Метафизика как модель развития доклад

Обновлено: 17.05.2024

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории по­знания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания. Диалектика— это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития, а субъективная – это отражение этих законов в сознании людей.

Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части ко­торого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., период бурного развития естество­знания, особенно механики; рас­цвет диалектики приходится на XIX-XX вв. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и за­конах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разные этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеоб­щей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира.Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества.




Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника разви­тия можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие.

Противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Категории — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущ­ность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; сво­бода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и ка­чество и др.

Сущность и явление— важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное. Единичное(частное) — это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина— это явление, обусловливающее порождающее другое явление. Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Помимо категорий, важнейшей составной частью диалектики являются законы диалектики. Они были сформулированы Гегелем, но он применял их исключительно к сфере духа, в то время как их можно применять ко всем явлениям, материальным и духовным.

Закон отрицания отрицания.Согласно этому закону, развитие происходит по принципу триады, проходя этапы: тезис, антитезис, синтез. Этот закон обычно формулируется таким образом: в процес­се развития каждая ступень, являющаяся результатом двой­ного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыду­щих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Сочетание прогрессивного развития и возврат якобы к старому придают процессу развития спиралеобразный характер. Отрицания бывают двух видов. Диалектическое отрицание – неполное, с удержанием положительного, дающее объекту возможность дальнейшего развития. Метафизическое отрицание – это полное отрицание, разрушение объекта. Закон отрицания отрицания основан на двойном диалектическом отрицании. Он указывает на направление (причем, только прогрессивное) развития.

Не следует думать, что указанные законы диалектики относятся к разным объектам. В действительности они характеризуют один и тот же объект, но под различными углами зрения: с точки зрения источника, развития, механизма и направления развития соответственно.

Детерминизм. Синергетика

Детерминизм-это учение о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений. Ядром детерминизма являются причинно-следственные связи. Бывают также функциональные связи, отно­шения симметрии и пространственные и временные корреляции. Общие, существенные устойчивые связи называются законом. Следует различать за­коны бытия и законы науки. Последние существуют только в мышлении и благодаря ему. Вторые есть отражение первых.

Законы также делятся на законы строения (структуры), законы функцио­нирования и законы развития. Законы структуры характеризуют сущность системного объекта в аспекте устойчивости, неизменности его организации. Законы функционирования раскрывают сущность системного объекта в пла­не его динамичности в данный ограниченный отрезок времени. Наконец, за­коны развития выражают основные тенденции, движущие силы, механизмы преобразования рассматриваемой системы в качественно иную, но генетиче­ски связанную с ней. Определяющая роль отводится законам развития.

Виды детерминизма. Детерминизм делится на классический и неклассический. Классический(Лапласовский, жесткий, механический) детерминизм, имеющий динамический характер, описывает взаимнооднозначные взаимодействия, исключающие случайность. Поэтому, зная исходные параметры объекта, можно однозначно предсказать после­дующие состояния объекта. Такие закономерности встречаются в механике, в изолированных системах с небольшим числом элементов. Второй вид детер­минизма – неклассический, вероятностный, допускающий случайность. Присущие ему статистические закономерности характерны для микромира, в массовых событиях, когда по­вторяемость проявляется в определенном проценте случаев. При описании статистических закономерностей употребляются понятия: необходимость и случайность, возможность и действительность. Представления о нем возник­ли в начале XX века с открытием микромира. Индетерминизм отрицает су­ществование причинных связей в мире. Методологические основы индетерминизма были заложены Юмом, который считал, что причинности не сущест­вует, это только привычка людей связывать события друг с другом.

Синергетика

Подходы классической новоевропейской науки и синергетики к пониманию природы изменений, как таковых, где бы они ни происходили, прин­ципиально различны. Первая рисует картину мира, в которой любое событие заведомо определено первоначальными условиями. Поэтому случайность исключается в принципе, а ее фактическое наличие объясняется тем, что мы не обладаем полнотой информации.

Европейскую философию XVII века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствеие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.

Принципиальная новизна философии нового времени заключается в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, "природа" человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.

Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования, на эмпирику. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.

3.Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме.

Неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.
Исторически первый и основной вариант неопозитиви­стской философии — логический позитивизм, или логиче­ский эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера по­зитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасы­вает психологизм и биологизм махистской философии, при­нимает тезис об априорно-аналитическом характере поло­жений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом было камнем преткновения, как для первой, так и для второй исторической формы по­зитивизма).
Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают три типа осмысления предложений
1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)
2. предложение, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказываниями о эмпирических фактах)
3. предложения логики и математики (не содержат высказывание о фактах, не дают нового знания о мире, необходимые для формального преобразования уже имеющегося знания).

Буржуазная философия XX века. - М. Политиздат, 1990 г.
Философский энциклопедический словарь.
Краткая философская энциклопедия.

Как способ философского мышления метафизика появилась в Древней Греции в школе элеатов. Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар, состоящий из двух частей – светлой и темной. По Аристотелю, метафизика – это учение о первых началах и причинах всего существующего. В таком значении – как наука о бытии данный термин применялся до 18 века.

17-18 вв. характеризуются расцветом метафизики. Метафизика понимается как недиалектический способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем. Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы природы обособленно друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Материальный мир – огромный механизм, а человек – разумная машина.

В 19 в. в связи с крупными достижениями в различных науках (биология, химия, физика, история, философия) метафизика была подвергнута критике. Стало бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохранилась как недиалектический способ мышления человека.

Характерные признаки метафизики

1. Восприятие объекта как простой (механической) суммы частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими частями. Одномерное, одностороннее видение объекта преувеличение или преуменьшение в нем той или иной стороны (например переоценка роли какой-либо исторической личности).

2. Отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета (например, Бог как причина всего)

3. Противопоставление старого и нового в развитии как якобы не связанных друг с другом генетически (нигилизм, полное отрицание прошлого своей страны, ее опыта и традиций как якобы не имеющих права на существование)

Однако несправедливо было бы считать метафизику полностью устаревшей концепцией и методом познания. Метафизический стиль мышления существует до сих пор в науке, идеологии, философии, политике. Он широко распространен в повседневном познании людей.

Наиболее распространенные проявления метафизики:

1. Догматизм как некритический и нетворческий тип мышления. В религии, философии, науке. (если в религии – скорее плюс, то в науке – минус)

2. Софистика – искусство спора – сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Подмена понятий, словесные уловки и ухищрения

3. Эклектика – соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета.

4. В повседневной жизни люди руководствуются не теоретическими знаниями, а простейшими обыденными представлениями. Поэтому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления.

Платон и Аристотель

Что такое метафизика?

Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:

  • Где находится начало всех начал?
  • Какова причина всех причин?
  • Что является источником всего сущего?
  • Почему вообще существуют эти вопросы (кто их задаёт)?
  • Как получать достоверные ответы?

На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.

Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:

  • Античная метафизика;
  • Классическая (Новое время);
  • Современная.

При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).

Основы метафизики

  • Метафизика считает, что существует доопытное (априорное) знание. То есть, это непреложное знание, существующее само по себе.
  • При этом учение является гносеологическим, поскольку использует методы эмпирического познания.
  • Предполагается, что существует некий идеальный источник знаний, но найти его или доказать его существование невозможно.
  • Интерес метафизики сосредоточен на первоисточниках, находящихся за пределами материального мира.
  • Метафизика стремится понять, что первично: разум или мироздание.

Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.

Основные теории метафизики

Античная метафизика (Аристотель, Платон)

Средневековая метафизика (Фома Аквинский)

В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.

Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.

Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.

Метафизика Нового времени

Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.

Метафизика Канта

Метафизика Гегеля

Диалектический материализм

Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.

Неопозитивизм

Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).

Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.

Отличия метафизики от диалектики

Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.

В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.

Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.

Заключение

Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.

Читайте также: