Доклад по функциональной грамотности на уроках русского языка

Обновлено: 17.05.2024

Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой грамотности. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Расскажу о некоторых формах и методах, которые применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся. Вряд ли я изобрету велосипед, но, возможно, кому-то помогу.

Предлагаю обратиться к т ехнологии развития критического мышления через чтение и письмо . Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям. Технология РКМЧП позволяет решать следующие задачи:

· образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

· культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

· информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

· социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

1. Прием "ИНСЕРТ"- ч тение с пометками: ученикам дается текст ( текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

"!" - это главное, это удивило..

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения ( форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему ( например, дан текст по причастию, детей удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА пишется с -Н- , а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ КАРТОШКА - с -НН- , сделали на этом акцент - пошла отработка правил правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях)

В этом приеме могут быть и другие маркеры :

“V” ЗНАЛ, “+” УЗНАЛ, “-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ, “?” ХОЧУ УЗНАТЬ.

Вот фаза ХОЧУ УЗНАТЬ провоцирует другой прием - толстые и тонкие вопросы.

2. Прием - ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ

Таблица вопросов

Тонкие вопросы Толстые вопросы

· кто. дайте объяснение, почему.

· что. почему вы думаете…

· когда. почему вы считаете…

· может. в чем разница…

· будет. предположите, что будет, если…

· мог ли. что, если…

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

· обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

· отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания

· воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

3 прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -

Этот прием можно использовать по-разному.

все, что понравилось на уроке; информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

Все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Может на уроке была информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Еще раз хочу повторить, что этот прием актуален не только в стадии рефлексии , но и в работе над тестом публицистического или научного характера!

o Прием рекомендуется использовать при работе с текстами.

o Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.

o Самая сложная для ученика 3-я графа.

4 прием - КЛАСТЕР

В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Этапы работы над кластером:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

5 прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола – действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта

Объясняет, заменяет, использует

Словарный состав языка

Интересный, поучительный, актуальный

Трусость – самый страшный порок

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Борется, спасает, не сдается

Безумству храбрых поем мы песню

Трусит, не надеется, не борется

6 прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС- тоже больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается к ратко написать самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.

Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева! Надеюсь .

Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.

Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Результаты исследования PISA,которые проводятся на мировом уровне уже несколько лет, показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности. Российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.

В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование, и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

«Функциональная грамотность как утверждает Наталья Федоровна Виноградова , российский педагог — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

· Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

· Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

· Способностью строить социальные отношения;

На ее формирование влияет семья, окружение, могут играть роль даже место жительства, уровень достатка и другие социально-значимые факторы. Задача школы — помочь ребенку достичь базового уровня функциональной грамотности вне зависимости от внешних обстоятельств. Так он сможет быть успешным в жизни: речь идет не о том, что он гарантированно станет директором огромной корпорации, а о том, что он сможет прочитать и понять инструкцию, отличить фейк в интернете от правдивой информации, не пропустить квартплату, прикинуть свою зарплату при условии, что 13% уйдет на налог и так далее. Это бытовая успешность, самостоятельность в современном обществе.

В основе функциональной грамотности по-прежнему лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией .

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

На уроках русского языка формировать функциональную грамотность и развивать ее удобно при работе с текстом. Привычные задания на определение главной мысли и темы текста позволяют поработать с пониманием, поиском и извлечением информации. Задания по составлению плана текста позволяют оценить форму текста, проанализировать его структуру, преобразовать информацию из текста. — все они так или иначе являются заданиями по функциональной грамотности.

При работе над читательской грамотностью важно работать не только с художественными текстами, но и с научными, бытовыми, учебными.

На уроках русского языка ученики встречаются с большим количеством учебных текстов. Это правила, инструкции к заданиям, объяснения и определения. Важно уделять внимание тому, чтобы дети научились читать и понимать непростые тексты.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

Развивает умение задавать вопросы прием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений грамотного письма, грамотной речи.Учить обнаруживать ошибку в письменной речи.

Средняя школа №22

Учитель нач.кл: Оспанова Салтанат Турмысовна

Актобе - 2016 год

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Но что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:

формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;

формирование умений грамотного письма, грамотной речи;

учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;

отработка основных орфографических правил;

в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;

развитие устной и письменной речи;

развитие вербальных и невербальных функций, участвующих тексте в процессе письма;

развитие различных видов памяти;

обогащение словарного запаса учащихся.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика.Обучение русскому языку должно держаться на 3 китах: главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.

что он видит орфограмму;

он может написать правильно;

всё это даёт хорошие результаты;

ему нравится работать,

на уроках русского языка интересно.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания, всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам.

Графические выделения орфограмм.(подчёркивание)

Цель: выработка орфографической зоркости.

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

определить место, где возникла орфографическая задача;

к какой группе правил относится данная орфограмма;

в какой части слова находится орфограмма;

установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

определить в слове ударение;

определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то нового, интересного. На уроках провожу игровые моменты.

Прим * рение кр*сота

К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й.

Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж.

Применяю в работе выборочное списывание.

На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Ценность этого подхода: ребёнок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города - Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва.

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве.

Не надо их сходства, дружок, нарушать.

И корни-близняшки с ошибкой писать!

Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.

В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания, т. есть словарные слова. На каждом уроке провожу словарную работу. У каждого ребёнка заведены тетрадки – словарики. В них ребята записывают новое слово, выделяют орфограмму, проводят фонетический разбор, выделяем сильные и слабые позиции, определяем орфограммы, составляем предложения.

Вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги для лучшего закрепления. Такие виды заданий можно провести при изучении словарных слов.

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.

2. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).

3. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

4. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

7. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.

8. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.

Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты.

Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением, которой является то, что в 5 класс дети идут грамотными. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С.214.

Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 38 с. .


1. Цель школы – подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях.

2. Функциональная грамотность – способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

3. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.

4. В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность.

5. Традиционный урок – всему можно научить. Современный урок – всему можно научиться !

-Содержание функциональной грамотности(по слайду)

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции

Приёмы для создания комфорта:

Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.

Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Организация деятельности, а не поведения.

Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Модель работы можно представить в виде плодового дерева.

- Дерево – функционально грамотная личность

- Вода – педагогические технологии

- Яблочки – ключевые компетенции

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

Признаки функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

В образовательном процессе актуальны следующие технологии:

развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления;

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом :

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, к изложению;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- составление текста по опорным словам;

-различные виды диктантов;

-коммуникативные и игровые ситуации;

Мой опыт показывает, что работа с комплексным анализом текста позволяет решать множество задач на уроках русского языка. Ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что, к тому же, важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев расширяют) знания о системе языка и речи. Успех такой работы во многом зависит от составляемых учителем заданий.

Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.

Если для учителя важно работать над орфографическими навыками, то текст можно представить со словами с пропущенными буквами. Работа при этом также может быть самой разнообразной.

Вот примерно по какой схеме идет комплексная работа с текстом на уроке.

План комплексного анализа текста

Например, после изучения имени прилагательного учащиеся работают по такому тексту:

Хорошо в зимн_м лесу. Деревья стоят в серебрист_м инее. Все засыпано пушист_ м снегом. Все освещено ярк_м солнечн_м светом. Особенно хороши ели в роскошн_м зимн_м уборе. В морозн_м воздухе звонко отдается кажд_й звук. Зимн_м вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-син_м светом заходящего солнца. Но вот недолг_е зимн_е солнце скрылось. На син_м небе зажглись первые звездочки. Они слабо горят зеленоват_м светом.

Задания и вопросы.

. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, падеж прилагательного.

. Какие прилагательные обозначают цвет, оттенки цвета.? Разберите их по составу.

. Пятое предложение разберите по членам. Чем различается синтаксическая роль кратких и полных прилагательных?

. Там, где, возможно, подберите к прилагательным антонимы и синонимы.

Пока ученик не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет инструментов для создания собственных речевых произведений. Часть моих текстов решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. После проделанной на уроке работы в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать продолжение и конец текста. То есть ученики работают над созданием текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Например, после изучения темы "Морфология" в 5 классе учащиеся работают с таким текстом:

Как хорошо (в) нач_ле лета за гор_дом! Я пр_хожу сюда поч (?) ти каждую н_делю. Здесь, в лесу, у рек_, такая пр_хлада и свеж_й воздух! Пр_красны м_л_дые д_ревья и кустарники с нежными зелеными лис (?) т_ками!. А вот мал_нький бел_нький цветоч_к, он так чуд_сно пахн_т.

Особенно я люблю смотреть, сидя на б_р_гу или на дощ_том мо (?) т_ке, как беж_т река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся река. Пр_ятно наблюдать, как струит (?) ся вода, как веет_р колыш_т пр_брежные камыш_вые зар_сли. Если пр_смотрет (?) ся, то можно увидеть, как у самого Бере_га плавают крошеч (?) ные ры_ки. Они такие пр_забавные. А как красивы разноцветные камешки и с_р_бристые ракушки на дне рек_!. Как-то я с_брала самые красивые, самые необыч (?) ные, пр_несла домой и пр_клеив на картонку, _делала панно. Оно и сейч_с укр_шает мою комнату, н_пом_ная об этой рек_.

Мои н_блюдения и ра_мышления пр_рывают г_л_са, крики, шум. Вскоре я вижу небольшую к_мпанию. Наверное, они пр_ехали о_дохнуть.

Мне ч_сто встреч_ют (?) ся сл_ды такого о_дыха на пр_роде. Вот и эти люди скорее всего оставят после себя бума_ки, банки и прочий мусор. Лес, река, поле не умеют говорить. А если бы умели, то, вероятно, бы сказали: …

Задания. Определите тему, основную мысль, тип речи.

Выпишите слова с пропущенной буквой. Устно объясните правописание этих слов.

Выделите основу в словах: здесь, воздух, дощатом, встречаются, панн.

Каково значение следующих морфем:

) Окончания - е в слове (на) мостике? Есть ли другие значения у этого окончания?

) Приставки пре в слове презабавный? Есть ли другие значения у этой приставки?

) Суффикса - ик - в слове мостик? Есть ли другие значения у этого суффикса?

) Суффикса - еньк-? Какие еще суффиксы с таким значением вы знаете?

. Разберите по составу слова: прибрежные, размышления, прерывают, показалось, чудесно, прохлада, приятно.

. Как называются слова наверное, вероятно?. Что они выражают?

. Выделите грамматические основы в предложении. Приятно наблюдать. Оставьте его схему.

. Напишите сочинение - продолжение данного текста.

Развитие творческих способностей учащихся при комплексной работе с текстом возможно и при таком способе работы, когда учащимся предлагается придумать самим задания к тексту. Также я задаю, например, такие задания: какие слова интересны в фонетическом отношении; какие слова вы бы предложили для морфемного, словообразовательного и т.д. разборов. У детей развивается языковое чутье, наблюдательность, внимание.

Работая на уроке с текстом, считаю, что не должны оставаться в стороне стихотворные тексты, которые особенно бывают трудны для понимания. В связи с этим я разработала "Тренировочный материал по анализу стихотворений". Здесь больше внимания уделено пониманию идеи поэтического произведения и изобразительно-художественным средствам языка. Первая часть заданий представляет собой литературоведческие вопросы, вторая - лингвистические.

Вот работа по одному из стихотворений:

Вся в снегу, кудрявом, благовонном, 1

Вся-то ты гудишь блаженным звоном 2

Пчел и ос, завистливых и злых… 3

Старишься, подруга дорогая? 4

Не беда. Вот будет ли такая 5

Молодая старость у других? 6

. Заголовок стихотворений отражает:

. Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства

В. Риторический вопрос

(А - 1 (2,3); Б - 1; В - 4; Г-4; Д - 6; Е - 3)

. Какое предложение выражает идею стихотворения?

. Основной прием стихотворения:

. Найдите односоставные предложения, укажите их тип

. Найдите анафору. Каким членом предложения является это слово в первом и во втором случае?

. Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.

. Найдите в стихотворении существительные, прилагательные и глаголы, соответствующие схеме

Есть еще один вид работы с текстом, который я начала применять в этом учебном году. Это сочинение по картине. Я соединила комплексную работу с сочинением по картине. Известно, что многим учащимся бывает трудно описать картину. Текст, который я даю для анализа, представляет собой описание картины, но описание это выполнено искусствоведом, знатоком живописи, но в то же время предназначено для школьников. Текст, с одной стороны учит описывать картину, с другой стороны, помогает понять основную ее мысль. После беседы по картине и выполнения заданий учащимся предлагается творческое задание: по-своему описать картину или передать впечатления от картины. Например, так построена работа по картине Н.Я. Ярошенко. "Всюду жизнь"

На полотне изображен остановившийся на полустанке вагон с узниками. Перед нами проходит вереница лиц с разными характерами, с несхожей судьбой. Но все эти люди показаны художником с истинной человеческой симпатией, наделены нежной и благородной душой, добрым сердцем, способными на искренние, теплые чувства.

В центре группы ребенок. Русоволосый бледный малыш мнет в своих мягких ладошках крошки хлеба и сыплет их на платформу, куда слетаются голуби. С ним рядом мать, немолодая женщина со скорбным лицом. Взгляд ее печален и суров, но сколько нежности в ее руках, поддерживающих ребенка. Их окружают трое мужчин. Они уже немолодые люди. Лица их изборождены морщинами, а в усах и бородах прячется мягкая, нежная улыбка. В глубине вагона виден еще один мужчина, прильнувший к противоположному окну. Все представленные за этим решетчатым окном - простые крестьяне, бедные труженики, своими могучими и загрубевшими руками взращивающие хлеб, строящие дороги, тянущие баржи. Но сейчас они узники, лишенные свободы, заключенные, наказанные правительством, ссыльные, изгнанные обществом, обреченные на каторгу. Каким диссонансом кажутся все эти слова: "заключенный", "каторжник" - рядом с образами этих простых, скромных людей, подавленных, печальных и все же добродушных, чутких, сердечных даже в неволе.

Ярошенко как бы стремится сказать, что каждый человек прекрасен по своей природе, что надо только уметь это видеть и выявлять, пробуждать в людях благородные чувства. Косвенно в картине как бы читается укор обществу, которое сделало этих людей изгнанниками, преступниками и держит их в заточении.

Беседа по картине

Что изображено на картине?

Что вас поразило в этой картине?

Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми в реальности вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку)? Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины.

. Прочитаем текст. Прочитайте те предложения, которые подтверждают ваши мысли по этой картине. Назовите средства связи предложений в этом тексте.

. Как вы объясните название картины "Всюду жизнь"?

. Какими эпитетами описывает автор героев картины? Есть ли среди них синонимы? Антонимы? Сколько вы найдете синонимов к слову узник? Чем различаются эти слова?

. Найдите в тексте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.

. Какую художественную роль играют синонимы и причастные обороты в выделенном курсивом предложении?

. Объясните значение слов вереница, диссонанс.

. Чем отличаются причастия в выделенном предложении и предыдущем по отношению к нему? Какие из них имеют одинаковую словообразовательную модель?

. Какова роль однородных членов предложения и однородных синтаксических конструкций? Составьте графическую схему для одного из рядов однородных членов.

. Напишите сочинение - свое описание картины или впечатления от картины.

Все очевиднее, что использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития учеников. Конечно, для знакомства с новым орфографическим или пунктуационным правилом и первоначальной отработки навыка удобны отдельные предложения, а то и словосочетания и слова. Но потом настает время закрепления, повторения, и тут очень полезен текст, которые не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и дает другую пищу для ума.

Комплексная работа с текстом, конечно, не панацея, но использование этого вида работы помогает решать многие проблемы в преподавании как русского языка, так и литературы. В частности, нужно отметить то, что мы на уроках русского языка должны изучать язык. А часто выходит, что обычно в классе звучат разные - бер-/-бир-, "оловянный, стеклянный, деревянный", но живой стихии языка нет. А текст - это единица речи языка, и его изучение - это и есть изучение настоящего, "живого" русского языка.

Важным является то, что при работе с текстом кроме всего вышесказанного, идет непрерывное интеллектуальное общее развитие школьников.

Читайте также: