Доклад по теме правители государств священного союза российский император александр 1

Обновлено: 07.05.2024

В 1820 г. пожар, вспыхнувший в Большом дворце, охватил и лицейский флигель, причинив ему сильней.

Вся живопись здесь Начало весны Первые проталины. ВеснаПришла Весна Капель стучит по звонкой кр.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ТЕКСТ ЗДЕСЬ БУДЕТ ТЕКСТ

-Ссылки

-Метки

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

-Видео

Русские солдаты НЕОЖИДАННО возвращаются 20.03.2017 --> Смотрели: 56 (0) ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ СТАРАЯ 17.11.2016 --> Смотрели: 31 (2) Мы из деревни родом 17.11.2016 --> Смотрели: 35 (2) Илья Подстрелов - Женюсь 17.11.2016 --> Смотрели: 36 (5) Любо, братцы, любо-Кубанский народный хо 17.11.2016 --> Смотрели: 24 (1)

-Музыка

-неизвестно

-Рубрики

  • Все радиостанции мира (1)
  • 68 регион (6)
  • COVID (54)
  • АВИА (171)
  • АВСТРИЯ, ВЕНА (73)
  • Авто (459)
  • АЛКОГОЛЬ (41)
  • АНОМАЛИИ (12)
  • АНТИКВАРИАТ (58)
  • Армия (184)
  • АРХЕОЛОГИЯ (17)
  • Архитектура (286)
  • АУДИОКНИГА (13)
  • АФГАНСКАЯ ВОЙНА (14)
  • Афоризмы (75)
  • БАСНИ (398)
  • БЕЗ РУБРИКИ (127)
  • БИБЛИОТЕКА (1)
  • БЛАГОВЕЩЕНЬЕ (16)
  • БЛАГОДАРКИ (16)
  • БЛЮДА В ГОРШОЧКАХ (11)
  • БЛЮДА ДЛЯ ЗАПЕКАНИЯ В РУКАВЕ (1)
  • БЛЮДА ИЗ КУРИЦЫ (65)
  • БЛЮДА ИЗ ЛАВАША (23)
  • Блюда из МЯСА (77)
  • БЛЮДА ИЗ РЫБЫ (134)
  • БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (37)
  • БОЛЬШОЙ ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ (18)
  • БРОДИЛКИ (20)
  • БУКИНГЕМСКИЙ ДВОРЕЦ (17)
  • В МИРЕ ЖИВОТНЫХ (980)
  • ВАРЕНЬЕ (14)
  • Великая Отечественная война (352)
  • ВЕНЕЦИЯ (15)
  • ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ (7)
  • Видео (1053)
  • ВИДЕО ОТ ИННЫ (107)
  • ВКС (74)
  • ВКУСНЯТИНА ОТ СТАЛИКА (25)
  • ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (17)
  • ВМФ (72)
  • ВОЕННЫЕ ПАРАДЫ (16)
  • Вокруг света (1923)
  • ВОСТОЧНАЯ КУХНЯ (15)
  • ВСЁ ПОД РУКОЙ. (7)
  • ВТОРЫЕ БЛЮДА (48)
  • Выдающиеся личности (492)
  • ВЫПЕЧКА (96)
  • ГЕНЕРАТОРЫ (13)
  • ГЕРБЫ, ФЛАГИ, ЗНАМЁНА (18)
  • ГОРОДА ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (27)
  • Гороскоп (54)
  • ГРИБЫ (22)
  • ГУЛАГ (50)
  • ДАТЫ ПАМЯТИ (60)
  • ДАЧА (36)
  • ДВОРЦЫ (16)
  • ДЕНЬ ПОБЕДЫ (47)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (18)
  • ДЕСЕРТ (58)
  • ДЕТИ (73)
  • ДИАФИЛЬМ (2)
  • ДИЗАЙН & ИНТЕРЬЕР (210)
  • ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ (6)
  • ДОБРОЕ УТРО (656)
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ (99)
  • ЖЕНЩИНЫ (770)
  • Забавно (128)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (114)
  • ЗАКУСКИ (202)
  • ЗАМКИ (121)
  • Здоровье (772)
  • ЗЛАТОУСТ (2)
  • ИДЕОЛОГИЯ И ПАТРИОТИЗМ (31)
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5147)
  • Интересное (3082)
  • ИНТЕРНЕТ (51)
  • Информеры (2)
  • Искусство (358)
  • ИСПАНИЯ (21)
  • История (1957)
  • ИСТОРИЯ СНАЙПЕРСКОГО ИСКУССТВА (30)
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ КУХНЯ (2)
  • ИТОГИ НЕДЕЛИ (110)
  • Календарь (23)
  • КАЛЬКУЛЯТОР (1)
  • КАМНИ (21)
  • КАТАСТРОФЫ (77)
  • Кино (299)
  • КИНОШНОЕ (558)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (117)
  • Клипарт (33)
  • КЛИПЫ (149)
  • КНИГИ ОНЛАЙН (1)
  • КНОПОЧКИ - ПЕРЕХОДЫ (3)
  • Коллажи (120)
  • Компьютер (96)
  • КОРЕЙСКАЯ КУХНЯ (18)
  • КОСМОНАВТЫ (68)
  • Космос (295)
  • КРЕМЛИ РОССИИ (18)
  • Крещение Господне (31)
  • КУЛИНАРИЯ (640)
  • КУЛЬТУРА (50)
  • КУРСОРЫ (1)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (32)
  • ЛИТЕРАТУРА (38)
  • ЛИЧНОЕ (28)
  • Любимые фильмы по вечерам (58)
  • МАСЛЕННИЦА (29)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА (393)
  • МЁД (6)
  • Мистика (25)
  • Мифы, Легенды (26)
  • МОГИЛЫ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ (217)
  • МОДА (8)
  • МОИ СХЕМЫ (39)
  • МОНЕТЫ (20)
  • МОТО (128)
  • МОЯ ГОСТЕВАЯ (2)
  • Мужчина и женщина (248)
  • МУЗЕИ (114)
  • Музыка (1136)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ ОТ koreckolga (25)
  • Мультфильм (72)
  • НАДПИСИ (18)
  • НАПИТКИ (52)
  • НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ (222)
  • Народные промыслы (48)
  • НЕОЛОГИЗМ (3)
  • НОВОСТНОЙ ЛИСТОК (1047)
  • ОБОИ (37)
  • ОНЛАЙН TV, РАДИО (4)
  • ОНЛАЙН ЧАСОВНЯ (1)
  • ОРАНИЕНБАУМ (5)
  • ОРДЕНА И МЕДАЛИ (7)
  • ОРУЖИЕ и . (576)
  • ОСН "РУСЬ" (32)
  • ОТКРЫТКИ (19)
  • ПАМЯТНИКИ (105)
  • Панорамы (46)
  • ПАСХА (46)
  • ПЕСНИ СССР (28)
  • ПЕТЕРГОФ (64)
  • ПЛЕЕРЫ (6)
  • Плейкасты (1482)
  • Пожелания (1436)
  • Пожелания на все случаи жизни (1)
  • Поздравления (129)
  • ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ (5)
  • ПОЛИТИКА (345)
  • ПОЛКОВОДЦЫ (21)
  • ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ (23)
  • ПОЭЗИЯ (13657)
  • ПОЭМЫ (60)
  • Праздник (796)
  • Пригодится (160)
  • Природа (391)
  • Притчи (125)
  • ПРОГРАММЫ НА КОМПЬЮТЕР (11)
  • ПРОЗА (690)
  • ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ (12)
  • ПСИХОЛОГИЯ (42)
  • Разделители (3)
  • РАМКИ (14)
  • РАМКИ ВРЕМЕНА ГОДА (33)
  • РАМКИ ДЛЯ ВИДЕО (10)
  • РАМКИ ЖЕНСКИЕ (171)
  • РАМКИ МУЖСКИЕ (49)
  • РАМКИ ПАРА (74)
  • РАМКИ ПРАЗДНИЧНЫЕ (8)
  • РАМКИ РЕЛИГИЯ (7)
  • РАМОЧКИ ДУ (63)
  • РЕЛИГИОЗНЫЕ СТИХИ (30)
  • РЕЛИГИЯ (1192)
  • РЕТРО (11)
  • Россия (1331)
  • РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ (13)
  • РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (22)
  • РУССКИЕ ПОЭТЫ (24)
  • РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (9)
  • Русские Святые (4)
  • РУССКИЕ УЧЕНЫЕ (18)
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ (18)
  • С Днём Рождения, дневничок (2)
  • Салаты (236)
  • САЛО (17)
  • САХАЛИН (11)
  • СИМВОЛЫ (5)
  • Сказки (34)
  • СЛОВАРЬ (1)
  • СМАЙЛИКИ (5)
  • СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ (336)
  • СОВЕТСКИЕ КОСМОНАВТЫ (9)
  • СОВЕТСКИЕ СПОРТСМЕНЫ (15)
  • Советы (355)
  • СОУСЫ (39)
  • СОЦИУМ (392)
  • СПЕЦИИ (4)
  • СПЕЦНАЗ РОССИИ (20)
  • СПОРТ (189)
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (9)
  • Стихи о войне (36)
  • СТИХИЯ (65)
  • СУПЫ (85)
  • СхЕмКи (97)
  • ТАИЛАНД (3)
  • ТАНЕЦ (5)
  • ТАТУ (3)
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ (19)
  • ТЕРРОРИЗМ (8)
  • Тесты (85)
  • ТРАГЕДИЯ (4)
  • ТРАДИЦИИ (110)
  • ТРОИЦА (8)
  • ТУРИЗМ (22)
  • УКРАИНСКАЯ КУХНЯ (6)
  • УРОКИ (232)
  • ФЕСТИВАЛИ (16)
  • ФИЛОСОФИЯ (2)
  • ФЛОТ (12)
  • ФОНЫ (1)
  • Фото (1977)
  • ФОТОХОСТИНГИ (1)
  • ФРАНЦИЯ (79)
  • ХЛЕБ (6)
  • Храмы, монастыри (295)
  • ЦАРСКОЕ СЕЛО (77)
  • Цветы (148)
  • Цитаты (131)
  • ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО (19)
  • ЧП (95)
  • ШАШЛЫК (22)
  • ШЕКСПИР (14)
  • ШПАРГАЛКА (18)
  • ЭЗОТЕРИКА (24)
  • Энциклопедии (7)
  • ЭПИГРАФЫ (10)
  • ЭПОХА НИКОЛАЯ II (5)
  • Эротика 18+ (677)
  • ЭРОТИЧЕСКАЯ ПРОЗА 18+ (414)
  • Этикет (20)
  • Ювелирное (69)
  • Юмор (1274)
  • Юридический ликбез (97)

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

26 сентября 1815 года Россия, Австрия и Пруссия подписали договор о создании Священного союза, в который вошли все христианские монархи Европы


Сегодняшняя Европа многим представляется если не идеальным, то близким к тому миропорядком: устроенным на принципах человеколюбия и невмешательства во внутренние дела друг друга, направленным на решение любых межгосударственных проблем мирным путем. Между тем уже 204 года назад в Старом Свете была предпринята попытка создания именно такого межгосударственного союза, и инициатором этого процесса выступала Россия.

Акт о заключении этого союза был подписан 26 (14 по ст. ст.) сентября 1815 года. В течение нескольких лет к этому конгломерату, названному Священным союзом, присоединились все европейские монархи, кроме британского принца-регента, Папы Римского и султана Оттоманской Порты. И на протяжении первых полутора десятилетий действия соглашения Европа действительно жила, не зная ни одной крупной войны и сохраняя спокойствие в границах государств-участников.

Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века


Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века

Бесполезный Венский конгресс

Процесс этот шел весьма непросто, что, впрочем, естественно. Во-первых, территориальные притязания каждой из четырех ведущих держав то и дело оспаривались остальными. Во-вторых, положение России, добившейся в результате Заграничного похода положения самой могущественной державы континента, никак не устраивало ее союзников по антифранцузской коалиции, и те изо всех сил старались изменить ситуацию. В-третьих, представлявший побежденную Францию министр иностранных дел Шарль де Талейран прикладывал все усилия, чтобы обострить эти противоречия и, воспользовавшись ими, добиться немалых успехов.

Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III


Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Европа, соединенная узами братства

Начинавший свою государственную деятельность как сторонник либеральных политических взглядов и симпатизировавший Наполеону самодержец Всероссийский к 1815 году существенно пересмотрел свои позиции. После того как России удалось сыграть ведущую роль в антинаполеоновской коалиции и завоевать ведущее положение на европейском континенте, русского царя, по свидетельству многих современников, не оставляла мысль выступить в роли общеевропейского миротворца. Чтобы реализовать эти планы, требовалось, во-первых, исключить или предупредить возникновение разногласий между ведущими державами Старого Света, которые и становились причинами войн, и, во-вторых, нужно было исключить новые революционные выступления в Европе, поскольку именно как революционера Александр I воспринимал Наполеона и именно революционное движение видел он в качестве главной угрозы для сложившегося статус-кво.

Но заключать еще один обыкновенный союз между властителями государств российскому императору казалось бессмысленным: он успел неоднократно убедиться в том, какое малое значение таким соглашениям придается политиками. И тогда Александр I, к тому времени ставший гораздо более религиозным человеком, чем в начале своего царствования, нашел, как ему казалось, возможность гарантировать незыблемость нового союза. Он решил придать ему характер не политический, а религиозный, полагая, что соглашение, основанное на христианских принципах любви и милосердия, окажется более крепким, чем любое другое.

Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год


Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год

Когда император Франц I Австрийский и король Фридрих Вильгельм III Прусский получили предварительный текст соглашения и внесли в него свои правки (надо заметить, весьма незначительные, поскольку поначалу не воспринимали затею всерьез), все три монарха подписали этот документ. Дату подписания русский самодержец выбрал сам и с особым смыслом: в том году 14 сентября по старому стилю православная церковь праздновала Воздвижение Креста Господня. И этот выбор демонстрировал, насколько серьезным и великим начинанием русский царь считает зарождающийся Священный союз.

Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III


Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Союз забытой веры

За первые семь лет существования Священного союза состоялись четыре его конгресса, на которых обсуждались детали совместной деятельности участников: осенью 1818 года — в Аахене, в конце 1820 года — в Троппау (Силезия), в первой половине 1821 года — в австрийском Лайбахе (нынешняя словенская столица Любляна) и в конце 1822 года — в Вероне. Главным результатом всех этих конгрессов стала выработка принципа вмешательства во внутренние дела стран-членов Священного союза с целью поддержки и сохранения существующего миропорядка. Именно на этом основании в дальнейшем войска одних монархий участвовали в подавлении революций в других, что и позволило со временем объявить Священный союз исключительно реакционным объединением.

Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III


Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Между тем первые пятнадцать лет после создания Священного союза в Европе не знали крупных войн, и серьезных военных конфликтов удавалось избегать. Даже после того, как умер главный инициатор и вдохновитель союза — император Александр I, его детище продолжало удерживать Старый Свет от военного безумия, хотя в действительности союз уже перестал существовать. А последнюю точку в его истории поставил 1853 год: начавшаяся Восточная (или Крымская) война на полтора века похоронила идею всеевропейского объединения государств, которые могут решить все свои противоречия исключительно мирным путем.

Александр I и конституция Швейцарии

Часть интервью с историком Андреем Николаевичем Сахаровым:

В.Д.: В начале нашей беседы вы открыли передо мной фантастический исторический факт, что оказывается, герой, о котором вы написали прекрасную книгу, Александр I, принял участие в сегодняшнем процветании Швейцарии — этой маленькой, но очень интересной страны.

А.Н.: Он не только принял, он написал Конституцию современной Швейцарии, утвердил ее, провел ее, на совещании Венского Конгресса вопреки мнению, скажем, австрийских руководителей, Англии и т.д. Он настоял на том, чтобы Швейцария приняла тот политический облик, который она имеет сейчас. Ну, естественно, это было давно. За это время швейцарская конституция была изменена, после революции, 1848 года, но, тем не менее, основные контуры ее остались. И это заслуга Александра I, учителем которого был швейцарец, республиканец Лакарт.

Как Александр I создал первый Евросоюз

Сегодняшняя Европа многим представляется если не идеальным, то близким к тому миропорядком: устроенным на принципах человеколюбия и невмешательства во внутренние дела друг друга, направленным на решение любых межгосударственных проблем мирным путем. Между тем уже 204 года назад в Старом Свете была предпринята попытка создания именно такого межгосударственного союза, и инициатором этого процесса выступала Россия.

Акт о заключении этого союза был подписан 26 (14 по ст. ст.) сентября 1815 года. В течение нескольких лет к этому конгломерату, названному Священным союзом, присоединились все европейские монархи, кроме британского принца-регента, Папы Римского и султана Оттоманской Порты. И на протяжении первых полутора десятилетий действия соглашения Европа действительно жила, не зная ни одной крупной войны и сохраняя спокойствие в границах государств-участников.

Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века

Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века

Бесполезный Венский конгресс

Процесс этот шел весьма непросто, что, впрочем, естественно. Во-первых, территориальные притязания каждой из четырех ведущих держав то и дело оспаривались остальными. Во-вторых, положение России, добившейся в результате Заграничного похода положения самой могущественной державы континента, никак не устраивало ее союзников по антифранцузской коалиции, и те изо всех сил старались изменить ситуацию. В-третьих, представлявший побежденную Францию министр иностранных дел Шарль де Талейран прикладывал все усилия, чтобы обострить эти противоречия и, воспользовавшись ими, добиться немалых успехов.

Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Европа, соединенная узами братства

Начинавший свою государственную деятельность как сторонник либеральных политических взглядов и симпатизировавший Наполеону самодержец Всероссийский к 1815 году существенно пересмотрел свои позиции. После того как России удалось сыграть ведущую роль в антинаполеоновской коалиции и завоевать ведущее положение на европейском континенте, русского царя, по свидетельству многих современников, не оставляла мысль выступить в роли общеевропейского миротворца. Чтобы реализовать эти планы, требовалось, во-первых, исключить или предупредить возникновение разногласий между ведущими державами Старого Света, которые и становились причинами войн, и, во-вторых, нужно было исключить новые революционные выступления в Европе, поскольку именно как революционера Александр I воспринимал Наполеона и именно революционное движение видел он в качестве главной угрозы для сложившегося статус-кво.

Но заключать еще один обыкновенный союз между властителями государств российскому императору казалось бессмысленным: он успел неоднократно убедиться в том, какое малое значение таким соглашениям придается политиками. И тогда Александр I, к тому времени ставший гораздо более религиозным человеком, чем в начале своего царствования, нашел, как ему казалось, возможность гарантировать незыблемость нового союза. Он решил придать ему характер не политический, а религиозный, полагая, что соглашение, основанное на христианских принципах любви и милосердия, окажется более крепким, чем любое другое.

Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год

Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год

Когда император Франц I Австрийский и король Фридрих Вильгельм III Прусский получили предварительный текст соглашения и внесли в него свои правки (надо заметить, весьма незначительные, поскольку поначалу не воспринимали затею всерьез), все три монарха подписали этот документ. Дату подписания русский самодержец выбрал сам и с особым смыслом: в том году 14 сентября по старому стилю православная церковь праздновала Воздвижение Креста Господня. И этот выбор демонстрировал, насколько серьезным и великим начинанием русский царь считает зарождающийся Священный союз.

Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Союз забытой веры

За первые семь лет существования Священного союза состоялись четыре его конгресса, на которых обсуждались детали совместной деятельности участников: осенью 1818 года — в Аахене, в конце 1820 года — в Троппау (Силезия), в первой половине 1821 года — в австрийском Лайбахе (нынешняя словенская столица Любляна) и в конце 1822 года — в Вероне. Главным результатом всех этих конгрессов стала выработка принципа вмешательства во внутренние дела стран-членов Священного союза с целью поддержки и сохранения существующего миропорядка. Именно на этом основании в дальнейшем войска одних монархий участвовали в подавлении революций в других, что и позволило со временем объявить Священный союз исключительно реакционным объединением.

Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Между тем первые пятнадцать лет после создания Священного союза в Европе не знали крупных войн, и серьезных военных конфликтов удавалось избегать. Даже после того, как умер главный инициатор и вдохновитель союза — император Александр I, его детище продолжало удерживать Старый Свет от военного безумия, хотя в действительности союз уже перестал существовать. А последнюю точку в его истории поставил 1853 год: начавшаяся Восточная (или Крымская) война на полтора века похоронила идею всеевропейского объединения государств, которые могут решить все свои противоречия исключительно мирным путем.


В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов. Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:


Священный союз (кратко) - это договор, составленный российским императором, отражает возвращение к консервативной политике в европейских странах по окончанию войны с наполеоновской Франции. Альянс между Австрией, Пруссией и Россией был подписан в столице Франции 26 сентября 1815 года. Его создателем был император Александр I. Романтик, идеалист Александр, пережил религиозное перерождение в 1812 году, он попал под влияние спиритизма, который проводила баронесса Джулия фон Крюденер, жены одного из его дипломатов.

Противники Священного альянса заявляли о том, что его участники превратили его в инструмент угнетения против своих подданных и что, Александр использовал его в качестве основы для достижения господства России в Европе. Однако, как показала история, в тот момент, стремления подавляющего большинства европейцев после разрушительных наполеоновских войн сводились к одному к миру.

Национальные права и свободы в это время просто не были приоритетными вопросами. Державы Священного союза проявляли значительную сдержанность после 1815 года, о чем свидетельствует то, насколько они позволили возникнуть нескольким революциям: испанская и итальянская революции 1820-1821 годов, революции во Франции, Бельгии, папских государствах и Польше в 1830–1831 годы. Точно так же аргумент, что Александр был настроен на экспансию Европы, игнорирует многие факты, которые он сделал. Сочетанием угроз и убеждений он вынудил Пруссию пойти по пути расширения в Польше и перейти к сотрудничеству с Австрией. Он сопротивлялся неоднократным призывам небольших немецких государств об антиавстрийском союзе, что, по его мнению, противоречило бы интересам всеобщего мира. Наконец, он постоянно призывал русских уважать турецкие интересы на Балканах и особенно в Греции.

В период с 1818 по 1822 годы проходило несколько заседаний союза в разных городах Европы, на которых решались важнейшие вопросы европейской политики. К середине 30 годов девятнадцатого века, союз фактически распадается.

Причинами распада священного союза было несколько: 1) смена политических лидеров и курсов государственной политики ряда европейских монархий, 2) бурное развитие экономики, привело к тому, что новый класс общества, в частности буржуазия стремилась в управление государством, 3) возникли острые политические разногласия между участниками союза по тем или иным вопросам международных отношений, где ни одна из сторон не хотел уступать свою позицию.

Читайте также: