Доклад про федора боборыкина

Обновлено: 08.07.2024

Роман Федорович Боборыкин родился в семье Ф.А. Боборыкина и являлся младшим из двух его сыновей. Сведений о начальном этапе его жизни и деятельности не имеется. Известно лишь, что в 1625, 1628 и 1630 годах Роман Федорович в звании стольника участвовал в приемах иностранных послов в столице. В 1631 году являлся воеводой г. Шацка, а в 1626 году - г. Тамбова. Под его руководством велось строительство крепости Тамбов. Он также занимался заселением строившихся в Тамбове укреплений а также руководил военными действиями против набегов татар. В 1638 году служил воеводой в Курмыше.

Несколько лет он служил при царском дворе, а также был воеводой различных городов: Белое, Яблоново и других. С 1647 года являлся воеводой города Козлова. В период с 1648 по 1649 годы сопровождал царя Алексея Михайловича в поездках по России. В архивных документах с 1663 по 1680 годы он упоминается в качестве активного участника придворных торжеств.

В 1657 году часть собственных земель с селом на реке Истра, в 40 км от Москвы он продал патриарху Никону. Там святитель впоследствии начал строительство Воскресенского монастыря. Когда же начались гонения на патриарха, Боборыкин воспользовался этим и стал владельцем угодий, которые принадлежали Воскресенскому монастырю. Монастырским приказом эта земля была за ним утверждена.

В 1661 году начался спор о землях между патриархом Никоном и Боборыкиным. Вероятно, во время подписания купчей, между ними была устная договоренность по поводу создания женского монастыря близ деревянной церкви села Воскресенского и участии в нем стольника – Романа Федоровича. Никон же отдал распоряжение о переносе церкви непосредственно к возводимому Новоиерусалимскому монастырю, и это очень не понравилось Боборыкину. Он требовал возвращения сооружений на прежнее место.

По окончании долгих споров Боборыкину были возвращены только иконы из церкви. Никон после этого подал царю челобитную, где рассказал о том, что Боборыкин Роман Федорович стал владельцем Воскресенского монастыря. Ответа от царя не последовало.

По приказу Никона на спорной земле крестьяне собрали урожай. За жалобой Боюборыкина последовал допрос монастырских крестьян. Никон, возмутившись, ответил царю дерзким письмом.

Позднее патриарх предлагал Боборыкину сделку добровольного характера, которая также не состоялась, потому как стороны разошлись во мнениях о количестве сжатых четвертей. Стольник направил в Москву жалобу, после чего летом 1663 года прибывали одна за другой три комиссии. Никон проклял Боборыкина.

Следом за этим Боборыкин в челобитной к царю обвинил Никона в преступлении против царской семьи – в проклятии. Расследование этого дела было поручено Никите Одоевскому, одному из лучших служителей закона того времени. Само следствие переросло тогда рамки разбирательства земельного вопроса.

Позже Боборыкин также настаивал на возвращении своих вотчин у собора вселенских патриархов, которые решали судьбу Никона. Боборыкину отказали, а в 1665 году Никон простил Боборыкина.

Во владениях, доставшихся Боборыкину от земель на Истре, в селе Бобырево, Роман Федорович в 1674 году выстроил храм в честь Живоначальной Троицы Сергиева видения. Как только здесь появилась церковь, село было переименовано в Троицкое.

Живой журнал

Федор Боборыкин — человек-легенда, наш земляк, воевода, возглавивший во время смуты кинешемское ополчение и вставший на защиту нашего города. Погиб в неравном бою с отрядом пана Лисовского на подступах к Кинешме 26 мая 1609 года. Имя Федора Боборыкина неразрывно связано с историей не только нашего края, но и всей земли русской. Поэтому повествование о герое мы начнем с рассказа о событиях тех времен.

В начале XVII столетия Россия погрузилась в хаос Смутного времени. Это был серьезный вызов не только государственным структурам, но и всей русской цивилизации. В этот период именно наши предки смогли выбить неприятеля из Москвы и восстановить верховную власть.

Ополчение из Нижнего Новгорода двинулось вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль. Осенью 1612 года Москва была освобождена. В память об этих событиях был установлен осенний праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, 4 ноября по новому стилю. Вот уже несколько лет он отмечается как День народного единства.

Подвиг князя Пожарского и гражданина Минина, увековеченный во многих памятниках, безусловно, очень важен для нас. Однако как возможен стал сам освободительный поход на Москву? Почему Пожарский избрал для ополчения не прямой путь через Суздаль, а двинулся вдоль берега Волги?

Причиной тому стали события, происходившие в нашем крае в 1608 — 1609 годах, которые напрямую подготовили победу ополчения Пожарского и Минина. Но вернемся к тем далеким годам.

Суздаль присягнул самозванцу Лжедмитрию II в. числе первых в начале октября 1608 года. Однако, уже в декабре 1608 года, в целом ряде городов и сел Верхневолжья — Ярославле, Костроме, Кинешме, Юрьевце, Городце, Балахне, Шуе, селах Решма и Мыт началось грандиозное восстание крестьян, посадских людей и части местного дворянства, направленное против поляков и тушинцев. Восстание стало результатом четко организованного взаимодействия различных земств и городов.

В декабре 1608 года против самозванца Лжедмитрия II восстал город Шуя. Никоновская летопись свидетельствует об этом выступлении так:

Среди вождей восстания были и представители простонародья — решемский крестьянин Григорий Лапша, посадский человек Иван Кувшинников, холуйский откупщик Илья Деньгин, но были среди них и люди с дворянским происхождением, хотя их социальный статус авторами Нового Летописца был почему-то принижен. Это, прежде всего, воевода Федор Боборыкин, бывший летом 1608 года письменным головой и командиром костромского отряда в осажденной тушинцами Москве, а затем, очевидно, посланный со специальной миссией для военного руководства объединенными силами восставших. Кроме того, восставших жителей Городца возглавил губной староста Федор Наговицын, а юрьевчан, носивший придворный чин чарочника Федор Красный, поименованный в различных редакциях Нового Летописца сотником и сытником.

11 февраля 1609 года объединенное ополчение патриотов под командованием кинешемского воеводы Федора Боборыкина наголову разбило под селом Дунилово отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым. На месте славной победы Свято-Успенским женским Дуниловским монастырем сегодня восстановлена старинная часовня в честь святителя и чудотворца Николая.

Плещеев укрылся в укрепленном Суздале. Боборыкин уже подходил к Суздалю, но на помощь изменникам по приказу польского полководца Яна Сапеги поспешил польский карательный отряд под командованием пана Александра Лисовского, численностью около 2000 конных и пеших воинов. Они были прекрасно вооружены и имели большой боевой опыт. Это были самые элитные части из всего, что имели поляки в России. Лисовский успешно подавил восстания в Галиче, Костроме и Ярославле. Прибытие в регион мощной польской военной силы переломило ситуацию в пользу поляков.

17 февраля под стенами Суздаля соединенными отрядами Лисовского, Плещеева и Юрьев-Польского воеводы Ф. М. Болотникова повстанцы были разбиты, потеряв многих людей и всю артиллерию. После этого Лисовский штурмом занял Шую и Лух. А отряд пана Мартина Собельского, дислоцировавшийся в селах Иваново и Кохма, вместе с казаками пана Чижевского из отряда Лисовского в те же дни захватил Плес.

Отряды восставших отступили к Кинешме и Юрьевцу. А часть под началом И. Деньгина отошла к Холую и Стародубу Ряполовскому, продолжая угрожать Суздалю. Это обстоятельство не позволило Плещееву выступить для подавления восстания в Костроме и вынудило его запросить у Сапеги подкрепление. 6 марта 1609 года польские и казацкие отряды панов Жичевского и Собельского, а также Петра Апухтина захватили и выжгли Холуй и Стародуб, двинувшись затем на подавление восстания в Ярославле. Жители Холуя дали бой противнику на Стекольной горе, но силы были неравны.

30 апреля недалеко от Нерехты в ожесточенном бою поляки разгромили еще одно русское ополчение.

В конце марта восстали жители Владимира, которые с помощью подоспевших отрядов нижегородцев, кинешемцев и шуян захватили город. Тогда же вновь восстали ярославцы. Попытка Лисовского отбить Владимир, предпринятая в начале апреля успеха не имела. Между тем, в Костроме продолжалось восстание против поляков. Польский гарнизон оказался блокирован в Ипатьевском монастыре. Теперь в задачи Лисовского входила переправа на левый берег Волги и деблокирование поляков, запертых в Ипатии. Однако в тылу у него оставались кинешемские отряды патриотов, которыми командовал Федор Боборыкин. Эту угрозу полякам необходимо было ликвидировать. После неудачной осады Ярославля, в обороне которого принимали участие и кинешемские ополченцы, посланные Федором Боборыкиным для спасения города даже ценой ослабления обороны Кинешмы, Лисовский не решился сразу идти на Кострому и двинулся к Кинешме.

Кто же он был — враг, угрожавший отечеству?

Н. М. Карамзин одного из наиболее ярких персонажей Смутного времени в России начала XVII века — литовского (белорусского) шляхтича, польского полковника Александра-Иосифа Лисовского, который с 1608 по 1610 год возглавлял наиболее боеспособный отряд армии Лжедмитрия II, а затем перешел под знамена короля Сигизмунда III.

На фоне незаурядной личности этого польского военачальника становятся особенно заметными мужество и героизм простых российских крестьян и посадских людей, которые, несмотря на явное превосходство противника в военных навыках и вооружении, нашли возможность дать ему отпор и в конечном итоге одержали победу.

Стремясь помешать походу войск Лжедмитрия II к Троице, царь Василий направил против Я.-П. Сапеги войско во главе со своим младшим братом И. И. Пуговкой-Шуйским. Решительное сражение произошло 22 сентября (2 октября) 1608 г. у с. Рахманцева. Это был первый большой бой с правительственной армией, в котором участвовал А.-И. Лисовский. Он завершился тяжелым поражением московских ратников, которое надолго лишило правительство царя Василия возможности активно действовать за пределами осажденной столицы.

В этих условиях важной стратегической задачей тушинских военачальников стало подавление земского движения в Верхнем Поволжье, что позволило бы не допустить объединения правительственных войск.

Эту задачу взялся решить А.-И. Лисовский. В начале июня 1609 г. его полк, усиленный полками Й. Будилы, Пузелевского и ростовского воеводы И. Ф. Наумова выступили в поход на Кострому из лагеря под Ярославлем. Но первый удар они нанесли по расположенному в 85 верстах ниже по течению Волги городу Кинешме.

Появление Лисовского близ Кинешмы для горожан было полной неожиданностью. Но никто не думал о сдаче посада и города врагам. Решено было идти навстречу отряду и преградить ему путь к городу.

К тому времени кинешемское ополчение еще не было составлено (оно готовилось для похода на Кострому). Вот тут-то и проявил воевода Федор Боборыкин весь свой опыт в ратных делах. Он незамедлительно отправил гонцов в близлежащие слободы — Решму и Солдогу за подкреплением, а сам поспешил составить ополчение.

Отряд Лисовского насчитывал не менее 2000 отборных вооруженных воинов, имевших за плечами большой опыт ведения военных действий, обученных убивать, мобильных, беспощадных и жадных до наживы. О численности Кинешемского ополчения точных сведений не имеется. Известно лишь, что в 1646 году в Кинешме проживало 505 человек (мужского населения). Вероятно, что в 1609 году его было вдвое больше.

Мы можем только предположить, что кинешемское ополчение не превышало 1000 человек. О вооружении говорить не приходится. Кинешма всегда была мирным городом.

И так 26 мая 1609 года кинешемские ополченцы, вооруженные в основном тем, что нашли у себя во дворах, преградили путь профессионально обученному, хорошо вооруженному, в два раза превышающему их по численности конному отряду Лисовского. Врага встретили в двух верстах от Кинешмы на Лухском тракте. Бой был жестоким и кровавым. Отчаянно и упорно сражались кинешемцы, преграждая дорогу врагу, известному своей беспощадностью и насилием над местными жителями. Но, к несчастью ополченцев, их доблестный воевода Федор Боборыкин во время этого боя геройски пал на поле сечи.

Рассеянное ополчение, лишившись своего славного воеводы, отступило. Спустившись к речке Кинешемка, ополченцы сумели собраться вместе и, оправившись от первого поражения, они вновь вступили в бой с неприятелем, но вновь потерпели поражение. Оставшиеся в живых, раненые, ополченцы по берегу Кинешемки пробрались в посад. На посадской площади, оставшиеся в живых снова собрались для последней защиты города и городского собора. Именно в соборе были собраны главные святыни города, здесь же укрылись горожане — женщины и дети.

Здесь, на торговой посадской площади, произошла последняя жестокая битва последних сил ополчения с неприятелем. Бой был неравен, защитники города пали. Разъяренный отчаянным сопротивлением, разгоряченный боем, Лисовский ворвался в город. Но город был пуст (жители укрылись в Храме).

Дорогой ценой далась победа Лисовскому. Не ожидал он встретить в Кинешме такое упорное сопротивление. Поэтому, завладев городом, он предал его страшному опустошению, беспощадно истребив жителей и их имущество.

Все историки того времени единогласно свидетельствуют, что Лисовский страшно разорил Кинешму, оказавшую ему жестокое сопротивление.:

Так как нападение Лисовского на Кинешму произошло в праздник Вознесения Господня, горожане после ухода неприятеля основали в память этого события Вознесенский женский монастырь (впоследствии, в екатерининские времена он стал приходской церковью). В этой обители нашли себе приют и церковное утешение многие вдовы и сироты убитых воинов. Обращает на себя внимание весьма характерный обычай, соблюдавшийся в Кинешме на протяжении многих столетий. На всенощное бдение и литургию в праздник Вознесения Господнего жители собирались в особом траурном уборе — серых кафтанах, темных платках и лишь по окончании обедни переодевались в цветные платья. Долгие века православный народ хранил траур по защитникам города.

В итоге Кинешемского сражения значительная часть польского отряда была уничтожена.

Мужественный пример кинешемцев возбудил и поднял на подвиг защиты отечества наших соседей решемцев и жителей города Юрьевца Поволжского. Из г. Юрьевец уже шло против Лисовского новое ополчение.

Лисовский утратил стратегическую инициативу, потерял темп, более того — оказался, фактически, заперт в Кинешме. Закрывшись в кинешемском городище, он в течении десяти дней отбивался от наседавшего на него ополчения. Оставшиеся суда были уничтожены. Теперь о переправе через Волгу не могло быть и речи.

Наконец, после нескольких вылазок, ему удалось прорваться сквозь ополчения, и Лисовский нагорным берегом Волги отправился к Костроме.

Лисовский прошел через опустошенную им Кинешму и вновь подверг ее разорению. Затем наступила очередь Решмы, которая героически защищалась, но была взята приступом.

Перелом в событиях произошел под Юрьевцем. И здесь перед нами еще более ярко выступают глубинные духовные основы борьбы за независимость и государственную целостность.

Этот святой подвизался в конце XIV — первой половине XV столетия. В селе Решма им был основан Макариев-Решемский монастырь, существующий и поныне.

В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. Сам преподобный не замедлил отозваться на эту народную веру и любовь.

Из Нижнего Новгорода под Юрьевец были направлены силы патриотов — сотня под командованием М. И. Соловцова, а также отряды стрелецких голов Богдана Износкова и Тимофея Остренева. Позже к ним присоединились отряды юрьевчан и жителей Городца под общим руководством Б.Наговицына, дворянская конная сотня письменного головы Афанасия Молвянинова и посаженные на суда казаки Посника Смагина. Общее руководство вновь было доверено М. И. Соловцову.

Таким образом, совершилось великое чудо:

Подошедший по Волге флот нижегородского воеводы Федора Шереметева завершил разгром захватчиков. Сражение окончилось победой патриотов у слободы Решма. Здесь поляки и изменники были окончательно разгромлены.

Летописный источник сообщает об этом следующее:

Местные предания о помощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского в победе над тушинцами у Решмы и Юрьевца, способствовали формированию общероссийского почитания святого. Возможно, указанные предания стали известны юному Михаилу Федоровичу Романову и его матери инокине Марфе во время их пребывания на Костромской земле в 1612—1613 гг. Это могло послужить основанием для молитвенного обращения будущего российского государя к преподобному о скорейшем возвращении из польского плена его отца — Филарета (в миру Федора) Никитича Романова и стать одним из значимых стимулов паломничества, совершенного царем Михаилом ко гробу святого Макария в 1619 г.

Героическая оборона Кинешмы, Солдоги, Решмы, победа в юрьевецком сражении, разгром элитных польских частей в 1609 году оказали решающее влияние на весь ход общероссийских событий. Защитники Родины не дали возможности полякам и изменникам напасть на Кострому и Нижний Новгород. Уничтоженный отряд Лисовского не смог принять участия в попытках врагов летом 1609 года штурмом овладеть городами Москва и Владимир. Силы врага были отвлечены и от блокированной тогда поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.

Более того, героические события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву. В 1612 году Дмитрий Пожарский повел ополчение не на Суздаль, а вдоль Волги.

Так он поступил потому, что в этих местах у патриотов был не только боевой опыт, но и четкие организационные структуры, земская солидарность, глубокая вера в Бога, дарующего победу, более того они смогли и в 1612 году оказать поддержку ополчению, дать ратников, продовольствие, в конечном счете — обеспечить успех разросшегося народно-освободительного движения.

Дата рождения Федора Боборыкина не известна. Известно лишь, что дворянский род Боборыкиных ведет свое начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых. В истории России ХVII века оставили свой след сразу пять воевод Боборыкиных, которые не только служили при дворе, но закладывали города и крепости, принимали иноземных послов и отсылали посольство.

В лице Федора Боборыкина мы имеем представителя старинной военной русской династии, верой и правдой служившей царю и отечеству.

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Кинешма. Памятник полководцу Фёдору Боборыкину и ополченцам

Материал понравился:

57° 26.5407 ′N , 42° 10.1878 ′E
57.44235N, 42.16980E
57°26′32.44″N, 42°10′11.27″E

Памятник почётному гражданину Кинешмы воеводе Фёдору Боборыкину, руководившему городским ополчением в Смутное время, установлен к празднованию 400-летия освобождения Москвы народным ополчением 1612 года и восстановления российской государственности.


Автор скульптурной композиции — Равиль Юсупов.
Памятник отлит из бронзы в Смоленске на средства горожан и общественных деятелей и установлен в центре Кинешмы на площади Революции.


В Смутное время в России Кинешма не присягнула на верность самозванцу Лжедмитрию II, а поддержала законного царя Василия Шуйского.




Воевода один из первых руководителей народного ополчения давший отпор польско-литовским захватчикам. Под предводительством Федора Боборыкина кинешемцы провели поход по территории будущей Ивановской области.


Выбили суздальского воеводу Плещеева, вставшего на сторону поляков, из Шуи и освободили Лух.


11 февраля 1609 года под селом Дунилово народное ополчение под командованием воеводы Федора Боборыкина разбило отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым.
Погиб славный воевода Федор Боборыкин в неравном бою с отрядом пана Лисовского на подступах к Кинешме 26 мая 1609 года.



Героическая оборона Кинешмы не прошла даром. Она стала важным этапом национально-освободительной борьбы русского народа для дальнейшего формирования ополчения, которое под руководством Минина и Пожарского смогло освободить Москву и восстановить российскую государственность.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

Роман Федорович Боборыкин родился в семье Ф.А. Боборыкина и являлся младшим из двух его сыновей. Сведений о начальном этапе его жизни и деятельности не имеется. Известно лишь, что в 1625, 1628 и 1630 годах Роман Федорович в звании стольника участвовал в приемах иностранных послов в столице. В 1631 году являлся воеводой г. Шацка, а в 1626 году - г. Тамбова. Под его руководством велось строительство крепости Тамбов. Он также занимался заселением строившихся в Тамбове укреплений а также руководил военными действиями против набегов татар. В 1638 году служил воеводой в Курмыше.

Несколько лет он служил при царском дворе, а также был воеводой различных городов: Белое, Яблоново и других. С 1647 года являлся воеводой города Козлова. В период с 1648 по 1649 годы сопровождал царя Алексея Михайловича в поездках по России. В архивных документах с 1663 по 1680 годы он упоминается в качестве активного участника придворных торжеств.

В 1657 году часть собственных земель с селом на реке Истра, в 40 км от Москвы он продал патриарху Никону. Там святитель впоследствии начал строительство Воскресенского монастыря. Когда же начались гонения на патриарха, Боборыкин воспользовался этим и стал владельцем угодий, которые принадлежали Воскресенскому монастырю. Монастырским приказом эта земля была за ним утверждена.

В 1661 году начался спор о землях между патриархом Никоном и Боборыкиным. Вероятно, во время подписания купчей, между ними была устная договоренность по поводу создания женского монастыря близ деревянной церкви села Воскресенского и участии в нем стольника – Романа Федоровича. Никон же отдал распоряжение о переносе церкви непосредственно к возводимому Новоиерусалимскому монастырю, и это очень не понравилось Боборыкину. Он требовал возвращения сооружений на прежнее место.

По окончании долгих споров Боборыкину были возвращены только иконы из церкви. Никон после этого подал царю челобитную, где рассказал о том, что Боборыкин Роман Федорович стал владельцем Воскресенского монастыря. Ответа от царя не последовало.

По приказу Никона на спорной земле крестьяне собрали урожай. За жалобой Боюборыкина последовал допрос монастырских крестьян. Никон, возмутившись, ответил царю дерзким письмом.

Позднее патриарх предлагал Боборыкину сделку добровольного характера, которая также не состоялась, потому как стороны разошлись во мнениях о количестве сжатых четвертей. Стольник направил в Москву жалобу, после чего летом 1663 года прибывали одна за другой три комиссии. Никон проклял Боборыкина.

Следом за этим Боборыкин в челобитной к царю обвинил Никона в преступлении против царской семьи – в проклятии. Расследование этого дела было поручено Никите Одоевскому, одному из лучших служителей закона того времени. Само следствие переросло тогда рамки разбирательства земельного вопроса.

Позже Боборыкин также настаивал на возвращении своих вотчин у собора вселенских патриархов, которые решали судьбу Никона. Боборыкину отказали, а в 1665 году Никон простил Боборыкина.

Во владениях, доставшихся Боборыкину от земель на Истре, в селе Бобырево, Роман Федорович в 1674 году выстроил храм в честь Живоначальной Троицы Сергиева видения. Как только здесь появилась церковь, село было переименовано в Троицкое.

Читайте также: