Программа цветные ладошки доклад
Обновлено: 05.07.2024
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей деятельности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведения искусства) и предметов окружающего вида как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Планируемые результаты освоения программы:
Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.
Способность к интерпретации художественных образов.
Общая ручная умелость.
Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Дидактические принципы построения и реализации программы:
принцип культуросооброзности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
Похожие документы:
Программы дополнительного образования в 2013-2014 учебном году для детей от
Аннотация: Дмитрий Шаленый, он же Шишел-Мышел, известный вор-медвежатник, отстал от Корабля Предтечей и остался без средств к существованию на планете Чур. Его
Аннотация: Дмитрий Шаленый . над столом пачку исчерканных цветными маркерами распечаток. — Стоило . Н’Гама получил сигнал, активирующий программу самоуничтожения, и немедленно прикончил свою . мегаватт очарования. Изящная ладошка опять отодвинула в сторону .
Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы детского сада №2153
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения
. о произведениях; • составлять аннотацию и делать отзыв на литературное . цветная бумагаи др., знакомство с языком изобразительного искусства. Общая характеристика учебного предмета Программа . за руки и пожмите ладошки!) Проведение рефлексии в течение .
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.
Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов.
Такая деятельность является для ребенка:
- естественным способом освоения окружающего мира;
- понимания своего места в нем, открытие себя;
- способом развития мышления, восприятия, моторики;
- развивает ребенка эмоционально и творчески.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
В основе программы лежит триединая составляющая:
1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход.
2. Преемственность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду.
3. Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно- методическими и практическими.
Основные задачи программы :
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта : распредмечивание и опредмечивание объектов с помощью воображения и эмпатии.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Среди общепедагогических принципов выделим:
- принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- принцип цикличности: построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип интереса: построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.
Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно-эстетической деятельности :
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;
- принцип естественной радости.
Знакомятся с народно-прикладным искусством. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и средства. Например, рисовать красками, использовать пластилин и тесто, элементы аппликации. Учатся рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошкой, печатками.
Очень интересно И. А. Лыкова предлагает использовать в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, листья, ракушки, разные крупы, зубочистки, трубочки для коктейля, бисер, паетки и т. д.
свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дают более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий
творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Направленность программы
Направленность программы – художественная, по времени реализации-трехгодичная. Программа направлена на создание условий для художественно-эстетического, творческого, духовно- нравственного развития обучающихся.
Новизна программы
состоит в том, что направлена на детей младшего дошкольного возраста, начиная с 3х лет. В процессе обучения воспитанники получают знания о разнообразных приемах работы с различными материалами и приобретают навыки работы с ними. Особое внимание уделяется работе с пластичными материалами (пластилин, глина, тесто и т.п.)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед нами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения с учетом изменившихся культурно - исторических требований.
Художественное творчество - одно из главных проявлений творческого начала в ребенке, позволяющее преломлять и преобразовывать житейский и духовный опыт в художественных видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд на образной основе.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Известно, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из условий успешной подготовки детей к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, ведь доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики—один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, способности к чистописанию.
Разнообразная работа с бумагой, художественными и пластичными материалами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Лепка, рисование, аппликация, бумагопластика активизируют мыслительные процессы, стимулируют развитие памяти, творческого и пространственного воображения, художественного вкуса, способствуют концентрации внимания и самодисциплине, конструктивного мышления, прививают эстетические чувства. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Помимо прочего дети знакомятся с новыми словами, понятиями и специфическими терминами за счет чего происходит обогащение словарного запаса и общее расширение кругозора.
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления продуктивного вида деятельности словом, игрой, проигрыванием. Без этого ребенка сложно раскрыть задуманный образ, объяснить задуманное действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому продуктивную творческую деятельность детей целесообразно обогащать и поддерживать.
Необходимость создания предлагаемой образовательной программы вызвана социальным запросом в обществе, большим количеством детей дошкольного возраста, родители которых хотят дать детям основы изобразительного творчества.
Основная цель программы:
Развитие художественных способностей детей в изобразительной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи программы:
Формирование умений и навыков работы с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ;
Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль;
Формирование умения осуществлять свой замысел через ИЗО и ДПИ;
Знакомство с жанрами изобразительного искусства;
Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
Развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;
Развитие навыков работы с различными материалами;
Развитие умения различать цвета и оттенки;
Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;
Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру, к своей Родине, к искусству разных стран и народов;
Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
Воспитывать аккуратность и бережливость.
Отличительная особенность программы
заключается в том, что особое внимание уделено работе с пластичными материалами во всем их многообразии (пластилин, масса для лепки, солёное и бумажное тесто), применяются различные техники и методы работы с пластичным материалом. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы. Параллельно осуществляется знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Адресность дополнительной общеразвивающей программы:
программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, не имеющих какой-либо подготовки, специальных навыков и базовых знаний.
Возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы:
первый год обучения дети 3-4 года, второй год обучения дети 4-5 лет и третий год обучения дети 5-6 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Условия формирования групп:
группы одновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий год обучения, наполняемость – 10-12 человек.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Срок реализации образовательной программы три года.
Режим занятий:
Занятия проходят в вечернее время 1 раз в неделю для групп базового уровня (4-5 летки по 2 часа, всего 56 часов в год) и 2 раза в неделю для групп расширенного уровня (3-4 летки 2 часа, всего 56 часов в год), (4-5 летки 3 часа, всего 84 часа в год). (5-6 летки 4 часа, всего 112 часов в год).
Основные формы организации деятельности детей на занятиях:
Занятия проводятся по группам и индивидуально, реализуя принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Формы проведения занятий различны, это — беседа, рассказ, показ способа действия, экскурсия, занятие-игра, наблюдение, непосредственное выполнение работы. Занятия имеют интегрированную форму обучения с использованием музыки, литературы, гимнастики.
Психолого-педагогическое обоснование:
Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительного периода развития, и в манипуляциях с пластичными материалами их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.
К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор и дети способны различать цвета и оттенки и знать их названия. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению. Действия руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. На начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом нанесения линий и пятен.
К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.
Структура организации образовательной продуктивной деятельности:
Первый тематический модуль:
Задачи: Заинтересованное восприятие (наблюдение, любование, созерцание) различных природных проявлений.
Создание при помощи разнообразных художественных материалов одухотворенных образов неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей и т.п.
Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
Второй тематический модуль:
Задачи: Заинтересованное наблюдение за жизнью животных в природе.
Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п.
Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и в жанре иллюстрации.
Третий тематический модуль:
Заинтересованное наблюдение за жизнедеятельностью человека (быт, производство, отдых праздники и др.)
Изображение различными художественными материалами одухотворенных образов людей разных возрастов и профессий.
Изображение предметного окружения человека (посуда, одежда, транспорт, архитектура).
Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом, историческом и фантастическом жанрах, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
Каждый из тематических модулей включает в себя основные виды художественной деятельности, это - рисование, лепка, аппликация и художественный труд.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающиеся овладеют навыками:
выбирать способ удовлетворения эстетических потребностей, ценностей и чувств;
владения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
различать виды и жанры изобразительного искусства;
различать виды художественной деятельности;
понимать образную природу искусства;
эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы;
узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью… Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность — специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Новизна данной дополнительной образовательной программы предполагает использование современных интерактивных технологий и активных методов обучения в проведении образовательной деятельности.
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации системы образования. Сегодня система дополнительного образования требует таких форм работы с детьми, которые могли бы стать для них способом самореализации, развития интересов и творческих способностей. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации изостудия, органично вписываясь в единое образовательное пространство ДОУ, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию эстетического отношения к окружающему миру.
1.2.Цели и задачи
Цель программы — формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет), (6-7 лет). Условия набора детей в изостудию – желание ребёнка и анализ его продуктивной деятельности. Наполняемость в группах составляет по 8 человек в каждой возрастной группе (средняя, старшая, подготовительная). Уменьшение числа учащихся в группе объясняется небольшой площадью помещения изостудии.
Программа рассчитана на два года обучения. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия группы 1года обучения проводятся 1 раз в неделю по 25 минут во 2 половине дня, занятия группы 2года обучения также проводятся 1раз в неделю по 30минут во 2 половине дня. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.
1.3. Принципы формирования программы
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизациипредметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения(амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельностис другими видами детской активности;
- принцип интеграцииразличных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентирана общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения-сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организациитематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязиобобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости(радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Методы эстетического воспитания:
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 5-7-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.
Деятельностный подход к формированию эстетического отношения
Культура, искусство, теория эстетического воспитания исследуются на современном этапе философского осмысления способа бытия в ключе всеобщей технологии человеческой деятельности. В психологии получил развитие деятельностный подход (Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Давыдов В. В., Запорожец А. В., Леонтьев А. К. и др.), согласно которому деятельность рассматривается как основа и условие развития психики ребёнка. Исходя из этого, можно утверждать, что эстетическое отношение формируется только в соответствующей деятельности — эстетической.
Согласно деятельностному подходу, эстетической деятельностью можно назвать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры. Художественная деятельность при этом выступает как наиболее специфическая область эстетической деятельности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей на ранних этапах онтогенеза, что обосновано в исследованиях эстетиков, педагогов, психологов. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических предметных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Итак, на основе деятельиостного подхода можно определить путь формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства через включение эстетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру.
В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения предельной самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность являет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (Бакушинский А. В., Поддъяков Н. Н.). Следовательно, художественная деятельность понимается как условие, средство — основа формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Продуктивные виды детской деятельности и развитие творческих способностей дошкольников
В детской психологии установлено, что изобразительная деятельность в своём спонтанном, стихийном развитии претерпевает определённую метаморфозу: ребёнок в рисовании переходит от целостных и диффузных графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к дифференцированным изображениям конкретных вещей (Мухина В. С.).
Развивая эту общую идею, Кудрявцев В. Т. руководствуется рядом концептуальных положений, выделил критерии:
Полихудожественный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, что является важнейшей его особенностью как феномена культуры.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей «аленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.).
2.2. Тематический план
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
- Мониторинг эффективности программы
К семи годам ребёнок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. д., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребёнок ищет разные способы решения одной и той же задачи.
3.1. Предполагаемый результат
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой):
— самостоятельность и ответственность;
— способность к самооценке;
субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
-нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
— большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
— способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
— восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
— самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
— проявление эстетического отношения во всех видах детской
художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
3.2. Критерии эффективности реализуемой Программы, сроки, методика, инструментарий
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
Виды педагогической диагностики
- Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).
- Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения программы воспитанниками, степень решения педагогом поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.
Методика проведения педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их
детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трѐх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трѐх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В
непринужденной игровой форме ребѐнку предлагается назвать всѐ, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребѐнка в художественных
материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать).
Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и
речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу (Приложение 1) для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
- Характеристика отношений, интересов, способностей в области
2) творческое воображение.
- Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приѐмов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приѐмов), новых для ребѐнка.
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)
Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) — рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для
Содержание диагностики.
— На этой стене — окно, а на той стене — рама с картиной. Окно — тоже рама с картиной. Картина за окном больше, потому что там двор, за двором — огород, за ним — дорога, за дорогой — поле с зелѐной травой, а сверху — голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака. И на картине тоже есть небо и облако. Всѐ время это облачко стоит на одном месте. В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой. Через раму картины ничего не видно. Самая лучшая рама с картиной — наше окно. Всѐ в нѐм живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна — дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.). Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы — листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.
Читайте также: