Доклад на тему окружающий мир

Обновлено: 14.05.2024

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивания, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.

Принципы отбора знаний об окружающем мире в начальной школе.

Основными принципами отбора знаний об окружающем мире являются следующие:

Педоцентризм- принцип максимального учёта потребностей ребёнка этого возраста, выбор сведений, наиболее актуальных для формирования умения адаптироваться в окружающей среде.

Важным принципом отбора знаний является культорологический принцип.В учебнике представлен не только материал для обязательного усвоения учащимися, но и дополнительный, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников, повышению их общей культуры. Это научно- популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возникновения нравственных норм, творчестве человека и др. наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.

Формы обучения в начальной школе.

Одним из недостатков ознакомления с окружающим миром в начальной школе является его вербальный (словесный)характер. Учитель много рассказывает, читает, демонстрирует наглядный материал, а учащиеся являются в то время пассивными участниками учебного процесса.

Традиционно в начальной школе преобладает фронтальная форма организации обучения, реже используются парная и групповая, а также индивидуальная.

Фронтальная форма обучения в наименьшей степени активизирует познавательную деятельность ученика на уроке. Для нее характерна инициативность и самостоятельность лишь отдельных учащихся, а от степени и качества участия в уроке каждого ученика общий результат работы не зависит. В условиях фронтального обучения учителю непросто бывает понять (если не использовать специальных приемов), насколько качественно идет усвоение материала, почему некоторые ученики не проявляют сегодня активности в обсуждении проблемы и т.д. Мнение, идея, план решения одного ученика или самого учителя становятся определяющими для действий остальных. Проявление самостоятельности другими учениками затрудняется (ведь проще наблюдать и следовать действиям того, кто решает, чем предлагать свое решение и следовать ему, рискуя допустить ошибку или не успеть получить ответ). В то же время в процессе обсуждения конкретной проблемы всем классом появляется возможность сформулировать и совместно обсудить различные точки зрения. При этом ученик понимает, что если у него нет собственного мнения по обсуждаемой теме, то он может выбрать и воспользоваться одним из предложенных. Таким образом, характерной особенностью этой формы обучения является ведущая роль учителя и полная зависимость ученика от инструкций и указаний учителя.

. Личностно ориентированные технологии базируются на принципах комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлечённой цели.

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Главная идея обучение в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Как видно, основной организационной формой работы учащихся в гуманистической концепции является совместная деятельность в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности. При этом имеется в виду, что используются и другие педагогические технологии, организующие различные формы взаимодействия в зависимости от содержания обучения, обсуждаемой проблемы, этапа познавательной деятельности.

К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие:

- группа помогает избежать риска принятия неверного решения;

- при выполнении одного задания работают 3-4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;

- дети обучаются сотрудничать в малом коллективе;

- группа оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует её членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за своё задание, но и за всю группу;

- группа вырабатывает готовность подчиниться общим интересам, признать мнение других.

Трудности организации групповой работы:

- требует более продолжительного времени по сравнению с фронтальной и индивидуальной работой;

- если в группе нет согласия, она плохо управляется;

- группа может воспользоваться результатами деятельности более сильных партнёров

Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает младших школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Между тем групповая работа – это уникальная форма организации урока. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе группы) и делает руководство со стороны учителя косвенным. Он выступает только в роли организатора начала и окончания работы: формулирует задание (одинаковое или разные, но все они подчинены единой цели), общую инструкцию по его выполнению, вместе с учениками активно участвует в оценивании результатов. Это необходимо, поскольку самооценка и самоконтроль школьника как обязательные характеристики учебной деятельности формируются на основе эталонов контроля и оценки, предлагаемых педагогом. Отметим также, что оцениванию подлежит работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки и просчеты отдельных учеников не афишируются, а обсуждаются в группе.

Педагог, выбирающий групповую работу, может использовать один из трех вариантов взаимодействия участников команд, последовательно развивающих самостоятельность в совместном труде: лидерный, паритетный и демократический.В первом случае роли распределяет организатор группы (лидер). Он же раздает задания (поручения) в группе. Во втором все ученики договариваются о распределении ролей в группе, каждый отвечает за свою часть. Результатом работы является решение, сложенное из частей – достижений каждого участника команды. В третьем ученики договариваются о ролях (организатор, исполнитель, проверяющий), распределяют части задания между собой, координируют решение.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Следует выделить основные преимущества коллективного способа обучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- из позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика; усвоенные знания, после того как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными;

- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; растёт самоуважение и самодисциплина за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным.

В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы.

В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т.д.

Парная работа имеет эффект для развития познавательной деятельности школьника только в том случае, когда учитель специально учил детей работать в парах, ставить такие вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. В частности, все мы знаем, что младший школьник обычно испытывает трудности при оценке своих возможностей для выполнения конкретных заданий и упражнений. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Поэтому, например, при выполнении контрольных и проверочных работ многие дети не могут выбирать и выполнять задания в удобном для себя порядке, а решают их так, как записал учитель. Упражнения, предлагаемые для индивидуального выполнения, могут быть взяты из учебника, но чаще всего педагог составляет их сам в виде индивидуальных карточек. Дети очень любят получать такие карточки, это вызывает у них интерес и желание работать. Карточки являются либо одинаковыми для всех детей в классе, либо подбираются индивидуально.

Работа по разным учебно-методическим комплектам ведется в тысячах российских школ уже в течение нескольких лет. Результаты обучения: предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты подготовки детей, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности. Опыт обучения в массовой школе по УМК показывает, что многие задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, наши дети выполняют легко и качественно.

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

Список использованной литературы

1.Веселова Т.М.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа.-2003.-№2

2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.

3. Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2.

4. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие- М.: Педагогика, 1989

6.Дьяченко В.К. . Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991

7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников (Современное состояние и проблемы). // Начальная школа. 2006 №1

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. -М., 2005.

10.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2

11Степанова Н.А.Работа по эколдогии и краеведению. // Начальная школа- 2003- №2

12. Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Начальная школа. – 1999. – № 7.


Михаил Михайлович Нарышкин родился 15 февраля 1798 года в семье крупного помещика, владевшего землями в Тульской губернии.
Происходил из старинного и знатного дворянского рода. Получил домашнее образование, учился в Московском учебном заведении для колонновожатых.
В военную службу вступил подпрапорщиком в Псковский пехотный полк и быстро продвигался по службе до чина полковника. М.М. Нарышкин с 1818 года член Союза Благоденствия, затем Северного общества, участвовал в переговорах Северного и Южного обществ в Киеве, где встречался с Пестелем. Участвовал в разработке плана восстания в Москве.

Злаки и их семена

Доклад про Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки


КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.

Что посмотреть в Екатеринбурге? Достопримечательности Екатеринбурга


Как известно, в России сейчас принялись за развитие внутреннего туризма, и в каждом областном центре появилась красная линия - туристический маршрут, по которому вы можете пройтись и самостоятельно, без гида, осмотреть главные достопримечательности города. А в Екатеринбурге таких линий не одна, а целых 4: красная, желтая, синяя и фиолетовая.

Зона арктических пустынь


Арктическая пустыня — особая географическая зона со специфическими климатическими условиями. Для нее характерны: крайне низкие температуры в течение всего года; умеренное количество осадков; выраженные полярные день и ночь; слаборазвитый почвенный слой, большие участки вечной мерзлоты.

Строение тела человека. Карточки и плакаты для начальных классов


С детства ребенок знает, что такое руки, ноги, голова, но дети, порой, даже не задумываются, а что же находится внутри себя самих? Уже в детском саду воспитатели дают деткам элементарные представления о строении человеческого тела, но, к школе все это благополучно забывается. В начальных классах же, на уроках "Окружающий мир", ученикам предстоит познакомиться поближе со своим телом, с его органами и системами, узнать, где они расположены, как называются и какие функции выполняют.

Андрей Юрьевич Боголюбский. Доклад 4 класс

Владимир Святой. Доклад 4 класс

Материки мира (континенты)


Материк — очень большой участок суши, омываемый морями и океанами. Несмотря на такую формулировку, 4 из них все же имеют сухопутные границы - перешейки. Для каждого материка характерны свои климатические условия, животный и растительный мир. Поговорим подробнее о каждом материке.

Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)



Существует масса профессий, о которых ребенок в четвертом классе даже не подозревает. В школьных учебниках по окружающему миру о них не пишут, а на ВПР в конце четвертого класса по этой теме вопросы обязательно зададут. Давайте поближе познакомимся с миром профессий.

Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии и лени для детей



Трудолюбие всегда высоко ценилось у любого народа, а лень высмеивалась и осуждалась наряду с другими пороками. Умелый мастер, трудолюбивый человек почитались, а лентяи, лодыри, неумехи подвергались насмешкам. С детства нам знакома поговорка "Терпение и труд все перетрут". Это означает, что нужно усердно трудиться, чтобы достичь цели. А знаете или вы еще какие-нибудь пословицы и поговорки о труде, о работе, о деле? Если затрудняетесь ответить, мы вам подскажем.


Я расскажу о железной руде. Из нее получают чистое железо. Почти все основные месторождения железной руды находятся в породах, которые образовались больше миллиарда лет назад. В то время земля была покрыта океанами. В составе планеты было много железа и в воде находилось растворенное железо. Когда в воде появились первые организмы, создающие кислород, он стал вступать в реакцию с железом. Получившиеся вещества оседали в большом количестве на морском дне, спрессовывались, превращались в руду.


Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.



Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

Живая и неживая природа, ее объекты



Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа? Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Кустарники, полукустарники, кустарнички


Кустарник - низкорослое древовидное растение, не имеющее главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Ветви кустарника начинаются почти от самой поверхности почвы. Кустарники – это многолетние растения. В лесах кустарники обычно занимают подлесок. Так как до подлеска доходит намного меньше солнечного света, растения в нём тенелюбивы и способны выполнять фотосинтез при ограниченном освещении.

Проект "Города России". Окружающий мир 2 класс


Примеры проектов на тему "Города России" по предмету окружающий мир 2 класс, программа "Школа России", выполненные учениками вторых классов.

Паспорт комнатных растений в картинках


Комнатные растения не только украшают собой помещение, они еще и приносят пользу, растения насыщают воздух кислородом. Но чтобы комнатное растение чувствовало себя хорошо, росло, не высыхало, необходимо за ним ухаживать. За каждым растением свой уход. Какие-то любят тенек, а другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке. Одни нужно часто и обильно поливать, а другие от этого завянут. Поэтому нужно знать особенности ухода и содержания растений в домашних условиях. По таким особенностям мы и составили для каждого растения свой паспорт.

Презентация на тему "Здоровье"


Здоровье человека во многом зависит не только от того, что дано ему природой и родителями, но и от образа жизни. Не зря говорят, что нужно вести здоровый образ жизни. Некоторые особенности поведения, питания, привычки могут как ухудшить, так и улучшить здоровье и самочувствие. Рассмотрим, что же может укрепить наше здоровье, а что подорвать его и вызвать болезни.

Семейство мухоморов.

Собака — первый друг человека

Ньюфаундленд в воде.

Сегодня наши домашние животные кажутся нам привычными, трудно представить, каким бы был мир без них. Например, если бы не было собак, на свете стало бы гораздо меньше радости и доброты. Но как они оказалась рядом с человеком? Какое значение имеют в нашей жизни? Почему существует столько разных собачьих пород? В этом докладе для урока по предмету Окружающий мир пойдет речь .

Ядовитые растения — коварны и опасны

Гриб мухомор.

Пчёлы — насекомые в тельняшках

Пчела на цветке.

Окружающий мир полон загадок. Даже в 21 веке учёные не могут разгадать многие тайны природы. Наш доклад подробно расскажет о пчёлах — удивительных летающих насекомых из отряда перепончатокрылых. Ближайшие родственники пчёл — осы и муравьи.

Мой друг кошка

Кошка с голубыми глазами.

Кошки — это друзья человека. Они живут в нашем доме, играют с нами, когда скучно, жалеют нас, если грустно. Кошки разные, как люди. Каждая со своим характером, поведением. Одни животные имеют длинную шерсть, другие — короткую, третьи — лысые. В нашем докладе по окружающему миру рассмотрены особенности поведения кошек, приметы, связанные с домашними любимцами, история их одомашнивания.

Лекарственные растения — природная аптека

Ромашка аптечная.

Юрий Гагарин — первый человек в космосе

Юрий Гагарин.

Изучение космоса до сих пор остаётся одним из основных направлений в науке. Чтобы понять масштаб работы, которую проделали учёные и космонавты за последние 60 лет, нужно познакомиться с первыми шагами к освоению небесного пространства. Один из тех, кто совершал эти шаги — Юрий Гагарин. Он первым облетел вокруг нашей планеты на корабле Восток-1.

Зайцы — наши длинноухие пугливые друзья

Заяц на снегу.

Удивительный мир животных Африки

В своём докладе по окружающему миру я расскажу о животном мире одного из шести материков на планете. Это Африка. Фауна континента чрезвычайно богата и разнообразна. На всей территории континента можно встретить зверей, пресмыкающихся, птиц и насекомых. Они приспособились к жизни в жарком климате.

Сова — глазастая загадка природы

Пятнистая птица.

Совы обитают на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Их необычный внешний вид и ночной образ жизни стали основой легенд и мифов у народов мира. Во многих поверьях сова выступает мудрой, обладающей магической силой и сверхъестественными знаниями птицей, покровительницей ночи, представителем царства мёртвых. Её своеобразные ночные крики наводят ужас не только на людей, но и на животных в лесу, мелкие зверушки прячутся, .


Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.


Что такое экология

В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.

Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.

Промышленные предприятия

Рис. 1. Промышленные предприятия.

Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:

которые читают вместе с этой





  • загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение атмосферы;
  • вырубка лесов;
  • вымирание многих видов животных и растений.

Загрязнение Мирового океана

Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.

В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:

  • от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
  • полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
  • ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.

Нефтяное пятно в океане

Рис. 2. Нефтяное пятно в океане.

Основная причина загрязнения Мирового океана – выбросы промышленных предприятий на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.

Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.

Вырубка лесов

Зеленые растения – наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:

  • уменьшение кислорода в атмосфере;
  • ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
  • исчезновение растений и животных.

Тропические леса – это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов и продолжает их беспощадно вырубать.

Тропические джунгли

Рис. 3. Тропические джунгли.

Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.

Что мы узнали?

Читайте также: