Доклад по даргинскому языку

Обновлено: 09.05.2024

Даргинский язык - один из младописьменных языков Дагестана - распространен в центральных р-нах Дагестанской АССР: Акушинском, Левашинском, Сергокалинском, Кайтакском, Дахадаевском, а также в с. Чираг, Амух Агульского р-на, в с. Манас, Кадар, Карамахи Ленинского р-на, в с. Мегеб Гунибского р-на, в с. Костек Хасавюртовского-р-на, в с. Сулевкент Бабаюртовского р-на и др.

Численность населения, говорящего на даргинском языке, составляет 160 тысяч человек. Даргинцы свои язык называют дарган мез 'даргинский язык'.

До Великой Октябрьской революции даргинцы не имели своей письменности и, за исключением горстки арабистов и отдельных лиц, получивших образование в России и за границей, почти все население было неграмотным. До 1928 г. даргинцы пользовались арабским письмом, которое было снабжено знаками, необходимыми для обозначения специфических согласных звуков даргинского языка. Так были напечатаны различные учебные пособия, а с 1925 г. стала выходить республиканская газета "Дарган". В 1928 г. даргинская письменность была переведена на латинскую основу. В дальнейшем возникла необходимость перевода письменности на основу русской графики, что и было осуществлено в 1938 г.

Даргинский язык обратил па себя внимание науки еще в XVIII в. Лексический материал и ряд грамматических комментариев к нему приводятся в работах И. А. Гюльденштедта, П. С. Далласа, Ю. Клапрота. Но на научную основу изучение даргинского языка становится только спустя полвека после появления трудов Ю. Клапрота, когда замечательный кавказовед П. К. Услар в 1866-1867 гг. провел исследование одного из диалектов даргинского языка (диалекта села Урахи), названного им "хюркилинским" языком. После выхода в свет труда П. Услара даргинский язык вызвал научный интерес у целого ряда зарубежных лингвистов. Его материалы привлекались в работах Ф. Мюллера, Р. Эркерта, Г. Шухардта, Ф. Борка, А. Дирра, Н. Трубецкого, Ж. Дюмезиля. Л. Ельмслева и др. В 1937 г. в Лейпциге была опубликована работа К. Боуда, представляющая собой очерк даргинского литературного языка. К. Боуда, в отличие от всех предыдущих исследователей, привлекавших материалы того или иного диалекта, впервые ведет свои наблюдения на материале литературного языка.

Происхождение даргинцев

У даргинцев наблюдается значительный (и самый высокий на Кавказе) процент гаплогруппы I (58%).

Гаплогруппа I является единственной известной "большой" гаплогруппой, произошедшей на территории Европы 20-25 тысяч лет назад из пришедшей с Ближнего Востока гаплогруппы IJ. Некоторые исследователи полагают, что местом появления гаплогруппы I могла быть Граветтская культура, своего рода обитаемый "оазис", где люди переживали Последний ледниковый максимум, который произошел примерно 21 тысяч лет назад.

Со времён прихода в Европу людей современного вида (кроманьонцев) около 40 тыс. лет назад и до индоевропейского вторжения около 5 тыс. лет назад, по всей видимости, гаплогруппа I составляла большинство населения Европы. Возможно, существовало большее количество субклад, ныне исчезнувших, из которых ныне идентифицировано лишь две (I1 и I2). Строители западноевропейских мегалитов, вероятнее всего, принадлежали к I.

(Из Википедии)

Литература по даргинскому языку

  • Абдуллаев 3. Г.Категория падежа в даргинском языке. Махачкала, 1961.
  • Абдуллаев 3. Г.К вопросу о напряженных согласных в даргинском языке. - Уч. зап. Ин-та ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, т. XI. Серия филол. Махачкала, 1962.
  • Абдуллаев С. Н.Грамматика даргинского языка (фонетика и морфология). Махачкала, 1954.
  • Абдуллаев С. Н.Русско-даргинский словарь. Махачкала, 1950.
  • Быховская С. Л.Имена существительные в даргинском литературном языке. - Язык и мышление, т. X. М.-Л., 1940.
  • Быховская С. Л.Особенности употребления переходного глагола в даргинском языке. - Сб. "Памяти акад. Н. Я. Марра (1864-1934)". М.-Л., 1938.
  • Быховская С. Л.Пережитки inclusiv'a и exclusiv'a в даргинских диалектах. - Язык и мышление, т. IX. М.-Л., 1940.
  • Гаприндашвили Ш. Г.Образование и функции основных падежей в диалектах даргинского языка. - Труды Цхинвальского гос. пед. ин-та, III, 1956.
  • Гаприндашвили Ш. Г.Образование и функции направительных и местных падежей в диалектах даргинского языка. - Труды Цхинвальского гос. пед. ин-та, IV, 1957.
  • Гаприндашвили Ш. Г.О природе лабиализации в даргинском и лакском языках. - V (XI) Научная сессия Ин-та языкознания АН Груз. ССР, 1954, 10, 11 и 12 июня. Тезисы докладов. Тбилиси, 1954.
  • Гаприндашвили Ш. Г.Фонетика даргинского языка (по данным диалектов). Авторсф. докт. дисс. Тбилиси, 1956.
  • Гаприндашвили Ш. Г.Фонетические особенности цудахарского диалекта даргинского языка (по данным говора аула Ходжал-Махи). - Сб. "Языки Дагестана", вып. I. Махачкала, 1948.
  • Гасанова С. М.Глагол в даргинском языке. Махачкала, 1962.
  • Жирков Л. И.Грамматика даргинского языка. М., 1926.
  • Жирков Л. И.Спряжение глагола в лакском и даргинском языках. - ДСИЯ, т. VII, 1955.
  • Магометов А. А.Вспомогательные глаголы в даргинском и табасаранском языках. - ИКЯ, т. VI, 1954.
  • Магометов А. А.Лабиализованные звуки в даргинском языке. - ИКЯ, т. V, 1953.
  • Магометов А. А.Личное спряжение в даргинском языке сравнительно со спряжением в табасаранском и лакском языках. - ИКЯ, т. XIII, 1962.
  • Магометов А. А.Кубачинский язык (исследование и тексты). Тбилиси, 1963.
  • Магометов А. А.О грамматических классах в даргинском языке. - Сообщ. ЛИ Груз. ССР, т. XXIV, № 5, 1960.
  • Услар П. К.Хюркилинский язык. - Этнография Кавказа. Языкознание. V. Тифлис, 1892.
  • Воuda К.Die darginische Schriftsp.rache. - Beitrage zur kaukasischcn und sibirischen Sprachwissenschaft.
  • Abhandlungen fur die Kunde des Morgenlandes, XXII, 4. Leipzig, 1937.

Даргинский праязык

Лакский язык

Лакский язык — язык лакцев. Относится к дагестанской группе кавказских языков. Наиболее близок к даргинскому языку. Распространен в Республике Дагестан. Число говорящих 153 тыс. человек ( 2002 г., перепись; 104 тыс. в 1989 г.). Диалекты: кумухский, вицхинский, вихлинский, балхарский, аштикулинский, аракульский и шаднинский.

В морфологии существует 4 грамматического класса. Склонение многопадежное. Глагол изменяется по лицам. Формы времен и наклонений образуются от первичной основы (корень глагола с инфиксацией) или от вторичной основы (инфинитива). Структура простого предложения характеризуется эргативной, номинативной и дативной конструкциями.

Начиная с VIII века в лакский язык проникали заимствования из армянского, персидского и тюркских языков. В настоящее время лакский язык заимствует лексику преимущественно из русского языка.

Лакский язык в соответствие с Конституцией Республики Дагестан 1994 г. признан государственным языком наряду с русским и всеми другими языками Дагестана. Он используется как средство обучения в начальной школе и преподается как предмет в средней школе, средних специальных учебных заведениях и вузах. На лакском языке издается учебная, художественная и публицистическая литература, выходят газеты и журналы, осуществляется радио- и телевещание, функционирует театр. Центрами научного изучения языка являются Институт языка, литературы и искусств Дагестанского научного центра РАН, Факультет дагестанской филологии Дагестанского государственного университета, Кафедра общего и дагестанского языкознания Дагестанского государственного педагогического университета, Лаборатория кавказских и тюркских языков Института языкознания РАН.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дарги́нские языки — ветвь нахско-дагестанских языков. Распространены среди даргинцев: на традиционной территории их проживания (в северо-восточной части горного Дагестана (Россия) — в Акушинском, Буйнакском, Сергокалинском, Левашинском, Дахадаевском, Кайтагском и Агульском районах) и на равнине, куда после 1950-х гг. переселилась значительная их часть. Общее число говорящих на даргинских языках 503,5 тысяч человек (2002, перепись). Отдельные даргинские языки в переписи не учитываются; ниже приводятся оценки (2002) численности говорящих на них для традиционных территорий их распространения (в целом составляющие около половины от общего числа).

Традиционно даргинские языки считаются диалектами одного языка, хотя фактически представляют собой группу довольно далеко разошедшихся языков (по временнóй глубине сравнимую с германскими языками), числом не менее 17. Согласно данным лексикостатистики, делятся на 6 групп, 3 из которых включают по одному языку. [1]

акушинский (42 тыс. чел.) и базирующийся на его основе даргинский литературный язык

урахинский (хюркилинский; 35 тыс.)

мугинский (3 тыс.)

цудахарский (19 тыс.)

гапшиминско-бутринский (13 тыс.)

мюрего-губденский (39 тыс.)

кадарский (9 тыс.)

муиринский (38 тыс.) языки.

Мегебский (1 тыс. чел.).

сирхинский (10 тыс. чел.)

амухско-худуцкий (1,6 тыс.)

кункинский (1 тыс.)

санжи-ицаринский (1,6 тыс.)

Чирагский (1,2 тыс.)

Кайтагский (21 тыс.) — видимо 2 языка:

кубачинский (3,4 тыс. чел.)

аштинский (2 тыс.).

По данным глоттохронологии, разделение общедаргинской общности относится к III веку до н. э.

2. Письменность

Отдельные надписи на даргинских языках в арабской графике появляются с конца XV века. С 1928 используется письменность на основе латинской, а с 1938 — на основе русской графики. Литературный даргинский язык преподаётся в большинстве школ в традиционных районах проживания даргинцев, однако лишь ограниченно используется для общения между носителями разных даргинских языков, в основном среди северодаргинских языков.

3. Лингвистическая характеристика

3.1. Фонология

По сравнению с другими нахско-дагестанскими языками фонетическая система даргинских языков проста.

В них нет шумных латеральных согласных, а во многих языках и лабиализованных. Для части даргинских языков (кубачинского, кайтагского и др.) характерны геминированные согласные, по наличию-отсутствию которых даргинские языки традиционно делились на языки акушинского и цудахарского типа.

Система гласных, включающая, как правило, 4 основные единицы (i, e, u, a), осложняется за счёт фарингализованных фонем. В ряде языков имеется противопоставление по наличию-отсутствию фарингализации, например, в ицаринском (где есть пары a — aI, u — uI), кубачинском (в котором эта оппозиция охватывает всю систему). Долгие гласные возникают, как правило, в результате стяжения; в некоторых языках противопоставление по долготе стало фонематичным. Ударение и просодия изучены слабо. Фарингализация — важный просодический признак. В ряде языков для выражения грамматических значений может использоваться словесное ударение.

3.2. Морфология

Система счисления десятеричная.

Личные местоимения 1-го лица в ряде языков (чирагском, кайтагском) различают формы инклюзива и эксклюзива, в ицаринском наблюдается формальное совпадение местоимений 1-го и 2-го лица множественного числа.

Глагол во всех даргинских языках образует большое число видо-временных и модальных парадигм. Большая часть глагольных форм представляет собой комбинацию одной из личных форм глагола либо одной из глагольных основ и потенциально отделяемой от глагола частицы, выражающей лицо, время, отрицание, вопрос и т. п. Есть также несколько собственно синтетических форм и аналитических конструкций с личным глаголом в роли вспомогательного элемента. Система неличных форм включает простые и специализированные деепричастия, краткие и полные причастия и несколько отглагольных существительных, в том числе имена действия — герундий и маздар. В некоторых языках имеются спрягаемые формы конъюнктива, которым соответствует инфинитив в остальных даргинских языках Отрицание выражается вспомогательным глаголом или отрицательным префиксом, в ряде языков также редупликацией глагольной основы. Даргинские языки принадлежат к числу немногих нахско-дагестанских языков, имеющих развитое личное согласование. Правила контроля личного согласования сильно расходятся по языкам, но везде, как правило, учитывают лицо основных актантов предложения, иногда также роль семантическую. Имеется морфологический каузатив.

Для даргинских языков характерна типичная для нахско-дагестанских языков эргативная конструкция предложения. Сфера применения аффективной и антипассивной конструкций сравнительно узка.

4. История изучения

Первые серьёзное исследование одного из даргинских языков (урахинского) было предпринято в конце XIX века П. К. Усларом. Значительный вклад в изучение даргинских языков в XX веке внесли отечественные исследователи Л. И. Жирков, С. Н. Абдуллаев, З. Г. Абдуллаев, Ш. Г. Гаприндашвили, С. М. Гасанова, М.-Ш. А. Исаев, М.-С. М. Мусаев, Р. О. Муталов, С. М. Темирбулатова и, в особенности, А. А. Магометов, а также голландская учёная Хелма ван ден Берг. Степень изученности многих даргинских языков недостаточна. Отсутствуют подробные сведения о грамматике большинства из них, нет даргинско-русских словарей.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Даргинцы. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназв.). Численность в Российской Федерации (вместе с кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Дагестане 280,4 тыс. чел. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. чел.) и Калмыкии (12,9 тыс. чел.). Общая числ. 365,0 тыс. чел. Коренное нас. Дагестана. Язык даргинский; важнейшие диалекты — акушинский, цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

Основу социальной организации Д. составляла сел. община — джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые или частично зависимые от знати. Союзы могли объединяться в конфедерации. Большая часть Д. входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Жизнь общины регулировалась нормами адата (наиболее известен кодекс Рустем-хана, кайтагского уцмия 17 в.) и шариата.

1. Бурный ручей до моря не доходит 2. Был бы мир пловом, а я - ложкой! 3. Где есть люлька, там не миновать и гробу 4. Думать надо головой, пока она целая 5. Если обидеть - и муравей кусается 6. Если ударить по уху - и осел уразумеет 7. Какой мост построишь, по такому и перейдешь 8. Красивая жена пусть у соседа будет 9. Кто летом не бегал - побегает зимой 10. Кто любит чабана, должен любить и его собаку 11. Не делай зла - не будешь знать страха 12. Один плясун не делает свадьбы 13. Одной рукой не поднять двух арбузов 14. Покорную овцу трижды доят 15. Слабый хватается за большой камень 16. Топор, построивший дом, за порогом стоит 17. У разбогатевшего бедняка в долг не проси 18. Щенок волка не поймает


Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.

Народность в Дагестане

К национальности даргинец сегодня относится значительное число жителей республики Дагестан, входящей в состав России. По результатам последней переписи населения, на территории нашей страны проживает почти 600 тысяч представителей этой народности. В Дагестане их больше всего - около 16,5 %, или, приблизительно, полмиллиона человек.

Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Внешность

Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.

У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев - это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

национальная одежда

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Диаспора

Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки - уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным - 50 тысяч.

Дети даргинцев

Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.

Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины - в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.

В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.

Этноним

Само слово "даргинец" производное от понятия "дарг", которое означает "внутренность", то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним "даргинцы" появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование "дайркан", которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Народы Дагестана

Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.

Город Махачкала

Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.

В самом Дагестане больше всего проживает аварцев, но даже у них нет большинства. Их около 850 тысяч человек, что примерно 30 % от общей численности населения. Даргинцев - 16,5 %, кумыков - 14 %, лезгин - 13 %, численность других национальностей не превышает 10 %.

Культура

Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.

Даргинский театр

После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась "Дарган".

В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.

Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.

Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.

Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.

Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.

Музыка

В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.

Ринат Каримов

Один из самых популярных исполнителей даргинских песен - Ринат Каримов. В его репертуаре есть произведения "Для вас, даргинцы", "Исбахи", "Любовь придет", "Моей даргинке", "Пойми сердце мое", "Родник любви", "Сон", "Черноглазая", "Красивая", "Будьте счастливы", "Не могу без тебя", "Свадебная", "Шуточная".

Традиции даргинцев

О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.

Даргинские обычаи

Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.

Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.

Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.

Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится неприкосновенный запас на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.

Семья

Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.

Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.

Даргинская свадьба

Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в "другом " доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.

Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.

Читайте также: