Доклад по орксэ 4 класса молитва буддистов

Обновлено: 02.07.2024

Буддизм одна из самых древних религий во всем мире. Своей известностью и почитанием, буддизм идет наравне с мусульманством и христианством. Буддизм отрицает присутствие божества или самого бога. В христианстве и исламе, наоборот. В исламе поклоняются Аллаху, в христианстве – Иисусу. Что же тогда проповедует буддизм, и каких рамок придерживается это направление? А все достаточно просто. Вера буддизма проповедует то, что человек должен освободиться от жизненных хлопот и суеты, когда он пройдет через все страдания, то достигнет нирваны, блаженства его души. Данную религию назвали в честь пророка, который ее проповедовал. Его называли Будда, конечно у этого человека было совсем другое имя, просто он назвал себя так после того, как смог просветиться и познать все тонкости бытия.

Возник буддизм в Индии, в VI веке до нашей эры. Началом буддизма считается история о ее основателе Сиддхартхи Гаутаме. Он был индийским царевичем, жил достаточно нормальной жизнью, но казалось, ему чего-то не хватает. Когда ему исполнилось больше тридцати лет, молодой человек решил оставить свою семью и стать отшельником. Семь лет он жил жизнью, в которой искал способ избавить человеческую душу от страданий. Ему удалось достичь долгожданного пробуждения и выбрать правильный жизненный путь. После чего Гаутама становится Буддой. Он решает помочь человечеству и продолжает проповедовать свое учение на продолжении 40 лет. Основой буддизма становятся 4 истины. Согласно им, жизнь человека всегда связана со страданиями. Наш мир – это круговорот рождений и смертей. И вот когда человек постигнет отрешенность от жизни, он освободиться от круговорота страданий. И если человеку посчастливиться победить свои желания он постигнет нирвану.

Даже сегодня во многих странах мира сильно распространен культ поклонения Будде. Множество храмов, с самыми красивыми фасадами и украшениями, а так же статуй, возведены во многих уголках планеты. Хотя говориться, что сам Будда не требовал к себе внимания, он не хотел, чтобы ему поклонялись, он просто делал то, что считал необходимым для человечества. Он считал себя самым простым человеком, который познал многие вещи, и всячески старался помочь в этом другим людям. Оказывается, что буддизм возник намного раньше христианства и ислама. Все сторонники буддизма искренно верят в переселение души. Жизнь человека не может закончиться его смертью, это лишь необходимая составляющая всего процесса. После смерти душа человека всего лишь переселяется в новое тело, и неважно будет это снова человек, или уже животное.

Буддисты придерживаются того мнения, что Будда сам прожил много разных жизней. Кем он только ни был. Но пройдя все испытания, даже разных перевоплощений, он все же, смог познать просвещения. Пройдя через все испытания, Будда получил бесценный опыт, чтобы передать его людям тем, кто этого попросит. Все буддисты не проповедуют насилие, они считают, что все люди равны между собой с самого рождения. На протяжении веков у них сложилась своя культура и традиции. Все это искусство отлично проявляется в изготовлении маленьких статуэток Будды, и даже больших его статуй. Одна из них даже занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая статуя. Большим спросом пользуется институт монашества. Монахи всегда живут в монастырях, давая при этом обет безбрачия. Они ходят в яркой, оранжевой одежде, с бритой головой. Почти все монастыри, где проповедуется буддизм стали центром боевых искусств, восточной медицины, и других отраслей культуры.

На сегодняшний день буддизм – это самая распространенная мировая религия. Ее сторонники живут на территории Азии. Но это не значит, что в других частях мира этой религии нет. Хоть в небольшом количестве, но можно найти буддизм во многих странах. Буддизм оказывает огромное влияние на жизнь людей. Все это поддерживают монахи, которые несут огромный вклад в развитие буддизма. Они обучают, просвещают и хранят все то, что было создано так давно.

Доклад Буддизм

Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н.э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.

Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи. При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев. Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.

Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом. Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях. Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь. Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого. Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.

В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам. В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения. В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.

После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.

В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:

  1. Есть страдание.
  2. Есть причина страдания.
  3. Есть возможность прекращения страдания.
  4. Есть путь, ведущий к прекращению страданию.

Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.

Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное намерение.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное памятование.
  8. Правильное сосредоточение.

Также основу учения составляют и следующие аспекты:

  • учение о карме;
  • принцип бессущностности;
  • учение о мгновенности;
  • представление о мироздании

В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.

Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:

  • Будду;
  • Учение Будды (Дхарма);
  • Буддийская община (Сангха)

В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.

Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.

Вариант №3

Буддизм возник в первом тысячелетии до нашей эры в Индии, как одно из течений, противостоящее брахманизму. Тогда индийцы переживали социально-экономический и культурный кризис. Развалились родовая организация и традиции, возрастали классовые отношения. Было очень много людей избравших путь воздержания и строгий образ жизни, которые пропагандировали свое мировоззрение. Среди этих течений был и буддизм, у которого было больше влияния на общественность.

Большинство ученых считают, основателем буддизма был реальный человек. Он был сыном главы племени в Индии,Сиддхартха Гаутама. Он жил беспечной и счастливой жизнью, но еще будучи молодым увидел тщетность и недолговечность жизни. Он ушел из дома, в поисках ответа: как человеку избавиться от страданий. Однажды, спустя несколько лет путешествия, сидя под деревом, ему на ум пришла догадка. Ответ был найден. Потрясенный своими умозаключениями, он просидел возле дерева несколько дней, потом пришел к людям и рассказывал о своем открытии. Его идеи пришлись по душе многим. В течение 40 лет он распространял свое учение по всей Индии.

Основные истины, состояли в следующем.

Человеческая жизнь — страдание. Основана на непостоянстве. Все рождается и создается, чтобы погибнуть или быть разрушенным.
Причина страдания — наше желание. Люди страдают потому что хотят жить.

Чтобы не страдать, избавься от желания. Этого можно достичь только в нирване, которая понимается как поглощение страстей, исчезновение жажды чего — либо. Но на вопрос является ли это смертью, прямого ответа учения не дают. Нирвана это состояние освобождения души от всего мирского. Теперь это понимается как блаженство, свобода от всего сущего и одухотворение.
Чтобы избавиться от желания, нужно идти восьмеричным путем. Это срединный путь, позволяющий избежать:чувственных удовольствий и мучений плоти. Это называется восьмеричный путь, у него восемь состояний, через которые человек достигает спокойствия, очищает ум и развивает интуицию.

Вот эти состояния:

  • нужно верить, что мир состоит из скорби и страданий;
  • твердо знать свой путь и следовать ему, ограничить себя в страстях и стремлениях;
  • быть доброжелательным и не злословить;
  • не совершать плохих поступков;
  • отгонять злые мысли, настроиться на добро;
  • помыслы должны быть чисты, похоть-это зло;
  • Быть терпеливыми, уметь сосредотачиваться, созерцать и искать истины;

Первые два правила приводят к достижению мудрости. Следующие три — нравственность. И последнее- сила воли. Только их нельзя постигать по отдельности. Все взаимосвязано. Без нравственности не будет мудрости, а нравственности нет без воли. Мудрость, нравственность и сила воли не могут существовать по отдельности, если нет чего-то одного, значить нет и всего остального.

Спасение будет только при личной решимости человека, если будешь идти правильным путем и правильно действовать. Также необходимо сострадание ко всему живому.

Первые буддисты были лишь одной из сект, но по прошествии времени их влияние возросло. Буддизм был принят правителями, воинами, которые хотели освободиться от брахманов.

Первые ученики создавали общины. Те кто вступал в общину должны были отказаться от собственного имущества. Называли их нищими. Брили головы, одевались в старую одежду, в основном желтого цвета, единственное что позволялось иметь при себе: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритва, игла, пояс, сито, зубочистку, чашку для подати. Много странствовали, принимая подаяния. Ели они только до обеда, к тому же были вегетарианцами. Непогоду пережидали в пещерах. Хоронили умерших недалеко от мест обитания. Позже на их могилах стали ставить склепы и замуровывали вход. Спустя несколько лет на этих местах появились монастыри.

Было несколько сборов с попыткой утвердить текст священного писания, но ни как не могли прийти к общему согласию.
Буддизм как государственная религия стал в 3 веке до нашей эры.

В последнем столетии до нашей эры в Индии скифы построили свое царство, правителем которого был ревностный буддист.В эти годы и написали священные тексты учений Будды.

Считалось что благочестие обеспечивает спасение. Появились институты святых, которые достигли просвещения и помогали людям найти правильный путь. Стало много святых, которым молились. Появились рай и ад. Начали придавать значение обрядам и колдовству. Так же появлялись статую Будды.

  • В конце первого тысячелетия нашей эры эта религия уступила индуизму. Было несколько причин, приведших к этому:
  • вражда разных направлений буддизма;
  • арабы, они захватили некоторые территории Индии и принесли ислам.
  • А буддизм распространился в Восточной Азии, и стал мировой религией сохранившейся и до сегодняшнего дня.


Буддизм уклоняется от всяких утверждений, не говорит ни о чем конкретном. Как мне думается в писании говориться о чистоте и свободе души и правильном пути.Да религия приводит к мудрости и состраданию, Но не дает понятие о вечности или небытия. В писании говориться только о причинах человеческих страхов, которыми являемся мы сами, и о перевоплощениях. Так же, Что наша карма — это либо возмездие или вознаграждение за наши поступки на жизненном пути. И чтобы нас вознаградили нужно идти правильным путем. Хотя об этом говориться в любой религии, в каждой из них есть и отмщение за плохие поступки, и вознаграждение за хорошие дела. Карма не погибает и приводит к переселению души. И в зависимости от того какой ты путь выбрал в прошлой жизни ты переродишься в то что заслужил.

И не согласна с тем что наша жизнь дает только скорбь и страдание. Нет очень много хорошего дает нам жизнь. Любовь, радость, надежда и так далее. Да есть и страдание, но это все как и счастье приходящее и уходящее, как пришло так и ушло. Пусть не сразу, но со временем все нормализуется в нашей жизни. Да мы сами выбираем путь, сами строим жизнь, от этого и зависит на сколько ты будешь счастлив.

4, 5, 6, 7, 8, 10 класс

Буддизм

Кенгуру – национальный символ Австралии, это удивительное животное даже изображено на австралийском гербе, так как, благодаря большому хвосту и особому строению задних ног, они могут двигаться только вперёд. Таким образом, это животное является

Довольно широко распространён в мире бег на длинные дистанции. В каждом городе, утром или вечером, на улице или стадионе можно встретить бегущего человека. Также это можно увидеть во всевозможных фильмах и сериалах. Люди увлекаются занятием

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : основы религиозных культур и светской этики

Класс : 4 класс

Учитель: Мясникова Рамиля Ильдусовна

Технологическая карта

Направления и обряды буддистов

Дать представление об основных праздниках и обрядах буддистов.

Познакомить с новыми понятиями.

Познакомить учащихся с направлениями и обрядами буддистов.

Формировать представление роли бодхисатв,монашества и монастырей в буддизме.

Развивать интерес к знаниям о Буддизме, мотивацию к изучению буддийской

обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному

Формируемые УУД

Личностные : учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной

учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной

Регулятивные : волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля

по результату и по способу действия

Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия,

структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности,

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,

высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-

символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

формулированиеи аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных

мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции

Основные понятия

- дополнительные

Мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки, на столах карточки с номерами столов

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная работа

I .Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Умный не тот, кто много читает, или знает, а тот, кто может этими знаниями пользоваться

- Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться ( Будда (Сиддхартха Гаутама) )

-Объясните, как понимаете это высказывание?

-Давайте и мы с вами будем не только усердными и внимательными, но и активными на уроке.

II . Актуализация знаний

- Что мы должны сделать перед изучением нового материала? (Повторить то, что пригодится при изучении нового материала)

У вас на столе 4 карточки с заданиями, вы их будете открывать по моей команде. Ученики под №1 откройте и зачитайте своей группе задания в соответствии со своими номерами и постарайтесь найти правильный ответ.

Задания №1 ,2-ученик под №1

- Кто такой Сиддхартха? (Будда)

-Как называется просветление, достигшее Буддой? (Бодхи)

- Как называли людей, добровольно отказывавшихся от каких-либо развлечений и удовольствий? (аскеты)

-Состояние умиротворенности и покоя (нирвана)

- Явление, цель которого – достижение глубокого внутреннего спокойствия и душевного равновесия (медитация)

-Физические упражнения, которые совершают буддисты (йога)

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Узнать, какие существуют традиции и обряды в буддизме

5. Раскрытие темы урока.

-Откройте конверт №2 и соедините стрелками понятие и картинку

Слайд Храмы

- О каких понятиях шла речь в задании? (о церкви,мечети,синагоге- о культовых сооружениях религий,о которых мы с вами уже говорили)

-А сегодня мы с вами обратимся к культовым сооружениям в буддизме, будем говорить о буддистском храме.

У буддистов нет четкой религиозной организации, как у христиан, мусульман и иудеев. В связи с отсутствием религиозной организации важную роль играют монастыри и монахи.

Поначалу буддистских святынь и храмов вообще не было. Со временем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, под которым он вошел в нирвану.

Оно называется деревом бодхи - деревом просветления. Слайд Дерево.

Отростки этого дерева растут во многих буддистских храмах.

Особое значение стало придаваться и телесным останкам, а так же вещам Будды. Например, особая святыня-зуб Будды находится на острове Цейлон.

Слайд Храм Главным местом для буддистов – это монастыри, где они совершают молитвы.

Слайд Ступа . Рядом с монастырем можно увидеть особое сооружение, где хранятся святыни буддистов, это сооружение называется ступа.

(Ступа – здание, где хранятся священные предметы (реликвии) буддистов) Ступа находится рядом с храмом буддистским.

- Мы с вами уже изучили три мировые религии, побывали на экскурсии в христианском, мусульманском храмах, были возле храма иудеев. Давайте вспомним, что можно увидеть внутри церкви, мечети и синагоги; какое внутреннее убранство можно было увидеть.

-На этот вопрос будут отвечать вторые номера? (В церкви-иконы святых, много святых; в мечети можно увидеть изречения из Корана на арабском языке, в синагоге – запрещены рисунки людей, богов, имеются витражи, какие-то фрески)

-Хотите узнать, что можно увидеть в современном буддистском храме?

В современных буддистских храмах очень ярко и красиво. Там находится множество скульптур, статуэток, разных рисунков, а в торжественных случаях храм украшают цветами. Сначала Будду вообще никак не изображали, но постепенно стали появляться его портреты и многочисленные статуи, где Будда обычно предстает сидящим на лотосе, с поджатыми ногами, со спокойным сосредоточенным лицом. Лотос – это почитаемое буддистами растение, священное растение. В качестве приношений в храме часто используются цветы, в том числе и лотос.

В храмах горят специальные свечи с благовониями.

- А теперь давайте вспомним символы христианства, мусульманства и иудаизма. Работать будем в группе.

Проверим. Ответят третьи номера

(№ стола) у христиан это крест, на котором был распят Иисус,

(№ стола) у мусульман - полумесяц со звездой Юпитера,

(№стола) у иудеев – звезда Давида)

Слайд Символ С имволом буддизма является колесо жизни Хавачакра, которое символизирует вечную, круговую цепь перерождений.

Особое место помимо красочного оформления храмов цветами, еще уделяется своеобразной музыке и ритуальным танцам.

Слайд – фильм Буддистский храм

Возле храмов живут различные животные, например, обезьяны, домашние птицы, в бассейнах плавают огромные рыбы - монахи часто заботятся о них, обижать, а тем более убивать их запрещено.

Вы помните, что в буддизме строго соблюдается принцип не нанесения вреда живым существам. Мы с вами говорили об этом, когда начинали изучение буддизма.

Вы видели, как буддисты произносили молитвы. Кто помнит как называются эти молитвы? (Мантры) Их следует повторять как заклинание на древнем священном языке санскрите.

Слайд Мантры Чтобы не повторять молитвы многократно, в монастырях и около ступ делают своеобразные мельницы- цилиндры с текстами- мантрами, которые вращаются при ветре и от воды. Таким образом, они вращаются, а молитвы повторяются.

В повседневной жизни, буддисты пользуются так же, как и в других религиях, календарем.

Сейчас у меня к вам задание: вспомнить, каким календарем пользуются в христианстве, в исламе, в иудаизме. Подумайте без обсуждений. А теперь встаньте, найдите пару из другого стола и расскажите, каким календарем пользуются в разных религиях.

Сели. Сейчас будут четвертые номера стола отвечать.

В христианстве стол№__ отвечает. (Григорианский – солнечный календарь)

В исламе стол№__(лунный)

В иудаизме стол№----(лунно-солнечным)

А в буддизме так же как в исламе пользуются лунным календарем. И все праздники у них отмечаются по этому календарю. Годовой цикл буддийских праздников в основном связан с событиями из жизни Будды (15-й день лунного месяца)

Вы посмотрели, какого цвета были одежды монахов? (ярко красные или бордовые). Праздники у буддистов проводятся тоже очень ярко и красочно! Не одно торжество не проходит без монахов, т.к. они читают молитвы, исполняют необходимые ритуалы. В каждой стране праздники отмечаются по разному, даже если они проводятся по одному какому-то поводу.

-Какой праздник открывает все праздники? (Новый год)

Слайд Новый год.

Партнер по плечу слева расскажет, как отмечается этот праздник буддистами в целом, а партнер по правому плечу расскажет, как отмечается этот праздник в нашей стране.

Слайд Весак. Следующий еще один важный для верующих праздник Весак отмечается весной в апреле-мае. Празднуется одновременно рождение Будды, его просветление и уход в нирвану. Монахи в это время совершают молитву, а верующим рассказывают различные истории из жизни Будды и его учеников. Изображения, статуи Будды омывают подслащённой водой и украшают цветами. Вечером верующие совершают шествия с зажженными лампадами.

Слайд Поминовение. Важную роль буддистов играет и поминовение усопших. Это день, когда верующие посещают могилы предков, раздают милостыню, а вечером пускают горящие фонарики на поверхность озер и рек.

Закрепить представления об обрядах, культовых сооружениях, символах буддистов.

Все о чем мы говорили сегодня на уроке мы повторим в групповой

работе. Начнут вторые номера и продолжут по кругу следующие.

Проверим ваши ответы:

- Где хранятся священные вещи буддистов? (Ступа)

-Где находится ступа? (возле буддийского храма)

-Что можно увидеть в буддийском храме? (рисунки, статуи Будды, цветы)

-Что является одним из символов Буддизма? (Колесо Сансары)

-Как называются молитвы буддистов? (Мантры)

-Каким календарем пользуются буддисты? (Лунным)

-С чем связаны основные праздники буддизма? (С жизнью Будды)

-Как называется праздник связанный с рождением Будды? (Весак)

-Как называется символический цветок буддизма? (Лотос)

-Поднимите руки, у кого все ответы были правильные, у кого были ошибки? К следующему уроку вы повторите материал и закрепите эту тему.

-Как и традиционные религии России, буддизм не обходится без праздников, обрядов и культовых сооружений. В них отражены особенности буддистского вероучения.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Домашним заданием будет подумать, в каких поступках проявляются добрые и злые качества.

-А сейчас я хотела бы закончить урок притчей.

Слайд Лесенка. А сейчас на лесенке знаний вы поставите себя на первую ступень, если делали на уроке ошибки и не запомнили тему; на вторую ступень- запомнили тему, но были ошибки, на третью ступень- не было ошибок, запомнили тему и можете её рассказать.

Пусть человек победит гнев любовью, пусть он победит зло добром, пусть он победит жадность щедростью, а ложь — правдой. Изречения Будды (Дхаммапада)

Объяснить суть четырех благород­ных истин буддизма. Дать понятие о счастливых и не­счастливых перерождениях. Донести суть и нравственное зна­чение основных норм буддийского вероучения. Дать представление о способах достижения нирваны, трех драго­ценностях буддизма

ВложениеРазмер
orks.doc 53.5 КБ
17_test.doc 35 КБ
list_18.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

ВО ЧТО ВЕРЯТ БУДДИСТЫ

Ц е л и : Объяснить суть четырех благородных истин буддизма. Дать понятие о счастливых и несчастливых перерождениях. Донести суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Дать представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

1. Поприветствуйте гостей

2. Наш урок сегодня будет проходить по схеме:

Сначала поработаем с листом самооценки

Потом проверим домашнее задание

Затем поговорим по теме урока

Обобщим наши знания

Подведём итоги и если останется время- посмотрим интересные факты из жизни людей.

2пункт: Мне понятна тема урока, я мало отвечал(а).Я ставлю себе 4

3 пункт: Мне понятна тема урока, я не отвечал(а).Я ставлю себе 3

4 пункт: Мне не понятна тема урока, я не отвечал(а).Я ставлю себе 2

Отметьте пункт, который вы планируете сделать карандашом, а в конце урока пункт, который сделали ручкой. Пункты могут совпасть, а могут и не совпасть. Листочки сдадите мне.

3 Проверка домашнего задания

Переходим к проверке домашнего задания, возьмите лист с тестом 17 и заполните его

4. Основная тема

Переходим к основной теме урока: Возьмите лист рабочей тетради №18 и ознакомьтесь с вопросами.(Читаем по цепочке)

Каждый буддист верит в четыре благородные истины буддизма, установленные самим Буддой. В чём же заключаются эти истины? Они дают ответ на вопрос о причинах бед и страданий в жизни человека и показывают путь освобождения от них.

В чём же причина страдания? На этот вопрос даёт ответ вторая истина. Причина страданий — это желания человека, его привязанность к вещам, стремление к получению удовольствия или же, наоборот, нелюбовь, отвращение к чему-либо. Пока у человека есть желания (обладать чем-то или избавиться от чего-то — всё равно), до тех пор он страдает. Это может продолжаться бесконечно, поскольку после смерти человека он рождается в новом облике, чтобы вновь страдать. Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.

Эта череда, или круговорот, перерождений именуется сансарой. Буддисты верят, что каждое существо рождается заново не только в человеческом обличье, но и в обличье животного и даже духа, божества или обитателя ада. То, какой облик обретёт человек в следующем перерождении, зависит от его кармы.

Карма — это сумма поступков, мыслей, намерений и высказываний человека, определяющих его последующие рождения. Человек с хорошей кармой — не совершавший злых поступков, не подверженный страстям или не одержимый желаниями — может обрести в следующей жизни облик божества или остаться человеком. Это, считают буддисты, счастливые перерождения.

К несчастливым перерождениям относятся обитатели ада, животные или преты — духи, постоянно страдающие от никогда не удовлетворяемых желаний. Карма определяет не только обличье души при каждом перерождении. У человека карма определяет пол, характер, склонности, семью, в которой он родился.

С претами связано много кинематографических работ, и если для западного человека- это фантазия, то для восточного - никакой фантазии. Посмотрите, прет получает свободу и снова включается в круг сансары.

Итак, страдания приводят к тому, что человек находится в постоянном круговороте сансары и постоянно страдает. Как разорвать замкнутый круг перерождений? На этот вопрос даёт ответ третья благородная истина буддизма. Путь к избавлению от страданий состоит в избавлении от желаний. Состояние, в котором человек избавляется от желаний и порождаемых ими страданий, называется нирваной.

Четвёртая истина учит, как достичь нирваны.

как достичь нирваны Для этого нужно соблюдать следующие требования. Прежде всего знать четыре благородные истины буддизма, сделав их основой своего жизненного пути.

У буддиста должна быть правильная речь. Это значит, что ему не следует лгать, клеветать на ближнего, пересказывать различные слухи и сплетни, употреблять бранные слова. Но данное правило мы встречали и в христианстве и в исламе

Правильное поведение буддиста заключается в том, что он должен отказаться от применения насилия, не причинять вреда любым живым существам, не воровать, не употреблять алкоголя и наркотиков. Буддист не может заниматься любой деятельностью, которая противоречит правильному поведению, — например, торговать живыми существами, спиртными напитками или оружием.

Наконец самое главное, буддист должен постоянно тренировать своё сознание и тело, предаваясь правильному сосредоточению. Этим уже в основном занимаются буддийские монахи. Физические упражнения, которые они совершают, называют словом йога. Однако это не просто гимнастика, как полагают многие европейцы и американцы, занимающиеся йогой для поддержания хорошей физической формы. Йога — это тренировка не только тела, но и сознания, когда буддист сосредотачивается на каждом упражнении, на своём дыхании в этот момент. Правильное сосредоточение достигается путём медитации, когда человек отрешается от внешнего мира и одновременно растворяется в нём.

Будда — это всеведущее просветлённое существо, которое сумело достичь вершин духовного развития. Будда достиг просветления — бодхи и успокоения — нирваны, тем самым избавившись от сансары и получив освобождение

Дхарма — это Закон существования человека, открытый Буддой. Суть его изложена в четырёх благородных истинах буддизма, с которыми вы уже познакомились. Будда же сообщил Закон ученикам в виде Слова — бесед и проповедей, которые в буддизме именуются сутрами. Сутры несколько столетий передавались из поколения в поколение устно, прежде чем были записаны на специальном языке, придуманном буддийскими монахами.

Каждый буддист должен также почитать три драгоценности буддизма. Будду, Дхарму и сангху. Сангха — это община буддистов, где все равны, не имеют никакой собственности. Их главная цель — следовать путём, предначертанным Буддой, чтобы достичь освобождения.

1.Как называется священная книга буддистов?(никак)

2. Сколько истин в буддизме?(4)

3. Что такое преты?(Духи)

4. В какой религии человек, как и в буддизме стал Богом?(в христианстве)

5. В какой религии священное писание сначала передавали устно виде сур и аятов?(в исламе)

Буддизм. Духовный опыт по буддизму

Буддизм – древняя восточная религия . Она появилась в 556 году до нашей эры в Древней Индии. Зарождение буддизма связано с развитием жизни индийского народа. В этот период появились многие влиятельные в духовном плане люди, имевшие разные взгляды на мир. Они делились своими идеями и противопоставляли их устаревшим устоям и традициям. Таким образом, появился буддизм, который соответствовал настроениям людей.

Многие считают, что основоположником буддизма является Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда Шакьямуни. Он рос в царской семье и не имел никаких представлений о том, как живут обычные люди и в чем они нуждаются. Однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца на прогулку. На его пути повстречались больные и пожилые люди, чуть позже он стал свидетелем похорон. Так принц узнал, что в мире существуют страдания, болезни и смерть. Эти встречи изменили его жизнь. После этого он принял решение покинуть отцовский дом и этой же ночью сбежал из дворца.

В последующие 6 лет Сиддхартха скитался в лесу и пытался достичь душевного равновесия и покоя. Однажды размышляя о жизни под деревом Бодхи, к нему пришло озарение. Он получил ответы на свои вопросы и стал просветленным (Буддой). После этого Будда делился своим знанием с людьми и читал им проповеди.

Учение буддизма

Один из главных понятий буддизма – Сансара. Сансара – круговорот перевоплощений всех живых. Легенда гласит, что сам Будда прошел через множество перевоплощений. В основном, эти образы принадлежали низкому сословию (пастухи, каменщики…) и поэтому буддизм стал так близок людям всех сословий. Согласно учению живое существо может переселиться как в высшие формы жизни (воины, божество, люди), так и в низшие (животные и духи). Все зависит от совершенных человеком поступков. Действия, решающие человеческую судьбу, называют кармой. Карма определяет в какой вид перевоплотиться каждый.

Главная цель буддизма – нирвана. Это высшее состояние души, которое достигается путем осознания себя. Будда считал, что люди привязаны ко всему материальному и чрезмерно беспокоятся о мнении общества. Из-за этого душа не может развиваться. Только достигнув нирваны, человек может быть свободен от зависимости.

Основу буддизма составляют 4 истины:

1. Жизнь – это страдание. Все мы испытываем негативные эмоции (страх, гнев, злость).

2. Страдания имеют причины возникновения (жадность, зависть)

3. Страдания не бесконечны. Они могут быть остановлены.

4. Нирвана поможет обрести покой и освободиться от страданий.

Будда советовал быть великодушным ко всем. При общении избавляться от резких слов, сплетен и обмана. Не вредить как людям, так и животным. Контролировать свои поступки, сознание, чувства и часто практиковать медитации. Он призывал развивать в себе доброту, радость, сострадание и справедливость.

Направления буддизма

1. Тхеравада – исповедуют в юго-востоке Азии: Таиланд, Вьетнам, Шри Ланка. Проповедают индивидуальное просветление, после которой человек избавляется от мучений и достигает высшей точки – нирваны.

2. Махаяна – принят в северных странах: Япония, Индия, Китай. Сторонники Махаяны считают, что Тхеравада имеет эгоистичную склонность и что духовное озарение доступно лишь тогда, когда люди помогают друг-друга на пути достижения. Каждый, кто хочет стать просветленным, может надеяться на помощь сторонников.

3. Ваджраяна – распространен в Тибете, Монголии и Калмыкии. С точки зрения Ваджраяны, человек не может стать просветленным без помощи наставника. Кроме этого, нужно практиковать медитацию, йогу и чтение мантр.

Суть буддизма приводится к тому, что человеческие страдания неизбежны, но каждый может избавиться от них, направив собственные усилия в нужное русло.

Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества. Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу. К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь. К другим – чтобы помог в борьбе с врагами. Третьих просили о помощи в беде и болезни. Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв. На сегодняшний день в мире есть три основные религии (буддизм, христианство и ислам). Все остальные верования – лишь ответвления от них.

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э. Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.

Общество Древней Индии делилось на варны (сословия) : брахманов (высшее сословие жрецов, кшатриев (воинов, вайшьев (торговцев) и шудр (слуг). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности. Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги.

Биография Будды

В биографии Будды отражена судьба реального человека. У этой личности есть 2 биографии – реальная жизнь Будды и необычная коллекция преданий и мифологических легенд о божественном создании. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот. Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, которые стали называть принца Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.

Основные принципы буддизма :

• страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;

• человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;

• правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;

• правильный жизненный путь – это честность;

• правильная речь – это отсутствие лжи;

• правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;

• правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.

Праздники в буддизме

Праздники здесь имеют особый статус. Они не отмечаются так, как это происходит у нас. В буддизме праздник – это особый день, который имеет больше ограничений, чем позволений. Суть празднования в том, чтобы создать чистоту вокруг себя и в себе. Этого можно достичь через особые обряды буддизма, а также повторения мантр, игру на музыкальных инструментах, использование некоторых культовых предметов. В праздничный день необходимо посетить храм, сделать подношение Общине, Учителю, Буддам.

Праздники буддизма : Вишакха Пуджа, Новый год; день, который посвящен пятнадцати чудесам Будды; праздник Калачакры; Майдари-хулар; Лой Кратонг, Асалха, Мистерия Цам.

Одним из самых важных праздников для всех буддистов является Вишакха Пуджа. Этот праздник является символов трех событий, которые произошли в жизни основателя этого учения, – рождения, просветления и ухода из жизни (в нирвану). Очень многие школы-последователи считают, что все эти события случились в один и тот же день. Отмечают этот праздник с размахом. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды. Все храмы украшаются бумажными фонариками и цветочными гирляндами. На их территории ставят множество лампадок с маслом. Монахи читают молитвы и рассказывают истории о Будде мирянам. Вечером верующие принимают участие в свечной процессии, которая обходит часовню три раза. Каждый из участников процессии несет цветы, три палочки ладана и зажженную свечу в память о Триратне (Будде, его учении и его учениках). Длится этот праздник неделю.

Длинная история буддизма за все свое время претерпела множество изменений, Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.

Читайте также: