Доклад по художественно эстетическому воспитанию детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к

искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг:

Создан учебно-методический комплект:

  • программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
  • сделан подбор дидактических музыкальных игр;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ, персональные выставки,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме

Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы
  • второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают

детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.

Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает:

В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.

В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.

В широком смысле под художественно-эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего, гармоничного развития ребенка. Ребенок , как некий сосуд , чем его наполнишь, такое будет и его содержание. Мы, как педагоги детских садов просто обязаны вносить яркость , насыщенность в обычную жизнь детей, через творчество…. А какую струнку этого творчества разбудить ребенок через разнообразие деятельности подскажет нам сам. В моей практике более близка стала такая деятельность, как аппликация и нетрадиционное рисование.

В настоящее время развитие детского творчества является актуальной проблемой в образовательном пространстве .ДОУ особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Без изменений педагогических технологий, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.

Цель моей работы - это создание условии самореализации ребенка, раскрытие его творческого потенциала по средствам художественно-эстетического воспитания.

В данном случае это работа с рисование нетрадиционными способами, аппликация с элементами рисования.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (создание предметно - развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (НОД, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы ;
• Театрализованная деятельность.

В своей работе я применяю интеграцию этих областей, для достижения поставленных мною целей.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:
• изучение элементов теории эстетики;
• систематическое общение с художественной культурой;
• организованное участие в художественном творчестве.

Важно учитывать при работе- развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:
• рисование пальчиками
• рисование ладошками
• рисование ватными палочками
• оттиск печатками из овощей
• тычок жёсткой сухой кистью, тычок ластиком карандаша
• печать поролоном, спаржей
• пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.)
• набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.)
• рисование на манке , песке, горохе
• рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)
• ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)
• граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)
• кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)
• рисование солью
• монотипия (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)
• мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)
• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Главное понять, что обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Новизна творческой работы с детьми заключается в том, что сам процесс создания художественной работы является развивающим актом. На практических занятиях дети создают творческие работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относится многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, художественные техники в живописи, графике, печати. Например, создавая художественную работу при помощи трубочки, палочки, распылителя, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает ребенка в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии, точки. Показывает разницу между ровной линией и другой между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы. Рисуя дерево на компьютере, пользуемся черным, синим, желтым, фиолетовым, оранжевым цветами такие цвета составляют цветовую гамму настоящего дерева. Рисуя цветы, деревья, самолеты… пользуемся специальной разработанной программой. Наша совместная работа стимулирует, облагораживает, знакомит, дает возможность работать за компьютером. Умение работать, творить, любить это и есть настоящие умения , знания – дающие настоящую путевку в жизнь.

Активное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей происходит на выставках семейного творчества. Школьные выставки расширяют кругозор, интерес родителей и детей. Родители демонстрируют свои увлечения, знания и умения, вовлекая детей в совместное творчество.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в наших дошкольных учреждениях.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Также оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Направления работы психолога по художественно-эстетическому развитию детей:

Арт-терапия (в переводе с греко-латинского – лечение искусством) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Занятия по арт-терапии способствуют выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

К традиционным видам арт-терапии относятся:

В настоящее время эти виды дополнены и такими методиками:

К одному из основных видов арт-терапии относится рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Существует ряд условий для проведения подобных занятий:

1. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.

2. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

3. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

· Развивает мелкую моторику;

· Вызывает целый комплекс эмоций;

· Проявляет характер ребенка, его индивидуальность;

· Многообразие средств рисования;

· Многообразие способов рисования;

· Прививает любовь к изобразительному искусству, непринужденно развивает творческие способности.

Во время рисования следует избегать дисциплинарных замечаний, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиваться результатов в работе.

Занятие по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

Коллективное художественное творчество формирует у детей способности общаться друг с другом, а так же способствуют более свободному общению ребенка с взрослыми и помогает быстрее наладить диалог, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость, дети учатся договариваться, уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

Все эти нетрадиционные техники и приемы рисования благоприятно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально-психическое развитие, развивают творчество.

Таким образом, можно сказать, что использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов техник и технологий в развитии художественно-эстетического направления оказывают положительное влияние на психологическое здоровье ребенка.

Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенные стороны внутреннего мира, требующие выражения или гармонизации (исцеления).

Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.

Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связывает воедино, витаминизирует (дает силы, исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности).

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Зная характеристику цветов, можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок. Это поможет выявить характер личности, проблемы которые беспокоят ребенка и совместно с родителями найти пути их решения.

С помощью фрактального рисунка:

· Гармонизируется общее психическое состояние ребенка.

· Активизируются тонкие области внимания и интуиции.

· Происходит развитие внимания.

· Активизируются творческие способности.

· Повышается фоновая активность коры полушарий головного мозга - это проявляется в потоке вопросов и фантазии ребенка.

· Активизируются межполушарные связи в головном мозге.

· Устанавливается гармоническое соотношение между левым и правым полушариями мозга.

· Растет чувство ритма.

· Развивается мелкая моторика.

· Развивается ассоциативное и образное мышление.

· Активизируется процесс развития способностей оперирования визуальными образами, что приводит к развитию памяти.

Особое внимание при рассмотрении темы художественно-эстетического воспитания хочется уделить воздействию музыки на человека.

Музыкотерапия с детьми активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми.

Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

· Преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

· Установить контакт между взрослым и ребенком;

· Развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

· Занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Песочная терапия

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

И так, как это работает? Картины, созданные на песке руками ребенка, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью дети выводят наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает позитивными эмоциями.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

· Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;

· Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

· Развивают мелкую моторику, глазомер;

· Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

· Воспитывают чувство успешности и уверенности в себя (вот как я могу!);

· Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

· Уровень тревожности ребёнка очень высокий;

· Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

· Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Сказкотерапия

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арт-терапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

· Это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

· Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

· Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

· Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

· это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

· это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Цели и задачи сказкотерапии:

1. Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

2. Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

3. Стимулирование творческого самовыражения.

5. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

6. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

7. Выявление и поддержка творческих способностей.

8. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

9. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

· Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

· Неопределенность места действия главного героя.

· Образность языка. Кладезь мудрости.

· Победа Добра. Психологическая защищенность.

· Наличие Тайны и Волшебства.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

И так, подведем итог, всего вышесказанного.

Дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Работа по эстетическому воспитанию в детских садах тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Процесс художественно-эстетического воспитания является долговременным и сложным, можно сказать, что он длиться всю жизнь.

Взрослый, будь то родитель или воспитатель, учитель или просто прохожий на улице, является той связующей нитью между окружающей действительностью и ребенком. Ребенок познает мир именно через взрослого. Каким будет это познание, зависит от нас.

Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, мы растим поколение художников, поэтов, актеров, творческих людей, желающих преобразовывать наш мир в лучшую сторону. Именно они будут беречь, и создавать культуру нашего общества, именно за них мы в ответе.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д. Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [Д. Б. Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 1994.-98 с.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.

6. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

7. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

9. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь /Ред. Г. Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика,1991.

12. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,1997.-175 с.

13. Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

14. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. — Самара: Бахрах, 1998.

15. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников.

16. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287

17. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 1.-с.35–38.

18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1992.

19. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

20. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

ИРИНА АБАКШИНА

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально — практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте — маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада. Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

Пути и средства художественно-эстетического воспитания

— ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

— доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

— знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

— работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Подготовила : воспитатель : Чомаева Г.И.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей. Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образования и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности. Большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников уделяется в нашем детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Одной из основных целей нашего педагогического коллектива это развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

 обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

 создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);

 организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

 координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

 специально организованное обучение;

 совместная деятельность педагогов и детей;

 самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок , кружковую работу; свободную художественную деятельность; организацию развлечений, конкурсов, выставок, праздников. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников.

Мы считаем, что реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественнотворческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

— метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок эмоционально-образное их исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

— метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

— метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

— метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе . Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление — искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление — искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно -эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятныеусловия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность

Читайте также: