Программа цветные ладошки доклад

Обновлено: 05.07.2024

Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей деятельности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведения искусства) и предметов окружающего вида как эстетических объектов.

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Планируемые результаты освоения программы:

Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.

Способность к интерпретации художественных образов.

Общая ручная умелость.

Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Дидактические принципы построения и реализации программы:

принцип культуросооброзности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Похожие документы:

Программы дополнительного образования в 2013-2014 учебном году для детей от

Аннотация: Дмитрий Шаленый, он же Шишел-Мышел, известный вор-медвежатник, отстал от Корабля Предтечей и остался без средств к существованию на планете Чур. Его

Аннотация: Дмитрий Шаленый . над столом пачку исчерканных цветными маркерами распечаток. — Стоило . Н’Гама получил сигнал, активирующий программу самоуничтожения, и немедленно прикончил свою . мегаватт очарования. Изящная ладошка опять отодвинула в сторону .

Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы детского сада №2153

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения

. о произведениях; • составлять аннотацию и делать отзыв на литературное . цветная бумагаи др., знакомство с языком изобразительного искусства. Общая характеристика учебного предмета Программа . за руки и пожмите ладошки!) Проведение рефлексии в течение .

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов.

Такая деятельность является для ребенка:

- естественным способом освоения окружающего мира;

- понимания своего места в нем, открытие себя;

- способом развития мышления, восприятия, моторики;

- развивает ребенка эмоционально и творчески.

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

В основе программы лежит триединая составляющая:

1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.

2. Преемственность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду.

3. Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно- методическими и практическими.

Основные задачи программы :

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта : распредмечивание и опредмечивание объектов с помощью воображения и эмпатии.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Среди общепедагогических принципов выделим:

- принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

- принцип цикличности: построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип интереса: построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.

Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно-эстетической деятельности :

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;

- принцип естественной радости.

Знакомятся с народно-прикладным искусством. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и средства. Например, рисовать красками, использовать пластилин и тесто, элементы аппликации. Учатся рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошкой, печатками.

Очень интересно И. А. Лыкова предлагает использовать в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, листья, ракушки, разные крупы, зубочистки, трубочки для коктейля, бисер, паетки и т. д.

свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дают более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий

творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Направленность программы

Направленность программы – художественная, по времени реализации-трехгодичная. Программа направлена на создание условий для художественно-эстетического, творческого, духовно- нравственного развития обучающихся.

Новизна программы

состоит в том, что направлена на детей младшего дошкольного возраста, начиная с 3х лет. В процессе обучения воспитанники получают знания о разнообразных приемах работы с различными материалами и приобретают навыки работы с ними. Особое внимание уделяется работе с пластичными материалами (пластилин, глина, тесто и т.п.)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед нами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения с учетом изменившихся культурно - исторических требований.

Художественное творчество - одно из главных проявлений творческого начала в ребенке, позволяющее преломлять и преобразовывать житейский и духовный опыт в художественных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд на образной основе.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Известно, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из условий успешной подготовки детей к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, ведь доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики—один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, способности к чистописанию.

Разнообразная работа с бумагой, художественными и пластичными материалами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Лепка, рисование, аппликация, бумагопластика активизируют мыслительные процессы, стимулируют развитие памяти, творческого и пространственного воображения, художественного вкуса, способствуют концентрации внимания и самодисциплине, конструктивного мышления, прививают эстетические чувства. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Помимо прочего дети знакомятся с новыми словами, понятиями и специфическими терминами за счет чего происходит обогащение словарного запаса и общее расширение кругозора.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления продуктивного вида деятельности словом, игрой, проигрыванием. Без этого ребенка сложно раскрыть задуманный образ, объяснить задуманное действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому продуктивную творческую деятельность детей целесообразно обогащать и поддерживать.

Необходимость создания предлагаемой образовательной программы вызвана социальным запросом в обществе, большим количеством детей дошкольного возраста, родители которых хотят дать детям основы изобразительного творчества.

Основная цель программы:

Развитие художественных способностей детей в изобразительной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи программы:

Формирование умений и навыков работы с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ;

Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль;

Формирование умения осуществлять свой замысел через ИЗО и ДПИ;

Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

Развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;

Развитие навыков работы с различными материалами;

Развитие умения различать цвета и оттенки;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;

Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру, к своей Родине, к искусству разных стран и народов;

Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

Воспитывать аккуратность и бережливость.

Отличительная особенность программы

заключается в том, что особое внимание уделено работе с пластичными материалами во всем их многообразии (пластилин, масса для лепки, солёное и бумажное тесто), применяются различные техники и методы работы с пластичным материалом. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы. Параллельно осуществляется знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Адресность дополнительной общеразвивающей программы:

программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, не имеющих какой-либо подготовки, специальных навыков и базовых знаний.

Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы:

первый год обучения дети 3-4 года, второй год обучения дети 4-5 лет и третий год обучения дети 5-6 лет.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Условия формирования групп:

группы одновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий год обучения, наполняемость – 10-12 человек.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Срок реализации образовательной программы три года.

Режим занятий:

Занятия проходят в вечернее время 1 раз в неделю для групп базового уровня (4-5 летки по 2 часа, всего 56 часов в год) и 2 раза в неделю для групп расширенного уровня (3-4 летки 2 часа, всего 56 часов в год), (4-5 летки 3 часа, всего 84 часа в год). (5-6 летки 4 часа, всего 112 часов в год).

Основные формы организации деятельности детей на занятиях:

Занятия проводятся по группам и индивидуально, реализуя принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Формы проведения занятий различны, это — беседа, рассказ, показ способа действия, экскурсия, занятие-игра, наблюдение, непосредственное выполнение работы. Занятия имеют интегрированную форму обучения с использованием музыки, литературы, гимнастики.

Психолого-педагогическое обоснование:

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительного периода развития, и в манипуляциях с пластичными материалами их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.

К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор и дети способны различать цвета и оттенки и знать их названия. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению. Действия руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. На начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом нанесения линий и пятен.

К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Структура организации образовательной продуктивной деятельности:

Первый тематический модуль:

Задачи: Заинтересованное восприятие (наблюдение, любование, созерцание) различных природных проявлений.

Создание при помощи разнообразных художественных материалов одухотворенных образов неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей и т.п.

Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Второй тематический модуль:

Задачи: Заинтересованное наблюдение за жизнью животных в природе.

Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п.

Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и в жанре иллюстрации.

Третий тематический модуль:

Заинтересованное наблюдение за жизнедеятельностью человека (быт, производство, отдых праздники и др.)

Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов людей разных возрастов и профессий.

Изображение предметного окружения человека (посуда, одежда, транспорт, архитектура).

Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом, историческом и фантастическом жанрах, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Каждый из тематических модулей включает в себя основные виды художественной деятельности, это - рисование, лепка, аппликация и художественный труд.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающиеся овладеют навыками:

выбирать способ удовлетворения эстетических потребностей, ценностей и чувств;

владения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;

различать виды и жанры изобразительного искусства;

различать виды художественной деятельности;

понимать образную природу искусства;

эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;

применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы;

узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.


В современной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ного воспитания понимается, как форми­рование эстетического отношения пос­редством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью… Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей детей.

Художественная деятельность — спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность — веду­щий способ эстетического воспитания де­тей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следователь­но, художественная деятельность высту­пает как содержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представ­ляет собой систему специфических (худо­жественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художе­ственного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинально­го образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого об­раза-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного об­раза как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию ти­пичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы со­циальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формирования эстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разных видов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Новизна данной дополнительной образовательной программы предполагает использование современных интерактивных технологий и активных методов обучения в проведении образовательной деятельности.

Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования. Сегодня система дополнительного образования требует таких форм работы с детьми, которые могли бы стать для них способом самореализации, развития интересов и творческих способностей. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации изостудия, органично вписываясь в единое образовательное пространство ДОУ, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию эстетического отношения к окружающему миру.

1.2.Цели и задачи

Цель программы — формирование у детей старшего дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явле­ний) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет), (6-7 лет). Условия набора детей в изостудию – желание ребёнка и анализ его продуктивной деятельности. Наполняемость в группах составляет по 8 человек в каждой возрастной группе (средняя, старшая, подготовительная). Уменьшение числа учащихся в группе объясняется небольшой площадью помещения изостудии.

Программа рассчитана на два года обучения. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия группы 1года обучения проводятся 1 раз в неделю по 25 минут во 2 половине дня, занятия группы 2года обучения также проводятся 1раз в неделю по 30минут во 2 половине дня. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

1.3. Принципы формирования программы

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства ГОУ:

Специфические принципы, обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  • принцип эстетизациипредметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения(амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельностис другими видами детской активности;
  • принцип интеграцииразличных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентирана общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);
  • принцип обогащения-сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организациитематического пространства (информационного по­ля) — основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязиобобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости(ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

1) формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Методы эстетического воспитания:

Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоциональ­но-ценностное содержание. К 5-7-лет­нему возрасту дошкольник при благоп­риятных условиях уже имеет элементар­ные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувство­вать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчест­ву на основе усвоенных средств художе­ственного выражения развития продук­тивного воображения.

Деятельностный подход к формированию эстетического отношения

Культура, искусство, теория эстетичес­кого воспитания исследуются на совре­менном этапе философского осмысле­ния способа бытия в ключе всеобщей технологии человеческой деятельности. В психологии получил развитие деятельностный подход (Выготский Л. С., Гальпе­рин П. Я., Давыдов В. В., Запорожец А. В., Леонтьев А. К. и др.), согласно которому деятельность рассматривается как осно­ва и условие развития психики ребёнка. Исходя из этого, можно утверждать, что эстетическое отношение формируется только в соответствующей деятельности — эстетической.

Согласно деятельностному подходу, эстетической деятельностью можно наз­вать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержа­ние которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освое­ния и развития наличных форм культу­ры. Художественная деятельность при этом выступает как наиболее специфи­ческая область эстетической деятель­ности, направленная на эстетическое ос­воение мира посредством искусства.

Художественная деятельность — веду­щий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития де­тей на ранних этапах онтогенеза, что обосновано в исследованиях эстетиков, педагогов, психологов. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстети­ческого отношения ребёнка, представля­ет собой систему специфических пред­метных действий, направленных на восп­риятие, познание и создание художест­венного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Итак, на основе деятельиостного под­хода можно определить путь формиро­вания эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от ор­ганизации творческой художественной деятельности средствами разных видов изобразительного и декоративно-прик­ладного искусства через включение эс­тетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отноше­ния к окружающему миру.

В соответствии с этой стратегией ос­новным методом художественного вос­питания выступает метод пробуждения предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность яв­ляет не результат художественной дея­тельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое дейст­вие (Бакушинский А. В., Поддъяков Н. Н.). Следовательно, художественная дея­тельность понимается как условие, сред­ство — основа формирования эстетичес­кого отношения к окружающему миру.

Продуктивные виды детской деятельности и развитие творческих способностей дошкольников

В детской психологии установлено, что изобразительная деятельность в своём спонтанном, стихийном развитии претерпевает определённую метамор­фозу: ребёнок в рисовании переходит от целостных и диффузных графических образов, выступающих как знаки сход­ных групп предметов, к дифференциро­ванным изображениям конкретных ве­щей (Мухина В. С.).

Развивая эту общую идею, Кудрявцев В. Т. руководствуется рядом концептуальных положений, выделил критерии:

Полихудожественный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Отдельные виды художественного творчества не сущест­вуют сегодня изолированно друг от дру­га, что выражается не только в появле­нии новых синтетических жанров искус­ства, но и интегративности художествен­ного мышления, в расширении художест­венной сферы. Совершенствуются при­емы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы ху­дожественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, что является важнейшей его особенностью как фено­мена культуры.

Интеграция разных видов художест­венно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естествен­ный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятель­ность детей с опорой лишь на конкрет­ную деятельность, без подкрепления лю­бого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, про­игрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое дейст­вие. В силу возрастных особенностей «аленький ребёнок легко перевоплоща­ется, активно общается и быстро вклю­чается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художест­венной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизаци­ей и пр.).

2.2. Тематический план

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

  1. Мониторинг эффективности программы

К семи годам ребёнок способен к соз­данию нового рисунка, конструкции, об­раза, фантазии, движения и т. д., кото­рые отличаются оригинальностью, вари­ативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка характеризует ак­тивная деятельностная позиция, готов­ность к спонтанным решениям, любопы­тство, способность к формулировке воп­росов и речевому комментированию процесса и результата собственной дея­тельности, стойкая мотивация достиже­ний. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребё­нок ищет разные способы решения од­ной и той же задачи.

3.1. Предполагаемый результат

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой):

— самостоятельность и ответственность;

— способность к самооценке;

субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;

-нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

— большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

— способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость.

Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

— восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

— самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;

— проявление эстетического отношения во всех видах детской

художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

3.2. Критерии эффективности реализуемой Программы, сроки, методика, инструментарий

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Виды педагогической диагностики

  • Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
  • Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения программы воспитанниками, степень решения педагогом поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.

Методика проведения педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их

детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трѐх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трѐх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В

непринужденной игровой форме ребѐнку предлагается назвать всѐ, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребѐнка в художественных

материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать).

Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и

речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу (Приложение 1) для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

2) творческое воображение.

  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:

1) применение известного в новых условиях;

2) самостоятельность в нахождении способов (приѐмов) создания образа;

3) нахождение оригинальных способов (приѐмов), новых для ребѐнка.

1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для

2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) — рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для

Содержание диагностики.

— На этой стене — окно, а на той стене — рама с картиной. Окно — тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором — огород, за ним — дорога, за дорогой — поле с зелѐной травой, а сверху — голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всѐ время это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с картиной — наше окно. Всѐ в нѐм живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.

из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна — дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.). Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы — листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.

Читайте также: