Личность в социуме доклад по психологии

Обновлено: 05.07.2024

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.

Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.

Типы субъектов и особенности личности

Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:

  1. природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
  2. социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
  3. субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.

Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.

Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того общества, к которому индивиды принадлежат. Здесь социальные факторы накладываются на индивидуально-психологические и биологические особенности человека. Как отмечал А. Г. Асмолов, личность включает 2 субстанции: социально-типическая и индивидуально-уникальная, в которой уникальность может быть достигнута через собственную активность, свои мысли, поступки, личную ответственность.

В узком понимании личность – это субъект решения проблем, выбор, который помогает самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Личность находит проявление при столкновении человека с конфликтами или проблемами. Человека нельзя считать личностью, если он не может сам решить свои жизненные проблемы, неся ответственность за свои решения и поступки.

Личность можно представить в виде активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и себя человека, который обладает уникальным динамичным соотношением между пространственно-временными ориентациями, потребностно-волевыми переживаниями, содержательными направленностями, уровнями освоения и формами реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и степень ответственности за последствия.

Социально-психологическое понимание личности

Возникновение социально-психологических явлений происходит через взаимодействие социальной среды, группы и личности.

Социальная среда включает все то, что окружает людей в их социальной жизни. Она представляет собой конкретное проявление, своеобразие отношений в обществе на определенной стадии их развития.

Итак, общественно-экономическая формация в конкретности (историческая, демографическая, географическая и национальная) определяет данную социальную среду, которая порождает определенный образ жизни и вслед за этим образ поведения и мыслей. По этой причине, принципиальный путь личности состоит в следующей цепочке:, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность.

В соответствии с биологическим аспектом расовые различия, включая внешность, цвета кожи, волос, по генетике обусловлены. Но расовые психологические различия характеризуются не только биологическими причинами, а разными культурно-этническими нормами и условиями жизни. Не происходит генетическая передача национальных психологических особенностей, но осуществляется их формирование при воспитании и инкультурации ребенка в соответствующей социальной культурной среде. Например, ребенок, родившийся в России, но воспитанный в Америке, будет обладать американским национальным характером, выполняя культурные и социальные нормы общества в США. Сравнивая расы, средние различия групп намного меньше, чем диапазон личных различий в каждой группе.

В соответствии с позицией Г. М. Андреевой, социальная психология личности — это отрасль, определяющая личность. Это определение дает общая психология, выясняя, в каких определенных группах личность, с одной стороны, способна усваивать социальные влияния (с помощью какой системы ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких определенных группах происходит реализация ее социальной сущности (с помощью какой совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода состоит в выявлении, каким образом происходило формирование социально-психологических черт, по какой причине в одних условиях формирования личности происходит их проявление в полной мере, а в других возникают определенные социально-типические черты, вне зависимости от принадлежности личности к соответствующей социальной группе. Для этого внимание акцентируется на микро среде формирования личности. В первую очередь, важно определить, с помощью каких групп общество влияет на личность, то есть, каким образом происходит социализация личности. С другой стороны, социальная психология рассматривает итоги взаимодействия личности и группы, что представляет собой проблему социальной установки.

По мнению Е. В. Шороховой, основой социально-психологического понимания личности являются характеристики социального типа личности в качестве специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, системы ролей и др. Она определяла предмет социальной психологии посредством перечисления объектов социально-психологического исследования, в число которых включены:

проблема личности в социальной психологии

Социальная психология исследует личность, вопросы ее формирования и общественного положения, а также систему общения вместе с межличностными отношениями. Проблема личности в социальной психологии рассматривается не только с философских позиций, но и с социальных.

Под личностью обычно понимают сознательного человека, проявляющего активность в разных сферах и способного самостоятельно выбрать тот или иной образ жизни. Это понятие в социальной психологии полностью раскрывает суть индивида, которая находится в полной зависимости от степени усвоения им общественных правил и норм, исторического опыта всего социума.

Личность в социальной психологии: понятие и структура

понятие личности в психологии

Социально-психологической особенностью формирования личности являются процессы взаимодействия и влияния всех личностей друг на друга. Так создаются общественные установки, появляется общность взглядов и другие отношения.

С точки зрения социальной психологии личностью можно назвать конкретного человека, гражданина определенной страны, представителя общества и своей социальной группы. Индивид должен быть наделен социально-психологическими и индивидуальными особенностями и включен во все общественные отношения.

Личность развивается под воздействием различных факторов:

  • окружающая среда и социум;
  • особенности центральной нервной системы;
  • анатомические и физиологические особенности;
  • основная сфера деятельности.

Самыми существенными движущими силами, от которых в большей степени и зависит процесс формирования личности, признаны общество и природно-географическая среда.

Проблема личности в социальной психологии: типы субъектов

типы личности

Считается, что любой индивид может проживать в трех сферах мира — природной, общественной и культурной.

На основании данного утверждения и группируют субъектов по трем типам:

  • социальный — люди, которые принимают данное общество и усваивают все его нормы и требования;
  • культурный — индивиды способны осуществлять свои решения жизненных проблем, пропуская их через призму нравственных и культурных принципов;
  • природный — люди рассматриваются как биологические существа, которые могут приспосабливаться к изменяющимся природным условиям.

Также нельзя исключать определяющего влияния на личность психологических и биологических особенностей индивида.

А.Г. Асмолов, известный российский психолог и публицист, считает, что личность состоит из двух субстанций — индивидуально-уникальной и социально-типической.

Высокая степень уникальности достигается через постоянную активность, готовность к личной ответственности.

Особенности социально-психологического изучения личности

особенности социального изучения личности

Проблематика личности до сих пор считается самой конфликтной в социальной психологии. Изучение человека ею рассматривается с точки зрения социального существа. Исследования в социальной психологии нацелены на выяснение степени общественного влияния на личность и определения, в каких именно группах ей удается наилучшим образом реализовать свои социальные навыки. Решающими факторами при этом остаются социальные установки и психологические свойства индивида.

Актуальные для современности проблемы личности в социальной психологии касаются ее социализации и принятия специфических установок. Особое значение при этом имеют отношения личности и общественной группы.

Проблема личности в социальной психологии связана с различными вариантами пониманиями социальности. С течением времени, ее значения и трактовки плавно смещались. От внешних, ролевых и более жестких, в сторону размытых, социокультурно обусловленных.

В социальной психологии существует три равноправные, логики анализа личности:

создание своей личности

  1. С характерной для настоящего времени неопределенностью, являющейся следствием типичных объективных изменений социума, движущегося в том же направлении.
  2. Парадигмальные изменения в самой науке, связаные со смещением исследовательского интереса в сторону анализа происходящих перемен.
  3. Объективные изменения личности современника, который все больше теряет свою социальную заданность.

Социально- психологический подход к исследованию проблем личности позволяет рассмотреть ее как с психологической стороны, так и социальной. Объяснить действующие механизмы социализации и раскрыть личностную структуру.

Становится возможным не только диагностировать, но и оказывать влияние на социально-психологическую сторону личности.

Проблема личности в социальной психологии — видео-вебинар

Доклад

Несколько поколений социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных во многих учебниках различных авторов. По мере возникновения благоприятных социально-политических условий социально-психологическая теория из мифологии, стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо изменение взглядов на жизнь и отношение к человеку, понимание его ценности.

Без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.

1. Социальная психология личности

1.1 Понятие личности

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе и в системе общения.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявляться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если не способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и групп. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Итак, общественно-экономическая формация формирует данную социальную среду, порождающую той или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – личность – таков принципиальный путь формирования личности.

Согласно мнению Е.В. Шороховой, в основе социально-психологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

2. Социально-психологическая характеристика личности

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные,

гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверх­ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин­ное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семей­ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и ис­следования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей.

Это межличностные роли .

Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собствен­ного достоинства. Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутрен­ними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

Основное назначение социальной группы — целенаправленное регу­лирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его обществен­ным статусом называется социальной ролью. Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдель­ные свойства личности.

В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, ко­торые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует.

И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступ­ная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в оди­ночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, под­вергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.

В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная систе­ма — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуля­торов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.

Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая ак­тивность проявляется как способ самоактуализации личности, реали­зации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействия друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Любая социальная роль всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными.

В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

(Оно )Ид , это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованием реальности. Эта часть личности отвечает за

произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Персона – это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго – это центр сознания, он создает ощущение последовательности в нашей сознательной жизни.

Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен

материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как

несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человекe) или трансакционного реакцией.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003. (стр. 27)

2. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002. (стр. 15)

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1999. (стр. 9)

4. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии //Психол. журн. 1996 Т. 17 № 1, С 110-128. (стр. 6)

5. Донцов А.И. Психология коллектива М., 2001. (стр. 48)

6. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991. (стр. 72)

7. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение Л., 2004. (стр. 51)

8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 2003. (стр. 23)

9. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999. (стр. 17)

10. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 2000. (стр. 36)

11. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности теорет.методолог. аспект Л., 2003. (стр. 29)

12. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1999. (стр. 31)

13. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 2001. (стр. 24)

14. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001. (стр. 9)

15. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1999. (стр. 78)

16. Социально-психологическое исследование межнациональных отношений / Под ред. П.Н. Шихирева. М.,2005. (стр. 125)

Гост

ГОСТ

Индивидуальность и социум

Индивидуальность – это важное понятие в психологии личности, отражающее уникальное и неповторимое своеобразие бытия человека, его психических, физиологических и личностных качеств.

В психологии индивидуальность понимают на двух уровнях:

  • как уникальность каждого: каждый человек отличается от другого в силу индивидуально-психологических особенностей
  • как уникальность единичного человека: интегральная организация психологических свойств отдельного человека, уникальный способ бытия личности, проявления ее свойств

Акценты немного разные: в первом случае, предпосылка о том, что люди уникальны, исходна и неоспорима, а во втором случае, индивидуальность - это результат сознательного развития, субъектного отношения к собственной жизни, активного участия и самопроявления в ней.

Человек - это биосоциальное существо. Придя в этот мир как индивид со своими генетическими данными, конституциональными способностями, нейродинамическими особенностями, посредством социализации (включение в систему социальных отношений) сперва через родителей, а затем через разные социальные институты человек осваивает новые формы поведения, проявления себя и своих качеств и способностей через различные виды деятельности.

Однако помимо социализации, как процесса включения индивида в систему социальных отношений, существует еще процесс индивидуализации, как выработки собственного отношения к этим нормам, собственных способов регуляции поведения. Таким образом, человек сначала проходит стадию событийности, присоединяясь к общим правилам, нормам и ценностям, а затем проходит стадию самобытности, вырабатывая собственное отношение к этим правилам, формируя уникальные способы их реализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Так или иначе, человек в ходе своего личностного развития сперва приобщается к социуму, а затем от него обособляется через свою индивидуальность.

Как отстаивать свою индивидуальность

Многие психологи размышляли о том, как человек может проявить себя в социуме и реализоваться в нем индивидуально, уникально и самобытно.

Вообще вопрос о реализации человеческого потенциала максимально уникальным и своеобразным образом начался с А. Маслоу и его теории самоактуализации, в рамках которой, как считал автор, это процесс наиболее полного, эффективного и творческого развертывания заложенных в человеке способностей, что отражает зрелость и здоровье личности. Для реализации процесса самоактуализации необходимо выйти на более высокий уровень потребностей, связанный с творчеством, преобразованием, миссией.

Э. Фромм, например, считал, что ведущим принципом реализации индивидуального потенциала личности является ее направленность социального характера. Он вывел 5 типов ориентаций: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная и плодотворная. Именно последняя способна реализовать эффективно потенциал личности. Ее основными ценностями являются: независимость, честность, любовь, творчество, труд, социальное мышление.

В.Н. Дружинин активно исследовал тематику сценарных подходов к жизни и написал целую монографию "Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии", в которой подробно раскрывает несколько сценарных ходов, популярных в социуме: жизнь - это сон, жизнь - эксперимент, жизнь - трата времени, жизнь - начинается завтра, жизнь - против жизни, жизнь - это достижение и т.д. Однако ни один из перечисленных сценариев не способствует раскрытию индивидуальности человека. Во всех этих сценариях нет уникальности и неповторимости человеческого бытия. Единственный вариант, который позволяет проявить свою индивидуальность, как пишет В.Н. Дружинин, это реализация способа жизни, при котором жизнь выступает как экзистенциальный конструктор, а сам человек - создатель этого конструктора.

Экзистенциальный конструктор

Экзистенциально-гуманистическое направление – это подход, который более полно описывает идею развития личности и проявления ее уникального своеобразия.

Основными ценностями этого подхода является развитие личности, свобода, ответственность, принятие своей жизни, творчество. В рамках данного подхода, устанавливаются следующие ценности: человек - это целостная система, обладающая сознанием и устремленная в будущее. Соответственно самореализация как процесс - является природным для человека, основными инструментами которого являются творчество и волевые поступки, за которые человек принимает ответственность.

Надо сказать, что идеи данного подхода активно развивались и в отечественной психологии в рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который подчеркивал. что человек - это не просто объект жизненного процесса, а активный субъект, творчески преобразующий его через деятельность. Но деятельность эта носит осмысленный и творческий характер.

В данном ключе развивала свои идеи ученица С.Л. Рубинштейна - К.А. Абульханова-Славская, которая сформулировала термин "жизненная стратегия", который отражает принципиально уникальный и своеобразный способ реализации потенциала личности здесь и сейчас.

Основными принципами сохранения индивидуальности в обществе можно выделить следующие:

Читайте также: