Доклад по духовному краеведению 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

Материалы к курсу Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу: "Позволь мне взять этот". И ответил Бог: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные".

2. На листе бумаги учащийся красками изображает цветовую гамму своих эмоций и чувств. После просмотра презентации под музыку.

3. Новый материал:

(Сл. 3) Родился Варфоломей (так звали будущего святого) в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии 3 мая 1314 года (хотя точная дата неизвестна).

(Сл. 4) В возрасте 10 лет Варфоломея отдали в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. Но учеба ему не давалась. Учитель ругал его, родители огорчались, сам он со слезами молился, но ничего не помогало. И тогда случилось чудо.

(Сл. 5-1) После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился его брат Стефан. Но оставался здесь недолго. Варфоломей убедил брата уйти из монастыря и основать пустынь (Сл. 6) посреди глухого Радонежского бора. Там они построили (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан не выдержал суровой жизни и уехал. Варфоломей остался один. Именно здесь он принял постриг под именем Сергий.

(Сл. 7) В глухом бору было много диких зверей. Они приходили стаями выли, ревели, подходили близко.

(Сл. 7-1) Среди них был медведь. Сергий понял, что зверь приходит из-за еды, и выносил зверю маленький кусок хлеба, клал его на пень и уходил. (Сл. 8) Если у преподобного был лишь один кусок хлеба, тогда он делил его на две части: себе и зверю или отдавал целиком. Он не мог обмануть зверь и оставить его без еды. Часто и хлеба не было, тогда они оба оставались голодными, и медведь долго не уходил. Так и остался медведь с преподобным Сергием.

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

2. На листе бумаги учащийся красками изображает цветовую гамму своих эмоций и чувств. После просмотра презентации под музыку.

3. Новый материал:

Александр Пересвет и Андрей Ослябя прежде были боярами. До принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Дмитрий Иванович надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут быть примером для его воинства.

Преподобный Сергий (Сл. 4-1) приказал Пересвету и Ослябе вместо лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: “Вот вам, дети, оружие нетленное, – говорил он им, – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных”. Поручая их Великому Князю, святой старец сказал ему: “Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники!”

Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. (Сл. 5) В полдень 8 сентября 1380 года оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы. Вдруг с татарской стороны выехал вперёд (Сл. 5-1) богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности печенег Челубей. Он грозно потрясал он копьём и призывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Страшно было смотреть на великана этого, и русские думали про себя: “Ах, если бы нашёлся кто-нибудь из наших, который бы поразил бы его!” И хотя много было среди них витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг.

Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича (Сл. 6) выступает схимонах Пересвет Александр. Он выехал вперёд и, обратившись к Великому Князю Дмитрию Ивановичу и к другим князьям, сказал: “Не смущайтесь этим нисколько; Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу его во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!”

(Сл. 6-1) Александр Пересвет окропил себя святою водою; простился со своим собратом Андреем Ослябею, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: “Отцы и братие! Простите меня, грешного!”

“Бог тебя простит, благословит и молитвами отца Сергия да поможет тебе”, – было ему всеобщим ответом.

Все были тронуты до слёз самоотвержением инока; а он (Сл. 7) в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооружённый тяжёловесным копьём, подобно молнии устремился на своём быстром коне против татарина. Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; (Сл. 7-1) оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжёлыми копьями столь громко, столь крепко и сильно, что, казалось, потряслось самое место битвы, и – оба богатыря упали мёртвыми на землю. (Сл. 8, 9)

После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а потом похоронили в Симоновской обители.

Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами. (Сл. 10) Впоследствии был погребён рядом со своим соратником, Александром Пересветом.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. (Сл. 11) Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его.

Однажды он воскресил мальчика. В окрестностях обители жил некий отец, который верил святому Сергию. У него был единственный сын-малютка, который тяжело заболел. Отец понес ребенка в монастырь к святому с такими мыслями: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет".

Однако, пока он просил Преподобного помолиться о дитяти, мальчик от жестокого приступа болезни умер. Увидев, что сын его мертв, несчастный отец зарыдал и сказал Преподобному: "Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! " И он вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына, а мертвеца оставил в келлии святого. Святой сжалился над несчастным отцом, преклонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.

В келлию вошел отец, неся все нужное для погребения, и святой встретил его словами: "Ты напрасно поспешил сделать гроб – твой сын не умер, он жив". Отец не поверил, однако, подойдя, он увидел ребенка живым. Припав к ногам Божия человека, отец благодарил его, но святой сказал: "Ты обманываешься и сам не знаешь, за что благодаришь: когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил. Раньше Всеобщего Воскресения никто не может воскреснуть". Но отец настаивал, говоря, что дитя ожило по молитвам святого.

25 сентября 1392 Сергий скончался.

А через 30 лет, 18 июля 1422 были (Сл. 13) обретены нетленными его мощи. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.

Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией. Храм – это прежде всего культурное сооружение, которые стали возводить на Руси после крещения, совершённое в 988 году по приказу князя Владимира.

Благодаря этому появился стиль русского храмового зодчества. Это стиль постройки и оформления русских храмов. На данный момент в России существует большое множество храмов, где каждый по-своему уникален и красив. Название храмов посвящены какому-либо событию, обозначенному в библии или святом писании как великое благо или православному святому или иконе, благодаря которой и был построен храм или собор. Рассмотрим несколько примеров:

Успенский собор в городе Владимир. Это белокаменный храм, сохранившийся с времён Татаро-монгольского ига. Он имеет колокольню и три золотых купола.

Собор Василия Блаженного в Москве. Собор находится в самом центре Москвы и был построен по приказу Ивана 4 (Грозного). А честь взятия многих городов царем. На данный момент храм является символом города и России в целом. Его купала не покрыты золотом, как многие другие храмы в стране, а сделаны в форме луковицы и разукрашены в два цвета каждый. При этом ни один купол в храме не повторяется. О постройке храма ходят легенды, ведь зодчие архитекторы менялись несколько раз.

Церковь покрова на Нерли предстает как классический вариант храма 10 века. Построена она была в 1165 года на берегу реки Нерли. В оформлении храма не присутствует ярких и пафосных деталей. Стены его побелены, а купол темно-серого цвета. По его внешнему виду сразу ясно, что люди приходили в это место молится и отдыхать душой. Этот храм прекрасно сочетается с окружающей природой.

Русские храмы способны удивлять своей красотой и масштабностью. Но при большом разнообразии архитектурных построек православных христиан они все несут в себе единую цель – обрести место для отображения любви и благодарности богу, а так же для осуществления молитв и обрядов.

Храм как центр церковного существования появился давно. Именно красота и богатство храма, куда приехал князь Владимир, выбирая веру, и послужили толчком. Князю очень понравилось само служение, величие и пышность.

С тех самых пор строить храмы было делом почетным и первостепенным. Первое что появлялось на месте будущего поселения это Храм. Его строили всегда на видном месте. Благодаря трепетному отношению к храмостроительству появилось много памятников-храмов. Это настоящие шедевры архитектурного искусства.

Древними и уникальными считаются храмы Архыза. Так же на северном Кавказе была обнаружена первая крещальня.

Самыми древними считаются церкви, построенные еще до нашествия татаро-монгол. Во Владимирской области Церковь Покрова на Нерли, там же Собор Рождества Богородицы Свято-Боголюбского монастыря именно здесь был убит Андрей Боголюбский. В городе Владимире стоит Успенский собор, а знаменит он тем, что в нем находятся фрески, которые расписывал сам Рублев. Дмитриевский собор, возведенный в 12 веке в честь великомученика Дмитрия Солунского.

Это еще не все древние храмы, находящиеся на Руси их много, к сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня. Многие пришлось восстанавливать по чертежам и эскизам. О храмах можно рассказывать долго. Русский народ искренне почитает святых и великомучеников. Народ посещает храмы не только молиться и любоваться красотой православных храмов, но и благодарить святых за помощь.

Популярные сегодня темы

Небо загадочное и таинственное место во вселенной. Днем оно голубое ночью черное. Иногда по нему плывут облака, а бывает оно полностью затянуто тучами.

Взрывы – очень серьёзная и опасная чрезвычайная ситуация. Взрывы за собой влекут огромные последствия: загрязнение прилегающей к месту взрыва окружающей среды, гибель неизвестного количества

Пустыня - самое засушливое место на планете. Наверное, многие подумают, что это не самая благоприятная среда обитания для животных. Но на деле здесь встречаются самые разнообразные существа.

5 апреля в 1242 г. вблизи Чудского озера, под командованием Александра Невского, произошла битва русских людей с лучшими рыцарями Тевтонского ордена. Данное побоище оставило значительный след

Васко да Гама (1460-1524 гг.) является известным португальским мореплавателем, прославившимся своими географическими открытиями.

30 мая 1672 года в семье московского царя Алексея Михайловича и его жены Натальи Нарышкиной родился сын Пётр. В младенчестве Петр воспитывался нянечками. В четыре года он лишился отца

1 Духовное краеведение, 8 класс. Параграф 2.2.

6 ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНИНА: Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елико на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елико на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

7 Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долдолетен будеши на земли. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долдолетен будеши на земли. Не убий. Не убий.

8 Не прилюбы сотвори. Не прилюбы сотвори. Не укради. Не укради. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

11 ИИСУС ХРИСТОС – БОГ СЫН. Был безгрешен, но чтобы спасти людей от зла и смерти, Он взял на себя грехи человечества и умер, распятый на Кресте. Был безгрешен, но чтобы спасти людей от зла и смерти, Он взял на себя грехи человечества и умер, распятый на Кресте. КРЕСТ – символ ХРИСТИАНСТВА. КРЕСТ – символ ХРИСТИАНСТВА.

13 ОН учил людей, что Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Не сила человека побеждает зло, но любовь Божия способна преобразить мир. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Не сила человека побеждает зло, но любовь Божия способна преобразить мир.

14 БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ, МАТЕРЬ БОЖИЯ. В городке Вифлееме, в земле Палестине, у Девы Марии родился сын Иисус. В городке Вифлееме, в земле Палестине, у Девы Марии родился сын Иисус. Богородица считается главной покровительниц ей России. Богородица считается главной покровительниц ей России.

15 АПОСТОЛЫ – ученики Иисуса Христа. Для спасения людей Христос создал на земле Церковь. Для спасения людей Христос создал на земле Церковь. Церковь – это единение во Христе человека с Богом. Церковь – это единение во Христе человека с Богом. Днем рождения Церкви считается 50-й день после Воскресения Христа, когда на Богоматерь и апостолов сошел Святой Дух. Днем рождения Церкви считается 50-й день после Воскресения Христа, когда на Богоматерь и апостолов сошел Святой Дух.

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №1
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №2
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №3
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №4
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №5
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №6
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №7
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №8
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №9
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №10
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №11
Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №12

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №1

Слайд 1

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №2

Слайд 2

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №3

Слайд 3

 На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяло традиции их жизни и их идеалы. Христианская культура раскрывается в творчестве выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского; писателей – Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.С. Шмелёва,; композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, А.К. Лядова; художников – И. И. Шишкина, И.И. Левитана, А.А. Иванова, В.М. и А.М. Васнецовых.

Слайд 4

На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяло традиции их жизни и их идеалы. Христианская культура раскрывается в творчестве выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского; писателей – Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.С. Шмелёва,; композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, А.К. Лядова; художников – И. И. Шишкина, И.И. Левитана, А.А. Иванова, В.М. и А.М. Васнецовых.

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №5

Слайд 5

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №6

Слайд 6

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №7

Слайд 7

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №8

Слайд 8

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №9

Слайд 9

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №10

Слайд 10

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №11

Слайд 11

Духовное краеведение Подмосковья. Особенности православной культуры, слайд №12

Слайд 12

Читайте также: