Доклад по вокалу на тему приемы которые используются в эстрадном вокале

Обновлено: 04.07.2024

Замечали, что голоса у западных вокалистов звучат интересно? А все потому, что они добавляют в свой вокал приемы пения . Западные техники и методики вокала давно строятся на этом. Чем помогают вокальные приемы? Меняют тембр и краски голоса. Вот вокалист шепчет, вот поёт на надрыве, там вставил мелизмы, а тут добавил хрипотцу. Голос становится разным и необычным.

Приемы помогают петь красиво. И вы тоже владеете такими вокальными фишками! Потому что способны издавать следующие звуки: шепот, крик, плач, разговор и смех. На этих пяти красках голоса строится большинство современных приемов вокала. Давайте разберем каждую из этих эмоций и поймем, как научиться петь интересно и использовать то, что заложено в голосе самой природой.

Прием пения с придыханием или зачем вокалисту шептать?

Представьте такую картинку. Темный джаз-бар, уютные столики, сцена в лучах огней. Выходит красотка с обворожительной улыбкой и начинает петь. Точнее, не петь. А шептать! Прямо в микрофон. Низким и чувственным тембром. И у всех зрителей бегут по спине мурашки.

Такой эффект получается от пения с придыханием . Этот вокальный прием основан на полушёпоте. С ним голос становится чувственным и нежным. Потому что в вокал певец добавляет много выдоха. При пении с придыханием голосовые связки смыкаются не полностью , они не сдерживают воздух, и он свободно выходит вместе со звуком.

Примеры придыхания в вокале

Услышать прием пения "с шепотом" можно не только в джазовом вокале. Современные поп-звезды тоже часто им пользуются.

Mariah Carey — Without You
Leona Lewis — Here I Am

Особенно слушателя цепляет, когда вы чередуете придыхание с плотным голосом . Добавьте в свою песню выдох в паре строчек, а остальные спойте как обычно. Уже этого достаточно, чтобы звучать интересно. Вот, например, Leona Lewis добавляет полушепот лишь на некоторых словах. Такой контраст слушается ярко:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приемы применяемые в эстрадном вокале.

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о вокальных приемах используемых в эстрадном вокале. Это актуальная на сегодняшний день для нас с вами тема. Так как в репертуаре нашего коллектива все чаще используются современные эстрадные композиции, а это обязывает нас идти в ногу со временем и быть технически подкованными.

Следующий вопрос – как именно заниматься, ведь вокал бывает разный. Существует три основных стиля, подразумевающие разную постановку голоса – это академическое, народное и эстрадно-джазовое пение. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приемов, свои методы постановки голоса, свое применение. Так академический и народный вокал имеют довольно строгие каноны, отклонения от которых не приняты, эстрадный вокал более свободен, поскольку предполагает поиск индивидуальной манеры у каждого певца.

Главная задача эстрадного вокалиста – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому важное значение имеют четкая и внятная дикция. Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом. Часто – более легкий на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов.

Современному эстрадному вокалисту необходимо иметь в своем арсенале не стандартные, интересные вокальные фишки и приемы, которые не только насытят эмоционально пение и голос, но и выделят его из тысячи других голосов, подчеркнут его индивидуальность.

Приемов в эстрадном вокале очень много, сегодня мы рассмотрим наиболее популярные:

СУБТОН – пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, сейчас этим приемом пользуются практически все эстрадные вокалисты. Это очень распространенный прием.

Субтон очень простой прием. Что такое субтон. Это когда вы с основным звуком пропускаете немного воздуха. Получается такой шипяще-сипящий звук

Упражнение: для субтона необходимо хорошее, выдержанное дыхание. Представим себе, что нам нужно почистить окно или зеркало перед этим мы делаем ХА-ааааа сплющенный шумный выдох. Тихонько начинаем и в конце говорим ХОМЯК. Вот именно такой поток дыхания должен выходить при субтоне.

А теперь к нашему выдоху добавим звук а-а-а-а. Нужно чтобы одновременно было слышно сипящий шум и тихий чистый голос

Показ: а-а-а-а. Вот именно эта смесь звуков и есть субтон.

Расщепление драйв – это один из важнейших приемов в арсенале рок вокалистов, но часто применяется и эстрадниками. Прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, то есть шума. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два.

Мы рассмотрим более щадящий прием РЫК, которым пользуются многие известные вокалисты.

Главное что нужно знать, чтобы не садить свои связки это перенести вокальную нагрузку с наших связок на гортанные мышцы. Для начала создаем объем в нашей гортани, опустив и расширив ее, как будто мы зеваем с закрытым ртом (ПОКАЗ).

Опускаем немного голову и выдвигаем немного вперед нижнюю челюсть, затем на низкой и удобной для вас ноте делаем короткие серии рыков не громко. Рычим по ощущениям как будто ниже связок. Когда наша гортань немного привыкнет можно начать рычать как газующий мотоцикл, начиная с низкой удобной для вас ноты и плавно немного вверх (показ). Этот прием добавит напористости и решительности в ваше пение.

УПР-Е: берем ноту сначала грудным резонатором, затем высокую ноту фальцетом.

УПР-Е: ла-гу-на до-ля-до

Этот прием привносит больше контраста и наш голос звучит гораздо насыщеннее.

Штробас – это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется очень редко (Бритни Спирс-Oops, I did it again ).

Штробас используют в начале середине или в конце фраз для того, чтобы добавить эмоциональной фактуры. Чтобы свободно использовать штробас нужно его отработать.

УПР-Е: переход на гласные буквы

Конечно, диапазон вокальных приемов велик.

Мы рассмотрели с вами наиболее известны е . Хочется подчеркнуть , что

с точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса, затем освоение подходящих для вас приемов эстрадного вокала, и самое важное формирование вашего уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа. Рождение красивого певческого голоса для одних – счастливая неожиданность, а для других – долгий кропотливый труд, но и те и другие должны владеть вокальной техникой, т. е. свободно управлять своим голосом. Чего я вам от всей души желаю.

- Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

- Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

- Работать надо постепенно, без торопливости.

- Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

- Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

- Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

- Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

- Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок.

Линклэйтер предлагает почувствовать, что дыхание и внимание сосредоточены в одном и том же месте - центре тела, представить, что вы и ваше дыхание едины (освобождается ваше дыхание - освобождаетесь вы).
Таким образом, основой упражнения "ха-хаммммма" является осмысление его звуковой последовательности как фразы со своим началом, серединой и концом. Касание звука "ха-ха" - это ее начало. Губами собранные вибрации "ммммм" - середина. Улетучивающиеся с губ вибрации "ма" - конец. В этом процессе - путь соединения мысли и звука.
Существует два основных типа вокальных упражнений: разогрев и постановка вокала. Разогрев позволяет подготовить связки к интенсивному напряжению в процессе исполнения, установить дыхание и настроить координацию тела и разума; помогает более уверенно брать верхние ноты. Вокально-технические упражнения имеют стилистическую направленность (например: музыка рок, поп, джаз или блюз). В зависимости от стиля, упражнения могут включать в себя длинные звуки, пентатонические арпеджио, интервалы, гаммы и другие мелодические фразы в диапазоне октавы или больше, которые могут пропеваться многообразием гласных звуков, а также трели губами или языком, пропевание изменяющихся гласных, арпеджированные стаккато. Постоянная практика поможет усовершенстовать вокальное мастерство и выработать свою собственную манеру пения.

В работе с начинающими я использую русские народные песенки-попевки, которые часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.



Следующие упражнения полезны для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда.





В дальнейшем дети переходят к другим упражнениям.

Упражнение на legato и staccato .



Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

Вариант предыдущего упражнения.


Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.


В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.


Усложнённый вариант предыдущего упражнения.


Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.


Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.


Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.


Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока.

Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.


Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.


Акцент на верхней ноте и staccato.


Высокая позиция звука, активность артикуляции.


Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ -ли → ЛЕ -ли ← ЛЁ -ли.




В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю.

Для работы над подвижностью и беглостью голоса на начальном этапе используются очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань. Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично. Сначала - гаммы в диапазоне октавы.

Гаммы: исполнение ступеней гаммы с изменяющейся скоростью.

Результат: Развитие реакции и скоординированности вокальных мышц.

Стаккато: исполнение коротких отдельных нот за один цикл дыхания с использованием коротких выдохов. Ноты стаккато могут быть одинаковыми или составлять фразы.

Результат: совершенствование управления дыханием при исполнении вокальных мелодий. Ноты стаккато должны пропеваться легко и поддерживаться артикуляцией дыханием.

Арпеджио : исполнение фраз с нотами, составляющими аккорд. Арпеджио обычно строятся на мажорных, минорных и пентатонических аккордах.

Результат: Развитие навыка исполнения по всему диапазону, облегчение переходов между регистрами, расширение диапазона совершенствование навыков управления дыханием.

Артикуляция: использование 5 основных гласных (и-э-а-о-у) в совокупности с различными согласными в музыкальных фразах для создания коротких слогов, например, “мa”, “лoo”, “нo”, “сии" ,“ех”, “нay”, и т.д.

Результат: Развитие навыков артикуляции, а также создания тональных переходов между словами песни.

Динамический контраст: исполнение длинной ноты среднего диапазона в течение 8 долей в медленном темпе с постепенным увеличением и затем снижением громкости. Здесь нужно следить за плавностью изменения громкости и неизменностью высоты тона.

Результат: совершенствование управления динамикой голоса. При слабом звукоизвлечении следите за стабильностью дыхания. Пение в различных динамических диапазонах помогает более уверенно держать ноты.

Расширение высотного диапазона: исполнение изменяющихся музыкальных фраз (звукорядов и арпеджио) с быстрыми переходами между высокими и низкими нотами. Не нужно задерживаться на границах своего диапазона.

Результат: Развитие силы голоса. Постепенное расширение диапазона и развитие верхнего регистра позволяет обогатить звук голоса и сбалансировать его. Увеличение диапазона голоса позволит расширить исполняемый репертуар

Упражнение помогает освободиться от мышечного зажатия. Быстрый


Два аналогичных упражнения. Первое исполняется приемом легато


Упражнение для формирования гласных в низкой тесситуре. Гласные



4.Развитие правильной атаки

Мья – а – а – а –о - о

Следить за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Синхронно с этими толчками расслабляются мышцы груди, и опускается челюсть.


5.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

6.Развитие подвижности челюсти.



Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.


6.Переход от фальцета к грудному звуку.

По мере усложнения вариантов вокально-технических упражнений необходимо следить за моментом возникновения состояния утомления. Все упражнения должны реализовываться при условии присутствия в звуке высокой певческой форманты.

Вокально-технические приемы в эстрадном пении:

- Глиссандо - плавный переход с ноты на ноту.

- Фальцет - пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

- Йодль - резкий переход с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O'Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.

- Обратный йодль - резкий переход с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти в песнях Linda Perry.

Штробас - очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке практически не используется. Только у Britney Spears немножко - в " Oops , I did it again ".

Драйв - прием расщепления; его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.) Педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет. Но с помощью специальных упражнений можно быстро освоить данный исполнительский прием.
Правильно выполненный прием оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Прием весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо.

Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

Обертоновое пение – широко известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Вибрато – заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы.

Для выработки красивого вибрато я предлагаю основную нагрузку перенести на диафрагму. Она будет выполнять роль регулятора скорости и амплитуды. У приема вибрато есть и еще одна функция. Это артикуляция мелких длительностей в вокальных украшениях - опеваниях, колоратурах и мелизмах.

Существует несколько типов вибрато. Наиболее редко развитый от природы, но самым полезный - крупный диафрагменный вибрато. Механизм данного приема имеет много общего с уже освоенной нами техникой стаккато. Поэтому подготовительное упражнение также носит стаккатный характер - активный выдох перед началом и полная смена дыхания после каждой ноты. - Можно представить, что идете по лестнице и непрерывно играете баскетбольным мячом, ударяя три раза о каждую ступеньку (обратить внимание на работу верхнего пресса, напрягающегося отдельно на каждую ноту - это понадобится в дальнейшем).
- После того, как упражнение освоено, можно переходить к чередованию легатных и стаккатных фраз. Перед легатной фразой сделайте активный вдох и, не меняя дыхания выполнять упражнение, продолжая акцентировать движениями верхнего пресса каждую ноту, раскачивая ее.
- Полезно также раскачивать ноты из середины диапазона, постепенно увеличивая скорость вибрато. Если упражнение выполняется правильно, то скорость должна увеличиваться постепенно, без резких скачков.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе упражнений. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений. И не забывать о физиологических возможностях ребенка.

вокальные приемы_елена_скороход
Что такое вокальные приемы?

Каждый яркий вокалист имеет в арсенале свои особенности исполнения, своеобразные техники, которые украшают голос, придают ему чувственность, выразительность и сексуальность. Эти иногда незаметные мелочи завораживают слушателя, потому что придают песням особый “оттенок”. Без таких нюансов голос звучит плоско и по-пионерски.

Но не стоит забывать, что это всего лишь украшения, поэтому не надо повсеместно их использовать. Осваивайте их постепенно и уместно вкрапляйте их в свои произведения. Давайте рассмотрим некоторые вокальные приемы и разберемся, каким образом они рождаются.

Вибрато

Без этого вокального приема голос звучит прямолинейно и невыразительно. Вибрато сильно распространено в академическом пении, и там является основным украшением голоса. Его можно услышать не только в голосе певца, но и при звучании музыкальных инструментов (тремоло). Например, в случае со струнными инструментами, это результат колебания пальца.

Чем же вызвано вибрато в голосе, и что представляет собой этот вокальный приём? Вибрато — это быстрое изменение громкости, высоты звука и его тембральной характеристики. Правильное вибрато образуется в резонаторах и ни в коем случае не делается на связках. Конечно, вы будете чувствовать вибрацию и в гортани, но это будут лишь отголоски резонанса. При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы.

Субтон

Этот приём часто используется в современной поп-музыке как в западном мире, так и на нашей эстраде. Фокус заключается в том, что к чистому голосу добавляется поток воздуха, что на выходе рождает сипяще-шипящий звук. Вставки, спетые на субтоне, обогащают песню не только динамикой, но и дарят ей чувственность и нежность, сближая исполнителя со слушателем. Субтон в пении можно сравнить с шёпотом в речи, именно поэтому с помощью него создается эффект присутствия.

Что же происходит, когда мы поем на субтоне? Мы выпускаем довольно мощную струю воздуха, приводим голос в активное состояние, но связки смыкаем не до конца. В данном случае они находятся в напряжении, а расход воздуха увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с тем, как происходит при “чистом” пении.

Этот вокальный приём не вызывает сложностей, если вы владеете своим голосом и поёте на опоре. Использовать его для постоянного пения не стоит, вы можете навредить своим связкам.

Мелизмы

Мелизматическое пение — это довольно сложный, но очень красивый вокальный прием. Он заключается в том, что вокалист пропевает ноту, совершая быстрые движения вверх и вниз, но делает это супер технично. Мелизмы распространены не только в современной музыке, в частности, стилях R’n’b и “Соул”, их можно встретить также в академическом пении и даже в народном вокале.

Существует много разновидностей этого приема, кстати, к ним относится и вибрато, которое я решила в этой статье вынести отдельным пунктом по причине его частого использования. Более того, вибрато является самым простым мелизматическим приемом.

В переводе с греческого это понятие переводится как “песнь, мелодия”. Так и есть, мелизм — это отдельная мелодия в пределах одного слога, не меняющая ни темп, ни ритмический рисунок основной вокальной линии. Она придает произведению тонкую нюансировку и такое разнообразие, что возникает непреодолимое желание слушать его снова и снова, настолько оно интересно. Однако не стоит забывать, что каждый стиль требует или, наоборот, не приемлет тех или иных техник. Перебор с мелизмами может превратить красивую песню в набор звуков, поэтому не забываем об уместности.

Учиться этому приему, как и всем остальным, следует только после постановки голоса и нахождения вокальной позиции. Нельзя сказать, что он простой, но постоянная тренировка с помощью специальных упражнений рано или поздно сделает свое дело.

Я думаю, что вы представляете себе такой вокальный прием, как рык. Приведу в пример Christina Aguilera, у которой он встречается довольно часто и ярко выражен. Чаще всего он используется для того, чтобы подчеркнуть важность фразы или выразить сильную эмоцию. Он очень модный сегодня, и многие вокалисты непременно хотят им овладеть.

Что вам важно знать об этом приеме, чтобы не навредить себе, если вы соберетесь его повторить? Во-первых, ваш голосовой аппарат уже должен быть настроен на правильное звукоизвлечение. Здесь очень важна опора дыхания. Во-вторых, ни в коем случае он не делается на связках. Необходимо перенести нагрузку ниже, на ваш грудной резонатор, стараясь извлекать звук с помощью бронхиальной системы и трахеи.

Не путайте его с экстремальным вокалом. Данный приём применяется редкими вкраплениями, один-два раза в песне. Если его использовать постоянно, то это станет намеком на ваш “дурной тон” и не лучшим образом может отразиться на работе ваших связок.

Бэлтинг

Эта вокальная техника вызывает много вопросов и обсуждений. Бэлтингом называется пение на высоких нотах в полную силу, то есть вокал переходит в приятный на слух крик. Вокалист поет громко, в полную мощь, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Представители классической школы bel canto не приемлют эту технику, используется она именно в эстрадном попвокале.

Многие известные вокалисты так поют от природы. На самом деле все мы способны орать в детстве так, что за версту слышно, и при этом нет проблемы для связок. Но лишь единицам удалось сохранить эту технику и пользоваться ей в сознательном возрасте.

Бэлтингу можно научиться, но необходимо собрать непростую комбинацию факторов: это вокальная опора, сила голоса, его направленность “в маску” и способность пользоваться природным криком. И никогда не забывайте о том, что каждый из вас индивидуален и ваши физиологические особенности во многом определяют звучание. Поэтому бэлтинг известных вокалистов звучит по-разному, вызывая спорные моменты по поводу того, он это или не он.

Смотрите вокальные приемы на видео:

В этом коротком видео вы можете ознакомиться со всеми вокальными приемами, о которых я написала, на примере известных вокалистов.

Выводы

Слушайте любимых исполнителей и подмечайте в их голосе нюансы, которые делают его особенным. Конечно, каждый человек обладает уникальным тембром, поэтому не старайтесь подражать и копировать, лучше изучайте и применяйте эти техники на себе.

Повторюсь, что осваивать вокальные приемы можно только тогда, когда ваш голос уже настроен на правильное звукоизвлечение. Если вы только начали заниматься вокалом и не уверены в том, что голосовой аппарат готов принять на себя более существенные нагрузки, проконсультируйтесь с педагогом.

А еще я открою вам маленькую тайну. Когда вы действительно научитесь петь правильно, то сами начнете использовать эти приемы интуитивно, чтобы окрасить фразу эмоционально. Это и есть выразительное пение. В один прекрасный день совершенно незаметно из вас “польётся” голос с вибрато или выскочит “звериный рык”. Никто ведь не придумывал ничего специально: люди выражали свои чувства, и голос подстраивался под сильную эмоцию. Так и появились приемы, которые мы теперь изучаем.

Кто знает, может, однажды вы проявите себя как первопроходец и привнесете нечто новое в вокальную культуру? Постоянная работа, упорство и желание достичь цели помогут вам в этом! Однако самое важное — это вовсе не повсеместное увлечение вокальным приемами, а выразительное пение, когда вы ловите настроение и образ, необходимый именно для данной песни. И никакие “завитушки” не помогут, если нет понимания сути и искренности исполнения.

2 thoughts on “ Вокальные приемы ”

Елена, Спасибо большое за эту статью и видеосюжет о примерах вокальных приемов! Спасибо, что не забываете о тех, кто с вниманием следит за Вашими советами!)))

Читайте также: