Доклад по культурологии на тему культура древнего рима

Обновлено: 25.04.2024

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины до города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

− царский (VIII – начало VI века до н. э.);

− республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);

− период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.).

С V века до н. э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, Юнона – богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера; Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV века до н. э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоев населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV веке до н. э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который в I–III веке до н. э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринф и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн [51] .

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: мощеных дорог, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3–6 этажей, называемые инсулами.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324–330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V веке н. э. – в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища несмотря на длительное забвение были оценены и востребованы потомками [52] .

Таким образом, античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы начали подражать грекам, и строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Литература

6. Акимова И. А. Культурология. – М., 2004. – 712 с.

7. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. – СПб., 1999. – 399 с.

8. Античность как тип культуры: сб. ст. / Отв. ред. А. Ф. Лосев. – М., 1988. – 333 с.

9. Гуревич П. С. Культурология. – М., 2004. – 335 с.

10. Культурология: конспект лекций / под ред. А. А. Оганесяна. – М., 2004. – 283 с.

11. Островский А. В. История цивилизации. – СПб., 2000. – 359 с.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие государства можно отнести к античным?

3. Назовите временные рамки античной культуры.

4. Прообразом какой культуры явилась античность?

5. Почему культуру Древнего Рима нельзя характеризовать как исключительно языческую?

Глава 18. ЕВРОПЕЙСКАЯ Культура Средних веков

Нет другой такой культуры, в рамках которой собственная жизнь – черта за чертой и по обязанности была бы так важна для живущего, ибо он должен словесно дать во всём отчёт.

Средневековье – достаточно длительный период в истории. В классической хронологии он занимает место с V по XVII век, а если быть более точным, эпоху с 476 года, времени падения Западной Римской империи, по 1642 год, когда началась Английская буржуазная революция. В традиционной исторической науке средневековье обычно характеризуют как упадок по сравнению с античностью. Это касается особенно периода раннего средневековья. Однако не все так просто. Кажущийся упадок уровня общей культуры был не чем иным, как зарождением молодого, качественно нового культурного организма, со своими, только ему присущими особенностями.

Исторически сложилась такая ситуация, в которой система видения мира варваров по своим внешним и внутренним проявлениям удивительно гибко соотносилась с христианской идеей Непостижимого и Безначального Бога и его творения – бесконечной вселенной. Поэтому не удивительно, что христианская миссионерская деятельность среди диких и жестоких варваров проходила более удачно, нежели в просвещённом античном мире. Большинство германских и кельтских племен приняло христианство по римскому образцу. Постепенно на территории Западной Европы возникало множество монастырей, которые как оазисы в пустыне, становились центрами новой, зарождающейся культуры. Именно из монастырей выходили наиболее яркие проповедники, в монастырях сосредоточивались грамотные и широко образованные не только в религиозном плане люди, именно монастырь был для окружающих идеалом и центром настоящей, истинной жизни. Конечно же, языческие верования соприкасались и вступали в борьбу с верованиями христианскими, но последние с удивительной легкостью одерживали верх. Более того, Церковь проявляла поразительную гибкость, воспринимая те обряды, которые не вредили акту веры и дальновидно оставлялись уже в виде христианских праздников.


Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме написаны научные работы, в которых анализируются его достижениях.


Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

которые читают вместе с этой





Похищение сабинянок

Рис. 1. Похищение сабинянок. Пьетро да Кортона

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме древнегреческим ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии. А римский доктор Гален вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме носило утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и рационально организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Некоторые считают, что ученик превзошел учителя.

Строительство римской дороги

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы – яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Колизей

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью на века, она заложила фундамент всей будущей европейской культуры, оставила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывает восхищение у потомков.

Культура Древнего Рима обладает огромным значением для последующего развития мировой цивилизации. Многие памятники материальной культуры сохранились по сей день и до сих пор не теряют своей актуальности и будоражат умы исследователей, влияя на современный мир. Воздействие культуры Рима прослеживается в таких областях как литература, искусство, архитектура, научная терминология.

Главные достижения культуры Древнего Рима

Важным достижением древнеримской культуры был латинский язык, который выступал языком образования и науки на всем протяжении Средних веков и Нового времени.

В нынешние времена латынь широко используется в научной сфере – медицина, биология, юриспруденция, общественные и естественные науки. Латынь стала фундаментом для рождения целой группы романских языков, на которых в нынешнее время говорят народы большей части Европы.

Великие средневековые астрономы – Галилео Галилей и Николай Коперник – в своих работах основывались на трудах древнеримского автора Аристарха Самосского, который разработал теорию вращения планет вокруг Солнца.

В основе школьного обучения лежит Евклидова геометрия, теорема Пифагора, а также законы Архимеда.

Ценности античной культуры впитало в себя и христианство, которое также зародилось в Древнем Риме и на сегодняшний день представляет собой ведущую мировую религию.

В основу правовых систем государств Западной Европы легло римское право. Правовая система, созданная древними римлянами, сыграла ведущую роль в последующем развитии юриспруденции.

Многие современные жанры литературы также уходят корнями в античность. Так, драматургия и театр часто обращаются к достижениям данного периода.

Опиравшаяся на греческие каноны архитектура Древнего Рима также легла в основу создания великих сооружений эпохи Возрождения и Нового времени.

Истоки древнеримской культуры

Историки полагают, что город был основан в 753 г. до н.э.

В этот период римляне, наполнившись достижениями этрусской культуры, начали создавать собственную уникальную цивилизационную и культурную модель.

Территориальное распространение культуры Древнего Рима

Эллинистические государства, которые возникли в IV веке до н.э. существовали достаточно недолго, и в I-II веках были почти все завоеваны римлянами. С этого времени территория Италии становится сердцем античной культуры. Древнеримская культура опиралась на достижения культуры греков, всех других национальных культур региона, в результате чего привнесла в культуру нечто совершенно новое и уникальное, характерное только для Рима.

Во времена своего расцвета культура Древнего Рима объединяла все Средиземноморье, включала в себя Грецию, а также влияла на Ближний Восток, значительную часть Европы и Северную Африку.

Древнеримская культура – это уникальный феномен, обусловивший последующее развитие современной цивилизации. Благодаря ей были заложены основы современного искусства и научных исследований, правовой системы, а также религиозного разнообразия мира.

В то время, когда Древняя Греция входила в пору своего расцвета, на Аппенинском полуострове стремительно развивалось государство, которому вскоре будет суждено стать лидером всего Древнего мира. Этим государством был Древний Рим .

История возникновения древнеримского государства теряется в глубоком прошлом. В древности на этих землях жили племена этру́сков , культура которых во многом питалась заимствованиями от Эллинов, но в большой степени была самостоятельной и самобытной.

Сегодня мы немногое знаем о ней. Известно, что у этрусков была письменность, но расшифровать её пока не удалось.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

О религии можно сказать только то, что этруски были политеистами, и большую роль в их культуре играл заупокойный культ. В связи с этим бо́́льшая часть дошедших до нас произведений искусства этого народа имеют погребальное значение. Это - гробницы (туму́́лосы), надгробные скульптурные портреты и предметы декоративно-прикладного искусства ритуального назначения.

Несмотря на то, что этот народ исчез практически бесследно, многие достижения этрусков, такие как культ предков, сводчато-арочные конструкции и скульптурный портрет, были восприняты Древними Римлянами и составили основу их искусства.

С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.

В среде римской знати считается дурным тоном не говорить и не читать на древнегреческом языке. Для обучения детей богатые римляне нанимают греческих учителей и воспитателей. Однако, несмотря на всё это, римская культура не стала эллинской, в силу того что сами римляне, их мышление, духовный мир и образ жизни были иными. Рим был страной воинов, в менталитете которых мысли о красоте и гармонии не могли занимать такого же места, как в умах древних греков.

Читайте также: