Принцип административного права зарубежных стран доклад

Обновлено: 18.05.2024

80-х годов, придало особую актуальность заимствования зарубежного опыта.

Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования

иностранных моделей государственного управления. В вопросе заимствования

позитивных наработок зарубежного административного права должны

соблюдаться взвешенност ь, а также учитыв аться совместимость реципируемых

Изучение административного п рава зарубежных стран, помимо прочего,

позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах,

поддерживающих и расширяющих торгово-экономические отношения с

Административное право – сравнительно молодая отрасль права. Оно

появляется в западноевропейских странах в эпоху пром ыш ленных революций.

Для его возникновения в кач естве самостоятельной отрасли права было

необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию

специфических административно-правовых норм. До появления

административного права управление регулировалось общеправовыми

нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в

себе общие тенденции развития современной государственности, а также

Родиной административного права считается Франция. Более раннему

формированию административного законодательства в этой стране

способствовала доктрина, в соответ ствии с которой органы управления должны

быть безоговорочно отделены от судов , к которым французская буржуазия не

Административное право стран континентальной системы представляет

собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего,

организацию системы государственного управления, их взаимоотношения,

внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-

правовые нормы регулируют отношения между административными

В англосаксонских странах административное право развилось в

самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в

отношении органов управления применялись нормы общего права. С

расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы

общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляет

аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением

специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской систем е административно-правовое нормотворчество

сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий частных лиц против

произвольных действий государственных органов. Административистика

Великобритании и США исходит из того, что административное право не


регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато

детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и

Для государственного строя США в целом и для административного

права в частности характерно верховенство федеральной конституции. В

конечном счете, в ней находят ответ на вопросы о своих правах американские

граждане и государственные органы. Конституция закрепляет разделение

полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и

судебной. Суды, наделенные конституционной властью решать окончательно

все спорные правовые вопросы, контролирую т две другие власти во всем том,

что касается права. Это обусловило их исключительно сильные позиции в

Особенности административного права и его источников

Понятие административного права. С точки зрения американских

юристов административное право США регулирует полномочия и порядок

деятельности административных учреждений, а также контроль судов над

Американцы сосредотачивают свое внимание на «внешнем

Американцы склонны рассм атривать свое административное право как

совокупность юридических норм, призванных з ащитить частное лицо от

произвола бюрократии. Как писал в 1928 году американский ученый Э.Фройнд,

«административное право – это право, контролирующее администрацию, а не

Американскую юриспруденцию интересует в адм и нистративном

процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его

права на участие в этом процессе и те возможности, которые предоставляются

этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы

процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое

административное право следует, скорее, именовать «административно-

Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе

становления и развития права, руководствовались почти исключительно

интересам юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям

(общему праву), которым эта практика закреплялась. Подходя к делу

практически, они видели перед собой, прежде всего клиента, частное лицо,

пострадавшее в результате того или иного действия администрации.

По слова одного из ведущих американских административистов К.Дэйвиса, оно регулирует «полномочия и

структуру административных учреждений и в особенности включает н ормы, регулирующие надзор судов за

Принципы АП — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов, действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций. Принципы административного права должны объективно отражать сущность административного права, его наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и других видов административной деятельности органов исполнительной власти и их государственных служащих, нормативно закрепляют их. Принципы административного права устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления. Отсутствие правовых принципов АП влечет за собой появление элементов произвольности, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Основные принципы административного права:

1.Принцип законности (администрация не может предпринимать каких-либо решений без законодательного разрешения). В странах континентальной правовой семьи разделяется на: принцип верховенства закона (законы как акты высшей юридической силы являются первичным источником права) и принцип основанности на законе (полномочия административных органов предоставлялись на основе закона)

2.Принцип приоритета прав и свобод человека Устанавливает границы действия норм АП. Административно-правовое регулирование допустимо лишь в том случае, если оно не нарушает основных прав и свобод личности

3.Принцип правовой стабильности. Стабилизация управления, защиты граждан от произвольных действий администрации.

4.принцип разумности и необходимости. Никакие требования, устанавливаемые в АП, не должны противоречить здравому смыслу

64.Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники административного права в зарубежных странах.

Важнейшим источником АП является судебная практика, судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, ставшие образцами для разрешения судами аналогичных дел. В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных странах суды стали главными творцами современного АП. Такое явление было вызвано тем, что они первыми столкнулись с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным регулированием административной деятельности и начали активно формулировать процессуальные и даже материальные нормы административного права.

В США прецедентами становятся решения Верховного суда США и верховных судов штатов, а иногда и решения низовых судов; в Великобритании — это главным образом решения трех инстанций ее Верховного суда: Высокого суда, Апелляционного суда и палаты лордов; во Франции — решения Государственного совета (высшего административного суда страны); в Германии — решения Федерального административного суда, в Италии — решения Государственного совета, в Японии — решения Верховного суда; в Египте — решения Верховного административного суда, суда административной юстиции и других подразделений Государственного совета.

Значительное место среди источников административного права в странах общего права занимают обычаи. Особенно заметно их влияние в Великобритании. Здесь устоявшимися веками обычаями регулируются в отдельных случаях полномочия и порядок деятельности административных и судебных органов. Так, например, на обычаях базируется ряд полномочий исполнительной власти. В таких случаях англичане говорят о прерогативе Короны, т.е. о полномочиях Короны, принадлежащих ей издавна. Причем, если принимается закон, в котором это полномочие упоминается, оно перестает быть полномочием, основанном на прерогативе, а становится полномочием статутным, т.е. полномочием, вытекающем из акта парламента. Королевской прерогативой является в Англии, в частности, гражданская служба, которая регулируется не законами, а подзаконными актами, издаваемыми кабинетом и министрами.

Роль обычаев как источников административного права значительна также в развивающихся странах. Так, в целом ряде случаев нормативный характер обычаев признавал Верховный административный суд Египта.

Административное право зарубежных стран – это отрасль публичного права, регулирующая административную деятельность, осуществляемую вне административного учреждения, ограничивающая администрацию нормами права, и контролирующая их соблюдение

Характерные черты административного права зарубежных стран.

Во-первых, административное право зарубежных стран относится к отраслям публичного права, поскольку регулирует публичную сферу.

Во-вторых, административное право зарубежных стран регулирует прежде всего административную деятельность, а не структуры управления.

В-третьих, административная деятельность как предмет правового регулирования определенными существенными признаками и предполагает выполнение специальных функций:

– программирования – выработка конкретных программных действий;

– организации – определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;

– распорядительство – выдача конкретных властных предписаний;

– координация – гармонизация всех действий и усилий в целях выполнения поставленных задач;

– контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям и задачам.

В-четвертых, административное право зарубежных стран регулирует управленческую структуру или административную деятельность. Но регулирование управленческой структурой или административной деятельности не является самоцелью. Так, как в ряде стран, например, Великобритании, Франции, Германии, внутриучрежденские правила, регулирующие управленческую деятельность, не считаются правовыми и не могут быть применены в суде. Правовому регулированию подвергается административная деятельность вне административного учреждения. Следовательно, административная деятельность не наделяется полномочиями, а ограничивается нормами права и контролирует их соблюдение – вот главное предназначение административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран определяются в основном на развитие всей отрасли, так и отдельных ее институтов.

Цели административного права зарубежных стран определяются в каждом государстве, но, как правило, они отличаются в странах континентальной и англосаксонской правовых семей.

В англосаксонских странах основной целью административного права провозглашается защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации.

В континентальной правовой семье целями административного права является не только защита индивида от неправомерных действий или бездействий администрации, но также обеспечение эффективной деятельности публичной администрации и участия общества в процессе принятия административных решений.

Административное право зарубежных стран – это отрасль публичного права, регулирующая административную деятельность, осуществляемую вне административного учреждения, ограничивающая администрацию нормами права, и контролирующая их соблюдение

Характерные черты административного права зарубежных стран.

Во-первых, административное право зарубежных стран относится к отраслям публичного права, поскольку регулирует публичную сферу.

Во-вторых, административное право зарубежных стран регулирует прежде всего административную деятельность, а не структуры управления.

В-третьих, административная деятельность как предмет правового регулирования определенными существенными признаками и предполагает выполнение специальных функций:

– программирования – выработка конкретных программных действий;

– организации – определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;

– распорядительство – выдача конкретных властных предписаний;

– координация – гармонизация всех действий и усилий в целях выполнения поставленных задач;

– контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям и задачам.

В-четвертых, административное право зарубежных стран регулирует управленческую структуру или административную деятельность. Но регулирование управленческой структурой или административной деятельности не является самоцелью. Так, как в ряде стран, например, Великобритании, Франции, Германии, внутриучрежденские правила, регулирующие управленческую деятельность, не считаются правовыми и не могут быть применены в суде. Правовому регулированию подвергается административная деятельность вне административного учреждения. Следовательно, административная деятельность не наделяется полномочиями, а ограничивается нормами права и контролирует их соблюдение – вот главное предназначение административного права зарубежных стран.




Цели административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран определяются в основном на развитие всей отрасли, так и отдельных ее институтов.

Цели административного права зарубежных стран определяются в каждом государстве, но, как правило, они отличаются в странах континентальной и англосаксонской правовых семей.

В англосаксонских странах основной целью административного права провозглашается защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации.

В континентальной правовой семье целями административного права является не только защита индивида от неправомерных действий или бездействий администрации, но также обеспечение эффективной деятельности публичной администрации и участия общества в процессе принятия административных решений.

Административно-правовые системы зарубежных стран отражены в форме особенностей развития истории отдельных стран, а также общих направлений улучшения современного государства.

Зарождение административного права произошло в западноевропейских странах во время периода, когда происходили бесчисленные революции. В тот момент на управленческую деятельность воздействовали специфические, административно-правовые нормы, которые сменяли общеправовые нормы. Как отдельная отрасль административное право отделилось не так давно.

Не секрет, что административное право зародилось именно во Франции. Тогда его создание подверглось влиянию Доктрины, согласно которой управленческие органы были отделены от суда.

Современное административное право стран континентальной правовой системы – это совмещение норм, которые выступают регламентом для организации системы государственного управления, взаимоотношения между гражданами и административными учреждениями, а также для их внутренней структуры и правового статуса.

Позже произошла трансформация административного права в отдельную автономную отрасль в странах англосаксонской правовой системы, когда расширение государственного присутствия в экономике и общественной жизни начало требовать укрепить аппарат административной власти при помощи норм, которые выполняют регулирование деятельности только управленческих органов.

Управление государством и деятельность исполнительных органов это и есть сфера регулировки административного права. Большую роль административное право играет в государстве. Его нормы распространены на хозяйственную, социальную и культурную сферы, административные и политические отношения.

Необходимость реформировать правовую систему государства возникает тогда, когда изменяется внутреннее общественное устройство и оказывают влияние внешние факторы. Отсюда появляется необходимость проведения анализа для сравнения административного права зарубежных стран, изучения тенденций его формирования.

Наукой административного права были выделены 3 главных модели организации административной юстиции:

  • французская;
  • англосаксонская;
  • германская.

Особое место занимает административное право Китая.

Таким образом, польза в изучении правового и правоприменительного опыта стран за рубежом, как в области административного права, так и иных отраслей права, несомненно, проявляется в форме положительного влияния на формирование и улучшение внутреннего права и может быть полезной во время принятия конструктивных решений в данной области.

Административное право Франции

Как уже упоминалось выше родина административного права – Франция. Во Франции по сравнению с другими западными странами раньше выработался бюрократический аппарат государственного управления, а также массив административного законодательства. Административное право Франции относится к той же правовой системе, что и право России. Базовый источник административного права Франции – это положения Конституции 1958 г., которые являются регламентом деятельности президента и правительства, совместно осуществляющих исполнительную власть. Данные положения также регламентируют законы и декреты президента и правительства, которые, в свою очередь, наделены обширными нормотворческими полномочиями. Большое количество норм определяются нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, иных управленческих органов.

Важно отметить, что особенность административного права Франции заключается в причислении к его источникам судебной практики. Высшим из административных судов является Государственный Совет, который по конкретным делам при определенных обстоятельствах может вводить новые правовые нормы.

Исполнительная власть, которая регламентируется президентом и правительством, содержит министерства и ведомства (в центре), комиссаров республики (в регионах). Все административно-территориальные единицы включают в себя функционирующие органы местного самоуправления:

  1. Советы регионов.
  2. Генеральные советы департаментов.
  3. Муниципальные Советы коммун.

Исполнением функций исполнительных органов в регионах и департаментах занимаются председатели Советов, а в коммунах – мэры.

Управление государством во Франции представляет собой традиционно централизованную систему управления. Тем не менее, конец XX в. знаменуется проведением реформ, которые направлены на ее децентрализацию.

Причины ее децентрализации:

  • правительственные представители на местах прервали выполнение функций местных органов исполнительной власти, то есть они перешли на систему самоуправления;
  • местные органы практически полностью перестали контролироваться центром;
  • комиссары республики оказали на месте правительственных префектов.

Как и страны Европы, Франция также имеет обособленные административные суды (именными словами трибуналы), которые занимаются рассмотрением многообразных административных споров, а также контролируют законность административных актов. Также имеются еще и специализированные суды. Например, это может быть суд по вопросам социального обеспечения. Нельзя забывать и о дисциплинарных судах, например, суд для лиц свободных профессий.

Главное отличие административного права Франции в том, что в нем четко разбросаны нормы и целые институты. Данное право занимается регулирование всей сферы организации и деятельности административных учреждений, а также их должностных лиц.

Помимо этого административное право занимается подбором государственных служащих и определением их статуса.

Конституция Франции, которая действительна на сегодняшний день существенно смягчила законодательную власть и усилила роль президента и правительства. Теперь они наделены полномочиями, выпускать нормативные акты, при этом Национальное собрание обладает возможностью предоставления президенту права принимать акты, изменять что-либо в действующих законах либо отменять их.

Нормы, которые содержаться в Конституции Франции и касаются управленческих органов и судов:

  • о министрах;
  • об Экономическом и Социальном советах;
  • об административных судах.

Основой преамбулы Конституции Франции является Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1789 г. В ней провозглашено право граждан на участие в управлении делами государства. Это конституционное положение служит основой для права граждан на работу в административных учреждениях, а также на защиту от неправомерных действий должностных лиц администрации.

Административное право Франции отличается от других отраслей права тем, что в нем не содержится кодекс типа Гражданского, Торгового и Уголовного. Также исключено наличие кодексов по отдельным институтам административного права. Их заменой выступают более 30 сборников законов и прочих актов, которые регламентируют деятельность по управлению общинами, распоряжению государственным имуществом, пенсиями, градостроительству, городскому хозяйству и т.д. Нормативные акты в них не переделаны, а лишь расставлены систематизировано.

Количество административных нормативных актов превосходит численность законов. Их могут издавать центральные органы.

Например, это могут быть президент, правительство, министерства и ведомства.

Также их изданием могут заниматься местные органы, например, мэры коммун, т.е. общин, председатели региональных и генеральных советов, префекты и т.д.

Административные суды, в особенности Государственный суд, могут принимать решения по конкретным делам, при этом зачастую создавая новые правовые нормы. Если суд считает, что нынешние нормы недостаточны, то им может быть сформулировано новое правило, применяемое в подобном случае этим же или другим судом и, в свою очередь, станет нормой права. Нормы права, которые формируются судами, зачастую официально признаются и закрепляются в законах и административных актах.

Признаки юридического лица, которыми обладает государство:

  • владеет имуществом – государственной собственностью;
  • имеется штат служащих;
  • заключает договоры;
  • обладает определенными обязательствами;
  • выступает в суде в качестве стороны.

По отношению к государству суд обладает возможностью вынесения решения о компенсировании урона и уплаты судебных издержек.

Органы управления

И в центре, и на местах государство представлено его должностными лицами. В центре государство представляет президент, а на местах государство представлено, премьер- министрами, министрами.

Полномочия президента и премьер-министра:

  • руководство административным аппаратом государства;
  • издание нормативных актов с целью реализации законов и исполнения личных полномочий в области правотворчества;
  • назначение высших должностных лиц государства (министров, судей, префектов, послов, директоров министерств и государственных компаний, ректоров вузов и т.д.);
  • координация деятельности министерств и ведомств и в случае необходимости решение споров между ними.

Правительство, которое носит название, Совет министров, образовано премьер-министрами и министрами. Полномочия министров и их численность определяются премьер-министром.

Центральный аппарат министерства имеет существенную функцию. Она заключается в оказании помощи министру в разработке политики министерства и реализации контроля, за проведением ее в жизнь.

Министры имеют высшую административную власть в подведомственных им областях. Решения министром могут отметить лишь административные суды, но никак не президент либо премьер-министр. При помощи президента премьер-министр может достичь отставки министра, а новый министр уже будет обладать правом отмены решения своего предшественника.

Каждым министром самостоятельно определяется внутренняя структура его министерства. Генеральные директора стоят во главе крупнейших подразделений министерств. Помимо этого им подчиняются директора, их заместители, руководители отделов, служб и т.д.

Службы на местах или же подведомственные различным министерствам службы департамента занимаются осуществлением управленческих функций за рубежами столицы.

Префекты – это представители государства в департаментах и регионах, которые занимаются информированием правительства о состоянии дел на местах, руководством полицией и прочими службами по месту, многие из которых неподведомственны ему.

Например, это могут быть местные государственные службы в области финансов, армии, юстиции, образования, труда. Префекты обладают правом издания нормативных и индивидуальных актов, которые подразделяют на два вида:

  • обыкновенные. В них входит большое количество общин, также включены департаменты и регионы;
  • особенные. Здесь речь идет о регионах Иль-де-Франс и Корсика, Париж, Марсель, Лион, заморских регионах и территориях.

Согласно закону они все являются публичными юридическими лицами. Их статус установлен законами, в которых исполнительная власть обладает правом внесения изменений. Органы руководства сообществами выбираются населением. Наблюдение за их деятельностью – это опротестование их актов в административных судах. Контролирует их финансы Национальная счетная палата.

Обычные местные сообщества – это общины, департаменты, регионы.

Среди всех сообществ больше всего выделяется общин, так как они ближе всего к населению, меньше централизованы, наиболее демократичны. Общий устав определяет правовое положение общин. Подобные общины следят за водоснабжением, очистными сооружениями, рынками, ярмарками, скотобойнями, муниципальными библиотеками и музеями, похоронными бюро и кладбищами, нечасто – учебными заведениями. Однако бывают ситуации, когда такие общины могут вмешаться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц.

Главной общины является муниципальный совет. Он избирается населением на срок шести лет, а также зависит от количества жителей. Именно Совет министров под контролем административного суда реализовывают выборы в совет, а также его досрочный роспуск. Муниципальным советом раз в году утверждается местный бюджет, принимаются решения о займах, о штате служащих, избирается из своего состава мэр общины и контролируется деятельность этого мэра. Исполнительная власть общины представлена мэром и его заместителями.

У общины есть свое имущество. Это местные дороги – на праве публичной собственности, а порой крупные предприятия и другое имущество – на праве частной собственности. Общинные налоги пополняют доходную часть общин.

Департаменты, которые были созданы в конце XVIII в. вместо провинций, являются менее самостоятельными, нежели общины, по причине того, что их более жестко контролирует центр с помощью префектов.

Генеральный совет – это высший орган управления департаментом, которые избирается населением сроком на шесть лет и обновляется наполовину каждые три года.

Функции Генерального совета:

  • утверждение бюджета и договоров с прочими департаментами о образовании хозяйственных и других объединений;
  • распределение ассигнований, которые выделил центр;
  • осуществление опеки над общинами;
  • выбор председателя и контроль его деятельности.

Председатель генерального совета есть глава местной исполнительной власти. Он частично распоряжается местными службами министерств. Особые местные сообщества:

  • Париж с пригородами.
  • Марсель.
  • Лион.
  • Корсика.
  • Заморские регионы и территории.

На сегодняшний день Париж находится в составе региона Иль-де-Франс, который включает в себя 6 департаментов. Занятия региона сконцентрированы на благоустройстве территории, экономическом и социальном планировании, городском транспорте и формировании зеленых зон. Он находится в подчинении регионального совета, экономического и социального комитета и префекта, который в то же время выступает и префектом Парижа.

Париж так же как Марсель и Лион, обладает двухзвенной системой управления. Столица поделена на 20 округов (Марсель – на 16, Лион – на 9). В составе округов находятся городские общины. У руководства Парижа стоят муниципальный совет и мэр. Округи находятся в подчинении советов, а также избираемых ими мэров и их заместителей. По отдельности нельзя сказать, что столичные округа выступают как юридические лица. Лишь Париж в целом является юридическим лицом.

Управление в Марселе и Лионе такое же, как и в Париже.

Важно отметить, что Корсика представлена регионом с особым статусом. Высший орган управления на данном острове это собрание. Полномочия подобного собрания в сравнении с компетенцией советов в регионах материковой Франции, более обширны.

Исполнительной властью на острове занимается исполнительный совет во главе с его председателем. Помимо исполнительного совета, здесь есть экономический, социальный и культурный советы. Наряду с этим, разрешено создавать ряд специальных бюро по всевозможным проблемам.

Если сравнивать публичные учреждения и местные сообщества, то первые являются более многочисленными и разнообразными, нежели вторые. К ним относятся:

  • предприятия промышленности и транспорта;
  • учреждения финансов;
  • предпринимательские организации;
  • органы, которые вмешиваются в частную деятельность предпринимателей;
  • социальные учреждения;
  • просветительские учреждения, а также учреждения культуры и науки;
  • организации местных сообществ.

Суть публичных учреждений в том, что они представляют собой специализированные службы. Органы, которые ими руководят, очень многообразны. Одних возглавляют назначенные сверху директора, другие обладают административными советами и председателями, которые были назначены центром или избраны самими советами. Порой при председателе совета имеется место генерального директора. Состав советов тоже является разнообразным. Иногда совет представлен большой численностью представителей государства, а в прочих случаях, например в советах университета, государственных представителей нет вовсе.

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности. Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Административное право США…….……………………………………….…4
Глава 2. Административное право Великобритании………………………………….11
Глава 3. Административное право Франции…………………………………………..15
Глава 4. Административное право Италии…………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..25
Список использованных источников и литературы…………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ап2.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

Кафедра трудового и социального права

По дисциплине Административное право

Тема Административное право зарубежных стран

студентка 21 группы 2 курса юридического

факультета очной формы обучения

Гудова Мэри Георгиевна

к.ю.н. доцент Машкин В.А.

Глава 1. Административное право США…….……………………………………….…4

Глава 2. Административное право Великобритании………………………………….11

Глава 3. Административное право Франции…………………………………………..15

Глава 4. Административное право Италии…………………………………………….18

Список использованных источников и литературы…………………………………. 27

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности. Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

Глава 1. Административное право США

С точки зрения американских юристов административное право США рег улирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией. Организация административной системы и структура отдельных учреждений не являются, по их мнению, объектом регулирования этой отрасли права. По установившейся традиции административное право регулирует три объекта: административное нормотворчество; административную квазисудебную деятельность; контроль судов над администрацией.

Американцы сосредоточивают свое внимание на "внешнем административном праве", т. е. на той части отрасли права, которая регулирует взаимоотношения учреждений с частными лицами. Они интересуются "внутренним административном правом", регулирующим внутреннюю структуру администрации и взаимоотношения между отдельными ее составными частями, лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам. То же самое можно сказать и о гражданской службе и о местном управлении.

Американцы склонны рассматривать свое административное право как совокупность юридических норм, призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии. Об административном праве в таком понимании речь идет лишь тогда, когда сталкиваются частное лицо и учреждение и необходимо разрешить возникший между ними конфликт.

Американскую юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его права на участие в этом процессе и те возможности, которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое административное право следует, скорее, именовать "административно- процессуальным".

Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права, руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям (общему праву), которыми эта практика закреплялась. Подходя к делу практически, они видели перед собой прежде всего клиента, частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия администрации. Эта коллизия между частным лицом и государственным органом, т. е. между частным и публичным интересом, до сих пор заслоняет англосаксонскому юристу все остальное в этой области общественных отношений. Формирование отрасли права происходит в таких условиях в ходе обобщения юридической практики.

Источниками административного права США являются: конституции (федеральная и штатов); законы федерации и штатов; судебные решения; акты административных учреждений.

Конституции могут быть признаны в качестве источников административного права с суще ственной оговоркой, поскольку они, как правило, не формулируют принципов или норм административного права. Последнее было создано судами, а также Конгрессом США и легислатурами штатов фактически вопреки основным законам. Конституции по отношению к административному праву содержат главным образом ограничительные положения. Основные законы указывают пределы, которые не должны переступать законодатели - при формулировании ими норм административного права, администрация - в ее деятельности и суды - при осуществлении ими контроля, как над легислатурами, так и над администрацией. Принцип разделения властей, положенный в основу этих конституций, хотя на деле и не воспрепятствовал легислатурам в передаче администрации части законодательных и судебных полномочий, а судам - в санкционировании подобной практики, все же сдерживает процесс передачи ничем не ограниченных полномочий.

Чрезвычайно важное значение для административного права, в особенности для его процессуальной части, имеют V и XIV поправки к Конституции США. В V поправке, которая распространяется только на федеральные учреждения, говорится, в частности: "Никто. не должен лишаться жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого возмещения". В XIV поправке также указывается, что "ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры". Эти конституционные нормы рассматриваются американцами как основание для участия заинтересованных лиц в процессе выработки административного решения либо для предъявления в суде иска к учреждению, сотрудники которого своими действиями по службе нанесли частному лицу ущерб.

Далее, на формулировке "судебная власть распространяется. на споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной. ", содержащейся в разделе 2 ст. III Конституции США, базируется институт судебной проверки оспариваемых частным лицом действий администрации.

Большую роль в создании административного права сыграла законодательная деятельность легислатур. На федеральном уровне отправной точкой можно считать 1887 г., когда был принят Закон о междуштатной торговле, учредивший первое независимое ведомство (агентство) - Комиссию междуштатной торговли. Нормотворчество Конгресса США было особенно значительным в 30-е и последующие годы при президенте Ф.Д. Рузвельте и его преемниках. В это время было издано множество законов, учредивших новые независимые ведомства и определивших их структуру, компетенцию и порядок деятельности. Законами была усилена также традиционная исполнительная ветвь правительства. Были созданы новые департаменты (министерства) и расширены старые.

До 1946 г. существовал значительный разнобой в деятельности независимых ведомств и департаментов. В целях унификации административной практики в 1946 г. был принят Закон об административной процедуре (далее именуемый сокращенно как федеральный ЗАП.). Положения этого закона об опубликовании административных документов и доступе граждан к материалам учреждений были, затем значительно расширены законами о свободе информации 1967 г., о неприкосновенности частной жизни 1974 г. и др. Федеральный ЗАП. - небольшой по объему (он состоял из 11 статей на двух десятках страниц), но емкий по содержанию документ. Являясь по существу административным кодексом, он сформулировал важнейшие положения, регулирующие информирование граждан о деятельности администрации, административное нормотворчество и квазисудебную деятельность, проверку судом решений учреждений.

В 1966 г. Конгресс кодифицировал пятый раздел Свода законов США, получивший название "Правительственная организация и служащие". Он почти полностью посвящен учреждениям в системе исполнительной власти, в том числе и административным. Этот раздел делится на три части: "Учреждения, в общем"; "Управление гражданской службой" и "Служащие". Федеральный ЗАП. был включен в первую часть, которая содержит мало сведений о структуре и полномочиях администрации в целом и почти ничего о структуре и полномочиях отдельных учреждений. Информация об этом имеется в многочисленных законах, разбросанных по другим частям пятого раздела и иным 49 разделам Свода законов.

Среди других законов по административному праву следует упомянуть Федеральный закон о претензиях из причинения вреда 1946 г. Этот закон предусматривает имущественную ответственность федеральной казны за вред, причиненный неправомерными действиями государственных служащих.

Многие штаты имеют собственные законы об административной процедуре. Образцом для них служит как федеральный ЗАП., так и Примерный штатный закон об административной процедуре (далее - Примерный штатный ЗАП.), подготовленный уполномоченными штатов по унификации законодательства и ими обновляемый. В этом последнем учтены многие последние рекомендации административистов, и местами он значительно лучше сформулирован, чем федеральный ЗАП. Процедура административных учреждений в системе местного самоуправления также в отдельных случаях регулируется особыми актами об административной процедуре.

Большую роль в создании американского административного права сыграли суды. В США они являются последней инстанцией, решающей все спорные вопросы права. Их толкование конституций, законов и других нормативных актов считается наиболее квалифицированным и авторитетным. Суды, широко толкуя конституции, санкционировали передачу учреждениям нормотворческих и судебных полномочий. Они сформулировали также множество новых материальных и процессуальных норм административного права, которые в дальнейшем были закреплены в законах или действовали сами по себе. Создавая новое право, суды нередко посягают на действующее законодательство.

Нормотворческая активность американских судов особенно усилилась в 60-е и последующие годы. Они стали рассматривать себя в качестве органов, осуществляющих правовые реформы, которых требует общественность и которые не проводятся законодательными органами. Так, в 60-х годах суды штатов начали наступление на доктрину суверенного иммунитета правительственных учреждений штатов, в соответствии с которой учреждения не несли имущественной ответственности за ущерб, причиненный их сотрудниками, что привело к существенным изменениям в этой области. Судами также был значительно расширен круг лиц, которые могут принимать участие в административном процессе и обжаловать решение администрации в суд.

И, наконец, важный источник административного права составляют административные нормативные акты. По своему числу и объему они значительно превышают как законы, так и судебные постановления.

Главным законодателем, по выражению американских исследователей, является в настоящее время президент. Наиболее важными нормативными актами, издаваемыми президентом, являются исполнительные приказы и реорганизационные планы. Реорганизационные планы принимаются на основе законов о реорганизации и могут вносить изменения в действующее законодательство. Реорганизационные планы нередко существенно реформируют систему и структуру правительственных органов. Еще президент Вильсон в силу Закона Оувермэна 1918 г. получил право реорганизовать административный аппарата интересах военного времени. В дальнейшем президенты Гувер, Рузвельт, Трумэн и другие получали такие полномочия и использовали их, приняв множество реорганизационных планов. В 1953 г., например, одним из них был учрежден департамент здравоохранения, образования и социального благосостояния.

Федеральные департаменты и ведомства издают нормативные акты в виде приказов, инструкций, правил производств и процедуры и т. д.

Административные нормативные акты по мере их принятия публикуются в официальном периодическом издании "Федерал рэджистер", а также помещаются в регулярно обновляемый многотомный "Свод федеральных предписаний", где акты группируются сначала по разделам, а затем внутри каждого раздела -по учреждениям.

По их содержанию акты учреждений обычно делятся на два класса: условные и дополняющие (или подзаконные) акты. К первому классу относятся акты, которые вводят в действие законы при возникновении фактов или условий, указанных в делегирующем законе. Сама администрация издает и акт о прекращении действия ранее введенного закона в связи с исчезновением упомянутых фактов или условий. К условным относятся, в частности, акты президента, объявляющие о введении в действие или прекращении действия законов об эмбарго, о таможенных пошлинах и чрезвычайных законов.

Читайте также: