Доклад по материалам русского словаря языкового расширения созданного солженицыным

Обновлено: 05.07.2024

Ру́сский слова́рь языко́вого расшире́ния — книга Александра Солженицына.

В словаре собраны редкие и малоупотребительные слова (значительная их часть взята автором из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля), которые, по мнению Солженицына, незаслуженно забыты и могут вернуться в активный словарный запас сегодняшних носителей языка.

В предисловии к Словарю А. И. Солженицын пишет:

Лучший способ обогащения языка — это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств.

Издания

  • Первое издание — Солженицын А. И. Русский словарь языкового расширения. — М .: Наука, 1990. — 272 с. — ISBN 5-02-011076-0
  • Солженицын А. И. Русский словарь языкового расширения. — 2-е изд. — М .: Голос, 1995. — ISBN 5711703161
  • Солженицын А. И. Русский словарь языкового расширения. — 3-е изд. — М .: Русский путь, 2000. — 280 с. — ISBN 5-85887-071-6

Ссылки

Один день Ивана Денисовича (1959) · Матрёнин двор (1959) · Правая кисть (1960) · Случай на станции Кочетовка (1963) · Для пользы дела (1963) · Захар-Калита (1965) · Как жаль (1965) · Пасхальный крестный ход (1966) · Крохотки (1958—1963, 1996—1999)

Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана (1965) · Мир и насилие (1973) · На возврате дыхания и сознания (1974) · Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни (1974) · Образованщина (1974) · Жить не по лжи (1974) · Измельчание Свободы (1976) · Наши плюралисты (1982) · . Колеблет твой треножник (1984) · Как нам обустроить Россию (1990) ·

Архипелаг ГУЛАГ (1973) · Красное колесо · Русский вопрос к концу XX века (1994) · Русский словарь языкового расширения (1990—2000) ·

  • Лингвистические работы
  • Александр Солженицын
  • Словари русского языка

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Русский словарь языкового расширения" в других словарях:

Русский словарь языкового расширения. М., 1990 — Русский словарь языкового расширения книга Александра Солженицына. В словаре собраны редкие и малоупотребительные слова (значительная их часть взята автором из Словаря живого великорусского языка В. И. Даля), которые, по мнению Солженицына,… … Википедия

Солженицын, Александр Исаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солженицын. Александр Солженицын … Википедия

Солженицын — Солженицын, Александр Исаевич Александр Солженицын Солженицын в 1994 году после возвращения в Россию Имя при рождении: Александр Исаевич Солженицын Дата рождения … Википедия

Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана — Жанр: публицистика Автор: Александр Солженицын Язык оригинала: русский Год написания: октябрь 1965 Публикация … Википедия

Солженицын, Александр — Писатель, академик РАН Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), академик Российской академии наук (1997), лауреат Государственной премии РФ (2007). В прошлом участник Великой Отечественной войны, затем –… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Один день Ивана Денисовича — Щ 854 Жанр: рассказ (повесть) Автор: Александр Солженицын Язык оригинала: русский Год написания: 1959 … Википедия

Двести лет вместе — Жанр: историческое исследование Автор: Александр Солженицын Язык оригинала: русский Электронная версия … Википедия

Архипелаг ГУЛАГ — Жанр: Опыт художественного исследования Автор: Александр Солженицын Язык оригинала: русский Год написания: 1958 1967 дополнен: 1969 1979 Публикация … Википедия

В круге первом — Жанр: роман Автор: Александр Солженицын Язык оригинала: русский Год написания: 1955 1958, 1964, 1968 Публикация: 1968 (на Зап … Википедия

С опорой на "Литературную коллекцию" А.И. Солженицына дается аналитический обзор функционирования лексем – дефиниций "Русского словаря языкового расширения" – в творчестве Е. Замятина, И. Шмелева и А. Солженицына. Механизм работы писателя над изданием.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.12.2018
Размер файла 30,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Малыгина Инна Юрьевна, к. филол. н.

Ставропольский государственный педагогический институт

Ключевые слова и фразы: лексема; словарь; язык; произведение; литературная коллекция; творчество Е. Замятина, И. Шмелева, А. Солженицына.

солженицын словарь замятин шмелев

The article aims to study Russian Dictionary of Language Extensions” by A. I. Solzhenitsyn which is considered as a certain form of “dialogue” with the Russian writers of the XX century. By means of meta-poetical data (analysis of the introduction to the dictionary) the researcher discovers the mechanism of writer's work over the edition, identifies the sources, purpose and tasks of its development, emphasizes the author's interpretation of its importance. Relying on A. I. Solzhenitsyn's “Literary collection” the paper presents analytical survey of the functioning of the “Russian Dictionary of Language Extensions” lexemes- definitions in the creative work by Y. Zamyatin, I. Shmelyov and A. Solzhenitsyn.

Key words and phrases: lexeme; dictionary; language; literary work; literary collection; creative work by Y. Zamyatin, I. Shmelyov, A. Solzhenitsyn.

В предисловии к словарю Солженицын объясняет читателю и порядок работы с изданием. При этом автор указывает на собственные принципы отбора языкового материала, объясняет более частные моменты организации словарных статей. Аналитический обзор словаря Солженицына с точки зрения лингвистических особенностей достаточно подробно освещен в отечественной филологической науке [7; 18; 19; 21]. Однако вопрос функционирования словесных единиц, попавших на страницы словаря Солженицына, в художественных текстах русских писателей ХIХ-XX вв. (их имена обозначены после предисловия) и в творческом наследии самого писателя остается сегодня мало изученным. В данной статье мы предприняли попытку подобного осмысления, изучив творчество Е. Замятина, И. Шмелева и А. Солженицына (итоги типового анализа творчества В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева и А. Солженицына предполагается представить в следующей статье).

Лексический потенциал языкового материала помогал Солженицыну понять в целом язык, творческую манеру, индивидуальный стиль того или иного автора. Таковыми чертами стали в оценке творчества Е. Замятина портретная лаконичность, достигаемая сжатым синтаксисом, и богатейший материал образных выражений и описаний, в оценке И. Шмелева - словесные формулы, раскрывающие традиции, национальное своеобразие и православное мировоззрение русского человека. Солженицын не использует замятинскую или шмелевскую лексику в исходном виде, он дает возможность слову проживать новую жизнь за счет расширения своего смыслового поля. Значения, появляющиеся у слова в результате их контекстуального употребления, привлекали Александра Исаевича в большей степени, что и определяет специфику использования одних и тех же слов разными писателями.

Список литературы

2. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2004. 1536 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти т. М.: Мир книги, 2003. Т. 7. 416 с.

4. Жиляев Г. Е. А. И. Солженицын - художник и мыслитель на пороге XXI века. Армавир: АГПУ, 2001. 179 с.

5. Замятин Е. И. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2011. 1258 с.

9. Полякова Л. В. Солженицын о Замятине // А. И. Солженицын и русская культура. Саратов: СГУ, 1999. С. 79-80.

10. Русский словарь языкового расширения / сост. А. И. Солженицын. М.: Русский путь, 2000. 280 с.

12. Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. Париж: YMCA-PRESS, 1975. 629 с.

13. Солженицын А. И. В круге первом. М.: Время, 2010. 354 с.

15. Солженицын А. И. Из Евгения Замятина // Новый мир. 1997. № 10. С. 186-201.

16. Солженицын А. И. Публицистика: в 3-х т. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995. Т. 1. Статьи и речи. 720 с.

17. Солженицын А. И. Рассказы и крохотки. М.: Время, 2006. 672 с.

18. Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына. М.: Флинта: Наука, 2004. 380 с.

19. Филиппов Л. К. Язык А. И. Солженицына: особенности авторской орфографии // А. И. Солженицын и русская культура: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. И. Ванюков. Саратов: Изд-во СПИ, 1999. С. 147-152.

20. Шмелёв И. С. Лето Господне. М.: Московский рабочий, 1990. 576 с.

21. Эпштейн М. Русский язык в свете творческой филологии разыскания // Знамя. 2006. № 1. С. 192-207.

Подобные документы

Основные этапы жизни и творчества Солженицына. Материалы к творческой биографии. Тема ГУЛАГа в творчестве Солженицына. Художественное решение Солженицыным проблемы национального характера. История России в произведениях Солженицына.

учебное пособие [50,5 K], добавлен 18.09.2007

Краткий биографический очерк жизни и творчества известного русского писателя А.И. Солженицына, этапы его творческого пути. Лексико-стилистические особенности малой прозы А.И. Солженицына. Своеобразие авторских окказионализмов в рассказах писателя.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 06.11.2009

Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности А.И. Солженицына - советского и российского писателя, публициста, общественного и политического деятеля. Участие Солженицына в военных действиях 1941-1945 гг. Обзор основных произведений автора.

презентация [640,2 K], добавлен 12.05.2014

Биография русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Хождение по мукам: осуждение на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Первые изданные работы писателя. Роль изгоя и арест Солженицына. Вермонтский затворник: строительство новой жизни в США.

реферат [83,1 K], добавлен 17.09.2009

Изучение жизненного пути и литературной деятельности А.И. Солженицына - одного из ведущих русских писателей ХХ века, лауреата Нобелевской премии по литературе. Детство и юношеские годы писателя. Годы пребывания Солженицына в ссылке и его реабилитация.

презентация [1,5 M], добавлен 30.11.2010

Детские годы Солженицына А.И. Учеба в Ростовском университете. Работа учителем математики в ростовской средней школе. Арест Солженицына фронтовой контрразведкой. Перевод писателя в марфинскую тюрьму и ссылка в Сибирь. Открытое письмо Съезду писателей.

презентация [1,5 M], добавлен 14.12.2011

Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына через призму его рассказов и романов. "Лагерная" тема в его произведениях. Диссидентство писателя в произведении "Красное колесо". Интенциальное содержание авторского сознания Солженицына, язык и стиль автора.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Русский язык и культура речи

Содержание

1. Неологизмы в прозе А.И.Солженицына 6

1.1. Взгляды А.С. Солженицына на обогащение языка 6

Глава 2 Примеры применения расширения языка в прозе А.И.Солженицына 17

Список использованной литературы 28

Выдержка из текста

Актуальность темы заключается в том, что проблема питания больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) носит дискуссионный характер, но позволяет оценить те тенденции в нутрициологии, гастроэнтерологии и диетологии, которые сложились в последнее десятилетие.

В научной и популярной медицинской литературе встречаются диаметрально противоположные представления о диетологических подходах в комплексном лечении больных с различными хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Многообразие мнений авторов от безусловного применения классических, разработанных в течение многих лет лечебных рационов, до полного отказа от каких-либо рекомендаций по изменению питания больных, объясняемого успешным лечением современными фармацевтическими препаратами.

Лечебное питание или диетическая терапия исторически занимала заметное место в лечении заболеваний органов пищеварения, так как способствовала нормализации сложной деятельности всего желудочно-кишечного тракта. Адекватная диетотерапия способствует развитию процессов адаптации и компенсации нарушенных функций, с ее помощью можно обойти нарушенные звенья обмена веществ, получить иммуномодулирующий, антиоксидантный и другие эффекты.

Наиболее быстро переваривается и покидает желудок жидкая, желе- и пюреобразная, а также кашицеобразная пища. Указанные виды пищи оказывают минимальное механическое воздействие на желудок по сравнению с твердой пищей, которая медленно переваривается и эвакуируется из желудка. Блюда, приготовленные путем жарки или запекания с корочкой, перевариваются дольше и оказывают большее механическое воздействие, чем отваренные в воде или на пару. Механически раздражающее действие на желудок оказывают продукты, содержащие много пищевых волокон, богатых грубой клетчаткой (бобовые, хлеб из муки грубого помола, крупа из цельного зерна, орехи, некоторые овощи, фрукты и ягоды), а также богатые соединительной тканью — мясо с фасциями и сухожилиями, кожа рыбы и птицы. Наименьшее воздействие на слизистую оболочку желудка оказывают блюда, температура которых близка к таковой в желудке, — 37oC. Блюда, температура которых выше 60 — 62oC, могут оказывать раздражающее действие на слизистую оболочку желудка и задерживают эвакуацию пищи из него. Теплые блюда и напитки покидают желудок быстрее, чем холодные (ниже 15oC).

Отрицательно действуют на секреторную и двигательную функции желудка большие объемы принимаемой пищи, поэтому при острых или обострении хронических заболеваний желудка пищу дают частыми, дробными порциями, распределяя суточную массу рациона на 5 — 6 приемов. Кроме того, обычную суточную массу рациона (3-3,5 кг) уменьшают до 2-2,5 кг.

Целью исследования является подбор рационального питания больным с заболеваниями ЖКТ..

В рамках сформулированной цели выделены следующие системные задачи:

1. провести анализ научной литературы, посвященной проблеме гигиены питания больных ЖКТ;

2. подобрать наиболее рациональное питание для больных с заболеваниями ЖКТ, учитывая сопутствующие заболевания и предрасположенности.

Объект исследования — научные труды, посвященные общим вопросам гигиены питания, диетологии и, в частности, гигиене питания при заболеваниях ЖКТ, функциональному питанию.

Предмет исследования — питание при заболеваниях ЖКТ.

Научная новизна исследования заключается в решении крупной научной проблемы, посвященной изучению питания пациентов с заболеванием ЖКТ.

Методы исследования: при выполнении курсовой работы применялись теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по диетологии, функциональному питанию, гигиене питания и другим смежным областям исследуемой проблематики, их обобщение и синтез.

Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы.

Список использованной литературы

1.Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2001.

2.Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН ССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.П. Рогожникова. – М.: Рус.яз., 1991 .

4.Словарь русского языка: В 4т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. – М.,1957 – 1961. — Т. 1-4

5.Толковый словарь русского языка / Под ред.Д.Н. Ушакова. – М.,1935-1940. — Т. 1-4

6.Словарь русского языка: В 4 т / Гл. ред.А.П. Евгеньева; АН СССР. Ин-т рус.яз. 2-е изд., испр. и доп. – М.,1981-1984. — Т. 1-4

7.Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка . – М., 1998.

8. Александр Исаевич Солженицын. Гордость российской и мировой литературы. — Тверь, 1998.

12. Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. – Екатеринбург, 1993.

13. Межрегиональная науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения А.И. Солженицына. – Рязань, 1998.

14. Нива Ж. Солженицын. – М., 1992.

15. Нобелевские речи И.А. Бунина, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына и И.А. Бродского. – М., 1996.

16. Паламарчук П.Г. Александр Солженицын: путеводитель. – М., 1991.

17. Рейтман М.И. Знаменитые эмигранты из России. – Ростов н/Д, 2009.

18. Семенова Г.П. О языке произведений А. Солженицына // Русская речь. – 2006. — № 3.

19. Солженицын А.И. Русский словарь языкового расширения. Объяснение. // Русская речь. – 1990. — № 3.

20. Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: Новый взгляд. – М., 1998.

21. Чалмаев В.А. А. Солженицын: Жизнь и творчество. – М., 2009.

22. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой // Нева. – 2006. — № 8

23. Шмелев А.Д. Об орфографических воззрениях А.И. Солженицына // Русская речь. – 2008. — № 5.

24. Юдин В.А. Русские феномены: [О твор. А.С. Пушкина и А.И. Солженицына].

Структура урока:

Учитель: При изучении любого иностранного языка, например английского, вам не обойтись без словаря по этому языку. Вы заглядываете в словарик , помещённый в конце учебника, а порой ищете нужное вам слово в больших словарях.

Русский язык каждый из нас познаёт с первых же мгновений жизни, потому что мы постоянно его слышим. Будучи младенцами, мы ещё не знаем ни учебников, ни словарей, но за первые четыре-пять лет своей жизни постигаем огромное количество слов родного языка – пожалуй, не меньше, чем узнаём в течение всей последующей жизни.

К школе мы уже знаем так много русских слов, что можем начинать изучать не только русский язык, но и другие предметы. А поскольку мы свободно говорим на русском языке, то нам порой кажется, что мы знаем все слова русского языка. Однако это далеко не так!

Если мы возьмём любой словарь русского языка, а таких словарей довольно много, то увидим, что есть немало слов, которых мы совсем не знаем и которыми не пользуемся. А между тем, эти слова активно употреблялись и употребляются людьми, живущими в других местах, людьми других профессий, либо использовались людьми другого времени. У некоторых слов обнаружим неизвестные нам значения. Таким образом, неизведанного в русском языке окажется очень много!

Прежде чем мы начнём знакомиться с этим удивительным словарём, необходимо хотя бы вкратце сказать о жизненном пути писателя, предпринявшего столь необычный труд.

Родился Александр Исаевич Солженицын в городе Кисловодске 11 декабря 1918 года, а окончил свой земной путь 3 августа 2008 года в Троице-Лыково под Москвой.

Александр Исаевич Солженицын написал много замечательных книг. Но довольно долго его книги в нашей стране были запрещены и распространялись тайно. Почему же запрещалось читать его книги?

По окончании университета Александр Солженицын готовился стать учителем, собирался преподавать в школе математику. Но началась Великая Отечественная война, и он пошёл на фронт. Став артиллеристом, командиром батареи, он участвовал во многих боях, получил высокие боевые награды. Однако в феврале 1945 года, когда война уже близилась к концу, по политическим обвинениям он был арестован, прямо на фронте. Лишь в 1956 году писатель был освобождён из заключения, а в следующем году – реабилитирован, т.е. признан совершенно невиновным.

Что означает это название?

Солженицын взял на себя подвиг возвестить правду о преступлениях против России, против её народа, её истории в эпоху, когда многие соотечественники писателя не знали всей этой правды. Произведения Александра Исаевича несли людям весть о множестве мучеников тюрем и лагерей в нашей стране, тем самым сохраняя для истории свидетельства о страданиях и гибели невинно осужденных людей – тех, кого он видел сам и о ком ему рассказывали. Десятки лет писатель тщательно изучал историю России 20 века, сравнивал её с дореволюционным периодом и вынужден был сделать выводы не в пользу 20 века.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык –

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Не может быть полноценной жизни народа, если утрачен или исковеркан его родной язык.

Что представляет собой этот словарь?

Давайте зададим вопрос:

- Что говорит о правде и лжи русский язык? Как жить не по лжи?

Двойчить – говорить двусмысленно, лукавить.

Целоумный – здравомыслящий. У него есть синоним:

Правомыслящий – здравомыслящий.

А как говорили в народе про тех, чья мысль не отличалась здравием?

Худоумиться – дурить, не слушать добрых советов.

Лживеть – становиться лгуном.

Брякотун, брякун – врун, пустомеля (может брякнуть что угодно, не думая о значимости каждого слова).

Дерзословить,

Вредослов, вредословец.

Видите, слово, оказывается, способно делать зло, приносить вред. Вот почему Солженицын так внимательно относится к каждому слову!

Зломудрие, зломудрость, зломудрое учение,

Лукавомудрый,

Мудрованье – 1. неуместное умничанье; 2. лжемудрое учение.

Оказывается, даже мудрость может нести зло. Конечно, это не настоящая мудрость, а подложная, то есть выдающая себя за мудрость.

Давайте попробуем сами понять, что могут сегодня значить такие слова, как:

Злоимный, злоимчивый – кто легко перенимает злое.

Человеку, который стремится жить не по лжи, стоит знать все эти слова, что бы не допускать нравственных ошибок в своей жизни.

Но есть и другие слова, которые были для людей как бы подсказками – как жить в соответствии с правдой, как не только говорить, но и нести правду в жизни. Вот некоторые такие слова:

Правосудно – справедливости, по-Божьему.

Доброрадство. Что могло значить это слово?

Благоискусный – искусный в благом, добром. Оказывается, делать добро – это не так просто, это целое искусство, ему нужно учиться!

Благостояние. Что бы это могло быть?

Благостояние – стойкость в добре. Оказывается, в добрых делах, как и в тяжёлых испытаниях, нужна стойкость!

Доброрадный – доброхотный, о добре радеющий.

Благоискусный – искусный в добром, благом.

Благостояние - стойкость в добре.

Вот как много для себя слов мы узнали сегодня из словаря, составленного А.И. Солженицыным. Теперь мы знаем, если какое- нибудь слово употребляется очень редко, то ему грозит отмирание. А если какое-либо слово употребляется часто, но употребляется не по значению, не к делу или взамен другого более точного слова, то наша речь становится искаженной и скудной.

У каждого из вас есть свой словарный запас. У кого-то этот словарь побогаче, у кого-то поскромнее. Но главное то, что каждый из вас может его обогатить, расширить, если будет любить читать русскую классическую литературу – кладезь словарного богатства русского языка.

Читайте также: