Доклад поэтапно как делать деревянные изделия

Обновлено: 27.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древесиной называют плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. Деловую древесину главным образом получают из ствола дерева при распиливании его на части. Древесина широко применяется в народном хозяйстве. Из неё изготовляют строительные конструкции, мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, детали мостов, судов и др. Используется древесина в производстве лаков, витаминов, смол и других веществ. В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Древесина каждой породы имеет свой рисунок – текстуру. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее, чем хвойных. По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую, твёрдую, очень твёрдую. Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями и шурупами. Изделия из древесины имеют очень красивый внешний вид. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости, коробится при высыхании, легко загорается. Недостатками древесины являются некоторые её пороки – сучковатость. Они ограничивают использование древесины в сельском хозяйстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Иванов Юрий Иванович

Древесиной называют плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. Деловую древесину главным образом получают из ствола дерева при распиливании его на части. Древесина широко применяется в народном хозяйстве. Из неё изготовляют строительные конструкции, мебель, бумагу, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, игрушки, детали мостов, судов и др. Используется древесина в производстве лаков, витаминов, смол и других веществ. В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Древесина каждой породы имеет свой рисунок – текстуру. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее, чем хвойных. По трудности обработки древесина подразделяется на мягкую, твёрдую, очень твёрдую. Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями и шурупами. Изделия из древесины имеют очень красивый внешний вид. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости, коробится при высыхании, легко загорается. Недостатками древесины являются некоторые её пороки – сучковатость. Они ограничивают использование древесины в сельском хозяйстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Распиловка - одна из важнейших операций при работе с древесиной. Распиловку производят различными пилами. Для распиловки досок и брусков крупных размеров применяют рамную (лучковую) пилу, для дугообразных пропилов - ножовку или вырезную (ножевую узкую) пилу. Кроме этих пил для домашней мастерской необходимо приобрести также ручную рамную пилу небольших размеров со стальной рамой и комплектом сменных ножовочных полотен. Ножовочные полотна должны иметь зубья разной величины, заточенные под различными углами. Для работы удобнее пользоваться пилой с зубьями, заточенными под углом 90° (такие зубья легко заточить треугольным напильником). Нужно иметь также ножовочное полотно с зубьями под углом 110°. В ручной рамной пиле можно закрепить ножовочное полотно для резки металла. После того как окончена распиловка, доску или брусок нужно острогать до гладкости, снять шероховатости с пиленой поверхности. Эта операция называется фугованием и выполняется на фуговальном станке или электрорубанком, а вручную — одним из представителей семейства рубанков. Простейший рубанок имеет деревянный корпус с ручкой, нож и деревянный клин для фиксации ножа. Современный металлический рубанок имеет приспособления, позволяющие легко регулировать и выпуск лезвия ножа, от которого зависит толшина снимаемой стружки, и угол наклона ножа к плоскости строгания, и ширину щели для стружки, и параллельность лезвия ножа плоскости доски.

Начинают строгание шерхебелем, который позволяет снять толстый слой древесины, причем может строгать вдоль и поперек благодаря овальной форме лезвия.

Рубанок с одиночным ножом выравнивает неровную поверхность после распиловки или шерхебеля, а с двойным (двойной рубанок) — хорош для чистового строгания, строгания торцов, задиристых и свилеватых участков. В таком рубанке второй нож, стружколом, предотвращает задиры, отщепы и отколы.

Сушка древесины является очень важной технологической частью всего процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и как будет обрабатываться.Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин. Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено растрескиванию и рассыханию. Сушка может производиться несколькими. Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушного состояния 12 — 18 % влажности.

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом, древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов, затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.

Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины — сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному "четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают деревянными пробками.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает её потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.

Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.

Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.

Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи — в светло-шоколадный.

Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала её.

Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года. Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.

Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.

Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, вёдра.

Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю "лесную влагу". Подготовленную таким образом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.

Бурова Ольга Владимировна

Описание видов работ по дереву. Выпиливание, выжигание, точение.

ВложениеРазмер
referat_rezba_po_derevu.docx 576.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТЫ ПО ДЕРЕВУ

ученик 7 класса Шепета Александр

Работы по дереву

Зачистка деревянных деталей

Готовые деревянные детали надо тщательно зачистить, чтобы поверхность древесины стала совершенно гладкой, а все изделие приобрело более красивый вид.

Рашпилем или напильниками зачищают сначала торцы брусков, углы, соединения, всякие выемки, выступы, сглаживая неровности, удаляя заусеницы и следы клея.

Детали, вырезанные ножом, стамеской или лобзиком, зачищают кусочками оконного стекла. Чтобы не порезать руку, осколок стекла сверху обертывают чистой тряпочкой и нижней его кромкой скоблят древесину. Когда стекло затупится, берут другое. После этого все изделие, включая выстроганные рубанком поверхности, зачищают шкуркой. Чтобы удобнее было работать и экономнее расходовать шкурку, из мягкой древесины или из пробки вырезают небольшую колодочку со слегка закругленными краями, обертывают ее кусочком шкурки и трут этой колодочкой по поверхности дерева. Каждую часть изделия зачищают сначала поперек волокон древесины, а потом вдоль волокон. Начинают работать крупнозернистой шкуркой, а затем ту же поверхность зачищают мелкозернистой шкуркой. Если в кружке имеется шкурка только одного номера, то первую зачистку следует произвести новой шкуркой, а вторую — шкуркой, уже бывшей в употреблении.

Такая зачистка древесины называется шлифовкой. Отшлифованное изделие можно натереть воском, покрыть лаком или окрасить.

Необходимые инструменты для выпиливания из фанеры: 1 — лобзик (деревянный и металлический);2 — шило; 3 — напильни трехгранный;4 — подставка для выпиливания; 5 — струбцинка .

Шлифование деревянных деталей на фабриках и заводах производится на шлифовальных станках. В них шкуркой покрывают вращающиеся (как у точила) диски, цилиндры или движущиеся бесконечные ленты. Бывают станки с одним и двумя дисками, с одним, двумя и тремя цилиндрами. Каждый из них можно покрывать шкуркой разных номеров, что удобно для работы.

Выпиливание из фанеры

Много разных вещей можно сделать из фанеры. Чаще всего их выпиливают лобзиком.

Лобзиковые пилочки — это узкие и тонкие стальные полоски с острыми зубчиками с одной стороны. Пилочки легко ломаются, поэтому их надо запасти побольше. Концы пилочки закрепляют в зажимах лобзика, отвернув винты; потом винты снова завертывают. Пилочку важно туго натянуть, иначе она будет плохо пилить и быстро сломается. Вставляют пилочку так, чтобы зубцы ее были направлены не внутрь рамочки лобзика, а вперед, и наклонены вниз. Наклон зубцов легко проверить, если слегка провести по ним пальцем.

Вставленную в деревянный лобзик пилочку натягивают, повернув несколько раз натяжной винт. В металлическом лобзике пилочку закрепляют другим способом. Один конец пилочки сперва вставляют в нижний зажим. Конец лобзика, где расположен верхний зажим, упирают в край стола. На ручку слегка нажимают грудью, чтобы рамка немного согнулась и зажимы сблизились. В таком положении закрепляют в верхнем зажиме второй конец пилочки и лобзик отпускают: рамка выпрямляется, концы ее с зажимами снова расходятся и натягивают пилочку.

Из других инструментов при выпиливании потребуются шило и небольшой напильник. Надо также заготовить шкурку для зачистки фанеры и копировальную бумагу, чтобы переводить рисунки.

Удобно выпиливать, пользуясь самодельной подставкой. Ее вырезают из дощечки толщиной приблизительно в 10 миллиметров по форме. Подставку укрепляют на краю стола так, чтобы конец с вырезом свешивался над его краем. К рабочему столу подставку можно привернуть шурупами или прибить гвоздем. Но лучше закрепить ее на деревянной струбцинке, которую легко привернуть к любому столу, а по окончании работы снять.

Выпиливать что-либо лобзиком лучше всего из трехслойной фанеры. Работу начинают с перевода рисунка на фанеру. На листе писчей или чертежной бумаги рисуют контуры того предмета, который хотят выпилить. Подходящий кусок фанеры покрывают листом копировальной бумаги, сверху кладут рисунок, закрепляют его кнопками и обводят все линии остро отточенным карандашом. Рисунки часто берут из книг, журналов и специальных альбомов для выпиливания. В таком случае, чтобы не портить книгу, рисунок сначала переводят на прозрачную кальку или папиросную бумагу, а с нее уже на фанеру.

Рис. Выпиливание лобзиком с помощью подставки.

Фанеру с переведенным рисунком кладут на подставку. Работающий садится на стул, берет лобзик за ручку, помещает пилочку в прорез подставки и начинает пилить, двигая лобзик вверх и вниз. Пилочка пилит только при движении вниз. В это время ее слегка нажимают вперед. Надо следить за тем, чтобы пилочка двигалась прямо перпендикулярно фанере, без наклонов. Работающий сидит спокойно, не отрывая глаз, следит за ходом пилочки по линии рисунка, придерживая фанеру левой рукой. Когда по рисунку требуется сделать поворот, то поворачивают фанеру, а не лобзик. При крутых поворотах пилить начинают медленнее, осторожнее, не спеша поворачивая фанеру.

Если рисунок имеет сложный узор с внутренними вырезами, то сначала выпиливают все отверстия и только потом наружные контуры. Чтобы выпилить отверстие, на краю его делают шилом прокол. Один конец пилочки лобзика освобождают из зажима, продевают его в прокол и затем снова закрепляют зажимом. Делают это осторожно, чтобы не сломать пилочку. Выпилив отверстие, пилочку таким же путем вынимают.

При продолжительной работе пилочка сильно нагревается, горячая же — быстро тупится и легче ломается. Поэтому ее время от времени следует охлаждать, протирая влажной тряпкой или делая перерыв в работе.

Все выпиленные детали тщательно зачищают: ребра глубоких выемок и небольших отверстий — напильником, а всю поверхность с обеих сторон — мелкой шкуркой.

Образцы выпиловочных изделий будут часто встречаться в этой книге. При описании их мы будем давать и узоры для выпиливания.

На рисунке 38 вы видите образцы накладных букв, которые можно выпилить, чтобы составлять из них заголовки стенных газет, лозунги и объявления.

Один конец осветительного шнура расплетают приблизительно на 75 сантиметров. С обоих проводов снимают верхнюю хлопчатобумажную оплетку. Резиновая изоляция должна остаться неприкосновенной. Один провод коротко обрезают, и конец его припаивают к нижнему металлическому зажиму лобзика. Для этого зажим в месте пайки тщательно зачищают и доводят до блеска. Так же зачищают и конец медной жилы провода.

В зажимы лобзика вставляют вместо пилочки проволоку от нагревательного прибора, прочно закрепляют концы ее. Трансформатор включают в осветительную сеть через штепсельную розетку. Проволока быстро накалится. Если ее приложить к фанере, она легко будет прожигать ее, как бы резать.

Работать электрическим лобзиком еще легче, чем обыкновенным с пилочкой. Проволочку только слегка прижимают к фанере и водят лобзиком, как обычно, вверх и вниз. Если этого не делать, то, соприкасаясь с фанерой только в одном месте, проволока быстро перегорит. Особенно хорош электрический лобзик для выпиливания внешних контуров. Чтобы выпилить внутренние узоры, проволочку вставляют в отверстие, как и обычную пилочку; при этом надо не забыть предварительно отсоединить от сети трансформатор.

Напряжение в 4 вольта, на котором работает лобзик, вполне безопасно для работающего. Следует объяснить членам кружка, что включать лобзик в сеть без понижающего трансформатора нельзя, так как короткая проволочка моментально перегорит. Спираль в электрической плитке не перегорает, потому что скручена из длинной проволоки и имеет большое сопротивление.

Единственное неудобство при работе электрическим лобзиком — легкий дымок, образующийся от прожигаемой фанеры. Поэтому, если работа производится в небольшом помещении, его надо чаще проветривать.

Имеется много лобзиковых станков (их называют также выпиловочными) разных размеров и конструкций, с электрическими моторами и педальные. На них выпиливают не только фанеру, но и доски.

Выжигание по дереву

Очень интересное занятие — выжигание по дереву. Таким способом украшают многие деревянные изделия, делают различные таблички и надписи.

Можно выжечь выпиленный лобзиком из фанеры пионерский значок. Хорошо получается выжженный на фанере заголовок степной газеты. Нетрудно выжечь узоры на крышке пенала, на шкатулке и па других деревянных вещах. Овладев техникой выжигания всевозможных узоров и надписей, члены кружка справятся и с более сложной работой — выжиганием иллюстраций.

Выжигание производится электровыжигателем.

Для самодельного электровыжигателя, как и для электролобзика, требуется понижающий трансформатор, накаливаемая проволока, осветительный шнур и деревянная рукоятка длиною приблизительно в 12—15 сантиметров, то-есть такого размера, чтобы ее удобно было держать в руке. Можно использовать, например, рукоятку от старого лобзика или какого-либо другого инструмента; вырезать рукоятку из сухого сука березы. Вдоль рукоятки, в центре ее, надо просверлить или прожечь раскаленным металлическим прутом сквозное отверстие.

В это отверстие продевают осветительный шнур.

В торце рукоятки по бокам отверстия двумя парами маленьких винтов или шурупов с полукруглыми головками привертывают две латунные или медные пластиночки. При этом под один винт на каждой пластинке подкладывают заделанный петелькой конец одного провода из шнура, который прикрывают сверху медной или латунной шайбочкой. Затем в отверстие шайбочки и в петельку продевают винт и завинчивают его.

Проволоку от нагревательного прибора длиной приблизительно в 7 сантиметров сгибают, как указано на рисунке 40. Концы проволоки загибают колечками и закрепляют вторыми винтами на тех же пластинках. Очень важно, чтобы все соединения были произведены прочно и тщательно. Пластинку, шайбочки, концы проводов и проволоки тщательно зачищают до блеска, винты завинчивают доотказа. В случае плохого контакта соединения будут сильно нагреваться. Лучше всего места соединений пропаять. Вместо пластинок можно взять клеммы от патрона для электрической лампочки. В них удобнее закрепить концы проводов и проволочки. Клеммы привинчивают к рукоятке самыми мелкими шурупами, расширив предварительно отверстия.

Оголенные концы проводов нигде не должны соприкасаться друг с другом — получится короткое замыкание. Поэтому концы проводов возле пластинок обертывают узкими полосками изоляционной ленты.

Рукоятку электровыжигателя зачищают шкуркой. Можно покрыть ее лаком.

Узор или рисунок, который хотят выжечь, переводят на поделку через копировальную бумагу так же, как при выпиливании. Поверхность дерева предварительно зачищают шкуркой.

Инструменты для резьбы по дереву: 1 — нож; 2 — стамески; 3 — шило;4 — киянка.

Обведя все контуры, выжигают зачерченные места. Для этого проводят одну линию за другой, как бы штрихуя рисунок, пока не получится сплошное выжженное пятно. Рисунки подбирают такие, чтобы зачерненных участков в них было немного.

Работая электрическим лобзиком и выжигателем, нужно твердо соблюдать следующее правило: делая перерыв в работе, обязательно выключать трансформатор, а инструмент не класть на стол, пока проволочка не остынет.

После выжигания дощечку с рисунком можно покрыть бесцветным лаком.

Резьба по дереву

С давних времен в нашей стране славятся искусные мастера — резчики по дереву. Их замечательной резьбой украшены старинные деревянные изделия и сооружения. Искусство резьбы по дереву процветает и сейчас во многих местах Советского Союза.

Инструменты для резьбы по дереву требуются такие: перочинный нож с заостренным и узким концом, стамески, шило, киянка. Стамесок желательно иметь несколько, с лезвиями разной ширины, плоскими и полукруглыми.

На хорошо зачищенную поверхность древесины через копировальную бумагу переводят узор, выбранный для резьбы. Для начала следует брать самые простые узоры, состоящие из прямых линий. Разумеется, ребята могут и самостоятельно придумать и нарисовать узоры.

Перед началом работы узор внимательно рассматривают, чтобы определить, какие части узора необходимо сделать выпуклыми, какие углубленными; в какой последовательности удобнее вести резьбу; какие операции лучше выполнить стамеской и какие — ножом.

Предположим, на боковых сторонах какой-то деревянной подставки хотят вырезать узор, состоящий из двух параллельных каемок.

Нижняя каемка составляется из углубленных под прямым углом квадратиков. Их вырезают, пользуясь такими же приемами работы, как при выдалбливании выемок и углублений в досках. Стамеску устанавливают поочередно на каждую сторону квадратика и легкими ударами киянки углубляют ее острие в древесину приблизительно на 2 миллиметра. Обрезанный со всех сторон слой древесины затем подрезают стамеской снизу и удаляют. Если квадратики имеют длинную сторону, то ограниченный ими слой древесины вырезают по частям.

Далее каемка узора состоит из ломаной линии, отрезки которой соединяются под углом в 45° и представляют собою углубленные желобки с наклонными сторонами. Чтобы вырезать такой желобок, стамеску устанавливают по очерченному контуру отрезка под углом в 45°, ударами киянки углубляют в древесину. Затем стамеску переворачивают и подрезают древесину под таким же углом по второй, параллельной линии контура. Торцовые линии желобков подрезают копчиком ножа. Ножом же удаляют из желобка древесину.

Маленькие треугольники между углами ломаной линии углублены от краев к центру. Их вырезают кончиком ножа.

Приведенный пример показывает, что резьба даже сравнительно простого узора требует от работающего большого терпения и настойчивости. Самое трудное для начинающего заниматься резьбой — это добиться одинаковой глубины однотипных углублений, точного соблюдения размеров. Иначе резьба может иметь неряшливый вид. Но необходимые навыки приобретаются быстро. Работа значительно облегчается, если кружок имеет набор разнообразных стамесок. Но даже при наличии ножа и одной-двух стамесок (узкой плоской и полукруглой) можно вырезать замысловатые узоры.

Резные изделия, как и выжженные, можно покрывать лаком или раскрашивать, аккуратно нанося на них краску тонкой кисточкой.

В настоящее время поделки из дерева приобретают большую актуальность. Существенным преимуществом дерева является слабая теплопроводность. Это не дает ему быстро нагреваться. В результате этого можно сделать деревянные беседки, дома, мебель и другие необходимы в хозяйственной жизни вещи.


Настоящие изготовители художественных изделий из дерева несут в себе важную цель, которая заключается в преображении дерева. Они создают из него красивые и необходимые предметы для нашей жизни. Поделки из дерева прекрасно облагородят и дополнят дизайн Вашего дома, сделают его более уютным.


Советы новичкам по работе с деревом

  • Перед тем, как приступить к работе, найдите проект задуманного изделия. Это могут быть фото и схемы предстоящей поделки.
  • Хорошо представить весь алгоритм при работе с деревом и технику сбора.
  • Не отчаивайтесь при неудачных попытках. Воспринимайте их как важный опыт в дальнейшей деятельности.
  • Постоянно совершенствуйте свои навыки, всесторонне развивайтесь в данной области. Смотрите видео и различные мастер-классы, которые помогут Вам наглядно освоить процесс изготовления.


Кормушки для птиц

Существует множество идей того, как сделать данное изделие для птиц. Самым оригинальным вариантом являются кормушки, выполненные из дерева. Его природные запахи дополнят собой благородный замысел, который имеет цель помочь птицам прокормить себя в зимнее время года. Кормушка имеет гармоничный образ с ветвями деревьев.


Пошаговый процесс деятельности в творчестве

  • приготавливается деревянное полено размером 3 дециметра;
  • на окружности рисуется небольшой промежуток;
  • его аккуратно предстоит вырезать, оставив внутреннюю полость пустой;
  • стенки должны составлять половину дециметра;
  • в дальнейшем необходимо соорудить надежное крепление для кормушки.

Пройдя данные этапы, готовое изделие будет являться необходимым для братьев наших меньших.


Маленькие веточки в декорировании рамки

Поделки из дерева своими руками для детей помогут приобщиться к начальному этапу изготовления художественных изделий.


Рамка, сделанная при помощи тонких веточек дерева или кустарников, будет очень элегантно смотреться. Фотографии в комнате всегда создают комфорт и умиротворение. Самым главным в данном случае будет являться рамка, которая изначально располагает к себе и привлекает внимание.


Рамки такого вида очень хорошо подойдут для рыбалки и лесничества. Оригинальное оформление приводит в погружение любимой деятельности. Тополиные, ивовые, рябиновые и другие сухие веточки будут отличным вариантом для получения поделки.









  • пистолетный клей;
  • острые ножницы;
  • секатор;
  • рамки из дерева;
  • краски на акриловой основе;
  • основа для рамки.


Последовательность действий в декорировании рамки

  • для начала необходимо промыть и высушить выбранные веточки;
  • рамку покрыть краской;
  • оставить примерно на 60 минут для полного высыхания;
  • нужно приготовить затем веточки, которые подходят по длине и ширине;
  • после этого следует приклеивание маленьких веток;
  • маленькие веточки можно аккуратно продевать между большими частями;
  • в завершении всего процесса можно украсить получившуюся рамку сухими волокнами, ягодами, листьями, цветами или прикрепить сережки березы и других растений.


Рамка из палок

Рамку под красивое полотно или фотографию или картину можно сделать при помощи палок. В работу можно включить разнообразные породы деревьев. Процесс деятельности выполняется подобным образом, как и первый метод изготовления рамки.


Дерево перед началом необходимо обработать и расположить по сторонам полотна или картины. Его части скрепляются друг с другом при помощи толстой, надежной веревки. При пересечении двух маленьких стволов скрепление веревкой проводится крест-накрест.


Кухонная доска

Данное изделие будет служить дольше по сравнению с пластиковыми досками. Деревянная доска обладает большей надежностью и устойчивостью к горячим температурам. Этот важный и необходимый предмет на кухне можно сделать своими руками.


Кухонная доска будет очень актуальным подарком для настоящих хозяек.

  • доска желательно та, которая состоит из дуба;
  • наждачное приспособление;
  • электрическая дрель;
  • электрический лобзик;
  • масло для дерева.


Инструкция по выполнению кухонного изделия

  • отшлифуйте поверхность наждачным приспособлением;
  • нарисуйте форму разделочной доски;
  • вырежьте электрическим лобзиком нанесенный рисунок;
  • просверлите дырочку в ручке при помощи дрели;
  • затем производится шлифовка всех неровностей поверхности доски;
  • добиваясь гладкости, неоднократно пройдитесь по доске бруском для шлифования;
  • покройте лаковой краской для дерева полученное изделие.


Цветочная ваза

Поделки из дерева своими руками для дома можно оформить, например, в виде цветочного сосуда.


Ваза для цветов, сделанная при помощи листов дерева послужит прекрасным дополнением в интерьере дома. В данную работу не входят сложные этапы. Она делается очень просто. Дерево, применяемое в изготовлении поделки, станет прекрасным, благодатным предметом декорирования.








  • металлическая банка;
  • маленькие кольца различных пород дерева;
  • лак;
  • клей момент.


Поэтапные действия в декорации вазы

Для того чтобы избежать ненужных просветов в декоре железной баночки, нужно подобрать даже самые маленькие деревянные спилы. Техника выполнения основывается на приклеивании в металлической конструкции деревянных спилов.


Следует при выполнении для получения большего эффекта избегать нежелательных свободных промежутков. По завершению работы полученная ваза покрывается лаком, который предназначен для покрытия дерева.


Свободная абстракция деревянных деталей

Обычные поленья деревьев, на первый взгляд могут показаться ненужными, но из них благодаря фантазии можно придумать множество поделок для украшения дачного двора или детской площадки.


Из деревянных пенечков можно сделать при помощи необходимых приспособлений животных, сказочных и мультипликационных героев и так далее.


Брелоки из дерева

Поделки из дерева своими руками для начинающих можно сделать из простых предметов декораций. На основе деревянного пласта можно сделать различные фигурки. Их вариант зависит от полета души. В их создании не заключается никаких сложностей.


Для получения желаемого изделия следует нарисовать рисунок на деревянной плоскости. Это может быть, например, цветок, милое животное, различная фигура и так далее. Затем рисунок вырезается по контуру лобзиком.


Электрической дрелью проделывается отверстие для петельки. Все неровности шлифуются наждачным предметом. Деревянное изделие разукрашивается и покрывается особым лаком.


Горшочек под растения

В данном подзаголовке раскроется еще один вариант поделки из дерева для дачи своими руками.


В готовом пенечке проделывается отверстие для того, чтобы поместить в образовавшееся место грунт. После создания углубления в деревянной основе, происходит помещение полиэтиленового материала, например, пакеты. Это предотвратит быстрое разложение древесины и просачивание воды.


В готовое изделие можно поместить рассаду каких-либо растений. Они прекрасно украсят и облагородят дачный двор или площадки для детей, создадут живописность и пикантность на клумбах.


Ограда из веток дерева

Простые поделки из дерева своими руками отражаются на варианте изготовления плетущей изгороди.









Сооружения такого вида будут смотреться очень красиво, заманивая своим обликом в глубокое детство. Техника выполнения забора является очень простой.


Для реализации нужно вкопать в землю по периметру множество столбиков с небольшим расстоянием друг от друга. Затем между столбиками змейкой вплетаются обработанные ветки деревьев.


От верхушки для полного эффекта можно оставить небольшое расстояние. Оно может быть предназначено, например, для того, чтобы повесить какую-нибудь глиняную посуду.


Игра из дерева

Из деревянного спила можно сделать доску, как основание для игры в крестики нолики. Самые маленькие детали данной игры выполняются также из деревянных спилов. Плоское деревянное полотно расчерчивается на клеточки.


В маленьких деревянных кружочках следует нарисовать фигуры круга и крестики. Хорошо известны еще такие игры, как шахматы, шашки и так далее. Фото поделок из дерева своими руками помогут при работе с техникой выполнения.

Поделки из древесины

Сегодня, в условиях высокого уровня развития промышленности, очень трудно придумать такой продукт, который нельзя приобрести или сделать на заказ. Естественно, такой предмет, будет иметь определенные параметры, но он лишен индивидуальности, которая присуща поделкам, сделанным собственноручно. Из обилия веточек, кусочков бревен, поленьев очень легко создать уникальное изделие, которое станет украшением дома. Если вы обладаете начальными навыками владения определенными инструментами, то качество поделки будет намного выше. При наличии специальных инструментов можно создать весьма практичные поделки из древесины, к примеру, шкатулку, вешалку, подставку для полочки или разделочную доску.

Моделирование изделий из древесины

Конструирование — важный этап создания какого-либо предмета своими руками. Этот процесс является этапом проектирования и обязательной частью творческого плана.

Конструирование включает такие этапы:

  • визуальное представление предмета
  • создание его эскиза, технологического рисунка или чертежа
  • выбор материала
  • изготовление опытного образца предмета или сразу непосредственно предмета
  • испытание прочности, работоспособности.

Моделирование изделий из древесины

Если после этих мероприятий обнаружены какие-либо недочеты, то придется начать сначала, чтобы получить именно такое изделие, каким вы его себе представляли.

Уникальное и актуальное изделие, которое продумано со стороны безопасности обслуживания и использования, пользуется более высоким спросом и оценивается более дорого. Именно поэтому на производстве конструкторы прорабатывают много вариантов продукта, пока не получат самый пригодный.

Технологичное изделие - это изделие, в производстве которого затрачено наименьшее количество времени, сил, средств и материалов. Прочный предмет должен принимать заданную нагрузку без деформации. Показателем надежности является длительный срок службы. А экономичность предполагает отсутствие дополнительных затрат в процессе использования. Все перечисленные качества относятся к главным принципам конструирования, производства и использования предметов из дерева. И именно эти параметры являются показателем качества полученного предмета.

Во время конструирования поделок довольно трудно выбрать для них правильные материалы, которые сделают продукт прочным и бюджетным.

Пожалуй, самым важным способом конструирования можно назвать моделирование предметов. Модель – это копия изготавливаемого предмета, которая уменьшена или увеличена в несколько раз. Она создается для того, чтобы разобраться в устройстве и принципе действия.

Все дети обожают создавать модели домов, машин, кораблей, бумажных самолетов. Именно такие поделки являются моделями настоящих устройств и машин. Сделанные ими модели, зачастую, могут ехать, плыть, лететь. Модель, как и настоящий предмет, создается на основе эскизов, технических рисунков и чертежей.

Игрушки из древесины

Среди всех игрушек для детей деревянные игрушки завладели отдельной нишей и в последние годы набирают колоссальную популярность. Отличительными чертами таких предметов являются оригинальность и высокая стоимость. Деревянные изделия создают из высококачественных сортов лесоматериалов и обрабатывают исключительно натуральными покрытиями. Именно поэтому стоимость готового изделия довольно высока, однако они очень долговечны, прочны, способствуют раннему развитию ребенка.

Чаще всего для создания деревянных предметов используют такие сорта лесоматериалов:

Игрушки из древесины

Бук можно назвать наиболее распространенной древесиной для создания поделок из дерева. Лесоматериалы бука отлично стругаются, обрабатываются на токарном станке, гнутся в распаренном виде. Бук отличается высокой стойкостью на раскол, но низкой стойкостью к растрескиванию. Чаще всего из него делают кровати и манежи для детей. Из недостатков стоит отметить подверженность короблению, поэтому нужно обязательно наносить на такие изделия защитные масла или воски.

Древесина ольхи характеризуется легким весом, мягкой и вязкой текстурой. Ее легко обрабатывать, шлифовать. Она не раскалывается и не дает трещин во время сушки. Торец также легко поддается обработке, его можно использовать для фронтальной грани игрушки. Лесоматериалы ольхи отлично подходят для маленьких поделок, к примеру, в интарсии, где необходимы вставки других оттенков. Поверхность таких игрушек бархатная на ощупь.

Структура липы схожа с ольхой. Ее легко резать, она не дает трещин и не растрескивается. Заготовку можно разрезать Дерево имеет простым острым ножом. По рейтингу твердости, в котором 50 европейских и экзотических сортов деревьев, липа занимает первое место, то есть она самая мягкая. По этой причине ее активно применяют в производстве разных поделок и детских игрушек. Работать с этим деревом сможет даже начинающий мастер.

Осина довольно похожа по внешнему виду на липу. Однако она имеет неоднородную структуру, при усыхании коробится. Отличить осину от других пород дерева можно по характерным мрамористым разводам, и заусеницам.

Кленовая древесина резке поддается сложно, однако изделие будет иметь ровную и гладкую поверхность. Лесоматериалы клена являются прекрасной альтернативой липе, как более мягкой и мнущейся, а также березе, которая легко раскалывается и плохо противостоит атмосферным влияниям.

Такие породы лесоматериалов идеально подходят для создания поделок и игрушек, потому что они характеризуются однородной крепкой структурой, легко поддаются шлифовке, не дают трещин и опасных сколов, которые могут сделать ранки на коже.

Отдельно стоит отметить хвойные сорта лесоматериалов. Они очень доступны в нашей стране. Сосна довольно популярна в строительстве, поэтому отыскать необходимую заготовку будет несложно. Сосновые игрушки и поделки имеют приятный аромат. Тем не менее, сосна имеет такие недостатки:

  • колкость древесины
  • полосатая текстура.
  • смола является причиной забивания и затупления инструментов
  • на ней легко можно сделать вмятину.

Кроме этого, в магазинах продаются такие деревянные игрушки, которые изготовлены из фанеры. Такие игрушки и поделки носят массовый и стандартный характер, отличаются огромными партиями производства и достаточно низкой ценой. Фанеру легко гнуть, сорт ФК (не влагостойкий) довольно безопасен для здоровья. Ее легко красить, а идеально гладкая поверхность отлично поддается нанесению рисунка.

Правила работы с деревянными заготовками

Приступая к работе с лесоматериалами, не стоит забывать, что они — живые. Они дышат, их может от чего-то покоробить. В работе стоит придерживаться таких правил:

  • принесенные в дом лесоматериалы необходимо подержать несколько дней при комнатной температуре, для естественного высыхания. Не стоит класть их возле источников тепла, к примеру, на батарею
  • в случае присутствия таких дефектов, как сучки и щербинки, их стоит обработать шпатлевкой по дереву для интерьерных работ. Вы можете выбрать тонированную шпатлевку или белую
  • по окончанию сушки лесоматериалы стоит пошкурить наждачной бумагой в продольном направлении
  • после грунтовки, покраски или тонировки поверхность нужно обработать мягкой наждачкой.

Поделки из древесины

Грунтами называют дополнительные средства для пропитки лесоматериалов. Они необходимы для более ровного слоя краски и лака. В работе с липой и березой можно отдать предпочтение народным составам грунтовки из крахмала или яичного белка.

Читайте также: