Доклад политические режимы сущность и типология

Обновлено: 02.07.2024

Политический режим — это система средств и методов реализации политической власти, которая определяет степень свободы и правовое положение личности.

↑ Признаки политического режима

  • степень участия народа в механизме формирования политической власти;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе;
  • тип политического поведения граждан;
  • характер политического лидера;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений и т. п.

↑ Типы политических режимов

В зависимости от принципов организации общественной жизни выделяют три основных типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.

Помимо основных политических режимов, некоторые политологи также выделяют и другие типы, которые в современном мире играют роль дополнения к уже установившемуся, либо как определенный этап в развитии государства, находящегося в кризисном или переходном периоде:

  • аристократия (власть знатных, избранных).
  • олигархия (форма аристократии, при которой власть в государстве принадлежит небольшому кругу лиц, роду, семье и группе, захватившей власть).
  • деспотизм (правитель обладает абсолютной властью и является не только главой государства, но и господином своих подданных).
  • диктатура (политический режим, при котором правитель осуществляет свою власть прямым, директивным способом).
  • тирания (более жесткая форма диктатуры, отличительной особенностью которой являются насильственные и жестокие методы осуществления власти).
  • охлократия (власть толпы, настроения которой могут постоянно меняться, в результате чего с ее помощью осуществляются государственные перевороты).
  • бюрократия (правление несменяемых чиновников).
  • теократия (власть духовенства, жречества).

↑ Тоталитаризм

Тоталитаризм представляет собой форму диктатуры, при которой особую роль играют государство и идеология. Тоталитаризм возник в результате развития таких процессов, начавшихся в конце XIX в., как вступление человечества в индустриальную стадию развития, рост разделения и специализации индустриального труда, усложнение социальных отношений. Все это потребовало усиления роли государства как регулятора общественных отношений.

↑ Признаки тоталитаризма

  • господство одной партии;
  • диктат одной идеологии, отсутствует плюрализм;
  • монополия на СМИ;
  • милитаризация общественной жизни;
  • монополия на средства вооруженной борьбы;
  • террористический контроль со стороны политической полиции;
  • централизованная система контроля и управления экономикой;
  • абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию;
  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, нет гарантий их реализации;
  • полный разрыв между нормами конституции, законов и общественно-политической жизнью, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства;

↑ Авторитаризм

Авторитаризм характеризуется неограниченной властью одного или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу, и занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

При авторитаризме допускается плюрализм в политическом мышлении (однако он должен быть ограниченным и контролируемым), признается многообразие экономических и культурных интересов, режим не стремится осуществлять тотальный контроль за обществом. При проявлении реальной политической конкуренции за власть или при неповиновении населения используется сила. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Процесс передачи власти при авторитаризме осуществляется насильственно, посредством волевого введения элиты на руководящие посты, т.е. такой режим не является легитимным.

Существуют следующие типы авторитарных режимов (согласно типологии Д. Берг-Шлоссера):

  • Традиционно абсолютистские монархии: отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц;
  • Традиционные авторитарные режимы олигархического типа: власть сконцентрирована в руках нескольких влиятельных семейств;
  • Гегемонистский авторитаризм новой олигархии: выражает интересы компрадорской буржуазии;
  • Военные режимы;
  • Теократические режимы.

↑ Признаки авторитаризма

  • носителем власти является один человек или группа лиц;
  • власть элиты не ограничена законом;
  • власть централизована и неподконтрольна обществу;
  • политической равнодушие и безучастие масс, слабая политическая информированность;
  • политическая оппозиция запрещена, однако существует многопартийность;
  • применение силы при управлении обществом (принуждение и насилие касаются только открытых противников строя);
  • опора в социальных конфликтах на армию и другие силовые структуры;
  • отказ от тотального контроля над обществом и невмешательство в неполитические сферы;
  • ущемлены основные политические права и свободы граждан;
  • выборы и реформы проводятся под контролем и часто носят формальный или фальсифицированный характер;

↑ Демократия

Демократический режим – форма правления, при которой органы верховной власти избираются из народа и действуют в интересах народа; при таком режиме создаются условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности.

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).

В первой главе я дал определение понятию политического режима, разобрался в его сущности.

Во второй главе мной была поставлена проблема классификации политических режимов, показаны примеры классификаций.

В третьей главе я рассмотрел 3 основных политических режима (тоталитарный, авторитарный и демократический).

Считаю, что тема моего реферата очень актуальна сегодня. Разобраться в ней необходимо для лучшего понимания процессов, происходящих в России, возможности прогнозирования их дальнейшего развития.

Политический режим — одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.

Другой всемирно известный французский политический социолог Р. Арон обращал внимание на необходимость рассмотрения при анализе политических режимов следующих составных переменных величин:

«1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления (авторитарный, демократический, тоталитарный и т.д.);

2) характер партийной системы (однопартийная, двухпартийная, многопартийная и др.;

3) способ функционирования режима (избирательный закон, выборы, функционирование парламента, отношения между парламентом и правительством);

4) роль групп давления и интересов в политическом обществе;

Итак, политический режимможно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.

Политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной — после формы правления и формы государственного устройства — характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиций политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью институтов государственной власти охватывает также и множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

Политический режим — это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.

«Часто политические режимы конструируются в контексте более широких теорий, и построение классификации редко выступает как самостоятельная исследовательская задача.

Ряд исследователей предполагают, что классификация политических режимов в максимальной степени должна сочетать теоретическую последовательность с эмпирической адекватностью. Рассмотрим некоторые из них:

3. 1 Тоталитаризм

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур — армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

3. 2 Авторитарные режимы

Авторитарные режимы, выражая интересы соответствующих социальных слоев и групп, определенного политического класса, обычно содействуют развитию рыночных отношений в экономике и социуме при общем директивном контроле над ними. Эти режимы используют широкий ряд политических методов и приемов сохранения своей власти и руководства обществом. Среди них: создание соответствующей политико-правовой базы режима, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный (или направляемый) политический плюрализм, который выражается в том, что власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов и т.д. Характерен также контроль над основными средствами массовой информации, которые выступают апологетами режима.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах Арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

3. 3 Демократические режимы

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических режимов:

1) признание народа в качестве источника власти: выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

2) провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом; легальное существование плюрализма во всех сферах общества (эконономической, социальной, политической, информационной и др.), наличие развитой дву- или многопартийности;

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.

Мерилом действенности демократического режима является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

В первой главе своей работы я раскрыл сущность понятия политического режима, разобрался в отличиях от политической системы, государственного режима.

Во второй главе показал пример классификации политических режимов. Сделал вывод, что используя указанные типологии, мы неизбежно прибегаем к теоретической идеализации потому, что всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных.

В третьей главе мной были рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

[1] Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993. — С. 93-101

[3] С.Г. Киселев. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 140.

[6] С.Г. Киселев. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 145

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе. Иными словами, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Основные признаки политических режимов

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды политических режимов

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Данный политический режим является своего рода промежуточным звеном между тоталитаризмом и демократией. Для него по-прежнему характерна неограниченная власть государственного аппарата, основанная на жестких, принудительных и часто силовых методах влияния на социальные процессы в обществе. В тоже время имеют место быть частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

Авторитарный политический режим имеет как свои плюсы, так и минусы. К первым можно отнести общественный порядок, политическую стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач, что, безусловно, важно в условиях экстремальных ситуаций. К недостаткам относится жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия подразделяется на три основных вида:

  1. Прямая демократия – система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Данная система имеет место быть в небольших поселениях.
  2. Представительная демократия – система, при которой в решение значимых политических, социальных и других вопросах принимают участие выбранные представители, наделенными определенными полномочиями. Данный вид демократии наиболее распространен в современном мире.
  3. Плебисцитарная демократия – система, готовый проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. В современном мире данный вид демократии реализуется посредством референдумов.

Все три вида демократии могут одновременно существовать в рамках одного государства.

Таким образом, главная особенность демократического политического режима состоит в том, что граждане принимают непосредственное участие политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Вывод

Таким образом, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Наиболее распространены три основных вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.


Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Демократический режим

Альбер Камю

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

Признаки демократического режима:

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, д ля которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Режим есть нечто более реальное, чем форма. Режимы нельзя подразделять на монархические, аристократические и демократические, так как форма правления не всегда соответствуют конкретному содержанию. Главный вопрос, связанный с режимом, — не кто управляет, а как организовано управление, каковы взаимоотношения между управляющими и управляемыми.

2. Классификация политических режимов.

Самая распространенная классификация политических режимов строится на характере взаимоотношений властей и подданных. Выделяют три основных режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Эта классификация сложилась в западной политологии исторически и строилась на противопоставлении двух систем — капиталистической и социалистической. При этом тоталитаризм рассматривался как наиболее отличающийся от демократического. Характеристика тоталитаризма основывалась на самоназвании строя, который сложился в фашистской Италии после прихода к власти Муссолини (именно он начал использовать это слово в положительном контексте для характеристики этого режима). Затем выяснилось, что если тоталитаризм и авторитаризм реально существуют, то понятие демократии очень многозначно. Как в самом деле сопоставлять реальное и идеальное? Элементы социальной демократии присущи не только демократическому режиму, они есть и в тоталитаризме и в авторитаризме. Есть и формальные замечания. В данной классификации смешение параметров: различие между тоталитаризмом и демократией вводится по признаку количества правящих, а между тоталитаризмом и авторитаризмом – по характеру воздействия правителей на подданных.

Если взять признак количества правящих, то существующие режимы можно разделить на автократические, элитократические и демократические (идеал). По характеру воздействия правителей на подданных и допустимости различия политических взглядов режимы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и плюралистические. В тоталитарном режиме существует монополизм во всех сферах жизни, в авторитарном – монополизм в политической сфере, в плюралистическом – отсутствие монополизма.

Предложено классифицировать режимы на одно- и много- партийные. Данный признак тоже может оказаться формальным, если на бумаге насчитывается много партий, а управляет одна. За неимением лучшей общепринятой классификации придется взять за основу разделение режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, имея в виду, что под демократией здесь понимается то ее свойство, которое получило название политического плюрализма.

2. Типология политических режимов.

1. Тоталитарный режим.

Главной особенностью тоталитаризма является то, что правящая элита управляет не только политической сферой, но и всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной и даже семейной. Это объясняется с одной стороны, тем, что в ХХ веке на политическую арену вышли широкие массы населения, на которые элита должна воздействовать, чтобы политически подчинить себе, а с другой стороны, тем, что современные технологии, обеспечив возникновение СМИ, дали возможность элите эффективно воздействовать на массы. Эти же причины способствовали восстановлению идеологий, и поэтому, неудивительно, что тоталитаризм взял их на вооружение.

Вторым признаком тоталитаризма является наличие однопартийной системы, в которой реальная власть принадлежит одной партии, занимающей господствующее положение и держащей в руках все нити управления государством. Положение партии не может быть поколеблено, так как, хотя проводится голосование, оно является фикцией: это гонка с одним участником, победитель которой заранее известен. При тоталитарном режиме можно говорить не только о государстве-нации, но и о государстве-партии.

Третья основная черта тоталитарного режима, и наиболее характерное для него, — это контроль за всеми сторонами общественной жизни. Сюда входит, во-первых, контроль за экономикой. Тоталитарная экономика является государст-

Тоталитарные режимы подразделяют в зависимости от того, какая идеология внедряется в сознание людей в качестве единственно верной и приемлемой. Для правого тоталитаризма характерна ориентация на националистическую идеологию, для левого – националистическую в коммунистическом варианте.

При правом тоталитаризме человек всецело поглощен государством, при левом не только государством, но и определенным классом. Можно выделить также религиозный тоталитаризм, в котором роль единственно правильного учения закрепляется за религией. Тоталитарные режимы противоречат индивидуальной человеческой природе, которая при них не только не достигает самоактуализации, но и извращается.

2. Авторитарный режим.

Уничтожающая критика авторитарного режима революционной России дана Л.Н. Толстым, который по точности и глубине оценок вполне заслуживает того, чтобы называться не только гениальным писателем, но и выдающимся ученым.

Л.Толстой писал, что существует два класса, которые он назвал насилующим и насилуемым. Представители правящего класса, имея много денег и собственности, заставляют работать на себя, применяя три различных способа насилия: личное, захват земли и производимого продукта и денежное. Эти способы не сменяют друг друга в истории, как по схеме К. Маркса, где феодальное общество сменяет рабовладельческое и само заменятся капиталическим, а сосуществуют. Способ порабощения физического действует в армии, и миллионы солдат фактически – рабы тех, кто ими управляет. Порабощение отнятием земли тоже на лицо. «Мы на нашей памяти, — пишет Толстой, — пережили в России два перехода рабства из одной формы в другую:

Правящий класс перешел от показавшегося ему малоэффективным феодального насилия к представившемуся более эффективным капиталистическому. Один винт ослабили, другой тут же подтянули, под усып-

ляющие разговоры о свободе, гласности и т.п., которые оказались столь же удачной наживкой, как и обещания всеобщего счастья, освобождения труда и т.д.

Для полного порабощения рабочего необходимы все три винта, но в разные периоды сильнее давит то один, то другой. Их и регулирует власть, предоставив право выбора при голосовании, но ухудшив материальную жизнь большей части населения.

«Последнее же, денежное – податное насилие – самое сильное и главное в настоящее время, получило самое удивительное оправдание: лишение людей их имущества, свободы, всего их блага делается во имя свободы, их блага. В сущ-

Возможность голосовать отнюдь не препятствует тому, что власть находится в руках олигархии. Обеспечивая власть денег и используя приемы денежного порабощения, она грабит страну и ее обитателей. «Во всех человеческих обществах, где были деньги, как деньги, всегда было насилие сильного и вооруженного над слабым и безоружным… Во всех же известных нам обществах, где есть деньги, они получают значение обмена только потому, что служат средством насилия. И главное значение их не в том, чтобы служить средством обмена, а в том, чтобы служить насилию.

Авторитарное государство существует в традиционных обществах, в которых имеет место: 1) централизация в политическом и социальном отношении с малой статусной автономией периферии и взаимодействием социальных групп; 2) традиционная социальная и политическая пассивность большинства населения; 3) традиции руководства не содержат стремления к тотальному контролю над социальной и территориальной периферией; 4) господствует дух патернализма. Примером авторитарного режима является Испания при Франко, многочисленные диктаторские режимы в Центральной и Латинской Америке, в Африке и Юго-Восточной Азии. Такой режим существовал в средневековой Европе и России до 1917 года. Сейчас зона его распространения по мере включения населения в активную политическую жизнь сужается, и он эволюционирует в направлении режимов других типов.

3. Демократический режим.

контекстах. Широкое распространение в нашей стране, как и на Западе, понятие демократии в отношении к существующему политическому строю применялось и в советское время. Тогда тоже строй назывался демократическим. Речь велась о социалистической демократии, имея в виду такие социальные блага, как право на труд и отдых, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.п., т.е. понимая демократию в смысле социального равенства людей. Такое толкование имеет право на существование, как и нынешнее, когда подразумевается совсем иное: всеобщее избирательное право и допущение оппозиции и свободы печати. Именно это объявляется сейчас демократией.

Каковы характеристики реальной демократии?

1. У власти стоит активное меньшинство, получившее большинство голосов на выборах (принцип элитарности).

2. Большинство населения не обладает властью, но имеет возможность открыто высказывать свои политические взгляды и участвовать в борьбе за власть (принцип плюрализма).

3. Граждане имеют определенные политические свободы: слова, печати, собраний, организаций, забастовок, избирать и быть избранным на основе всеобщего прямого тайного голосования (принцип представительства).

● Принцип элитарности определяет количество лиц, принимающих решения:

1. автократизм (диктатура, культ личности) → 2. элита → 3. прямая демократия (самоуправление на местном уровне, в маленьких государствах). Стрелка демонстрирует количественное движение от единицы до бесконечности.

● Принцип плюрализма определяет количество функционирующих политических взглядов: 1. монополизм → 2. плюрализм → 3. единство. Стрелка демонстрирует количественное изменение от единицы через множество к единице.

● Принцип представительства определяет количество участвующих в выборах: 1. фиктивное голосование → 2. голосование с большей или меньшей отчетностью и контролем→ 3. плебисцитарность (референдумы). Стрелка демонстрирует количественное изменение от нуля до бесконечности.

Режим может быть более или менее элитарным, плюралистическим и представительным. Реальная демократия относительна, поскольку различные политические взгляды обладают не одинаковыми силовыми, финансовыми, экономическими и информационными возможностями, и по соотношению этих условий можно судить о демократичности данного общества. Превышение определенного порога позволяет назвать данное общество относительно демократичным и назвать режим реальной демократией. Он включает в себя также защиту прав меньшинств, и это не форма политической благотворительности, а важный атрибут функционирования данного типа общества. Демократия означает не только борьбу за власть, но и борьбу за демократические институты. Опасностями, подстерегающими демократию, является фальсификация волеизъявления и манипуляция общественным мнением.

Какими свойствами должна обладать идеальная демократия?

1. По возможности прямой (референдумы по важнейшим вопросам общественной жизни, широкое самоуправление, федерализм);

2. Не бюрократической (политические лидеры избираются всем населением и не зависят от государственной бюрократии и частных корпораций);

3. Не коррумпированной.

4. Уважающей права меньшинств (иначе деспотизм большинства);

5. Не агрессивной, исповедующей принцип ненасилия;

6. Контролируемой электоратом.

В таком обществе должны быть обеспечены подлинные политические свободы, соблюдение законов всеми, независимость СМИ, отсутствие денежного тоталитаризма, исполнение многих государственных функций гражданским обществом.

4. Заключение.

Некоторые западные политологи соглашаются с тем, что демократией можно назвать идеал, а не реальное политическое устройство. Важно различать исторические формы и видеть разницу между ними и идеалом, который тоже по-разному понимался в истории социально-политических учений. Соглашаясь с Р.Далем, что понятие демократии не отражает реального способа функционирования современной западной системы власти и не принимая полностью предложенное им понятие полиархии, используем традиционный термин демократия, имея в виду, что современный западный режим власти отличается от тоталитарного и авторитарного по тем особенностям, которые рассмотрены выше при характеристике тоталитаризма и авторитаризма: форме идеологичности, количеству партий и степени политического участия.

В тоталитарном государстве может быть то, что можно назвать социалистической демократией, т.е. относительное равенство социальных условий жизни широких слоев общества. Это было в СССР, что составляло принципиальное отличие советского строя от других. Сюда входили право на труд, бесплатное образование (включая высшее) и медицинское обслуживание для всех. В этом отношении тоталитарный режим продвинулся по направлению к социальному государству дальше, чем западные демократии, и концепция государства всеобщего благоденствия базировалась на достижениях советской власти.

В отличие от тоталитарного режима, авторитарный может не пропагандировать и не использовать открыто идеологию, поскольку не нуждается в том, чтобы подданные поддерживали политическую линию государства. Он даже, в отличие от демократического режима, может вообще обойтись без идеологии, поскольку не нуждается в политическом участии населения. Что касается партийной системы, то как при тоталитарном режиме, при авторитарном имеет место однопартийная система. Но по той же причине, по которой авторитарный режим может обойтись без идеологии, он может обойтись без партии вообще, поскольку не нуждается в массовой поддержке населения. Этим он опять-таки отличается от демократического режима, основанного на многопартийности.

Что касается применения идеологии, в демократическом государстве оно не меньше, чем в тоталитарном, но не бросается в глаза и распространяется тихой сапой. В этом смысле на Западе преобладает хитрость, в то время как на Востоке – сила. Западный режим многопартиен, хотя наличие большого количества партий уживается с идеологическим единством.

Результаты сопоставления трех режимов могут быть суммированы в Таблице 1.

Читайте также: