Культурные учреждения перми доклад

Обновлено: 10.05.2024

(по материалам социологических исследований). Статья первая


Олег Владиславович Лысенко (р. 1969) – социолог, доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Необходимо сделать еще несколько замечаний. Этот текст написан социологом, который рассматривает Пермский культурный проект и его последствия с традиционной социологической точки зрения. Я опираюсь на данные, полученные в ходе нескольких полевых исследований:

1) серии фокусированных интервью, проведенных автором с активными организаторами, участниками и критиками Пермского культурного проекта с весны 2014-го по июнь 2015 года (число респондентов – 32, характеристика респондентов приводится в конце статьи);

2) серии фокусированных интервью, проведенных с пермскими представителями так называемых творческих индустрий в 2013–2014 годы исследователем Анастасией Рицковой (число респондентов – 11, характеристика респондентов приводится в конце статьи);

Далее, статья посвящена отдельному кейсу. Но я полагаю, что значение полученных данных выходит за границы одного региона. Они заставляют несколько иначе взглянуть на проблему преобразований и реформ в нашей стране, выявить потенциал и ограничения подобного рода проектов, более строго отнестись к самой постановке вопроса о сути и формах современной культурной политики.

Наконец, последствия невозможно оценить, если не оговорить заранее, что же именно понимается под самим явлением. Будет нелишним также напомнить канву событий, поскольку даже непосредственные участники, как показывают взятые мною интервью, не всегда помнят, как начинался Пермский культурный проект, в чем состояли заявленные в нем цели, как развивались события. ПКП, он же Пермская культурная революция, – это культурная политика, проводившаяся в 2008–2012 годах в Пермском крае с подачи и под патронажем губернатора Олега Чиркунова. Более подробно об истоках, смыслах и этапах реализации ПКП можно прочитать в моей недавно опубликованной статье4. Здесь же имеет смысл коротко изложить лишь ключевые моменты.

Однако было бы упрощением связывать весь ПКП только с популяризацией современного искусства и фестивалями. Одновременно этот проект подразумевал и реорганизацию управления сферой культуры, то есть развитие проектного принципа финансирования взамен отраслевого и создание новых институций, в том числе – Пермского центра развития дизайна, Арт-резиденции и (в проекте) Пермской филармонии; ПКП в целом внес принципиальное изменение в то, как определялась культура в политическом языке региона. Если до этого культура опознавалась почти исключительно как система учреждений, подлежащих управлению и финансированию, то теперь все чаще стали звучать рассуждения о культуре-ресурсе и культуре – среде обитания.

Последствия Пермского культурного проекта в зеркале статистики

Насколько получилось у идеологов и организаторов ПКП достичь своих целей? Ответ на этот вопрос требует, во-первых, надежной статистики, а во-вторых, готовности к объективной оценке. Ни того ни другого организаторы и критики ПКП не имели, как не имеем их и мы. Единственное, что остается, – это попытаться из обрывочных сведений составить хотя бы какую-то картинку. Начнем со стратегических целей.

Развитие культуры Пермской губернии XIX в. Образование, фольклор, искусство, архитектура. Всемирно известная коллекция пермской деревянной скульптуры. Хранилище русской иконописи. Коллекция "строгановских" икон. Семья Дягилевых. Влияние на культуру Перми.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.04.2017
Размер файла 4,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

по предмету: “История отечественной культуры”

на тему: “Культурная жизнь Перми XIX века. Семья Дягилевых”

Введение

Город Пермь был основан в 1723 году - это довольно поздно, по сравнению с другими городами, но это не помешало его культурному развитию, а в некотором случае даже помогло.

Здесь были открыты и стали достоянием мировой культуры пермский звериный стиль - медно-бронзовое литье древних уральских племен, пермская деревянная скульптура - самобытное народное искусство, в котором проявился синтез христианства с языческими традициями славян и финно-угров.

В области находится несколько памятников природы, известных далеко за ее пределами. Самыми знаменитыми являются Вишерский заповедник и Кунгурская ледяная пещера.

Пермский край знаменит культурными традициями, театрами, музеями. В Пермской области работают 10 театральных коллективов. Пермский государственный академический театра оперы и балета им.Чайковского - один из старейших театров России, входящий в число ведущих музыкальных театров России, всемирную славу имеет его балетная труппа. На сцене театра выступают многие выпускники Пермского хореографического училища - признанной в мире балетной школы.

В данной контрольной работе я хочу более ярко раскрыть тему становления культуры Перми. От куда взялась ее непосредственность, из каких народов. А так же подробно описать жизнь и деятельность семьи Дягилевых. Семьи, благодаря которой, Пермь известна во всем мире как край, в котором родился и вырос великий импресарио.

1. Развитие культуры Урала

Развитие культуры Урала на протяжении XVII-XIX вв. характеризовалось сложным взаимодействием и взаимообогащением русской национальной культуры и культур местных народов.

1.1 Образование

До начала русской колонизации на Урале проживали народы (манси, ханты, коми-пермяки, удмурты и др.) не имеющие своей письменности, а другие (башкиры и татарские мулы) были знакомы с арабской грамотой.

Русская колонизация начиналась еще с XIV века, именно тогда на Урал проникает русская грамота, которая стала распространяться среди местного населения. Миссионер Стефан Пермскии? в XIV веке создал так называемую древнепермскую азбуку для народа коми (зырян), до того не имевшего своеи? письменности. С помощью ее на коми язык был переведен ряд богослужебных книг, велась пропаганда христианства. Вероятно, пермская грамота имела некоторое распространение и среди коми-пермяков. Хотя древнепермская письменность не получила широкого распространения, она, несомненно, имела прогрессивное знание.

К XVII веку число грамотных людей на Урале возросло, главным образом среди посадских людей. Среди крестьянского населения грамотность была ничтожной. Неграмотным оставалось и подавляющее большинство нерусского населения края.

С возникновением на Урале горной промышленности появилась и потребность в специалистах горного дела. В. Н. Татищев, прибывший сюда в качестве начальника горных заводов, добился от Берг-коллегии разрешения на открытие горнозаводских школ. Первые из них были открыты в 1721 г. при Уктусском и Алапаевском заводах и в Кунгуре.

Появились и первые женские учебные заведения. К 1870 году в Перми существовали женские гимназии, приходские училища, институт благородных девиц М. Курвуазье.

Число начальных (русских) школ в Пермской губернии к 1901 году выросло до 1 011, но подавляющая масса населения, особенно сельского, оставалась неграмотной, особенно это касалось нерусского населения.

1.2 Фольклор

Первой формой литературного творчества народов Урала было устное фольклорное (поэтическое) творчество. В нем башкиры, коми-пермяки, удмурты и другие народы, населявшие Урал, воспевали своих героев, в нем они клеймили своих угнетателей. Распространенным видом народного поэтического творчества были легенды и предания, которые отражали не только фантастические, но и реальные события, обраставшие мифическими подробностями. Так, у коми-пермяков сложился цикл оригинальных предании? о Пере-богатыре. Зарождение этого эпоса восходит еще к первобытнообщинному строю.

Пожалуй, самое большое место в фольклоре края занимали песни. Многообразные - обрядовые, любовные, плясовые, солдатские, разбойничьи, исторические и т. д., они были летописью народов, освещали их обычаи, верования, труд, особенности быта. Песни были самой чуткой и самой распространённой формой народного творчества. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке, который наделен чертами борца за справедливость, о Степане Разине, а с конца XVIII в. - о Пугачеве, возникшие среди казаков, горнозаводских рабочих, башкир, удмуртов и распространившиеся по всему Уралу.

В первой поло- вине XIX в. в связи с повышением интереса к русскому фольклору было сделано значительное количество записей и уральского фольклора. В 30-40-х гг. записи производили для свода песен П. В. Киреевского (около 40 текстов). Башкирский и русский фольклор Южного Урала записывал В. И. Даль, предания и песни о Пугачеве - А. С. Пушкин.

1.3 Искусство

В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми, сгоревшее в 1863 г. После этого было построено новое здание, также деревянное. По крайней мере с 1850 г. в городе выступала труппа П. А. Соколова. Основой его труппы были воспитанницы крепостного театра В. П. Тургеневои? в Спасском - Лутовинове. Спектакли труппы П. А. Соколова стали большим событием в культурной жизни Перми.

До конца 70-х гг. Пермь имела лишь небольшое деревянное театральное здание. Городской думой было принято решение построить новый, каменный театр, для чего объявили сбор пожертвовании?. В короткий срок жители города собрали более 100 тыс. руб. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно стало одним из лучших в то время провинциальных театральных здании?. В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михаи?ловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого актера и режиссера.

С 1895 г. Пермь стала первым городом России, отказавшимся от частной антрепризы (театр стал муниципальным и содержался за счет городской думы).

Наряду с театром и музыкой, издавна было популярно прикладное искусство: резьба по дереву, художественная вышивка и ткачество. В связи с возникновением горнозаводской промышленности появились новые виды прикладного искусства. Быстро развивалось и достигло высокого совершенства камнерезное искусство.

Много разнообразных изделии? было изготовлено в это время на Уральском Горнощитском заводе: камины, вазы для Эрмитажа, Петергофа и др. Значительными работами завода были памятник Ермаку в Тобольске, созданный по проекту архитектора А. Брюллова (1835 г.), и памятник П. П. Аносову в Омске, изготовленный по модели А. И. Лютина (1852 г.).

В Перми в семье потомственных иконописцев чердынского происхождения родились замечательные живописцы братья П. П. и В. П. Верещагины - представители позднего академического направления.

Они учились у пермских художников И.В.Бабина и А.У.Орлова, затем продолжили образование в Академии художеств. П. П. Верещагин оставил большое количество уральских пейзажей.

Полотна братьев Верещагиных находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и лучших художественных собраниях страны. (Приложение № 3)

1.4 Архитектура

Первая половина XIX в. стала периодом расцвета архитектуры на Урале. Особенное развитие наряду с гражданской получила промышленная архитектура: создавались монументальные заводские сооружения, велись большие работы в городах. В это время в крае работало значительное количество архитекторов - выпускников Академии художеств, которые являлись проводниками идеи? передовой русской архитектуры.

В 1822-1832 гг. в качестве архитектора Пермского горного правления работал выдающийся зодчий И. И. Свиязев. Сын крепостного графини В. А. Шаховскои? из с. Верхние Муллы под Пермью, в 1818 г. он окончил Академию художеств, которая и выкупила его на волю. Кроме работ на горных заводах (Медеплавильная фабрика Мотовилихинского завода, Большая оружейная фабрика Златоустовского завода, Монетный двор в Екатеринбурге и многие другие) И. И. Свиязев выполнил ряд проектов в Перми: жилые дома, ротонда в Загородном саду, обелиски Сибирской заставы, здание Благородного собрания, колокольня Спасо-Преображенского собора и др. Впоследствии он стал академиком архитектуры, руководил постройкой храма Христа Спасителя. Его можно считать основоположником российской промышленной архитектуры.

2. Семья Дягилевых. Влияние на культуру Перми XIX века

В истории дореволюционной Перми Дягилевы занимают особое место, благодаря своей общественной, культурной и благотворительной деятельности, почти столетие неизменно вызывая у жителей города уважение и благодарность.

Он приехал в Пермь в 1793 году, вскоре после указа об образовании губернского города и губернии. Свою службу начал с должности стряпчего в городском магистрате, затем уездного и городского казначея.

В 1800 году Дмитрии? Васильевич женился на дочери купца И. Р. Жмаева (1743 - 1807) Марии Ивановне. Дом Ивана Романовича Жмаева на углу Сибирской и Петропавловской улиц, по свидетельству современников, был одним из самых красивых и богатых домов города. Усадьба купца занимала целый квартал, с двух противоположных улиц Петропавловской (Коммунистической) и Торговой (Советской) стояли каменные ворота на столбах, украшенных чугунными вазами. Среди всевозможных приусадебных построек; нескольких флигелей, амбаров, каретника - выделялась каменная оранжерея с круглой галереей, в которой зимой вызревали заморские фрукты, а стены и потолки были расписаны цветами и купидонами.

Дмитрии? Васильевич в 1805 году дослужился до чина коллежского асессора, который по указу правительственного сената 1791 года давал право чиновнику быть причисленным к дворянскому сословию.

После смерти Д. В. Дягилева опекуны восстановили пришедший в упадок Бикбардинский завод. По акту раздела имущества между наследниками (1829) завод достался сыну Дмитрия Васильевича - Павлу.

Бикбардинскии? завод, благодаря стараниям опекуна, приносил доход, что позволяло Павлу Дмитриевичу приобрести дом в Петербурге, жениться на дочери адмирала Сульменева - Анне Ивановне. Их дети: четыре сына и четыре дочери - получили прекрасное образование.

Летом, в Бикбарде, Сережа отдыхал почти ежегодно. Там он познакомился со многими родственниками, членами большой приветливой семьи. Дом деда в Перми на Сибирской улице (ныне улица К. Маркса), построенный в середине XIX века архитектором Р. И. Карвовским в стиле позднего классицизма с внутренним двориком-садом и балконом, поразил мальчика своими размерами. В гостиной стоял рояль, по стенам висели картины, которые начал коллекционировать еще Дмитрии? Васильевич, были здесь и портреты Д. В. и П. Д. Дягилевых, И. Р. Жмаева и одного из первых пермских губернаторов К. Ф. Модераха. Перечень работ коллекции Дягилевых не сохранился. Можно только предполагать, что среди картин и портретов, написанных неизвестными живописцами, были и работы внучатых племянников деда, выпускников Дюссельдорфскои? академии художеств Александра и Павла Сведомских. В кабинете деда и длинных коридорах, окна которых выходили во внутренний двор, стояли шкафы с книгами и альбомами гравюр с картин известных живописцев, которые можно было долго, долго рассматривать и мечтать о посещении знаменитых картинных галереи? Италии, Франции, Германии, чтобы увидеть их в натуре.

В доме всегда было многолюдно. Здесь принимали всех - и бедных и богатых, каждому умели сказать доброе слово, помочь. Благотворительность была семейной традицией Дягилевых. Дмитрии? Васильевич в 1810 - 1820-х годах содержал госпиталь для бедных. Дед Сергея, Павел Дмитриевич, жертвовал деньги не только на богадельни, церкви и монастыря, но и на строительство школ, городского театра. Отец, полковник Павел Павлович Дягилев, состоял членом многих благотворительных обществ, приемная мать, Елена Валериановна, входила в комитеты дамского попечительства о бедных и попечения о слепых.

По четвергам в доме устраивались большие приемы: собирались члены пермского музыкального кружка, близкие знакомые: учителя, врачи, инженеры. Музыкальный кружок сыграл большую роль не только в воспитании Сергея, но и многих пермяков. Организатором кружка и одним из его старшин был дядя, Иван Павлович (1838 - 1906). Он получил блестящее музыкальное образование: играл на виолончели и фортепиано, был бессменным аккомпаниатором на всех концертах кружка. Павел Павлович (1848 - 1914) в молодости - брал уроки пения у известного педагога Ротковского, любил петь романсы и арии из опер. Елена Валериановна (1853 - 1919) с успехом пела и декламировала.

В 1883 году Сергея Дягилева приняли во 2-и? класс мужской гимназии. Учеба Девалась легко. Много времени он посвящал музыке. Азы музыкальной грамоты получил от Елены Валериановны и гувернантки. Наиболее серьезные занятия начались, когда его учителем стал один из старшин музыкального кружка, руководитель хоров на всех концертах, преподаватель немецкого языка и пения в мужской и женской гимназиях Эдуард Эдуардович Деннемарк. Много дали и отдельные уроки Ивана Павловича и Александры Валериановны Панаевои?- Карцевои? (1853 - 1943), профессиональной певицы, которая любила приезжать в Пермь и Бикбарду и охотно занималась с племянником.

В 1870-1880 годы группа интеллигенции Перми стремилась пробудить у жителей города интерес к музыке, театру, истории родного края.

Пермь как административный, хозяйственный и культурный центр возникла намного позднее других уральских городов (Чердынь, Соликамск, Усолье, Кунгур)19. Во второй половине ХIХ века Пермь все еще оставалась провинциальным губернским городом, находившимся далеко от центра, где культурные силы состояли из небольшой группы интеллигентов. Но именно целеустремленная деятельность пермских врачей, педагогов, земских деятелей, инженеров позволила Перми уже к концу XIX века по многим вопросам культуры опередить другие губернские города России. Пермь превратилась в крупный театральный центр, на сцене которого преобладала русская национальная опера. Ее расцвету предшествовали: более чем тридцатилетняя деятельность пермского музыкального кружка (с отъездом в девяностых годах Дягилевых из Перми кружок распался) и открытие в 1886 году частной музыкальной школы выпускника миланской консерватории Э. Кабелла. Известно, что Кабелла бывал в доме Дягилевых, принимал участие в концертах Пермского музыкального кружка, и, наоборот, члены кружка участвовали в концертах, организованных им.

Культурная и общественная жизнь города тех лет, несомненно оказала влияние на формирование характера, выбор сферы деятельности нашего земляка Сергея Павловича Дягилева. Он всегда помнил Пермь, родную гимназию, учителей и соучеников, красавицу Каму и безбрежные лесные просторы, помнил сказки пермского края. И уже через десятилетия, находясь вдали от России, он постарается то далекое, незабываемое пермское, что обогатило его духовно воплотить в своих балетных постановках. В конце жизни он, как дед и прадед, обратился к коллекционированию, разыскал и приобрел свыше двух тысяч редких издании?, одиннадцать писем Пушкина; четыре письма Лермонтова, письма Гоголя, Вяземского, Жуковского, автографы Глинки, Дельвига, Державина, Карамзина и Тургенева. Дягилев мечтал, что - все найденное им вернется на родину, ибо память о России не покидала его. Однако осуществить ему это было не суждено.

пермский губерния искусство архитектура

Вывод

Пермь уникальное место в России, в культуре города и края очень гармонично сплелись классика и язычество. В крае стараются сохранить и развить любовь к культуре. Поддерживают различные культурные движения молодежи, что непосредственно вносит изменение в сознание людей.

Отличительная особенность пермского фестиваля заключается не только в месте проведения, но и в его мультижанровом характере. Многообразная деятельность Сергея Дягилева, связанная с оперно-балетным театром, музыкой, изобразительным искусством, издательским делом, является структурной моделью фестиваля и реализуется как комплекс художественных событий и научно-исследовательских симпозиумов.

Список литературы

1. Егорова Е.И. Сергей Дягилев и художественная культура XIX - XX веков/ Материалы научной конференции/ Пермское книжное издательство/ 1989 г.

2. Чагин Г.Н. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА ДО КОНЦА XIX ВЕКА / Учебное пособие / Пермь / 2016

Приложение

Обвинская роспись

Пермская деревянная скульптура

Живописцы братья П.П. В.П. Верещагины

Подобные документы

Основные особенности Пермской деревянной скульптуры. История христианизации Пермского края. Специфика Пермской деревянной скульптуры. Туристская привлекательность и ресурсы Перми и Пермского края. Перспективы развития Пермской художественной галереи.

курсовая работа [4,6 M], добавлен 20.09.2012

Общее развитие русской иконописи. Понятие о "строгановских письмах". Индивидуальные отличия строгановских мастеров. Подчеркнутое изящество поз, острая, чисто миниатюрная раскраска форм и одежд. Основные черты, отличающие "письмо Емельяново".

реферат [4,7 M], добавлен 25.12.2013

Творческие индустрии: сущность, история развития. Ценность работы Чарлза Лэндри "Творческий город". Методика картирования "Euclid": понятие, стадии. Социально-экономические трудности развития творческих индустрий в России. Состояние пермской культуры.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 18.08.2013

Выдающиеся образцы русской архитектуры и скульптуры XIX века. История создания Могучей кучки, знаменитые композиторы и их вклад в развитие музыки. Расцвет театрального искусства, известные актрисы и драматурги. Открытие Третьяковской галереи в Москве.

презентация [9,2 M], добавлен 16.02.2013

Особенности развития культуры России в первое десятилетие XX века, которое вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Тенденции развития науки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, балета, театра, кинематографа.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 02.12.2010

Стилистические особенности иконописи как искусства. Характеристика периода расцвета русской живописи, отличительные свойства икон XV в. Представители русской иконописи: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, сохранившиеся иконы и фрески, ими написанные.

реферат [37,5 K], добавлен 05.05.2009

История создания Британского музея Лондона, его вклад в этнографию, восточное искусство, археологию. Коллекция памятников древнеегипетского искусства. Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии. Искусство Древней Греции и Древнего Рима.


Пермь, 4 апреля – АиФ-Прикамье. Пермь – это уникальное место, полное несовместимых тенденций. Здесь любовь к родному краю сочетается с дикой ненавистью к нему же, культурные фестивали становятся обыденностью для жителей, а арт-объекты подвергаются постоянным атакам вандалов.

Вы точно из Перми, если хоть раз наслаждались видом на Каму

2. Речь должна быть очень быстрой;

3. Буква О - всегда ударная

Пермь расположена на реке Кама, протянувшись вдоль неё на 70 км и на 40 км в глубь суши. Водоём делит город пополам: на правобережную и левобережную часть. Соединяют половинки два основных моста: Коммунальный (Камский) и Красавинский.

Если вам посчастливилось жить в каком-нибудь высотном здании неподалеку от набережной, то вы можете каждый день наблюдать шикарные закаты и рассветы.

Характерной особенностью Перми является то, что в пределах города имеется множество малых рек, которые протекают преимущественно по многочисленным городским оврагам.

Кроме того, столица Прикамья является городом-миллионником, одним из промышленных, научных, культурных центров Урала.

Вы точно находитесь в Перми, если повсюду современное искусство

За несколько лет Пермь преобразилась до неузнаваемости. С приходом известных на всю страну культурных менеджеров город подвергся сильным изменениям. На улицах появились необычные инсталляции и памятники.

Упражнения на закрепление:
Домой - дымой - дмой; Колбаса - кылбаса - клбса
Пермизмы:
Конский - сильный, большой, значимый

К слову сказать, суровые пермские хулиганы пытались дважды поджечь букву, но не вышло.

Музей PERMM

Музей открылся в 2009 году и в ближайшее время будет почти полностью реконструирован.

Изваяние полностью обвешано замками, которые молодожены после бракосочетания закрепляют на железные прутья. Это считается доброй традицией.

Пермизмы:
Стонота - капризный, занудный

Пасхальное яйцо ассоциируется с плодородием земли, весенним возрождением природы, символом воскрешения и вечной жизни.

Скульптуры достигают до четырех метров в высоту, каждая из которых состоит из 13 частей. Подобно конструктору, части можно сложить как угодно. Выполнены человечки из разных материалов.

Пермизмы:
Заорать - весело провести время
Пермизмы:
Залить шары - употребить много алкоголя

Косолапый памятник быстро вписался в жизнь горожан. Сюда стали приезжать свадьбы, по вечерам здесь гуляют подростки, а фотография в обнимку с медведем стала одним из любимых сюжетов для фото.

Вы точно находитесь в Перми, если город полностью изрисован граффити

В последнее время Пермь можно считать настоящим раем для граффитистов. Так, еще одной необычной достопримечательностью города стали огромные рисунки на заброшенном здании Военного командно-инженерного училища.

Пермизмы:
Зоокамск - ласковое название района Закамск, расположенного на другом берегу Камы

Общая характеристика культурного наследия Пермского края

Культурное наследие Пермского края – сумма материальных и нематериальных объектов культуры, которые обладают историческим, эстетическими, духовным значением и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Особенности культурного наследия Пермского края в большей мере обусловлены географическим местоположением региона на стыке двух частей счета - Европы и Азии.

Согласно данным 2017 года, этнический состав Пермского края достаточно пестрый: на данной территории постоянно проживает население 125 национальностей, каждая из которых привнесла свою лепту в создание исключительной полиэтничной культуры региона.

Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. А, начиная с XVII столетия, на территории северного Прикамья возникло и население русских. Первые города, которые были основаны русскими переселенцами, были основаны на землях среднего Прикамья, на сегодняшний день входящие в состав Пермского края.

Ассимиляция коми-пермяцких и русских традиций, обрядов, бытовых моментов отразилась как на материальной, так и на духовной культурах Пермского края.

В современных реалиях на землях Пермского края насчитывается более 2,8 тысяч объектов, являющихся культурным наследием регионального и федерального значений.

Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края

Освоение людьми земель современного Пермского края было впервые отмечено около 100 тысяч лет тому назад. Памятники культурного наследия края, представляющие ценность для археологии, были выражены в виде палеолитических стоянок, например, Пещерный лог и стоянка имени Талицкого, которые расположены по окрестностям Перми, а датируются 80 тыс. до нашей эры. Уникальным памятником культурного наследия первобытного общества является Писаный камень на реке Вишере.

Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края

Рисунок 1. Фрагмент наскальной росписи Писаный камень р. Вишера Пермский край

Своим названием памятник культурного наследия обязан рисункам, которые были сделаны в различные временные промежутки эпох неолита и энеолита. Более трёх сотен нанесенных красной охрой рисунков изображают разного рода животных (лосей, медведей, куниц, лис).

Большое количество изображений представляет собой известные в истории как солярные знаки, связанные с итогами наблюдений наших предков за движением небесных светил и циклом календаря. Было создано предположение, что Писаный камень есть древнейшая карта охотников.

У подножия скалы было расположен алтарь для жертв, который, по данным ученых-археологов, использовался на протяжении четырёх тысяч лет. Наследием материальной культуры Пермского края можно признать многочисленные предметы искусства, которые изображали птиц и зверей, украшающих бытовые и культовые предметы, элементы одежды, оружие. Сюда же можно отнести мелкую пластику, выполненную из глины, костей, металла. Датой создания эти изображений и фигурок принято считать I тысячелетие до нашей эры – II тысячелетие нашей эры, а также имели место предположения, которые гласили о том, что большое количество из этих статуэток, обнаруженных при раскопках древних городищ и жертвенников, подразумевали собой преподнесённые различным духам пожертвования.

Позже традиционная коми-пермяцкая скульптура и мелкая пластика попали под влияние культурных традиций русского населения, что стало одним из доказательств многоэтнического наследия культуры современного Пермского края.

Памятники культурного наследия Перми

Спустя почти 2 столетия, в 1927 году было постановлением было решено считать 1723 год - годом основания города Пермь. В современное время, территория прежнего Егошихинского медеплавильного завода, места захоронения и расположенные на них религиозные сооружения, а также ряд захоронений Егошихинского кладбища признаются в качестве памятников культурного наследия регионального масштаба. Памятник культурного наследия располагается на берегах реки Егошиха на территории Ленинского и Мотовилихинского районов г. Перми. В наше время, в этом периметре расположены жилые массивы и площадка мотовозоремонтного завода имени Шпагина.

В 1735 году было открыто движение по Сибирскому тракту, которое пролегало через территорию современного города Перми. С этого времени активизируется новый период истории Перми, который связан с развитием торговых отношений.

В 1780 году Егошихинское поселение решили переименовать в город Пермь, получившийс 18 октября 1781 года статус столицы губернии. Стоит отметить, что целый перечень монументов культурного наследия города Пермь имеет связь с персоной архитектора И.И. Свиязева. С его помощью было основано более трех десятков различных построек, воздвигнутых в стиле классицизм

До нашего времени дошла постройка дома бывшего губернатора, а также училище детей служащих губернской канцелярии (ныне это корпус №3 Пермского педагогического университета), Всехсвятская церковь, ротонда городского сада. Все эти здания были внесены в реестр памятников культурного наследия Пермского края. А центральная часть города Пермь напрямую является ничем иным как историческим памятником.

Он был застроен в свое врем, строго соответствия плану городского развития. Современниками были отмечены ровные большие кварталы, а также широкие величественные проспекты.


В начале ХХ столетия в городе было сформировано революционное движение, а также открыта первая типография. Памятниками культурного наследия были признаны дом Попова, в котором в ссылке проживал М.М. Сперанский, сооруженный еще в 1812 году; два дома постройки XIX века, которые были напрямую связаны с революционной деятельностью Я.М. Свердлова, дом Е.И. Худяковой, где в 1905 г. располагалась подпольная лаборатория, заряжающая бомбы. Следовательно, памятники культурного наследия города Пермь имеют связь с его историей в качестве крупного промышленного, торгового и культурного центра.

Читайте также: