Доклад появление неравенства и знати 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Со временем в первобытно-общинном обществе появляются первые части разделения труда. Сперва как обычное разделение труда (пол и возраст), после возникает разделение труда общественное.

Огромное воздействие на процесс формирования техники проявило первое большое общественное разделение труда: произошел раскол между скотоводами и земледельцами.

Скотоводство

Скотоводство дало первобытному обществу новые продукты питания: молоко и шерсть. Из молока, люди научились приготавливать сыры и масло, придумали другие формы емкостей для хранения жидких продуктов – бурдюки. Состриженная с домашних животных шерсть натолкнула людей на изобретение волокон, войлока и ткани. Было придумано веретено и ткацкие станки.

Приручение домашнего скота позволило пастушеским племенам применять животную тягу, сменив человека в некоторых операциях земледелия, где он выполнял работу простой двигательной силы. Это стало началом вьючного, а после гужевого транспорта передвигавшего элементарную повозку – волокушу.

Земледелие

Скотоводство требовало выращивание растений для кормов из-за чего появились зачатки земледелия. На ранних этапах развития земледелие было всего лишь придатком скотоводства. С временем скотоводство стало отдельной деятельностью, и благодаря придуманной технике, позволило получить многочисленные усовершенствования:

  • Примитивная мотыга модернизировалась до плуга, а каменный нож до серпа.
  • Скот сменил человеческую тягу во время вспахивания плугом.

Переработка продуктов

Продукты от земледелия научились перерабатывать: зерно стали молотить и размалывать ручными жерновами, из муки выпекать хлеб, также из растений стали изготавливать масло, варить пиво и сбраживать квас.

Гончарство и плавление металлов

Обрабатывая землю, человек нашел глину, употребляя которую сперва для обмазывания стен жилищ, а после сплетённой из лозы посуды. Так рождалось гончарное искусство.

Возникшая в связи с обжигом посуды из глины гончарная печь постоянно совершенствовалась, и со временем позволяла получить температуру нагрева более 500-550°. Это позволило людям заняться плавлением металлов: сперва бронзы, а после и железа. Материал, подаривший человечеству такие твердые орудия и с такой остротой кромки, с которыми не мог сравниться никакой камень или другой металл.

Железу было суждено сыграть грандиозное значение в развитии техники. Железные мечи, плуги и топоры помогали расчищать широкие лесные пространства под пахоту. В строительстве стали использовать тесаный камень.

Рост и верховенство родового строя, создавшего все технические результаты, обозначились на технике и сооружениях общинного пользования. Подтверждением тому стало появление больших сооружений – общинных амбаров, загонов для скота, жилищ, лодок и кораблей и т. п.

Разделение ремесел

На первом этапе изобретение простых орудий труда расценивалось членами общины как побочное занятие. Для изготовления же более сложных орудий уже необходимы некоторые умения и навыки. В то же время, постоянно ощущалась нехватка таких орудий. Поэтому ремесленники, занимающиеся производством орудий труда, уже не могли делать это совмещая со скотоводством или земледелием. Появилась потребность разделения ремесел и прочих работ.

Этот шаг стал очередным (вторым) крупным общественным разделением труда. Стремительный процесс общественного разделения труда повлек потребность в обмене продуктов производства различных групп общества. Сперва все обмены совершались в случайном порядке, однако со временем они стали приобретать огромное значение. Производительные силы первобытно-общинного общества демонстрировало серьезную возможность противостояния природе.

разделение труда в первобытном обществе

Но со временем в обществе стали появляться некоторые противоречия между усиливающимися производительными силами и производственными отношениями, которые уже стали тормозить совершенствование производительных сил, ведь среди итогов стала возможность появления индивидуальных групп, которые могли организовать свои хозяйства.

Неравенства внутри общин

Увеличение производительности труда дает возможность выпускать некоторые излишки, превышающие потребности работников, т.е. получение прибавочного продукта. Но производственные отношения в первобытно-общинном обществе не сочетаются с индивидуальными хозяйствами. Первобытные общины перестали поддерживать применение увеличившихся производительных сил. Увеличение продукции скотоводов и земледельцев позволяло существование небольших хозяйств и малых общин.

Крупные общины стали делиться на т.н. семьи, руководимые их главами. Главы сперва распоряжались основными средствами семьи (земля, скот, орудия производства и т.д.), а после присваивали все себе.

Так в первобытно-общинном мире стали появляться частные собственники на средства производства, которые эксплуатировали соплеменников, а также захваченных в плен людей из других племен. Весь прибавочный продукт, созданный семьей, присваивался их головами.

Так, в недрах первобытного общества возникли и стали развиваться новые рабовладельческие производственные отношения, явившиеся прямым следствием развития производительных сил.

Низкий уровень развития производительных сил требовал, чтобы все добытые средства существования делились поровну между членами общества, иными словами, осуществлялось уравнительное распределение материальных благ. Таким образом, производственные отношения первого человеческого общества основывались на общинной собственности на важнейшие средства производства, коллективном труде и уравнительном распределении предметов потребления.

Первобытнообщинный строй, явившийся первой социально-экономической формацией человеческого общества, не знал эксплуатации человека человеком. В этом обществе не было общественного неравенства и разделения общества на классы. Не было и государства организации классового господства. Чем же характеризовались производительные силы первобытнообщинного строя, какие основные этапы в своем развитии прошла техника?

Словарь Ремесленник – человек, который занимается изготовлением различных изделий.

Преимущества меди Орудия острее; Можно переделать сломавшееся орудие.

Начало обработки металлов.

Запишите дату: 9 тыс. лет назад – начало обработки металлов.

Как называется этот инструмент?

Что общего у этого орудия с мотыгой?

Родовая община лес пастбище пашня река река пашня пастбище лес Соседская община

Почему люди продолжают жить общинами?

Прочитай и выпиши Прочитай пункт 4 на странице 25-27 и выпиши слова: Вождь; Знать; Города; Царь.

Словарь Вождь – глава племени для ведения военных действий. Города – крупные поселения, окруженные земляными валами. Знать – люди известные своим происхождением. Святилище – место, где стояли идолы. Царь – правитель государства.

Вождь Кем лучше быть – вождем или старейшиной?

Домашнее задание 1. Повторить § 1-5, даты и термины к самостоятельной работе.

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати
Появление неравенства и знати

В презнтации использованы познавательные задания прослежен процесс появления неравенства.



Презентация - Появление неравенства. История - 5 класс.

В презентации говорится о причинах имущественного и социального неравенства.

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской.


Презентация урока истории 5 класс "Появление неравенства и знати"

Презентация урока истории 5 класс "Появление неравенства и знати".

Презентация по теме "Появление неравенства и знати"

Презентация по теме "Появление неравенства и знати" дает возможность детям быстрее усвоить учебный материал.

Изготовление прочной
и красивой посуды
требовало особого
мастерства.
Овладение им
требовало не
отвлекаться на иные
занятия – земледелие
и скотоводство.
Ремесло изготовление
различных изделий.
Чем отличается изготовление
посуды на этих рисунках?

6. Развитие ремёсел.

Люди заметили, что попавшие в
очаг самородки меди
размягчаются в огне и меняют
форму при ударе. Это свойство
позволило выковывать из меди
разные предметы. Медь была
первым металлом, из которого
люди научились делать орудия
труда.
Около 9 тысяч лет назад в
Западной Азии появилось новое
ремесло – обработка металлов

7. Изобретение плуга

Изобретение деревянного плуга положило
начало плужному земледелию. Благодаря
изобретению плуга, использованию
животных для рыхления земли, появлению
медных орудий отпала необходимость о
совместном труде всей общины на полях.

8. У каждой семьи своё хозяйство

Пахота на полях
Применение медных
орудий труда
Появление большего
количества продуктов
На смену родовой общине пришла соседская

9. Появление неравенства

Соседская община – коллектив людей, не являющиеся
родственниками, но совместно выполняющими ряд работ
(осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда,
вода из которого используется для полива и т.д.).
Разное отношение к труду,
непредвиденные природные явления
приводили к имущественному
неравенству.

10. Выделение знати

Старейшины и вожди
племени назывались
знатными людьми
Знатность
передавалась по
наследству. Теперь
только из числа
знатных стали
выбирать вождей
племён и старейшин.
Внутри племени возникло неравенство: одни были
знатные, а другие незнатные; одни богаче, другие
беднее

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Появление неравенства и знати. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была медь – Cu - cuprum Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была медь – Cu - cuprum

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Классы - большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

Государство – это такая организация общества, в которой существуют граница, власть, законы и сбор налогов

Запомним. Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Читайте также: