Доклад по теме формы занятий физическими упражнениями дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Задача дошкольного воспитания: создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Цель физического воспитания в детском саду – подготовка ребенка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и всей культурно-спортивной деятельности. Образовательная деятельность по физкультуре – это основная форма организации физического воспитания в детском саду.

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Физическому развитию детей в России уделяется большое внимание. И это закреплено законодательно. Так, например, Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ, вступивший в силу 1.09.2013 г.

Ст. 41 Охрана здоровья обучающихся:

П. 1.3 Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

П. 1.5 Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культуры и спортом.

Кроме того требования к физическому развитию детей регулируются в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26

XII. Требования к организации физического воспитания

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,

- в средней группе - 20 мин.,

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Большое внимание этому вопросу уделяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

Физическое развитие по ФГОС ДО включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Двигательной, направленных на развитие координации и гибкости

Формирование опорно-двигательной системы

Развитие равновесия, крупной и мелкой моторики рук,

Выполнение основных движение (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

Формирование представлений о некоторых видах спорта,

Овладение подвижными играми с правилами

Становление ценностей здорового образа жизни.

Одной из основных задач программы, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, потребности в двигательной активности.

В содержание психолого-педагогической работы с детьми до 2 лет выделяют следующие задачи по физическому развитию:

Развивать движения детей

Развивать действия с предметами

Формировать устойчивое положительное отношение к подвижным играм.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 7 лет выделяет такие целевые ориентиры, как:

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни

Формировать правильную осанку

Совершенствовать двигательные умения и навыки

Развивать активность и самостоятельность в подвижных играх

Такая структура позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания образовательной организации.

Также в проекте программы уделено внимание физкультурно-оздоровительной работе.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей. Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур. В помещение следует обеспечивать оптимальный температурный режим. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим. В процессе образовательной деятельности проводить физкультминутки. (Режим двигательной активности)

Организация предметно-пространственной среды также имеет немаловажное значение для физического развития в ДОО.

Рассмотрев ФГОС ДО и программу можно сделать следующие выводы:

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.

В ходе подвижных игр дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.

Игровая площадка должна представлять условия для развития крупной и мелкой моторики.

Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Взаимодействие инструктора ФК и воспитателя

в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах.

Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. И воспитатель не просто присутствует на мероприятии, но должен проявлять интерес к происходящему.

Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.

А задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви.

Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.

При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора по физической культуре.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОО напрямую зависит от степени взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6

1.1. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 6

1.2. Современные оздоровительные технологии в практике физического воспитания дошкольников 10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17

2.1. Организация исследования 17

2.2. Методы исследования 17

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ 22

3.1. Определение уровня физического развития младших школьников 22

3.2. Основные направления физического развития 27

3.3. Результаты контрольного эксперимента 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

, послание Президента РФ Федеральному собранию от 22.12.2010 г. и др.) подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас физических, интеллектуальных, нравственных сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться к различным социокультурным ситуациям.

Физическое здоровье является главным условием духовного и нравственного здоровья. От отношения человека к здоровью во многом зависит его сохранение и укрепление. Научить детей беречь и укреплять свое здоровье — одна из важнейших задач современных дошкольных учебных заведений.

В дошкольном детстве закладываются основы здоровья, воспитываются основные черты личности человека. Дошкольные учреждения и семья должны создать благоприятные условия для оптимального физического развития ребенка, получения знаний о человеческом организме, овладения санитарно гигиеническими навыками. В период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, формируются жизненно необходимые двигательные навыки, умения, развиваются важные физические качества, что свидетельствует о необходимости правильного физического воспитания, которое должно способствовать оздоровлению и полноценному развитию ребенка.

В наше время данная проблема является актуальной и недостаточно разработанной в практическом плане. Здоровый образ жизни для большинства людей не представляет жизненной ценности, что в большей степени связано с недостаточным пониманием и осмыслением данного феномена. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни дошкольников подтверждается тем фактом, что за последние годы очень возросло число детей с нарушениями психического здоровья, осанки, зрения, органов пищеварения, увеличивается число детей, которые имеют наследственные болезни, а также болезни, связанные с экологией.

Объект исследования –физическая подготовленность ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования – формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста.

Гипотезой исследования стало предположение возможности существенного повышения эффективности психофизического, интеллектуального и социального развития детей дошкольного возраста в случае эффективной реализации ценностного потенциала физической культуры при условии если:

– будет разработано и реализовано в практике ДОУ содержание всех функций управления физкультурной деятельностью дошкольников;

– для повышения эффективности обучения технике физических упражнений будут определены оптимальные формы обучения в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.

Цель работы – исследовать формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста

Для достижения намеченной цели и подтверждения (или опровержения) положений сформулированной гипотезы необходимо было решить следующие основные задачи:

1. На основе анализа теории, результатов практики и научных исследований выявить степень разработанности и обосновать актуальность проблемы организации занятий физической культурой в образовательном процессе ДОУ.

2. Определить совокупность положений составляющих основу теоретико-методологической структуры процесса формирования физической культуры дошкольников.

3. Экспериментально обосновать методику технико-физической подготовки дошкольников.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрианов В.Е. Основы физического воспитания. Методические рекомендации для студентов факультета учителей начальных классов. — М, 2002. — 50 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]

/ Б.А. Ашмарин. – М.: Учебн. для пединститутов, 1990. – 224 с.

3. Банникова Т. А. Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников / Т. А. Банникова, В. П. Стрельцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003 — № 4 — С. 20-23,

4. Безруких М.М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка).

5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.

6. Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Эдуард Вильчковский. — М.: ВНТЛ, 1998. — 336 с.

7. Вильчковский Э.С. Развивайте двигательные функции у детей.-Киев: Здоровье, 1983.-205 с.

8. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 39-43,

9. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 143 с

10. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. — 264 с.

11. Демидова Е. В. Особенности организации соревновательной, игровой и самостоятельной двигательной деятельности детей / Е. В. Демидова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004 — № 1 — С. 59-62,

13. Ивасева А. В. Дифференцированная физическая подготовка детей 4-6 лет: автореф. дис … канд. пед. наук / В. Ивасева. — Краснодар, 2006 — 24 с.

14. Иващенко В.П. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие. — Ч.1 / В.П. Иващенко, А.П. Безкопильний. — М: ЦНТЭИ, 2005. — 236 с.

15. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985.-271 с.

8. игр для детского сада.М., "Просвещение", 1968, 57 с

17. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста., — М.: Просвещение, 1978.-160 с.

18. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.-320 с.

19. Коровина Л.М. Роль элементов соревнования в совершенствовании двигательных навыков у детей 6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.; 2010. -С.4,5.

20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Юрий Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. — С. 107.

21. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1987.- 160 с.: ил.

22. Лях, В.И. Физическая культура: Учебн. Пособие [Текст]

/ В.И. Лях. – М., 2000. – 204 с.

23. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]

/ А.М. Максименко. – М.: Москва, 2001. – 163 с.

24. Матвеев Л. П. Методика физического воспитания в начальной школе. — М.: Владос -Пресс, 2003. — 248 с.

25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для институтов физ. культуры — М.: ФиС, 1991. — 543 с.

26. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст]

/Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 240 с

27. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.:

28. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников.-СПб,1993.

29. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. — СПб. Каро, 2006 — 176 с.

30. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., "Просвещение", 1973. 288 с. с ил.

31. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. —— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

32. Романова Е. Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет: автореф. дис … канд. мед. наук / Е. Е. Романова. — СПб., 1999 — 23 с.,

33. Садчикова Л. И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: автореф … дис. канд. пед. наук / Л. И. Садчикова. — Смоленск, 2003 — 22 с.

34. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры [Текст]

/ В.Н. Селуянов. –М., 2001

35. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]

36. Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей дошкольного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей и педагогов ДОУ – М. ТЦСфера, 2005, 85 с.

37. Трещева А. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной культуре физического воспитания: автореф. дис. д-ра пед. наук: спец.13.00.04 / О. Л. Трещева ;Сибирский ГУФКС.- Омск, 2003. — 35 с.

38. Фомина А.И. физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с., ил.

39. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 "Воспитание в дошкол. учреждениях". – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.

41. Шарманова С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособ./ Шарманова С. Б., Федоров А. И., Черепов Е. А.. — М. : Сов.спорт, 2004. — 118 с.

42. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.

Формы организации физического воспитания детей в яслях :

1.Индивидуальные сеансы физических упражнений и массаж. При воздушных ваннах воспитатель выполняет с ребенком движения, чередуя их с приемами массажа, улучшающими кровоснабжение, а также снижающими тонус мышц сгибателей. Используются как активные рефлекторные движения в ответ на применяемые взрослым зрительные, слуховые тактильные раздражители (манипуляции игрушками, перекладывание ребенка в неудобную позу и др.), так и пассивные (сгибание и разгибание рук, ног, туловища).

Сеанс длится около 10 мин., содержит примерно 12-15 упражнений и приемов массажа.

2.Групповые занятия (не более пяти-шести детей) в виде свободного перемещения в манежиках с игрушками, причем воспитатель стимулирует к определенным действиям, давая соответствующие игрушки.

Кроме специальных форм занятий, побуждение к активной двигательной деятельности происходит в играх, на прогулке.

К формам организации физического воспитания детей 3-6 лет относятся:

2.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

а) Утренняя гимнастика

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

г) Физкультурные паузы

3.Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни

а) Подвижные игры

б) Прогулки и экскурсии

в) Индивидуальная работа с отдельными детьми

г) Самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений

д) Праздники, досуги, Дни здоровья

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору упражнений и методике проведения.

Физкультминутки, имеющие преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

Гост

ГОСТ

Интерес к занятиям физической культурой у дошкольников как актуальная проблема современности

Интерес к занятиям физической культурой – это мотивация к выполнению различных физических упражнений и совершению действий, потребность в движениях и активной деятельности.

Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности. Интерес к физической деятельности не является врожденным свойством каждой личности. Его необходимо развивать с дошкольного возраста, посредством мотивации к физической деятельности и использованию различных методов и средств организации физической активности дошкольников.

Физическая активность необходима каждому дошкольнику. Она развивает не только физическую сторону организма, способствуя формированию двигательных навыков, скорости, гибкости, выносливости, ловкости и т.д., но и способствует интеллектуальному развитию ребенка, активизации его познавательной заинтересованности.

Кроме того, современное воспитание основывается на гармоничном подходе т.е. формировании гармоничной личности. такое формирование невозможно без полноценного физического развития ребенка. Оно является основой его физического и психического здоровья, фундаментом благополучного развития.

Развитие интереса к физической активности дошкольника является необходимым условием эффективной деятельности педагога ДОУ. Интерес побуждает ребенка к действию. Он помогает:

  • Развить внимание ребенка;
  • Сформировать навыки пространственного восприятия;
  • Возбудить творческое воображение;
  • Развить все виды памяти;
  • Повысить интерес к обучению;
  • Повысить работоспособность организма.

В этой связи, проблема развития устойчивого положительного интереса дошкольника к занятиям физической культурой приобретает первостепенное значение в современной сфере дошкольного образования. Это требует приложения педагогом конкретных усилий и построения специальной образовательной среды, которая будет мотивировать к физической деятельности и занятиям физическими упражнениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование интереса ребенка к любому виду деятельности зависит от эмоционального насыщения данной деятельности. Если физическая активность вызывает к дошкольника какие-либо эмоции, если она заставляет его испытывать радость, восторг, удовлетворяет его потребности, то ребенок будет стремиться к регулярной физической активности. Если эмоциональной активности при занятиях физическими упражнениями не возникает, то вовлеченности в нее попросту нет и ребенку не интересно заниматься данной деятельность.

Чтобы вовлечь дошкольника в физическую деятельность, насытить ее эмоциональным компонентом, необходимо использовать следующие приемы воспитательной деятельности:

  1. Использование игровой деятельности в качестве основной формы обучения и развития дошкольников. Педагог должен умело использовать весь воспитательный потенциал игры и ориентировать ее применение на развитие конкретной стороны личности и мотивации к определенной деятельности. Физические упражнения, предложенные в игровой форме, займут устойчивую позицию в режиме дня дошкольника и станут основой его развития.
  2. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна моделировать деятельность дошкольников и различные ситуации, а также физическую деятельность.
  3. Вариативность физической активности. Нельзя использовать только одну форму физической деятельности. Занятия должны быть разнообразными и увлекательными.
  4. Простота и доступность физической деятельности. Физические упражнения должны находиться в соответствии с уровнем развития дошкольника, его возрастными физиологическими возможностями. Объяснять их выполнение необходимо наглядным примером и доступным языком.
  5. Выявление педагогом предпочтений детей в физической деятельности и физических упражнениях.
  6. Диагностирование эмоционального состояния дошкольников в ходе выполнения физических упражнений. Это помогает пересмотреть методы и приемы организации физической деятельности, мотивировать к ней на подготовительном этапе.

Нетрадиционные формы физкультурных занятий дошкольников

Практический опыт доказывает, что интерес дошкольников к физическим упражнениям можно развить путем применения оригинальных форм организации физических занятий.

К основным нетрадиционным формам занятий по физической культуре, используемым в ДОУ, относятся:

Читайте также: