Доклад по географии на рмо

Обновлено: 30.06.2024

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд., перераб. [Текст] / М.: Просвещение, 2011.-75 с . - (Стандарты второго поколения).-ISBN 978 -5-09-023258 -6

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2 – е изд. [Текст] / – М.: Просвещение, 2013.- 48 с. - (Стандарты второго поколения).-ISBN 978 -5-09-030326 -2

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.-59 с.

5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.- 24 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] /сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.- 342 с.

7. Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.- 159 с.

8. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] /К.Н. Поливанова.

– М.: Просвещение, 2011.-192 с.

рекомендуемые сайты:

Содержит каталог ссылок на интернет - ресурсы с информацией об истории, культуре, национальных языках народов мира; информация об административном устройстве, туристических услугах, национальных поисковиках в 50 странах мира. Интересна страноведческая библиотека — исторические документы, сведения о гербах и флагах, гимны и тексты гимнов стран.

На сайте есть счётчики населения Земли, количества рождений за текущие сутки, рождений в этом году, смертей в этом году, смертей сегодня, абсолютный прирост населения сегодня (количество рождений минус количество смертей), автомобилей выпущено в этом году, книг издано в этом году, эрозия пахотных слоев почвы на сельхозугодиях в этом году (метрических тонн) и др.

Интерактивные карты городов России и мира, тематические карты.

Статистическая база данных по населению и отраслям хозяйства России в целом и по всем субъектам РФ.

Информация о культуре народов России.

Гидрометеорологические данные России. Климатические справочные данные по России и зарубежной территории. Чрезвычайные ситуации в России, связанные с неблагоприятными условиями погоды. Справочная информация о метеорологических, гидрологических, океанографических, климатологических ресурсах в сети Интернет и т.д.

В этом разделе собраны варианты тестов по географии для подготовки к ЕГЭ-2016онлайн. Тесты ЕГЭ-2016 составлены в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по географии. Помимо этого есть тесты ЕГЭ прошлых лет. Данная группа тестов дает представление о том, как выглядели задания в 2014 году. Эти тесты представлены на сервисе как дополнительные материалы для тренировки.

15. Подробная информация о современных УМК по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах издательств:

[1] Душина И.В.Творческое восприятие учителем программы и учебника // География в школе. – 2012.- № 7.-с.26-29.

[3] Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы: проект.-2-е изд., прераб.-М.:Просвещение, 2011

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Районное методическое объединение учителей географии

ОО Ипатовского городского округа

Развитие образовательной среды школы

и повышения мотивации

к обучению учащихся

в условиях реализации ФГОС

Хусточкина Ольга Сергеевна

МКОУ СОШ №15 с. Лиман

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.

Для реализации целей современной школы в условиях перехода на ФГОС необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия, оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к путешествиям, занятия краеведением и туризмом, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.

Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий. Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи.

На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

Познавательная деятельность-это глубокий, тонкий процесс усвоения знаний, умений, которые постепенно усложняясь, позволяют в своем движении развивать духовные силы школьников, подниматься в познании на более высокий уровень, приближаться в овладении истиной все более полно и глубоко.

При обучении важно учитывать уровень знаний и умственных навыков учащихся данного возраста и уровень возможностей их обобщения, осмысления, подготавливая учеников к восприятию того нового, что несет с собой каждая ступень обучения

Для того, чтобы учение было в радость, на уроках нужно использовать наглядность, игровые моменты и игру. Игровые методы и приемы обучения позволяют успешно решать задачи актуализации знаний, применения их на практике, активизации познавательной деятельности. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, головоломок, криптограмм – все это помогает разнообразить урок, делать его более увлекательным и интересным. Как правило, учителя и методисты считают дидактической игрой разного рода задания, данные в нестандартной занимательной форме.

Игра - один из видов активной деятельности в равной степени, способствующий как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля.

Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; знания об обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения.

Ребёнок, который пришёл на урок географии сегодня совершенно другой. Он живёт в мире новых информационных технологий, и это наложило определенный печаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Современному ученику - современный урок.

Поэтому, сегодня одним из направлений модернизации системы графического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Современный учитель в решении этой непростой задачи должен сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологий, в числе и компьютерные.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материал, но и представляет: новые возможности для развития познавательной деятельности обучающихся:

повышает мотивацию учащихся к учению;

активизирует познавательную деятельность;

развивает мышление и творческие способности ребёнка;

формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Выделяются основные формы работы с ИКТ на уроках географии.

Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.

Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно.

Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий. Учащиеся собирают статистический материал в сети Интернет, ежедневной прессе, в дальнейшем обрабатывают информацию и излагают виде схем, таблиц, диаграмм, пирамид, таким образом, дополняя и углубляя информацию учебника. После написания работы или проекта ребята создают презентацию.

Третья форма - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.

Четвертая форма – это использование образовательных электронных изданий и ресурсов. ОЭИР - фактор повышения качества образования в современных условиях.

Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии. Таким образом, само содержание школьной географии, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

Подготовила Сарманова Наталья Петровна учитель географии ГБОУ СОШ пос. Восточный

2 0 1 9 – 2 0 2 0 учебный год

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок географии остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые новыми образовательными стандартами, урок географии должен стать новым, современным!

В новых образовательных стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий:

- инициирует действия учащихся

- консультирует и корректирует их действия

- находит способы включения в работу каждого ученика

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного подхода, который положен в основу образовательного Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя географии в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью , умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В отличие от традиционного урока географии, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок географии – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Выделяют несколько наиболее важных, новых аспектов содержания образования на уроках географии.

Первый аспектМотивационно – целеполагающий .

Цель современного урока географии должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока географии является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока географии относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект - Деятельностный аспект

Новым смыслом урока географии является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке географии способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок географии называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока географии, так как урок развивающий направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке географии – формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия), то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

- сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

- сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

- сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать новый образовательный стандарт в средней и старшей школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока географии и его проведение.

Учитель географии, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В новых образовательных стандартах предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока географии мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата. Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.

не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения.

организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков-путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся.

Другая не менее интересная форма проведения уроков — игры.

Для учащихся средних и старших классов игра — прекрасный стимул более качественного усвоения материала. Кроме того, игра, позволяет наиболее ярко проявлять и развивать особенности учащихся — логическое мышление, память, творческие способности. При проведении игр развивается познавательный интерес учащихся, осуществляется уровневая дифференциация знаний, и следовательно реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласится с его мнением и опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Роль учителя в процессе проведения и подготовки игр постоянно меняется, на начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Создание благоприятной атмосферы на занятиях очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Именно уроки в игровой форме дают возможность учителю широко использовать межпредметные связи.

Особой формой обучения являются практические работы, позволяющие не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника. В процессе проведения практических работ на местности стараюсь сформировать и развивать такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности. В отдельную группу выделяю практические работы по формированию умений работать с физической картой. При выполнении этой группы работ постепенно формирую у учащихся умения самостоятельно читать физическую карту полушарий, определять положение разных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты. В процессе выполнения практических и самостоятельных работ формируются умения использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знания основных статистических показателей, характеризующих население своей области.

На сегодняшний день актуальна проблема противоречия большого объема материала и перегрузки школьников. Поэтому в 9 классе считаю целесообразным применение лекционно—семинарской системы обучения с использованием логических опорных конспектов (ЛОК). При их составлении были использованы идеи В.Ф. Шаталова, а также учтен собственный практический опыт. В основу разработок положены смысловые блоки, которые отражают логику изучаемого материала и позволяют сосредоточить внимание на главных вопросах курса.

ЛОК — это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры его изложения учителем. Материал, оформленный в виде ЛОК, запоминается учащимися 9 класса более осмысленно и допускает широкий перенос его на новые ситуации. Структурирование материала сопровождается комментированием взаимосвязей, что приводит к более осознанному усвоению материала. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайным навыком необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.

Правила использования ЛОК:

конспект урока целесообразно отображать синхронно с изложением материала.

по мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в рабочей тетради, что способствует восприятию лекции в структурно-логической последовательности и в единстве.

фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем. Присоединение к зрительной памяти еще и моторной является моментом чрезвычайно важным при изучении учебного материала.

составляя ЛОК в ходе изложения содержания лекции, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах

Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель географии в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Домашнее задание на современном уроке географии учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке географии учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель географии применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

Подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Метапредметность или предметность?

Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты земной группы:

Расстояние до Земли 150 млн. км

Порядок планет от Солнца…

Результат предметный или метапредметный?

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как – интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Образование — это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. В центр внимания поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью. Технологии применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методиуи предмета.

Шишова О.Б, учитель географии высшей категории

В последнее время почти каждый сетует на потерю интереса к чтению у детей. В контексте брюзжания можно сослаться на "трудности нашего времени" (пожалуйста, назовите время "легкое"), на конкурентов "в лице" богатой игровой технологии, поголовного увлечения компьютерами. А современных учеников ни заставить, ни принудить нельзя - эти слова ушли из учебного процесса. И тогда стало понятно, что своего "соперника" "Пока не выполнишь упражнение - компьютер не включай! Пока не напишешь сочинение - никаких Интернетов!", - примерная модель реплик родителей надо обратить в "сообщники", отвлекающий фактор перевести в фактор, помогающий формировать знания. Но тогда, конечно, и сами знания, и технология их добывания должны стать качественно иными.

Что изменилось? Многое. И ученики, и учителя по-другому стали мыслить, изъясняться, воспринимать и понимать мир. Изменилась роль преподавателя. Ведь в традиционной педагогике сложился устойчивый стереотип, согласно которому в реальной практике следует употреблять методы обучения, дающие возможность усваивать большой учебный материал в ограниченное время. Ставим акцент на слове усваивать, потому что попытки в рамках классно-урочной системы уровня "объяснение-усвоение" добиться творческих результатов от большего числа учеников ни к чему не привели.

Методика обучения переживает сейчас сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе. Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных дисциплин, в том числе и географии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Так как классно-урочная форма не может быть успешной в обучении всех детей.
В центр внимания поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью. Однако внедрение новых технологий не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.
Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет нашли отражение и в школьной географии.
Внедрение Интернет-технологий позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имеет особое значение.

Использование Интернет-технологий способствует КОМПЛЕКСИРОВАНИЮ методических и рефлексивных процедур: объяснения, понимания, проектирования, рефлексии и т.д. Во-вторых, они формируют иной тип учебной рациональности. В-третьих, пластично соединяют индивидуальные и групповые формы работы, что способствует большей степени усвояемости.

Необходимо выделить три основных направления использования Интернета:
1. Поиск актуальной географической информации.
2. Проведение дистанционных исследовательских проектов через Интернет.
3. Представление в Интернет результатов исследований в виде образовательных продуктов дистанционной и обычной деятельности учащихся.

Мною накоплен опыт по использованию ресурсов Интернет в преподавании географии. Прежде всего – это использование Интернет при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа, а не одиозный “доклад на уроке”, для подготовки к которому учащийся списывает несколько страниц из какой-либо книги или журнала и зачитывает его на следующем уроке перед классом, даже не вникнув в его содержание.

Учитель дает учащимся задание исследовательского характера, для выполнения которого должны привлекаться различные информационные ресурсы – как традиционные источники учебной информации – учебные пособия, энциклопедии, справочники и т.п., так и средства новых информационных технологий – обучающие компьютерные программы, компьютерные мультимедийные энциклопедии, а также ресурсы Интернет. Интернет при этом рассматривается как один из многочисленных каналов получения информации о природном явлении, объекте или территории, которые изучаются учащимися. Долевое участие информации, почерпнутой из Интернет, определяется самими учащимися или учителем и зависит от многих факторов (предмета исследования, доступности Интернет для данной школы, наличия необходимой информации в школьной библиотеке и т.д.).

По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям:

Статистика
На многих Интернет-сайтах можно найти статистические материалы. Это данные Госкомстата России, ООН для экономической географии и сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира.
Всю эту информацию можно использовать как при подготовке к урокам, так и на самих уроках. Например, попросить детей вычертить график годового хода температур для некоего участка страны по данным, взятым из Интернет.
В 8 классе при изучении регионов России, можно попросить детей построить графики хода температур для города Оренбурга.

Такие же данные можно найти по количеству осадков и т.д. То есть учащиеся могут построить климатограммы огромного количества населенных пунктов не только нашей страны, но и дальнего зарубежья.
Эту же работу можно выполнять на уроках информатики при изучении Excel, польза будет для обоих предметов.

Иллюстративный материал
По мимо статистики, я беру из Интернета огромное количество иллюстративного материала. Это фотографии, схемы, карты, рисунки.
Рисунки я использую для создания слайд-шоу. Интересно то, что в Интернет можно встретить не только простые, но и анимированные рисунки и схемы, которые очень наглядно показывают природные процессы.
Ну и конечно, в Интернет огромное количество картинок и фотографий, показывающих различные уголки Земли.

В Интернет можно найти и огромное количество карт по различным темам. Примером этому может быть использование демографических карт в 9 классе. Можно найти интересные карты по метеорологии. Все это делает процесс обучения детей более наглядным и дает им представление о мире и конкретных областях.

Интернет online
Используя сайты метеорологических компаний, на уроке можно выйти в Интернет и продемонстрировать учащимся космические снимки нашей территории (в 8 классе) и зарубежных стран (в 7 классе). Особо интересно, при изучении таких тем, как климат и циркуляция атмосферы, сравнить 2 последовательно идущих снимка одного участка Земли. На них будет наглядно видно, как двигаются облака над территорией, и какая циркуляция происходит. Причем, все это происходит в режиме реального времени, т.е. снимки мы видим сегодняшнего дня и это бывает особенно интересно ребятам.

Проектные работы
При работе с Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке. Я проделывала и то и другое.

Такие способы деятельности очень нравятся ребятам. Использование Интернет увеличивает их познавательную активность, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.

Читайте также: