лебедев с этим не перебарщивает.


Кроме того, некоторые события из фильма, которые многим зрителям кажутся совершенно невероятными и выдуманными, на самом деле имели место. Да, никакого бега быков в Бильбао, где родилась мама Харламова, быть не могло, потому что бег быков и коррида проводятся в Памплоне, однако Харламов в детстве действительно был в Испании и несколько месяцев жил в Бильбао.


Эпизод с уводом Тарасовым команды ЦСКА во время матча со "Спартаком", на котором присутствовал сам Дорогой Леонид Ильич, реально был на самом деле. Правда, Тарасова после этого никто с тренеров не снимал, его просто лишили звания заслуженного тренера СССР, но через несколько месяцев звание вернули. Ну и Тарасов тогда увел команду из-за своего самодурства, а не потому, что ЦСКА подло засуживали.


Некоторые зрители старшего поколения благодарят создателей фильма за то, что он, мол, воскрешает в них сладостные воспоминания об СССР, но я вам так скажу: у меня никаких сладостных воспоминаний о социалистическом концлагере нет и быть не может, я просто счастлив тем, что этот совершенно уродливый государственный строй в конце концов прекратил свое существование. Но приятные воспоминания фильм все-таки действительно воскрешает. Потому что в те времена хоккей смотрели практически все! Игроков по именам и фамилиям знали даже мамы и бабушки, а уж когда шли игры сборной, в особенности с канадцами, у телевизора собирались семьи в полном составе трех поколений и улицы совершенно пустели. Да, мы любили хоккей, мы гордились нашей хоккейной сборной!


Так что создателям картины спасибо за то, что они напомнили о тех славных хоккейных временах и сделали это очень достойно. И опять-таки, на фоне того несусветного шлака, который в России называют "патриотическим кино", "Легенда №17" - это действительно хороший фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Вот такое патриотическое кино меня вполне устраивает. Спасибо.

Читайте также: