Доклад по кубановедению 11 класс

Обновлено: 14.05.2024

Одним из крупнейших деятелей культурной жизни Кубани конца XIX - начала XX столетия, безусловно, является Ф. А. Коваленко (1866-1919), основатель первой на Северном Кавказе картинной галереи, неутомимый организатор периодических выставок картин, председатель правления Екатеринодарского художественного кружка. Федор Акимович как менеджер художественного музея обладал талантом организатора, проявлял деликатность по отношению к художникам, располагал их к себе бескорыстной влюбленностью в искусство, аккуратностью и обязательностью. Он был убежден в том, что человеку, независимо от его социального положения, необходимо общение с прекрасным, а у подрастающего поколения, наряду с другими положительными качествами, следует воспитывать потребность в красоте.

Ф. А. Коваленко вел обширную переписку с Императорской Академией художеств, ведущими российскими музеями, творческими объединениями и художниками, которая сохранилась в Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК). Особый интерес для исследователей представляют письма многочисленных художников, так как они содержат богатейшую информацию об их сотрудничестве с Кубанью, о выставочной деятельности Екатеринодарской картинной галереи и в совокупности позволяют по-новому взглянуть на вклад Ф. А. Коваленко в художественную культуру Кубани конца XIX - начала XX столетия.

Степень научной разработанности проблемы. Современный взгляд на историко-культурные процессы России изложен в трудах И. В. Кондакова, С. Н. Иконниковой, П. С. Гуревич, М. С. Кагана, В. В. Селиванова, Э. В. Соколова, А. А. Пилипенко и др. Проблемы теории и истории художественной культуры России рассматривались в работах Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Ю. Стернина, Н. А. Хренова и К. Б. Соколова, В. П. Лапшина, Е. Г. Киселевой, Т. И Головиной, В. А. Матецкого и др. Проблемы художественной культуры Кубани разрабатывались И. И. Горловой, А. Н. Еремеевой, В. Н. Анисимовой, В. И. Лях, Н. И. Денисовым и др.

Письмам деятелей культуры и искусства в теоретическом и историческом аспектах исследует монографически известный украинский литературовед М. Ф. Коцюбинская, в статьях отдельные аспекты проблем публикации и интерпретации писем рассматривают А. И. Герцен, М. П. Алексеев, Л. Я. Гинзбург, Б. Ф. Егоров, А. А. Елистратова, Р. Т. Киреев, Г. С. Кухарский, В. Я. Лакшин, А. М. Малахова, И. М. Семенко, А. И. Слуцкий, В. К. Чумаченко и др.

Источниковой базой нашего исследования стали архивные документы; публикации в дореволюционной печати; личная переписка автора с музеями России и Украины; энциклопедические и справочные издания по теме диссертации.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды российских и зарубежных ученых по философии, семиотике, теории культуры, истории художественной культуры. В своей работе мы используем исследования А. С. Лаппо-Данилевского, В. В. Иванова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, И. В. Кондакова, М. С. Кагана, С. Н. Иконниковой, А. А. Пилипенко, М. Б. Туровского, С. С. Минц, Т. И. Головиной, Р. Барта, Х. Г. Гадамера, П. Рикера и др.

Методологическую основу нашей работы составляет совокупность принципов, методов и подходов, которые, по нашему мнению, могут быть применены при изучении деятельности выдающихся участников культурного процесса и их вклада в художественную культуру на базе значительного комплекса их переписки. В основе исследования лежат принципы объективности, комплексности, единства исторического и логического. Для изучения жизни и деятельности Ф. А. Коваленко нами был использован биографический метод. Мы посчитали оправданным обращение к методу источниковедения - источниковедческому анализу и синтезу. Следуя ему, мы применяли при изучении писем интерпретацию текста с учетом герменевтического подхода, позволяющего расширять границы интерпретации и рассматривать письмо как явление культуры. Наша работа строилась на основе системного подхода: отдельные письма рассматривались как элементы комплекса переписки, а эпистолярий Ф. А. Коваленко - как составляющая культурного наследия Кубани конца XIX, начала XX в. Кроме того, мы использовали метод количественной обработки содержания документов – контент-анализ и метод типологии, которые позволили нам на этапе упорядочения знаний свести весь массив переписки к нескольким типам. В нашей работе используется также сравнительно-исторический анализ.

Таким образом, последовательное применение указанных методов исследования и подходов к изучению писем позволяет проанализировать информацию, заключенную в них, и на этой основе определить вклад Ф. А. Коваленко в художественную жизнь Кубани конца XIX - начала XX в. Поскольку методика анализа эпистолярного наследия требует специального обоснования, мы отвели ей значительное место в первой главе диссертации.

Объект исследования - культурно-организационная деятельность Ф. А. Коваленко.

Предмет исследования - деятельность Ф. А. Коваленко по формированию фондов Екатеринодарской картинной галереи, организации периодических выставок, созданию школы живописи и рисования, развитию сотрудничества с украинскими художниками в его переписке с Императорской Академией художеств, столичными и провинциальными музеями, устроителями художественных выставок и художниками.

Цель исследования - определить вклад Ф. А. Коваленко в художественную культуру Кубани конца XIX - начала XX в. Эта цель реализуется в следующих задачах:

- обосновать необходимость введения в научный оборот эпистолярного наследия Ф. А. Коваленко для освещения его вклада в культурную жизнь Кубани;

- рассмотреть деятельность Ф. А. Коваленко по формированию фондов Екатеринодарской картинной галереи;

- проанализировать организационные аспекты учрежденных Ф. А. Коваленко Екатеринодарских периодических выставок, выяснить их роль и значение для художественной жизни региона;

- реконструировать основные этапы работы Ф. А. Коваленко по созданию школы живописи и рисования, которую он осуществлял в качестве председателя правления Екатеринодарского художественного кружка;

- охарактеризовать сотрудничество Ф. А. Коваленко и Екатеринодарской картинной галереи с украинскими художниками.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 80-х гг. XIX в. (когда Ф. А. Коваленко начал собирательскую деятельность) по 1919 г. (когда основатель и бессменный директор галереи скончался и в ее истории начался новый период).

Территориальные рамки исследования определяются нами в границах Кубанской области. При этом мы учитываем географию основных корреспондентов Ф. А. Коваленко.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определен вклад Ф. А. Коваленко в художественную культуру Кубани на основе информации, содержащейся в не изученных ранее источниках;

- обоснована необходимость введения в научный оборот эпистолярного наследия Ф. А. Коваленко для освещения его вклада в культурную жизнь Кубани, начата публикация наиболее информативных документов;

- рассмотрена деятельность Ф. А. Коваленко по формированию фондов Екатеринодарской картинной галереи, пути и способы пополнения собрания разнообразными экспонатами;

- изучены документы о деятельности Ф. А. Коваленко по организации Екатеринодарских периодических выставок, выявлены роль и значение этих выставок для художественной жизни региона;

- впервые проанализированы документы о попытках Ф. А. Коваленко экспонировать Екатеринодарские выставки в Ростов-на-Дону и Екатеринослав;

- реконструированы основные этапы создания школы живописи и рисования под руководством Ф. А. Коваленко;

- впервые раскрыто сотрудничество Ф. А. Коваленко с украинскими художниками, творческими объединениями и периодическими изданиями конца XIX - начала XX в.

На защиту нами выносятся следующие положения:

1. Ф. А. Коваленко проявил себя как создатель первой на Северном Кавказе картинной галереи, учредитель периодических выставок, основатель начальной школы живописи и рисования в Екатеринодаре и тем самым внес вклад в культурную жизнь Кубани конца XIX - начала XX в.

3. В эпистолярии Ф. А. Коваленко содержится ценная информация о том, как он сформировал фонды Екатеринодарской картинной галереи и какие источники и пути пополнения собрания достойными экспонатами находил в дальнейшем. Благодаря его многократным настойчивым обращениям в Императорскую Академию художеств, галерея пополнилась значительными произведениями известных художников, которые были переданы ей для использования в постоянной экспозиции без права отчуждения. Основатель галереи добился помощи Общества имени А. И. Куинджи. Для пополнения фондов он заказывал художникам изготовление оригинальных работ и копий картин, целенаправленно приобретал произведения на выставках, у поставщиков картин, в художественных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы.

4. Учрежденные Ф. А. Коваленко при Екатеринодарской картинной галерее периодические художественные выставки принесли музею широкую известность, что подтверждает переписка устроителя выставок с художниками из многих регионов России. Выставки прививали населению интерес к изобразительному искусству, знакомили кубанцев с творчеством талантливых художников как местных, так и иногородних, с различными направлениями в изобразительном искусстве. Они способствовали развитию на Кубани художественной критики; многие репортажи с выставок свидетельствуют о заинтересованности кубанских журналистов в развитии выставочной деятельности, в объективном освещении представленных работ. С выставками связана издательская деятельность Ф. А. Коваленко - подготовка и выпуск каталогов, сохранившихся до наших дней. Организация выставок способствовала развитию информационной деятельности, которая включала разработку и распространение писем с условиями для экспонентов и обеспечение всех участников выставок печатными материалами (каталоги, репродукции, вырезки из газет с обзорами выставок). Ф. А. Коваленко стремился познакомить с Екатеринодарскими выставками население других регионов Юга России и предпринимал попытки экспонировать присланные ему картины с согласия их авторов в Ростов-на-Дону и Екатеринослав.

5. Ф. А. Коваленко содействовал формированию на Кубани собственной художественной среды. Он учредил при Екатеринодарской картинной галерее художественный кружок, одной из главных задач которого стало создание среднего художественного учебного заведения. Правлению кружка удалось открыть начальную городскую школу живописи и рисования и добиться для нее субсидии и методической помощи Императорской Академии художеств. Информация, которая содержится в эпистолярии Ф. А. Коваленко, подтверждает, что данная школа задумывалась создателями как образцовое учебное заведение. К обсуждению ее программы были привлечены петербургские, московские, украинские художники, ее учредительные документы тщательно разрабатывались на основе устава Киевского художественного училища, а решение кадрового вопроса было передано ИАХ. Для поддержания школы и ее учащихся в годы Первой мировой и Гражданской войн Ф. А. Коваленко использовал различные пути, которые освещаются в его переписке с городскими управой и думой, а также в информационных письмах, рассылаемых им членам правления художественного кружка.

6. Эпистолярий Ф. А. Коваленко содержит ценнейшую информацию о его сотрудничестве с украинскими художниками, творческими объединениями, журналистами. В письмах украинских художников раскрывается деятельность Ф. А. Коваленко как основателя, попечителя и директора Екатеринодарской картинной галереи, дается оценка его вклада в художественную культуру Кубани и в развитие русско-украинских художественных связей.-, Украинские художники составляли более половины экспонентов Екатеринодарских выставок, поэтому их письма в своей совокупности освещают выставочную деятельность галереи в 1905-1919 гг. Участие украинских художников в Екатеринодарских периодических выставках отразилось в многочисленных обзорах и рецензиях кубанской прессы. Их письма содержат замечания и советы устроителю, а также отклики на прозвучавшую в местной печати критику. Материалы о художественной жизни, присланные украинскими корреспондентами Ф. А. Коваленко, заключают в себе ценную информацию о деятельности творческих объединений, о выставках произведений изобразительного искусства в Киеве и других городах юга Российской империи. В автобиографиях, написанных художниками по просьбе Ф. А. Коваленко, заключаются сведения о их жизни и творчестве, которые дополняют уже опубликованные материалы и представляют интерес для исследователей творчества этих художников. Письма некоторых ныне забытых живописцев являются единственным источником информации о них.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении нами проблем методологии изучения значительного массива переписки. В частности, проанализированы достоинства и недостатки различных способов типологизации писем, обоснован как наиболее предпочтительный содержательный подход. Нами существенно уточнены коммуникативные функции письма как эффективного средства объединения деятелей культуры для решения насущных творческих и организационных вопросов.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что данные разработки могут быть использованы при написании отдельных глав монографий, посвященных истории художественной жизни России конца XIX - начала XX в., пособий по кубановедению, по истории культуры и изобразительного искусства Краснодарского края и северокавказского региона. Наша работа может послужить методической основой для дальнейшего изучения эпистолярного наследия деятелей культуры Кубани. Кроме того, диссертация представляет интерес для исследователей творчества украинских художников.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка архивных источников и использованной литературы.

Письмо как феномен культуры.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие гуманитарные науки проявляют повышенный интерес к жанру письма, оно остается наименее изученным и недостаточно вовлеченным в научный оборот по сравнению с другими источниками личного происхождения и требует разработки стройной методики анализа. Литературоведение рассматривает письмо как малую эпическую форму, социология проявляет интерес к его информационной составляющей, источниковедение подходит к нему как к источнику личного происхождения, исторические науки оно интересует как вторичный документ. Однако как феномен культуры до настоящего времени письмо еще не изучалось. Мы считаем, что культурологии необходимо изучать письмо как средство коммуникации, как источник ценной информации о состоянии культуры той эпохи, к которой принадлежит автор, о личности автора, о его эстетических и иных пристрастиях.

Поскольку важной составляющей теоретического знания являются литературоведческие разработки эпистолярного жанра, которые могут быть использованы в культурологическом исследовании, мы сочли необходимым предпринять экскурс в историю изучения письма как литературного жанра для того, чтобы определить его функции, жанрово-стилистические особенности, проанализировать отношение к нему в обществе на разных этапах его развития, исследовать современные взгляды на эпистолярный жанр.

Письмо имеет также ряд сложившихся формальных признаков, составляющих эпистолярный этикет: дата, обращение адресанта к адресату в начале и в конце письма и др.

В науке существуют разные взгляды на бытовое письмо. Вообще, можно сказать, что история изучения письма уходит своими корнями в античность и простирается до наших дней. Переписка, ставшая общественным явлением, которое сопровождает человеческую цивилизацию на всех этапах ее развития, продолжает привлекать внимание исследователей и в наши дни. В основном, теоретические выкладки эпистолярного жанра по крупицам рассыпаны во всевозможных предисловиях и вступительных статьях к изданиям писем. Авторы таких работ (среди них - Л. Я. Гинзбург, Б. Ф. Егоров, Р. Т. Киреев, В. Я. Лакшин, А. М. Малахова) не ставят своей целью глобальную разработку эпистолярного жанра, а лишь поднимают некоторые вопросы, касающиеся особенностей письма или как явления культуры, или как литературного жанра.

Итак, в спорах о принадлежности писем к литературе как виду искусства не существует единого мнения. Но, следуя традиции и оставив в стороне.

Географическое положение

Исторически это земли от правого берега реки Кубань и до Азовского моря. В состав России Кубань вошла в 1783 году. Екатерина Великая пожаловала эти территории в дар запорожскому казачеству. Казаки основали на Кубани 40 куреней – казачьих поселений по сотне домов. Центром войска кубанских казаков являлся город Екатеринодар.

Сейчас Кубань – это большая часть Краснодарского края, вся Адыгея, западная часть Ставрополья, а также небольшая часть юга Ростовской области. Внутри Краснодарского края можно провести условную границу между двумя очень разными частями: север – это равнинная Прикубанская низменность, а юг – хребты Западного Кавказа с предгорьями. Вдоль моря длинной узкой лентой тянется Черноморское побережье. Это разнообразие влияет на климат – он в регионе от умеренно континентального до субтропического, и на нестабильность погоды.

Теплый климат и плодородие почв способствовали активному развитию сельского хозяйства на землях Кубани. Регион называют главной житницей нашей страны. Можно сказать, что здесь сплошное огромное поле невероятных размеров. Местные жители выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, виноград, чай. Важна и роль животноводства.

Местные традиции

В регионе издавна сочетаются культурные традиции юга России и Восточной Украины. Это придаёт Кубани неповторимую самобытность. Население края многонационально. Кроме русских и украинцев на Кубани проживают армяне, греки, немцы, курды, крымские татары. Каждый народ привнёс что-то своё в жизнь региона.

Особое место в быте и культуре края занимает Кубанское казачество. С конца 18 века здесь располагалось Черноморское казачье войско. Постепенно казаки перешли к постоянному проживанию на этих землях. У них установился свой годовой цикл праздников. Очень важны среди них религиозные православные: Рождество, Пасха. Отмечали всегда дружно, с размахом. К обязательным праздничным забавам относились игры, стрельбища, соревнования.

Очень сильны на Кубани с давних времён и по сей день традиции гостеприимства. Это самый туристический регион России. Со всей страны и из-за границы сюда приезжают на отдых и лечение.

Ремёсла Кубани

Народные ремёсла – самобытный прикладной вид творчества, художественное достояние нашей родины. Сегодня на Кубани активно возрождаются навыки изготовления предметов быта, как в старину.

Издавна здесь почитали кузнецов. Мастер мог изготовить не только оружие и инструменты, но и украсить окна, двери, ограды и крыши изумительным металлическим кружевом – орнаментом с цветами, листьями, животными, птицами.

В музеях края можно полюбоваться великолепными образцами деревянной утвари – от мебели до посуды. Леса на Кубани всегда росло достаточно. Из дерева делали зеркала и сундуки, колёса и корыта.

Большим уважением в крае пользовались и гончары. Орнамент на посуде часто представлял собой смешение русских, украинских, кавказских мотивов. Кувшины и кружки были зелёными и коричневыми.

Лозоплетение казаки завезли из Украины. Из ивовой лозы делали корзины и плетни – ограждения участков. Женщины с детства умели ткать и вышивать – украшали одежду яркими рисунками. Ценились умельцы, которые работали с кожей, изготавливали пояса, сёдла, обувь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Понятия: бюджет КК, налог, инвестиции, Конституция РФ.

Предметные: получать знания о формировании бюджета и его составляющих, изучать правовую основу бюджета, рассмотрение налогов и инвестиций

Личностные: формирование устойчивой гражданской позиции, финансовой грамотности учащихся

Познавательные: самостоятельное формирование темы и целей урока, выбор способов решения познавательных задач

Регулятивные: умение организовывать свою учебную деятельность

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, дополнять информацию выступающего

Первичное усвоение материала

Первичное закрепление материала

Формирование темы и целей урока

Работа с высказыванием

Чем характеризуется устойчивое развитие?

Что такое природный капитал?

Какие культуры выращивают на территории КК?

Перечислите крупных производителей Кубани.

Охарактеризуйте курортно-туристический комплекс Краснодарского края.

Первичное усвоение материала

Бюджет — смета доходов и расходов определённого субъекта, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет КК- это смета доходов и расходов края на определенный период времени, составленный с указанием источников поступлений и направлений расходования денег. Составляет и отвечает за его исполнение администрация КК, утверждает ЗСК.


Налоги- обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

-федеральные (устанавливаются НК РФ)

- региональные (НК РФ+законод. акты субъекта)

Наличие природных ресурсов

Наличие рабочей силы

Покупательная способность населения

Инвестиционные риски(уровень политической стабильности, социальной напряженности, криминогенная обстановка и т.п)

Кубань входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками.

Направления инвестиций: транспорт и связь, обрабатывающие производства, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культура Кубани. Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Культура и искусство Краснодарского края Сегодня среди важнейших показателей социально-экономического развития Краснодарского края, своеобразным барометром государственного благополучия, несомненно, является состояние культуры. Чем выше её уровень, тем в более цивилизованном мире мы живем. Это и задает современные векторы развития культуры такого яркого, самобытного региона, каким является Кубань. Краснодарский край по праву признан одним из крупнейших культурных центров России. В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений - это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

Триумфом России стало избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года и этому предшествовала огромная работа, в которой активное участие приняли лучшие представители кубанской культуры. Губернатор края А.Н. Ткачев стратегически определил культуру как инструмент социального и экономического развития. Принятые в крае законы и краевые комплексные программы, касающиеся разных сторон духовного оздоровления населения, обеспечили не только сохранение накопленного культурного потенциала Кубани, но и его значительное приумножение Триумфом России стало избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года и этому предшествовала огромная работа, в которой активное участие приняли лучшие представители кубанской культуры. Губернатор края А.Н. Ткачев стратегически определил культуру как инструмент социального и экономического развития. Принятые в крае законы и краевые комплексные программы, касающиеся разных сторон духовного оздоровления населения, обеспечили не только сохранение накопленного культурного потенциала Кубани, но и его значительное приумножение

Библиотека имени А.С. Пушкина Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края. Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.

Краснодарский краевой художественный музей Краснодарский краевой художественный музей, основанный Екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г., в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России. В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани. В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого, ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани. По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны.

Краснодарская филармония Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года. На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.

Читайте также: