Доклад по теме самообразования учителя русского языка и литературы

Обновлено: 17.05.2024

Приглашаем принять участие в Фестивале проектной и научно-исследовательской деятельности "Школа будущего" Подробности в публикации от 29 ноября 2021г.

четверг, 20 сентября 2018 г.

Богина Г.В.: Итог работы над темой самообразования

1. Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС

4. овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс;

В чем заключается для меня суть процесса самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников и использую их в профессиональной деятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

Если представить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится примерно следующее: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Хочется отметить, что имидж современного учителя немыслим без владения информационно - компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество обучения.

С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомню, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.

Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования информационно-коммуникационных технологий?

•Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

•Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или предметных внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я применяю разнообразные технологии и методики. В соответствии с темой по самообразованию внедрение новых технологий является обязательной частью моей работы, так как это способствует развитию личности и творческих способностей учащихся; помогает достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.

Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Это своеобразный алгоритм урока, который можно представить в виде таблицы:

Одной из технологий, реализующей идеи развития личности, выступает уровневая дифференциация. Необходимым условием уровневой дифференциации является вариативность содержания и форм обучения. Смысл данной технологии в том, что, обучаясь в школе по единой программе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению содержания преподаваемых дисциплин. На его основе формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.

Работая на своих уроках, посещая уроки коллег, все больше прихожу к выводу, что инновационные образовательные и технологии открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по—новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.

Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

ВложениеРазмер
doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx 22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Бозойская средняя школа

по теме самообразования

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Борголова О.В.

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.

Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к игровым урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Л.С.Выготский и его ученики считают, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной. И он действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он придаёт окружающим предметам. Это переход в воображаемую ситуацию характерен для развития специфических форм игры.

Педагогическая игра - это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.

Все игровые технологии в образовательном процессе подразделяются:

1) по виду деятельности:

а) физические (двигательные);

б) интеллектуальные (умственные);

2) по характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3) по характеру технологии игры:

Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, разделении, самореализации.

Игровая деятельность с применением инновационных технологий в учебном процессе позволяет реализовать воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Дидактические цели, расширение кругозора, формирование познавательных навыков, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, формирование общеучебных умений и навыков. (Презентация).

Игровые моменты - это определённым образом организованная, иногда поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Она может быть индивидуальной, групповой, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного выхода, но и организации процесса этого результата. Нетрадиционный метод и дополнительный материал для углубленного изучения русского языка и литературы.

Цели игровых моментов - способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, позволить увидеть себя как человека способного и даже компетентного.

Ох, и трудная это работа-Из болота тащить бегемота. Работа - занятие, труд, деятельность.

Сорок сорок Для своих сорочат

Сорок сорочек, Не сорясь, строчат. Сорок - число 40 и количество.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Безусловно, учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении.

Одной из важных форм методической работы в школе является работа над единой методической темой.

Единая методическая тема – это коллективный поиск решения методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.

Данная тема МО достаточно актуальна и современна, имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся.

Нужны ли нашему современному обществу творчески мыслящие люди?

Да, действительно, России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю раскрытие и развитие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

Именно на нас, на школьных учителей, ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Учитель в ответе за каждого своего ученика. Уроки литературы, русского языка – это особые уроки, и требования к ним особые. Они должны строиться по законам творчества. Отсюда и вытекает ряд их особенностей. Эти уроки немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Иначе говоря, всё работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.

Думаю, вы со мной согласитесь, что все мы должны оказывать содействие в создании оптимальных условий для развития и реализации способностей талантливых детей Республики Мордовия, которые могут применить свою одарённость для процветания Мордовии и России; помогать детям в выборе профессиональной ориентации; воспитывать их в духе патриотизма; формировывать высокие моральные качества и решать следующие задачи:

- развитие гражданской активности детей;

- поддержка инициатив детей по преобразованию социума;

- выявление и апробация форм и методов, средств воспитания и талантливых, и одаренных, и, конечно же, всех других обучающихся детей.

- стимулирование научно-творческой деятельности молодежи.

Вы согласны с тем, что за последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге?

Как практически реализуется эта тема в учебном процессе?

В основе моего педагогического опыта лежит сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно ориентированного подхода. Это позволяет создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направлено на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
По такой системе я работаю в 5 – 11 классах на протяжении всей педагогической деятельности. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Свои знания и практические навыки мои учащиеся применяют не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Они участвуют в творческих конкурсах как на школьных и районных, так и на республиканских, всероссийских и международных и имеют стабильные, хорошие результаты.

С целью изучения и фиксации особенностей деятельности учителя, обобщения его опыта работы используется индивидуальная папка учителя или портфолио. В ней хранится карта профессиональной деятельности педагога, методический паспорт учителя, план его работы над темой по самообразованию, карта мониторинга образовательного процесса по предмету, результаты диагностических материалов.

Закончить свою мысль мне бы хотелось пожеланием, чтобы уровень знаний и умений выпускников российских школ повысился, как того требует время. В жизни человеку нужны не только знания, но и навыки и умения, которые раскрывают их богатый внутренний мир и дают возможность окружающим увидеть в них зрелую, готовую к жизни личность.

Оценить 5273 0

Отчёт по самообразованию учителя русского языка и чтения

Карповой Любови Васильевны

Особенность технологии развития критического мышления путём чтения и письма.

Структура технологии развития критического мышления путём чтения и письма стройна и логична. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Это своеобразный алгоритм урока, который можно представить в виде таблицы:

Технологические этапы

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Приёмы и стратегии технологии критического мышления.

Бортовой журнал – приём обучающего письма, когда учащиеся записывают свои мысли.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Дайте три объяснения, почему…?

Почему вы думаете…?

Использование элементов технологии критического мышления на уроках русского языка.

Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде смысловых блоков.

Кластеры можно использовать и в начале темы, и в её конце. В начале мы узнаём, что уже знаем по теме, дополняем кластер новым материалом, который только предстоит изучить. Школьникам нравится данная работа, они с удовольствием выполняют её. В конце изучения темы сравниваем первоначальные сведения с вновь изученными, делаем вывод и ставим задачу на будущее, что предстоит изучить по теме в старших классах. Степень сложности кластеров различна. Слабым ученикам можно предложить кластер с наводящими вопросами. На заключительном этапе изучения темы можно предложить этот же кластер, но уже без наводящих вопросов. Такой способ активизирует мышление.

Учащиеся могут подготовить рассказ, как по всему кластеру, так и по отдельным его блокам, а так же рассказать о связях блоков между собой. Стадию вызова на уроке можно осуществить при помощиверных и неверных утверждений. Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны обладать умением анализировать, сопоставлять факты, подбирать примеры, обосновывать свою точку зрения.

Большую роль в освоении новой темы играет самостоятельная работа учащихся. Умение самим разобраться в прочитанном гораздо важнее, чем этот материал будет изложен учителем. Больший процент усвоения материала имеет место тогда, когда ученик выступает в роли учителя и обучает других.

Чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны обладать умением анализировать, сопоставлять факты, подбирать примеры, обосновывать свою точку зрения.

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности ученика, но и педагога.

Способность излагать сложные идеи требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, позволяющее описать суть понятия. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Тема или предмет (существительное)

Описание предмета (два прилагательных, причастия)

Действие предмета (три глагола, характеризующих этот предмет)

Отношение автора к предмету (предложение, состоящее из четырёх самостоятельных слов)

Синоним темы (предмет) или слово-вывод.

Восхищает, удивляет, спасает.

Мой светлый край берёз!

Защищает, спасает, восхищает.

Я преклоняюсь перед тобой.

Оглушает, угнетает, поглощает

Я хочу жить в деревне!

Интересно использование синквейнов в качестве средства творческого самовыражения. Они позволяют выявить наиболее важные, запоминающиеся образы, понятия, события, даёт возможность творчески поработать над важными понятиями темы с учётом возрастных особенностей учащихся, создаёт условия для раскрытия их творческих способностей.


Я повышаю собственный профессиональный уровень через особую форму самообразования – работу в педагогических Интернет – сообществах. Самым эффективным способом показать результаты своего учительского творчества является размещение материалов в Интернете.

Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
ИКТ позволяют мне раскрыть свои личностные качества, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, способствуют сплотить детский коллектив, осуществлять принцип взаимосотрудничества ученика и учителя. Информационно - коммуникативные технологии вовлекают школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать свои творческие способности. Сегодня трудно представить себя учителя без использования ИКТ, которые дают педагогу безграничные возможности и в повышении своего учительского мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, позволяют раскрыть свои гражданские качества, но также и выступить в роли ученика: ведь невозможно заинтересовать детей чем-либо, самому не владея этим в совершенстве!
На своих уроках я использую тот вариант, когда в процессе образования школьников применяется мультимедийная поддержка, я считаю, что в соответствии с возрастными особенностями ребёнок лучше воспринимает то, что ему интересно, что привлекает его внимание, а демонстрационный материал на бумажной основе не всегда соответствует требованиям современного урока, для его хранения необходимо много места, а порой просто невозможно найти дополнительный или наглядный материал по теме урока. А так же использование ИКТ на уроках ведёт к повышению активности на уроке тех детей, которые по различным причинам ранее ею не отличались. Поэтому приходится осваивать разные программы для более качественного обучения и воспитания своих учеников.
Применение ИКТ помогает мне не только в обучении, но и в воспитании своих учеников. Классные часы с использованием компьютерных презентаций позволяют более глубоко донести до сознания детей тот или иной материал, помогают в нравственном воспитании подрастающего поколения, способствуют сплочению коллектива класса. Поэтому я считаю самообразование своей главной задачей.
Я развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. На своих уроках я применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Основная цель моей деятельности – создание оптимальных условий для учащихся к овладению навыками анализа, развитие их умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в школе.
Большое значение приобретает на моих уроках информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами источников.
Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться.
Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без применения новых образовательных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Моя работа над темой самообразования продолжается.

Автор: Гаджиева Хожей Абдуршитовна
План самообразования учителя русского языка и литературы по теме: " Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС" содержит основные разделы. Считаю, что применение новых образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности ребенка. Тема ориентирована на ФГОС второго поколения.

Важным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации не принесёт желаемых результатов без процесса самообразования учителя.

Автор: Гаджиева Хожей Абдуршитовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учителя русского языка и литературы

Гаджиевой Хожей Абдурашитовны

«Применение инновационных образовательных технологий

в преподавании русского языка и литературы

Махачкала 2018 г.

Важным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Э тот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации не принесёт желаемых результатов без процесса самообразования учителя.

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитан ии. Самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные .

Актуальность выбранной темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.

овысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учит

еля русского языка и литературы в рамках перехода на ФГОС

Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.

Основные направления моей деятельности:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;

Читайте также: