Доклад по истории тема влияние иностранной культуры на сознание и духовность советского общества

Обновлено: 05.07.2024

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман — в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, — интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы — бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах

Духовная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса.

Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей).

Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет.

Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д.

Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения).

Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий.

Читать еще: Название народов африки и где они обитают. Народы Южной Африки: бушмены, банту, готтентоты

Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей.

Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима.

Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом.

Читать еще: Как узнать что у тебя раздвоение личности. Тест на раздвоение личности и дисбаланс подсознания

Духовная жизнь советского общества

в середине 1960-х – начале 80-х годов

приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям. Молодые ученые, журналисты, партийные работники – такие, как А.Е. Бовин, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, Е.А. Амбарцумов, И.В. Бестужев-Лада, О.Р. Лацис и др. – в печати развернули антисталинские выступления. Еще в начале 1966 года в адрес Брежнева поступило множество писем спротестами против реабилитации Сталина. Особое впечатление произвело письмо 25 виднейших деятелей науки и культуры. Под этим письмом поставили подписи такие крупнейшие ученые, как академики П.Л. Капица, М.А. Леонтович, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, писатели К.И. Чуковский, К.Г. Паустовский и др., такие видные деятели искусств, как М.М. Плисецкая, И.М. Смоктуновский и другие.

Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 70-е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70-х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80-х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

В 70–начале 80-х годов в обществе нарастала коррупция, воровство, бесхозяйственность и организованная преступность. Наблюдался разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел. Все это негативно влияло на духовную атмосферу в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять. Люди нуждались в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориентирах.

Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло главным образом представителей творческой интеллигенции. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР. Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули страну добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

Бюрократия в художественном творчестве подталкивала некоторых авторов к приспособлению. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионова Ирина Витальевна

Статья посвящена оценке роли деятелей культуры во внедрении идеологии в сознание советского общества в 1917-1953 гг.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Родионова Ирина Витальевна

The article is devoted to assessment of the role of cultural workers in the introduction of ideology in Soviet society consciousness in 1917-1953.

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (1917-1953 гг.)

Статья посвящена оценке роли деятелей культуры во внедрении идеологии в сознание советского общества в 1917-1953 гг. The article is devoted to assessment of the role of cultural workers in the introduction of ideology in Soviet society consciousness in 1917-1953.

культура, государственная идеология, идейные ценности, советский патриотизм; culture, state ideology, ideological values, Soviet patriotism.

В 1917—1953 гг. в Советском государстве эффективно функционировала партийно-государственная система идеологического воздействия, существенный вклад в деятельность которой вносила творческая интеллигенция.

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-5508, оп. 3, д. 1, л. 82, 83.

Наряду с произведениями, повествующими о далекой истории России, на формирование сознания советских людей большое влияние оказывала пропаганда героики и боевых традиций Гражданской войны, поскольку для воспитания нового поколения советских людей, выросших уже после Октябрьской революции, принципиальным было обращение к истокам советской государственности. Эта задача осознавалась представителями творческой интеллигенции. Советский патриотизм был тесно связан с интернационалистскими представлениями и чувствами. По свидетельству современников, представители различных национальностей действительно чувствовали свое равноправие в Советском государстве.

1 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 631, оп. 15, д. 227, л. 37, 38.

Большую популярность приобретал кинематограф, идеологическая и пропагандистская роль которого была чрезвычайно велика. На протяжении 1930-х гг. был создан целый ряд фильмов с военной тематикой. Во второй половине предвоенного десятилетия они оказались востребованными, что отмечалось, в частности, в выступлениях на I Всесоюзном съезде профсоюза кинофотоработников в сентябре 1937 г.4

В период Великой Отечественной войны роль деятелей культуры также была значимой. В произведениях представителей творческой интеллигенции осущест-

2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 125, д. 10, л. 35.

3 РГАЛИ, ф. 631, п. 15, д. 106, л. 7; д. 107, л. 27.

4 РГАЛИ, ф. 962, оп. 3, д. 296, л. 19, 47, 63.

1 Иноземцев Н.Н. Фронтовой дневник. — 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2005, с. 182, 189.

Анализ изученных материалов демонстрирует большую роль творческой интеллигенции в решении задач морально -политической консолидации общества. Конечно, советский патриотизм, нашедший отражение в произведениях художественной интеллигенции, был подвержен идеологическому воздействию пропаганды, однако следует отметить, что он содержал в своей основе личное, искреннее начало.

2 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике 1917-1953 гг. — М., 1999, с. 554-555.

Абстракционизм - Направление в искусстве XX в., принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике и т. п. и заменяющее их сочетаниями геометрических фигур, линий или цветовых пятен.

Авангард- направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами.

Диссидент – граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.

Инакомыслие - несогласие с господствующей идеологией государства, принятыми общественными взглядами.

Коммунистическая идеология - система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда коммунистической партии. Конструктивизм - Направление в искусстве, являющееся выразителем крайнего формализма и техницизма и отвергающее идеологическое содержание искусства.

КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза)- правящая политическая партия в Союзе Советских Социалистических Республик.

Комитет солдатских матерей - российская правозащитная организация, созданная в 1989 году, выступавшая против призыва на военную службу студентов.

Московская Хельсинкская группа - старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, созданная 12 мая 1976 года.

Правозащитные движения – часть диссидентского движения в СССР, сосредоточенная прежде всего на отстаивании гражданских прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией.

Перестройка - политические и экономические реформы, осуществлявшиеся в СССР в 1986—1991 годах.

Петиция - коллективное обращение (требование, запрос, прошение).

Самиздат - способы неофициального и потому не подцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Супрематизм - Направление в абстрактной живописи, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм.

Табу - могущественный запрет, затрагивающий определенное действие, место или объект.

Цензура - система государственного надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фото произведений, передач радио и телевидения.

Ключевые слова

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Брежнев Л. И. Леонид Ильич Брежнев. Воспоминания. — издательство политической литературы, 1981. [С. 54-79]

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Развитию физической культуры придавалось первостепенное государственное значение с первых же дней существования Советского государства. В 1931 был введен Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР", сыгравший важную роль в дальнейшем развитии массовости физкультурного движения. Массовое развитие советской физической культуры и спорта и подъем спортивного мастерства советских спортсменов обеспечили их успешное выступление на XV, XVI и XVII Олимпийских играх и на многих первенствах Европы и мира. С 19 июля по 3 августа в 1980 году в Москве проходили XXII Летние Олимпийские игры. За это время было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. В честь того, что впервые Олимпийские Игры проводились в социалистической стране. Советский Союз открыл свои двери для иностранных граждан. Но 20 января 1980 года президент США Джимми Картер объявил бойкот Олимпиаде в Москве, поводом к которому послужил ввод советских войск в Афганистан, и призвал к этому другие страны. На призыв к бойкоту Олимпийских игр в Москве откликнулись еще 63 государства, включая Канаду, ФРГ, Японию, Австрию. Тем не менее, на Олимпиаде-80 золотые награды в Москве завоевали атлеты из 25 стран, а призерами игр стали представители 36 государств.

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

Национальные движения стали в тот период времени своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры и языка, объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.

В условиях нарастающего в стране инакомыслия все больший удельный вес в нем стали занимать национальные движения. Например, в 1960-х гг. прошли митинги крымских татар в узбекских городах Андижане и Бекабаде за решение вопроса их национальной принадлежности и места жительства, в 1967 г. начались массовые движения евреев за право выезда в Израиль.

В политической жизни в указанные годы усиливается противостояние между правящим режимом и общественными силами, противившимися консервативному повороту. Этот процесс зародил различной направленности неформальные движения. Основным, собравшим в себе весь советский неформалитет вплоть до середины 80-х годов, стало диссидентское движение. Диссидентское движение не подвергалось сколько-нибудь объективному анализу в период своего возникновения и саморазвития. В официальной прессе тех лет диссиденты - "отщепенцы", "клеветники", "тунеядцы", "предатели" и т. д. В обществе они были практически в изоляции и обыденное сознание советских людей в целом принимало официальную версию событий, в лучшем случае проявляло к ним полное равнодушие.

Разбор типового тренировочного задания

1.В каком году были проведены первые Олимпийские игры в Москве?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Общество, культура и духовная ситуация в XX веке. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ХХ век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, являющейся итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. ХХ век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, являющейся итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое.

Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства.

В истории культуры ХХ века можно выделить три периода: 1) начало ХХ века – 1917 год (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей и философских концепций) 2) 1920 — 1930 годы (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической) 3) послевоенные 1940-е годы – вся вторая половина ХХ века (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения)

В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие: фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе.

Феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания. Феноменология — наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания.

Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере. Духовная жизнь человечества в ХХ столетии небывало изменилась. Человек, родившийся в начале века, и доживший до его конца, оказался в совершенно иной духовной атмосфере.

Изменения затронули все стороны и уровни духовной культуры: – ценностные ориентиры масс и концепции теоретиков; – художественные вкусы и эстетические теории; – ярче, разнообразнее стала художественная культура: литература, музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура.

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О ГЛОБАЛЬНОМ КРИЗИСЕ КУЛЬТУРЫ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА XX век — это историческое время общественной проверки литературы, искусства, философии, эстетических принципов и лозунгов буржуазного общества, в конечном счете, - проверки всей буржуазной культуры на прочность.

Народная культура в XX веке утратила свою независимость от города. Всеобщая грамотность, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи приобщили сельское население к городской культуре и сделали культуру деревни подражательной. Народная культура в XX веке утратила свою независимость от города. Всеобщая грамотность, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи приобщили сельское население к городской культуре и сделали культуру деревни подражательной.

Вопрос об утрате личности был отражен в труде Хосе Ортега-и-Гассета “Восстание масс” (1930 г.). Вопрос об утрате личности был отражен в труде Хосе Ортега-и-Гассета “Восстание масс” (1930 г.).

Заключение В целом культуре ХХ века присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина во всем своем многообразии.

Патранина Татьяна Ивановна

Выполнил: Береснев Илья 8Б класс.

ВложениеРазмер
beresnev.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культурная и духовная жизнь советского общества в 20 – 30 годы

Доклад ученика 8 Б класса

Глава I – Изменение сознания масс под влиянием марксистко-ленинской идеологии.

Глава II – Суть культурной революции. Общие тенденции.

  1. Образование.
  2. Православная церковь.
  3. Литература и искусство.

Глава III – Сопротивление советскому режиму.

Список используемой литературы.

Глава I - Влияние марксистско-ленинской идеологии на сознание масс .

C целью формирования нового человека, послушного винтика в огромном маховике тоталитарной системы, большевикам необходимо было кардинально изменить сознание, традиции, ценности, речь.

Как вносились изменения в культуре речи, поведении и в убеждениях можно проследить в стихотворении М.А. Волошина:

Так изменялись из года в год

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую трепку.

Правду выпытывали из – под ногтей,

В шею вставляли футасы.

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии, царства, народы.

Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным –

с пулей в затылке

И со штыком в животе.

Для интеллигенции всегда дороже всего была свобода творчества. Искусство было вогнано в строгие рамки идеологии. Ограничения закрепощали творцов в действиях, обрекали их на безоговорочное подчинение советским властям. Все усилия культурных деятелей направлялись на просвещение широких масс, агитация в пользу марксизма.

Простой гражданин терялся среди фанатичной толпы. Эта общность, тотальность, единство убивали в обыкновенном человеке индивидуальность, неординарность личности. Всё вгоняли в одно направление – социализм.

Идеалы коммунизма светлые и праведные, но чтобы воплотить их в реальность требуются долгие годы будничной, кропотливой работы, когда общество придет к моральному совершенству, где, прежде всего, будет восхваляться личность и душа человека. Невозможно привести народ к этому благому состоянию деспотичными методами, путем кровопролития – губит душу.

…век поджидает на мостовой,

Сосредоточен, как часовой.

Иди и не бойся с ним встать.

Твое одиночество веку под стать.

Оглянешься – кругом враги;

Руки протянешь и нет друзей;

То, что толпа пришла к глубокому чувству патриотизма, конечно заслуга действий структур, отвечающих за культуру и просвещение.

Подлинной трагедией культуры стала утрата многих ценностей искусства

Глава I – Суть культурной революции. Общие тенденции.

Со второй половины 20-х годов начинается мощный процесс индустриализации и коллективизации. Советское руководство использовало культуру во имя своих целей ; в виде инструмента в классовой борьбе пролетариата за скорейшее создание социалистического общества. Культура пропагандирует и насаждает народу идеологию и нравственность коммунизма. А вскоре одной из главных задач культурной революции становится введение обязательного начального и среднего образования.

Серьезные успехи были достигнуты в сфере высших учебных заведений. Необходимо было удовлетворить огромный спрос на рабочую квалифицированную силу. К концу первой пятилетки число вузов в стране возросло до 700. Происходит пополнение студенческой аудитории за счет представителей рабоче-крестьянской молодежи. К концу 30-х годов новая советская интеллигенция, обученная в вузах, составила 90% от общей ее численности.

Таким образом, налицо несомненный успех советской системы образования.

2. Православная церковь. Положение религии.

Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самые кратчайшие сроки, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут…

Из постановления ВЦИКа 26 февраля 1922 г. становится ясно, что власть выбирает путь изъятия из церковных имуществ ценностей для пополнения золотого фонда страны. Это бесправовое действие, с моей точки зрения, является актом святотатства и неуважения к духовенству и к православному населению в целом.

Самое светлое, что есть на земле русской – вера, была опошлена и унижена.

3. Литература и искусство

С начала 30-х годов создаются разнообразные органы отраслевого управления культурой: Союзкино, Всесоюзный комитет по радиовещанию (1933г.), Всесоюзные комитеты по делам высшей школы и по делам искусства (1936г.).

Средства массовой информации изображали образ, грядущего светлого будущего, которое будет построено вопреки проискам враждебных капиталистов.

В творчестве писателей и поэтов правительство поощряло создание произведений на методе социалистического реализма. Также в советское время широкий размах приобретает доносительство, что типично для тоталитарных общественно-политических систем.

Главным в духовной жизни советского общества стало создание атмосферы, губящей свободомыслие, целью стала пропаганда патриотизма и самопожертвование во имя социалистических идей Родины.

Глава III - Сопротивление советскому режиму.

Из лекции прочитанной в 1919 – 1920 гг. в Москве.

В исторической судьбе человека, в сущности, все не удалось, и есть снования думать, что никогда и не будет удаваться. Социализм, в опыте осуществления своего, будет совсем не тем, к чему социалисты стремятся. Он вскроет новые внутренние противоречия человеческой жизни, которые сделают невозможным осуществление тех задач, которые выставило социалистическое движение …

…Труден и трагичен путь свободы, потому что, поистине, нет ничего ответственнее и ничего более героического и страдальческого, чем путь свободы. Всякий путь необходимости и принуждения – путь менее легкий, менее трагический и менее героический .Вот почему человечество, в своих исторических путях, постоянно постоянно сбивается на соблазн подмены путей свободы путями принуждения…

Жилы и мускулы - молитв верней.

Нам ли вымаливать милостей времени!

держим в своей пятерне

миров приводные ремни!

Народные массы глаголили иные истины, месть пленила их разум, сама мысль о расплате будоражила их сердца, кровь вскипала кровь. Суровое зрелище внушало страх.

Е. Замятин. Я боюсь.1921 г. [2]

Но даже и не в этом главное: голодать русские писатели привыкли. И не в бумаге дело: главная причина молчания- не хлебная и не бумажная, а гораздо тяжелее, прочнее, железней. Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически- правоверным, должен быть сегодня полезным, не может хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться над всеми, как Анатоль Франс,- тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завертывают глиняное мыло.

Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова, А если неизлечима эта болезнь- я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое.

Дом искусств Пг., Сб. 1.

Читайте также: