Отраслевой доклад полиграфия 2020

Обновлено: 02.07.2024

Кажется, совсем недавно мы подводили итоги очень непростого для полиграфии 2009 года и строили прогнозы на 2010 год, но вот уже пролетели 10 лет и на пороге стоит 2020-й. Поэтому попробуем оценить события 2019 года на фоне перемен, происходивших за последнее десятилетие.

Потенциальные возможности струйных печатных технологий постепенно реализуются во всё большем объеме в сегменте не только монохромной промышленной печати, но и цветной. При этом качество печати повышается, расширяется список запечатываемых материалов, исчезают проблемы, связанные с засыханием краски в дюзах печатающих головок при простое машины. Если говорить о российском рынке, то за прошедший год существенно увеличилась база инсталлированных ЦПМ, причем в ней появились уже не единичные инсталляции машин формата B2. Так что ждем в следующем году новые отечественные инсталляции ЦПМ как в формате B2, так и B1!

Кроме того, в 2020 году должно наконец завершиться бета-тестирование цифровых печатных машин, которые разработал Бенни Ланда (Benny Landa), после чего начнутся их коммерческие продажи. Стартуют также коммерческие продажи ЦПМ с лицензионной технологией Landa Nanographic, производимых другими компаниями, в числе которых, например, Komori.

Разобраться с тенденциями развития новых технологий в следующем году поможет выставка drupa, которая пройдет во второй половине июня (с 16 по 26 июня). Ожидается, что на выставке будет анонсировано много новинок оборудования и расходных материалов от известных мировых производителей. Всем, кому будет интересно увидеть их своими глазами, придется поехать в Дюссельдорф, так как для российского рынка drupa 2020 аукнулась отказом от проведения в следующем году профильной отечественной полиграфической выставки Printech.

О других итогах уходящего года и прогнозах на 2020 год мы попросили рассказать представителей различных компаний, производящих и поставляющих на российский рынок полиграфическое оборудование, и они любезно согласились ответить на наши вопросы.

Canon

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Олег Рыбалкин: В 2019 году компания Canon вышла на российский рынок с рядом новых интересных решений. В частности, в сегменте Pro мы дополнили свою линейку аппаратом imagePRESS C165, который объединяет лучшие технологии профессиональных машин imagePRESS и удобный интерфейс с набором простых в использовании инструментов управления цветом и возможностью настройки типовых процессов печати. Также в 2019 году в России стартовали продажи новой серии полноцветных листовых цифровых печатных машин imagePRESS C910, которые пришли на смену ранее выпускавшимся моделям линейки imagePRESS C850 и отличаются улучшенной функциональностью, более высокой производительностью и способностью работать с широким спектром носителей.

Олег Рыбалкин, директор по B2B-продажам российского подразделения Canon Russia

Олег Рыбалкин, директор по B2B-продажам российского подразделения Canon Russia

Говоря об итогах 2019 года, следует отметить, что для нашей компании, безусловно, значимым событием стал выход нового широкоформатного принтера в линейке Colorado, использующего технологию УФ-отверждения чернил Canon UVgel, — модели Colorado 1650. По сравнению с моделью Océ Colorado 1640, новая модель обладает более высокой производительностью, обеспечивает получение отпечатков лучшего качества и способна наносить изображения на поверхность пористых носителей, изделий из текстиля и материалов для графики с силиконовыми кромками.

Всё это позволит существенно расширить область нашего присутствия на рынке в следующем году.

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

О.Р.: Российский рынок в целом достаточно непредсказуем. Поэтому вкупе с мировыми тенденциями в полиграфии необходимо принимать во внимание и этот фактор.

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания Вашим клиентам.

О.Р.: Мы хотели бы поблагодарить наших партнеров и клиентов за сотрудничество и пожелать им, несмотря ни на что, действовать на основе долгосрочных стратегий и проектных подходов, а также принимать правильные, обоснованные и красивые решения! И конечно, желаем им успехов в их бизнесе!

Heidelberg

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Востребованность оборудования, которое Heidelberg совместно с Masterwork предлагает для послепечатной обработки картонной упаковки, еще раз показала выставка Printech 2019, которая, безусловно, тоже стала значимым событием уходящего года. И гости и экспоненты высоко оценили результаты выставки, одним из главных позитивных моментов которой можно считать интерес участников отрасли к развитию бизнеса, к новым решениям.

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

А.С.: Как всегда, концерн Heidelberg и компании-партнеры представят полный комплекс решений для всех этапов полиграфического производства упаковки, этикетки и коммерческой полиграфической продукции. Экспозиция будет размещена на двух площадках: непосредственно на выставочной экспозиции drupa 2020 в Дюссельдорфе, а также в Print Media Center Commercial / Packaging (г.Вислох-Вальдорф). На этих площадках будет показано в работе оборудование от Heidelberg и Gallus, а также от компаний-партнеров (Polar, Masterwork и др.), продемонстрированы новейшие программные решения для типографий.

Подробные анонсы оборудования, с которым смогут ознакомиться посетители на площадках Heidelberg в городах Дюссельдорфе и Вислох-Вальдорфе, будут представлены в начале 2020 года.

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания и рекомендации Вашим клиентам.

KYOCERA

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Тарик Альхаурани: 2019 год ознаменовался значительным ростом рынка промышленной печати РФ. Кроме того, всё больше мировых производителей печатных машин стали выпускать ЦПМ серии PRO. Компания Kyocera, следуя запросам рынка, также объявила о запуске первой полноцветной высокоскоростной струйной ЦПМ TASKalfa Pro 15000c. Базируясь на многолетнем опыте производства струйных голов Kyocera, компания вышла на рынок печати со 150-копийной машиной, предназначенной для биллинговой печати и печати книг по требованию — эти отрасли являются основными быстрорастущими направлениями печати на бумажных носителях. К тому же остается тенденция перехода от офсетной печати к цифровой, что, опять-таки, обусловливает рост популярности струйной системы печати по сравнению с лазерной.

Тарик Альхаурани, исполнительный директор KYOCERA Document Solutions Russia

Тарик Альхаурани, исполнительный директор KYOCERA Document Solutions Russia

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

Т.А.: Печатное подразделение компании Kyocera впервые примет участие в выставке drupa 2020. На стенде в 300 кв. м будет представлена новинка TASKalfa Pro 15000c в различных конфигурациях, а также проведены презентации, на которых будет рассказано о планах расширения присутствия в сегменте PRO и стратегии развития компании на коммерческом рынке печати. В частности, о выпуске на рынок обновленной серии TASKalfa Pro с разрешением печати 1200 dpi и расширенными финишными функциями, разработке широкоформатных принтеров для печати на тканях и о многом другом.

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания Вашим клиентам.

Т.А.: Прежде всего хотелось пожелать нашим партнерам и заказчикам в следующем году стабильного роста и развития бизнеса путем трансформации, основанной на решениях Kyocera! Мы смотрим в будущее вместе с нашими бизнес-партнерами и будем всячески помогать друг другу в развитии новых бизнес-задач и росте совместного бизнеса!

Konica Monilta

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Андрей Ванькевич, менеджер по поддержке продукции и маркетинговым исследованиям

Андрей Ванькевич, менеджер по поддержке продукции и маркетинговым исследованиям

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

А.В.: От 2020 года мы ждем успехов в целом в бизнесе, а также успешного участия в выставке drupа в частности. На нашем стенде будет представлен целый ряд новых машин, а кроме того — сервисы для печати, организации производства и увеличения добавочной стоимости финального продукта. Нам есть чем удивить посетителей — участников выставки ждет много анонсов.

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания и рекомендации Вашим клиентам.

А.В.: Мы желаем нашим клиентам в новом году успеха в бизнесе! Главное — не останавливаться в своих начинаниях!

NISSA CENTRE

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Михаил Кувшинов: Самая потрясающая новость снова касается ePac: теперь заказ на 24 штуки HP Indigo 20000 и зарубежная экспансия! Согласитесь, не часто увидишь (и не только в полиграфии) производственную компанию с миллиардным долларовым оборотом, которая образована всего пару лет назад тремя частными лицами-единомышленниками как стартап на кредитные деньги. Так что рынок цифровой гибкой упаковки в США и Европе в фазе взрывного роста.

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания Вашим клиентам.

М.К.: Будьте проактивны! Отслеживайте тенденции! Процветайте!

Ricoh

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Олег Панкин, руководитель департамента продуктового маркетинга

Олег Панкин, руководитель департамента продуктового маркетинга

Помимо того, в этом году мы провели заседание Клуба Полиграфистов Ricoh в Армении. Впервые мы встретились все вместе за пределами России и собрали полиграфистов со всего СНГ. Особенно ценно было то, с каким удовольствием наши заказчики рассказывали, как они зарабатывают и одновременно занимаются творчеством, используя различные решения Ricoh. Также здесь мы впервые провели конкурс полиграфических работ, выполненных на нашем оборудовании. Тут были настоящий азарт, уважение и восхищение друг другом. Думаю, теперь это станет хорошей традицией для нашего Клуба.

Также стоит отметить запуск обновления машин PRO C7200 и PRO C9200. Это событие знаменует собой запуск новых, более совершенных контроллеров EFI и абсолютно нового послепечатного оборудования, разработанного для Ricoh компанией Plockmatic. Рассказывать о новинках можно долго, но я бы отметил несколько ключевых моментов. Прежде всего, новые контроллеры в большей степени реализуют возможности печатных машин. Такие функции, как калибровка специальных цветов и режим оптимизации использования белого тонера при печати в режиме подложки помогут нашим заказчикам работать еще лучше и эффективнее.

Новое послепечатное оборудование от Plockmatic реализует возможность работы с листами увеличенного формата (одно из ключевых преимуществ печатных машин Ricoh PRO) и выводит производительность финишных online-решений на новый уровень. В брошюровщике нового поколения — PBM5035 S установлены промышленные степлирующие головы, которые формируют скобу из мотка проволоки. Такое решение говорит о переходе послепечатного оборудования online на новый уровень производительности и универсальности.

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

О.П.: В 2020 году мы планируем предложить рынку очередную новинку, мы пополним свою продуктовую линейку новыми машинами для послепечатной обработки и предложим новый подход к расчету себестоимости печати — этого уникального предложения на рынке сегодня нет, но заказчики его ждут, и мы сделаем это. Что касается выставки drupa 2020, то на нашем гигантском стенде площадью 1800 кв. м мы продемонстрируем как листовые бестселлеры (Pro C7200, Pro C9200), так и большие ролевые машины Pro VC70000. Линейку InkJet-решений представят латексный принтер Pro L5160 и текстильный принтер Ri 1000. От нового года мы ждем, конечно же, новых продуктов и решений. К сожалению, до официального релиза не обо всем можно говорить…

Так что год обещает быть интересным, а лето жарким!

К.А.: Ваши краткие предновогодние пожелания Вашим клиентам.

О.П.: Нашим бизнес-партнерам, заказчикам, в том числе будущим, мы желаем прежде всего стабильности в бизнесе, его развития и процветания! А мы, со своей стороны, поможем обеспечить всё это на высшем уровне!

ТЕРРА СИСТЕМЫ

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

С.В.: Безусловно, наша компания будет принимать активное участие в выставке и наши сотрудники будут работать на стендах наших поставщиков. Ближе к сроку проведения выставки мы планируем дать более подробную информацию, касающуюся новинок и решений, которые будут представлены на ней.

КА: Ваши краткие предновогодние пожелания и рекомендации Вашим клиентам.

С.В.: Желаю всем российским полиграфистам бодрости духа и движения только вперед! Все будет хорошо! С наступающим!

Xerox

КомпьюАрт: Какие события в отрасли в уходящем 2019 году Вам запомнились?

Дмитрий Мокин: В 2019 году изменилось отношение типографий к продукции с высокой добавленной стоимостью. Решения для цифровой печати дополнительными цветами и других видов нестандартной отделки существуют не первое десятилетие, но до недавнего времени они не пользовались большим спросом со стороны полиграфистов и заказчиков. Рынок не устраивало, что добавлять специальные эффекты было слишком сложно и дорого. К тому же качество и оперативность печати CMYK+ не отвечали стандартам цифрового производства.

Дмитрий Мокин, менеджер по отраслевому маркетингу компании Xerox Евразия

Дмитрий Мокин, менеджер по отраслевому маркетингу компании Xerox Евразия

Всё изменилось, когда в конце 2018 года мы запустили ЦПМ Xerox Iridesse Production Press. Уже десять таких машин работают в России и СНГ, причем все они установлены в максимальной, шестикрасочной конфигурации. Владельцы новинки активно печатают на ней дополнительными цветами: золотым и серебряным металликом, белым и прозрачным тонером. Теперь это не требует долгой перенастройки оборудования и вообще никак не нарушает производственный процесс.

Увидев возможности новой технологии, многие представители рекламной индустрии обратили внимание на преимущества печати CMYK+. В результате специальные эффекты стали восприниматься как полноценные инструменты развития бизнеса на растущем рынке высокоприбыльной цифровой продукции с дополнительной отделкой.

КА: Что Вы ждете от 2020 года в целом и от выставки drupa 2020 в частности?

Д.М.: Обычно участники drupa рассказывают о своих планах в марте-апреле, а некоторые новинки приберегают до самой выставки. Поэтому пока сложно сделать конкретные прогнозы — можно лишь выделить общие тенденции. Тем более что они сохраняются последние 10-15 лет и вряд ли кардинально изменятся в ближайшем будущем.

Мы ожидаем, что в следующем году на drupa вновь увеличится доля поставщиков оборудования для цифровой печати и отделки. Причем цифровая печать будет всё дальше отходить от простого CMYK, занимая новые плацдармы на рынке дорогой и сложной продукции, обогащаясь спецэффектами и декоративной отделкой.

Решения в области цифровой картонной упаковки наверняка будут представлены шире, чем на предыдущей drupa. Продолжится экспансия струйной печати в традиционные сегменты полиграфии, но, как и в последние 10-15 лет, она будет медленной и осторожной.

Главные разработки будут представлены в области повышения эффективности производства — не самой зрелищной, но очень важной для отрасли. Технологии этого профиля особенно помогут при изготовлении сложной продукции, что сделает ее более доступной и будет способствовать развитию рынка.

К.А: Ваши краткие предновогодние пожелания Вашим клиентам.

Д.М.: Хочется пожелать, чтобы в новом, 2020 году вам удавалось воплощать в жизнь любые, даже самые смелые идеи! Не бойтесь экспериментов и нестандартных решений, ведь именно они приносят больше всего прибыли и помогают победить в жесткой конкурентной борьбе!

Определяющее влияние на российский рынок печатных СМИ в настоящее время оказывают ряд неблагоприятных для него глобальных трендов, которые в течение одного десятилетия кардинально изменили роль печатной прессы в современном мире. Причем их воздействие не ослабевает, а усиливается. Очередную порцию проблем индустрии печати в 2020 году добавили пандемия коронавируса, девальвация рубля и беспрецедентное в новейшей истории ограничение экономической активности населения.

Информационное и политическое значение печатной прессы падает, продажи тиражей периодических печатных изданий населению сокращаются, а реклама из них перетекает в другие медиа. Традиционные модели издательского бизнеса чем дальше, тем больше перестают работать с прежней эффективностью. Объективную конкуренцию прессе со стороны средств цифровых коммуникаций в России кардинально обостряют системные проблемы рынка дистрибуции печатных СМИ в розницу и по подписке. В итоге финансовые и интеллектуальные ресурсы для создания и распространения качественного контента, модернизации и дальнейшего развития индустрии печатных СМИ сократились до критически опасной черты. Издательский бизнес становится все менее привлекательным и для его собственников, и для потенциальных инвесторов.

Настоящий ежегодный доклад Роспечати преследует цель дать комплексный анализ состояния российской индустрии печатных СМИ и смежных с ней рынков в 2019 году с учетом процессов, происходящих на аналогичных зарубежных рынках в тот же период времени.

Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии
Под общей редакцией В.В. Григорьева

Авторы доклада выражают искреннюю признательность за предоставленную информацию и помощь в его подготовке и рецензировании:

  • Аналитическому центру НСК;
  • Ассоциации коммуникационных агентств России;
  • Ассоциации независимых региональных издателей России;
  • Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA;
  • Группе исследовательских компаний Mediascope (TNS Россия);
  • Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Содружеству бумажных оптовиков;
  • Союзу предприятий печатной индустрии ГИПП;
  • Межрегиональной ассоциации полиграфистов;
  • Национальному рекламному альянсу.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие тенденции развития рынков прессы в России и за рубежом
Глава 2. Медиакомпании: стратегии развития, активы, доходы, слияния и поглощения
Глава 3. Газетный рынок: доминирующие тенденции и практика развития
Глава 4. Журнальный рынок России
Глава 5. Рынок распространения печатных СМИ
Глава 6. Реклама в печатной прессе
Глава 7. Рынок полиграфических услуг (работ)
Глава 8. Интернет, социальные сети и новые медиа
Глава 9. Законодательные новации, господдержка и нормативно-правовое регулирование рынка печатных СМИ в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Отрасль полиграфии вполне самодостаточная и получает постоянную поддержку со стороны государства, если не на прямую, то опосредственно за счет государственных мер поддержки печатных СМИ, книгоиздания и ряда обрабатывающих отраслей. Тем не менее, ситуация которую переживает полиграфия в настоящее время, необходимость выработки мер по ее дальнейшему развитию, а также оценки грядущих изменений на рынке полиграфических работ, естественно, заставляет учитывать, в первую очередь, наступившие и возможные перемены в сложившимся медиа потреблении и перспективы в сегменте промышленной печати.

Современная система медиа потребления

Современная система медиа потребления

Место полиграфии в современных медиа

В первом десятилетии нового тысячелетия в печатной сфере производства произошли структурные изменения в результате разделения типографий на две основные группы:

  • микро- и малые типографии, полиграфическое производство индивидуальных предпринимателей, которым свойственны организационная гибкость и быстрое реагирование на рыночные вызовы
  • средние предприятия и крупные специализированные комплексы с избыточным производственным потенциалом и жесткой ценовой конкуренцией на рынке.

Становление рынка полиграфии в России

С образованием Российской Федерации в стране осуществлялось становление современной рыночной экономики, и предпринимались меры по достижению экономического роста. После продолжительного застоя полиграфическое производство вместе со всей экономикой стало набирать обороты. Именно в этот период прошла первая волна приватизации целого ряда крупных государственных полиграфических комплексов, в большом количестве стали организовываться частные типографии разного масштаба. Достаточно сказать, что в 90-е 17 годы ежегодное увеличение типографий в стране исчислялось несколькими сотнями. Так, по данным Госкомпечати РФ, за период 1995-1997 гг. ежегодный прирост числа типографий составил порядка 600-700 единиц. По данным МПТР РФ, только в 2000 году министерством было выдано свыше 2000 лицензий на полиграфическую деятельность. Еще больше было выдано лицензий соответствующими территориальными органами. Как следствие, высокий темп роста количества предприятий без наращивания объема производства (а фактически-при сокращении общего оборота) и при отсутствии регулирующего фактора способствовали усилению конкуренции на полиграфическом рынке и проявлению ее негативной составляющей (ценовой демпинг, падение рентабельности бизнеса и снижение его инвестиционной привлекательности). В отдельные кризисные периоды, переживаемые отечественной экономикой, все это сопровождалось резким увеличением масштаба банкротств и закрытия типографий.

Актуальные проблемы полиграфии

Следует констатировать отсутствие необходимого информационного ресурса для оптимальной оценки состояния и перспективы развития полиграфического производства в современной экономике страны. На уровне системы государственного статистического учета оценка полиграфического вида деятельности осуществляется на основе общеэкономических показателей и отраслевых пропорций, сложившихся в определенный период времени. В составе отраслевых пропорций (в%) учитывается доля населения, занятого в данной сфере деятельности, доля оборота производства и доля заработной платы в обороте. На основании этой методики результаты работы полиграфических предприятий оцениваются только в составе сводных показателей оборота организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. Для определения отраслевой пропорции полиграфического производства в составе сводных показателей требуется достаточно полная информация как минимум по ряду показателей: численность занятых, оборот производственной деятельности, фонд оплаты труда и количество субъектов рынка с данной основной деятельностью. Но как уже было отмечено, возможность получения такой информации на сегодняшний день в полиграфии отсутствует.

Однако на современном этапе развития рынка полиграфических работ, в условиях действия системного кризиса в издательско-полиграфической сфере, вопрос о создании профессионального объединения, которое сможет сконцентрировать все ресурсы влияния и обеспечить получение информации от каждого участника сообщества, становится все более актуальным. Начинает преобладать понимание о том, что без возможности влияния на развитие событий на рынке, ни одна бизнес-структура в области полиграфического производства не может строить перспективные планы для повышения эффективности своего бизнеса и определения направления инвестиционной деятельности. Становится понятным, что государство не случайно предложило бизнесу такую форму взаимодействия, как саморегулирование.

Анализ рынка

Заказать профессиональное полиграфическое оборудование можно на сайте ForOffice. По ссылке на сайте компании ForOffice вы можете получить персональное контрактное обслуживание по полиграфическому и печатному оборудованию: Получить персональное предложение.

Также представители компании ForOffice специально для посетителей нашего сайта поделились купонами и промокодами на бесплатную доставку и специальные условия по бизнес-карте для VIP-клиентов. Доступ к купонам по ссылкам: Бесплатная доставка от ФорОфис.ру, а также Специальные условия по бизнес-карте для клиентов!

Динамика объема денежных средств в полиграфии Выпуск газетной продукции в Российской Федерации Структура выпуска книжной продукции по регионам России Структура выпуска журнальной продукции Структура выпуска печатной продукции производственно-технического назначения по регионам

Суммарный тираж изданий по типографиям

Суммарный тираж изданий по типографиям

Модернизация и автоматизация производств типографий

Значительные изменения, сложившиеся в структуре рынка полиграфических работ в последнее время, потребовали периодической реструктуризации и модернизации производств, гибкой и своевременной перестройки технологий выпуска пользующейся спросом издательскополиграфической, упаковочной, бумажно-беловой и сувенирной продукции, услуг фирменного стиля, дизайна, деловой рекламы. При этом происходит ускорение замещения механизированных участков на полиграфических предприятиях современной компьютеризированной техникой, позволяющей повышать скоростные режимы работы и создавать непрерывность процессов обработки печатной продукции.

Итоги анализа и перспективные направления полиграфии

Подводя итоги развития отечественной полиграфии в этот период, необходимо иметь ввиду, что основная характеристика состояния ее производственного потенциала состоит в том, что все эти годы развитие полиграфического производства осуществлялось без учета реального спроса на рынке полиграфических работ. При наличии значительных избыточных мощностей постоянно присутствовало их хроническое недоиспользование в большинстве типографий и, как следствие, низкая эффективность ведения бизнеса.

Тем не менее, если оценивать общее состояние рынка полиграфических работ с позиций рассмотренного периода, то следует отметить, что значительная часть типографий – субъектов этого рынка располагала существенным производственным резервом, позволяющим им даже без дополнительных инвестиционных вложений позитивно реагировать на возможное увеличение спроса на полиграфические работы в дальнейшей перспективе. Однако, к сожалению, развитие событий в последующие годы в экономике страны, хотя и не позволили реализовать им достигнутый потенциал полностью, но обеспечило необходимое функционирование в кризисных обстоятельствах.

Динамика развития производственных мощностей

Динамика развития производственных мощностей

В течение 2010-2016 гг. в структуре рынка полиграфических работ происходили качественные изменения – падение в сегментах производства печатных СМИ и книжной продукции и рост сегмента изготовления печатной продукции производственно-технического назначения. Если в 1990-х годах в структуре отечественного полиграфического производства выпуск газет (в натуральных показателях) составлял 40%, журналов – 17%, а книг – 20%, то в 2017 г. эти показатели составили соответственно 27, 11 и 9 процентов.

В последующие 2014-2016 гг., если не учитывать постоянно увеличивающиеся инсталляции ЦПМ промышленного типа, то можно отметить заметное сокращение поставок офсетных рулонных и листовых машин, а также флексографического печатного оборудования. Так, в 2014 г. было установлено 35 единиц этой техники, в 2015 г. – 21, а в 2016 г.–29. (Полиграфия № 2, 2016 г.). В 2017 г. масштаб инсталляций, качественный состав и направленность установленной новой полиграфической техники, отмечаемые уже в предыдущем 2016 г., продолжали сохраняться.

Концепция Industry 4.0

Главный вектор развития мировой экономики сегодня неуклонно склоняется к переходу на так называемый постиндустриальный технологический уклад, означающий масштабное применение сетевых комплексных решений и сквозных цифровых процессов от начальных до финишных этапов производства.

Инсталяции полиграфического оборудования

Инсталяции полиграфического оборудования

Стремление совершенствовать процесс производства легло в основу концепции, которая в Европе получила название Industry 4.0. Это стратегия и тактика, на основании которых внедряют в производственный процесс самые современные методы сбора, хранения и коллективного использования данных. В настоящее время концепция Industry 4.0. определяет высший уровень эволюции производства, требующей ответственного подхода со стороны руководящего состава предприятий, квалифицированного персонала и значительных инвестиций.

Однако, в последнее время все чаще появляется информация о программных решениях для оперативного управления производством и информационной поддержки управленческих решений в полиграфических предприятиях со стороны компаний-поставщиков современных оборудования, технологий и материалов, а также от отдельных типографий о внедрении определенных АСУП.

С помощью этих программных средств автоматизации решаются задачи, охватывающие самый широкий круг бизнес-процессов, в том числе:

  • оперативная работа с заказчиком
  • автоматизация расчета калькуляций на продукцию
  • планирование запасов материалов для производства
  • управление производственными процессами и загрузкой оборудования
  • совершенствование работы персонала предприятия.

Заключение

В предыдущих разделах настоящего доклада были обозначены проблемы и вопросы, присутствующие на полиграфическом рынке и в производстве, которые еще не нашли своего решения.

  • продолжающееся падение объемов печати и неопределенность перспективы развития полиграфического производства в современной системе медиапотребления
  • процессы монополизации производства печатной продукции в основных секторах рынка снижают уровень конкуренции, важнейшего элемента развития предпринимательской деятельности в полиграфии
  • инвестиционная деятельность ведется небольшим числом типографий из-за недостатка собственных ресурсов, возможность использования привлеченных средств весьма ограничена
  • нарастающий рост цен на все компоненты полиграфического производства – от бумаги для печати до краски и химических реактивов, остается вне государственного регулирования
  • в процессе перехода от отрасли к рынку были утеряны возможность количественной оценки полиграфического потенциала в стране и необходимое аналитико-информационное обеспечение профессиональной деятельности в этой сфере
  • внедрение инновационных технологий в полиграфические производственные процессы предъявляет новые требования к подготовке высококвалифицированных кадров, но действующие профильные образовательные организации еще не готовы к удовлетворению спроса на специалистов с новыми компетенциями.

Все отмеченные организационные и технические направления получили развитие в полиграфии и в прошедшем 2017 году. Однако главной тенденцией года в полиграфическом бизнесе была, и которая сохраняется и в новом году, это деятельность, связанная с достижением более высокой производственной эффективностью в работе каждого полиграфического предприятия.

Немелованная бумага MONDI вырастет в цене

Немелованная бумага MONDI вырастет в цене

Bobst-NovaFoil-тиснение фольгой

На Bobst Days была презентована пресс-машина для нанесения фольги горячим способом. Она получила название Novafoil 106 и может работать с самыми разными материалами.

Этот год, бесспорно, ошеломляет. Пандемия вызывала небывалый экономический спад и заставила многих бизнесменов переосмыслить, как вести бизнес в том случае, если придётся снова переводить компанию на удалёнку.

Разумеется, изменения коснулись и сферы использования печатной техники. В статье ключевые тенденции, связанные с офисной печатью и полиграфией.

1. Переход на цифровую печать

Уже несколько лет крупные производители офисной техники говорят об ускоренном развитии цифровизации печати, расширения её возможностей. Почти все предлагают на рынке новые услуги по упрощению работы с цифровыми документами, одновременно с этим повышая безопасность сетевого документооборота.

Smithers, международная консалтинговая и информационная компания , сообщает, что доля страниц, созданных на цифровых принтерах, в 2019 году составила 17%. К 2024 году эта доля составит более 30%.

Переход на цифру неизбежен, а значит, нужно плавно переводить на него компанию, постепенно обучая сотрудников.

2. Печать промо- и рекламных материалов без передачи на аутсорсинг

Современные печатные машины могут изготавливать любыми необходимыми тиражами каталоги, визитки, буклеты, этикетки и многое другое, что раньше отдавали на аутсорсинг в типографию.

У владельцев любого типа бизнеса нет необходимости обращаться куда-то и ждать своей очереди выполнения заказа. Купив одну, доступную по цене, цифровую машину (или струйный плоттер) - можно полностью закрыть все потребности в печати рекламных и промо-материалов в офисе.

3. Расширение возможностей печатной техники

Действительно, с каждым годом офисная техника становится умнее и может выполнить много различных операций: печать на разных форматах, на разных носителях, печать необычными цветами, цифровая печать, работа с документами в онлайн формате через установку приложений через специальный онлайн магазин, упрощение работы с самой машиной. Часть услуг (редких или сложных) даётся по платной, ежегодно возобновляемой.

Выиграют те производители, которые будут продолжать развиваться в соответствии с растущими тенденциями и запросами рынка.

4. Финишеры и спецэффекты захватывают рынок

Этой тенденции мы уже коснулись в одном из предыдущих пунктов. В связи с тем, что доля аутсорсинга неуклонно снижается из-за вывода на рынок печати относительно недорогих многофункциональных машин, растёт спрос на необычную отделку и возможность использования нестандартных цветов (золото, неон, второй белый, прозрачный и тп). Также происходит расширение списка носителей, на которых можно печатать.

5. Малотиражная печать

Раньше было сложно найти типографию, которая бы напечатала 1 экземпляр или штучный тираж по небольшой стоимости. Это было связано с тем, что офсетная печать процесс дорогостоящий.

Цифровая печать изменила эти правила. С каждым годом становится ясно, что более рентабельна и эффективна малотиражная печать на цифровой машине. Это и быстро и недорого.

2020 год показал, что необходимо постоянно меняться, приноравливаясь к рынку и важно оставаться гибким, направляя силы на адаптацию своей компании к современным реалиям.

Читайте также: