Доклад на тему окружающий мир
Обновлено: 14.05.2024
При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивания, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.
Принципы отбора знаний об окружающем мире в начальной школе.
Основными принципами отбора знаний об окружающем мире являются следующие:
Педоцентризм- принцип максимального учёта потребностей ребёнка этого возраста, выбор сведений, наиболее актуальных для формирования умения адаптироваться в окружающей среде.
Важным принципом отбора знаний является культорологический принцип.В учебнике представлен не только материал для обязательного усвоения учащимися, но и дополнительный, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников, повышению их общей культуры. Это научно- популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возникновения нравственных норм, творчестве человека и др. наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для развития познавательных интересов школьников.
Формы обучения в начальной школе.
Одним из недостатков ознакомления с окружающим миром в начальной школе является его вербальный (словесный)характер. Учитель много рассказывает, читает, демонстрирует наглядный материал, а учащиеся являются в то время пассивными участниками учебного процесса.
Традиционно в начальной школе преобладает фронтальная форма организации обучения, реже используются парная и групповая, а также индивидуальная.
Фронтальная форма обучения в наименьшей степени активизирует познавательную деятельность ученика на уроке. Для нее характерна инициативность и самостоятельность лишь отдельных учащихся, а от степени и качества участия в уроке каждого ученика общий результат работы не зависит. В условиях фронтального обучения учителю непросто бывает понять (если не использовать специальных приемов), насколько качественно идет усвоение материала, почему некоторые ученики не проявляют сегодня активности в обсуждении проблемы и т.д. Мнение, идея, план решения одного ученика или самого учителя становятся определяющими для действий остальных. Проявление самостоятельности другими учениками затрудняется (ведь проще наблюдать и следовать действиям того, кто решает, чем предлагать свое решение и следовать ему, рискуя допустить ошибку или не успеть получить ответ). В то же время в процессе обсуждения конкретной проблемы всем классом появляется возможность сформулировать и совместно обсудить различные точки зрения. При этом ученик понимает, что если у него нет собственного мнения по обсуждаемой теме, то он может выбрать и воспользоваться одним из предложенных. Таким образом, характерной особенностью этой формы обучения является ведущая роль учителя и полная зависимость ученика от инструкций и указаний учителя.
. Личностно ориентированные технологии базируются на принципах комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлечённой цели.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Главная идея обучение в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Как видно, основной организационной формой работы учащихся в гуманистической концепции является совместная деятельность в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности. При этом имеется в виду, что используются и другие педагогические технологии, организующие различные формы взаимодействия в зависимости от содержания обучения, обсуждаемой проблемы, этапа познавательной деятельности.
К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие:
- группа помогает избежать риска принятия неверного решения;
- при выполнении одного задания работают 3-4 человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;
- дети обучаются сотрудничать в малом коллективе;
- группа оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует её членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за своё задание, но и за всю группу;
- группа вырабатывает готовность подчиниться общим интересам, признать мнение других.
Трудности организации групповой работы:
- требует более продолжительного времени по сравнению с фронтальной и индивидуальной работой;
- если в группе нет согласия, она плохо управляется;
- группа может воспользоваться результатами деятельности более сильных партнёров
Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Групповая работа очень привлекает младших школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Между тем групповая работа – это уникальная форма организации урока. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе группы) и делает руководство со стороны учителя косвенным. Он выступает только в роли организатора начала и окончания работы: формулирует задание (одинаковое или разные, но все они подчинены единой цели), общую инструкцию по его выполнению, вместе с учениками активно участвует в оценивании результатов. Это необходимо, поскольку самооценка и самоконтроль школьника как обязательные характеристики учебной деятельности формируются на основе эталонов контроля и оценки, предлагаемых педагогом. Отметим также, что оцениванию подлежит работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки и просчеты отдельных учеников не афишируются, а обсуждаются в группе.
Педагог, выбирающий групповую работу, может использовать один из трех вариантов взаимодействия участников команд, последовательно развивающих самостоятельность в совместном труде: лидерный, паритетный и демократический.В первом случае роли распределяет организатор группы (лидер). Он же раздает задания (поручения) в группе. Во втором все ученики договариваются о распределении ролей в группе, каждый отвечает за свою часть. Результатом работы является решение, сложенное из частей – достижений каждого участника команды. В третьем ученики договариваются о ролях (организатор, исполнитель, проверяющий), распределяют части задания между собой, координируют решение.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Следует выделить основные преимущества коллективного способа обучения:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- из позиции учителя ребёнок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика; усвоенные знания, после того как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными;
- в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; растёт самоуважение и самодисциплина за счёт освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным.
В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы.
В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т.д.
Парная работа имеет эффект для развития познавательной деятельности школьника только в том случае, когда учитель специально учил детей работать в парах, ставить такие вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда. В частности, все мы знаем, что младший школьник обычно испытывает трудности при оценке своих возможностей для выполнения конкретных заданий и упражнений. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Поэтому, например, при выполнении контрольных и проверочных работ многие дети не могут выбирать и выполнять задания в удобном для себя порядке, а решают их так, как записал учитель. Упражнения, предлагаемые для индивидуального выполнения, могут быть взяты из учебника, но чаще всего педагог составляет их сам в виде индивидуальных карточек. Дети очень любят получать такие карточки, это вызывает у них интерес и желание работать. Карточки являются либо одинаковыми для всех детей в классе, либо подбираются индивидуально.
Работа по разным учебно-методическим комплектам ведется в тысячах российских школ уже в течение нескольких лет. Результаты обучения: предложенная авторами технология обучения позволяет получить не только высокие результаты подготовки детей, но, главное, повысить их общее интеллектуальное развитие, развить познавательные интересы и способности. Опыт обучения в массовой школе по УМК показывает, что многие задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, наши дети выполняют легко и качественно.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.
Список использованной литературы
1.Веселова Т.М.Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа.-2003.-№2
2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.
3. Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2.
4. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.
5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие- М.: Педагогика, 1989
6.Дьяченко В.К. . Сотрудничество в общении. О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников (Современное состояние и проблемы). // Начальная школа. 2006 №1
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. -М., 2005.
10.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2
11Степанова Н.А.Работа по эколдогии и краеведению. // Начальная школа- 2003- №2
12. Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Начальная школа. – 1999. – № 7.
Михаил Михайлович Нарышкин родился 15 февраля 1798 года в семье крупного помещика, владевшего землями в Тульской губернии.
Происходил из старинного и знатного дворянского рода. Получил домашнее образование, учился в Московском учебном заведении для колонновожатых.
В военную службу вступил подпрапорщиком в Псковский пехотный полк и быстро продвигался по службе до чина полковника. М.М. Нарышкин с 1818 года член Союза Благоденствия, затем Северного общества, участвовал в переговорах Северного и Южного обществ в Киеве, где встречался с Пестелем. Участвовал в разработке плана восстания в Москве.
Злаки и их семена
Доклад про Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.
Что посмотреть в Екатеринбурге? Достопримечательности Екатеринбурга
Как известно, в России сейчас принялись за развитие внутреннего туризма, и в каждом областном центре появилась красная линия - туристический маршрут, по которому вы можете пройтись и самостоятельно, без гида, осмотреть главные достопримечательности города. А в Екатеринбурге таких линий не одна, а целых 4: красная, желтая, синяя и фиолетовая.
Зона арктических пустынь
Арктическая пустыня — особая географическая зона со специфическими климатическими условиями. Для нее характерны: крайне низкие температуры в течение всего года; умеренное количество осадков; выраженные полярные день и ночь; слаборазвитый почвенный слой, большие участки вечной мерзлоты.
Строение тела человека. Карточки и плакаты для начальных классов
С детства ребенок знает, что такое руки, ноги, голова, но дети, порой, даже не задумываются, а что же находится внутри себя самих? Уже в детском саду воспитатели дают деткам элементарные представления о строении человеческого тела, но, к школе все это благополучно забывается. В начальных классах же, на уроках "Окружающий мир", ученикам предстоит познакомиться поближе со своим телом, с его органами и системами, узнать, где они расположены, как называются и какие функции выполняют.
Андрей Юрьевич Боголюбский. Доклад 4 класс
Владимир Святой. Доклад 4 класс
Материки мира (континенты)
Материк — очень большой участок суши, омываемый морями и океанами. Несмотря на такую формулировку, 4 из них все же имеют сухопутные границы - перешейки. Для каждого материка характерны свои климатические условия, животный и растительный мир. Поговорим подробнее о каждом материке.
Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)
Существует масса профессий, о которых ребенок в четвертом классе даже не подозревает. В школьных учебниках по окружающему миру о них не пишут, а на ВПР в конце четвертого класса по этой теме вопросы обязательно зададут. Давайте поближе познакомимся с миром профессий.
Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии и лени для детей
Трудолюбие всегда высоко ценилось у любого народа, а лень высмеивалась и осуждалась наряду с другими пороками. Умелый мастер, трудолюбивый человек почитались, а лентяи, лодыри, неумехи подвергались насмешкам. С детства нам знакома поговорка "Терпение и труд все перетрут". Это означает, что нужно усердно трудиться, чтобы достичь цели. А знаете или вы еще какие-нибудь пословицы и поговорки о труде, о работе, о деле? Если затрудняетесь ответить, мы вам подскажем.
Я расскажу о железной руде. Из нее получают чистое железо. Почти все основные месторождения железной руды находятся в породах, которые образовались больше миллиарда лет назад. В то время земля была покрыта океанами. В составе планеты было много железа и в воде находилось растворенное железо. Когда в воде появились первые организмы, создающие кислород, он стал вступать в реакцию с железом. Получившиеся вещества оседали в большом количестве на морском дне, спрессовывались, превращались в руду.
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.
Живая и неживая природа, ее объекты
Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа? Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.
Кустарники, полукустарники, кустарнички
Кустарник - низкорослое древовидное растение, не имеющее главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Ветви кустарника начинаются почти от самой поверхности почвы. Кустарники – это многолетние растения. В лесах кустарники обычно занимают подлесок. Так как до подлеска доходит намного меньше солнечного света, растения в нём тенелюбивы и способны выполнять фотосинтез при ограниченном освещении.
Проект "Города России". Окружающий мир 2 класс
Примеры проектов на тему "Города России" по предмету окружающий мир 2 класс, программа "Школа России", выполненные учениками вторых классов.
Паспорт комнатных растений в картинках
Комнатные растения не только украшают собой помещение, они еще и приносят пользу, растения насыщают воздух кислородом. Но чтобы комнатное растение чувствовало себя хорошо, росло, не высыхало, необходимо за ним ухаживать. За каждым растением свой уход. Какие-то любят тенек, а другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке. Одни нужно часто и обильно поливать, а другие от этого завянут. Поэтому нужно знать особенности ухода и содержания растений в домашних условиях. По таким особенностям мы и составили для каждого растения свой паспорт.
Презентация на тему "Здоровье"
Здоровье человека во многом зависит не только от того, что дано ему природой и родителями, но и от образа жизни. Не зря говорят, что нужно вести здоровый образ жизни. Некоторые особенности поведения, питания, привычки могут как ухудшить, так и улучшить здоровье и самочувствие. Рассмотрим, что же может укрепить наше здоровье, а что подорвать его и вызвать болезни.
Собака — первый друг человека
Сегодня наши домашние животные кажутся нам привычными, трудно представить, каким бы был мир без них. Например, если бы не было собак, на свете стало бы гораздо меньше радости и доброты. Но как они оказалась рядом с человеком? Какое значение имеют в нашей жизни? Почему существует столько разных собачьих пород? В этом докладе для урока по предмету Окружающий мир пойдет речь .
Ядовитые растения — коварны и опасны
Пчёлы — насекомые в тельняшках
Окружающий мир полон загадок. Даже в 21 веке учёные не могут разгадать многие тайны природы. Наш доклад подробно расскажет о пчёлах — удивительных летающих насекомых из отряда перепончатокрылых. Ближайшие родственники пчёл — осы и муравьи.
Мой друг кошка
Кошки — это друзья человека. Они живут в нашем доме, играют с нами, когда скучно, жалеют нас, если грустно. Кошки разные, как люди. Каждая со своим характером, поведением. Одни животные имеют длинную шерсть, другие — короткую, третьи — лысые. В нашем докладе по окружающему миру рассмотрены особенности поведения кошек, приметы, связанные с домашними любимцами, история их одомашнивания.
Лекарственные растения — природная аптека
Юрий Гагарин — первый человек в космосе
Изучение космоса до сих пор остаётся одним из основных направлений в науке. Чтобы понять масштаб работы, которую проделали учёные и космонавты за последние 60 лет, нужно познакомиться с первыми шагами к освоению небесного пространства. Один из тех, кто совершал эти шаги — Юрий Гагарин. Он первым облетел вокруг нашей планеты на корабле Восток-1.
Зайцы — наши длинноухие пугливые друзья
Удивительный мир животных Африки
В своём докладе по окружающему миру я расскажу о животном мире одного из шести материков на планете. Это Африка. Фауна континента чрезвычайно богата и разнообразна. На всей территории континента можно встретить зверей, пресмыкающихся, птиц и насекомых. Они приспособились к жизни в жарком климате.
Сова — глазастая загадка природы
Совы обитают на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Их необычный внешний вид и ночной образ жизни стали основой легенд и мифов у народов мира. Во многих поверьях сова выступает мудрой, обладающей магической силой и сверхъестественными знаниями птицей, покровительницей ночи, представителем царства мёртвых. Её своеобразные ночные крики наводят ужас не только на людей, но и на животных в лесу, мелкие зверушки прячутся, .
Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.
Что такое экология
В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.
Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.
Рис. 1. Промышленные предприятия.
Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:
которые читают вместе с этой
- загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение атмосферы;
- вырубка лесов;
- вымирание многих видов животных и растений.
Загрязнение Мирового океана
Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.
В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:
- от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
- полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
- ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.
Рис. 2. Нефтяное пятно в океане.
Основная причина загрязнения Мирового океана – выбросы промышленных предприятий на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.
Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.
Вырубка лесов
Зеленые растения – наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:
- уменьшение кислорода в атмосфере;
- ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
- исчезновение растений и животных.
Тропические леса – это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов и продолжает их беспощадно вырубать.
Рис. 3. Тропические джунгли.
Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.
Что мы узнали?
Читайте также: