Доклад развитие речи на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 05.07.2024

Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.

Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.

В гуманитарных науках исследованию речи уделяется большое внимание. Накоплен научный материал в области лингвистики и методики развития речи: работы Ф.И.Буслаева, И.И. Срезневского, Н.Ф.Бунакова, Л.В.Щербы, Э.В.Кузнецовой.

Исследования вышеуказанных авторов были использованы в методике преподавания русского языка как основы формирования речевых умений и навыков учащихся.

Т.И.Ладыженская, В.И.Капинос, М.Т.Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Малый объем словарного запаса объясняется тем, что

  1. интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
  2. трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;
  3. происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
  4. русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
  5. непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.

Глава I .

    1. Говоря о развитии связной речи на уроках русского языка, необходимо выяснить, что же такое речь.

    Психологи рассматривают речь как сложную систему условных и безусловных рефлексов, как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей общение.

    Этот процесс двусторонний, он затрагивает деятельность учителя, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается.

    Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования и т.д.) для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

    Таким образом, мы видим, что речь – это деятельность человека, применение языка для общения, передачи своих мыслей.

    Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:

    А) какое слово лишнее?

    Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?

    • Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.
      1. Огромную роль играет проведение на всех уроках словарной работы (пояснение лексического значения и правильность написания) в целях обогащения словарного запаса учащихся.

      Словарная работа должна опираться на теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.

      Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов, фразеологизмов; уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова.

      В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом :

      Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:

      • Словотолкование;
      • Группировка по тематике;
      • Анализ образцовых текстов;
      • Составление словосочетаний, предложений, связного текста.

      Проводится большая работа над формой слова, типа:

      А) выбери правильную форму слов;

      Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…

      В) просклоняй, проспрягай слово;

      Г) замени неправильную форму слова правильной.

      Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

      1. Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:
      2. Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.
      3. Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе.
      4. Работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше. Отсюда следует взаимодействие детского сада и школы.
      5. Задача начальной школы – продолжить начатое в детском саду развитие речи на более высоком уровне.
      6. Работа по развитию речи в старших классах – новый этап в развитии и формировании связной речи школьников.

      Глава II

      2.1. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

      Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.

      Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:

      Пишу на карточках, доске слов, например: пр е одолеть, пр е пятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

      Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

      Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

      1. Словарный диктант с использованием загадок:

      Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

      Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

      Не моторы, а гудят,

      Не пилоты, а летят,

      Не змеи, а жалят.

      1. Творческий диктант (лексический диктант):

      заменить развернутое определение одним словом. Например:

      Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

      1. Горящая куча хвороста (костер).
      2. Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
      3. Головка капусты (кочан).
      4. Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).
      5. Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).
      6. Лопата с загнутыми краями (совок).
      7. Задняя часть судна (корма).
      8. Металлический денежный знак (монета).

      Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

      1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
      2. Земельное пространство с определенными границами (территория).
      3. Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).
      4. Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
      5. Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
      6. Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
      1. Тщательно изучи предисловие к словарю.
      2. Знакомство со словарём осуществляй по плану:
      • Назначение словаря;
      • Характер и содержание словника;
      • Порядок расположения слов;
      • Структура словарной статьи;
      • Система помет;
      • Система иллюстраций;
      • Правила пользования словарём.
      1. Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, основанные на словотолковании на основе словаря.

      А) Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие из них являются многозначными: болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.

      Б) Какое слово синонимичного ряда может быть выбрано в качестве доминанты? Почему? Проверьте по словарю.

      Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект;

      Великий, известный, славный, знаменитый;

      Предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказать.

      В) Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.

      За справками обращайтесь к словарю антонимов.

      Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал:

      — Опять с медалями? Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь?

      2.2. Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.

      Упражнения игрового характера.

      В 5 – 6 классах преобладающей является игровая деятельность. Цель игры – помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для школьников. Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор детей.

      Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

      Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).

      Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.

      Правила игры: сверху вниз записывается слово (буква под буквой), рядом – то же слово снизу вверх. Нужно придумать слова, начинающиеся на букву первого столбика и заканчивающиеся на соответствующую букву второго столбика. Ребята по определению должны угадать задуманное слово.

      П илотк А (форменный головной убор)

      А нтрак Т ( перерыв между действиями в спектакле)

      Р екто Р (руководитель ВУЗа)

      Т арелк А (предмет столовой посуды)

      А рхиеписко П ( церковный сан)

      1. Часто в конце урока провожу сочинения – миниатюры

      Им уделяю особое внимание. Вот примеры некоторых заданий.

      Б) на предложенную тему.

      6. Сочинение – миниатюра по воображению:

      2.4. Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.

      Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает уч-ся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.

      Предметная сущность живописи дает материал, как для формирования речевых навыков, так и для активации пассивного словаря школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т.к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.

      Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

      Вопросы для первичного восприятия картины:

      • Что вы видите на картине?
      • Что изображено в центре картины?
      • Что вы видите на заднем плане?
      • Не каком фоне изображены предметы?
      • Какое время года изображено на картине?
      • Какой день показал художник?
      • Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
      • Какие цвета использовал художник?
      • Какой цвет преобладает?
      • Кто главный герой картины? Как вы догадались?
      • Что можно сказать о главном герое?
      • Почему художник дал такое название картине?
      • Как бы вы ее назвали?
      • Нравится ли вам картина? Почему?
      • Какое настроение она вызывает? Почему?

      Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

      • Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…
      • Составьте предложения на тему этой картины.
      • Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
      • Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
      • Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
      • Выразите свое отношение к картине.
      • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
      • Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.

      На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:

      • Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
      • Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
      • Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
      • К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

      Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

      • Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
      • Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
      • Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
      • В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

      Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

      Следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

      Коней зимы. Снег стал влажным. Появились первые проталины. Воздух тихий, прозрачный, голубой, теплый. Мы не видим нарисованного солнца, но чувствуем солнечный свет на талом снегу, на пышных соснах, на светлых березках, на бревнах высокого двухэтажного дома.

      В центре картины мы видим грустную лошадь, она стоит, запряженная в сани, понуро опустив голову. Я думаю, она ждет хозяина, который быстро вошел в дом, забыв за собой закрыть дверь.

      От лошади и саней на снег и проступающую землю падают черные тени.

      Справа стоят березки с тонкими голыми веточками на самом верху. От вершин берез на снег падают голубые тени. Слева и на заднем плане стоят пышные вечнозеленые сосны. Они ждут приход весны.

      Снег еще не растаял, его много, особенно около деревьев, в лесу. Но он стал сиреневым, а там, где тени – кажется синим.

      На картине много тепла, света. Художнику эта картина удалась. Здесь хорошо показан конец суровой зимы.

      Гетман Ольга, 5 класс.

      Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:

      Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.

      Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит уч-ся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.

      2.5. Очень нравятся детям творческие задания:

      Нравится детям работать над сочинением-описанием предмета, животного, действий. На такие уроки дети приносят какие-либо игрушки, предметы быта, которые вначале мы рассматриваем, а затем пишем сочинение.

      Готовясь к сочинению-описанию действий, ребята берут интервью у родных; людей, хорошо выполняющих свою работу, пишут репортажи.

      Не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы я веду работу по развитию речи школьников. Часто использую следующие приемы:

      1. Работа с лексикой (словарная работа).
      2. Выписывание красивых выражений, афоризмов из художественного произведения с последующим объяснением значения выписанного.
      3. Сочинение о слове. Провожу его по следующему плану:
      • Значение слова.
      • Почему это слово использовано автором?
      • Какое значение, оттенок придает слово?
      • Ассоциации (воспоминания), связанные со словом, которые возникают во время произнесения слова.
      1. Устное словесное рисование.
      2. Рассказ о герое художественного произведения.
      • События жизни героя.
      • Его внешность.
      • Друзья героя.
      • Рассказать о том, что волнует и интересует героя, каков герой.
      1. Рассказ об авторе произведения.
      • Время жизни писателя.
      • Сведения о его семье.
      • Наиболее важные события из его жизни.
      • Произведения, которые он написал.
      • Мировоззрение писателя.
      • Характеристика творчества.
      • Взгляды, искания писателя.
      1. Провожу мини-анализ произведения:
      • Название.
      • Автор.
      • Время создания.
      • Основные события произведения (фиксация, а не пересказ событий).
      • Наиболее важные мысли, которые заключены в произведении.
      • Свои впечатления от прочитанного.
      • Основные герои, небольшие сведения о них.

      Начиная с 6, 7 классов усложняю рассказ:

      • Рассказ о построении произведения (с чего начинается, почему так расположены части, значение вставных конструкций, композиция произведения, чем оно завершается).

      Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

      Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

      Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.

      Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Казанская основная школа

      на тему: Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

      учитель русского языка и литературы

      В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:

      Однако наблюдения на уроках коллеги показали, что преобладает речь учителя, а ученики отвечают односложно или только заученный текст, не высказывая своего мнения, своей позиции. Придя в класс, я наблюдала, что в детях слабо развиты коммуникативные способности, дети замкнуты и зажаты. Дети слабо выражают свое мнение и боятся сделать ошибку, робко высказывают свою точку зрения, хотя если учитель настойчиво начинает спрашивать, они говорят правильно или то, что учитель хотел от них услышать. Очень сложно им дается диалог между собой (по теме урока).

      В нашей школе с апреля по май проходила практику слушатель Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 2 уровня учительница казахского языка и литературы Даниярова Р.К.

      «Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и успешно в более широких коммуникационных вопросах, к которым у них имеется увеличивающий доступ




      К примеру, Юра (отличник) на первых уроках, проводимых по кембриджской технологии обучения, стеснялся общаться во время тренингов,


      во время работы в группе, не проявлял инициативу, находился в стороне.



      Хорошо работал тогда, когда необходимо было работать индивидуально, самостоятельно обработать информацию, проанализировать, сделать вывод.



      Постепенно, начиная с работы в паре, он начал проявлять интерес и к работе в группе.





      Позже, Юра отвечал за добывание информации в сети ИНТЕРНЕТ, научился передавать ее группе, приобрел навыки групповой работы, улучшил навыки диалогической речи.

      В беседе он сказал, что чувствует поддержку одноклассников, ему нравится работать с постерами, легче стало выполнять упражнения в группе, нравится, что на дом задают новые виды работы – Юра самостоятельно готовил презентацию биографии В.М. Шукшина в качестве домашнего задания и самостоятельно изложил новую информацию.



      Маша довольно умело руководит процессом работы в группе, например, делят текст на части и распределяют между учениками для обработки, формулирует выводы, распределяет задания для работы на постере, рассуждает, как в целом будет выглядеть постер и т.д.



      нравится деление на группы, изготовление постеров; работает над своей устной речью, старается полностью передать свою мысль, раскрыть ее.



      работая в паре – часто доминирует, аргуменированно представляя свои идеи



      С удовольствием участвует в физминутках, всегда уверенна, благодушно настроена, хороший помощник учителю – не стесняется при объяснении фактов, принципов или процедур..




      На первых уроках видно было, что Мейрамгуль не всегда легко выражать свою мысль, некоторые моменты урока ей были непонятны и поэтому не интересны, она не участвовала в дебатах, обсуждениях и работе в группах.





      Затем, я заметила, что Мейрамгуль полностью преобразилась – ее на уроке не отличить от сильных учеников (например, от Маши), она участвует во всех видах работы, ученики заметно меняют свое отношение к ней – она активнее вовлекается в обсуждение, диалог и аргументацию.



      Использование различные приёмы технологии Развития Критического Мышления через диалог действительно, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет навыки, способствует к их осознанному применению.

      Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении приемов критического обучения у детей развивалась диалогическая речь. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов. Что и было увидено мной в процессе проведения исследования.

      Любой процесс развития является долгосрочным и трудоемким. Мне предстоит еще много работы в данном направлении, так как каждый ребенок это индивидуальность и методы, которые работают на одном ученике могут оказаться малоэффективными с другим.

      Автор: Ниофитова Мария Алексеевна

      Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

      РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

      Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку.

      Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11%-20% учебного времени. Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке.

      Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.

      В своей работе я использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.

      Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.

      В свою работу включаю следующие основные виды работ.

      1. Работа со зрительной опорой.

      Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.

      Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

      2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

      3. Устные дискуссии .

      Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

      4. Языковые игры:

      В свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

      Берёзка высокая (кудрявая , стройная, тоненькая).

      (Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка.

      6. Продолжи рассказ по его началу… Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

      Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

      7. Распространите предложения День осени. Показалось солнце.

      Например, на доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

      Скрипит мороз. Сердит мороз.

      И вяз озяб, и дуб замерз

      продрогли елки. (Т.Волжина.)

      9. Мини-изложения, мини-сочинения.

      10. Творческие диктанты на основе картин.

      11. Пересказ художественного текста от лица героя

      Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)

      В своей работе использую и такой вид задания, как свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является, на мой взгляд, хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству.

      Одним из важных приемов развития речи является устный диалог. Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.
      Конечно же в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя о одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.
      В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.
      Необходимым условием успешного проведения уроков развития речи и получения ожидаемых результатов является верно поставленная перед учащимися проблема, организация пути её решения, поиск новых подходов к литературной теме, стимуляция речевой деятельности учащихся активным воздействием на их мысли и чувства.
      Всем этим требованиям отвечает, на мой взгляд, нестандартный урок. Поэтому такие уроки я применяю наряду с традиционными. Это уроки - диспуты, уроки - концерты, уроки - семинары, уроки - викторины и т. д., которые имеют общую, объединяющую их задачу - привитие интереса к учебе в целом и к урокам русского языка и литературе в частности.

      Эффективны и следующие приемы работы:

      1. Поэтические пятиминутки. В начале каждого урока по одному – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
      2. Опережающие домашние задания. Суть использования опережающих заданий на уроке литературы заключается в том, что наиболее подготовленные ребятам предлагается выполнить задание, содержание которого будет актуализировано на следующих уроках.(например, подготовить вопросы к тексту, который будет изучаться, подготовить вопросы к писателю, герою литературеного произведения, сделать Визитку литературного героя, Визитку писателя).

      3. Дискуссионная беседа между героями литературного произведения.
      Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопрос.

      Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я предлагаю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

      Использованная литература:

      Войти через uID

      На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

      Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения.

      В методике выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение различным видам речевой деятельности.

      I. Овладение нормами литературного языка

      По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

      Достижению поставленной цели способствуют:

      1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);

      2) свободный или творческий диктант;

      3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

      4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

      5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

      6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

      7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.

      Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы (да и детям очень нравятся):

      Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы.

      II. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

      В своей работе я использую следующие приемы и методы:

      Словарная работа

      • работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);

      • сочинение-миниатюра по опорным словам;

      • карточки с разнообразными заданиями;

      • работа со словарями: оформление карточек (это делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

      • традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

      Обогащение грамматического строя
      речи учащихся

      • Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.

      • Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

      III. Обучение различным видам речевой деятельности

      Обучение слушанию:

      • повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

      • записать во время слушания опорные слова;

      • конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).

      Развитие скорости чтения:

      • прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

      • прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль. );

      • разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

      • обсудить текст во время беседы;

      Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение текста.

      Стремясь оживить процесс работы, я попробовала взять поэтические тексты для выразительного чтения и обсуждения в классе, отработки орфограмм и пунктограмм. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием.

      Обучение устной и письменной речи

      Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

      Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. В 8–9-х классах в основном это изложения с элементами сочинения и сочинения-рассуждения. Приведу примеры других форм, используемых в работе:

      • сочинение-репортаж на экологическую тему;

      • сочинение-рецензия на самостоятельно прочитанное небольшое произведение современной литературы (11-й класс);

      • отзыв о просмотренном фильме;

      Обычно я не ставлю детей в тесные рамки – предлагаю несколько (3–8) тем на выбор.

      Для анализа творческих работ и работ над ошибками стараюсь выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках. Но в основном это требует только индивидуальной работы.

      Читайте также: