Доклад по сбитому над украиной боингу

Обновлено: 03.05.2024

Вывод 3: Украина виновна, поскольку обязана была закрыть воздушное пространство и не сделала этого

Куда важнее: кто же должен нести ответственность за эту трагедию? И вот этому посвящен фактически весь второй раздел доклада Совета безопасности.

Голландцы указывают на неточность и нестыковки некоторых сводок, а также отрывочность и неполноту сведений. Например, следственная комиссия так и не смогла добиться от Украины элементарных сведений — о высоте, на которых были сбиты некоторые из украинских самолетов.
То есть Украина попросту не предоставила данных голландскому следствию! Вопрос: почему?

При этом отчет недвусмысленно свидетельствует, что следственная группа неоднократно обращалась с официальными запросами к Киеву и проводила опросы ряда официальных лиц, включая представителей Министерства обороны Украины.

Но даже имеющихся в докладе сведений голландцам хватило для того, чтобы задаться вопросом: почему же, при наличии всех этих тревожных известий о присутствии такой техники в Донбассе, Украина все-таки не закрыла воздушное пространство над зоной конфликта?

Составители отчета пошли дальше, приведя совсем уж фантасмагорические заявления украинской стороны о том, что их авиация расстреливалась с российской территории (5.6). Опять-таки логично поставить вопрос: если вы уж в самом деле уверены в том, что на стороне вашего противника выступила Россия, то вы-то уж наверняка знаете, что у РФ есть боевая техника, способная поражать цели на любой высоте? И если вы сами верите в то, что озвучиваете для западной прессы, то почему же не защищаете гражданскую авиацию в своем воздушном пространстве от возможного поражения?

Есть, правда, одно существенное расхождение: по поводу типа задействованной ракеты — устаревшая 9М38 или модернизированная 9М38М1. Тут стоит выделить один любопытный момент: СБ Нидерландов определил, что боеголовка, которой был поражен авиалайнер, могла быть запущена при помощи как одного, так и другого типа ракеты (3.6.5). Однако любопытен тот факт, что данный вывод базируется на основе лишь заявления… Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Украины! Честно говоря, мне сложно представить, что киевские криминалисты являются большими знатоками в области зенитно-ракетной техники. И уж базировать столь существенный вывод исключительно на их заявлении — довольно сомнительное решение следователей.

При этом, конечно же, отчет Совета безопасности Нидерландов не является судебным приговором. Однако официально обнародованные выводы следствия наверняка станут основой для судебных исков со стороны родственников погибших в этой авиакатастрофе.

Судя по всему, именно такие предварительные выводы сделаны и голландскими адвокатами, которые уже заявили, что изучают доклад Совета безопасности на предмет возможности судебных исков именно против Украины.

Следователи и детективы установили личности 100 человек, которые, возможно, причастны к катастрофе

Об этом было объявлено сегодня в ходе презентации для родственников погибших в катастрофе. Государства, входящие в Международную следственную группу (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведут совместное уголовное расследование причин катастрофы авиалайнера.

Сегодня следствием были представлены промежуточные выводы, в том числе относительно системы вооружения, из которой был сбит самолет, и места запуска ракеты. Следствие в отношении виновных в катастрофе продолжается.

Версии

Проведенные экспертные исследования, показания свидетелей, данные, снятые с сетей мобильной связи, спутниковые снимки, радиолокационные данные, экспертные заключения и прочие доказательства, которыми располагает следствие, указывают на то, что самолет был сбит зенитным комплексом с земли.

При этом отмечается, что Международной следственной группой были проработаны и другие версии причин катастрофы. В частности, следствием были исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Напротив, результаты экспертных исследований подтверждают версию о том, что самолет подвергся разрушающему воздействию извне. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом была проработана, однако на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований она была признана несостоятельной.

Международная следственная группа располагает достаточным количеством радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины. На основании этих данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН-17, поблизости не находилось.

Средства поражения

Видео презентация: Средства поражения:

Судебная экспертиза

В задачи группы экспертов входило установление связи между обнаруженными фрагментами и обстоятельствами сбития рейса МН17. Необходимо было доказать, что данные фрагменты не находились на рассматриваемой территории до момента катастрофы и не были помещены туда третьими лицами впоследствии. Место катастрофы не было огорожено в целях проведения осмотра судебно-медицинскими экспертами. Очевидно, что доступ к месту падения самолета был свободный.

Два примера, подтверждающие наличие связи:

Видео презентация: Судебная экспертиза:

Транспортировка ЗРК

Территория запуска ракеты

Журналисты взяли интервью у свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты с небольшого расстояния от места запуска. Эти свидетели утверждают, что они слышали очень интенсивный и высокий свистящий звук.

Виновные лица

После того, как мы определили, что произошло, следствие сейчас сосредотачивает основное внимание на установлении виновных лиц. Чтобы дать ответ на этот вопрос понадобится много времени. На данный момент Международная Следственная Группа установила личность около 100 людей, которые могут быть причастны к сбитию MH17 или транспортировке самоходной огневой установки БУК. Международная Следственная Группа получала сведения об этих людях из разных источников, таких как записи перехваченных телефонных разговоров и показания свидетелей.

Кроме этого ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами.

Международная следственная группа хочет подчеркнуть, что она продолжает разыскивать дополнительную информацию и доказательства, в том числе и информацию про свидетелей, которые имели непосредственное отношение к совершенному преступлению. Украинское законодательство предполагает меньший срок заключения, а при определенных обстоятельствах освобождение от криминальной ответственности для тех, кто будет сотрудничать со следствием.

Международная следственная группа будет активно включена в расследование в ближайшее время, и из этих соображений соглашение с Международной следственной группой было продлено вчера до 1 января 2018 года”.

Видеореконструкция работы «Бука:

В ДНР отреагировали на представленный сегодня доклад: Эдуард Басурин, заместитель командующего оперативным командованием самопровозглашенной республики заявил, что считает выводы международной комиссии неверными.

В Минбороны РФ обращают внимание на то, что украинская сторона ведет расследование в ложном направлении, утаивая "невыгодные" данные о катастрофе MH17.

Уже последовала первая реакция политиков: депутат Леонид Слуцкий, который в Госдуме нового созыва возглавит Комитет по международным делам, назвал выводы международных экспертов "крайне политизированными" - он им не верит.

Обломки

17 июля исполняется три года с тех пор, как ракета в небе над восточной Украиной сбила пассажирский "Боинг-777" авиакомпании Malaysian Airlines. Погибли 298 человек. Как установило международное расследование, самолет был сбит с земли.

Международная экспертно-журналистская расследовательская группа Bellingcat опубликовала доклад, обобщающий доказательства причастности к этому пророссийских сепаратистов и опровергающий наиболее известные альтернативные версии.

Русская служба Би-би-си прочитала 72-страничный документ - вот его основные пункты.

Как развивались события до и после падения MH17: версия Bellingcat

  • В период с 23 по 25 июня 2014 года военнослужащие 53-й зенитно-ракетной бригады перегнали несколько транспортных средств к российско-украинской границе. В их числе была ракетная установка "Бук" под номером 332.

Автор фото, BELLINGCAT

"Бук" под номером 332 на территории России в 2012 году

  • Утром 17 июля 2014 года (здесь и далее указано местное время) установка находилась в Донецке. Там "Бук" погрузили на платформу грузовой машины. Оттуда она направилась на восток через территорию, подконтрольную пророссийским сепаратистам. Номер "Бука" был замазан, однако Bellingcat удалось опознать установку по вмятинам и следам краски.
  • За перевозку установки в Донбасс отвечал оставной российский офицер Сергей Дубинский с позывным "Хмурый", утверждала группа. В 2014 году Дубинский был начальником разведки в подразделении сепаратистов, которое возглавлял Игорь Стрелков (настоящая фамилия - Гиркин). Стрелков, живущий сейчас в Москве, считается одним из главных идеологов движения "Новороссия", выступающего в поддержку сепаратистов в Донбассе и в защиту так называемого "русского мира".
  • Днем того же дня грузовик с "Буком" прибыл в город Снежное (Снiжне), находящийся примерно в 80 километрах от Донецка. Из Снежного установка двинулась своим ходом на юг.
  • Около 16:20 17 июля "Бук" сбил "Боинг" авиакомпании Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту рейса MH17 было 298 человек. 196 из них были гражданами Нидерландов. Все они погибли.

Автор фото, BELLINGCAT

После участия в военных действиях в Донбассе Сергей Дубинский ("Хмурый") вернулся к мирной жизни. Фотография опубликована в соцсети в августе 2016 года

  • Утром 18 июля "Бук" под номером 332 был заснят на видео. Он проезжал через подконтрольный сепаратистам Луганск. На установке не хватало одной ракеты. Перехваченные беседы сепаратистов свидетельствуют о том, что вскоре после этого ракетная установка вернулась в Россию.

Что не так с другими версиями

Причиной гибели пассажирского лайнера стала ракета "земля-воздух", выпущенная из установки "Бук". К такому выводу пришел Совет безопасности Нидерландов и Объединенная следственная группа, куда, помимо голландцев, вошли представители правоохранительных органов Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины.

Российские власти продолжают утверждать, что в крушении виновата украинская сторона.

Кроме того, в интернете циркулирует ряд конспирологических версий: о том, что MH17 был подорван изнутри, а также о связи крушения с таинственным исчезнованием другого рейса "Малайзийских авиалиний" - MH370 - в небе над Южно-Китайским морем.

21 июля Министерство обороны России опубликовало документы по катастрофе. Среди материалов были сильно отредактированные спунтниковые снимки, сделанные в другое время, выяснил Bellingcat с помощью экспертов по фотомонтажу.

По версии российского военного концерна "Алмаз-Антей", который провел собственное расследование, уничтожившая самолет ракета была снята с вооружения российской армии и выпущена с территории, которую не контролировала ни одна сторона конфликта.

Песков: делать выводы о причинах крушения MH17 рано

Сведения "Алмаз-Антея", обнародованные в октябре 2015 года, не подтверждаются показаниями очевидцев перемещений "Бука", общедоступной информацией и оценками Совет безопасности Нидерландов, подчеркивается в последнем докладе Bellingcat.

Другая альтернативная версия приписывает пуск ракеты, сбившей "Боинг", украинскому "Буку" за номером 312. Ошибка была сделана Службой безопасности Украины, опубликовавшей не тот "Бук" 19 июля 2014 года. У двух машин "мало общего", отмечается в докладе Bellingcat.

Автор фото, BELLINGCAT

Изображение, опубликованное Службой безопасности Украины 19 июля 2014 года. На фотографии сверху - "Бук" 332 в Луганске. На нижнем снимке от 19 марта того же года - украинский "Бук" 312

Как проводилось расследование

Доклад Bellingcat основан на данных из открытых источников, доступных в интернете: репортажах журналистов, фотографиях и видеозаписях в социальных сетях и спутниковых снимках. Группа была создана британским журналистом Элиотом Хиггинсом в 2014 году.

В МИД России называли докзательства, собранные группой, "сфальсифицированными".

"Всю эту чушь под вывеской Bellingcat готовят в целях дополнительного заработка полтора десятка блогеров, которые, как вы понимаете, не имеют вообще никаких данных и представления о реальных аспектах происшествия", - заявила в марте 2016 года на брифинге внешнеполитического ведомства его официальный представитель Мария Захарова.


Уголовное расследование катастрофы было инициировано 28 июля 2014 года. В этот день при содействии Евроюста состоялось совещание представителей Интерпола, Европола, Украины и 11 стран, чьи граждане находились среди жертв катастрофы. По результатам этого совещания 7 августа была сформирована международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины. 4 декабря 2014 года в состав JIT вошла Малайзия.

Роль России

В отличие от DSB Объединенная следственная группа была сформирована по европейским процессуальным нормам странами, имеющими юридическое основание вести уголовное расследование гибели рейса МН17. У России таких оснований нет, как и отдельного уголовного делопроизводства по гибели рейса МН17. Мы сотрудничаем с JIT в рамках оказания правовой помощи уголовному расследованию (согласно Резолюции №2166 Совета безопасности ООН от 21 июля 2014 года) в лице Следственного комитета, с переменным успехом отвечая на запросы Национальной прокуратуры Нидерландов. Несмотря на регулярные российские заявления о том, что мы неоднократно просились в состав JIT, а нам каждый раз отказывали, не существует ни одного документально подтвержденного запроса с нашей стороны и отказа со стороны голландцев.

Как любое уголовное расследование, деятельность JIT носит закрытый характер, потому что транспарентность может способствовать сокрытию, искажению или уничтожению улик и затруднить привлечение подозреваемых в совершении преступления к ответственности. Время от времени JIT оглашает промежуточные результаты расследования, представляя уже доказанные обстоятельства гибели рейса МН17. Это делается не только для того, чтобы информировать о ходе следствия. Представляя предварительные результаты расследования, Объединенная следственная группа каждый раз публично обращается к возможным свидетелям с просьбой помочь в сборе улик. От России JIT не получила ответы на часть запросов и не имеет возможности проводить следственные действия в восточной Украине.






19 июня 2019 года в ходе третьей пресс-конференции JIT на основании накопленных доказательств были предъявлены обвинения в причастности к уничтожению рейса МН17 первым четырем подозреваемым (с объявлением их в международный розыск): трем гражданам России (Игорю Гиркину, Сергею Дубинскому и Олегу Пулатову) и одному гражданину Украины (Леониду Харченко). Кроме того, была названа дата начала судебного процесса по делу МН17 — 9 марта 2020 года.

Российские версии

Главная версия

Впервые предпосылки этой версии прозвучали на брифинге российского Министерства обороны 21 июля 2014 года, когда были представлены:


— космические снимки с ракетными установками в Зарощенском 17 июля и их отсутствие на следующий день, 18 июля 2014 года (позже подлинность снимков и их датировка были оспорены исследователями из Bellingcat.



Дата и время проведения второй пресс-конференции тоже были выбраны неслучайно: спустя несколько часов в этот же день в Нидерландах состоялась презентация итогового отчета технического расследования DSB.



Новый доклад по Боингу-777: к трагедии причастны порядка ста человек

Международная следственная группа при нидерландской прокуратуре отчиталась о результатах расследования по сбитому в Донецкой области в 2014 году Боингу-777. Этот доклад не окончательный. Год назад о катастрофе отчитался Совет Безопасности Нидерландов (большинство погибших были гражданами этой страны).

Во многом доклад группы повторил результаты расследования годичной давности, но, кажется, стал еще более осторожным - нет прямых обвинений и даже намека на ответственность России (кроме факта того, что "Бук", из которого сбили самолет, привезли именно отсюда). Также не назвали имена виновных.

Международная следственная группа установила:

- самолет сбили ракетой зенитно-ракетного комплекса "Бук" с поля близ Первомайского;

- "Бук" доставили на территорию Донбасса из РФ, потом возили по не подконтрольной территории (Красный Луч, Дебальцево и Луганск) на грузовике Volvo, чтобы увезти обратно;

- рейс МН17 сбили ракетой серии 9М38;

- почему Украина не закрыла небо над Донецком – вне расследования;

- что случилось с "Буком" в России – пока не раскрывается;

- расследование продлили до 2018 года;

- виновными могут оказаться около ста человек, их имена назовут, но когда - зависит от того, как быстро будет идти расследование (год назад имена обещали назвать):

- не раскрывается действовал экипаж "Бука" по приказанию сверху или нет;

- этот доклад – неокончательный; все обвинения будут в суде;

- комиссия опровергла российскую версию о том, что "Бук" располагался в селе Зарощенское (по версии "ДНР", во время катастрофы его контролировали украинские военные);


Главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке на пресс-конференции рассказал, что комиссия просмотрела полмиллиона видео, прослушала множество перехваченных телефонных переговоров.

Он отметил, что финальное слово остается за судом, но следователи отбирали доказательства по высочайшим стандартам. Все, что им известно, не расскажут, чтобы не повлиять на дальнейшее расследование.

На пресс-конференции от Украины присутствовал первый заместитель генпрокурора Дмитрий Сторожук.

- Хочу поблагодарить прокуратуру Нидерландов. Эта трагедия произошла на территории Украины, которая, к сожалению, сейчас не подконтрольна власти. Украина как никто заинтересована в объективном расследовании преступления. Мы готовы дать всю помощь, - сказал он.

Подробно: "Бук" в Украину на белом грузовике Volvo

Группа сразу исключила версии теракта и технической неисправности, а также то, что самолет сбили с другого самолета. Далее представители включили фрагмент телефонного разговора, где говорится о "Буке".

Два человека на русском языке говорят, что привезли "Бук" на белом грузовике Volvo на территорию, подконтрольную сепаратистам. Разговор датирован 16-17 июля. После выстрела по самолету "Бук" вернулся в Россию. Его части нашли в районе трагедии.


"Бук" стрелял с территории неподалеку от Снежного. Это подтверждает Европейское космическое агентство. Следователи пришли к выводу, что из Зарощенского выстрела быть не могло.

Реакция на доклад

Первыми отреагировали в так называемой "ДНР".

- Такого рода систем ПВО на нашем вооружении не было, ни систем, ни специалистов. Поэтому сбить "Боинг" мы не могли, - отреагировал на доклад представитель "ДНР" Эдуард Басурин (цитата "Интерфакс").

Российская сторона накануне оглашения результатов расследования отказалась признавать отчет. В Москве предупредили, что если точкой пуска назовут Снежное, а ракетой - уже списанную 9М38 (что и произошло, - Авт.), то тем самым повторят прежнюю версию технического отчета.


Версия России

Сразу после трагедии в Москве утверждали, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с украинского самолета. Потом заявили, что "Бук", который произвел выстрел, находился на территории, контролируемой украинскими военными. Накануне оглашения результатов следствия, российская сторона опять выдала старую версию об украинском самолете, который якобы находился поблизости маршрута Боинга.

В качестве "подтверждения" этой версии Москва привела данные российских радиолокаторов и показания нескольких свидетелей из местных жителей, которые разглядели в воздухе на высоте 10 километров "один, а может и два украинских Су-25".

Потом российская сторона опровергла свое же заявление.

- Никаких сторонних воздушных объектов поблизости от малайзийского самолета радиолокатор не фиксировал. До момента разрушения самолета мы наблюдаем отсутствие сторонних объектов, - заявил заместитель главного конструктора радиолокационного комплекса "Утёс-Т" Виктор Мещеряков.

СПРАВКА "КП"

Боинг MH17 малайзийских авиалиний сбили 17 июля 2014 года над Грабово Донецкой области. Самолет совершал рейс Амстердам- Куала-Лумпур. В результате крушения погибли 298 человек, включая 15 членов экипажа. Год назад на докладе Совета безопасности говорилось, что пассажиры погибли мгновенной смертью, не успев понять, что произошло, и не испытывая мучений.

Читайте также: