Доклад по физкультуре на тему самбо 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Самбо (самооборона без оружия) — это контактный вид спортивного единоборства. Самбо впитало в себя самые эффективные практики приемов борьбы, возникших в разных странах и республиках Советского Союза. Элементы бокса, дзюдо, джиу-джитсу и многих других разновидностей силовых единоборств были гармонично вписаны в новый вид самообороны. Кроме силовой, физической составляющей, этот вид единоборства базируется на лучших нравственных принципах национальностей предоставивших самбо часть своей самобытной культуры. Различают два направления в развитии самбо: спортивное, позволяющее вовлекать молодежь в активное занятие физической культурой, и прикладное для подготовки бойцов государственных спецподразделений (армия, силовые структуры, органы внутренних дел).

С чего всё началось

Молодое советское государство с первых лет своего существования занималось формированием органов правопорядка (милиции), подготовкой военных спецподразделений (разведка, пограничная служба) и обучением солдат и офицеров навыкам рукопашного боя. Хаотическое заимствование многочисленных видов самообороны из европейских и азиатских стран не позволяло создать единую систему обучения, основанную на общих принципах. Поэтому возникновение самбо в 1920-1930 г.г. было ответом на объективную потребность, возникшую в процессе государственного строительства.

Второе, не менее важное, направление развития — это превращение самбо в самостоятельный, массовый вид спорта, вовлекающий молодежь в занятия физической культурой.

Главными авторами нового вида боевого искусства называют В.С.Ощепкова (1893-1937 г.г.), В.А.Спиридонова (1882-1944 г.г.). и А.А.Харлампиева (1906-1979 г.г.).

Василий Сергеевич Ощепков родился на Сахалине, откуда был направлен на обучение в православную миссию в Японии. По окончании семинарии он мог стать священнослужителем. Там он увлекся преподававшимся в семинарии дзюдо и был принят в токийский институт дзюдо Кодокан. После успешной сдачи экзаменов он получил первую степень инструктора по обучению дзюдо — первый дан (сёдан). Лучшие элементы японского вида боевых искусств Ощепков В.С. смог привнести в самбо.

Виктор Афанасьевич Спиридонов является автором названия нового вида спорта и боевого искусства — самбо. В 1906 г. он увлёкся джиу-джитсу, модным в то время японским видом рукопашного боя. На основе своих знаний Спиридонов В.А., работая в спортивном обществе "Динамо", разработал основные принципы самозащиты. Он написал три книги, ставшие теоретической базой для подготовки кадрового состава спецподразделений армии и милиции. Методика Спиридонова была направлена на изучение приемов, способных нанести повреждения (травмы) противнику, чтобы вывести его из строя. Это, конечно, не соответствовало спортивным принципам, поэтому оно было названо боевым самбо.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев с детских лет выступал в цирке под руководством отца. Там он получил универсальные спортивные навыки гимнаста, борца и боксёра. В 1936 г. Харлампиев окончил Московский институт физической культуры, где прошёл обучение на кафедре дзюдо у Ощепкова В.С. В дальнейшем он возглавил поступательное развитие самбо в СССР, поскольку Ощепков в 1937 г. рано ушёл из жизни. Вся жизнь Харлампиева была посвящена систематизации и распространению самбо, которое аккумулировало все лучшие приёмы из видов борьбы разных народов и стран.

Основные этапы развития

Становление самбо проходило стремительными темпами.

  • Датой рождения новой спортивной дисциплины и вида единоборства считается 16.11.1938 г., когда вышло Постановление Комитета по физической культуре и спорту СССР "О развитии борьбы самбо";
  • В 30-х годах прошлого века новый вид борьбы был включен в нормативы комплекса ГТО;
  • В 1939 г. прошёл 1-й чемпионат СССР по самбо;
  • В 50-е годы XX -го века состоялись первые международные соревнования;
  • В 1966 г. конгресс ФИЛА (Мировая федерация любительской борьбы) утвердил самбо в качестве международного вида спорта;
  • В 1967 г. был проведен 1-й международный турнир;
  • В 1972 г. состоялся 1-й открытый чемпионат Европы;
  • В 1973 г. спортсмены из 11 стран участвовали в первом чемпионате мира;
  • В настоящее время на регулярной основе (ежегодно) проводятся мировые, европейские и азиатские чемпионаты;
  • Отдельно проводится Мемориал Харлампиева, имеющий статус кубка мира. Турнир учреждён в год проведения в Москве летних Олимпийских игр.

Несмотря на то, что количество поклонников самбо во всём мире растет, эта спортивная борьба до сих пор не имеет олимпийского статуса. Мировое сообщество самбистов ведет настойчивую, многолетнюю работу по включению этой спортивной дисциплины в олимпийскую семью.

Самбо – боевой вид спорта, а также система защиты без оружия. Многие считают, что самбо впитало и продолжает впитывать в себя наиболее эффективные приёмы защиты и нападения, которые тщательно отбираются из различных видов боевых искусств. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

международная организация самбо FIAS

Международная федерация самбо (FIAS) — неправительственная общественная некоммерческая организация, объединяющая национальные федерации самбо.

История возникновения и развития

история самбо

Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Большой вклад в развитие и распространение системы самозащиты без оружия внесли Харлампиев А. А. (один из учеников Ощепкова) и Чумаков Е.М.

Днем рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года. Именно в этот день вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки спортсменов, а также создана Всесоюзная секция самбо, позднее ставшая Федерацией самбо.

В 1939 году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта, в 50-ые начинают проводиться международные соревнования.

В 1966 году самбо официально признается международным видом спорта. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. Сегодня самбо представлено двумя направлениями: спортивным и боевым.

Правила самбо

Участники соревнований делятся на возрастные группы, принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.

  • Младший возраст (11—12 лет);
  • подростки (13—15 лет);
  • средний возраст (15—16 лет);
  • старший возраст (17—18 лет);
  • юниоры (19—20 лет);
  • взрослые (20 лет и старше);
  • ветераны (35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59 лет, старше 60 лет).

В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища.

В самбо присуждаются баллы за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени.

Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется – удержание.

В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.

правила самбо

Принцип начисления баллов:

4 балла присуждается:

  • за бросок соперника на спину с падением атакующего;
  • за бросок соперника на бок без падения атакующего;
  • за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются:

  • за бросок соперника на бок с падением атакующего;
  • за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;
  • за удержание в течение 10 секунд.

1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.

Экипировка для самбо

На всех официальных соревнованиях допускается использование формы в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и спортивным Регламентом Всероссийской Федерации Самбо.

экипировка самбо

В состав экипировки для самбо входят: куртка (красного или синего цвета), ботинки (борцовки), шорты и пояс. Для участниц предусмотрена майка белого цвета.

Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см. Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.

Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.

Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра.

Спортсменам во время схватки запрещается иметь при себе твердые предметы.

Чтобы избежать травм суставов допускается использовать бандажи и тейпы. Они должны быть закрыты сверху эластичным наколенником цвета формы.

Судейство

В судейскую коллегию соревнований входят:

  • главный судья,
  • заместители главного судьи,
  • секретарская группа;
  • руководители ковров,
  • арбитры,
  • боковые судьи.

судейство самбо

Популярные турниры по самбо

  • Чемпионат мира,
  • чемпионат Европы,
  • чемпионат Азии,
  • кубок мира (Мемориал Харлампиева).
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Должность и ФИО составителя: Ванчинов Дамби Намсараевич, учителя физической культуры

Предмет: физическая культура

Раздел: Физическое совершенствование.

Цель: Создать условия учащимся для совершенствования техники выполнения элементов самостраховки и самозащиты.

Образовательные задачи: ( предметные результаты)

2. Совершенствование техники выполнения элементов самостраховки и самозащиты;

3. Укрепление здоровья учащихся по средствам элементов самбо.

Развивающие задачи: ( метапредметные результаты)

1. Формирование умения планировать координировать, контролировать и оценивать свою деятельность ( Регулятивные УУД);

2. Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивные УУД);

3. Формирование умения договариваться со сверстниками в процессе урока, игровой деятельности (коммуникативные УУД).

Воспитательные задачи: (личностные результаты)

1. Формирование умения личностно определяться на уроке (личностные УУД);

2. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (личностные УУД);

3. Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликта и находить выход из спорных ситуаций (личностные УУД).

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах.

Продолжительность: 35 минут

Инвентарь: ковер гимнастический, скамья гимнастическая, скакалки, палки гимнастические, конусы поворотные, ноутбук, флешкарта с музыкой.

1. Подготовительная часть урока – 10 минут.

Цель : Создать условия для подготовки функциональных систем организма учащихся к выполнению упражнений в основной части урока

Подает команду для построения в одну шеренгу.

Проверяет готовность к уроку, наличие больных и освобожденных.

Замеряет пульс у учащихся.

Просит учащихся сделать вывод о показаниях пульса.

По команде учителя строятся в одну шеренгу, приветствуют учителя.

По команде учителя производят замер пульса.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Мотивация учебной деятельности.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Выход на тему урока через постановку проблемы.

Выход на цель и задачи урока.

Задает эмоциональный настрой, дает необходимые установки.

-Все сегодня чувствуют себя хорошо, больных и освобожденных в классе нет? Настроение хорошее? Тогда улыбнитесь друг другу и мы начнем наш урок.

Задает вопросы учащимся.

- Да, действительно чтобы выполнять приемы и броски самбист должен быть сильным и ловким!

- А могут ли эти качества пригодиться нам в жизни?

- Ребята перечислите элементы самбо, которые мы с вами уже изучили?

- А теперь давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Верно, мы сегодня будем совершенствовать выполнение элементов самостраховки и самозащиты.

- Ребята, можно ли заниматься самбо в джинсах, колготках?

- Так значит у самбиста есть форма? - - Давайте же оденем нашего спортсмена – самбиста и назовем элементы одежды.

- Наклейте нашему самбисту самбовку, а теперь спортивные трусы и борцовки.

- Вот так должен выглядеть спортсмен – самбист!

- Сейчас ребята я предлагаю вам размяться.

- Девочки займите свои места на красных кружочках, а мальчики - на синих.

- Мы с вами проведем разминку с палками под музыку.

Во время выполнения комплекса делает методические указания, проверяет правильность исполнения упражнений (см. приложение № 1).

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя:

- Самбо- это вид борьбы – самооборона без оружия.

- Занятия самбо способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, быстроты.

- Эти качества нам будут необходимы в нашей дальнейшей жизни. Мальчики будут служить в армии и им пригодится такая подготовка, а девочки всегда смогут постоять за себя, зная приемы самостраховки и самозащиты.

- Для занятий самбо нужна специальная экиперовка. Это куртка – самбовка, спортивные трусы и обувь – борцовки.

- Нельзя заниматься самбо не в спортивной форме, это опасно!

- Необходимо строго соблюдать технику безопасности.

Девочки занимают место на красных кружочках, а мальчики на синих.

Звучит музыка и ребята за учителем повторяют упражнения.

Во время выполнения комплекса учитель дает методические указания, а ребята действуют в соответствии с ними.

После выполнения комплекса учащиеся по команде учителя берут скакалки и выполняют прыжки через скакалку на двух ногах за 30 секунд и считают количество выполненных прыжков. После окончания выполнения прыжков, учащиеся сообщают учителю их результат.

Познавательные . Поиск и выделение информации.

Выделение необходимой информации.

2. Основная часть урока – 20 минут.

Цель: Создать условия учащимся для совершенствования техники выполнения элементов самостраховки и самозащиты.

Совершенствование знаний , умений и навыков.

1. Первые игроки в колонне принимают исходное положение лежа на животе. Вторые игроки по команде учителя прыгают через первого игрока и также принимают исходное положение лежа на животе. Третьи – прыгают через первых двух и т.д. Упражнение заканчивается по сигналу учителя.

3. Полоса препятствий.

- лазание по скамейке в два приема;

- прыжки через препятствия, оббегая конус вернуться к своей команде для передачи эстафеты, после чего занять место последнего игрока.

Учитель подает команду

- Ребята обращайте внимание на экран, где изображено правильное выполнение упражнений, которые мы сейчас с вами будем отрабатывать.

4. И. п. – упор присев.

1. – перекат назад в

группировке ;

5. И. п. – упор присев.

1.– перекат назад в группировке

с ударом руками по мату ;

2 - 3 – кувырок вперед с ударом

руками по мату;

7. И. п. – стоя на коленях.

1. - падение на бок;

8. И. п. - стоя на коленях.

1. – падение вперед на руки;

1 – 2 – мост из положения стоя

10. И. п. – о. с. лицом друг к другу.

1. – шаг вперед, выполнение

2. – освобождение от захвата.

11. И. п. – о.с. лицом друг к другу.

Первый учащийся выполняет:

1.- шаг вперед, удар сбоку в

Второй учащийся в это время выполняет одной рукой блокирование удара, другой рукой закрывает лицо от возможного повторного удара соперника.

1. – захват соперника левой

рукой за правую руку;

2. – шагом вперед выполняет

заднюю подножку;

3. – захватом правой рукой

под правое плечо соперника

выполняет бросок его на ковер;

13. И. п. – лежа на спине, руки за

голову в замок, ноги согнуты в

коленях. Второй ученик

удерживает ноги первого руками.

1 – выполняет подъем туловища

из положения лежа;

Упражнение выполняется 30

секунд, затем ученик принимает

и. п. – лежа на животе и

выполняет подъем туловища из

этого положения, так – же

В игре участвуют две команды.

Побеждает та, которая перетянет на свою сторону соперника.

По команде учителя строятся в две колонны.

1. Выполняют прыжки вперед на двух ногах.

По сигналу учителя заканчивают упражнение.

По сигналу учителя заканчивают упражнение.

3. По сигналу учителя начинают и заканчивают выполнение полосы препятствий.

Затем внимательно смотрят на экран и вспоминают правильное выполнение упражнений, технику которых они будут совершенствовать на уроке.

4. Выполняя перекат, следят за выполнением группировки.

5. Упражнения выполняют в соответствии со счетом учителя.

6. При выполнении кувырка, обращают внимание на группировку.

7. При падении руки выносят вперед.

8. Падение выполняют на слегка согнутые руки.

9. Мост выполняют страхуя друг друга.

По команде учителя становятся по парам.

10. Выполняют по очереди захват и высвобождение от захвата, слушая счет учителя.

11. При ударе в голову, соблюдают технику безопасности и действуют в соответствии со счетом учителя.

12. Бросок соперника выполнять на ковер, а не на пол, соблюдая меры предосторожности.

13. Упражнение выполняют с максимальной скоростью, считая количество выполненных движений.

Перетягивая канат, действуют дружно и слаженно.

Соотнесение известного и неизвестного.

Способность к волевому усилию.

Выбор эффективных способов решения учебной задачи.

Коммуникативные. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

Умение самостоятельно и с помощью учителя находить и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей.

3. Заключительная часть – 5 минут.

Цель: Создать условия для восстановления функциональных систем организма учащихся, оценка работы на уроке.

Подведение итогов урока.

Подает команду для построения в одну шеренгу.

Просит учащихся сделать вывод о показаниях пульса.

- Все ли у вас получилось на уроке?

- Ребята, возьмите в руки кружочки, на которых изображен самбист.

- Если вам понравился наш урок, приклейте самбиста на борцовский ковер, а если не понравился, наклейте его на белое поле вокруг ковра.

- А сейчас послушайте домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

1 уровень – повторить приемы самозащиты и самостраховки.

2 уровень – выполнить упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и на развитие силы рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа).

Звенит звонок. Учитель выводит учащихся из спортивного зала.

Строятся в одну шеренгу.

По команде учителя производят замер пульса.

Отвечают на вопросы:

-Нет не все получилось на уроке. Нам необходимо еще поработать над техникой выполнения приемов.

По просьбе учителя учащиеся берут кружочки, на которых изображен самбист, и клеят их на борцовский ковер, нарисованный на стене.

Внимательно слушают домашнее задание.

Вместе с учителем выходят из зала.

Осмысление, рождение нового знания, способа действий, осмысление своих достижений.

Познавательные. Выделение необходимой информации.

Приложение № 1

Разминка с палками под музыку.

1. И. п. – стойка ноги врозь узкая, руки с палкой на уровне груди.

1 - руки с палкой вверх - вправо, наклон головы вправо;

3 – руки с палкой вверх - влево, наклон головы влево.

2. И. п. - стойка ноги врозь узкая, руки согнуты на уровне плеч, палка за головой на плечах.

1 – поворот туловища вправо,

3 - поворот туловища влево,

3. И .п. – стойка, ноги врозь узкая, палка за головой на плечах.

1-3 – наклон вперед прогнувшись

4. И. п. – стойка руки с палкой вверх.

1 -2 – наклон вправо, руки с палкой вверх.

3- 4 наклон туловища влево, руки с палкой вверх.

5. И. п. – стойка ноги врозь узкая, руки с палкой вверх.

1- выпад правой вперед, руками выкрут назад.

6. И. п. – стойка ноги врозь узкая, руки с палкой вверх.

1 – наклон вперед, руки вперед.

3. – наклон в право, руки вверх.

7. И. п. – стойка ноги врозь узкая, руки с палкой вперед.

1 – прыжок через палку вперед на двух ногах, руки с палкой назад.

2. – прыжок через палку назад на двух ногах, руки с палкой вперед.

8. И. п. – о. с., палка в правой руке.

1- 8 – ходьба на месте.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Краткий словарь терминов.

Бросок — прием, выполняемый самбистом, находящимся в стойке, имеющий целью лишить противника опоры и вынудить падать спиной на ковер.

Задняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам (ноге) противника сзади.

Захват — действие руками (двумя или одной) с целью удержать или переместить в определенном направлении отдельные части тела противника.

Прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником.

САМОАНАЛИЗ УРОКА по физической культуре в 3классе.

Цель урока: Создать условия учащимся для совершенствования техники выполнения элементов самостраховки и самозащиты.

Образовательные задачи: ( предметные результаты)

2. Совершенствование техники выполнения элементов самостраховки и самозащиты;

3. Укрепление здоровья учащихся по средствам элементов самбо.

Развивающие задачи: ( метапредметные результаты)

1. Формирование умения планировать координировать, контролировать и оценивать свою деятельность ( Регулятивные УУД);

2. Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивные УУД);

3. Формирование умения договариваться со сверстниками в процессе урока, игровой деятельности (коммуникативные УУД).

Воспитательные задачи: (личностные результаты)

1. Формирование умения личностно определяться на уроке (личностные УУД);

2. Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (личностные УУД);

3. Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликта и находить выход из спорных ситуаций (личностные УУД). урока:

Урок состоял из:

1.ознакомление с приемом

•тренировка в выполнении приема. При проведении занятий по изучению и тренировке приемов самбо должны соблюдаться меры по предупреждению травматизма.

К таким мерам относятся:

•высокая организованность и дисциплина на занятиях; хорошая подготовка (разминка)занимающихся к основной части урока;

•страховка — плавное проведение приемов, мгновенное освобождение захвата по сигналупартнера, поддержание падающего за одежду, отпускание руки партнера для самостраховки, избежание падений на партнера;

•запрещение заниматься на одном ковре разучиванием бросков и приемов борьбы лежа одновременно

Всё содержание урока было подчинено решению поставленных задач. Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.

Все этапы урока – это единое целое, где каждый последующий вид работы логически вытекал из предыдущего с нарастанием нагрузки от этапа к этапу и снижение её к концу урока.

На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в паре.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

История возникновения самбо, правила, экипировка

1. Возникновение самбо

Что же такое самбо? Это боевой вид спорта, а так же умение защитить себя и ближнего без оружия. Самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и, как средство подготовки служащих для спецподразделений и органов охраны правопорядка.

История самбо

Самбо считается относительно молодым видом спорта, но тем не менее, он очень популярен и быстро развивается. Из истории я узнал, что 1939 году прошел первый чемпионат страны по самбо. А в 1950-ые годы уже начинают проводиться международные чемпионаты. В 1966 году самбо официально признан международным видом спорта. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде и других странах.

Этот вид спорта включает в себя приемы защиты и нападения, которые отобраны из различных боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Поэтому число приемов постоянно увеличивается и самбо постоянно развивается.

2. Правила соревнований

а) личные;
б) командные,
в) лично-командные.

В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо присуждаются баллы за броски и удержания.

Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется – удержание.

В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.

Принцип начисления баллов: 4 балла присуждается: за бросок соперника на спину с падением атакующего; за бросок соперника на бок без падения атакующего; за удержание в течение 20 секунд. 2 балла присуждаются: за бросок соперника на бок с падением атакующего; за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего; за удержание в течение 10 секунд. 1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.

2.1 Участники соревнований

Группа Мужчины и Женщины
Подростки младшего возраста 11-12 лет
Подростки старшего возраста 13-14 лет
Кадеты 15-16 лет
Юноши 17-18 лет
Юниоры 19-20 лет
Взрослые 18 и старше
Мастера 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-65, старше 65

Принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.

2.2 Экипировка участника


На всех официальных соревнованиях допускается использование формы в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и спортивным Регламентом Всероссийской Федерации Самбо. В состав экипировки для самбо входят: куртка (красного или синего цвета), ботинки (борцовки), шорты и пояс.

Для участниц предусмотрена майка белого цвета. Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см.

Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.

Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.

Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра (Приложение 2).

Экипировка для самбо

2.3 Ковер

Ковер САМБО должен быть размером от 11х11 до 14х14 метров. Ковер, изготовленный из синтетического материала, должен быть гладким и иметь толщину не менее 5 сантиметров.

Вся поверхность ковра застилается покрывалом из синтетического материала без грубых швов. Покрывало туго натягивается и прочно закрепляется. Покрывало должно быть продезинфицировано.

Рабочая площадь ковра, на котором происходят схватки спортсменов, представляет собой круг диаметром от 6 до 9 метров.

Центр ковра обозначается логотипом Всероссийской Федерации Самбо диаметром 1 метр, ширина линии границы составляет 1 метр.

Ковёр самбо

Два противоположных угла ковра обозначаются красным и синим цветом (слева от стола руководителя ковра – красный, справа – синий) (Приложение 3)

Читайте также: