Доклад по родному русскому языку 5 класс на тему исследователи русского языка

Обновлено: 05.07.2024

Выдающиеся ученые лингвисты и их вклад в изучение русского языка.Выполнил: гр.

АБАЕВ, ВАСИЛИЙ (ВАСО) ИВАНОВИЧ

(1900-2001), русский лингвист. Виднейший специалист поистории иранских языков и по осетинскому языку. Выступил с концепцией, разграничивающей два аспекта языка: стандартное обозначение в языке явлений действительности и формальные средства такого обозначений и отражение в языке того или иного мировоззрения.

БЕРНШТЕЙН, САМУИЛ БОРИСОВИЧ

БЕРНШТЕЙН, СЕРГЕЙ ИГНАТЬЕВИЧ

(1892-1970), русский лингвист. Ученый пытался совместить концепции Ленинградской фонологической школы и Московской фонологической школы. Много занимался вопросами фонетики,обучения произношению, художественной речи.

ВИНОГРАДОВ, ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

ВИНОКУР, ГРИГОРИЙ ОСИПОВИЧ

ВЛАДИМИРЦОВ, БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ

ВОЛОШИНОВ, ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ВОСТОКОВ, АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ

(1781-1864), русский лингвист, филолог, поэт. Один из основоположниковсравнительно-исторического языкознания, положил начало научному изучению истории славянских языков.

ЗВЕГИНЦЕВ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ

ЗИНДЕР, ЛЕВ РАФАИЛОВИЧ

ИСАЧЕНКО, АЛЕКСАНДР (ВАСИЛЬЕВИЧ)

(1910-1978), лингвист, славист широкого профиля, занимавшийся современными языками и историей славянских языков; по своим взглядам он принадлежал ко второму поколению структуралистов Пражской школы, а,…

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) — наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (5-4 вв. до н. э.),

Лингвист (языковед)ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Ломоносов М.В. М.В.Ломоносов – один из первых лингвистов, изучавших законы и формы русского языка. Востоков А.Х. А.Х.Востоков — выдающийся русский языковед, положил начало научному изучению истории славянских языков. Потебня А.А. А.А. Потебня – выдающийся русский языковед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.

Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914) Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет. За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской лингвистической школы. Московской лингвистической школы Профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков

Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова Фортунатов особенно активно занимался сравнительно — историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности. Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.морфология

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ. Родился 3 ноября 1929 года в Варшаве. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI. В 1875 учёный стал профессором, а в 1897 членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (), Юрьевском (), Краковском (), Петербургском () университетах. Основал КазанскуюКазанскую лингвистическую школу Русский и польский языковед

Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Ученый доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва. И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.

Казанская лингвистическая школа Богородицкий В.А. Булич С.К. Крушевский Н.В. Представители Казанской лингвистической школы: Александров Александр Иванович Анастасиев Андрей Иванович Архангельский Александр Семенович Богородицкий Василий Алексеевич Булич Сергей Константинович Владимиров Петр Владимирович Крушевский Николай Вячеславович Кукуранов Николай Сергеевич Радлов Василий Васильевич Казанский университет

Подведение итогов урока. 1. Русский язык – это научная система. 2. Русские лингвисты внесли огромный вклад в развитие как мирового, так и отечественного языкознания. Российские ученые — пример для молодого поколения 3. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.

Отечественное языкознание невозможно представить без такого значительного ученого, как Виктор Владимирович Виноградов. Лингвист, литературовед, человек энциклопедической образованности, он оставил значительный след в учении о русском языке, немало сделал для становления современной гуманитарной науки и воспитал целую плеяду талантливых ученых.

Языковеды прошлого времени (научный вклад)

Языковеды-теоретики

Фердина́нд де Соссю́р

Ф. де Соссюр, наряду с Ч. С. Пирсом

Компаративисты

Антуа́н Мейе

Влияние Мейе испытали практически все известные лингвисты (и особенно индоевропеисты) следующего поколения, в том числе Бенвенист, Вандриес, Гийом, Дюмезиль, Курилович, Мартине, Теньер












Годы преследований

В 1938 году ему запретили преподавать, но после того, как Виктор Владимирович пишет письмо Сталину, ему возвращают московскую прописку и право работать в Москве. Два года прошли относительно спокойно, но когда началась Великая Отечественная война, Виноградова, как ненадежный элемент, высылают в Тобольск, где он пробудет до лета 1943 года. Все эти годы, несмотря на бытовую неустроенность и постоянный страх за свою жизнь, Виктор Владимирович продолжает работать. Он пишет истории отдельных слов на небольших листках, их в архиве ученого нашли очень много. Когда война окончилась, жизнь Виноградова наладилась, и он, вернувшись в Москву, начал много и плодотворно трудиться.

Выдающиеся языковеды XX-XXI вв., оставившие нас

Компаративисты

Долгопольский Аарон Борисович

Иллич-Свитыч Владислав Маркович

Старостин Сергей Анатольевич

Института восточных культур и античности РГГУ, главным научным сотрудником Института языкознания РАН, почётным доктором Лейденского университета (Нидерланды).

Умер 30 сентября 2005 года от инфаркта миокарда после лекции в РГГУ. (Из Википедии)

Главные научные прорывы Сергея Анатольевича:

  1. Реконструировал древнекитайскую фонологическую систему на основании анализа рифм и значительно уточнил реконструкцию сино-тибетского праязыка.
  2. Совместно с С. Л. Николаевым впервые построил реконструкцию северокавказской семьи и опубликовал большой этимологический словарь северокавказских языков.
  3. Исследовал вымирающие енисейские языки и реконструировал праенисейский язык.
  4. Основываясь на этих 3 реконструкциях, впервые обнаружил неожиданное родство сино-тибетских, енисейских и северокавказских языков, и сделал реконструкцию сино-кавказского праязыка.
  5. Обосновал принадлежность японского языка к алтайской семье и опубликовал этимологический словарь алтайских языков из почти 3000 корней.
  6. Предложил новую реконструкцию парадигматических классов индоевропейского глагола (с С. Л. Николаевым).

Мельников Геннадий Прокопьевич

Выдающийся психолингвист-философ, основоположник системной лингвистики и теории языковой доминанты. Имеет более 200 (или около 300) трудов, как в теории языковой системы, так и в семантике.

  • О моем Учителе Геннадии Прокопьевиче Мельникове. (с кратким списком ссылок)

Путь в науку

Виктор Владимирович Виноградов еще студентом проявил блестящие научные задатки. Сразу по окончании института его приглашают продолжить заниматься наукой в Петроградский институт, сначала он занимается историей церковного раскола, пишет В это время его приметил академик А. Шахматов, который увидел огромный потенциал в начинающем ученом и похлопотал о том, чтобы Виноградова приняли стипендиатом по подготовке диссертации по русской словесности. В 1919 году он пишет под руководством А. Шахматова об истории звука [Ь] в северно-русском наречии. После этого ему предоставляется возможность стать профессором Петроградского института, в этой должности он проработал 10 лет. После смерти в 1920 году Виктор Владимирович обретает нового наставника в лице выдающегося языковеда Л. В. Щербы.

Известные лингвисты-современники

Переводчики и полиглоты

Смотрите страницу о выдающихся полиглотах.

Филологи

Языковеды широкого круга исследований

Давлетшин Aльберт Иршатович

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета (ИВКА РГГУ).

Сфера научных интересов

: типология словесно-слоговых систем письма, методы дешифровки, иконографический анализ, устная литература, сравнительное языкознание и антропология Мезоамерики и Восточной Полинезии.

Поддержанные научные проекты

: реконструкция прото-тотонакского языка (2007), палеография астекской иероглифической письменности (2007-2009), структура изобразительного знака в Восточной Полинезии (2009-2010).

  1. Хараппский язык
    // Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии. М.: Academia, 2010. C. 187-197 (соавтор Д.Д. Беляев).
  2. Язык иероглифических надписей майя как язык ритуальный или об устной природе иероглифического майя
    // Слово устное и слово книжное. М.: РГГУ, 2009. C. 440–468.
  3. Прародина и протокультура михе-соке по языковым данным
    // Аспекты компаративистики. 2 / Под ред. А.В. Дыбо и Г.С. Старостина. М.: РГГУ, 2007. С. 251-258.
  4. Сапотекское иероглифическое письмо
    (к проблеме синтаксического анализа) // Древний Восток и античный мир. М., 2005. Вып. 7. С. 190-202.
  • Давлетшин A.И. — библиография работ. (страничка ИВКА РГГУ)

Демьянков Валерий Закиевич

Направления работ: когнитивная лексикография, компьютерная лингвистика, типология, славистика.

  • Демьянков В.З. — библиография работ.
  • Когнитивные аспекты лексикографии. Сервер поддерживается Лабораторией автоматизированных лексикографических систем
    под руководством профессора, доктора филологических наук
    Валерия Закиевича Демьянкова
    . Список авторов представленных работ: В.З. Демьянков, Н.Н. Перцова, Г.А. Воропаева, О.А. Казакевич, Е.Э. Разлогова, А.В. Рафаева, М.Ю. Михеев, М.И. Воронцова, В. П. Зайончковская, Э.К. Лавошникова, Н.Т. Тарумова, С.Ф. Членова, И.В. Шумарина и другие.
  • Когнитивные аспекты лексикографии. Статьи В.З. Демьянкова и Э. К. Лавошниковой

Казанский Николай Николаевич

Направления работ: компаративистика, микенология. Директор Института лингвистических исследований РАН (2001), член Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН (2001), член Бюро Отделения историко-филологических наук РАН (2002), член Совета по русскому языку при Президенте РФ (2001), профессор Санкт-Петербургского университета.

  • Казанский Н.Н. Институт лингвистических исследований РАН

Поздняков Константин Игоревич

Поздняков Константин Игоревич родился 24 июля 1952 в Ленинграде, доктор филологических наук, профессор Института восточных языков и цивилизаций (INALCO), Париж.

Направления работ: компаративистика, типология, африканистика, дешифровка (письма острова Пасхи).

Основные области научных исследований (более подробно): Сравнительно-историческое изучение африканских языков, дешифровка письменности острова Пасхи, применение статистических методов в компаративистике и в типологии, описание языка волоф, русистика, теория парадигматических знаков, теория субморфов.

  • Поздняков Константин Игоревич. На этом же сайте — Публикации Поздняковых (отца и сына). [PDF]

Хомский Авраам Ноам

. Известен своими радикально-левыми политическими взглядами и критикой внешней политики правительства США.

Родился в 1928 году в Филадельфии. С 1945 года изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. С 61-го года преподает в Массачусетском технологическом институте.

Достижения в литературоведении

Виноградов одновременно занимался лингвистикой и литературоведением. Труды его стали известными в широких кругах петроградской интеллигенции. Он пишет ряд интересных работ о стиле великих русских писателей А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Н.В. Гоголя. Кроме стилистики, его интересовал исторический аспект в исследовании произведений литературы. Он вырабатывает собственный исследовательский метод, который основан на широком привлечении исторического контекста в изучение особенностей литературного произведения. Он считал важным изучать специфику авторского стиля, которая поможет глубже проникнуть в замысел автора. Позже Виноградов создает стройное учение о категории образа автора и авторской стилистике, которое находилось на стыке литературоведения и лингвистики.

Любительская и профессиональная лингвистика

Рассуждения автора сайта (Игоря Гаршина)

В любой науке необходимы альтернативные объяснения проблемных или сложнопонимаемых явлений и архисмелые гипотезы. Например, не смотря на господство в современной физике теории относительности Эйнштейна (как специальной — СТО, так и общей — ОТО), объясняющей гравитацию и отрицающей необходимость эфира как среды электромагнитных колебаний, до сих пор выдвигаются и поддерживаются принципиально новые теории массы и энергии, пространства и эфира, критикуются положения СТО и ОТО. В то же время сам Эйнштейн не понимал и критиковал квантовую теорию, так же господствующую в наше время.

О борьбе с лженаукой в лингвистике

Если в естественных науках проще (теоретически) бороться с лжеконцепциями на основании эксперименнтальных данных, то в гуманитарных науках это делать пока сложнее. Но везде, как говорится, есть свои нюансы. Например, натурыспытатели-геологи — очень творческие люди с богатым воображением и буйством мысли, а гуманитарии-археологи — очень консервативны, в среду которых с большим трудом пробиваются новые идеи.

Родной язык 1910 Родной язык - святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать. Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца: -О боже, мать прости, прости меня, прости отца . Габдулла Тукай ( татарский поэт)

Упражнение 1, стр. 5 Что значит для каждого человека родной язык?

Родной язык - это 1. Родной язык – это язык народа, к которому относит себя человек. 2. В родном языке весь народ и вся его родина. 3. В языке отражается история жизни народа. 4. Язык – это жизнь народа.

В языке отражается история жизни народа. Устаревшие слова:

В языке отражается история жизни народа. Новые слова ( неологизмы) Смартфон Веб-камера Интернет Чат

Домашнее задание Задание 4 упражнения 3 ( стр.7)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык.

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе национальной школы
Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм.

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм.


Урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.

Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира".

Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. Станет интересной и поучительной история русского языка для детей. Ведь его возраст составляет более тысячи лет, на протяжении которых он изменялся и стал таким, каким люди его используют сейчас.

Величие русского языка – в чём оно

Старые книги

Красоту и величие, нежность и лирику русской речи воспевают великие поэты прошлых лет и современности.

«Русский народ создал русский язык,

Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

Лев Николаевич Толстой

Литературная речь – это высшая форма мастерства. Силу слова каждый человек может почувствовать на себе. Когда любое произведение, будь то стихотворение, рассказ, басня или поэма, как по волшебной палочке, возвращает читателя в прошлое или отправляет в будущее. А талантливый рассказчик, подобно художнику, рисует в воображении яркие сюжеты и необычные картины. И каждый, кто читает, мечтает и фантазирует по-своему…

Удивительно, но каждое сказанное вслух слово имеет заряд. Добрые слова вдохновляют и окрыляют людей. От злых слов на душе становится одиноко и тоскливо. Могущественное слово может убить и возродить! Человеческая речь – это настоящее оружие, пользоваться которым следует, умело и аккуратно!

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;

В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Как возник и изменялся русский язык

В самом начале для общения люди использовали жесты и простые, похожие на крики животных, звуки. Даже сейчас в процессе беседы люди много и часто жестикулируют. Существует даже азбука жестов, особенно необходимая для людей со слабым слухом. Еще при разговоре человек интуитивно выделяет важную информацию голосом, делает паузы, чтобы собеседник смог понять его и запомнить главное. Потом появились первые слова, они были разные у разных групп людей, проживающих не на одной территории. Вот так в глубокой древности возник язык. Он был необходим людям для общения, труда, жизни.

Примечательно, что у каждого народа была своя речь. Потом похожие по звучанию языки объединялись в один. В современном мире насчитывается более семи тысяч разных языков. Некоторые из них безвозвратно исчезли. Сегодня также происходит их стремительное сокращение. В основном это касается исчезающих малочисленных народностей. Русский язык является государственным для нашей страны Российской Федерации. Он входит в состав индоевропейской языковой семьи. Это один из славянских языков. По численности говорящих на нем людей он занимает пятое место.

Древний Славянский язык алфавит

Датой зарождения древнерусского литературного языка считается XI век нашей эры. Знаменательно, что этот период совпадает со временем образования Киевской Руси. Это было самостоятельное государство с единой древнерусской народностью. Позднее произошло выделение украинской, белорусской и русской народности. Речь этих народностей имеет общие истоки и схожа по звучанию. Эти языки даже называют братскими.

Основу русской речи, это почти 90%, составляют исконно русские слова. Остальные слова заимствованы из других диалектов. Любой язык непостоянен. Его формирование происходит под влиянием социальных и политических событий. Среди слов происходит естественный отбор. Это значит, что одни слова приходят и становятся распространенными в обществе, другие, наоборот, уходят из речи и мало используются людьми в обиходе.

Возникновение письменности и алфавита на Руси

Письменность неразрывно связана с речью. Поэтому каждый период развития русского языка характеризуется произведениями своей эпохи. Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях. Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

Появление письменности на Руси

История становления русского языка в произведениях кратко:

Интересные факты русского языка для детей

Русский язык самобытный и выразительный. Ни в одном другом языке мира нет столько тонкостей, касающихся правописания и произношения слов.

Алфавит для детей

Интересные факты русской речи для детей:

Лингвисты называют русский язык живым. Даже сейчас в нем постоянно происходят изменения. Во многом это связано с компьютеризацией, внедрением и расширением социальных сетей, ускорением темпа жизни, увеличением объема поступающей людям информации.






Ожегов остался преподавать и тогда, когда началась Великая Отечественная война и была возможность эвакуироваться из столицы, как и поступили многие его коллеги, включая наставника Ушакова, который умер в Ташкенте в 1942 году. К тому времени было выпущено уже четвертое издание словаря Ушакова. Ожегов, как известно, подготовил для него более ста печатных листов. Всегда в словаре их было около 450.

Даже во время войны филолог продолжал работать (его назначили исполняющим обязанности директора Института языка и письменности).

В 1952 году Ожегов на базе Института русского языка создал и возглавил Центр по изучению культуры речи. Цель этого Центра (или Сектора, как его часто называют) заключалась в изучении и пропаганде родной речи. Сектор, среди прочего, сотрудничал с известными литераторами, среди которых были К. И. Чуковский, Лев Успенский, Ф. В. Гладков, а также с деятелями других искусств и учеными.

А в 1958 году в упомянутом выше Институте появилась Справочная служба русского языка, в создании которой Ожегов, конечно, не мог не участвовать.



На самом деле, Ожегов серьезно занимался словарем на протяжении всей жизни. Ещё при его жизни словарь вырос более, чем на сорок авторских листов по сравнению с первоначальной версией, а авторский лист — это сорок тысяч печатных знаков, что включает буквы, запятые и т. д. Для сравнения, на обычном листе формата А4 обычно примерно пять тысяч знаков.

Самое свежее на данный момент издание датировано 2015 годом. По счету оно уже двадцать седьмое. В новом издании более ста тысяч слов, среди которых научные термины, диалектизмы, устойчивые сочетания, а сам текст сохранил структуру, разработанную Ожеговым, и характер подачи материала.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: