Доклад по хоровому пению

Обновлено: 17.05.2024

Комитет по культуре администрации Волгограда

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда

«Хоровое пение, как явление социального взросления

личности в аспекте работы над строем и ансамблем

преподаватель вокально-хоровых дисциплин

Ламтева Людмила Ивановна

«Хор - это прообраз идеального общества,

основанного на едином устремлении и слаженном дыхании,

общества, в котором важно услышать другого,

прислушаться друг к другу,

общества, в котором индивидуальность не подавляется,

Георгий Александрович Струве,

композитор, хормейстер, просветитель.

На протяжении многих веков истории человечества представители различных

наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на

том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, а может быть и

до возникновения первого слова.

Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.

источником отечественной музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом,

так и в настоящее время.

универсальном общественном и личностно - значимом характере пения.

Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и

момента рождения и до последних его дней: от колыбельной матери, песен-игр

и хороводов, до трудовых, церковно-обрядовых и пр. Именно через пение

формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его

жизни, быта, взаимоотношения с людьми и Богом.

Пение на протяжении веков было главным инструментом воспитания детей,

средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта

неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся.

воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д.И.

Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).

внутреннего мира человека.

Традиции отечественного хорового исполнительства являются и поныне нашим

национальным достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению

– гарантия выживания нации, ибо народ, который не помнит своей истории,

запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и не хранит культуры

своих предков, обречен на вымирание. Этим и определяется необходимость

сохранения традиций российского хорового исполнительства путем развития

поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый

занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе по всем предметам,

более дисциплинированы и эмоционально развиты, по сравнению со своими

сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением.

Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и

умениями пения по нотам и участия в ансамбле — всё это воспитывается с

ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое

гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос,

который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует

развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому

детское хоровое пение - это природосообразная (сообразная природе ребёнка)

воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души

как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности

жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке

его человеческой сути - его нравственного сознания, его Личности.

голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а

условие физического и психического здоровья человека и общества в целом.

Недаром сегодня изгнанные из общеобразовательных учреждений музыка и

хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих

Занятия в хоре тренируют мускулатуру, поддерживающую позвоночник. Во

время хоровых занятий (в большинстве случаев) человек должен держать спину

брюшной полости, мускулатуры спины. Замечено, что хористы, как правило,

Опыт многочисленных хоровых коллективов (в том числе народных хоров,

организаций) показывает, что общее физическое состояние участников хоров,

(одноклассников), не занимающихся регулярно хоровым пением. Объясняется

это просто: пение связано с активизацией дыхания, что приводит к активизации

обменных процессов в организме и в конечном итоге к общему повышению

поскольку, работники, регулярно занимающиеся в хоре, реже болеют. Занятия

хоровым пением способствую психо-эмоциональной разрядке его участников.

исполнителей возникновение стремления к прекрасному.

Приведём данные психологических исследований.

Предварительные исследования, проведенные группой психологов по заказу

среди детей, стоящих на учете в отделах по работе с несовершеннолетними в

нескольких районах г. Москвы из 100 человек опрошенных

занимаются в музыкальной школе – 1 человек

занимаются в хоровой студии – 0 человек

занимаются в спортивной секции – 22 человека:

силовыми видами – 3 человека

единоборствами – 6 человек

футбол, баскетбол – 10 человек

гимнастика – 1 человек

Занятия в хоре способствую развитию памяти. Это справедливо и для детей, и

для взрослых. Запоминание вокальных произведений происходит как минимум

запоминание музыкально-речевой и темповой конструкции. Это существенно

активизирует деятельность мозга, в то же время не перегружая его.

Хоровое пение (в отличие от занятий в театральных коллективах и, тем более, в

спортивных секциях) не провоцирует агрессивного стремления к лидерству, не

хоровое пение тренирует нацеленность на получение общего результата за счёт

стремления к наилучшему выполнению собственной задачи.

родители, выросшие в советское время (да и более молодые) хотят, чтобы дети

Далеко не все взрослые способны (или хотят) заниматься этими проблемами. В

Рахманинова, Кастальского, Чеснокова, Голованова, исполнители так или иначе

изучают тексты, приобщаются к такого рода ценностям. Опыт показывает, что

эти понятия остаются на всю жизнь.

играет хормейстер.

мастерством, умением он привлекает

обогащая их души, пробуждая в сознании понимание прекрасного.

И, конечно же, важнейшим фактором стройного, гармоничного звучания хора

ансамблем. Эта работа организовывает внимание детей, настраивает слуховую

подстраиваться, действовать вместе слаженно и слитно в своём звучании.

зависимости хорового строя от звукообразования.

Строй хора - это чистота интонирования в пении. Строй является одним из

внимания исполнителей во все моменты звучания хора. Особенно

труден строй хора без инструментального сопровождения, так как здесь певцы

интонируют опираясь только на собственные слуховые ощущения. В условиях

инструмент, важными становятся настройка хора в целом и умение каждого

исполнения, но и средством, укрепляющим и выравнивающим хоровой строй и

потому одним из важнейших качеств хоровых певцов и дирижеров. Строй хора

делится на строй мелодический - горизонтальный, т. е. строй хоровой партии, и

строй гармонический - вертикальный, т. е. строй общехоровой. Мелодический и

гармонический строй представляют собой одно органическое целое и разделять

эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя. Если

исполняется мелодия одной хоровой партией, то каждый звук этой мелодии

является звуком какого то гармонического аккорда, хотя и не воспроизводимого,

но мысленно звучащего. Следовательно, каждый звук мелодии интонационно

связан с опорными звуками гармонии, которую мы ощущаем своим внутренним

музыкальным слухом. Этот слух не у всех одинаково развит, но певец, а тем

Хор – это ансамбль певцов, голоса которых звучат при совместном исполнении музыкальных композиций. Руководитель данного музыкального коллектива – дирижёр, а управляющий церковного хора – регент.

Стоит обратить внимание!

Существуют направления хорового искусства, которые исполняют музыкальные произведения с и без сопровождения музыкальными инструментами. Название хоровой звучности без каких-либо инструментов называется акапелла. Но, также, есть и пение с инструментальным сопровождением, обычно это фортепиано. Именно оно идеально подходит для разучивания песен для коллективного исполнения.

Хоровое пение

Виды вокальных коллективов

Классифицировать хоры можно по нескольким признакам: по составу исполнителей, по вокальному направлению, по количеству участников и профессиональной подготовке, по виду исполнения. Рассмотрим некоторые основные виды коллективов в хоровом искусстве.

По составу и голосам коллективы можно разделить на 4 вида:

  • коллективы с женскими голосами. В женском хоре голоса делятся на сопрано и альт;
  • группы, у которых основой является мужское хоровое пение. Здесь можно встретить такие голоса, как теноры, баритоны и басы;
  • коллективы, у которых основным направлением является детское хоровое пение. К ним относятся такие голоса, как дисканты и альты. Кружки пени в детских вокальных студиях помогут детям познакомиться с хоровым творчеством;
  • хоры, у которых основой звучания являются голоса юношей. Состоит такой хор из дискантов и альтов, а иногда встречаются даже теноры и басы;
  • смешанный хор. Он – самый распространённый, в нём звучат как женские, так и мужские голоса. У данных групп наиболее широкий репертуар и многообразное звучание.

Также коллективы можно разделить по жанру хоровой музыки:

  1. Первый тип хора – академический. Классическая манера исполнения в таком коллективе основана на канонах и традициях академической хоровой культуры. Сюда относится профессиональная музыка, опера и камерный жанр;
  2. Народные коллективы. Отличительные черты в исполнении таких хоров является использование основ и традиций фольклорной культуры, которые касаются народного пения. Натуральный звук голоса – это еще одна характерная черта народного вокала. Для того, чтобы попасть в народный хор, стоит предварительно посетить уроки народного пения.

Каждый их этих хоров может исполнять музыкальные композиции в сопровождении музыкальных инструментов. Для классических хоров это может быть фортепиано или ансамбль классических инструментов, а в профессиональных коллективах аккомпанементом может выступать оркестр. Для народных хоров характерный аккомпанемент из народных инструментов, таких, как гармонь, гусли, трещотки или ложки. Во время обучения хоровому пению чаще всего в качестве аккомпанемента используется фортепиано.

Виды хорового пения

Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.

Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.

Обратите внимание!

В сводном хоре собрано несколько музыкальных коллективов. Но деятельность такого коллектива сложно назвать исполнительским искусством, обладающим высокой подготовкой и профессионализмом. Работа с таким количеством участников требует огромных затрат и такие хоры не существуют на постоянной основе. Чаще сводный хор собирается для исполнения одной или нескольких композиций на массовых мероприятиях.

Разные типы хорового пения по уровню подготовки:

  • Хоры высокого уровня. В нём поют только профессиональные вокалисты с соответствующим образованием и уровнем подготовки;
  • Самодеятельные. Тут участники создают сами собственную группу, исполняющую часто популярные композиции или в узком направлении. Такие коллективы формируют хоровую культуру и позволяют широкому кругу людей развить свои хоровые навыки и проявить себя в вокальном творчестве;
  • Церковные группы. Такой тип коллективов действует на церковных службах, репетиции обычно проходят при церквях или церковных школах;
  • Учебный коллектив. Здесь преподаватели могут набирать и обучать своих учеников хоровому творчеству. Действуют такие хоры при музыкальных школах или бюджетных творческих центрах для детей и молодежи.

Зарождение и развитие искусства хорового пения

Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.

У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.

История хорового пения

Хор в Древней Греции

В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.

В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.

Основные вокальные навыки

Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию, освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.

Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:

  • цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
  • хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
  • хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
  • пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.

Особенности хорового пения:

  • Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
  • Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
  • Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
  • Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл. Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
  • Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию. Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;

Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.

Хоровые правила пения

Вокальные упражнения для пения в хорах

У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.

Вот основные виды и направления распеваний в хорах:

  1. Индивидуальное или одноголосное упражнение. В этой форме певцу предоставляется свобода действий. Такой комплекс обычно используют поющие люди, у которых большой опыт. Они уже знают нужные упражнения для дыхания, певческих гласных и высоких позиций, поэтому репетируют без помощи хормейстера;
  2. Коллективное упражнение. Здесь участвует вся группа певцов. Они выполняют такие задания: распевка мужчин, затем женщин, а потом всех вместе; распевка всех сразу; поют отдельные музыкальные голоса.

Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.

В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства


Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция


Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель


Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

Уильям Кокс,автор записок о путешествии
по России эпохи Екатерины

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор



Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

Хор – как инструмент со многими голосами. Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.


Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Влияние хорового пения на развитие детей

Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

Цель статьи - показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Читайте также: