Доклад по внеурочной деятельности из опыта работы

Обновлено: 12.05.2024

В современном обществе растет интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия.

Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные личности. Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной, применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации, ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома, быстро забывает. Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к предмету - обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается и по-другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в исследовательской работе. Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как разнообразно их влияние.

Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в творческих объединениях. Такая деятельность имеет воспитательную и социально-педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность для организации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся.

К тому же в группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между детьми, умение работать командой, в коллективе.

Информатика — это один из предметов, имеющий большое число междисциплинарных связей и обладающий большим спектром возможностей из-за особенностей своего содержания.

Внеурочное занятия по данному курсу направлены на достижение следующих целей:

овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Принципы внеурочной деятельности обучающихся по информатике и ИКТ

Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип коммуникативной активности обучающихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.

Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

4. Принцип учета возрастных особенностей убучающихся.
Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

В ходе реализации требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере внеурочная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется для повышения качества образования. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарования. Внеурочная работа прививает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает обще интеллектуальные, творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать, экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения других учащихся. Именно вне урока возможно более глубокое развитие творческого мышления, создание лучших условий для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления.

Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще в большей степени могут развивать свои умственные способности, а слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать, искать пути решения и ответы на поставленный вопрос. Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.

Выполняя практические задания с использованием различных программ таких как MS Word , Paint, PowerPoint, обучающиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ, учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, принтером; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.

Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. Важно, чтобы каждое занятие носило целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Внеурочная деятельность в современной школе актуальна, использование ее в образовательном учреждении обязательно наряду с уроками, с помощью внеурочной деятельности школа должна достичь новое качество образования. Внеурочная работа позволяет ученику развивать способности, выбрать занятие по душе.
А учителя информатики создают в своей деятельности творческое пространство для тех учащихся, кто увлечен информационными технологиями. А они в свою очередь должны оправдать наши надежды, создавая собственные проекты.


Полный текст материала Статья "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация внеурочной деятельности.

Цели и задачи:

Подготовка к службе в рядах Вооруженных сил. Подразумевает как занятия спортом, так и практическое обучение определенным навыкам, включая управление транспортными средствами, стрельбу и многое другое;

Повышение престижа армии страны среди молодежи;

Осуществление поисковой деятельности и уход за могилами солдат, погибших в ходе различных войн и конфликтов;

Активное развитие личности подростков, улучшение результатов их обучения в школе.

Ребята нашего юнармейского отряда учавствют в областных юнармейских сборах и слетах, организются экскурсии в воинские части п. Украинка и в/ч 59313-74, проводятся занятия по военным дисциплинам и т.д.

hello_html_m79c2c3a4.jpg
hello_html_a490b4a.jpg

hello_html_m61575918.jpg
hello_html_477cedc9.jpg

hello_html_415b47cc.jpg
hello_html_5304b536.jpg

hello_html_m5ab2d673.jpg
hello_html_2d7ededa.jpg

Развитие мотивации школьников к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.

Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

В рамках второй задачи члены клуба изучают историю и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести, структура, боевые возможности, техника и вооружение Вооруженные Силы Российской Федерации, руководителем клуба проводятся еженедельные встречи с членами клуба, на которых отрабатываются навыки строевой подготовки, стрельбы из пневматического оружия, оказания первой помощи. Также на занятиях военно-патриотического клуба с участниками обсуждаются правила действия в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

В рамках третьей задачи членами ВПК отрабатываются навыки действия в экстремальных ситуациях, осуществляется общефизическая подготовка (изучаются навыки гигиены и закаливания, разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость).

Курсанты нашего клуба достойно представили школу и район на областных сборах. Ерёменко Виктория награждена грамотой за 2 место в соревнованиях по пулевой стрельбе.

В апреле этого года наш клуб принял участие во втором областном Юнармейском слёте, на котором подводились итоги работы за прошедший год, и осуществлялась постановка задач на следующий период обучения.

Курсанты нашего клуба достойно представили школу и район на областных сборах.

Военно-патриотический клуб является важным средством гражданско-патриотического воспитания современных школьников, позволяющим формировать гражданско-патриотическую позицию подрастающего поколения, развивать у них любовь к Родине и уважение к истории своего народа.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.

Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям :

• социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

2. Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

5. Расширение рамок общения с социумом

. Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности.

Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут (в форме прогулки, спортивной разгрузки, дополнительного питания, проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 45 минут.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Модель организации внеурочной деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предусматривает разнообразные формы и виды деятельности обучающихся :

1) игровая деятельность (в том числе ролевые игры);

2) интеллектуально-познавательная деятельность;

3) социально преобразующая добровольческая деятельность;

4) общественно полезная трудовая деятельность;

5) художественное творчество;

6) проектная деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) досугово-развлекательная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

10) проблемно-ценностное общение.

Выбор программ организуется по всем направлениям, в течение учебного года обучающиеся должны освоить программы по пяти, тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).

Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Направления внеурочной деятельности

Школа реализует дополнительные образовательные программы:

Апробируются следующие способы организации внеурочной деятельности :

1. Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации : экскурсии, викторины, походы и т. д.

2. Включение подростка в систему общешкольного самоуправления, коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

3. Реализация программ воспитания и развития классных коллективов, созданных классными руководителями.

4. Включение обучающихся в систему дополнительного образования в школе и вне школы.

5. Включение учащихся во внеурочную деятельность через организацию сотрудничества с учреждениями ДО и культуры:

- музей истории полка;

- клуб офицеров и солдатский клуб;

- учреждения ДО и культуры г. Бологое.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, тематические смены, фестивали, акции, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования и т. п.).

Программа внеурочной деятельности предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения, т. е. школьник при поддержке родителей и классного руководителя выбирает из каждого модуля программу курса, не менее 1 и не превышающую 10 часов в неделю.

Условия реализации модели

1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:

• собственные ресурсы ОУ (классные руководители 5-9 классов, учителя-предметники, руководители кружков и студий);

• привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, учреждений образования, науки и культуры).

2. Наличие необходимых площадок для проведения внеурочной деятельности. материальная и информационная база:

• оборудованные спортивные площадки (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка);

• кабинеты для внеклассной работы

• специализированные кабинеты (зал хореографии, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты информатики);

актовый зал и др.

Содержание внеурочной деятельности

Ведущее направление развития личности Формы работы Решаемые задачи

Духовно-нравственное Беседы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом города, организация выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Предметные недели, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка проектов к урокам, участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

Общественно-полезная деятельность, проектная деятельность Трудовые операции, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т. д. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям организации внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на воспитательные результаты:

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

• реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:

Подготовила: учитель начальных классов

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:

Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.

2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.

3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

4. Улучшить условия для развития ребенка.

5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Для организации внеурочной деятельности в нашей школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность. В школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, которые определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся:

спортивно-оздоровительное – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- духовно-патриотическое – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- социальное – воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- общекультурное – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В 2015 - 2016 учебном году я работаю во 2 классе. Систему внеурочной деятельности реализовываю по таким разделам направления развития личности обучающихся как: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно – патриотическое, общекультурное. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально-творческих мероприятий.

-беседы, лекции, тренинги,

-конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские;

- групповые и индивидуальные исследования, беседы,

Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, раскрываются у них такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность. Благодаря работе по этим направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М., Просвещение, 2011.

3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты нового поколения). .

Читайте также: