Доклад по мхк на тему египет

Обновлено: 05.07.2024

2. Египетское искусство Раннего и Древнего царства.

3. Искусство Среднего и Нового царства.

5. Список литературы.

В истории мировых цивилизаций важнейшая роль отведена культурам Древнего Востока. Для современного человека Восток – это огромное географическое, историческое и культурное пространство, которое охватывает территории всей Азии и страны Северо-Восточной и Северной Африки и вбирает в себя много-тысячелетний путь развития человеческого общества.

Колыбелью мирового искусства издавна считают Ближний Восток – регион, объединяющий Египет с прилегающими к нему областями и Переднюю (или Западную) Азию. Именно на Ближнем Востоке родились древнейшие известные нам мифы, объясняющие возникновение Земли и человека, были созданы первые календари и карты звездного неба, изобретены гончарный круг и колесо, клинопись, алфавит и цифры.

Пирамиды, обелиски, сфинксы и колоссы фараонов в Египте, руины гигантских зиккуратов и разукрашенных майоликовыми панно дворцов в Двуречье и Эламе, загадочные ассирийские шеду, монументальные наскальные рельефы в Иране и многое другое осталось нам в доказательство дерзкой смелости, удивительных знаний, неисчерпаемой изобретательности и талан-тов архитекторов и художников древнего Ближнего Востока.

Цель настоящей работы: изучить искусство Древнего Египта, его особенности и влияние на искусство последующих эпох.

2. Египетское искусство Раннего и Древнего царства.

Одна из величайших цивилизаций древности – египетская – сложилась на северо-востоке Африки, в нижнем течении могучей и полноводной реки Нил.

Религиозные и космогонические представления египтян начали формироваться у неолитических земледельческих племен, которые, объединяясь в группы, заселяли определенные территории (номы). Каждый ном имел своих божеств и сам обожествлялся и персонифицировался, чаще в образе какого-либо животного. Древние египтяне поклонялись солнцу, луне, стихиям, небу, земле, камням, деревьям, птицам, змеям, различным животным; в образе бы-ка почитали вождя племени и первых египетских царей. Со временем египетские боги стали приобретать человеческие черты. Особый культ был связан с Нилом. Однако самое значительное место в религии древних египтян со временем занял заупокойный культ, связанный с верой в продолжение жизни после смерти в подземном царстве бога Осириса. Для загробной жизни необходимо было сохранить тело человека нетленным, чтобы его духовный двойник смог соединиться с ним в гробнице. Так возникла традиция бальзамирования умершего, превращения тела в тщательно спеленутую и помещенную в саркофаг мумию.

Идея обязательного безошибочного узнавания покойного его духовным двойником вызвала к жизни специфическую для древнеегипетского искусства портретность. Маскам саркофагов и помещенным в захоронения изображениям усопшего придавалось удивительно точное сходство с конкретным человеком. Не меньшее значение в жизни древнеегипетского общества имел культ обожествленного фараона. Царя почитали как сына Солнца, как земное воплощение небесного сокола Гора и как наследника, властвующего над производящими силами природы и над царством мертвых бога Осириса. На обслуживание заупокойного культа и государственного культа фараона и было в основном направлено художественное творчество древних египтян.

Одной из таких форм оказалась пирамида — сооружение, гениальное по своей простоте, физической устойчивости и психологической выразительности. Другим изобретением египетских зодчих, определившим на тысячелетия вперед наиболее распространенный тип величественного мемориально-триумфального сооружения, стал обелиск — возносящийся к небу каменный столб с пирамидальным завершением. Древнеегипетскому зодчеству принадлежит и заслуга преобразования в художественную систему стоечно-балочной конструкции, использование опоры и перекрытия как важнейших элементов пластического языка архитектуры, создание колонны.

Четкость объемов и точность рисунка, соразмерность всех частей ком-позиции характеризуют как изобразительное, так и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. Некоторые исследователи считают, что определяющие черты древнеегипетской каменной архитектуры — функциональность, монолитность объемов, простота и строгость форм — были заложены в додинастический период (до нач. 3-го тыс. до н. э.) в искусстве мебели. В изготовлении предметов, причисляемых нами к произведениям декоративно-прикладного искусства, египетские мастера следовали очертаниям простейших геометрических фигур — прямоугольника, трапеции, квадрата, круга и треугольника. В детали предмета вводились изящные украшения в виде связок тростника или стеблей лотоса с полураскрытыми цветками, священного жука-скарабея, фигур, полуфигур, голов или ног животных либо отвлеченных символов. Для достижения высокого декоративного эффекта египетские мастера прибегали к контрастам фактуры и цвета; матово блестящую черноту или шоколадный тон эбенового дерева оттеняли белизной слоновой кости и драгоценным сиянием золота; теплую поверхность дерева сочетали с холодным полированным камнем; жесткий блеск металла противопоставляли красочному свечению эмалей.

В эпоху Древнего царства, в XXVIII—XXIII вв. до н. э., Мемфис был столицей и ведущим художественным центром Египта. От 3-го тыс. до н. э. здесь сохранились лишь немногие остатки храма бога Пта. Зато некрополи Мемфиса, расположенные близ современных поселений — Гизы, Саккары, Абусира и Дахшура, — хранят величайшие памятники древнеегипетского зодчества [1,с.30].

Единственный свидетель истории некрополя в Гизе, возвышается у входного павильона в заупокойный комплекс фараона Хефрена его Большой сфинкс. Предполагают, что Большой сфинкс в Гизе был высечен из остатка скалы, дававшей камень для строительства пирамид, и дополнен плитами известняка. Фигура сфинкса, достигающая 20 м в высоту и 57 м в длину, органично слита со скалой и воспринимается как вырастающий из земли моно-лит. Бесстрастное лицо сфинкса было окрашено в красновато-оранжевый цвет и обрамлено сине-красным полосатым царским платком; надо лбом поднимался урей — изображение кобры, распустившей капюшон и готовой к броску, — охранительный знак царя и бога.

3. Искусство Среднего и Нового царства.

Возросшая самостоятельность провинций — номов привела к тому, что их правители — номархи стали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Усыпальницы номархов оказались подлинными сокровищницами произведений изобразительного искусства — рельефов, росписей, статуарной и мелкой пластики, украшений. Искусство изображения в эпоху Среднего царства достигло больших высот.

Скульпторы Среднего царства виртуозно обрабатывали мягкие и твердые породы камня, дерево, слоновую кость и глину. Не отступая от канонов, они искусно фиксировали возрастные черты модели, усиливали портретность, индивидуальность изображения, что особенно хорошо видно в статуях фараонов XIX в. до н. э. — Сенусерта III и Аменемхета III. Рельеф стал более плоскостным, более графичным и более разнообразным по способам исполнения [1,с.33].

Однако главным достижением эпохи было развитие настенной живописи. Превосходные образцы стенописи с картинами нильской природы бы-ли обнаружены в гробницах номархов и знати в Фивах и Бени Xacaнe.

Эпоха Нового царства наступила после изгнания гиксосов фараоном Яхмосом I в сер. XVI в. до н. э. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над Палестиной, Финикией и Сирией. Столица Египта — древние Фивы — стала одним из самых богатых и блистательных городов мира. В Фивах, на восточном берегу Нила, началось многовековое строительство двух величайших храмов Древнего Египта. Один из них, вытянутый вдоль реки с севера на юг, находится на территории современного города Луксора, другой, ориентированный перпендикулярно к Нилу, расположен примерно в трех км севернее, в селении Карнак. В древности храмы соединялись аллеей сфинксов. Оба храма были посвящены фиванской триаде божеств — АмонуРа, Мут и Хонсу. Установленный культ предполагал ритуальные процессии со встречей на Ниле ладьи богов и перенесением ее в святилище.

В соответствии с требованиями культа был создан новый тип храма, все основные части которого выстраивались строго по продольной оси. Ритмично сменяли друг друга мощные входные пилоны фасадов с обелисками и колоссами фараонов перед ними, залитые солнцем дворы с колоннадами, затененные, уподобленные священным рощам гипостили с рядами могучих каменных лотосовидных и папирусовидных колонн с цветными рельефными изображениями и надписями, погруженные в мрак святилища.

На противоположном, западном, берегу Пила, в долине Дейр-эль-Бахри, у подножия ограждающих долину высоких скал в нач. XV в. до и. э. архитектор Сенмут воздвиг заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона царицы Хатшенсут. Великий зодчий по новому использовал идею развернутой в пространстве архитектурной композиции. Три огромные прямоугольные каменные террасы с портиками на протодорических колоннах и внутренними помещениями поднимаются одна за другой, соединенные по центральной оси пологими широкими пандусами, к скрытому в скалах святилищу. Торжественный подход к храму от нильской пристани создавала прямая и длинная, в несколько километров, аллея сфинксов с портретными лицами царицы.

Главный храм, возведенный зодчим Пареннефером, ориентированный на восток и окруженный стеной с воротами-пилоном, включал открытые дворы с алтарями и многоколонные портики со статуями фараона. Стены помещений дворцов и храмов были облицованы цветным фаянсом, украшены рельефами с инкрустацией и позолотой, а также росписями, в которых фара-он представлен в необычно интимных для древнеегипетского искусства ситуациях—в кругу семьи, беседующим с женой, ласкающим детей.

В периоды поздних династий египетские художники в заботе о сохранении древних традиций иногда эклектически соединяли приемы разных эпох.

В настоящей работе мы рассмотрели тему – искусство Древнего Египта. Особенностью древнеегипетского искусства была его направленность на обслуживание заупокойного культа и государственного культа фараона.

Дошедшие до нас памятники, за редкими исключениями, представляют культовое искусство Древнего Египта. В архитектуре это святилища, храмовые комплексы, гробницы фараонов и знати; в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве — погребальные и храмовые статуи, рельефы, росписи, ритуальная утварь, предметы обихода, обнаруженные в гробницах. Таким образом, искусству в Древнем Египте отводилась почетная и священная роль: оно должно было обеспечивать бессмертие и прославлять государственную власть.

К изобретениям египетских зодчих относится пирамида — сооружение, гениальное по своей простоте, физической устойчивости и психологической выразительности. Другим изобретением стал обелиск — возносящийся к небу каменный столб с пирамидальным завершением.

К известным памятникам Египта относится пирамида Джосера, ансамбль пирамид в Гизе и принадлежащий уже к позднему эллинистическому периоду маяк на острове Фарос.

В целом торжество греческой культуры в Египте не было долгим; с сер. III в. до н. а. в искусстве Александрии возобладали глубинные, выпестованные многотысячелетним прошлым художественные представления и приемы.

5. Список литературы.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Л.: Искусство - 1961

3. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. М.: Изд-во Ак. Худож. СССР, 1962

Историю Египта невозможно отделить от её религии, поклонения богам и верованию в мифы. Для египтянина всё это имело огромное значение. Основываясь на религию и строгие правила, древнеегипетское искусство существовало два с половиной тысячелетия. Главная идея — бессмертие, определило взгляды на жизнь Египтян. Древний Египет — страна удивительных загадок. Уже в то время она отличалась высоким культурным развитием. Глядя на величественные пирамиды возникают вопросы:
Как возможно было построить, не имея соответствующую технику? Необъяснимо, кажется люди, обладали какими-то сверхъестественными знаниями. Египет, как и иные могущественные страны, формировался поэтапно. Это высокоразвитая цивилизация сделала значимый вклад в мировую культуру. Своей архитектурой, письменностью, литературой, математикой, астрономией и медициной. От египтян осталось потомкам много неразгаданных тайн. А благодаря архитектурным следам воссоздавались картины жизни того периода.

Быт древнего народа.

По повседневной жизни можно говорить о культуре народа в определённый отрезок времени. Египтяне большое значение придавали своей внешности. Детей брили до двенадцати лет, затем делали обрезание. Мужское население тоже удаляло всю растительность с тела. Из-за постоянной жары, требовалось тщательно следить за своей гигиеной. Женщины постоянно находились в макияже. Они красили веки порошком из малахита. Подводили чёрным цветом глаза, как женщины, так и мужчины.

Искусство и архитектура.

Древние архитектурные памятники Египта до нашего времени хранят много неразгаданных тайн. Мировые шедевры — скульптурные композиции, величественные храмы, пирамиды, воздают честь и хвалу величайшим строителям, архитекторам той эпохи. Пирамиды с гробницами фараонов входят в список семи чудес света. Отдельно остановиться нужно на храмах египетских божеств, Амон Ра, Рамсеса третьего, Хатшепсуп. Они построены были в виде сложных комплексов, с большими территориями гигантских размеров. Например, на верхней площадке колонны умещается сто человек. В этих святилищах было множество изваяний с образами сфинксов, божеств, правителей. Изготавливались в бронзе, камне.

Язык и письменность.

Письменность и язык древнеегипетского народа совершенствовались за всё время жизни государства. Благодаря дошедшим до нас письменам на камнях, можно проследить путь развития языковых форм. Утверждается, что письменность в Египте возникла в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Это были рисунки-письмена. Затем они стали трансформироваться в иероглифы, которых насчитывалось около семисот. Для писания использовали папирус, доски из дерева, черепки глиняные.

Религия.

Древнеегипетская религия представляется как сложная, запутанная система, имеющая много богов, ритуальные конструкции. И устойчивое представление о функциях богов получить невозможно. Потому что, во всем Древнем Египте не было единого пантеона божеств. Изображались они в виде полулюдей-полуживотных. Наиболее почитаемыми считались, бог солнца — Ра, загробные правители — Осирис и Анубис. Отдельное место в религии египтян отводилось мумифицированию. Оно проводилось с целью сохранения его для загробной жизни. Бальзамировали только фараонов их родных, приближённых и жрецов. Простым людям не проводили таких манипуляций. Считалось, что у них нет души им это не нужно.
Древний Египет подарил миру огромный пласт культурного наследия. Он оказал влияние на развитие римлян и других народов. И в сегодняшнее время не иссякает интерес к Египетской культуре, с её богатым и загадочным прошлым.

Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций в мире. Поэтому, древнеегипетская культура имела долгую и богатую историю. Пик развития датировался 5500 годом до н.э, это подтверждают найденные археологами вещи той эпохи. В сравнении с другими древними цивилизациями, культура Египта была достаточно развитой по меркам того времени.

Древний Египет славился своей архитектурой, религией и политической системой. Все в культуре было взаимосвязано. Архитектура пирамид и храмов, основывалась на религиозных верованиях. Те же в свою очередь были политеистическими, со своими уникальными концепциями смерти и загробной жизни. Древние египтяне благодарили богов за дарованную земную жизнь и просили поддержки в загробном мире. В целом религиозная система на протяжении всего периода существования была устойчивой и консервативной.

Все общество делилось на классы, причем высшие классы пользовались обычными привилегиями. Такая классовая структура, социальные и религиозные нормы сохранялись без изменений до 30 года н.э, когда Египет стал одной и римских провинций.

Однако, одним из важнейших достижений считается появление письменности На сегодня сохранилось множество документов написанных на папирусе, а также тексты высеченные в камне. Египтяне были образованными и хорошо разбирались в арифметике. Наличие письменности дало начало литературе. Египет подарил миру множество известных философов.

В самом начале формирования цивилизации возникло изобразительное искусство. Главным принципом изображения было — простота двухмерного рисунка. Картины и фрески украшали стены святилищ, гробниц, дворцов. Кое-какие из них дошли до наших дней, не утратив яркости красок.

Главное культурное наследие — десятичная система исчисления, используемая до сих пор.

Доклад №2

Если рассматривать культуру как достижения людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, то можно с уверенностью сказать, что в Древнем Египте она возникла одна из первых. Вся история этого древнего государства делится на определенное количество периодов. Основными из них были Древнее, Среднее и Новое царство. Каждый из них характеризуется своими достижениями в развитии.

Очень важную роль в развитии Древнего Египта играла река Нил. Когда заканчивались разливы реки, оставался ил, который затем был очень плодородной почвой для основного занятия египтян — сельского хозяйства. А месторождения гранита и мрамора по его берегам являлись материалом для строительства. Установление более точных дат, когда разливался Нил привело к развитию таких наук, как астрономия и математика. Ну и конечно вся долина Нила окруженная со всех сторон пустыней, давала надежную защиту от вторжения на эти территории иноземных захватчиков. Поэтому спокойная жизнь египтян приносила свои результаты в развитии культурных достижений страны.

Весь уклад жизни жителей Древнего Египта был тесно связан с их религиозными верованиями. Главное место среди почитаемых богов занимает бог солнца — Ра. Так как исчезновение солнца для египтян это конец мира. Боги для них были не только как созидатели мира, закона и порядков, но им принадлежали заслуги в создании различных ремесел, письменности и счета, магии и различных познаний. Вместе с богами важную роль отдавалась царям египтян — фараонам. Они были для народа живыми, существующими на земле богами, которые обеспечивали процветание и развитие государства. Поэтому их образы воплощались людьми в огромные скульптуры. Изображение богов и фараонов можно увидеть в работах египетских художников.

Золотым веком в истории развития культуры Древнего Египта является Древнее царство. Именно в это время высокого уровня достигает земледелие и виноградное хозяйство. Открытие пчеловодства является достижением египтян. Ведущим искусством является архитектура. Вместе с фресками, скульптурами и барельефами создавались целые архитектурные комплексы. Это были дворцы фараонов, храмы и погребальные сооружения. В это время начали строительство пирамид, которые стали символами Египта. Они явились величайшим достижением культуры Египта. Пирамиды и до сих пор хранят в себе множество загадок и тайн. Еще одним архитектурным сооружением заслуживающим внимания являются храмы. Многие из них или их части мы можем видеть и сейчас. Позже, когда пришло среднее царство особые успехи были достигнуты в медицине, астрономии и математике. Этот период времени характеризуется всплеском развития художественной литературы в Древнем Египте.

Культурные достижения Древнего Египта внесли свое большое влияние на культуру во всем мире. Она жива по сегодняшний день. Ведь не даром Египет является "матерью всех цивилизаций".

5 класс, 10 класс кратко по истории

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

С древних времен многих людей поражали необъяснимые явления, происходящие в ночном небе, к примеру, синие или красные линии, мгновенно исчезающие в темноте неба. Многие пытались найти ответы, об этих странных явлениях, но все они были

Писательская карьера Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) началась в 1906 году, когда 26-летний литератор опубликовал рассказ "Заслуга рядового Пантелеева". Рассказ, повествующий

Коза – верный и очень смышлёный друг человека, они узнают своих хозяев и всегда ластятся к ним. Это животное человек одомашнил около 10 тысяч лет назад, то есть ещё раньше, чем наших любимых кошек и собак.


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.



Велики достижения Египта в области математики и астрономии. Египтяне определили площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа.



Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени

Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Нефис, Хора . Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным.

Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов.

Время древние египтяне отсчитывали, начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные.


Система мер в Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в 4 пальца равнялись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца.


Сфинкс - каменный лев с головой человека высечен из целой скалы ( длина 57 м , высота 20 м). Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хаврой. Сфинкс охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок - клафт с уреем посредине лба (урей - изображение приподнявшейся кобры - символ царской власти). Этот сфинкс в Гизе остался единственным в своем роде гигантом.




Ученые смогли это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, кото рые долгое время оставались тайной для специалистов.

Овладеть таким искусством было очень трудно — ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне постепенно перешли к знакам, обозначавшим звучание слов или слогов. Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа налево или сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит читать надпись надо слева направо.




Собственно иероглифы в полной форме применялись для записей религиозных текстов и государственных документов. Для повседнев ных надписей со временем появилась скоропись — иератическое письмо и еще более уп рощенное демотическое письмо. Писали древние египтяне кисточкой и чернилами на папирусе , который изготовляли из особого тростника, росшего по берегам Нила. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках известняка, известных как остраконы.


а - образец сочетания консонантно-звуковых знаков с детерминативами в иероглифическом письме;

б, в - образцы иератического и демотического письма.

Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799 года близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: ввер ху — иероглифами, под ней — демотическим письмом, а ниже — на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом. Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, кото рый сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН (1790-1832).



Розетский камень хранится в Британском музее


Жан Франсуа Шампольон

В древности Египет занимал практически ту же территорию, что и сегодня. Но не всегда Египет был централизованным, единым государством. В Додинастический пе риод на этой территории существовали отдельные области — номы, которые позже объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила.

Цари Верхнего Египта, носившие белые короны, избрали своей столицей Гиеракон поль, а погребали их в священном месте близ города Абидоса. Покровительницей Верхнего Египта считалась Нехбет — богиня в виде грифа. Цари Нижнего Египта но сили красные короны и сделали своей столицей Буто. Покровительницей Нижнего Египта была Уаджет — богиня в виде кобры.


Украшение из Золота, сердолика, бирюзы, цветной пасты;

Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)


Две стеллы с символами Египта: папирус (слева) - символ Нижнего Египта, лотос (справа) - символ Верхнего Египта". "Зал Анналов" в Карнаке


Египетский фараон в двойной бело-красной короне.

Слева - белая корона Южного царства, справа - красная корона Северного царства.

В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного правителя. Практически не ограниченные ресурсы дешевого рабского труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения - гробницы и храмы, выстроенные по заказу фараона и высшей знати, чиновников и жрецов на левом берегу Нила в скалах предгорья и мрачном труднодоступном ущелье "Долина царей".



Древний Египет был очень богат камнем разных пород, дерево, как привозной материал, было очень дорогим.



Пирамиды в Гизе


Самые знаменитые из гробниц - пирамиды, расположенные группами и поодиночке у границы с пустыней. Их нечеловеческие громады соразмерны только с мощью власти фараона, символизируя ее устойчивость, незыблемость, вечность.

Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была ступенчатая пирамида фараона Джоссера, состоящая из семи уменьшающихся мастаб (араб., "скамейка"), которые служили усыпальницами в предшествующий период.





Мастаба - гробница знати - включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.

В усыпальницы, окруженные сложным комплексом из дворов и молелен, помещалось все, что было необходимо для загробной жизни. Неисчислимые сокровища гробниц издавна привлекали грабителей, этим объясняется их труднодоступность, потайные ходы, скрытые камеры.



Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов 4 династии в Гизе - Хуфу, Хафра, Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Самая высокая из них - пирамида Хеопса, которую древние причисляли к 7 чудесам света.



Возводили 20 лет, а еще 10 лет - дорогу для подвозки из каменоломен блоков весом от 2,5 до 3 тонн. Египтяне не знали связующих материалов и плотно подгоняли блоки друг к другу " насухо ". Они еще в древности решали трудную задачу и постигали науку, которую через тысячу лет назовут " сопротивление материалов ". Хемеун должен был точно рассчитать количество блоков для постройки, т.е. уметь вычислить объем пирамиды, угол наклона сторон (50*50'), определить направление ребра. Необходима была четкая организация труда. Египтяне почитали архитекторов как мудрецов, а таких, как Имхотеп и Хемеун, обожествляли как прародителей зодчества.


В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти , что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба . Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты , на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.
Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Читайте также: