Доклад на тему бахтин

Обновлено: 04.07.2024

Бахтин Михаил Михайлович — специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии, литературоведения. Родился в Орле в 1895 г. Закончил гимназию в Одессе и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, окончил его в 1918 г. Владел пятью языками (греческим, латынью, немецким, английским, французским… Читать ещё >

Основные философские идеи М. М. Бахтина ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Цель курсовой работы состоит в изучении основных философских идей М. М. Бахтина . Задачи курсовой работы — изучить философское наследие М. М. Бахтина , концепцию диалогизма и проблем методологии гуманитарного познания.

1. Михаил Михайлович Бахтин

1.1 Краткая биография М.М. Бахтина

1.2 Идеи и труды М.М. Бахтина

Нравственную философию Бахтина пронизывает идея о том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры, прочитывать в ее контексте. А идея культуры понималась как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. И потому Бахтин дает свое понимание культуры. Всякая культура основывается на творчестве и означает творчество, Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, соц. необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда и нет надобности в знании о духовном мире. Это один из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса поступков. Если всюду царит причинная и математическая необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости. С человека снимается всякая ответственность. Через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. Здесь речь идет уже не только о человеке, владеющем культурой, но и о том, как сама жизнь наполняется, пронизывается культурой.

2. Концепция диалогизма в философском творчестве М.М. Бахтина

бахтин философия диалог этический В 1980;е годы академический мир Америки во все возрастающей мере начал проникаться сознанием того, что каждый критик, имманентно своей частной сфере деятельности, причастен и ответствен за все реальные последствия современной теоретической мысли, парадигматические основоположения которой он так или иначе разделяет. Вот это самосознание совершенно перестроило самую структуру объектов исследования и традиционные границы между научными областями: чувство причастности и ответственности оказалось интегрированным в теоретическую практику. И вот почему область бахтинистики (the Bakhtin studies), объединенная идеей диалогизма, идеей ответственной, то есть этической, формы гуманитарного познания вообще, — оказалась сейчас в самом центре критических, теоретических, идеологических дебатов и самой практики гуманитарных наук [15, с. 547].

В советской философской литературе к методологии гуманитарного познания в целом обратились сравнительно недавно, но уже имеется значительное число работ как критического, так и теоретического плана.

Трудно переоценить значение идей, предложенных M. M. Бахтиным. Они определяют целостную программу исследований в области гуманитарного познания и оказывают значительное влияние на работы в этой области.

Заключение

Для него не существует нравственно и эстетически значимой ценности моего тела и моей души. В своей обособности я остается в рамках успокоенной и себе равной положительной данности. В его ценностном мире нет именно меня как самоопределившегося сознания, как сознания, способного на ценностное мироотношение. Поэтому подлинное, творческое я не может замкнуться на самом себе; оно станет искать выход за границы себя, где тотчас обнаружит другого.

Бахтин представлял человека в новом измерении — в его незавершенности и открытости миру. Его человек выступал гарантом неизмеримости будущего. У Бахтина отношение я к другому как раз и знаменовало ценностное отграничение и самоутверждение личности. Поэтому он проблему души вообще считал проблемой эстетики, а не этики, что, несомненно, диссонировало с общим строем русской мысли.

1. Алексеев П. В. Философы России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проспект, 2002. — 1152 с.

2. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. — 1993. — № 1. — С. 83−93.

3. Бонецкая Н. К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина // Вопросы философии. — 1996. — № 10. — С. 94−112.

4. Гуревич П. С. Муки диалога // Философские науки. — 1994. — № 4/5/6. — С. 15−31.

5. Джон Я. М. Эволюция эстетических взглядов М. М. Бахтина // Соц.-полит. журнал. — 1996. — № 2. — С. 224−231.

6. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX — XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. — СПб.: Алетейя, 2000. — 415 с.

7. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. — 2-е изд., доп., перераб. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 312 с.

8. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / Ред. Ю. С. Ершова . — М., 1991. — 618 с.

9. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1996. — № 4. — С. 28−40.

10. Мыслители русского зарубежья / Сост. И отв. ред. А. Ф. Замалеев . — СПб.: Наука, 1992. — 461 с.

11. Попов Б. Н. Методологический статус другого в философии М. М. Бахтина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2003. — № 4. — С. 17−25.

12. Русское зарубежье. — Л.: Лениздат, 1991. — 438 с.

13. Спектор Д. Обреченность предстоящим (читая М.М. Бахтина) // Философские исследования. — 1995. — № 3. — С. 111−135.

15. Философия не кончается… Из истории отечественной философии. ХХ век: В 2-х кн. / Под ред. В. А. Лекторского . Кн. I. — 50-е годы.- М.: РОССПЭН, 1998. — 719 с.


Михаил Михайлович Бахтин (5 [17] ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975[…], Москва) — русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.

Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ.

Биография

Родился в Орле в многодетной семье, которая впоследствии переехала в Вильну, а затем в Одессу. Отец был банковским служащим.

По его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет). Старший брат Николай — философ, историк античности.

С 1920 года жил в Витебске, где преподавал в пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе. В круг его знакомых входили П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов и И. И. Соллертинский. В 1920—1924 годах работал над незаконченными философскими трактатами и ранней редакцией книги о Достоевском.

В 1921 году женился на Елене Александровне Околович.

После окончания ссылки в 1936 году из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в Мордовском государственном педагогическом институте в Саранске, однако в 1937 году был вынужден уехать оттуда и до 1945 года жил на станции Савёлово в Калининской области, где работал учителем в школе № 14. В 1938 году из-за осложнений остеомиелита ему ампутировали ногу.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963 годами, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин вернулся в научное пространство СССР в 1960-е годы, благодаря помощи единомышленников, признавших его своим учителем: в 1960 году он получил коллективное письмо от литературоведов — учёных Института мировой литературы В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, П. В. Палиевского, В. Д. Сквозникова.

Умер 7 марта 1975 года в возрасте 79 лет. Похоронен на 21-м участке Введенского кладбища.

Наследие

Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло его первое собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

Архив Бахтина хранится в Отделе рукописей РГБ, фонд 913.

Философия

Эстетика словесного художественного творчества

За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.

Проблема текста

Бахтин обратил внимание на то, что гуманитарная мысль всегда направлена на работу с чужими мыслями, имея дело с текстом в различных его ипостасях. В свою очередь, за каждым текстом стоит система языка, состоящая из языков множества социальных групп. Исследователь работает с текстом, намереваясь создать свой текст-оценку. Таким образом, возникает диалог между автором и читателем. Однако сам автор также предполагает наличие нададресата — высшей инстанции ответного понимания. Поэтому Бахтин говорит о третьем лице в диалогической природе текста.

Бахтин исследовал ошибки, допускаемые современными ему общими методологиями литературоведения. Так, формальный метод и материальная эстетика в целом строят систему научных суждений о литературе в отрыве от вопроса о сущности искусства вообще, при этом не замечают диалогическую природу текста. Поэтика таким образом максимально сближается с лингвистикой или вовсе становится её отделом. Разумеется, работа с текстом предполагает лингвистический метод, однако он не должен быть руководящим, но частью комплексного эстетического анализа. Слово должно изучаться в лингвистике с опорой на общую эстетическую теорию, гносеологию и другие философские дисциплины.

Эстетическое должно быть понято в связи с его единством с общечеловеческой культурой. Специальной философской методологии следует указывать на взаимопроникновение сферы искусства и культуры в целом. Эмоционально-волевая напряжённость формы говорит о ценностном значении искусства. Автор не просто обрабатывает материал: его художественно-ценностная активность направлена на преобразование материала с целью передачи определённого содержания. Искусство создаёт новую форму ценностного отношения, которое уже стало действительностью. Содержание художественного произведения — это индивидуация, конкретизация действительности познания и этического поступка, находящих объединение в форме эстетического объекта.

Объектом эстетического анализа должно стать содержание эстетической деятельности (созерцание созерцателя или самого художника). Такое понимание творчества — архитектоника эстетического объекта. Произведение — это действительность в эстетической интуиции. В свою очередь, внешнее материальное произведение есть только технический аппарат для свершения эстетического объекта.

Роман

Роман как целое — это многостильное, разноречивое, разноголосое явление. Исследователь сталкивается в нем с несколькими разнородными стилистическими единствами, лежащими иногда в разных языковых планах и подчиняющимися разным стилистическим закономерностям.

Бахтин выделил основные типы композиционно-стилистических единств, на которые обычно распадается романное целое:

1) прямое авторское литературно-художественное повествование (во всех его многообразных разновидностях) ;

2) стилизация различных форм устного бытового повествования (сказ);

3) стилизация различных форм полулитературного (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п:);

4) различные формы литературной, но внехудожественной авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания, протокольные осведомления и т. п.);

5) стилистически индивидуализированные речи героев.

Эти разнородные стилистические единства сочетаются в романе в стройную художественную систему и подчиняются высшему стилистическому единству целого, которое нельзя отождествлять ни с одним из подчиненных ему единств.

Язык романа — система языков, поэтому предпосылкой подлинной романной прозы является внутренняя расслоенность языка, социальная разноречивость и индивидуальная разноголосица в нём. В связи с этим ошибочно концентрироваться на языке автора или стиле произведения.

Диалогическая ориентация слова среди чужих слов (всех степеней и качеств чуждости) создает новые и существенные художественные возможности в слове, его особую прозаическую художественность, нашедшую свое наиболее полное и глубокое выражение в романе.

В этом ключе Бахтин сравнил романное и поэтическое слово. По его мнению, мир поэзии всегда освещён единым и бесспорным словом. Все конфликты, сомнения и переживания не переходят в конечный результат творческой деятельности, но остаются на этапе работы с материалом. Язык поэтических жанров, приближаясь к стилистическому пределу, становится авторитарным и консервативным, закрываясь от внелитературных социальных диалектов. Непререкаемым основанием для поэзии является только созданный язык, он же — прямая интенция поэтического творчества.

Память

В Орле в 2005 году открылся музей М. М. Бахтина.

В ноябре 2015 года в Мордовском государственном университете начал работу Центр М. М. Бахтина, объединяющий мемориальную экспозицию, библиотеку и образовательное пространство. В это же время на территории центрального кампуса Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва открылся памятник М. М. Бахтину работы скульптора Н. М. Филатова: учёный изображён сидящим в кресле, на коленях — рукописи.

Гост

ГОСТ

Михаил Михайлович Бахтин – ($1895 – 1975$) русский философ, последователь постсимволической традиции в культуре серебряного века.

Биография

М. Бахтин своё образование получил в гимназиях Вильнюса и Одессы. В $1913$ году учился в Новороссийском университете, во время учебы перевёлся в Петербургский университет, на историко-философский факультет. Учителями Бахтина выступали Ф.Ф. Зелинский, который привил ему интерес к философии Ницше и эллинизму, Н.Н. Ланге и А. И. Введенский и его кантовский критицизм.

Научная деятельность

Бахтин в своих позициях придерживался строгой науки и противостоял метафизике и русской философии серебряного века, в частности Флоренскому, С. Булгакову, экзистенциализму Бердяева и Л. Шестова.

Своё учение Бахтин полагал как систему, которая имеет статус не отвлечённой метафизики, а характер нравственной философии.

Бахтин придерживался в своём учении кантовских установок в приоритетности практического разума в процессе построения самообоснованного мировосприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

О своём учении Бахтин высказывался как о сенкритическом, которое состояло из этики и эстетики и характеризовал его как философскую антропологию.

Модусами единой гуманитарной дисциплины, по Бахтину, выступили культурология, теория литературы, поэтика, металингвистика, которые были направлены на решение фундаментальных проблем бытия.

О культуре

В культурологическом разрезе идеи Бахтина целью явилось концептуальное соединение культурных ценностей с интуицией жизненной актуальности. Это было стремление решить односторонность философии жизни Бергсона, Дильтея и Ницше, а так же философии культуры Риккерта. Бахтин выдвинул их синтез в виде живой ценности, культуры, которая не дистанцированна от бытия, являясь его частью.

Если понимать культуру как личность, то Бахтин полагал, что между культурами необходимо должен быть нескончаемый диалог. Шпенглер же придерживался позиции обособленных культур, говорил об их замкнутости друг в друге. В этом Шпенглер проводит параллель между одиночеством человека в мире. Для Бахтина это не было препятствием для общения, как если два чужих человека вели диалог друг с другом. Через диалог культура раскрывает свой смысл и потенциал.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975). Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В этих романах мы находим высоко и тонко разработанный тип авантюрного времени со всеми его специфическими особенностями и нюансами.

Античная литература знала лишь идеализованное земледельческое бытовое циклическое время, сплетающееся с природным и мифологическим временем (основные этапы его развития: Гесиод — Феокрит — Вергилий. Оно прежде всего совершенно оторвано от природы (и от природно-мифологических циклов). От этого циклического времени (во всех его вариациях) резко отличается романное бытовое время логических циклов). Этот отрыв бытового плана от природы даже подчеркивается. Мотивы природы появляются у Апулея лишь в ряду: вина — искупление — блаженство. Быт — это преисподняя, могила, где и солнце не светит, и звездного неба нет. Поэтому быт здесь дается как изнанка подлинной жизни. Быт здесь — приапичен, его логика — логика непристойности.

В житийных образцах авантюрно-бытового типа момент метаморфозы выступает на первый план (греховная жизнь — кризис — искупление — святость). Авантюрно-бытовой план дан в форме обличения греховной жизни или в форме покаянной исповеди.

В основе этих античных форм лежит новый тип биографического времени и новый специфически построенный образ человека, проходящего свой жизненный путь.

Биографическое время у Плутарха — специфично. Это — время раскрытия характера, но отнюдь не время становления и роста человека.

Время распадается на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно организовано абстрактно-технически, связь его с пространством также технична. Рыцарский роман

Почти эпическая целостность и единство хронотопа чудесного мира в последующем разлагаются (уже в позднем прозаическом рыцарском романе, в котором усиливаются элементы греческого романа) и уже никогда не восстановятся полностью.

Они дают право не понимать, путать, передразнивать, гиперболизировать жизнь; право говорить, пародируя, не быть буквальным, не быть самим собою; право проводить жизнь через промежуточный хронотоп театральных подмостков, изображать жизнь как комедию и людей как актеров; право срывать маски с других; право браниться существенной (почти культовой) бранью; наконец, право предавать публичности частную жизнь со всеми ее приватнейшими тайниками.

Прямая пропорциональность лежит в основе того исключительного доверия к земному пространству и времени, пафоса пространственных и временных далей и просторов.

Время это коллективно, оно дифференцируется и измеряется только событиями коллективной жизни, все, что в этом времени существует, — существует только для коллектива. Индивидуальный ряд жизни еще не выделился (внутреннее время индивидуальной жизни еще не существует, индивидуум живет весь вовне, в коллективном целом). И труд и потребление коллективны. Время трудовое.

В пределах одного произведения и в пределах творчества одного автора мы наблюдаем множество хронотопов и сложные, специфические для данного произведения или автора взаимоотношения между ними, причем обычно один из них является объемлющим, или доминантным. Хронотопы могут включаться друг в друга, сосуществовать в более сложных взаимоотношениях. Эти взаимоотношения между хронотопами сами уже не могут входить ни в один из взаимоотносящихся хронотопов. Общий характер этих взаимоотношений является диалогическим (в широком понимании этого термина). Но этот диалог не может войти в изображенный в произведении мир, ни в один из его (изображенных) хронотопов: он — вне изображенного мира, хотя и не вне произведения в его целом. Он (этот диалог) входит в мир автора, исполнителя и в мир слушателей и читателей. И эти миры также хронотопичны.

Читайте также: