Доклад правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Обновлено: 05.07.2024

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

    Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

    Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

    Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

    Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

    Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца.

    Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев

    Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

    Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления прав и свобод принимали самые различные формы - в странах Балтии русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться. В результате всего этого началось переселение русскоязычного населения в Россию.

    Кроме того, в различных регионах самой России стали вспыхивать острые межнациональные конфликты, что привело к вынужденному переселению многих граждан этих районов.

    Нельзя не отметить и такой факт, что в странах Восточной Европы происходили достаточно бурные политические процессы. Гражданские войны на межнациональной и религиозной почве в республиках бывшей Югославии заставили тысячи людей искать убежища в других странах. И хотя иммиграция в Российскую Федерацию из-за рубежа не носит столь массового характера, как из стран СНГ, однако и эта категория людей нуждалась в правовом регулировании их статуса на территории Российской Федерации [2.10. С. 57].

    Выбор заявленной темы обусловлен ее актуальностью. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Для Российской Федерации данная тема актуальна тем, что в международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется — это российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т.п.

    Целью исследования является анализ особенностей правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Исходя из данной цели, сформированы следующие задачи:

    определить понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев;

    отразить порядок признания и утраты статуса беженцев и вынужденных переселенцев;

    рассмотреть права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев;

    выявить правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

    Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а так же весь спектр общественных отношений, возникающих вокруг данного института. Предмет исследования - нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

    В целом, проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев получили достойное освещение в отечественной правовой науке. Но сложность в том, что основные работы приходятся на 1995-2000 гг, что явно не соответствует современным условиям жизни. Особое внимание было уделено трудам таких авторов, как Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Анисимов П.В., Бортников Ю., Воронина Н.А., Мукомель В.И. В работах названных авторов, прослеживаются концепции правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, но отсутствуют предложения по совершенствованию законодательства.

    Также в работе использовалась материалы юридической практики – обобщение судебной практики Верховного суда.

    Глава 1. Основы правового статуса человека и гражданина.

    Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Однако прежде чем приступить к рассмотрению основ правового статуса, необходимо раскрыть содержание понятий "человек", личность", "гражданин".

    Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической среды.

    Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.) В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

    Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

    Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности. Эти права неотделимы от человека и гражданина, принадлежат ему независимо от реализации им своей правоспособности [2.8. С. 432].

    Можно выделить несколько видов правового статуса:

    - общий, или конституционный статус человека и гражданина;

    - специальный, или родовой статус определенной категории лиц (граждан, иностранцев);

    - индивидуальный, характеризующий пол, возраст, семейное положение.

    1) правовые установления, связанные с принадлежностью гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Поскольку Конституция определяет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в России, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России.

    2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты;

    3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые закреплены в Конституции. Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права.

    Исходя из вышеизложенного, далее в работе будет раскрыт правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, также являющихся субъектами конституционных правоотношений.

    Похожие страницы:

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев (2)

    Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев

    . с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца. Глава 3. Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Права и обязанности вынужденного переселенца. Закон устанавливает определенные .

    Положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

    . получившие статус беженца, которые намерены приобрести российское гражданство и статус вынужденного переселенца. Очевидно, что правовое положение последних .

    Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

    . получившие статус беженца, которые намерены приобрести российское гражданство и статус вынужденного переселенца. Очевидно, что правовое положение последних .

    Медицинская и социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами в России

    Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

    Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

    - вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;

    - при осуществлении преследования в различных формах;

    - вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;

    - вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

    Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан - как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

    Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.

    В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

    Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

    Среди прав:

    - получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

    - получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;

    - получение питания и пользование коммунальными услугами;

    - охрана в целях обеспечения безопасности;

    - пользование жилыми помещениями;

    - медицинская и лекарственная помощь;

    - получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;

    - социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

    - содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

    - получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;

    - обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;

    - участие в общественной деятельности государства;

    - добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

    Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

    - соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;

    - своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;

    - соблюдать установленный порядок проживания;

    - в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;

    - проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

    Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

    - Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;

    - Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

    - Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;

    - Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

    Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

    Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

    - Конституцией РФ (ст. 63 и др.);

    Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

    - гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

    - иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

    Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:

    1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;

    2) преследование в иных формах;

    3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;

    4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.

    Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.

    Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:

    - совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;

    - в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;

    - покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов:

    - обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;

    - выдача свидетельства о регистрации ходатайств;

    - принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.

    Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.

    Вынужденный переселенец обладает правом:

    - самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;

    - получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.

    Вынужденный переселенец обязан:

    - соблюдать Конституцию России, федеральные законы;

    - соблюдать правила проживания в центре временного размещения;

    - при перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;

    - проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.

    Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.

    Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:

    - прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;

    - выезда за пределы России для постоянного проживания;

    - осуждения за преступление на основании приговора суда;

    Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.

    В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами


    Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

    Правовой статус вынужденных переселенцев

    В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

    Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

    Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

    Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

    • во-первых, не является гражданином России, прибыл или желает прибыть на ее территорию из-за рубежа;
    • во-вторых, покидает страну своего проживания или пребывания и ходатайствует о приобретении статуса беженца в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
    • в-третьих, не может вследствие опасений стать жертвой преследований пользоваться защитой и покровительством этой страны или не желает пользоваться таковой;
    • в-четвертых, не может или не желает вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой произвола и насилия;
    • в-пятых, принято решение о предоставлении ему статуса беженца компетентными органами России.

    Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступления: против мира, человечности, военные преступления, предусмотренные в международных актах, тяжкие преступления не политического характера, признаваемые таковыми в государстве его гражданства или обычного места жительства до того, как оно было допущено на российскую территорию, против принципов и целей ООН, а также, когда за лицом компетентные органы государства, в котором это лицо проживало, признают его права и обязательства, связанные с гражданством этого государства, и которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Лицо не признается беженцем, когда оно покинуло государство своей гражданской принадлежности или своего прежнего, обычного места жительства по причинам: а) экономического характера; б) голода; в) эпидемий; г) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В предоставлении статуса беженца может быть отказано, если:

    • лицо совершило преступление на территории России и в отношении него возбуждено уголовное дело;
    • лицу ранее было отказано в признании беженцем и обстановка в государстве его гражданской принадлежности или прежнего, обычного местожительства со дня получения им отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
    • лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и (или) к Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству России;
    • лицо обладает гражданством третьего государства, защитой которого могло воспользоваться при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в этом государстве по обстоятельствам, которые предусмотрены российским законом для признания лица беженцем;
    • лицо прибыло с территории иностранного государства, где имелась возможность быть признанным беженцем;
    • лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) России;
    • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
    • лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории России;
    • имеются иные основания, предусмотренные российским законодательством.

    Процесс получения статуса беженца

    Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на Федеральную миграционную службу, подведомственную Министерству внутренних дел РФ.

    Процесс признания лица беженцем предусматривает ряд действий:

    • обращение с ходатайством о признании беженцем;
    • предварительное рассмотрение ходатайства;
    • рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании лица беженцем либо об отказе в признании таковым;
    • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

    Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

    РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

    Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

    Читайте также: