Артем готовит доклад по географии

Обновлено: 04.07.2024

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

ВложениеРазмер
doklad_ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx 37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

им. Героя Советского Союза Х.З. Мильдзихова

с.Эльхотово Кировского района

Эльхотово 2014 г.

Использование современных образовательных технологий
на уроках географии

(из опыта работы)

Джатиева Зарина Валерьевна,
учитель географии МКОУ СОШ №2
с.Эльхотово Кировского района

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре

  • Название технологии,
  • Целевые ориентации технологии.
  • Содержание УВП.
  • Процессуальная характеристика (методические особенности).
  • Учебно-методическое обеспечение.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

1 .Технология критического мышления.

Примеры данной технологии используемой мной на уроках :

  • ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

  • Широкая, глубокая
  • Течёт, переносит, затопляет
  • Из далека долго, течёт река Волга
  • Поток

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  1. - повышает мотивацию учащихся к учению;
  2. - активизирует познавательную деятельность;
  3. - развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  4. - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс

  • Итоговое задание по теме "Страны Азии"
    Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
    Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.
    Ответ оформите в формате 2-3 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)
    Слайды вставьте в совместную презентацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание для 6 класса "Круговорот воды"

Большой и малый круговорот воды в природе.

  • Задание.
    Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие вопросы:
    1) Что происходит над океаном?
    2) Что происходит над сушей?
    3) Чем отличается малый круговорот от большого?
    4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится?

3. Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

  1. 59 с.ш. 11 в.д. О сло
  2. 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
  3. 13 ю.ш. 76 з.д Л има
  4. 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
  5. с.ш. 115 в.д. Ч ита
  6. 42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д. О ттава

2. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папани

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

5. Приём «Отыщи на карте «

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

4 . Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

  • Личная мотивация учителя;
  • Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;
  • Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;
  • Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;
  • Соблюдение регламента времени;
  • Материально – техническая база школы;
  • Умение самого учителя работать с компьютером;
  • Дополнительное время для учителя;
  • Группа педагогов-единомышленников.

Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения и

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять ее.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

5. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

  1. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?

4 Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему?

7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД.

Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Задачи, которые решают рассмотренные и используемые нами технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате использования элементов используемых технологий будут формироваться такие УУД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в.

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в.


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя .


Статья по теме самообразования: "Современные образовательные технологии на уроках географии"

самоанализ работы по теме самообразования.


"Использование современных образовательных технологий на уроках географии"

Выступление на педагогическом совете.


Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и.


Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесс.

СМИ сообщают о боях за Киев: ситуация на Украине сегодня


Выстрелы в самом центре Киева слышны рано утром в субботу 26 февраля 2022 года. СМИ сообщают что в самой столице Украины якобы идут реальные боевые действия ВСУ с российскими солдатами. Официально данную информацию в Минобороны РФ не подтвердили, поэтому эти сведения могут быть вбросом. Также эту информацию официально не подтвердили и в самом Киеве. Так, заместитель мэра Киева Андрей Крищенко сказал журналистам что никаких прорывов россиян в Киев нет.

Городская администрация Киева выпустила обращение:

Вниманию жителей столицы! На улицах нашего города сейчас проходят боевые действия. Просим соблюдать спокойствие и быть максимально осторожными! Если вы в укрытии — не оставляйте его сейчас. Если вы дома — не подходите к окнам, не выходите на балконы. Спрячьтесь в закрытом помещении, например, в ванной, и прикройтесь чем-нибудь, что помешает ранению от обломков.

Обстановка на Украине сегодня 26 февраля: свежие данные, фото, видео

На проспекте Победы слышны выстрелы.

Однако позже заместитель мэра Киева Андрей Крищенко заявил: никаких прорывов противника в Киев нет. И это несмотря на то, что ранее КГГА заявляла об обратном.

Кроме того, Крищенко весьма расплывчато ответил о происходившем у Берестейской.

Также Крищенко не подтвердил и подрыв Берестейского моста.

В то же время Крищенко подтвердил информацию о взрывах возле Киевской ТЭЦ-6, что на левом берегу Днепра. При этом он не уточнил, пытается ли кто-либо взорвать ТЭЦ или оттуда работает украинская артиллерия — ранее Минобороны РФ обвинило Украину в размещении артиллерийских систем во дворах жилых домов.

В Киеве в эту ночь в разных частях города велись перестрелки. Однако многие связывают это с бесконтрольной раздачей оружия всем желающим накануне, из-за чего 25 февраля была убита семья, эвакуировавшаяся из Киева на зелёном внедорожнике, который получившие на руки оружие и спешно записанные в тероборону приняли за военный.

Бои проходят и недалеко от Киева в городе Васильков. Мэр города Наталья Баласинович заявила:

Прямо сейчас бои и обстрелы ведутся и на юге Украины в городе Новая Каховка.

В Харькове объявлена воздушная тревога.

Еще одна важная тема. С самого утра сегодня ходили слухи о местонахождении Владимира Зеленского. Вчера вечером президент Украины заявил, что он и его жена являются целью номер один и номер два для России. Сегодня днем появилась информация, что Зеленского в целях безопасности перевезли в бункер. В офисе президента эту информацию опровергли, вчера вечером было опубликовано видео, на котором видно, что президент Зеленский с премьер-министром и главой офиса находятся в Киеве.

Позже ночью издание Washington Post опубликовало новость, что США готовы помочь Зеленскому эвакуироваться из Киева. Президент Украины, как утверждают журналисты, отказался это делать.

Из Киева бегут те кто обещали «сражаться с агрессором до последнего: Гордон, Потураев и другие

Обстановка на Украине сегодня 26 февраля: свежие данные, фото, видео

Ситуация в столице Украины остаётся крайне сложной. И её усложнило отсутствие внятных планов действия в подобных условиях, и особенно бесконтрольная раздача оружия всем желающим. Всё это ставит вопрос о будущем Киева.

Между тем, неспокойно и в других регионах.

Украинские войска обстреляли Горловку в ДНР, выпущено шесть гранат из РПГ, применялись крупнокалиберные пулеметы, сообщает представительство ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК).

Обстановка на Украине сегодня 26 февраля: свежие данные, фото, видео

Как заявило представительство ЛНР в СЦКК, за минувшие сутки ВСУ совершили девять обстрелов ЛНР.

В условиях, когда украинские органы власти, как это продемонстрировала ситуация в Киеве, противоречат сами себе, остаётся лишь ждать очередного брифинга Минобороны РФ.

26 февраля 2022 года - уже третий день, когда на Украине проходит военная операция. Вот что известно на данный момент.

Карта боевых действий на утро 26.02.2022 г.

На представленной ниже карте указаны ситуация на утро 26 февраля 2022 года, где указаны районы, которые были захвачены российскими сухопутными войсками.

Военная операция на Украине 26 февраля 2022 г.: карта боевых действий, бои за Киев, территории, контролируемые Россией, кто закрывает небо для России?

  • Власти ЛНР сообщают, что силы ВСУ 9 раз обстреляли населенные пункты республики, повреждено 5 домов;
  • Чернигов заблокирован российскими солдатами;
  • Слышна стрельба в центре Одессы;
  • Тяжелые бои идут близ Харькова. Известно, что горит знаменитый Харьковский тракторный завод.
  • За сутки Украину покинуло 50 тысяч человек. В основном едут в Польшу или Молдавию;
  • Непонятная ситуация с переговорами. Изначально президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что готов говорить о нейтральном статусе Украины на встрече в Минске, но затем взял паузу, сообщил, что общаться будет только в Варшаве. Одно из требований России - признание Крыма. Известно, что Зеленский предложил премьер-министру Израиля выступить в качестве посредника в переговорах.

Бои за Киев

Самой горячей точкой на украинской карте является столица - Киев. Сейчас там активно проходит бои близ города Васильков, где располагается военный аэродром.

Бои проходят в районе ТЭЦ-6, снабжающей весь Киев электроэнергией.

Военное столкновение замечено рядом с метро Берестейская, где располагается 101-я бригада, занимающаяся охраной Генерального штаба Украины.

В данные минуты идут городские бои.

Европейский союз вводит персональные санкции против Путина

  • ЕС ввёл персональные санкции против лидеров России - президента Владимира Путина, главы МИД - Сергея Лаврова, премьер-министра Михаила Мишустина, экс-президента, члена Совбеза - Дмитрия Медведева.
  • Запрет на технологический экспорт, который может использоваться в нефтегазовой отрасли;
  • Также в санкционный список попали все депутаты и члены Совета Федерации, которые проголосовали за признание ДНР и ЛНР, члены Совбеза России и военные из Беларуси.

Военная операция на Украине 26 февраля 2022 г.: карта боевых действий, бои за Киев, территории, контролируемые Россией, кто закрывает небо для России?

Кроме того, организаторы "Евровидения" сообщили, что конкурс в 2022 году пройдет без России.

Также стало известно, что Audi, Jaguar Land Rover, BMW, Mercedes-Benz не будут поставлять автомобили в Россию.

Закрытие воздушного неба для России в Европе

Одной из мер санкций со стороны западноевропейский стран - закрытие воздушного неба для России.

В частности, российские самолёты не могут летать над территорией:

  • Великобритании;
  • Ирландии;
  • Польши;
  • Чехии;
  • Болгарии.

Также полёты невозможны над территорией Украины.

Тем самым, для российских авиакомпаний значительно усложнили маршруты полётов в Испанию, Италию. К примеру, S7 отказался от полётов в Европу до 13 марта 2022 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


368650 с. Хучни ул. им. Омара Османова32. Тел.: 22-0-62,22-1-61

Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ по географии учителям рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися:
— содержания всех разделов курса школьной географии;
— умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
— выполнение программных практических работ;
— понимание основных географических понятий, умение применять их и приводить примеры;
— способность четко формулировать свои мысли;
— изучение вопросов, вызвавших затруднение учащихся при написании экзаменационной работы 2008 года;
— с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику.

Подготовка выпускников к ЕГЭ осуществляется как на уроках через обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль, открытые уроки, так и вне уроков (консультация, факультатив ,КВН, Брейн-Ринг нужно заинтересовать учащихся через любые внеклассные мероприятия, начиная с курса географии 5класса).
С целью повышения качества географического образования, при подготовке к ЕГЭ необходимо:

1. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности;

2. Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков;

3. Широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением;

4. Изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли находить проявления физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся самим придумать аналогичную задачу;

5.При изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;

6. Использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия.

7.Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала в объеме обязательного минимума содержания географического образования;

8. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;

9.Формировать у учащихся:

- навыки работы с тестами;

10. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения

уровня подготовки учащихся, проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ);

11.Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся;

Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.

Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.

При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут только около трети выпускников.

При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, почти две трети выпускников допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой.

При изучении страноведческого материала действенным средством предотвращения формирования ложных географических представлений является привлечение внимания учащихся к типичным ошибкам, допускаемым при выполнении работ ЕГЭ. Положительно зарекомендовал себя опыт учителей, предлагающих при изучении соответствующей страны вопросы, требующие ответа с использованием статистических приложений учебников.

Одной из важных предметных компетентностей, которая должна формироваться в процессе обучения географии, является способность формулировать мысли с использованием географических терминов и понятий и записывать ход рассуждений при решении различных задач - как учебных, так и возникающих в окружающей действительности.

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых было зафиксировано наибольшее количество ошибок:

1. Определение направлений по карте;

2. Градусная сетка;

3. Зенитальное положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний;

4. Взаимосвязь географической широты места и полуденной высоты Солнца;

5. Расчет поясного времени;

6. История географических открытий;

7. Климатические области и типы климатов;

8. География населения России и мира;

9. География субъектов Российской Федерации;

10. Почвы. Типы почв;

11. Горные породы, слагающие земную кору.

12. В системе работы учителя географии рекомендуется:

Также необходимо обратить особое внимание на повторение и обобщение наиболее значимых и одновременно трудных для учащихся элементов содержания: построение профиля, определение расстояний, азимутов и анализ топографической карты; применение географических знаний о Земле как планете для решения задач; географии ведущих отраслей промышленности мира и России; политической карты мира; политико-административного деления России; народов и религий России и стран мира; стран СНГ.
Совершенствовать методику усвоения учащимися- ключевых географических понятий- установление причинно-следственных связей- объяснение географических процессов и явлений- умение читать карту- знание географической номенклатуры- способность четко и кратко формулировать свои мысли.
Практиковать текущий контроль (мини - контрольные работы) в тестовой форме, проверяющий как знание текущего материала, так и пройденного ранее.
Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

При подготовке к ЕГЭ учащимся следует использовать учебники:

1. Неклюкова, Герасимова. 6 класс. Начальный курс физической географии. М., Просвещение.

2. Душина, Коринская, Щенев. 7 класс. География материков и океанов. М., Просвещение.

3. Баринова, Раковская. 8 класс. Природа России. М., Дрофа.

4. Дронов, Ром. 9 класс. Россия. Население и хозяйство. М., Дрофа.

5. Максаковский. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение.

Примечание: Учебник по географии должен быть не старше 2003 года издания.

Атласы: издательства “Дрофа” и “АСТ-Пресс” соответственно параллели.

Методические пособия:

1. Единый государственный экзамен. География. Методика подготовки. М., Просвещение. ЭКСМО, 2017. (Барабанов, Дюкова, Перлов, Амбарцумова).

Читайте также: