Доклад по русскому языку школа 8 вида

Обновлено: 30.06.2024

Низкий уровень развития речевой культуры является причиной, препятствующей включению в социум обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В докладе приведены примеры видов работ по развитию речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которые способствуют коррекции и развитию речевой культуры обучающихся коррекционных школ .

Оценить 2907 0

( выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла)

Подготовила:

учитель русского языка

Жданкина И.Н.

Актуальность:

Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью ,является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания , не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.

Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия .Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.

Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно- отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

Как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты , какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе , возможно использовать и в коррекционной. Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно- отсталых учащихся?

В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы. Известные педагогике : рассказ. Объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом:

- это и знакомство с новыми словами;

- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;

- словарно-орфографическая работа на уроке;

- работа со словарем.

В зависимости от того ,какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,

- может исследовать грамматические цели;

- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

* замена слова в словосочетании –

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело…

* подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

* составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая

грязный – руки, овощи, улица

* нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

русский язык – язык во рту

носить очки – набрать очки

месяц года – месяц на небе

* рисование на тему многозначного слова.

Работа над образным сравнением.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Горячий, как огонь.

Легкий, как . .

Черный, как . .

Острый, как .

Красный, как .

Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.

Все указанные направления работы я объединила в один вид - комплексный анализ словарного слова с опорой на схему.

Групповая работа со словарным словом.

Комплексный анализ слова.

1.Прочитай слово выразительно.

2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Которую необходимо запомнить в слове.

3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./

4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /балото/.

5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения под диктовку учителя или с образца.

6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

7. Подберите словосочетания с данным словом.

8. Составьте предложение.

9.Выбор лучших предложений, запись на доске лобо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.

10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики .Для развития речевых способностей умственно- отсталых учащихся на уроке письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.

Читаю учащимся неоконченный рассказ:

Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами:

-Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.

- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.

- Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.

- Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.

1.Цвет, возможные варианты цвета.

3.Степень зрелости. Вкусовые качества.

5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.

Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские способности, наблюдательность.

На уроках чтения при изучении сказок предлагаю детям описать сказочного героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя. Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя после минутной подготовки, остальные дети по описанию должны узнать его. В конце года при обобщении прочитанного за год подобную работу провожу не только по сказкам, но и другим изученным произведениям.

С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:

1.Составь как можно больше предложений из данных слов.

Пример: творог, верблюд, матрос.

Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.

2.Расскажи другими словами.

Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество,сваренное из ягод и сахара). И т.п.

3.Назови аналоги предмета.

Пример : лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)

Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.

5.При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:

Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.


На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества обучающихся с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Актуальность и перспективность. Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы.

Концептуальность. Одной из задач развития речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание обучающихся тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Мои наблюдения по уровню развития словаря и уровню усвоения образных выражений обучающимися показали, что почти у всех у них довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Обучающиеся не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов. Выявлено также, что обучающиеся с нарушениями интеллекта понимают более простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, в прямом значении, или не понимают совсем.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

обогащать, уточнять и активизировать словарь обучающихся разными частями речи;

учить обучающихся устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира, обогащать словарь образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями);

учить обучающихся употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения в связной речи, как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.

Для реализации вышеназванных задач использую методы:

личностно - ориентированного обучения;

здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала;

Обучающийся является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность обучающегося к самообразованию и самовоспитанию.

Наличие теоретической базы опыта. Решение проблемы развития связной речи у обучающихся с нарушениями умственного развития находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике (Василевская В.Я., Бойнов Д.И., Алексина Л.И., Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.). Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает усвоение речи обучающимися. Речь одна из линий развития ребенка через устную монологическую речь. Речь – чудесный дар от природы - не дается от рождения, а приобретается в процессе творческого труда. Формирует взгляды и убеждения и оказывает огромную услугу в познании мира. Обучающиеся овладевают правильным и чистым произношением и работают над словом и переходят к расширению запаса слов.

Ведущая педагогическая идея. Главная цель моей работы с обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление обучающегося как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Оптимальность и эффективность средств. Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

создание положительных эмоциональных ситуаций;

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.

Речевая разминка и упражнения.

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе: Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами?

Дети: За грибами!

Вместе: Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем?

Дети: Что же
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!

5. Проведение игры " Птичья стая ".

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Такая игра очень нравится обучающимся, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.

Системное и регулярное использование данных упражнений помогает развивать речь обучающихся. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока, оказывает большую помощь на уроках чтения. Обучающиеся становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Они выражают свои мысли более ярко и полно.

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:

"Волшебные кляксы".

Цель: развитие воображения и речи.

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Обучающиеся по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

"Сочиняем сказку".

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Обучающимся предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

На протяжении всего обучения необходимо систематически проводить словарную работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность. В ходе такой работы обучающиеся узнают о многозначности слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа на этическую тему.

Какой герой этого произведения кажется вам положительным? Докажите ответ своими словами и словами из текста.

У какого героя проявляются отрицательные черты характера? Почему? Докажите свой ответ.

Как вы расцениваете поступок данного героя?

Чему учит вас это произведение?

Какое настроение создает прочитанное произведение?

Кто вам больше всего запомнился? Почему?

Что бы вы хотели изменить в себе, прочитав данное произведение?


Для активизации деятельности на уроке слабым учащимся целесообразно использовать индивидуальные карточки, с помощью которых можно прийти к определенному выводу. Более сильные ученики оценивают ответ своих одноклассников, добавляют свои выводы, отстаивают собственную точку зрения.
Важным моментом в беседе является использование репродукций картин известных художников, т.к. их восприятие обогащает представления детей с проблемами в развитии. Помимо развития речи учащихся, обогащения их словарного запаса, этот метод помогает наглядно увидеть эмоциональный настрой героев картины, воспитывает в них чувство сопереживания, помогает сделать правильный вывод о характере поступка, изображенного на репродукции.
Сказкотерапия.
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет сказка. В коррекционной школе ее роль возрастает, что обусловлено конкретностью, образностью мышления детей с проблемами в развитии. При изучении сказок учителю представляется большая возможность научить детей откликаться на события и явления, выражать их отношение к добру и злу, к прекрасному и безобразному. Сказке принадлежит значительное место на первоначальном этапе усвоения нравственных понятий, так как здесь они воплощены в легко доступных, ярких образах. Еще ярче, эмоциональнее проходят уроки при изучении сказок с применением репродукций, картин или видеозаписи. Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу урок.
Упражнения, направленные на коррекцию логического мышления продумываю так, чтобы они носили и воспитывающий характер, были направлены на формирование нравственных качеств.
Упражнение 1.
На доске написано:

Могу надеяться. Нельзя надеяться .

Учащиеся получают карточки со словами честный, злой, лживый, добрый, беспечный, ответственный, трудолюбивый, ленивый.

Задание: разместить карточки под соответствующим заголовком.
Упражнение 2.
На доске размещены слова мужественный, решительный, смелый, волевой, боязливый.

Учащимся дается задание убрать лишнее слово. Объяснить свой выбор.
Упражнение 3.
Найти пару к каждому из слов:

честный ответственный

порядочный отзывчивый

добрый работящий

наука зло
добро ложь
трудолюбие трусость
честность глупость
храбрость ложь
Учащиеся располагают их парами:

наука побеждает глупость

добро зло
трудолюбие лень
честность ложь
храбрость трусость

Задания можно варьировать в зависимости от поставленной цели.

Немаловажную роль в привитии нравственных качеств играют пословицы и поговорки.

Много поучительного и воспитывающего можно почерпнуть из этого жанра устного народного творчества. Важно научить учащихся понимать их смысл, сопоставлять их с содержанием произведения

При изучении произведений на героическую тему, спрашиваю у учащихся, какие поговорки и пословицы о подвиге, о героизме они знают. Выбираем вместе наиболее удачные. Если учащиеся затрудняются назвать наиболее подходящие пословицы и поговорки, даю несколько вариантов, например:

Под лежачий камень вода не течет.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение и совершенствование педагогических методов коррекции развития детей с РВЗ.

Серпокрылова Г. Н.,

Доклад по теме:

Особенности речевого развития учащихся специальной

(коррекционной) школы 8 вида.

Внедрение и совершенствование педагогических методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их здоровьесбережению, формированию психического и физического здоровья и социально-бытовой адаптации .

- пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди учащихся ;

- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;

- повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- концентрическое использование педагогических методов коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их здоровьесбережению, с учетом возрастных особенностей учащихся;

- коррекция и развитие мелкой и крупной моторики, опорно-двигательного

аппарата ,органов зрения, слуха, обоняния ,мыслительной и психической

- преодоление негативных особенностей подросткового возраста: снижение

успеваемости, работоспособности, интереса к школьным занятиям и т.д.,

- компенсация специфических особенностей личности,обусловленных

дефектом развития учащегося,

- формирование адаптивно-оздоровительных навыков учащихся средствами

всех учебных предметов, занятий со специалистами и мероприятий

Специальная (коррекционная) школа является системой помощи и поддержки, которая особенно необходима ребенку с ограниченными возможностями здоровья. 90% детей, обучающихся в специальной(коррекционной) школе 7,8 видов г. Электрогорска, имеют речевые нарушения. Для учащихся с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них, в основном, поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие вялые, пассивные. Это обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику и мелкую моторику. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности.

Наш опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, одной из которых является связь между учителем-логопедом и учителем русского языка и чтения. Такая взаимосвязь на сегодня просто необходима, т.к. логопедические занятия посещают только дети 1- 4 классов, и не у всех учащихся к концу 4 класса удаётся скорректировать речевые нарушения вследствие тяжелой речевой патологии.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества ,игровые технологии ,технологии уровней дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.

На каждом уроке, независимо от предметной дисциплины, учителем проводятся физкультминутки: в классах начальной школы – в течение урока проводятся несколько физкультминуток (1 – на коррекцию и развитие мелкой моторики рук, 2 – на коррекцию и развитие крупной моторики рук и опорно-двигательного аппарата,3 – на коррекцию и развитие зрения учащихся), в классах средней школы – проводится одна физкультминутка

( на 17 минуте урока), включающая в себя все элементы коррекции.

учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – сидит за конторкой. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса могут выстоять за ними не более 5 минут за урок. Затем это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют позы тела в ходе урока.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке.

Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

К числу эффективных средств коррекции речевых нарушений относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Они не требуют особых усилий, но, тем не менее, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов. На сегодняшний день известно достаточно много методов нетрадиционного воздействия.

Многие из них применяются на логопедических занятиях.

2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые на

логопедических занятиях.

Аромотерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений. При её использовании нормализуется мышечный тонус, повышается работоспособность, настроение, уверенность себе.

Масло ромашки, лаванды оказывает успокаивающее воздействие. Для создания особенного настроения, повышения работоспособности используется шалфей, масло чайного дерева, розмарин.

При использовании музыкотерапии создаётся положительный эмоциональный фон, стимулируются двигательные функции, развиваются и корректируются сенсорные процессы, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат.

Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований.

Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.

Положительное влияние на организм

Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие

Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Успокаивающее действие, создание хорошего настроения

Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния

Нами было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Поэтому, в зависимости от состояния ребёнка можно создать цветовой фон освещения.

Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

3. Здоровьесберегающие технологии, применяемые на

уроках русского языка и чтения.

Учитель ставит перед собой следующие цели и задачи:

повторение и закрепление знаний по русскому языку, которые дадут возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь учащихся по данным темам, помогут применять полученные в школе знания по соблюдению личной гигиены и правильного питания, предупреждению заболеваний, закаливанию и здоровому образу жизни.

Подбирает следующий лексический материал:

Здоровый нищий счастливее больного короля.

Здоровье не купишь.

В здоровом теле - здоровый дух.

Глаза – зеркало души.

Аппетит приходит во время еды.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Маникюр, дезодорант, шампунь, гель, туалетные принадлежности, косметика, косметические средства0бритвенные принадлежности, гигиенические средства, макияж, педикюр, бассейн, ванна, водные процедуры, здоровье, образ жизни, умываться, причесываться, расчесываться, мыться, стричься, бриться, закаляться, ухоженный, красивый,

опрятный, чистый, аккуратный, питание (детское, диетическое, вегетарианское), рецепт и т.д.

1)замените имя существительное с предлогом именем прилагательным и запишите словосочетания.

Образец: Кабинет для маникюра – маникюрный кабинет .

Ножницы для маникюра -

Набор для маникюра –

2) спишите текст, дописывая окончания имен прилагательных.

Здоров… ногти должны быть тверд…,гладк…,розоват… .

Под воздействием воды ,моющ… средств или неправильн… питания они становятся хрупк… и ломк… . Чтобы ногти были здоровы ,надо следить за питанием . Пища должна включать молочн… продукты ,овощи, фрукты, витамины. При использовании моющ… и чистящ… средств необходимо соблюдать меры предосторожности, которые указаны на упаковках.

1)спишите текст, заменяя глаголы единственного числа глаголами множественного числа.

Мой ноги каждый день прохладной водой ,постепенно делая ее все холоднее.

Спи с открытой форточкой, не бойся свежего воздуха.

Ходи босиком по полу, а летом по земле.

Начинай с двух минут, постепенно увеличивая время закалки. Утром обтирай тело влажным полотенцем или принимай душ. Летом купайся, бегай ,прыгай.

2) спишите текст, подчеркните глаголы с частицей НЕ .

Правила питания.

Пережевывайте пищу как можно лучше.

Завтракайте, обедайте, ужинайте всегда в одно и то же время.

Никогда не ешьте перед сном. Ужинайте за 2-3 часа до сна.

Закрывайте пищу от пыли и мух.

Не берите пищу грязными руками.

3)спишите текст, найдите глаголы, определите их число и лицо.

Курение загрязняет легкие и затрудняет проникновение воздуха в организм.

Курение ухудшает нормальную работу сердца. От курения желтеют зубы и появляется дурной запах во рту.

Для развития письменной и устной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в старших классах предлагаются следующие варианты упражнений:

1) прочитай текст.

Берегите зрение.

Знаешь ли ты ,что неумение смотреть телевизор плохо действует на здоровье ?

Прежде всего страдают глаза. Чтобы не испортить зрение нельзя сидеть ближе трех метров от телевизора. Нельзя смотреть телевизионные передачи более полутора часов в день. Иначе у тебя будут болеть голова и глаза ,появится бессонница, раздражительность, усталость.

Письменно ответьте на вопросы :

Что нарушается при неправильном просмотре телевизора?

Как смотреть телевизор, чтобы не испортить зрение?

2) спишите текст.

Наркотики часто называют белой смертью. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все силы. Нет никакой смелости в том ,чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться значит, у него действительно есть смелость и воля.

Таким образом, коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях и уроках русского языка и чтения благодаря использованию здороровьесберегающих технологий способствует компенсации специфических особенностей личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; коррекции и развитию мелкой и крупной моторики, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, обоняния, мыслительной и психической деятельности; пропаганде и популяризации здорового образа жизни среди учащихся; формированию здоровых взаимоотношений с окружающим миром.

Читайте также: