Доклад по вакцинации сотрудников от директора учреждения

Обновлено: 07.07.2024

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (далее - СОVID-19) осложняется. В ряде регионов страны отмечается рост заболеваемости, не исключением является и Оренбургская область. В последние дни на территории отмечается тенденция увеличения числа заболевших в возрастных группах трудоспособного возраста. Высокими остаются показатели заболеваемости среди лиц старшего возраста.

Коэффициент распространения инфекции продолжает превышать регламентируемый показатель. Распространение инфекции среди населения в большей степени связано с близким контактом в семье, на работе, при посещении мест массового скопления.

В связи угрозой распространения СОVID-19, с учетом эпидемиологической ситуации в регионе, увеличением миграционных потоков, как внутри страны, так и за ее пределами, сохраняются высокие риски для заражения. Единственным способом защиты от заболевания является только вакцинация, как способ противодействия ее развитию. Правильно принятое решение гражданами области, каждого работника Вашего коллектива о проведении прививки любой из вакцин, позволят удержать ситуацию под контролем и избежать введения в субъекте жёстких ограничительных мер.

Прививаясь человек делает не только личный выбор, но и проявляет высокую гражданскую ответственность по отношению к семье, близким, коллегам, заботится о том, чтобы инфекция не распространялась. Помните, что СОVID-19 совсем не банальная, а очень коварная и сложная инфекция, с отдаленными последствиями и возможным неблагоприятным исходом.

Сегодня в области созданы все условия для проведения вакцинации: работают 74 пункта в 43 медицинских организациях всех административных территории области, 3 мобильных пункта вакцинации в крупных торговых центрах г. Оренбурга, сформированы выездные прививочные бригады.

Обращаюсь и убедительно прошу Вас провести работу в коллективах о необходимости вакцинации в целях сохранения здоровья, принять исчерпывающие меры по созданию прочной иммунологической прослойки среди работников в коллективе и обеспечить доступность проведения вакцинации работающим и персоналу.

Работников, не имеющих сертификата о проведенной вакцинации либо справки о наличии антител к СОVID-19, предлагаю перевести на дистанционный режим работы.

Мы многое вместе с Вами сделали по созданию благоприятных условий труда для работников, снижению заболеваемости других нозологии. Благодарю Вас за понимание, поддержку в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья и жизни нашего населения.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

  • распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;
  • использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
  • доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
  • предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ

Е.В. МУХТИЯРОВА

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека

Е.Б. ЕЖЛОВА

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

Работодателю необходимо:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

  • сведения о необходимости вакцинации;
  • сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
  • порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
  • порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
  • информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
  • должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Отчёт о привитых сотрудниках от ковида — это документ, который направляют властям работодатели Москвы и Подмосковья в электронной форме на утвержденном бланке. Срок о втором этапе — до 15.08.2021.

Обязательное вакцинирование от COVID-19 в России

С 15.06.2021 для работодателей столицы и еще 12 российских регионов (количество увеличивается каждый день) установили обязанность вакцинировать от новой коронавирусной инфекции от 60 % до 80 % работников, занятых в сфере услуг, и отчета по вакцинированным от COVID-19 сотрудникам — о втором этапе до 15.08.2021.

Требование об обязательной вакцинации в первоочередном порядке распространяется на муниципальных и государственных служащих и сотрудников бюджетных организаций в сфере здравоохранения, соцобслуживания, образования и культуры.

В столице перечень категорий сотрудников для обязательных прививок от ковида приведен в Постановлении Главного санитарного врача г. Москвы № 1 от от 15.06.2021. В него входят организации, деятельность которых непосредственно связана с обслуживанием людей:

  • торговля и общепит;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • социальное обслуживание и защита населения;
  • МФЦ;
  • почта;
  • банки и другие финансовые организации (клиентский сектор);
  • бытовые услуги;
  • СПА-услуги и оздоровительные процедуры;
  • фитнес-центры и другие спортивные заведения;
  • учреждения культуры (кинотеатры, театры, библиотеки, музеи, выставки и т.п.);
  • службы доставки;
  • общественный транспорт и такси;
  • досуговые, развлекательные организации, устроители зрелищных мероприятий;
  • детские игровые комнаты, детские развлекательные центры и лагеря дневного пребывания.

С 15.07.2021 этих работодателей начали проверять на предмет исполнения требований по осуществлению плана вакцинации — не менее 60 % от численности работников и исполнителей по гражданско-правовым договорам.

Новый отчет о вакцинировании

Данные по сделанным прививкам от COVID-19 власти собирают в единую федеральную информационную систему. В связи с этим и для контроля работников власти за исполнением работодателями требований о вакцинации ввели новый обязательный отчет о вакцинации вторым компонентом в двух регионах. Пока он предусмотрен только:

Сведения обязаны передавать все организаций и ИП столицы и Подмосковья, работники которых должны пройти обязательную вакцинацию от COVID-19 (до 15 июля — первым компонентом вакцины, а до 15 августа — вторым). Перечень таких работодателей в столице утвержден в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 № 1. В Московской области дополнительно задействованы организации и ИП, работающие в сфере рекламных услуг. Действующая форма отчета о вакцинации сотрудников в Иваново и других регионах РФ пока отсутствует, но не исключено, что к осени другие субъекты РФ ее введут.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отчитаться об исполнении требований Главного санитарного врача по Москве. Используйте эти инструкции бесплатно.

Порядок заполнения и сдачи отчета о вакцинированных работниках

Утверждена специальная отчетная форма, которая содержится в приложении № 2 к Указу Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ.

В отчете есть два раздела для обязательных сведений:

  • об организации (ИП) — работодателе;
  • о вакцинированных работниках.

Выглядит заполненный отчет так:

Отчет о вакцинированных

Обратите внимание, что в сведениях о прошедших вакцинацию работниках работодателям не требуется указывать их фамилию, имя и отчество, необходимы только данные:

  • СНИЛС;
  • номер полиса ОМС;
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность (для граждан РФ — паспорт, для иностранцев — патент);
  • номер контактного мобильного телефона.


Сведения подаются исключительно в электронном виде через личный кабинет организации или ИП на сайте мэра и правительства Москвы или Московской области. На бумаге отчет не принимают.

При неисполнении требований по сдаче сведений для тех, кто сдает отчет о вакцинации, или при выявлении несоответствий работодателей ожидают крупные штрафы в соответствии с региональными КоАП.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Ковид продолжает предъявлять все новые требования к работодателю по обеспечению безопасных условий труда (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, именуемый далее в тексте – ТК РФ). Сегодня такими требованиями являются:

  • всеобщая иммунизация;
  • обеспечение уровня коллективного иммунитета, достаточного для ведения хозяйственной деятельности.

Правовые нормы всеобщей иммунизации:

В статье определимся с возможными методами стимулирования вакцинации и сформируем пул рекомендаций работодателю Санкт-Петербурга по обеспечению достаточного количества вакцинированных сотрудников.

Особенности стимулирования работников к проведению вакцинации

При выборе способа стимулирования работников следует исходить из основных свойств социальной системы, свойства корпоративной культуры, существующие на данном предприятии. Именно эти особенности и будут действенным механизмом стимулирования, ожидаемого работодателем поведения работников, если данные специфические проявления закрепить в распорядительных и (или) локальных актах предприятия, организации, учреждения.

В случаях, когда распорядительные и (или) локальные акты предприятия не отражают особенностей данного рабочего коллектива, их исполнение всегда сопровождается сопротивлением, конфликтными ситуациями, жалобами в вышестоящие органы и инспекции. К сожалению, понимание влияния свойств конкретной социальной системы, закономерностей функционирования данного объекта управления, во многих ситуациях не находит своего отражения в документах кадрового учета и управления персоналом, что вполне закономерно приводит к негативным результатам для юридического лица.

Фиксация и анализ вопросов, задаваемых персоналом, позволяет определить не только лидеров неформальных групп социальной системы, но и существующие у людей знания о вакцинации, причинах ее проведения и иные сведения, определяющие поведение работников в данной ситуации. Именно эти данные формируют действенные способы стимулирования к массовой иммунизации персонала конкретного предприятия:

В НЛА возможно (Письмо Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ) предусмотреть дополнительные выплаты или иные материальные методы стимулирования (к примеру, разовые выплаты работникам, полностью привитым в определенный период времени).

Данные методы стимулирования полностью соответствуют не только правовым актам полномочных органов, но и их разъяснениям. Методы однозначного принуждения работодателем своих работников к вакцинации могут применяться только в случаях проведения обязательной вакцинации. Если обязательность наличия прививки для работников данной сферы деятельности правовым актом однозначна не установлена, принуждения, обязывания быть не может.

Количество работников, подлежащих вакцинации

Количество работников, которых необходимо привить, чтобы обеспечить необходимый уровень коллективного иммунитета к особоопасной вирусной инфекции, установлено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" для соответствующих отраслей и хозяйствующих субъектов.

И эти цифры различаются: где-то надо иметь прививки 100 процентам работников (от фактической численности, т.е. от количества работников фактически выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе совместителям), а где-то достаточно вакцинировать 65 процентов всех сотрудников (без выделения в расчетах беременных, находящихся в отпуске и подобное).

Действия со сведениями, защищаемыми законом

Соответственно, требования к защите работодателем информации о работниках также необходимо актуализировать, т.к. сведения о вакцинации являются медицинской тайной (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Иными словами, до начала любых действий по всеобщей иммунизации следует определиться с видом информации, которую будет обрабатывать работодатель.

Зачастую многие работодатели считают, что однократно полученное им согласие работника на обработку персональных данных является своеобразной индульгенцией, действующей во всех случаях использования им сведений работника, покрывающей весь перечень законом защищаемых сведений. Но это не всегда так.

Во-первых, собственно персональные данные являются одним из наименований в перечне законом защищаемых сведений.

В-третьих, в каждом случае обработки информации есть цель обработки, которой и определяются возможные действия юридического лица с информацией, полученной от физического лица (в том числе работника).

Если в первоначально полученном согласии работника на обработку персональных данных нет ничего о медицинской тайне, о сведениях, составляющих информацию о состоянии здоровья и подобное, следует получить согласие работника на обработку этой информации.

Направление на вакцинацию

Направление на вакцинацию не является прямой обязанностью работодателя. Данная обязанность равно поделена между работодателем и работником, соответственно, и ответственность за отсутствие прививки будут нести и работодатель, и работник каждый отдельно и персонально. Равность ответственности позволяет работодателю обеспечить возможность проведения вакцинации работнику, иными словами, работодателю следует предоставить работнику время (возможно с сохранением за ним заработной платы) для вакцинации. На практике это оформляется приказом, в котором определяется алгоритм предоставления данного времени и получения работодателем подтверждающих документов о выполненных действиях работника (например, справки медучреждения о первом этапе вакцинации или документа с медотводом).

Учитывая индивидуальную переносимость вакцины, рекомендуется в приказе предусмотреть и возможность отсутствовать на работе на следующий после прививки день. Оплата постпрививочного дня может быть сохранена за работником, а может и нет – данное решение принимает работодатель с учетом отнесения расходов по сохранению заработка на расходы по оплате труда.

Отдельным пунктом приказа устанавливается возможность на период действия ограничительных мер распространения особоопасной коронавирусной инфекции отстранения от работы без сохранения заработной платы за отказ работника от вакцинации.

Кроме издания приказа о регулировании рабочего времени, затраченного на проведение вакцинации, работодателю следует предусмотреть мероприятия по информированию работников о необходимости формирования коллективного иммунитета, о последствиях отсутствия индивидуального иммунитета и иные действия работодателя по санитарно-гигиеническому обучению работников.

Что делать работодателю, если работник отказывается от прививки от Covid-19

Учитывая, что вакцинация является обоюдной ответственностью сторон трудовых отношений, а за гражданином Российской Федерации закреплено право выбора: вакцинироваться или нет, - то увольнение, дисциплинарное, материальное наказание работника за отказ вакцинироваться противозаконны.

Необходимость отстранения от работы непривитого работника определена законодательно (ст. 76 ТК РФ, п. 6 Рекомендаций Минтруда и Роспотребнадзора, Письмо Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, Письмо Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-3) Это сложнооспоримая реальность правового регулирования, хотя детали процедуры отстранения невакцинированного сотрудника от работы не определены, т.к. есть общая норма отстранения работника от работы, предусматривающая следующий алгоритм:

  1. Устанавливается и документируется основание для отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей (заявление сотрудника об отказе от прививки или акт, подтверждающий факт отказа).
  2. Издается приказ об отстранении работника от работы, который доводится до его сведения (под подпись). Датой начала отстранения будет дата введения второй вакцины (п. 4 Письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ), а датой окончания отстранения ‑ окончание периода неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионе или устранение причины отстранения (до того момента, когда сотрудник предоставит подтверждение вакцинации).
  3. Вносятся сведения в документы по учету труда и его оплаты, в частности, в табель учета рабочего времени и личную карточку работника (например, в унифицированную форму Т-2, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1). Необходимость внесения сведений в раздел 10 личной карточки Т-2 об отстранении от работы (основание к отстранению и период отстранения) прямо не предусмотрена, но данные о продолжительности отстранения будут необходимы при расчете при увольнении, при определении рабочего года и иных ситуациях.

Работника, отказавшегося от вакцинации, пока не будет добавлено соответствующее основание в ТК РФ, увольнять нельзя.

Сотрудника с медотводом от прививки, оформленным надлежащим образом, отстранять от работы нельзя. Работодатель может по своему усмотрению перевести такого работника на удаленный труд (п. 7 Рекомендаций Минтруда и Роспотребнадзора).

Вакцинация в Петербурге: как работодателю оформить действия

Чтобы провести вакцинацию работников, воспользуйтесь доступом к КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно. В системе есть готовые решения, которые помогут избежать штрафов и принять решение по каждому работнику.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.



Возможно, вам будут интересны эти темы:

Планируют, что поправки заработают через 10 дней после их опубликования федерального закона.

Определены 2 типовых индикатора того, что компания или ИП, вероятно, нарушает требования законодательства о жилье, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Работодатели смогут вернуть с удаленки лиц старше 60 лет, если у них есть ковид-сертификат с информацией о наличии антител.

Минтруд обновил рекомендации по формированию службы охраны труда в организации.

Чтобы получить документ с данными об антителах, нужно будет подать заявление на Госуслугах, если там есть такие сведения.


Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад).

Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ сообщил о том, что Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад). Приводятся рекомендации по расчету процента вакцинированных работников, а также о порядке действий работодателей при введении обязательной вакцинации в регионе.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июля 2021 г. № ММ-П13-9509 по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 июля 2021 г. направляет разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных для доведения их до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.



РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ
КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА
ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее — постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 данные постановления приняты в 35 субъектах Российской Федерации.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).





Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о свой вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может осуществляется различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Кроме того, направляем для использования в работе рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).

Приложение: на 2 л.

Заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации

Е.В. Мухтиярова

Заместитель Руководителя
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителя и
благополучия человека

Е.Б. Ежлова

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

сведения о необходимости вакцинации;

сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;

порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;

порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;

информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 №157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;

должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;





3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Читайте также: